1 сентября (19 августа ст. ст.) Церковь почитает Донскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Донской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.
- Донская икона Пресвятой Богородицы. История
- Донской монастырь в Москве
- Иконы Донской Богородицы
Содержание
- Донская икона Пресвятой Богородицы. История
- Донской монастырь в Москве
- Иконы Донской Богородицы
- Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы
- Донской монастырь
- Две иконы
- Некрополь
- Святой узник
- Монастырь в городе
- Икона Богородицы Донская
- День Чудотворной Донской иконы Божией Матери. Какие дела сегодня благоприятны?
- День памяти Донской иконы Пресвятой Богородицы
- Ежегодное почитание чудодейственного образа
- История происхождения святыни
- Символизм Донской иконы
- Святыни
- История монастыря
- Святыни и захоронения
- Донской монастырь в наши дни
Донская икона Пресвятой Богородицы. История
По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.
В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.
Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.
Донской монастырь в Москве
Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.
Донской монастырь в 1883 году
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.
Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве
Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.
Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.
Большой Донской собор
В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.
30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.
Иконы Донской Богородицы
Богоматерь Донская, 1390-е годы. Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского КремляДонская икона Богоматери, первая половина XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, МоскваБогоматерь Донская (так называемая «голубая»), конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы
Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.
Донской монастырь
1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Псково-Печерский монастырь: открытая крепость
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Мой монастырь
Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Екатерина СТЕПАНОВА
Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63
Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:
Икона Богородицы Донская
Текст акафиста утвержден решением
Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).
Кондак 1
Взбра́нней Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Икос 1
Арха́нгела благове́стие слы́шавши Пречи́стая, кро́тостию прия́т во́лю Го́спода Своего́ и во смире́нии се́рдца отвеща́: Се Раба́ Госпо́дня, бу́ди Мне по глаго́лу твоему́. Мы же, дивя́щеся, ка́ко Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, с Гаврии́лом Благода́тную пе́сньми си́ми почита́ем:
Ра́дуйся, Отрокови́це, от всех родо́в Бо́гом избра́нная;
ра́дуйся, ски́ние, Ду́хом Святы́м осене́нная.
Ра́дуйся, живоно́сная оби́тель Све́та Боже́ственнаго;
ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Спа́са ми́ру ро́ждшая.
Ра́дуйся, Всепе́тая, я́ко сотвори́ Ти вели́чие Си́льный;
ра́дуйся, я́ко и в сла́ве икон Твои́х вели́чие сие́ явле́но бысть.
Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю, Благода́тная, Неви́димый нам приобщи́ся;
ра́дуйся, я́ко чудотво́рными ико́нами Твои́ми благода́ть и ми́лость нам источи́ся.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 2
Ви́дяще Тя, Богоро́дице, на объя́тиих Свои́х Младе́нца Христа́ держа́щую и главо́ю к пречи́стому ли́ку Его́ кро́тце прини́кшую, разумева́ем боже́ственную любо́вь Твою́ и непреста́нное о ми́ре хода́тайство. Ве́руем, я́ко и́маши ве́лие дерзнове́ние ко благосе́рдию Влады́ки, Ему́же, да́вшему нам Тя благу́ю Засту́пницу, благода́рственно пое́м: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум немощны́й не мо́жет пости́гнути глубину́ смире́ннаго служе́ния Твоего́, Госпоже́, Искупи́телю на́шему, не име́вшему на земли́, где главу́ подклони́ти. Егда́ же прии́де вели́кий и тре́петный день страда́ний Сы́на Твоего́, Богома́ти, ору́жие сме́ртное про́йде ду́шу Твою́. Сего́ ра́ди се́рдцем соболе́знующе, глаго́лем Ти такова́я:
Ра́дуйся, незло́бивая А́гнице, верте́п и бе́гство смире́нно прии́мшая;
ра́дуйся, богоприи́мца Симео́на ско́рбное прорече́ние в се́рдце начерта́вшая.
Ра́дуйся, поноше́нию Сы́на Бо́жия сострада́вшая;
ра́дуйся, кре́стный путь Его́ слеза́ми ороси́вшая.
Ра́дуйся, му́ки Его́ кре́стныя се́рдцем раздели́вшая;
ра́дуйся, Кресту́ предстоя́нием соверше́нство любве́ Твоея́ яви́вшая.
Ра́дуйся, гро́бу Сы́на Твоего́ благосе́рдый плач прине́сшая;
ра́дуйся, воскресе́нием Его́ па́че всех обра́дованная.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 3
Си́ла Вы́шняго соде́ла Тя, Благода́тная, исто́чник неоскудева́ющ утеше́ния бе́дствующим: мно́ги бо ско́рби претерпе́вши, мо́жеши и искуша́емым помощи́. Лю́дем ру́сским, лю́те стра́ждущим от наше́ствия ага́рян, благоволи́ла еси́ яви́ти о́браз Твой в зна́мение ми́лости Твоея́ ко Оте́честву на́шему, в защи́ту от враг ви́димых и неви́димых, и́хже по́мощию Бо́жиею побежда́юще, Спаси́телю Бо́гу воспева́ху: Аллилу́иа.
Икос 3
Иму́ще Тя подвигополо́жницу, ше́ствующую по стопа́м Влады́ки Христа́, му́жества исполня́хуся первосвяти́телие Моско́встии и подви́жницы благоче́стия земли́ Ру́сския. Беды́ и напа́сти претерпева́юще, сии́ уча́ху лю́ди ду́хом Го́сподеви рабо́тати, ве́дуще, я́ко си́ла Бо́жия в не́мощи соверша́ется. Мы же, ви́дяще ве́ру оте́ц на́ших и явле́ние благода́ти, претвори́вшия злоумышле́ния во нра́вы до́брыя, досто́йно Тя, наста́вницу ве́рных, ублажа́ем:
Ра́дуйся, насажде́ние ве́ры и благоче́стия;
ра́дуйся, о́бразе несокруши́маго терпе́ния.
Ра́дуйся, ду́ха уны́ния и боя́зни отгна́ние;
ра́дуйся, ду́ха ра́зума и кре́пости стяжа́ние.
Ра́дуйся, близ Донски́х струй чу́дно ико́ну Твою́ яви́вшая;
ра́дуйся, ре́ки слез наро́дных е́ю изсуши́вшая.
Ра́дуйся, до́блести бога́тство нам вручи́вшая;
ра́дуйся, моли́твенников земли́ Ру́сския возрасти́вшая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 4
Бу́ря превели́каго наше́ствия ага́рянскаго потрясе́ зе́млю Ру́сскую, но не возмо́же пла́мень угаси́ти ве́ры в покро́в Твой, Богома́ти Пречи́стая. Вели́кий печа́льник земли́ на́шея преподо́бный Се́ргий, призва́в на по́мощь Святу́ю Трои́цу и Тя, Влады́чице, со упова́нием благослови́ свята́го кня́зя Дими́трия с дружи́ною в похо́д проти́ву ага́рян и предрече́ ему́ победу, те́мже научи́ всех пе́ти всеси́льному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому: Аллилу́иа.
Икос 4
Ви́дя ико́ну Богома́тере, на по́ли бра́ни от Донски́х преде́л прише́дшую, и, прии́м посла́ние от Се́ргия преподо́бнаго с напу́тием: Да помо́жет ти Бог и Свята́я Богоро́дица, возра́довася князь Дими́трий, я́ко Сама́ Влады́чица гряде́т на супоста́ты, и, воспряну́в ду́хом, с наде́ждею поведе́ во́ины своя́ на тьмочи́сленная по́лчища и побе́ду одержа́. Ико́на же Твоя́, Влады́чице, молниено́сным блиста́нием зра́ка Твоего́ враги́ устраша́ющи, зало́г побе́ды явля́ше. Сего́ ра́ди благода́рственно и ра́достно пое́м Ти похва́льная сия́:
Ра́дуйся, Ма́ти Го́спода Сил, небе́сная Воево́до;
ра́дуйся, земли́ Ру́сския от ве́ка по́моще и покро́ве.
Ра́дуйся, во́ином му́жества неодоли́маго дарова́ние;
ра́дуйся, врага́ иско́ннаго гро́зное низверже́ние.
Ра́дуйся, во́инов-и́ноков на по́двиг ра́тный избра́вшая и укрепи́вшая;
ра́дуйся, Оте́чество на́ше от и́га ага́рянскаго свободи́вшая.
Ра́дуйся, в явле́нии ико́ны Твоея́ луча́ми Со́лнца пра́вды ве́рных осия́вшая;
ра́дуйся, пресла́вную побе́ду правосла́вно Тя чту́щим дарова́вшая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 5
Богоявле́нною звездо́ю возсия́ ико́на Твоя́ пресве́тлая, озаря́ющи у́тро бра́ни и возвеща́ющи благослове́ние Бо́жие ратобо́рцем, на бра́нь жесто́кую с ага́ряны подви́гшимся. Весь день той предстоя́ху Се́ргий преподо́бный и и́ноцы мно́зи в моли́тве неотсту́пней ко Святе́й Тро́ице. Ве́черу же бы́вшу, побе́ду ста́рец ду́хом позна́в, ра́достно сию́ провозгласи́ и благода́рственное пе́ние соверши́ всеще́дрому Бо́гу, призыва́я и нас велегла́сно воспе́ти Ему́: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́дя очи́ма ве́ры тече́ние би́твы и моли́твою ратобо́рцы укрепля́я, поиме́нно помина́ше преподо́бный Се́ргий вожди́ и во́ины убие́нныя. Мы же, иму́ще заве́т его́ па́мять о таковы́х осо́бо твори́ти и ве́дуще си́лу моли́твы, побе́ду ору́жию принося́щия, из глубины́ се́рдца воззове́м Бо́жией Ма́тери, всемо́щней Покрови́тельнице ду́шу свою́ полага́ющих за дру́ги своя́:
Ра́дуйся, меч гне́ва Бо́жия на проде́рзыя направля́ющая;
ра́дуйся, из пра́вды вене́ц побе́ды соплета́ющая;
Ра́дуйся, с хра́брыми непреобори́мо спобора́ющая;
ра́дуйся, к по́двигом во бра́нех дух возвыша́ющая.
Ра́дуйся, ура́ненных Свои́м попече́нием не оставля́ющая;
ра́дуйся, убие́нных к ве́чному поко́ю управля́ющая.
Ра́дуйся, вдови́ц и обезча́дствованных благода́тно утеша́ющая;
ра́дуйся, Воево́до изря́дная, непобеди́мо держа́вствующая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 6
Провозве́стник спасе́ния Москвы́ от внеза́пнаго наше́ствия ага́рянскаго яви́ся о́браз Твой, Засту́пнице ско́рая. Неприя́телем во град вни́ти уже́ гото́вым, с ве́рою и сле́зным моле́нием обнесо́ша его́ лю́дие по стена́м и сто́гнам гра́да и поста́виша посреде́ во́инства в похо́дней це́рквице Се́ргия преподо́бнаго и, в моли́тве прилежа́ще, усе́рдно взыва́ху всеми́лостивому Спа́су: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́вшу со́лнцу, узре́ша стрегу́щии во́ини, я́ко опусте́ стан ага́рянский: но́щию страх внеза́пу нападе́ на ня от не́кия ве́лия си́лы и, смути́вшеся, неудержи́мо бежа́ша да́же до преде́л земли́ Ру́сския и вси изгибо́ша. О, преди́вная Засту́пнице на́ша! Твои́ми моли́твами ско́рое избавле́ние сие́ бысть. Да испо́лнится же дре́вний храм, возвы́сивыйся на ме́сте, иде́же стоя́ше чудотво́рный о́браз Твой Донски́й, гла́са хвалы́ сея́:
Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая, ве́ры огнь воспламеня́ющая;
ра́дуйся, гра́ду Москве́ стра́же неусыпа́ющая.
Ра́дуйся, упова́ющих на по́мощь Твою́ не посрамля́ющая;
ра́дуйся, плач ве́рных вско́ре в ра́дость претворя́ющая.
Ра́дуйся, в бе́гство враги́ обраща́ющая;
ра́дуйся, призыва́ющим Тя по́мощь подаю́щая.
Ра́дуйся, со святи́телями и преподо́бными град наш огражда́ющая;
ра́дуйся, и́ноков под се́нию ико́ны Твоея́ учрежда́ющая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 7
Восхоте́вши огради́ти зе́млю Ру́сскую, держа́вная Покрови́тельнице на́ша, мно́гажды ко́зни ага́рян и про́чих иноплеме́нник разоря́ше, преде́лы страны́ на́шея храня́щи, и побе́ды ди́вныя да́же без кро́ве подаю́щи. Благоволи́, о Ма́ти Бо́жия, в ми́ре глубо́це и сою́зе любве́ вселе́нную сохрани́ти, Тебе́ бо даде́ся благода́ть всеми́рнаго заступле́ния пред Влады́кою всех, Его́же во́инства небе́сная сла́вят, пою́ще Ему́: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́ваго стра́жа неусы́пнаго гра́да Москвы́ досто́йно почти́ти хотя́ще, собо́рный храм лю́дие благочести́вии в Донсте́й оби́тели сооруди́ша и на стене́ хра́ма живописа́ша ико́ну Твою́, Богома́ти, в боже́ственное огражде́ние страны́ на́шея, я́ко да отвне́ находя́щии врази́ отраже́ни бу́дут неотсту́пными моли́твами Твои́ми. Тебе́ же, я́ко су́щей с на́ми, со упова́нием глаго́лем:
Ра́дуйся, Бо́га Жива́го одушевле́нный хра́ме;
ра́дуйся, Ма́ти ми́ра, укроща́ющая смяте́ний во́лны.
Ра́дуйся, нощны́х бде́ний и моле́бных пе́ний ско́рое слы́шание;
ра́дуйся, до́брое приста́нище душа́м, спасе́ния и́щущим.
Ра́дуйся, ико́ну Твою́, я́ко зна́мя побе́д, дарова́вшая;
ра́дуйся, страну́ Ру́сскую достоя́ние Свое́ избра́вшая.
Ра́дуйся, бра́ней прекраще́нием мир и ра́дость принося́щая;
ра́дуйся, ко благоче́стию страну́ на́шу приводя́щая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 8
Разсе́яшася ту́чи напа́стей моли́твами Твои́ми, Засту́пнице всеблага́я. Те́плая заря́ покая́ния, восходя́щи, предваря́ет то́ки благода́ти, призыва́ющи к по́двигу, е́же ве́ровати пра́во и жи́ти свя́то. Простри́ же покро́в Твой, о Благода́тная Ма́ти, на всех гряду́щих у́зким, но вожделе́нным путе́м Христо́вых за́поведей, да вси позна́ют, я́ко с на́ми Бог, Ему́же пое́м: Аллилу́иа.
Икос 8
Весь мир стра́ждет грех ра́ди челове́ческих, во зло его́ поверга́ющих. В Тебе́, Ма́ти ро́да христиа́нскаго, нача́ло о́бщаго избавле́ния бысть, исполне́ние вся́кия доброде́тели. Да́руй же нам узре́ти, богому́драя Де́во, в Ева́нгелии Сы́на Твоего́ свет боже́ственный, да отве́ргше го́речь греха́, сла́дость благоче́стия обря́щем, взыва́юще Ти сицева́я:
Ра́дуйся, благода́ти живоно́сный исто́чниче;
ра́дуйся, заблу́ждшим путево́дный свети́льниче.
Ра́дуйся, сле́зне ка́ющимся обновле́ние подаю́щая;
ра́дуйся, ходи́ти в зако́не Госпо́дни наставля́ющая.
Ра́дуйся, моли́тве те́плей науча́ющая;
ра́дуйся, по́двигу поста́ вспомоществу́ющая.
Ра́дуйся, грехо́вныя по́мыслы вла́стно от нас отгоня́ющая;
ра́дуйся, братолю́бием те́мную зло́бу побежда́ти наставля́ющая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 9
Всех немощны́х кре́посте, печа́льных ра́дование, стра́ждущих посеще́ние, ве́рных дерзнове́ние Ты еси́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице, всех притека́ющих под сень Креста́ Госпо́дня ко спасе́нию приво́диши, да позна́вше Христа́, Бо́жию Си́лу и Бо́жию Прему́дрость, воспою́т Ему́: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́и многовеща́ннии пости́гнути не мо́гут, человеколюби́вая Ма́ти, бе́здну щедро́т Твои́х, на злостра́ждущия и безпо́мощныя излива́емых. И мы, сла́дость утеше́ния в ну́ждах позна́вше, благословля́ем Тя с ве́рою и че́ствуем с любо́вию, моле́ния вознося́ще пред о́бразом Твои́м сицева́я:
Ра́дуйся, в ско́рбех земны́х во́лю Бо́жию смире́нно прии́мшая;
ра́дуйся, обурева́емых в ти́хое приста́нище вводя́щая.
Ра́дуйся, боля́щих милосе́рдая цели́тельнице;
ра́дуйся, вдов и сиро́т незри́мая пита́тельнице.
Ра́дуйся, стра́ждущих любо́вию окружа́ющая;
ра́дуйся, долгонеду́жных сла́дости ра́йстей приобща́ющая.
Ра́дуйся, чад Свои́х от враг необори́мо защища́ющая;
ра́дуйся, я́ко слеза́ми ра́дости ико́на Твоя́ украша́ется.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 10
Спасти́ хотя́ мир, Сын Бо́жий из Тебе́, Де́во, пло́тию облече́ся и естество́ на́ше па́дшее обнови́. Ди́вное Бо́жие смотре́ние о нас Тобо́ю, Де́во, исполня́ется, я́ко Ты еси́ вои́стину поги́бших взыска́ние и гре́шных исправле́ние, и Тобо́ю от отча́яния изба́влени, дерза́ем с весе́лием пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 10
Стена́ еси́ несокруши́мая Це́ркви Христо́ве, Всенепоро́чная Де́во, ве́рныя бо во искуше́ниих укрепля́еши, ми́ром и любо́вию огражда́еши. Сего́ ра́ди и гла́си моли́твеннии не умолка́ют зову́щих Ти:
Ра́дуйся, от купе́ли креще́ния блага́я путеводи́тельнице;
ра́дуйся, целому́дрия ю́ных огради́тельнице.
Ра́дуйся, ма́терем многотру́дным изря́дная помо́щнице;
ра́дуйся, чад непокори́вых му́драя наста́внице.
Ра́дуйся, в сиро́тстве ди́вное утеше́ние;
ра́дуйся, вражду́ющих неча́емое примире́ние.
Ра́дуйся, беззако́ннующих све́том пра́вды просвеща́ющая;
ра́дуйся, грехи́ на́ша в мо́ри милосе́рдия потопля́ющая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 11
Пе́ние всеумиле́нное прино́сим Ти, вмести́вшей ипоста́сное Сло́во Бо́жие. Сын Твой, А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра, закала́ется и дае́тся в снедь ве́рным. Сподо́би нас, Ма́ти Бо́жия, досто́йно причаща́тися Пречи́стых Те́ла и Кро́ве Его́, да спасе́ние улучи́вше, воспое́м Жизнода́вцу: Аллилу́иа.
Икос 11
Дщи Отца́ Небе́снаго, Ма́ти Сы́на Бо́жия, Неве́сто Ду́ха Свята́го, неисчерпа́емое мо́ре даро́в боже́ственных Ты еси́, Всесвята́я Де́во. Умоли́ человеколю́бца Го́спода откры́ти нам исто́чник всеоживля́ющия благода́ти, да очище́нным се́рдцем потщи́мся возрасти́ти плоды́ Ду́ха, в ра́дости и весе́лии зову́ще Ти:
Ра́дуйся, плодо́в Ду́ха Свята́го стяжа́ние всеце́лое;
ра́дуйся, ра́достию духо́вною упое́ние пречу́дное.
Ра́дуйся, ми́ра непоколеби́маго дарова́ние благонаде́жное;
ра́дуйся, бла́гости и любве́ исполне́ние преми́рное.
Ра́дуйся, милосе́рдия насажде́ние неувяда́емое;
ра́дуйся, ве́ры живы́я утвержде́ние несокруши́мое.
Ра́дуйся, кро́тости наста́внице несравне́нная;
ра́дуйся, вражды́ разруша́ющая средосте́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 12
Благода́тную по́мощь мно́гажды явля́ла еси́, Цари́це Небе́сная, чрез чудотво́рный о́браз Твой, от сме́рти ско́рыя и неизбе́жныя изъима́ющи. Та́ко о́браз всечестна́го Успе́ния Твоего́, на обра́тней стране́ ико́ны Донски́я от лет дре́влих пи́саный, зна́мение есть вся́кому подвиза́ющемуся, да не убои́тся сме́рти, но, взира́я, ка́ко душа́ Твоя́ прие́млется в ру́це Бо́га жива́го, с наде́ждею предае́т себе́ в час сме́ртный Суди́и всех Бо́гу, вопия́ Ему́: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще Тя, в моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу, Святе́й Тро́ице предстоя́щую, вопие́м Ти: пробуди́ нас све́том живоно́снаго Успе́ния Твоего́ от смертоно́снаго сна нераде́ния о спасе́нии души́ и испроси́ нам с Го́сподом примире́ние. Егда́ же приспе́ет жа́тва сме́ртная житию́ на́шему, огради́ нас всеси́льным предста́тельством Твои́м от духо́в зло́бы, да, Тобо́ю води́ми, дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же незаходи́мое Со́лнце пра́вды невече́рний свет сла́вы Боже́ственныя излива́ет. О Всесвята́я Де́во, от Херуви́м воспева́емая, приими́ от нас, недосто́йных, похвалы́ сия́:
Ра́дуйся, обра́дованная, во успе́нии Твое́м нас не оставля́ющая;
ра́дуйся, Ма́ти всепе́тая, одесну́ю Бо́га предстоя́щая.
Ра́дуйся, го́рняго ми́ра красото́ боголе́пная;
ра́дуйся, кла́дезю богомы́слия неисчерпа́емый.
Ра́дуйся, любве́ боже́ственныя неугаси́мый свети́льниче;
ра́дуйся, грехо́вных уз ско́рая реши́тельнице.
Ра́дуйся, возду́шных мыта́рств безбе́дное прехожде́ние;
ра́дуйся, блага́я врата́рнице, двере́й ра́йских отверзе́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 13
О, всеми́лостивая Влады́чице Богоро́дице, страны́ на́шея ди́вная засту́пнице, оби́димых прибе́жище, гре́шных спасе́ние! Оте́чество на́ше от враг защити́, вселе́нную всю ми́ром благослови́, ве́ру правосла́вную укрепи́, крест коему́ждо со упова́нием понести́ помози́, в любви́ и согла́сии всех нас соблюди́ и в ра́дость Го́спода вни́ти сподо́би пою́щих Ему́: Аллилу́иа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангела благовестие…» и 1-й кондак «Взбранней Воеводе…».
Молитва
О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются, осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества и исто́чник ми́лости; в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и нужде́ его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия ободри́ и немощну́ю ста́рость поддержи́. Ми́лостию посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклевета́нныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемощны́м Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ина́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти грехо́в изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е И́мя Святы́я Тро́ицы: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.
День Чудотворной Донской иконы Божией Матери. Какие дела сегодня благоприятны?
1 сентября в православии почитают чудотворный образ Богородицы – икону Донскую. В народном календаре дата получила название Фекла-свекольница.
История и описание иконы
Точно неизвестно, кем и когда была написана икона. В XIV веке накануне Куликовской битвы московскому князю Дмитрию Ивановичу ее преподнесли донские казаки.
Русские воины взяли икону с собой, в день Куликовской битвы она придавала им силы и оберегала от Золотой Орды Мамая. Возвращаясь с победой, князь Дмитрий привез икону в Москву, ее стали именовать Донской и разместили в Успенском соборе Кремля.
Спустя двести лет, когда к стенам Москвы подошли крымские татары, икона снова совершила чудо. С ней провели богослужение и крестный ход, после чего поместили в полковой церкви.
На следующий день над татарами была одержана победа, а вместо небольшой полковой церквушки построили каменный храм, где Донская икона обрела новое пристанище.
Сейчас на этом месте действует Донской мужской монастырь, а чудотворный образ находится в Третьяковской галерее. Каждый год в день почитания Донской иконы Божьей Матери ее доставляют в монастырь для праздничного богослужения.
Эта икона двусторонняя. На оборотной стороне изображено Успение Богородицы. Узнать Донскую икону несложно – Божья Матерь на ней обнимает и прижимает к себе младенца Иисуса, а его обе ножки опираются на левую руку Девы Марии.
В чем помогает Донская икона?
Особенную благодать Донской образ Богоматери имеет, когда молятся:
1. о защите от трудностей, интриг и врагов;
2. о помощи во время воинской учебы, службы в армии;
3. об успешных военных операциях.
Чаще всего к иконе обращаются военнослужащие (и в мирное время). Также верующие просят у Донского образа об исцелении от физических и душевных болезней, тяжелых ран; об обретении и укреплении подлинной веры; о получении духовной помощи.
Как правильно молиться?
Посетите любой православный храм, где имеется Донская икона Богоматери, или приобретете образ в церковной лавке для домашней молитвы.
Где бы вы не молились (дома или в храме), зажгите перед этим свечу. Можно обращаться к Деве Марии своими словами либо найти молитву в молитвослове (она называется «Молитва Пресвятой Богородице перед Донской иконой»).
Будьте предельно внимательны, пребывая в общении с Божьей Матерью, не отвлекайтесь и не думайте о посторонних вещах.
После молитвы перекреститесь и приложитесь к руке или краю одежды, изображенному на иконе (к лицам святых нельзя прикасаться губами).
Обряды и традиции этого дня
В этот день наши предки отмечали праздник свечки, потому что вечера становились темными, и ремесленники начинали работать при искусственном освещении.
А их мальчикам-подмастерьям 1 сентября проводили специальный ритуал посвящения в ремесло, предлагая выпить стопку водки. Считалось, что после этого они могут быть вхожи в мужское общество.
Запомните сон, приснившийся в ночь на 1 сентября, он вещий. Только никому его не рассказывайте. Но если до ночи он не сбудется, то уже и в будущем не ждите исполнения.
Что сегодня нужно сделать?
Если вы чувствуете недомогание или болеете, 1 сентября обратитесь за помощью к святому Андрею Стратилату. Сегодня благоприятный день для начала лечения (особенно с использованием целебных растений), очищения кишечника и лечебного голодания.
Сегодняшний день в народе прозвали Фекла-свекольница, так как к 1 сентября обычно поспевает свекла с морковью. Наши предки в этот день с помощью сырой свеклы унимали зубную боль, прикладывая небольшой ломтик на разболевшееся место.
Также в день почитания свеклы не забудьте приготовить из нее наваристый борщ и вкусные салаты.
Обязательным считалось у славян приготовление яичницы в первый осенний день. В народе говорили, кто 1 сентября яичек не пожарит, у того все продуктовые запасы пропадут, а предстоящий год голодным будет.
Если 1 сентября в дом приблудится собака или кошка, прогонять их нельзя, иначе в семье может случиться беда.
Народные приметы 1 сентября
Если утром 1 сентября густой туман, значит, предстоит теплая, но снежная зима.
Если сегодня журавли улетают в теплые края, значит, зима будет ранняя.
День памяти Донской иконы Пресвятой Богородицы
1 сентября Православная Церковь установила торжественный праздник в честь одного из наиболее известных и величественных образов Пресвятой Богородицы – Донского. Икона прославилась на весь мир своими многочисленными исцелениями, наставлениями людей на путь истинный, а также другими благодатными свершениями.
Ежегодное почитание чудодейственного образа
На сегодняшний день, в честь образа проводится торжественная служба, во время которой священнослужители выносят на всеобщее обозрение список святыни Божией Матери «Донская». Лучше всего в этот день отправиться на службу, чтобы стать участником богослужения, а также иметь возможность помолиться перед чудесной иконой, и попросить для себя, родных и близких благословения, исцеления или духовной крепости. Если у вас нет времени отправиться в храм, желательно несколько раз помолиться перед списком данной иконы у себя дома.
История происхождения святыни
Стоит отметить, что иконографический тип образа – это «Умиление». Данный тип считается одним из наиболее распространенных и популярных видов в творчестве. Написана икона Пресвятой Богородицы «Донская» была много лет назад, силами и вдохновением талантливого мужчины – Феофана Грека. Первый раз икона проявила чудодейственную силу во время страшной и кровопролитной Куликовской битвы осенью 1380 года, когда войско неприятеля практически одержало победу, но русские силы всё же превозмогли противника. После яркой победы, образ был передан правителю Дмитрию Донскому, а через несколько лет, по его инициативе икону передали в Московский собор. Там о святыне Божией Матери узнало еще больше людей, которые время от времени исцелялись от всевозможных болезней, а также преодолевали душевные расстройства.
Символизм Донской иконы
Икона Пресвятой Богородицы «Донская», обрела своё наименование после триумфа русского войска на реке Дон. Многие военнослужащие того времени неоднократно повторяли, что если бы не божественная помощь свыше, то они бы не смогли победить в этой схватке. Чуть позже, образ еще не раз выручал русское войско в кровопролитных войнах против татар и других подлых неприятелей. В начале 1592 года был возведен чудесный Донский монастырь, который символизировал силу христианской религии и поражение злых сил в многочисленных битвах. В том же году, было установлено ежегодное празднество чудесному образу, которое отмечают и на сегодняшний день. Икона символизирует избавление верующего человека от страданий, а также нацеленность на счастливое будущее. Стоит отметить, что на сегодняшний день оригинал образа Божией Матери «Донский» можно найти в стенах Третьяковской галереи.
Святыни
Донской ставропигиальный мужской монастырь – это древняя обитель, которую справедливо можно назвать хранительницей богатейшего собрания святынь и церковных реликвий. Частицы святых мощей, чудотворные иконы, уникальная коллекция древностей являются достоянием благодатной обители.
Однако, одной из главных святынь Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, которая была написана в XVI веке («древнейшего письма московского») и установлена в Большом соборе в местном ряду иконостаса.
Автором Донской иконы Пресвятой Богоматери считается преподобный Феофан Грек. По преданию, 8 сентября 1380 года в день великой Куликовской битвы (на праздник Рождества Пресвятой Богоматери) икона вдохновляла русских воинов на победу, находясь среди войска, а после победоносного сражения была преподнесена донскими казаками в дар князю Димитрию (прозванному затем Донским), который в память славной победы на Дону нарек ее Донской и перенес в Москву. Поначалу икона находилась в Успенском, а затем была перенесена в Благовещенский собор. Ныне же святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.
По сложившейся традиции каждый год 1 сентября (по ст. стилю 19 августа), в день чествования Донской иконы Божией Матери ее доставляют из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь, где пред этой древней святыней Святейший Патриарх при огромном стечении богомольцев из Москвы и других городов России и зарубежья совершает Божественную литургию.
Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря.
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Находка стала настоящим чудом и еще одним свидетельством возрождения собора. Незадолго до обретения мощей, в 1989 году, Русская Православная Церковь канонизировала патриарха Тихона и причислила его к лику святых.
Также среди главных святынь Малого собора – чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», с ними соседствует список Донского образа Пресвятой Богородицы, украшенный особой сенью.
В часовне-усыпальнице Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн) сохранилась мозаичная икона святителя Николая, а у стен Малого собора – могила мученика Якова Полозова, келейника святителя Тихона.
Донской монастырь, действующая мужская обитель, – один из крупнейших и наиболее значимых в Москве. Он обладает статусом ставропигиального – то есть подчиняется напрямую патриарху Русской Православной Церкви. Здесь стоит обязательно побывать не только православным верующим, но и любителям старинной архитектуры и увлеченным историей России. В Донском монастыре сохранились постройки XVI ‒ XX вв.; кроме того, монастырь владеет большой ухоженной территорией, по которой приятно гулять в хорошую погоду. В монастырском некрополе можно увидеть надгробия представителей известных дворянских семей и общественных деятелей XVIII-XX века.
Главной православной святыней монастыря считается чудотворная древняя Донская Икона Божией Матери, одна из самых почитаемых в православии. Этот образ находится в Третьяковской галерее, но каждый год в праздник иконы (19 августа) ее доставляют в монастырь для праздничного богослужения и крестного хода.
История монастыря
История основания Донского монастыря связана с походом татар на Москву в 1591 году. Тогда войско крымского хана Газы II Гирея появилось у незащищенных подступов к городу между Даниловым и Новодевичьим монастырями. На борьбу с врагами были направлены московские войска, а в сопровождавшую их походную церковь передали из Благовещенского собора Кремля чудотворную икону Донской Богоматери. Когда хан бежал, в честь успешной защиты города по указанию царя Федора Иоанновича был основан Донской монастырь и начато строительство первого каменного храма монастыря – Малого (Старого) Донского.
На протяжении XVII в. монастырь находился в некотором запустении, которое было прервано в конце века сестрой царя Петра I Екатериной Алексеевной. В 1684 ‒ 1698 гг., под ее покровительством был построен новый большой собор. Посвящение осталось прежним – иконе Донской Богоматери. Этот масштабный крестообразный в плане собор увенчан пятью куполами. Внутри собора сохранился резной иконостас того же времени с большим количеством старых икон. Одновременно со строительством нового собора были возведены каменные стены монастыря: до 1696 г. монастырь имел лишь деревянные укрепления. В XVIII ‒ XIX вв. на территории монастыря продолжали появляться новые сооружения: были построены несколько церквей, в том числе надвратные, а также корпуса братских келий.
В годы советской власти новые хозяева Москвы распорядились Донским монастырем по-своему: на территории монастырского кладбища в 1927 г. заработали первый советский крематорий и колумбарий, а через два года в монастыре были прекращены богослужения. В 1934 году здесь был устроен музей архитектуры. На территорию монастыря свозили фрагменты уничтоженных памятников архитектуры, среди которых – церковь Успения на Покровке, Сухарева башня и храм Христа Спасителя. Горельефы последнего (созданные в 1847 ‒ 1849 гг.) можно видеть и сегодня у внутренних стен обители.
Богослужения в Малом соборе разрешили возобновить после окончания Великой Отечественной войны. Тогда же там разместили мироваренную печь, и с тех пор миро для всей Русской Православной Церкви изготавливается в Донском монастыре. В 1991 г. монастырь передали Патриархату, был вновь освящен большой собор, а деятельность монастыря полностью возобновилась.
Святыни и захоронения
Главной святыней считается чудотворная Донская икона Божией Матери, которая связана с историей основания монастыря. По преданию, эта икона, написанная Феофаном Греком в XIV в., помогла Дмитрию Донскому одержать победу в ключевой битве с татарами на Куликовом поле в 1380 г. Икона хранится в Третьяковской галерее, но один раз в году она доставляется в Донской монастырь, где сам Патриарх Московский и Всея Руси проводит праздничное богослужение. В Малом соборе постоянно находится список Донской иконы Божией Матери, а также иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение». В Донском монастыре покоятся мощи святого патриарха Тихона (первый патриарх после восстановления в 1917 г. этого сана), умершего здесь в 1925 г., обретенные в ходе восстановления собора после пожара 1992 г.
Донской монастырь знаменит еще и своими кладбищами. Их при монастыре два. Старый некрополь находится внутри стен монастыря, а новый, основанный в 1910 г., разместился снаружи. В старом некрополе можно увидеть надгробия многих дворянских семей, таких как Долгоруковы, Трубецкие, Голицыны, Вяземские. Здесь похоронены известные деятели: философ П. Чаадаев, историк В. Ключевский. Среди последних захоронений – нобелевский лауреат писатель А. Солженицын, умерший в 2008 г.
Донской монастырь в наши дни
При Донском монастыре ведет активную деятельность паломническая служба обители: для паломников открыты гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю и другим православным святыням Москвы и за ее пределами. При монастыре работают воскресная школа и молодежный клуб. Имеется иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.
С точки зрения истории архитектуры, Донской монастырь – не единственная заметная ценность в округе. Неподалеку от него, в районе современной станции метро «Шаболовская», находятся многие памятники архитектуры конструктивизма (1920 ‒ 1930-е гг.). Среди них – знаменитая Шуховская телебашня, мировой памятник инженерного искусства. Посещение этих замечательных мест можно превратить в одну пешеходную прогулку.