Содержание
Гематидроз
Гематидроз (Гематогидроз греч. αίματα,αίμα — кровь, ιδρώς — пот; син.: гемидроз, кровавый пот, или «библейский» кровавый пот, симптом трофического поражения стенки сосудов) — патологическое состояние, характеризующееся просачиванием пота, содержащего кровь, на неповрежденные участки кожи, в результате чего последняя становится покрытой розовой или красной жидкостью. Наблюдается при сильном психологическом напряжении, страхе, некоторых диэнцефальных расстройствах, прогрессивном параличе.
Исторические упоминания
Гематидроз — давно известная, но очень редкая патология. Упоминание о кровавом поте имеется ещё в Евангелии от Луки (I век н. э.), в том фрагменте, где евангелист Лука описывает Иисуса, молящегося в Гефсиманском саду:
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.(Лк. 22:44) |
Неудивительно, что только Лука описал капли крови на лбу Иисуса (в трёх других канонических евангелиях капли кровавого пота на теле Христа во время Гефсиманского моления указаны не были), ведь именно Лука был известен ещё и как врач, поэтому он и заметил это медицинское явление на теле Спасителя. Данный пример можно также использовать, как аргумент в какой-то степени подтверждающий авторство Евангелия от Луки.
Несколько исторических сведений о гематидрозе были описаны также Леонардо да Винчи. Последний описывал некоего солдата, который обливался кровью перед боем, а также мужчин, ожидающих смертный приговор.
По свидетельству Генриха Манна и Александра Дюма король Франции Карл IX Валуа в периоды психического напряжения и страха покрывался кровавым потом.
К настоящему времени опубликовано не более 30 наблюдений.
Этиология
Сильное психологическое напряжение, страх, диэнцефальные нарушения, инфекционные осложнения, физические и психические травмы, истерия и др. Кровавый пот отмечен также у женщин с дисменореей в предменструальном периоде.
Патогенез
Кровавый пот образуется из-за перемешивания пота с эритроцитами. Последние проникают в потовые протоки путем диапедеза из кровеносных капилляров, окутывающих потовые железы. Изменения стенок сосудов, приводящие к повышению их проницаемости, могут быть вызваны некоторыми химическими веществами, являющимися медиаторами. Очевидна нейрогуморальная связь между нервной и гуморальной системой человеческого организма.
Клинические проявления
По Л.Броку в этом клиническом феномене могут быть два явления. Либо пот, содержащий кровь, либо кровь, просачивающаяся через внешне неповрежденную кожу, без выделений пота. В обоих случаях нельзя обнаружить патологическое отверстие, через которое кровь просачивается. Длится данное явление несколько минут или часов, иногда возникает повторно. Локализация может быть симметричная и одностороняя — на кончиках пальцев, лбу, крыльях носа, венах груди, внутренней поверхности бедер.
Примечания
Оригинальная статья опубликована на сайте журнала National Geographic. .
Греческие слова «кровь» и «пот» дали название явлению «гематидроз». Известно о нем с древнейших времен: в частности, одно из упоминаний содержится в Евангелии от Луки (I век н. э.). Несколько примеров приводит Леонардо да Винчи, рассказывая о солдате, обливавшемся кровью перед боем, а также о мужчинах, приговоренных к смерти. По свидетельствам Генриха Манна и Александра Дюма, король Франции Карл IX Валуа в периоды психического напряжения и страха покрывался кровавым потом.
В медицине за период с XVII по конец XX вв. зафиксировано всего 76 случаев. По этой причине множество врачей не рассматривали гематидроз в качестве отдельного заболевания. По их мнению, это могло быть симптомом какой-либо другой болезни или индивидуальной реакцией на стресс. Однако в последние годы гематидрозу посвящается все больше исследований, и ученым удалось доказать его самостоятельное существование.
С начала XX века сразу независимых друг от друга исследований, рассказывающих о пациентах с подобными симптомами. С кровавым потом к врачам обращались 18-летняя девушка, 12-летний мальчик, 72-летний мужчина и другие пациенты по всей планете.
Новый случай произошел в в Италии: 21-летняя женщина на протяжении трех лет потела кровью. Кровавый пот появлялся на ее лице и ладонях при самых разных обстоятельствах: в моменты стресса, во время спокойного сна, в периоды физической активности. В каждом случае кровотечение продолжалось не дольше пяти минут, но и этого было достаточно для того, чтобы девушка впала в депрессию и перестала появляться на людях: предсказать момент, когда ее лицо покроется кровью, она не могла.
Врачи прописали ей , хорошо себя зарекомендовавший в ряде случаев у других пациентов, а также антидепрессанты. Однако полностью болезнь не побеждена: к настоящему времени лишь снизилась частота кровавого потоотделения.
Природу заболевания ученые поняли давно: эритроциты из кровеносных капилляров проникают в потовые железы, где смешиваются с потом. Однако причина этого нарушения так и не установлена.
Несколько пациентов, чья история болезни в исследованиях, кровоточили безо всякой связи со стрессом: напротив, эмоциональное напряжение у них появлялось только после того, как они замечали кровь в составе пота. Поскольку общих заболеваний у всех рассматриваемых пациентов не обнаружено, гематидроз предлагается признать самостоятельной болезнью, требующей глубокого изучения и, в первую очередь, понимания механизмов, которые ее запускают.
Гематидроз ( другое название гематогидроз, от слова греческого происхождения «кровь», и «пот», синонимы — гемидроз, кровавый пот, либо «библейский» кровавый пот) является симптомом трофического повреждения сосудистой стенки. Это патология, характерными чертами которой выступают смешивание пота с кровью и просачивание этой смеси на неповрежденные кожные участки кожи в виде жидкости розоватого либо красноватого оттенка.
Исторические сведения
Это с давних времен достаточно изученная патология, однако, крайне редко встречается на современном этапе. Ряд исторических данных о существовании гематогидроза привнесены ученым-художником Леонардо да Винчи, который в своих трудах упоминал какого-то солдата, обильно обливающегося кровяной жидкостью перед уходом в бой, или мужчин, ожидающих смертный приговор.
По утверждениям Генриха Манна и Александра Дюма кожные покровы французского короля Карла IX Валуа во время психического перенапряжения и страха покрывались потом, смешанным с кровью.
В настоящее время имеются материалы, которые были в свое время опубликованы и описывали около тридцати наблюдений.
Евангелийские упоминания
Описания кровавого пота имеются еще в Евангелии от Луки (первый век нашей эры), в том эпизоде, когда евангелист Лука характеризует Иисуса, который молится в Гефсиманском саду. Следует отметить, что исключительно Лукой такие кровавые черты были описаны, в трёх иных канонических евангелиях такое на коже туловища Христа в момент Гефсиманского моления не указывается.
Этиологические данные
Этиологические причины до настоящего время достаточно не выяснены. Психологическое перенапряжение, страх, диэнцефальные расстройства, осложнения инфекционного характера, физические и психические травмирования, истерия и пр. Пот с примесью крови отмечается и лиц женского пола, страдающих дисменореей в предменструальном периоде.
У пациентов, в анамнезе которых имеется истерия, кровотечения в виде кровавого пота могут формироваться вследствие аутотравматизации.
Патогенетический механизм
Патогенетический механизм также в настоящее время остается загадкой для ученых.
По утверждению Л. Брока этот клинический феномен может проявляться в двух явлениях:
- обильное потовыделение с примесью крови;
- кровотечение, при котором кровь просачивается сквозь наружно неповрежденные кожные покровы, без примеси пота.
Во всех вариантах невозможно выявить патологические отверстия, сквозь которые кровь просачивается. Кровавый пот происходит в результате смешивания пота с эритроцитами, попадающими в потовые протоки методом диапедеза из капиллярной сети, окутывающей железы, продуцирующие пот.
Трансформация сосудистых стенок, которая приводит к аномальной гиперпроницаемости, может быть вызвана определенными химическими веществами, которые в свою очередь являются медиаторами.
В этом патологическом процесса явно прослеживается нейрогуморальная связь нервной и гуморальной системы организма.
Клинические проявления
Пациент за три-четыре дня до возникновения крови на кожных покровах предъявляет жалобы на чувство жжения. Характерна следующая локализация – симметричное поражение голенной поверхности (обеих ног), тыльной стороны кисти. Однако, может наблюдаться и одностороннее поражение — кончики пальцев, лобная поверхность, крылья носа, грудная и внутренняя бедренная поверхность.
Первоначально на коже проявляются капли светло-розоватой жидкости, спустя определенное время они приобретают более темный цвет, приближающийся к цвету крови. Такое постепенная трансформация является важным диагностическим симптомом, который указывает на просачивание крови сквозь кожу при отсутствии какого-либо повреждения.
Кровотечение продолжается от нескольких минут до нескольких часов. Между приступными периодами на кожных покровах визуализируется слабое коричневое пигментирование. Типичная клиническая картина при нормальных гематологических показателях позволяет дифференцировать синдром «кровавого пота» с геморрагическими диатезами.
Лечебные мероприятия
Ввиду малоизученности как этиологического фактора, так и патогенетических механизмов развития лечебные мероприятия до настоящего времени не определены. Однако, поскольку некоторые источники утверждают о существовании провоцирующего психологического этиофактора, то будет уместным в данном случае корректировка психо-эмоционального состояния пациента.
Кровавый пот
Человек нервничает. Его тело покрывает испарина, но вместо капель пота на коже появляются капли крови. Кровавый пот- это миф или редкая, а посему малоизученная болезнь?
Кровавый пот
Предлагаем вам интересные исторические факты об этом медицинском отклонении.
Кровавый пот существует в реальности. Медицинское название этого заболевания — «гематидроз».
Самое древнее и всемирно известное упоминание о кровавом поте можно прочесть в Евангелие от Луки, в сцене, описывающей страдания Иисуса: «Мучаясь, Иисус молился еще истовее. А пот его каплями крови стекал на землю…»
Историки полагают, что Лука (христианский святой и иконописец) знал, о чем пишет, поскольку был врачом.
За всю историю известно лишь о трех десятках случаев заболевания гематидрозом. Понятно, что ученые не смогли досконально изучить эту болезнь, и могут лишь предполагать, почему она развивается.
Специальные железы, находящиеся в коже, выделяют пот, после чего он по протокам выделяется на поверхности кожи. Но при наличии некоторых заболеваний сосудов, сопровождающихся нарушением целостности их стенок, может происходить выделение из них капелек крови. Когда кровь выделяется из стенок капилляров, расположенных вокруг потовых протоков, она выходит по ним на поверхность кожи либо в виде чистой крови, либо смешавшись с потом. Это явление и называется «кровавый пот».
Специалисты считают, что основным толчком, приводящим к проницаемости стенок капилляров, служит стресс ил психические расстройства.
Опять же, картина этой болезни описана на основании нескольких зафиксированных случаев, а следовательно, не может считаться неоспоримой.
Все люди, страдавшие гематидрозом, были подвержены тяжелым психическим расстройствам. В моменты стресса, страха, истерии, волнения или религиозной экзальтации у них и начиналось выделение кровавого пота. Длилось оно, как правило, несколько минут. После «кровавого потоотделения» человек ощущает сильную слабость.
Предположительно, эмоциональное перенапряжение у этих людей вызывало нарушение непроницаемости капилляров, а это в свою очередь и приводило к образованию кровавого пота.
В наше время известно об одной молодой женщине (итальянке), страдающей гематидрозом. Она впервые заметила у себя кровавый пот на лице и ладонях три года назад после сильного стресса.
После очередного приступа «потливости» врачи положили девушку в больницу, но лишь смогли констатировать, что никаких повреждений на коже лица и ладоней нет. А значит, кровь проходила через потовые протоки, но выяснить причину этого явления так и не смогли.
Девушка не может предугадать время начала очередного приступа, поэтому она стала бояться появляться в публичных местах, дабы не «вспотеть кровью» прилюдно. Очень жаль. Особенно трудно смириться с тем, что даже при современном уровне развития медицины есть болезни, при которых врачи могут лишь разводить руками…
Читайте также «Опухоль вместо лица — самые невероятные медицинские отклонения»
Кровавый пот
Одна из самых драматичных страниц Евангелия – молитва Христа в Гефсиманском саду. Не могу читать ее спокойно – столько в этих словах страдания, и одновременно – мужества: «…Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:39-46).
В этой молитве больше всего поражает моление Спасителя до кровавого пота, Его борьба со страхом смерти. Если бы речь шла об обычном человеке, все было бы понятно: каждому из нас вследствие грехопадения свойственны страх и малодушие, с которыми нам надлежит бороться. Но с чем же внутри Себя мог бороться Тот, в Ком не было и тени греха? Да еще с такой силой, что кровавый пот с Его чела орошал перед Ним землю?
Евангелист Матфей дополняет эту трагическую картину другими, не менее страшными подробностями: …И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился… (Мф 26:37-39)
Неужели же это – тот самый Иисус, Который бесстрашно обличал толпы фарисеев, жаждущих побить Его камнями; Который безмятежно дремал во время страшной бури в захлестываемой волнами лодке? Куда же подевалось Его бесстрашие? И чего мог бояться воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов и повелевающий стихиями?
Смертельная скорбь и тоска, страх, кровавый пот… Все это вполне уместно и естественно для любого другого человека, каким-то образом узнавшего о своей приближающейся мучительной смерти. Но ведь Христос – воплотившийся Бог! Разве пристало Богу бояться чего бы то ни было?
Как это ни странно, святые отцы единодушно считают, что в Гефсимании проявилась самая настоящая человеческая слабость Христа, в которой они не видят ничего унизительного для достоинства Богочеловека. Более того – отцы утверждают, что именно эта человеческая слабость Иисуса оказалась спасительной для падшего человечества. Будучи чужд всякой слабости как совершенный Бог и совершенный человек, Он все же воспринял нашу слабость, чтобы исцелить ее в Себе. Вот как пишет об этом святитель Феофан Полтавский: «Очевидно, что не Его собственно был сей ужас и сия туга, но подвергся Он им потому, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8, 17). Но для чего принял Он и понес наши недуги и болезни, если не для того, чтобы уврачевать их?».
Восприятие Спасителем нашего человеческого страха перед смертью и преодоление Им этого страха, становится для всего человечества победой над боязнью смерти. И теперь, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы приобщаемся и к этой победе, которую одержал над главным врагом падшего человечества – смертью, наш бесстрашный Господь.
Другие тексты, посвященные Страстной седмице, читайте в рубрике «Страстная неделя»
На заставке фрагмент фото flickr.com/tony
Моление о чаше… (Мф. 26:36–44)
К востоку от Иерусалима, по глубокой долине протекает поток Кедрон, тот поток, через который переходил печальный Давид, преследуемый собственным сыном Авессаломом. За потоком, у подножия горы Елеонской, находится сад Гефсиманский. Несколько старинных масличных деревьев и поныне сохранились: они обнесены теперь невысокой каменной оградой. Здесь любил уединяться Господь наш Иисус Христос со Своими учениками; здесь Он часто беседовал в молитве со Своим Небесным Отцом; сюда же пришел Он, Спаситель наш, после Тайной вечери с апостолами, в ночь перед Своими страданиями: ПОТОМ ПРИХОДИТ С НИМИ ИИСУС НА МЕСТО , НАЗЫВАЕМОЕ ГЕФСИМАНИЯ . В раю сладости, в саду Едемском, совершилось грехопадение первого Адама; в саду Гефсиманском начинаются искупительные страдания второго Адама – Господа Иисуса. И сколько внутренних страданий, сколько мук душевных должен был Он вытерпеть здесь еще прежде, чем взяли Его, прежде чем начались Его телесные страдания – там, во дворе Анны и Каиафы, в претории Пилата, и наконец на Голгофе, на кресте! Да, это была ночь, подобной которой не было и не будет, пока мир стоит; это была ночь предсмертных страданий Спасителя мира, страданий самых лютых и невыносимых… И ГОВОРИТ УЧЕНИКАМ: ПОСИДИТЕ ТУТ , ПОКА Я ПОЙДУ , ПОМОЛЮСЬ ТАМ . Сказав ученикам, чтобы они подождали Его, пока Он помолится, И , ВЗЯВ С СОБОЮ ПЕТРА И ОБОИХ СЫНОВЕЙ ЗЕВЕДЕЕВЫХ , Иакова и Иоанна, Он пошел далее, в глубину сада. «Не всех взял, чтобы они не подверглись падению, а только тех, которые были зрителями Его славы» (свт. Иоанн Златоуст). Они были свидетелями Его славы на Фаворе, они присутствовали при воскрешении дочери Иаира, и потому были способнее других видеть и уничижение Его в Гефсимании. Настал час великой скорби, великого искушения. Иисус Христос НАЧАЛ СКОРБЕТЬ И ТОСКОВАТЬ , начал ужасаться… «Скорбит Он и тоскует благопромыслительно, – говорит блаженный Феофилакт, – чтобы уверовали, что Он истинный человек, так как человеческой природе свойственно бояться смерти.
Смерть вошла в человеческий род не по природе, и потому природа человеческая боится ее и бежит от нее. Скорбит и для того, чтобы утаить Себя от диавола, чтобы диавол устремился на Него, как на простого человека, и умертвил Его, а таким образом и сам был низложен». Он раскрыл перед учениками все сердце Свое: ТОГДА ГОВОРИТ ИМ ИИСУС: ДУША МОЯ СКОРБИТ СМЕРТЕЛЬНО; ПОБУДЬТЕ ЗДЕСЬ И БОДРСТВУЙТЕ СО МНОЮ . Такие слова были совершенно новы и неожиданны для учеников, «которые привыкли видеть Учителя своего всегда мирным и благодушным, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Не понимая, однако же, всей важности настоящих минут, они не могли чувствовать и всей нужды в молитве: принялись за это святое дело, но так, что Богочеловек вскоре ощутил, что и это малое общество не соответствует состоянию Его духа, и, оставив учеников, углубился в чащу деревьев, «отошел от них на вержение камня» , не так далеко, и ученики, при сиянии луны, могли Его видеть». В сильных чертах изображают евангелисты гефсиманские скорби Спасителя: святой Матфей говорит: «начал скорбеть и тужить» ; Марк: «начал ужасаться и тосковать» ; Лука: «был в борении и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» . Сам Господь говорит: «душа Моя скорбит смертельно» . Изведал Он и прежде скорби человеческие, плакал Он над Лазарем, плакал об Иерусалиме; но все эти скорби были слишком малы в сравнении с той жгучей скорбью, какой была полна теперь душа Его. И , ОТОЙДЯ НЕМНОГО , ПАЛ НА ЛИЦЕ СВОЕ , преклонил колена Свои, пал лицем на землю, МОЛИЛСЯ … «Когда подумаешь, – говорит Филарет, митрополит Московский, – что это Единородный Сын Божий, от вечности со Отцем и Святым Духом царствующий на пренебесном престоле и теперь сего престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвой исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире достаточно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, чтобы ему не слишком стыдно было перед этим Божественным уничижением? После такого размышления как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые такими тяжкими кажутся иногда для нашей немощи, а, может быть, для нашей лености!» «Пал на лице Свое» , пал на землю… За грех Адама земля проклята была от своего Создателя; теперь Создатель снимает с нее проклятие; падая на лице, с распростертыми руками, Он как бы лобызает и объемлет ее. Он падает и делает ее землей живых, землей благословения.
«Земля, земля, – восклицает святитель Димитрий Ростовский, – внуши слово: Бог Слово припадает к тебе лицем Своим как друг, оплакивая прежнее отпадение твое, и теперь снова обнимает тебя, как Свою искреннюю, в лоно Его возвращенную!»… «Пал на лице Свое, молился» И ГОВОРИЛ: ОТЧЕ МОЙ! ЕСЛИ ВОЗМОЖНО , а Тебе все возможно, ДА МИНУЕТ МЕНЯ ЧАША СИЯ; ВПРОЧЕМ НЕ КАК Я ХОЧУ , НО КАК ТЫ … «Когда говорит: да минует, показывает Свое человеческое естество; когда же говорит: не как Я хочу, но как Ты, показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, несмотря на противодействие природы» (свт. Иоанн Златоуст). Но что значат эти моления и молитвы к Могущему спасти Его от смерти, молитвы с воплем крепким и слезами, с великой тугой сердечной? «Справедливо, что мучения составляют великое искушение для всякой плоти человеческой; неоспоримо и то, что мучения долженствовали быть несказанно более тяжки для пречистой плоти Искупителя человеков, которая, как непричастная греху, была несравненно чувствительнее к мучениям» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). «Но Он самые оскорбления и страдания, не в воображении, а в самом их действии, – говорит Филарет, митрополит Московский, – в продолжении многих часов этой же ночи и следующего дня переносил, не изъявляя никакого страха, с победоносной твердостью, то с высоким спокойствием, с величием молчания, то со словом любви и молитвы о других, а не скорби о Себе. И если в одну новую таинственную минуту воззвал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил?» , то немедленно покрыл свой вопль торжественным гласом: «свершилось!» Мог ли этот Агнец, заколенный от сложения мира, убегать Своего жертвенника? Тот, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин. 10:36), Тот, Который от века приял на Себя служение примирения человеков с Богом, мог ли поколебаться в деле этого служения мыслью о страдании? Если Он мог иметь какую нетерпеливость, то разве нетерпеливость совершить наше спасение и облагодетельствовать нас. «Крещением должен Я креститься» , – говорит Он, – «и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:50). Отчего же еще прежде видимых страданий – скорбь, туга, ужас, прискорбие души даже до смерти? Какую горечь, какую тягость заключала в себе эта таинственная чаша, о которой Он молился, да мимо идет, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ? Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности перед Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий, вземляй грехи мира, и таким образом Он скорбел, тужил, ужасался, прискорбен был душею даже до смерти не потому, чтобы истощалось Его терпение, но потому, что Своими внутренними страданиями Он очищал наши внутренние нечистоты.
Заглаждал нашу виновность, удовлетворял раздраженному на нас правосудию Божию, и вместе с тем молился о нашем помиловании, прощении и спасении, и был услышан. Он скорбел не собственной, но нашей скорбью (Ис. 53:3–4). Чаша, которую подает Ему Отец Его, потопила бы весь мир, если бы Он один не восприял, удержал, иссушил ее». Это молится Сын Человеческий, под тяжестью скорбей; это молится святое человечество Его с чувствами святыми, но с чувствами человека. Все грехи человеческие, все то, что должен был претерпеть весь мир за свои беззакония, вся эта тяжесть легла теперь на Него одного. Тяжек и один грех; а если таких грехов больше, чем песка на берегу морском? Как не изнемочь было под этой тяжестью греховной Господу нашему? «Он видел все грехи рода человеческого, от первого греха Адамова, до последнего богохульства антихристова и последователей его, – говорит Филарет, архиепископ Черниговский, – видел все безобразие, всю гнусность их пред святостью Божией, и это в святой, чистейшей душе Его отражалось муками нестерпимыми. Он, Примиритель человечества, стоял теперь перед грозной правдой Божией, совершавшей над Ним суд за грехи человечества, принятые Им на Себя. Благоволение Отца Небесного было для Него дороже всего; каково же было Ему чувствовать неблаговоление, негодование Отца Небесного! «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор. 5:21). Искупителю человеков надлежало претерпеть все и быть искушенным «во всем» (Евр. 4:15). «Но искушения, которым подлежит род человеческий, бывают двух видов, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – искушение удовольствием и искушение страданиями. Первое искушение во всех видах прошел Сын Человеческий в самом начале Своего служения, когда в пустыне был искушаем от диавола. Второе, более тяжкое, искушение предстояло теперь. Оно было разделено на два: гефсиманское и голгофское. На Голгофе встретил Сына Человеческого крест, окруженный всеми ужасами, но открытый для взора всех, даже врагов Его; поэтому этот крест надлежало перенести с видимым величием; но внутренний крест Его страданий душевных, с выражением немощи человеческой, не мог быть показан нечистому взору всех и каждого. И вот, этот-то внутренний крест или, точнее, эта-то сокровеннейшая и, может быть, мучительнейшая половина креста встречает Божественного Крестоносца в уединении вертограда Гефсиманского и обрушивается на Него всей тягостью своею до того, что заставляет преклониться к земле и вопиять: если возможно, да мимо идет чаша! Это было совмещение всех страданий и всех смертей всех людей.
Одни страдания совести должны иметь лютость мучений адских. Ибо если самый грубый человек изнемогает нередко из-за страданий пробудившейся совести, мучимый только представлением его греховной жизни, то какое мучение должно было быть для пречистой души Богочеловека, когда она, в сознании своем, представила себя покрытой грехами всего мира? Это-то самое, что чаша предстоящего страдания и смерти была растворена, преисполнена грехами человеческими, проклятием Закона и гневом небесным, делало ее такой ужасной и неудобоприятной». К довершению искушения присоединилась живая, неотразимая мысль, что в безднах премудрости Божией есть средства спасти людей, не вознося на крест Сына; кольми паче есть средства отнять у этого креста хотя несколько его нестерпимой лютости, или отложить казнь эту на другое время. «В отягчение того внутреннего креста, вероятно, дано было действовать как слуге и князю мира диаволу, подобно тому, как он действовал некогда на испытание добродетели Иова. Не напрасно же, при конце вечери, Божественный Страдалец сказал: «идет князь мира сего» (Ин. 14:30) и после этого, можно сказать, прямо пошел навстречу ему» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). И вот теперь, в тишине ночи, во мраке Гефсиманского сада, Христос Спаситель наш, один, покрытый потом, изнемогающий от мук душевных, повергается на землю, как самый последний из потомков Адамовых, скорбит смертельно и борется с искушением: «И, находясь в борении, прилежнее молился» , – говорит святой Лука (Лк. 22:44), – «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» . Воды потопа некогда погубили беззаконников, но не смыли беззаконий с лица земли. Пала некогда на землю кровь невинного Авеля, но она вопияла на небо об отмщении; падает кровавый пот Спасителя, но вопиет об отпущении и прощении. «И был пот Его, как капли крови, падающие на землю» . «Но кто же, Господи, не нанося Тебе ран, так изранил Тебя? – вопрошает святитель Димитрий Ростовский, и сам же отвечает: – Это – любовь, любовь крепкая, как смерть, к роду человеческому!.. Два чувства в это время боролись в святейшей душе Богочеловека, Спасителя нашего: это страх и любовь. Страх предстоящих ужасных мучений за грехи всего мира понуждает Его взывать к Отцу Небесному: «Отче, да минует Меня чаша сия!» А любовь жаждет этой чаши страданий, простирает к ней руку свою и говорит: «Отче Мой!., да будет воля Твоя!» Силен страх, крепка любовь и вот эти-то два чувства борются в Нем и обливают Его кровью! Иов говорит: кто сеет нечестие, тот пожинает печаль; а Ты, кроткий и незлобивый Господь наш, Ты не сеял нечестия, а вот пожинаешь печаль! Истинно слово Твое: ин есть сеяй и ин есть жняй»: мы посеяли грех, а Ты пожинаешь за нас болезни!..
Воистину болезни адовы объяли дух Его, море скорбей окружило Его душу в этот несказанно скорбный для Него час! «О, как несмысленны, как безчувственны мы, любя грехи, столько терзавшие Сына Божия! Каких мук, каких казней стоим мы, пренебрегая муками Спасителя нашего, томившегося из-за наших беззаконий! Помилуй, помилуй нас, безконечное Милосердие! – восклицает Филарет, архиепископ Черниговский, – Твоими страданиями умоляем Тебя, даруй нам страх против грехов, столь ужасавших Тебя; исполни нас негодованием и ненавистью против нечестии вероломного сердца нашего!»… В душевной скорби Иисус Христос прекращает молитву и идет к трем возлюбленным ученикам, чтобы утешить Себя их присутствием и молитвой и чтобы укрепить их словом предостережения. Но Он находит их спящими – от печали… И ПРИХОДИТ К УЧЕНИКАМ И НАХОДИТ ИХ СПЯЩИМИ . Скорбное чувство, хотя и не ясное, но все же томительное ожидание близкой разлуки, о которой так недавно говорил им Сам Господь, усталость после трудов целого дня – все это ослабило их телесные силы до того, что они были вовсе неспособны теперь к молитве. Спал и Петр, тот Петр, который за час перед этим обещал душу свою положить за Учителя… С сердечной тугою сказал ему Господь: И ГОВОРИТ ПЕТРУ: Симоне! Спишь ли? Или ты перестал уже быть Петром, камнем веры? ТАК ЛИ НЕ МОГЛИ ВЫ ОДИН ЧАС БОДРСТВОВАТЬ СО МНОЮ? Не ты ли говорил, что готов умереть за Меня? Ты уже теперь спишь; что же будет, когда настанет действительная опасность? А эта опасность близится; не надейтесь же на себя, БОДРСТВУЙТЕ И МОЛИТЕСЬ , ЧТОБЫ НЕ ВПАСТЬ В ИСКУШЕНИЕ . «Я извиняю вас, потому что воздремали не по невниманию ко Мне, а по немощи», – говорит блаженный Феофилакт. ДУХ БОДР , душа ваша, конечно, расположена к борьбе с грядущим искушением и способна, из любви ко Мне, побороть его, ПЛОТЬ ЖЕ ваша, природа человеческая, НЕМОЩНА при виде страданий и бедствий. Уже самый голос Спасителя показывал, что эти слова изливаются из растерзанного печалью сердца!.. «Кто на себе не испытал справедливости этих слов Господних? – вопрошает Филарет, архиепископ Черниговский. – Когда начинаем мы думать о жизни земной, столь суетной, о жизни загробной, столь грозной для грешника; сколько в нас рождается благих намерений, святых чувств, великих предприятий! Это значит, что дух бодр, что плоть немощна. Бедное человечество!..» Господь отошел от учеников, и опять стал молиться: ЕЩЕ , ОТОЙДЯ В ДРУГОЙ РАЗ , МОЛИЛСЯ , ГОВОРЯ: ОТЧЕ МОЙ! ЕСЛИ НЕ МОЖЕТ ЧАША СИЯ МИНОВАТЬ МЕНЯ , ЧТОБЫ МНЕ НЕ ПИТЬ ЕЕ , ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ!
Молитва была та же, но в чувстве сердца молящегося Богочеловека уже последовала перемена: «уже не слышно прямой молитвы об удалении чаши страданий; сильнее убеждение в святой благопотребности креста; умолчано о прежней мысли – «все возможно Тебе» ; преданность в волю Божию выражается живее и полнее; а собственное желание приметно слабеет и начинает переходить в безусловную покорность определениям небесным». Никогда еще с такой ясностью не выступало в Нем единение Божества и человечества, как в этот страшный час. Это был час величайшего самоуничижения Христова. Так чистейшая, безгрешная, святая природа человеческая в лице Иисуса Христа добровольно отдалась в волю Божию: Господь, уклонявший от Себя чашу страданий, как немощной человек, приемлет ее из рук Отца Небесного, как не причастный страданию Бог. Чрезвычайное смирение Его побуждает Его снова идти к Своим друзьям, чтобы найти Себе некую отраду и подкрепление в их молитве; Его любовь озабочена и их немощью, она не может забыть их и среди собственных страданий, – и Он опять находит их спящими! И , ПРИДЯ , НАХОДИТ ИХ ОПЯТЬ СПЯЩИМИ , ИБО У НИХ ГЛАЗА ОТЯЖЕЛЕЛИ , и они не знали даже, что сказать Ему в ответ. И снова Он оставляет их, и снова повергается на землю, и еще прилежнее молится Он, обливаясь потом кровавым… И , ОСТАВИВ ИХ , ОТОШЕЛ ОПЯТЬ И ПОМОЛИЛСЯ В ТРЕТИЙ РАЗ , СКАЗАВ ТО ЖЕ СЛОВО . Так исполнилось на Нем слово ветхозаветного евангелиста, пророка Исайи: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною» (Ис. 63:3). И вот, вместо видимого ответа на молитву, предстал Ангел для укрепления Иисуса, предстал, кажется, так, что и находившиеся вблизи ученики могли заметить, что кто-то тайно беседует с Учителем. Как после первого искушения от диавола в пустыне ко Господу приступили Ангелы и служили Ему, так и теперь к Гефсиманскому Молитвеннику явился Ангел, чтобы укрепить Его человеческую природу для предстоящих страданий, умиротворить смятенную и скорбящую душу, восполнить для Него то утешение, которое Он мог бы иметь от молитвенного сочувствия довереннейших учеников, если бы они не были побеждены немощью плоти. Ангел укрепляет Иисуса – укрепляет Того, Кто Сам вся носит глаголом силы Своея! Какая дивная тайна заключается в этих словах! Какая воистину непостижимая глубина Божественного смирения Спасителя нашего!.. «Я не знал бы, – говорит блаженный Августин, – как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему».
«Если и с нами случится искушение, станем пред изображением молящегося Иисуса, посмотрим на чашу, сходящую свыше, повергнемся в прах пред Отцом Небесным и скажем Ему словами Единородного Сына Его, да мимо идет – и от нас – чаша сия; однако же не как мы хотим, но как Ты: «да будет воля Твоя!» И Отец Небесный услышит молитву нашу, как услышал Он моление Единородного, и спокойствие совести, тишина сердца будет для нас вместо Ангела укрепляющего» (Филарет, митр. Московский).