Содержание
- Психология борца за справедливость?
- Борец за справедливость
- РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — СССР < СОВЕСТЬ СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ РАВЕНСТВО И БРАТСТВО>
- Дневник Оптимиста
- Борьба за справедливость как патология сознания
- 10 важнейших российских правозащитниц, посвятивших жизнь борьбе за правду
- С Международным женским днем, дамы!
- Валерия Новодворская
- Зоя Светова
- Анна Политковская
- Наталья Эстемирова
- Людмила Алексеева
- Анастасия Бабурова
- Елизавета Глинка
- Елена Боннэр
- Светлана Ганнушкина
- Ольга Костина
- Борьба за справедливость
Психология борца за справедливость?
Наверное, каждый в своей жизни встречался с такими людьми, как борцы за свободу. Которые на каждом шагу стараются все переустроить, изменить, борются со всеми подряд и даже можно сказать, что борются со всем миром… В этой статье, мы рассмотрим психологический портрет такого человека, чем он обусловлен и собственно, что с этим всем делать.
Встречая таких людей, сильных борцов за справедливость, в первую очередь понимаешь, что человек испытывающий несправедливость имеет определенные обиды. Потому что, испытывая несправедливость, мы чувствуем обиду. И когда ко мне приходят такие люди, я всегда задаюсь вопросом: на что человек обижен, что за боль скрывается за этой борьбой с несправедливостью?
Конечно, в момент, когда человек борется за справедливость в отношении себя, своих границ, это понятно и ясно. Но есть те, кто пытается полностью изменить мир, изменить все что видит вокруг. Например, ситуация иерархии, всех олигархов, пожалуйста убрать, всех бедных сделать богатыми, всех богатых сделать бедными и т.д. И с одной стороны в этом можно увидеть незнание того, как устроен мир, социум. Потому что социум устроен таким образом, уберите вы олигархов, придут другие олигархи, всё равно в жизни есть лидеры, кто-то сильнее, кто-то слабее, есть рабы и есть козлы отпущения, есть не явные лидеры, серые кардиналы. Уберите всех этих людей, придут такие же подобные и иерархичность никуда не денется.
Хорошо подобную ситуацию описывает фильм «Слепота». Это не очень знаменитый фильм, случайно его нашла. Картина пост апокалипсиса, когда все прошлые авторитеты были смещены, но на их место все равно пришли новые. И несмотря на то, что произошла катастрофа, жизнь социума не изменилась, ведь без этого никуда. И глядя на людей, которые пытаются переделать социум и то, как устроен мир, вспоминаешь иллюстрацию с маленькой девочкой. Которая настоятельно просит маму, сделать небо зеленым.
Откуда же такое отношение к миру? Опять-таки мы приходим к детству, где можем увидеть много переживаний несправедливости, боли, которые мама не смогла помочь пережить, не была достаточно эмпатична. Возможно, такой ребенок часто слышал: это нельзя, и это тоже нельзя, постоянные ограничения. Такие твердые нет — и всё.
И то, что мама говорила на определенные вещи “нет”, вполне нормально и даже правильно. Но, слыша от матери “нет”, ребенку крайне важно услышать и понять почему: “нет”? Маме необходимо было объяснить ребёнку, например, случай с небом: “милый, ты меня прости, но я ничего не смогу сделать: небо голубое, оно будет голубым, я понимаю тебе обидно и хотелось бы, чтобы небо было зеленым, но в жизни не может быть так, чтобы всё было так, как ты хочешь, понимаешь?” Понятно, что ситуация с небом, это просто пример. Но подобных ситуаций в взаимодействии ребенка с миром возникает достаточно много и очень важно матери помочь своему чаду понять, что не все в нашей жизни только так, как нам захотелось. Есть определенные правила, обязанности, ситуации в которых мы не выбираем, а все так уже устроено, и нам просто необходимо уметь в них жить. Например, мама купи мне Kinder, сделай мне то, не иди на работу, поиграй со мной, когда мама устала. Все эти моменты, очень важно проговаривать.
Почему же родители зачастую не могут это проговорить? Потому что, в такие моменты матери необходимо признать, в первую очередь, самой себе, что она не всемогущая, она не может своему ребёнку дать все. И если мама это принимает, как собственное несовершенство, неполноценность какую-то, она начинает молча делать вид совершенной, всесильной. Но проблема в том, что от такого поведения матери, ребенок обижается еще сильнее, это вызывает еще больше эмоций и он всю жизнь борется с тем, чтобы, всё-таки добиться того, чего от мамы не добился. Через слишком сильное отстаивание своих границ, через попытку исправить мир, «робингудство» и «спасательство» — это все об одном и том же.
Вообще борьба, согласитесь, — это агрессивный акт. Человек, который борется за что-то имеет огромное количество внутренней ярости. Ведь обида живет в нем очень долго, очень перманентно, она копилась в нем на протяжении огромного отрезка его жизни, и теперь уже выражается яростью на мир и попыткой всё разрушить, или возможно, построить что-то новое, но самое главное — разрушить то, что есть сейчас.
Опять-таки, здесь есть нарциссическое проявление, связанное с нарциссической матерью, которая не могла признать свое «невсемогущество», свое бессилие в некоторых местах и быть просто человечной, эмоционально включенной, переживать с ребёнком эти чувства, в достаточной степени сконтейнировать эти чувства: и ярости на мать, и обиды на мать. «Ты можешь позлиться на меня, но я с тобой, я тебя всё равно не бросаю».
И глядя на таких “борцов” приходишь к пониманию, что этот посыл от матери, эта включенность в жизнь и переживания ребенка, не были проявлены в достаточной степени. Соответственно, ребенок в ярости и пытается нивелировать всё, что есть в этом мире, то, что называется аннигиляционная агрессия и ярость. И конечно, большую роль играет степень такой борьбы за справедливость, но я сейчас говорю про пиковую борьбу за справедливость на каждом шагу с каждым человеком, с каждым явлением, с каждым событием — это все из зоны нарциссичности.
Если говорить о том, как вести себя сталкиваясь с таким человеком, то я в первую очередь советовала бы ставить психологическую защиту от этой внутренней ярости. Почему? Так как, эта ярость не была сконтейнирована мамой у ребенка в детстве, он будет хотеть, чтобы контейнировали эту ярость — вы. И вы можете либо контейнировать с ним эту ярость вечно, либо закрываться от этой ярости, пусть он сам ее переживает. Какими-то способами отгораживаться немного, когда у человека вспыхивает ярость: например, расходиться, говорить: слушай, давай потом поговорим, или давай я в свою комнату пойду, а ты тут “поярись”, я не могу это слушать, прости меня, пожалуйста и так далее.
Вам просто необходимо беречь себя от ярости этого человека. Эта ярость не направлена на вас, даже если человек этого не осознает, в своем таком порыве, но эта ярость направлена на мать, которая не могла сконтейнировать его чувства и сейчас он хочет, чтобы вы стали вот тем объектам той матери. Так устроены эти люди.
Лечится это в психотерапии. Но только за деньги, такой человек готов контейнировать это количество агрессии. И это очень огромная, требующая сил работа, сначала это огромная работа по контейнированию этой ярости, потом интерпретированию, возвращению и отзеркаливанию. Рассматривание ситуаций и анализ, когда вместе с человеком смотришь, почему ты делаешь то-то и то-то, находя связь с его прошлым, с какими-то конкретными событиями. Смотря на то, как поступала мама, как теперь он поступает… Часто у таких людей мать была яростной, агрессивной и человек просто повторяет материнские формы, возможно, в другом варианте, например, мама проявляла агрессию пассивно, а он их проявляет теперь активно. Разные ситуации бывают.
Но, в общем, это достаточно огромный труд, где-то минимум год, неделя в неделю человеку необходимо будет посещать психотерапию. А если у человека сильная нарциссическая компенсация или в принципе нарциссический характер — то это хороших три года. Но вылечить это можно, благодаря терпеливости психотерапевта, умению видеть картину в целом и умению донести клиенту в доверительных отношениях, когда человек, который ярится, уже может довериться терапевту и понимает, что терапевт не хочет его этим обидеть, а желает помочь сделать жизнь лучше. Это делается, но это боль. Потому что придется услышать о себе какие-то не очень приятные вещи, моменты. Но эта боль, для того, чтобы сделать человеку лучше, ему потом в жизни будет гораздо проще с этим знанием о себе. По сути, как и в любом случае работы в психотерапии.
Чем опасна борьба за справедливость?
Если вы зациклены на несправедливости, то будете вечно недовольны и другими людьми, и миром в целом. Это саморазрушительная позиция. Заметьте: что мы направляем в окружающий мир, то и получаем в ответ. Если вы постоянно судите, критикуете, выражаете недовольство – другие люди будут вести себя точно так же по отношению к вам.
Заметьте, что человек, борющийся за справедливость (как он ее понимает), обычно очень суров к другим людям – но он суров и к самому себе. Сам того не замечая, он требует совершенства и от мира, и от людей, и от самого себя. Но ведь это попросту антигуманная позиция. Совершенных людей нет, и требовать совершенства от себя и других – значит, попросту проявлять жестокость и к себе, и к другим.
Человек, который так себя ведет, превращает себя в настоящего страдальца. У него практически не бывает хорошего настроения. Он видит мир в черном цвете. Он всегда и всех разоблачает, выводит на чистую воду – и лишь наживает себе врагов. Парадокс: он борется за справедливость, чтобы мир стал лучше – но сам для себя создает все более невыносимые условия жизни.
Стать вечным поборником справедливости – это значит превратиться в раздраженного, озлобленного, желчного человека. С таким и другим общаться неприятно, но самое главное – что ему плохо с самим собой. В его душе нет мира, покоя, гармонии. Он, сам того не замечая, нарушает то самое мировое равновесие добра и зла, ту справедливость, за которую борется, потому что своим поведением увеличивает количество негатива в мире.
Такие вечные борцы за справедливость обычно убеждены в своей правоте настолько, что и слышать не хотят других. Они не замечают, что не уважают людей и не дают им права на свою точку зрения. С ними тяжело даже близким – ведь это своего рода тираны и деспоты, которые постоянно критикуют и осуждают других, пытаются поставить их на место, и требуют, чтобы все жили по установленным ими правилам. В итоге такой борец за справедливость может просто остаться в одиночестве – но и в этом случае он будет считать, что он-то здесь ни при чем, просто окружающие, да и весь мир, несправедливы к нему.
Как видим, это замкнутый круг, и надо выходить из него чем раньше – тем лучше!
Упражнение 1.
Прости себя и других за ошибки и несовершенства
Вы страдаете от того, что мир несовершенен и в нем мало справедливости? Но, может быть, вы просто предъявляете слишком высокие требования к миру, к людям, да и к себе тоже?
В таком случае почаще повторяйте примерно такие слова: «Да, мир не совершенен, но это не значит, что он плох. Люди не совершенны, но это не значит, что они плохи. Я не совершенен, но это не значит, что я плох. Я прощаю мир за его несовершенство. Я прощаю людей за их несовершенство. Я прощаю себя за свое несовершенство. Я даю право миру быть таким, какой он есть. Я даю право людям быть такими, какие они есть. Я даю право себе быть таким, какой я есть».
Дайте себе и другим право на ошибку! Это естественное право всех людей. Если ошибетесь – не судите себя строго. Прощайте за ошибки и несовершенства и себя, и других. Осознайте, что вы можете любить и себя, и людей, и этот мир, невзирая на ошибки, несовершенства, и даже на то, что не всегда все происходит по справедливости.
Упражнение 2.
Увидь мир разнообразным и цветным
Задумайтесь: может быть, вы замечаете вокруг только плохое и несправедливое? Но ведь на самом деле мир богат и разнообразен, в нем множество красок, а не только черная.
Представьте, что вы до сих пор ходили в черных очках, сквозь которые мир кажется тусклым и серым. Представьте, что снимаете эти очки, и вместо них надеваете очки с розовыми или ярко-желтыми, солнечными стеклами – они позволяют вам видеть что-то хорошее.
Взгляните через эти воображаемые очки на ту ситуацию, которая вызывает у вас возмущение и протест, и попробуйте найти в ней что-то привлекательное, позитивное, существующее хотя бы в виде возможности. Например, вы видите, что кто-то остался обиженным, обделенным, и вы страдаете от несправедливости. Но если вы увидите в этой ситуации возможность проявить доброту и сочувствие, кому-то помочь, в ком-то вызвать добрые чувства – вам уже не захочется страдать и возмущаться, ваши эмоции будут переведены в конкретное доброе действие.
Начните так смотреть на любую ситуацию, которая видится вам несправедливой. В итоге вы сможете прийти к выводу, что мир не так уж плох и несправедлив, ведь в нем есть не только плохое, но и хорошее. Своим осуждением и страданиями вы не добавляете ничего хорошего в мир – а вот своим добрым взглядом и отношением можете принести много добра.
Упражнение 3.
Прими реальность как есть
Если видите что-то несправедливое – не спешите возмущаться и гневаться. Подумайте о том, что эти ваши чувства ничем не улучшат ситуацию, а вам повредят. Лучше скажите себе: «Да, это то, что есть. Такова реальность. Ее нужно принять как есть».
Когда вы примете реальность как есть, вы почувствуете, что возмущаться и злиться просто нет смысла. Подумайте о том, можете ли вы сделать что-то конкретное, чтобы улучшить ситуацию. Если можете кому-то помочь – помогите. Если способны сделать что-то хорошее – сделайте. Если знаете, как облегчить чьи-то страдания – примите реальные меры для этого. Так вы сможете по-настоящему приблизить справедливость, а вот гнев и возмущение не помогут вам в этом.
Упражнение 4.
«Извержение вулкана»: освободись от гнева
Если вы страдаете из-за несправедливости, то можете быть переполнены гневом, иногда сдерживаемым, из-за чего он только опаснее, так как может разрушать здоровье изнутри. Решите, что впредь будете спокойнее относиться к несовершенству и несправедливостям мира – и уделите время тому, чтобы грамотно и безопасно для себя и других выплеснуть свой гнев, ярость, негодование. Для этого расслабьтесь, закройте глаза, и представьте, что вы – вулкан, в недрах которого начинает клокотать лава. Вы – мощная природная сила, и сейчас вы покажете себя всему миру, пусть вся вселенная смотрит, как вы умеете гневаться. Представьте, что вулкан пробуждается, лава выплескивается все сильнее, и вот уже огромный фонтан раскаленных брызг вырывается наружу. Извержение вулкана – это очищение, вы сейчас очищаетесь! Воспринимайте это как радостное, счастливое событие. Можете размахивать руками, прыгать, кричать (только заранее позаботьтесь о мерах безопасности, чтобы ни обо что не удариться и ничего не разбить). Представьте, как чувствует себя вулкан, когда извергается – какой он мощный, бурный, горячий и величественный! Вы тоже можете быть таким.
Когда почувствуете, что энергия вашей ярости иссякла, к вам придет умиротворение. Представьте, что вулкан успокоился, над ним чистое небо, на которое набегает тучка, и начинается теплый и приятный летний дождь. На выжженном лавой пространстве прорастает трава, все вокруг зеленеет, расцветают цветы… Вы – на поляне, ощущаете свежесть и покой, вдыхаете запахи травы и цветов. Прилягте и просто отдохните, наслаждаясь созданной вами в воображении картиной природы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Борец за справедливость
Для Староглядова, одного из тех тщедушных старичков, которых принято называть божьими одуванчиками, борьба за справедливость была настоящей идеей фикс. Правда, было бы ошибкой видеть в нём реинкарнацию Кампанеллы с его Городом Солнца, Городом социальной справедливости или современного Робин Гуда, отбирающего деньги у богатых и отдающего их беднякам. Староглядов был борцом за справедливость, имеющую, как правило, отношение к нему лично, а если конкретнее, – борцом за свой морально-нравственный и физиологический комфорт. Врагами в борьбе за него становились у Староглядова все, кто на этот комфорт покушался. Он воевал с ними, а на войне, как на войне. На ней врага уничтожают, и Староглядов делал это, причём самыми разными способами: кого-то застрелит, кого-то отправит на тот свет ударом заточки или заставит преждевременно уйти из жизни, наградив своего врага неизлечимой болезнью.
Не подумайте, что это происходило на самом деле! Нет. Врагов он уничтожал в своих рассказах, к написанию которых пристрастился, когда оказался совсем одиноким, вредным и никому ненужным стариком и не смог придумать иного способа занять себя, кроме как бороться за справедливость. За справедливость, как он её понимал. Рассказы его не претендовали на литературную ценность. Было их пока порядка двух десятков, но всех их объединяло одно: главные герои, а это были люди, поражённые, по мнению автора, вирусом несправедливости, обязательно заканчивали свою жизнь трагически. Они или погибали или преждевременно умирали. Заставляя своих оппонентов уходить в мир иной, Староглядов находился в полной уверенности, что вносит лепту в борьбу за всемирную справедливость.
В последний раз он вступил в схватку за неё с управляющей крупным сетевым магазином. Женщина устроила выгрузку товаров из огромного рефрижератора, припарковавшегося прямо на тротуаре, из-за чего Староглядову пришлось обходить его по проезжей части дороги, где беспрестанно сновали автомобили. Он, естественно, не преминул сделать ей, оказавшейся рядом, замечание, не забыв и в этом случае вспомнить про справедливость. Управляющая – женщина тёртая и привыкшая иметь дело с самой разной скандальной публикой и хорошо знавшая Староглядова, поскольку тот был для неё именно из этой самой категории её постоянных оппонентов, – послала его по матушке. Внутри Староглядова всё закипело от злости и бессилия достойно ответить на оскорбление. Возбуждённое состояние мешало вспомнить какие-то особо обидные слова в её адрес. Не придумав ничего подходящего, обозвал оглобыздой – словом, значения которого он до сих пор так и не выяснил, но считал, как и его тётка, воспитывавшая его до отроческих лет, очень оскорбительным. Потом замахнулся на управляющую своей клюкой и пообещал наслать на неё всевозможные кары. Та в ответ лишь ехидно посмеялась.
Придя домой, Староглядов, кипевший от гнева и собственного бессилия, незамедлительно взялся за рассказ, в котором эта женщина, естественно, должна была умереть, причём обязательно самой мучительной смертью. Злоба, заполнявшая его целиком без остатка, мешала сосредоточиться и, промучившись несколько часов над выбором варианта умерщвления очередного врага справедливости, он решил отложить его наказание до утра. Тем более, что время было уже позднее. Принял успокоительную таблетку, однако, она не помогла снять внутреннее напряжение, поэтому ложился в постель по-прежнему в возбуждённом состоянии. Оно-то, по-видимому, и стало после того, как его сморил, наконец, сон, причиной сновидения, которое спасёт от «смерти» управляющую сетевого магазина и окажется роковым для Старовойтова.
Он увидел себя в помещении, в котором почти сразу признал склеп. Бетонный пол, бетонные стены грубой серой текстуры с подтёками по углам, пара колонн из дорого камня с памятными надписями и непонятными изображениями, низкий потолок. Освещение давала одна лампа накаливания большой мощности, свисавшая с потолка на голом шнуре. Судя по необычайно большим для таких сооружений размерам, это была даже не фамильная, а родовая усыпальница. Было ли в ней подземное помещение для захоронений, сказать трудно, но три саркофага под бетонными плитами находились на постаментах прямо перед Староглядовым. На одном из них плита была сдвинута.
Староглядов не мог понять, как он оказался здесь, кто привязал его скотчем к стулу, стоявшему сразу у выхода из склепа. У своих ног он видел саркофаги, за ними – стол, накрытый красным кумачом, а за столом – с десяток людей, показавшихся Староглядову знакомыми. Приглядевшись, он узнал их – это были уничтоженные им герои его литературных бдений. Будто ожившие призраки. Все – в одинаковых одеждах, с соблюдением традиционного погребального дресс-кода: чёрного цвета костюмы, белые рубашки, чёрные галстуки и такого же цвета ботинки. Двое – в белых тапочках.
До Староглядова дошло, что происходит с ним, лишь после того, как из-за стола поднялся седовласый человек, в котором он узнал своего литературного героя, пожилого «коллаборациониста». Староглядов заставил умереть его за «предательство государственных интересов». Судя по всему, тому было поручено открыть заседание, претендовавшее, видимо, на роль судебного процесса, но без соблюдения каких-либо процессуальных норм. «Коллаборационист» без всяких преамбул произнёс в адрес борца за справедливость Староглядова тираду, обличавшую его преступную несправедливость.
– Вы обвинили меня в коллаборационизме, в том, что своим творчеством я лью воду на мельницу противников моей страны, – начал старик, – но, на самом деле, отправили меня на тот свет из зависти к моему литературному успеху. Я честно рассказал о недовольстве людей политикой власти, расстрелянных за это. И если уж и следовало кого-то признавать коллаборационистами, так это представителей власть предержащих, которые, найдя свои личные и семейные интересы за рубежом, приложили руку к развалу страны. Вы и сами коллаборационист, однажды признавшийся в том, что не один год работали в экономических интересах иностранцев. Вы клеврет именно такой власти и справедливо заслуживаете нашей, несправедливой, участи: преждевременной смерти, какой умирали мы – Ваши жертвы. Виновен! – сказал в заключение старик.
За ним слово взял пропивший свою жизнь одноногий военный, в части которого Староглядов в молодые годы служил срочную. Не думая о соблюдении каких-либо правил приличия, он сразу же разразился инвективой в адрес своего бывшего подчинённого. – Ты, штафирка, несправедливо признал меня виновным в кумовстве, в алкоголизме, в унижении достоинства подчинённых. На самом деле моя смерть – это твоя месть за мою требовательность к тебе. Но скажи, если бы ты и в действительности оказался прав, кто выпестовал ту самую систему кумовства, систему, когда виновным в суде признаётся человек, стоящий на более низкой социальной ступени? Кто вместо того, чтобы воспитывать культуру пития, запретил водку, превратив её в сладкий запретный плод, вкусив который я замёрз на улице и лишился ноги? Ты, падаль, должен был обвинять не меня, а власть предержащих! Виновен! – резюмировал с удовлетворением военный.
Далее поднялся врач. Он, как и выступившие перед ним, был лаконичен. – Вы заставили меня, – обратился он к Староглядову, – умереть в расцвете лет за то, что я был невнимателен к больному. Но кто создал ущербные типовые нормы времени, отпускаемого врачу на пациента, исключающие основательность в первичной работе с ним? Кто автор медицинской системы, которая превращает врача в нищего, если он выполняет свои обязанности честно и бесплатно от лица государства? Власть предержащие, – рефреном повторил медик уже слышанный ранее вывод. Виновен! – закончил он своё обвинительное заявление.
Затем был майор-преторианец, погибший, по версии Староглядова, от случайного выстрела в тире. Брал слово даже чёрный лебедь, павший судя по всему, жертвой не совсем умной миграционной политики власть предержащих, заговоривший вдруг человеческим языком, правда, со странным курлыкающим акцентом.
Не будем перечислять гневные эскапады в адрес Староглядова остальных его жертв, собравшихся в этом мрачном вместилище мертвецов. Подытожил всё сказанное старик-писатель, выступавший первым. – Уничтожая нас, – сказал он, адресуясь к Староглядову, – Вы не осмелились дать оценку действиям тех, кто действительно повинен в нашем поведении и в наших поступках, оказавшихся неприемлемыми для Вас. Вы оставили без наказания тех, кто порождает конкретную несправедливость: власть предержащие. И кстати, бороться за справедливость – это всё равно, что черпать воду решетом. За неё ведут схватку не одно тысячелетие и всё безуспешно. Сизифов труд!
У Староглядова исчезли последние сомнения в неотвратимости смертного приговора. В своём последнем слове он рассчитывал привести в логике предъявленных ему обвинений слова президента некой зарубежной страны: мол, не спрашивай, что власть может сделать для тебя, а спроси, что ты сделал для неё. Но ему, открывшему было рот, военный грубо приказал «заткнуться».
Решение предать Староглядова смерти было и действительно принято единогласно. После этого старик-писатель, не дожидаясь приведения приговора в исполнение, вышел из-за стола и, опустившись по-старчески кряхтя в приоткрытый саркофаг, попросил своих коллег, пострадавших от рук Староглядова, закрыть за ним крышку.
Внутри у Староглядова всё сжалось в комок. Видимо, от страха – умирать он боялся. Именно в этот момент за его спиной раздался звонок в дверь. Староглядов машинально обернулся, а когда принял прежнее положение, то судебного синклита в составе его бывших жертв, перед которым он только что сидел, уже не было. Он куда-то исчез! А в дверь уже не звонили и даже не стучали, а требовательно колотили.
Староглядов удивлённо смотрел на опустевший стол, пока непрекращающийся стук, отдававшийся металлическим эхом по всей квартире, не разбудил его окончательно. Он, наконец, понял, что стучат наяву. Сердце его ещё бешено колотилось в ожидании смертельной развязки, но с чем она была связана, он уже не помнил. Фабула сновидения тут же исчезла из его головы, как только он открыл глаза. Понял лишь, что пережил во сне какую-то страшную неприятность, после чего всегда возникает чувство, будто встаёшь не с той ноги.
Тяжело поднявшись на постели, Староглядов спустил ноги, нашарил у кровати тапки и пошёл с недовольным ворчанием открывать нежданному визитёру дверь. У него совсем выпало из головы, что именно в этот день недели, в семь тридцать утра, его обычно навещает по дороге в университет внук: мало ли что может произойти со стариком. Вспомнил об этом, когда взглянул на перекидной календарь, висевший при входе, на котором эта дата была жирно обведена красным фломастером. Он повернул защёлку замка, затем резко схватился рукой за сердце и уже бездыханный упал.
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — СССР < СОВЕСТЬ СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ РАВЕНСТВО И БРАТСТВО>
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч(Мф. 10:34).
Предлагаемая ниже статья представляет собой логическое продолжение осмысления вопросов, освещенных в статье «Благочестие православия и язычество общественной жизни», размещенной в разделе «Точка зрения» на сайте http://novsoc.ru
Основные выводы, сделанные в ней, следующие:
2. «Не слушатели (Божьего)закона, но исполнители закона оправданы будут… в день, когда … Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим. 2:13-16).
И это утверждение касается не только верующих в Бога христиан, но и атеистов-большевиков, так как «когда язычники, не имеющие закона по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, чтодело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2: 14-15). То есть «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Ик. 2:17).
3. Смысл человеческой жизни, и человечества в целом «это – помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек, чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты(Ездра)сказал(наказание за смертные дела), а если победит, получить то, о чем Я(Бог)говорю(Царство небесное)» (3 Езд. 7:57-58). Здесь речь о борьбе с грехом в человеческих характерах и в характере общества.
Сегодня практически все политические силы в обществе обвиняют коммунистов прошлого века (большевиков) в развязывании «кровавой бойни» во время Октябрьской социалистической революции и последующей Гражданской войны. В том, что благодаря им «брат пошел на брата, отец — на сына», что Октябрьская революция – это великая смута, что все это насилие и диктатура – это «не по христиански» и т.д.
Ниже я попробую оправдать большевиков и идею социализма в целом некоторыми цитатами из Священного Писания. И начну я с цитаты, в которой Христос наставляет своих учеников-апостолов – как им нужно будет действовать в мире после того, как Он их покинет.
Вот эта цитата:
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое…
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделитьчеловека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее…
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; икто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; апотерявший душу свою ради Менясбережет ее» (Мф. 10:16-22; 34-39).
Прошу обратить внимание на слова: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое»и поразмышлять над ними. Здесь говорится о том, что восстанет брат на брата, и отец на сына, и сыновья на родителей, и будут убивать друг друга.
Не напоминают ли эти слова наиглавнейшее из обвинений, предъявляемое сегодня большевикам? Но последующие слова «будете ненавидимы всеми (т. е. – за это) за имя Мое» свидетельствует нам о том, что причиной раздора между людьми будут не большевики, а апостолы, которых Христос посылает проповедовать Христово учение среди людей. Точнее, не апостолы и Христос будут причиной раздора, а те идеи, те мысли, те заповеди и законы, которые они будут проповедовать человечеству. Которые – одни люди примут, а другие – нет.
Такое понимание смысла фразы «Предаст же брат брата на смерть…»подтверждается и следующими словами Иисуса: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить…».И ключом понимания здесь являются слова «кто не берет креста своего и следует за Мною».Именно такое поведение Христос расценивает как любовь человека к Нему.
И пусть никого не смущают слова «за имя Мое». Как мы уже разбирали раньше – не ношение имени, не звание «христианин» делает его таковым, а выполнение воли Христа в земной жизни, выполнение Его законов-заповедей, главнейшими из которых являются «не можете служить Богу и маммоне» и «люби ближнего своего как самого себя» (Причем, надо осознавать, что выполнение второй заповеди без исполнения первой невозможно).
Продолжающим сомневаться в этом даже после предыдущего рассмотрения «Третьей книги Ездры» приведу следующие слова из Священного Писания:
«Невсякий,говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю ОтцаМоего Небесного.
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!не от Твоего ли именимы пророчествовали? ине Твоим ли именембесов изгоняли? ине Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им:Я никогда не знал вас; отойдите от Меня,делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).
Интересно, что: пророчества, изгнание бесов, творение чудес и т.д. от Божьего имени – Христос не расценивает как исполнение воли Божьей, а называет беззаконием.
О воле Божьей и беззаконии поговорим чуть позже. Сейчас же предлагаю вернуться к рассмотрению ранее разбираемой цитаты. Интересно, что после слов «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» звучит фраза: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
Подумаем над ее смыслом.
И с первого взгляда она кажется нелепицей, особенно для христиан. Ведь, как считает большинство из них, сбережение души своей (от тлетворного влияния мира) – и есть главный смысл жизни христианина. Многие для этого уходили в пустыньки, монастыри. Сейчас некоторые не смотрят телевизор. В любом случае – это уход из мира, в котором победил дьявол.
Но верно ли это?
Понять этот вопрос нам поможет следующая цитата из «Евангелия от Матфея», описывающая одну из главнейших заповедей Христа:
«Никто не может служить двум господам…Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесьдля души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться….
Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?»Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите жепреждеЦарства Божия иправды Его, и это(что есть и что пить)приложится вам» (Мф.6:24-33).
Вот он смысл «сбережения своей души». Речь в первой цитате о плотской, а не духовной заботе о душе. Ведь мысли о том, «что есть и что пить», и все остальные тоже: «во что одеться», (какую машину и дом иметь, и т.д. и т.д.) – есть эгоистическое мещанство, с которого и начинается служением маммоне. Такое мышление — это выбор в пользу «хлеба» во фразе Христа:»Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (идеей)» (Мф. 4:4). Предпочитающим «хлеб», то есть мирские (языческие) ценности — высокие смыслы жизни (и прежде всего о равенстве и братстве всех людей) не нужны. Им важно лишь удовлетворение своих эгоистических потребностей и желаний. Говоря другими словами, такие люди выбирают земное царство, а не Царство Небесное.
Именно такие люди погубили Советский Союз, в чем немалую роль сыграл деревенский мещанин Н.Хрущев. Не победив в своей душе деревенский менталитет завистливого и ревнивого заглядывания за забор соседа, он привнес эту идеологию в ранее служивший высокой идеи братства и равноправия социализм. После чего, государство, ранее служившее «слову», стало служить «хлебу» — повышению уровня благосостояния народа. После чего начальная идея справедливости, равенства, братства постепенно стала лишь мертвым, не трогающим соблазнившихся «хлебом» души людей, лозунгом.
Теперь становится понятным противопоставление «сберегающего свою душу» и «потерявшего душу свою ради Него» (а значит – ради ближнего своего, которого Он заповедовал «любить как самого себя»).
Итак, «сбережение души своей» бегством от мира: в монастыри, пустыньки, за церковную ограду, уподобляется служению маммоне, которое начинается с мелких эгоистических земных забот. В этом есть и обличение в эгоизме всем тем людям, которые исповедуют личное спасение.
Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его («слова»), а это все («хлеб») приложится вам». Кто-то возразит – ну как же нам не заботиться о хлебе насущном в наше время, мы же умрем с голоду? Что делать – побольше молиться?
Нет, для этого нужно не прятаться от мира, спасая свою душу (тем более что ее так спасти не получится), а нужно бороться с ним, преобразуя его в общество справедливости, равенства, братства, т.е. в социализм. Ведь при советском социализме проблема «что есть» так остро не стояла, как сейчас при капитализме (ну конечно кроме сберегающих душу свою» людей, живущих не по духу (по великой идее), а по плоти (которым не хватало широты ассортимента сортов колбасы)). В обществе братства, нужда людей, живущих несколько хуже других, компенсировалась заботой всего общества путем справедливого распределения общих доходов (как и в апостольской Иерусалимской общине в период раннего христианства).
Чтобы окончательно утвердиться в понимании – что значит «жить по духу» и «жить по плоти», предлагаю рассмотреть еще пару цитат из Священного Писания.
Первая из них гласит:
«Нет ныне никакого осуждения тем, которыево Христе Иисусе(приняв сердцем и выполняя Его заповеди)живут не по плоти, но по духу…
Ибоживущие по плотио плотском помышляют, аживущие по духу— о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому чтоплотские помышления суть вражда против Бога; ибозакону Божию не покоряются, даи не могут.
Посемуживущие по плоти Богу угодить не могут.
Но вы не по плоти живете, а по духу,если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
Аесли Христос в вас,то тело мертво для греха, нодух жив для праведности» (Рим. 8:2, 5-10).
Как видим, «жизнь по духу» — это далеко не совсем то же самое, что сегодня понимают многие наши христиане под своей «духовной жизнью»: посещение церквей, выполнение обрядов и культов, участие в таинствах. Такая жизнь не делает человека «живущим по духу», если даже он верит в Бога и носит Его имя. Этого всего абсолютно недостаточно, чтобы стать человеком «живущим по духу». Недостаточно, да и в конечном счете – все это не важно.
«Живущим по духу» человек становится, приняв без всякого внутреннего сопротивления души смысл (дух) заповедей Христа, и шагая с таким Христовым мировоззрением по жизни. И это справедливо в полной мере и для людей, которые не верят в Бога, но живут по Его заповедям, главная из которых «любовь к ближнему своему, как к самому себе» — то есть равенство, братство и справедливость. Такой человек, даже будучи атеистом «угождает Богу», так как движим в жизни великой идеей Христа – «духом Его учения».
С другой стороны, человек, верящий в Бога, но не согласный в своей душе с Его главной заповедью в силу непобежденного эгоистического мещанского мышления «не может угодить Богу», а такая его жизнь – «суть вражда против Бога». Эти люди «не покоряются» Богу потому, что «не могут» победить в своем сердце проявления своих эгоистических позывов: корысти, алчности, зависти, ревности, желания возвыситься над другими людьми. Поэтому эти люди не могут смириться с идеей равенства и братства. Именно такие люди, проникнув в церковь, довели ее идеологию до оправдания «священной» частной собственности, именно они свели смысл «любви к ближнему своему» к подачкам милостыни беднякам вместо создания общества братства, где бедняков вовсе не будет. Это искажение духа Христового учения, то есть — его смысла, было сделано ими для того, чтобы оправдать свои плотские душевные позывы. И этим действием им удалось обмануть немало неутвердившихся человеческих душ. Но обманули ли они Бога?
Эти люди и есть «беззаконники», многократно упоминаемые в Библии. Они являются таковыми, потому, что даже хорошо зная закон Божий (и его главнейшую заповедь о братстве и равенстве), они этот закон сердцем не принимают. И здесь их не спасет ни вера в Бога, ни ношение Его имени. Более того, прикрывание своей плотской мещанской сущности именем Бога («христиане») — становится лицемерием перед Ним и людьми. Поэтому такие люди в Библии также называются «нечестивыми» — т.е. нечестными перед людьми и Богом.
Вот примеры обращения апостола Павла к таким беззаконникам.
Первый пример:
«Ныне же,познав Бога, или лучше,получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам (мещанскому мышлению) и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал. 4:9).
Здесь Павел обличает верующих в Бога христиан-беззакоников в том, что несмотря на то, что они узнали закон Божий, они его не принимают и не выполняют, а продолжают жить «по плоти». Примечательна в этом примере оговорка Павла. Сначала он сказал «познав Бога», а затем поправился: лучше сказать – не «познав Бога», а «получив познание от Бога». В этой оговорке глубокий смысл, так как «познание Бога» — есть не только получение человеком знания о Его заповедях, но и добровольное их принятие сердцем и неукоснительное следование им в своей жизни.
Второй пример:
«Великое приобретение(для души)быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
Ажелающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти,которые погружают людей в бедствия и пагубу;Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторыеуклонились от веры» (1 Тим. 6:6-10).
Здесь Павел вообще говорит о том, что те христиане-беззаконники, которые не отказались от желания обогащаться после познания Христовых законов — по сути не являются верующими в Бога, так как «уклонились от веры».
В противоположность «беззаконникам», «праведниками» называются люди, целиком и полностью принявшие всем сердцем главную идею Христа о братстве и равенстве всех людей на земле и борющихся за нее. «Праведниками» называются люди, разделяющие «правду Его», выполняющие «волю Его» на земле, люди, у которых «дело закона (то есть его воплощение в жизнь) написано у них в сердцах».
Теперь перейдем ко второй цитате.
Вот она:
«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти,но любовью служите друг другу.
Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего, как самого себя»…
Ибоплоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы(правильнее – что хотел бы Бог).
Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:13-18).
Как можно видеть из этой цитаты, наши рассуждения абсолютно верны.
Главнейший принцип учения Христа – это заповедь о любви к ближнему своему, которая в целом и есть весь закон Божий. Этот принцип и есть тот наиглавнейший дух Христова учения, тот его наиважнейший смысл, который абсолютно правильно восприняли большевики, за который боролись, и который воплотили в земную жизнь общества. И именно большевики принесли русскому народу свободу и от порабощающих их господ, и от невежества, и от множества грехов, в том числе главнейших – служению маммоне и оправданию неравенства и несправедливости.
И боролись они как раз с теми людьми, которые этот дух не могли принять сердцем, так как защищали свою эгоистическую плотскую сущность. Поэтому называть большевиков «богоборцами» не имеет никакого смысла. Напротив, именно люди, называвшие себя христианами, но не покорившиеся в своей душе главнейшей идеи Христа о равенстве и братстве и были богоборцами, так как не хотели признать этот наиглавнейший закон. А то, что такое идейное противостояние довело до взаимного кровопролития, то это – не вина большевиков, а скорее вина тех, кто противился Богу (одновременно называясь Его именем).
И если вернуться к первой цитате данной статьи, то Христос еще в дни своего первого пришествия на землю уже знал, что так все и произойдет. Так как именно Им была предопределена в человеческой истории эта непримиримая борьба двух типов людей: праведников и беззаконников, людей, живущих по духу и людей, живущих по плоти, сынов света и сынов тьмы.
И великое идейное разделение людей, которое принес Христос на землю проходит не по линии «веришь – не веришь», а по линии «исполняешь – не исполняешь» волю Божию, которая содержится в одной фразе «люби ближнего своего, как самого себя».
Но может мы неправильно толкуем смысл воли Божьей? Может она вовсе не в справедливости, равенстве, братстве, не в отказе от корыстной частной собственности?
Ведь сегодня очень многие православные, в том числе православные монархисты с сайта «РНЛ», до хрипоты пытаются убедить нас, что общество братства и равенства – не есть воля Божья. Да и вообще никакой социальной справедливости в христианском учении никогда не было, и все это фантазии коммунистов. В качестве аргументов выискиваются цитаты из святых отцов, некоторые фразы из апостолов. И все это прикрывается авторитетом сегодняшней православной церкви.
Поэтому ниже приведу еще несколько цитат из Священного Писания о воле Божьей и справедливости.
Вот слова Христа о равенстве и братстве:
«Иисус же, подозвав их(своих учеников)сказал: вы знаете, чтокнязья народов господствуют над ними(народами), ивельможи властвуют ими;
Но между вами да не будет так;
а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20: 25-28).
И еще:
«Также любят(книжники и фарисеи)предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах. И привествия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос,все же вы – братья… Больший из вас да будет вам слуга; Ибо,кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»(Мф. 23:6-11).
Слова «между вами да не будет так» означают то, что в обществе, которое предлагает построить Иисус, не должно быть господства и властвования одних людей над другими. «Все же вы – братья».
Разве это не озвучивание идеи равенства и братства, что единственно является справедливым? Поэтому все потуги людей защищающих неравенство и говорящих, что в христианстве нет идеи справедливости вообще – это лукавые мысли христиан-беззаконников, защищающих не дух учения Христа, а просто пытающихся оправдать низменное угождение своей своекорыстной плоти.
В одном я могу понять возмущение таких христиан-беззаконников. Ведь по сути они возмущаются основной идеей социализма: «В обществе не должно быть господ, а все должны служить друг другу как братья». Однако их возмущение направлено не по адресу. Как мы выяснили, это – не идея большевиков, это – идея Христа, которую воплотили в жизнь большевики. Поэтому, всем таким возмущенным хочется посоветовать — именно к Нему адресовать ваше негодование и возмущение. Но только хочется пожелать прежде вспомнить, что «кто возвышает себя», т.е. кто все-таки мечтает о господстве над ближним своим: широкомасштабно ли в роли олигарха и бизнесмена, или мелкомасштабно – в роли мещанина-кулачка – «тот унижен будет».
А вот слова апостола Павла о воли Божьей:
«Ибоволя Божия естьосвящение ваше…
Чтобы каждый из вас умел соблюсти свой сосуд(душу)в святости и чести…
Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому чтоГосподь – мститель за все это» (1 Фес. 4:3-6).
Тут даже не знаю, что комментировать. Настолько это очевидно.
«Чтобы люди не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» — не это ли основная идея социалистов, запретивших частную собственность, господство одних людей над другими и провозгласивших равенство и братство всех членов общества без исключения? Оказывается, что первично – это воля Божия! И за неподчинение людей этой Его воли – Он будет мстить! Не убеждать с любовью, что некоторые сегодняшние христиане считают единственно правильным действие «по-христиански» — а мстить.
Всем же тем христианам, которые проповедуют этакую толстовскую «борьбу с любовью» без насилия над идеологическим врагом просто предлагаю вспомнить, как Христос бичом гонял торгашей и менял из Иерусалимского храма (Мф. 21:12), или, например, попробовать прочитать «с любовью» следующие Его слова:
» Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас…
Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и выпо наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония…
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:13-15, 24-28, 33).
Что-то на «любовь» это никак не похоже.
Из рассмотренного выше изложения вытекает важная мысль о том, что нашего Бога Христа вполне обоснованно можно считать первым социалистом или коммунистом. Именно Он является родоначальником этой великой идеи в человеческом обществе. Его призыв освободиться от царящей во все времена в человеческом обществе идеи господства человека над человеком, в основе которой лежит своекорыстие, эгоизм и полное отсутствие любви к другим людям – и расколол все человеческое общество на два мировозренчески непримиримых лагеря. Не Ленин первым зажег «искру, из которой возгорелось пламя», а Христос и Его апостолы. Все более поздние попытки построения социализма: апостольская Иерусалимская община, социалисты-утописты, большевики, начались с первого пришествия Христа на землю и проповеди Им и Его верными учениками величайшей идеи справедливости, равенства и братства.
И всякие попытки повесить вину за кровь на перечисленных, а также – многих других, не перечисленных мною исторических воплотителей воли Божьей на земле, разбиваются об историческую правду. Не эти люди начинали проливать кровь, а как раз наоборот «князья и вельможи» живущего по плоти мира на протяжении двух тысяч лет нещадно гноили в темницах и топили в крови всех верных последователей духу учения Христа, независимо от того какой бы религией при этом они не прикрывались.
Поэтому всем людям, ощущающим в своих сердцах зов воли Божьей (верующим и неверующим) нужно сплотиться вместе и бесстрашно бороться за построение нового социализма – социализма идейного, социализма духовного, в основе которого лежит великий Христов дух справедливости, равенства и братства.
Сам социализм без действий, одними молитвами не наступит.
Не надо ждать построения социализма Богом для нас волшебным образом при нашем бездействии. Напротив, Бог ждет этого именно от нас людей, потому что эта борьба за равенство, братство и справедливость — и есть важнейший Божий смысл жизни для праведника.
Дневник Оптимиста
Окт
27
Борьба за справедливость как патология сознания
Ptah
В современном обществе сложился устойчивый стереотип, что для того чтобы чего-нибудь добиться в жизни, надо за это бороться.
Вся жизнь борьба и если не сражаться за правду, то негодяи так и будут пользоваться благами, а мы будем стоять в стороне, несчастные и одинокие.
Идея борьбы за свои права родилась в глубокой древности, когда сосед-питекантроп по пещере, обладающий невероятной силой и выносливостью, захапал себе весь, с таким трудом добытый на охоте, ужин. Тогда все что оставалось слабому — это подговорить своих не менее слабых соратников, чтобы набить наглецу морду и отобрать свой кусок антилопы.
Прямая конфронтация — это просто и очевидно. Это первое что приходит в голову, когда что-то идет не так, как вам хочется. Именно этот путь выбирало человечество многие годы и продолжает выбирать. Благодаря прямой конфронтации идут бесконечные войны, непрекращающиеся уже не одно столетие. Неумение уступать и искать альтернативные возможности разрешения проблемы приводит к тому, что человечество медленно но верно истребляет себя, деградируя до состояния диких вандалов.
А причина этому только одна — Чувство Собственной Важности (Значимости, Величия, есть разные версии).
Почему-то считается, что стремление к повышению чувства собственной важности присуствует только у единичных представителей нашего общества, известных своим снобизмом. За примерами далеко ходить не надо — Н.С. Михалков, В.В.Путин и прочие представители так называемой “элиты”.
На самом деле, стремление к повышению ЧСВ заложено в каждом человеке, достаточно вспомнить народную мудрость “доброе слово и кошке приятно”. Каждому человеку хочется чувствовать себя более важным, более богатым, более умным, более красивым. Этот список можно продолжать до бесконечности, но стремление выделиться из серой массы обывателей заложено на генетическом уровне, еще со времен тяжелой борьбы за выживание, которая продолжается до сих пор, только проходит уже не так прямолинейно, как в средние века, например.
Так как же определить нормальный или стандартный уровень ЧСВ, после которого начинается патология?
Мне кажется, что следует особо выделить следующие признаки:
1. Отсутствие уважения к окружающим, за исключением тех, кто сильнее или влиятельнее
2. Нежелание считаться с мнениями, отличными от своего. “Центропупизм”
3. Отсутствие инстинкта самосохранения или преобладание над ним чувства собственной важности
4. Чрезмерная уверенность в собственных силах
5. Наличие явных признаков самолюбования
И если с первыми двумя пунктами все ясно и они являются общепринятым стереотипами для обозначения сноба и ханжи, то пункты с третьего по пятый не так очевидны и маскируются под благие намерения и экспертные мнения.
Поясню на простых примерах:
1. Илья Варламов
Всем известный и популярный блоггер, начинавший с банальных фотоотчетов (как и ваш покорный слуга) и развивший свое непомерное эго до штатного журналиста “Общественной Палаты”(организации, довольно сомнительной функциональности и смысла) и организатора проекта “Страна без глупостей” — Илья Варламов, он же
Если посмотреть поверхностно, но кажется, что это просто удивительный, смелый, талантливый и умный человек. Именно благодаря ему в Москве появились свободные места на парковках, можно фотографировать на вокзалах, аэропортах и метро и … на этом пока все, но сколько впереди еще планов, не сосчитаешь. Но все это благодаря его же собственным словам, разумеется. Никто никаких замеров не делал и расчетов не предоставлял.
Илья совершенно искренне уверен, что может изменить мир. Более того, он не сомневается, что его старания принесут какую-либо пользу лично ему. Он занимается тем, чем занимается сейчас половина людей, сидящих в интернете — троллингом, только делает он это в оффлайне. Он специально приходит на вокзалы, магазины и прочие места и фотографирует, тем самым провоцируя охрану и милицию его задержать, ему нахамить и т.д. и т.п. — Налицо пункт 3 из моего списка.
Все это прикрывается благими намерениями борьбы за свободу фотографии, свободу слова и прочей либеральной фигни. Но Илья не понимает главного, что все его старания — это борьба с ветряными мельницами. Капля в море, которая растворится и никто ее не заметит.
А самое главное, что истинная причина всех этих действий — это стремление выделиться, стать “элитой”, известным блоггером, неустрашимым борцом за нашу свободу. Читайте между строк его ЖЖ, пятый пункт просвечивает практически в каждом слове, в каждом посте. Особенно это касается его ленты в G+, в которой он публикует откровенную ересь, т.е. свое мнение по многим вопросам. На что комментаторы справедливо ему отвечают: “Илья, ты лучше фотографируй”, ведь только это у него получается относительно неплохо.
2. Навальный
Второй пример, это известный всей интернетизированной части населения борец за права миноритарных акционеров, борец с “кровавым Путинским режимом”, единственный адекватный оппозиционер — .
Дабы исключить обвинения в продажности “Нашим” и пропутинской армаде, скажу, что этот пост не имеет за собой цели опорочить Навального или подвергать сомнению его взгляды или идеи. Никто мне не платил за то, что я напишу дальше. Ни госдеп США, ни Якеменко и иже с ними.
Здесь я придерживаюсь позиции стороннего наблюдателя. Мне интересно то, что делает Навальный и его команда, интересно то, чем закончатся его потуги бороться с тем, что невозможно победить.
Но совершенно уверен в том, что Навальный чрезвычайно самолюбивый человек и именно самолюбие толкает его на “геройские”(читай идиотские) поступки, вопреки инстинкту самосохранения (см.пункт 3) и стремлению обезопасить свою семью.
Алексей абсолютно уверен в своих силах, что говорит об отсутствии способности трезво оценивать ситуацию (см пункт 4). Ну а если присмотреться к количеству перепостов в своем ЖЖ всевозможных статей и видеороликов с собой, любимым, то пункт пятый очевиден без каких-либо дополнительных доказательств.
На мой взгляд, то что делает Алексей — это точно такая же борьба с ветряными мельницами, с одним существенным отличием — допасти у этих мельниц заточены остро и смазаны ядом — малейшая ошибка или изменение ветра и последствия будут весьма печальны.
3. Синие ведерки
Третьим примером хочу рассказать о примере общественного самолюбования резонанса и сплоченной борьбы за свои “права”.
Многим москвичам известно пресловутое общество , активно занимающихся троллингом провокацией власть придержащих, передвигающихся быстрее, чем они сами.
Та же самая картина — декларация благих намерений ( именно выложена дорога благими намерениями, мы все прекрасно знаем). Напускная и провокационная борьба за свои мифические права, которых им никто не давал и подставление своей задницы для того, чтобы прославиться с интернете. А как иначе, ведь любая провокация — это риск и когда случается жопа, они первыми бегут в интернет в поисках общественной поддержки и помощи, но на самом деле обществу на них плевать. Так как капля в море ничего не решает.
Более того, такие акции даже вредят, посколько позволяют “сильным мира сего” принимать законы, запрещающие демонстрации на транспорте, что они собственно и сделали.
Я уже не говорю о том, что больше всего в сочувствующих синим ведеркам, просматривается элементарная зависть, ведь дай каждому из них мигалку, он тут же наденет ее и будет ездить, как ни в чем не бывало.
Но в сравнении с индивидуальностями, здесь еще явно просматривается элемент психологии толпы, когда чувствуя свою безнаказанность и защиту соратников по “обществу” люди способны делать идиотские поступки, которые никогда не сделали бы в одиночку. Забывая при этом, что любого человека можно вычислить и что после того, как тебя пристрелят, доказывать свою правоту станет некому. И тут мы опять возвращаемся к третьему пункту моего списка.
4. Белая Молния
Ну и напоследок, еще один пример “народного” героя, “борца с уродами”, который прославился благодаря публикации на you-tube видеороликов со своего регистратора. В этих видео-роликах видно, как он “наказывает” нерадивых водителей, нарушающих правила. Причем делает он это намеренно, так как время и возможность уйти от столкновения у него есть почти в каждом случае.
Как и в любом другом случае коллективного сознания, его тут же провозгласили “героем”, даже дали супергеройское прозвище “Белая Молния”, так как свои “подвиги” он совершал на старой Волге.
В данном конкретном случае не надо быть психологом, чтобы понять, что у человека есть серьезные проблемы, комплексного плана. Комплекс супергероя, комплекс мачо, комплекс учителя и т.д. и т.п.
Он искренне верит в то, что эти водители будут ездить аккуратнее, наивно полагая, что он чему-то их научил. Тот факт, что он выложил ролики в общественный доступ говорит о небывалом желании к одобрению окружающими(см пункт 3).
Он провоцирует аварии будучи совершенно уверен в своей правоте(хотя во всех случаях правила нарушает и он тоже) — пункт 4. Я уже не говорю про инстинкст самосохранения, который здесь полностью отсутствтует.
А на самом деле, все, чего они действительно добился — так это неразумная трата времени в ГАИ и денег на ремонт машины. Он это и сам начал понимать, когда деньги закончились.
Подводя итог — хочу сказать, что на мой взгляд — борьба за справедливость — это опасная для человека и для его близких психологическая патология, от которой надо избавляться. Она ни к чему хорошему привести не может, даже Навальный, несмотря на свои успехи в судах, не добился ничего, кроме распространения мема “партия жуликов и воров” и чрезмерно раздувшегося чувства собственного величия.
Все, что делают люди ради справедливости — ложь, они делают это только для себя, для того, чтобы их заметили, любили, обожали и все такое.
В восточных практиках есть изумительная борьба — Айкидо. Принцип обтекающей воды, которая точит камень и разрушает горы — вот мой выбор.
Прямая конфронтация всегда заканчивается переломанными костями. Битва с ветряными мельницами — это битва ради битвы, нет никакого смысла тратить на нее свою жизнь.
(с)Ptah
Буду вам очень признателен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях:
10 важнейших российских правозащитниц, посвятивших жизнь борьбе за правду
С Международным женским днем, дамы!
Сегодня очаровательный праздник, который посвящен женщинам. Мы расскажем в этот прекрасный день о тех женщинах, которые всю жизнь боролись за справедливость, за наши с вами права и за всеобщее благополучие. Они изменили многое или, в худшем случае, успели поднять вопросы, которые послужили почвой для изменения действительности.
Они занимались и занимаются вещами, о которых 90% людей боятся просто подумать, не то, что связывать всю свою жизнь. Перед вами 10 самых влиятельных и самоотверженных правозащитниц России и СССР: смотрим и восхищаемся!
Валерия Новодворская
Диссидентка, правозащитница, либеральная деятельница, соосновательница партии «Демократический союз», публицистка
Сергей Киселев / Коммерсантъ / Fotodom.ru
В 60-х совершенно бесстрашным образом раздавала листовки с антисоветским стихотворением перед вечером, посвящённом Дню Конституции СССР. Подвергалась ужасным методам воздействия за свои резкие высказывания и действия: например, неоднократно проходила принудительное лечение от шизофрении, подвергалась допросам и обыскам.
Несмотря на это, распространяла самиздат, подпольно боролась с КПСС, разрывала портреты Горбачева на митингах, публиковала провокационные политические статьи, в открытую конфликтовала с представителями власти.
Новодворская — была одной из самых смелых советских правозащитниц за всею историю.
Зоя Светова
Журналистка, правозащитница
Машатин Владимир / Fotodom.ru
В своей работе Светова уделяет огромное внимание проблемам судебной системы России, помимо освещения многих замалчиваемых или «нежелательных» тем. В 2011 году она выпустила свой роман «Признать невиновного виновным», называемый документальным, так как герои имеют вполне известные реальные прототипы, а по ее собственным словам, и вовсе повесть, а не роман.
В интервью порталу «Права человека в России» Зоя Светова сказала, что, написав эту книгу, ей удалось рассказать то, что невозможно в рамках журналистского дела. Она обратила внимание на состояние судебной системы не только со стороны наблюдателя и участника — что делала и в своих статьях до этого — но и со стороны самих работников системы.
Благодаря ее деятельности обличается судебная несправделивость.
Анна Политковская
Журналистка, писательница, правозащитница
Довольно громкая фигура, которой в свое время, к счастью, было уделено много внимания.
Анна была профессиональной журналисткой, которая неоднократно выезжала в горячие точки и освещала события. За уникальные репортажи о военных действиях в Чечне она была удостоена премии «Золотое перо России», а также написала ни одну книгу о чеченской ситуации и ни одну статью, рассказывающую ужасные подробности происходящего.
Она очень резко и без особого стеснения выступала против действующей власти в 2000-х годах и освещала темы, связанные с конфликтом в Чечне.
Wikimedia Commons
Помогала родственникам, в частности, матерям погибших в Чечне, отстаивать свои права в суде, а также писала и выступала на тему «Норд-Оста», помогала жертвам.
Ее боялись: во время трагедии в Беслане Политковская вылетела для подключения к переговором, но после чашки чая в самолете потеряла сознание и в тяжелом состоянии была госпитализирована. Что послужило причиной — отравление или вирусная инфекция — официально не доказано. Подобных ситуаций в ее жизни было множество.
В честь Анны учреждена премия. 7 октября 2006 года она была убита в лифте своего дома.
Наталья Эстемирова
Правозащитница, журналистка
@memorial.hrc
Наталья также была очень резонансной и рискованной фигурой.
В 1998 году ушла из школы в правозащитную журналистику. Она занималась расследованием похищений, судебного произвола, жестокого самосуда и многих других преступлений. Активно боролась за устранение практики пыток, внесудебных казней, расследовала обстрел на грозненском рынке. Была сотрудницей представительства Правозащитного центра «Мемориал» в Грозном.
15 июля 2009 года была похищена и убита на границе с Ингушетией. Ее убийство вызвало бурную реакцию в стране и во всем мире.
Людмила Алексеева
Советская диссидентка , правозащитница в СССР и России, председатель Московской хельсинской группы с 1996 года, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ
Vitaliy Ragulin, wikipedia.org
О Людмиле Алексеевой только целую книгу писать. Еще в СССР, в 60-е годы она оказывала помощь политзаключенным, ездила в лагеря, жила в обществе диссидентов распространяла самиздат. После предупреждения КГБ, вынуждена была эмигрировать в США, где продолжала деятельность в качестве консультанта. Писала «История инакомыслия в СССР. Новейший период» — первый фундаментальный научный исторический труд на эту тему.
Вернувшись в Россию, продолжала правозащитную деятельность. Обращалась с просьбой о прекращении военных действий в Ираке, была организатором Всероссийского гражданского конгресса, неоднократно выступала в защиту 31 статьи Конституции РФ о свободе собраний, за что была задержана. Список ее заслуг бесконечен! Она прожила долгую и очень достойную жизнь, отданную на помощь другим людям и борьбе за справедливость.
Анастасия Бабурова
Журналистка, активистка, правозащитница
Dmitry Horov, flickr.com
Анастасия была одной из немногих журналистов, являющихся настоящими профессионалами в проблемах неонацизма, антифашизма и неформальных объединений.
Помимо этого, она болела проблемами экологии, жестокого обращения с животными, выступала против загрязнения окружающей среды, участвовала в социальных форумах, акциях Антифа, и так далее. В связи с ее журналистской деятельностью, по ее словам, ей неоднократно угрожали.
19 января 2009 года адвокат Станислав Маркелов представлял интересы семьи Кунгаевых в громком и очень резонансном деле об убийстве 18-летней Эльзы Кунгаевой. Анастасия Бабурова брала у него в этот день интервью. И Станислав и Анастасия были убиты на Пречистинке во время интервью. Не было доказано, стреляли ли в Анастасию целенаправленно или она погибла, защищая адвоката.
Елизавета Глинка
Правозащитница, врач-реаниматолог, филантроп, общественная деятельница
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ / Fotodom.ru
Елизавета Глинка член правления Фонда помощи хосписам «Вера», участник работы Первого Московского хосписа и человек, который внес неоценимый вклад в развитие паллиативной медицины в России и распространение информации о ней.
Помимо этого основала международную общественную организацию «Справедливая помощь», которая организовывает помощь онкобольным, малообеспеченным и бездомным. Боролась за права избирателей, помогала жертвам пожаров, оказывала помощь пострадавшим в конфликте на Украине. Елизавета Глинка должна была быть святой — наверняка так и есть на самом деле.
Она погибла в авиакатастрофе под Сочи по пути в Сирию для доставки партии лекарств.
Елена Боннэр
Советская общественная деятельница, диссидентка, правозащитница
Михаил Метцель / Fotodom.ru (слева)
Уже в институте была исключена из-за высказывания по поводу «Дела врачей» в СССР. Ездила на многочисленные процессы над диссидентами, со своим супругом, академиком Сахаровым, находилась под постоянным надзором КГБ, была осуждена за «клевету на государственный строй». За правозащитную деятельность подвергалась постоянным угрозам, обыскам и задержаниям.
Уже в России принимала участие в организации «Мемориал», первой подписала обращение российской оппозиции к гражданам.
Светлана Ганнушкина
Общественная деятельница, правозащитница, педагог
Глеб Щелкунов / Коммерсантъ / Fotodom.ru
Светлана уже более 30 лет занимается защитой прав беженцев, а также с нарушением прав человека в Чечне. Она является одним из учредителей Комитета «Гражданское содействие» — первой организацией, защищающей и оказывающей помощь переселенцам и беженцам.
Также она руководит одной из программ правозащитного центра «Мемориал», участвует в разработке законов, имеющих отношение к правам беженцев, эмигрантов и тех, кто перемещается внутри страны. Была выдвинута на Нобелевскую премию мира.
Участвовала во многих общественных акциях и митингах.
Ольга Костина
Общественная деятельница, правозащитница, политконсультантка, журналистка
Prize/Wikipedia.org
Ольга Костина, вместе с двумя другими организаторами, создала межрегиональную правозащитную общественную организацию «Сопротивление». Ее основным направлением является помощь, психологическая и юридическая пострадавшим и свидетелям преступлений. Объясняет, что организация была создана после собственного горького опыта.
Являлась бывшей советницей по общественным связям председателя совета директоров промышленно-финансового объединения «МЕНАТЕП» Михаила Ходорковского и одним из основных свидетелей обвинения по делу ЮКОСа.
- Автор Марина Тихомирова
Представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно, что справедливо, а что несправедливо, мы усваиваем еще в раннем детстве. Очень часто эти представления передаются просто по наследству, даже безо всяких слов и внушений – они воспитываются родительским примером. И у всех людей эти представления разные. И если вы привыкли отчаянно бороться за справедливость – подумайте: то, что кажется справедливым вам, будет ли таким же справедливым для других?
Кроме того, задумайтесь: имеете ли вы право судить других, наказывать их за то, что кажется вам несправедливостью? Кто уполномочил вас на роль судьи? А самое главное – приносит ли счастье вам эта роль? Скорее всего, наоборот – делает несчастным, потому что в своей борьбе за справедливость вы то и дело чувствуете себя беспомощным, неспособным что-либо изменить.
Иногда нужно просто принять обстоятельства как есть. Не судить и не бороться с ними – а позволить самой жизни рассудить, кто прав, а кто виноват, кто поступил справедливо, а кто – нет. Доверившись этой мудрости жизни, вы сможете расслабиться и успокоиться, не биться с ветряными мельницами, а делать то, что действительно зависит от вас.
Вместо того чтобы бороться с чьей-то несправедливостью, приложите усилия, чтобы улучшить свою собственную жизнь! Наверняка, если задаться такой целью, вы найдете для этого немало возможностей.
Чем опасна борьба за справедливость?
Если вы зациклены на несправедливости, то будете вечно недовольны и другими людьми, и миром в целом. Это саморазрушительная позиция. Заметьте: что мы направляем в окружающий мир, то и получаем в ответ. Если вы постоянно судите, критикуете, выражаете недовольство – другие люди будут вести себя точно так же по отношению к вам.
Заметьте, что человек, борющийся за справедливость (как он ее понимает), обычно очень суров к другим людям – но он суров и к самому себе. Сам того не замечая, он требует совершенства и от мира, и от людей, и от самого себя. Но ведь это попросту антигуманная позиция. Совершенных людей нет, и требовать совершенства от себя и других – значит, попросту проявлять жестокость и к себе, и к другим.
Человек, который так себя ведет, превращает себя в настоящего страдальца. У него практически не бывает хорошего настроения. Он видит мир в черном цвете. Он всегда и всех разоблачает, выводит на чистую воду – и лишь наживает себе врагов. Парадокс: он борется за справедливость, чтобы мир стал лучше – но сам для себя создает все более невыносимые условия жизни.
Стать вечным поборником справедливости – это значит превратиться в раздраженного, озлобленного, желчного человека. С таким и другим общаться неприятно, но самое главное – что ему плохо с самим собой. В его душе нет мира, покоя, гармонии. Он, сам того не замечая, нарушает то самое мировое равновесие добра и зла, ту справедливость, за которую борется, потому что своим поведением увеличивает количество негатива в мире.
Такие вечные борцы за справедливость обычно убеждены в своей правоте настолько, что и слышать не хотят других. Они не замечают, что не уважают людей и не дают им права на свою точку зрения. С ними тяжело даже близким – ведь это своего рода тираны и деспоты, которые постоянно критикуют и осуждают других, пытаются поставить их на место, и требуют, чтобы все жили по установленным ими правилам. В итоге такой борец за справедливость может просто остаться в одиночестве – но и в этом случае он будет считать, что он-то здесь ни при чем, просто окружающие, да и весь мир, несправедливы к нему.
Как видим, это замкнутый круг, и надо выходить из него чем раньше – тем лучше!
Упражнение 1.
Прости себя и других за ошибки и несовершенства
Вы страдаете от того, что мир несовершенен и в нем мало справедливости? Но, может быть, вы просто предъявляете слишком высокие требования к миру, к людям, да и к себе тоже?
В таком случае почаще повторяйте примерно такие слова: «Да, мир не совершенен, но это не значит, что он плох. Люди не совершенны, но это не значит, что они плохи. Я не совершенен, но это не значит, что я плох. Я прощаю мир за его несовершенство. Я прощаю людей за их несовершенство. Я прощаю себя за свое несовершенство. Я даю право миру быть таким, какой он есть. Я даю право людям быть такими, какие они есть. Я даю право себе быть таким, какой я есть».
Дайте себе и другим право на ошибку! Это естественное право всех людей. Если ошибетесь – не судите себя строго. Прощайте за ошибки и несовершенства и себя, и других. Осознайте, что вы можете любить и себя, и людей, и этот мир, невзирая на ошибки, несовершенства, и даже на то, что не всегда все происходит по справедливости.
Упражнение 2.
Увидь мир разнообразным и цветным
Задумайтесь: может быть, вы замечаете вокруг только плохое и несправедливое? Но ведь на самом деле мир богат и разнообразен, в нем множество красок, а не только черная.
Представьте, что вы до сих пор ходили в черных очках, сквозь которые мир кажется тусклым и серым. Представьте, что снимаете эти очки, и вместо них надеваете очки с розовыми или ярко-желтыми, солнечными стеклами – они позволяют вам видеть что-то хорошее.
Взгляните через эти воображаемые очки на ту ситуацию, которая вызывает у вас возмущение и протест, и попробуйте найти в ней что-то привлекательное, позитивное, существующее хотя бы в виде возможности. Например, вы видите, что кто-то остался обиженным, обделенным, и вы страдаете от несправедливости. Но если вы увидите в этой ситуации возможность проявить доброту и сочувствие, кому-то помочь, в ком-то вызвать добрые чувства – вам уже не захочется страдать и возмущаться, ваши эмоции будут переведены в конкретное доброе действие.
Начните так смотреть на любую ситуацию, которая видится вам несправедливой. В итоге вы сможете прийти к выводу, что мир не так уж плох и несправедлив, ведь в нем есть не только плохое, но и хорошее. Своим осуждением и страданиями вы не добавляете ничего хорошего в мир – а вот своим добрым взглядом и отношением можете принести много добра.
Упражнение 3.
Прими реальность как есть
Если видите что-то несправедливое – не спешите возмущаться и гневаться. Подумайте о том, что эти ваши чувства ничем не улучшат ситуацию, а вам повредят. Лучше скажите себе: «Да, это то, что есть. Такова реальность. Ее нужно принять как есть».
Когда вы примете реальность как есть, вы почувствуете, что возмущаться и злиться просто нет смысла. Подумайте о том, можете ли вы сделать что-то конкретное, чтобы улучшить ситуацию. Если можете кому-то помочь – помогите. Если способны сделать что-то хорошее – сделайте. Если знаете, как облегчить чьи-то страдания – примите реальные меры для этого. Так вы сможете по-настоящему приблизить справедливость, а вот гнев и возмущение не помогут вам в этом.
Упражнение 4.
«Извержение вулкана»: освободись от гнева
Если вы страдаете из-за несправедливости, то можете быть переполнены гневом, иногда сдерживаемым, из-за чего он только опаснее, так как может разрушать здоровье изнутри. Решите, что впредь будете спокойнее относиться к несовершенству и несправедливостям мира – и уделите время тому, чтобы грамотно и безопасно для себя и других выплеснуть свой гнев, ярость, негодование. Для этого расслабьтесь, закройте глаза, и представьте, что вы – вулкан, в недрах которого начинает клокотать лава. Вы – мощная природная сила, и сейчас вы покажете себя всему миру, пусть вся вселенная смотрит, как вы умеете гневаться. Представьте, что вулкан пробуждается, лава выплескивается все сильнее, и вот уже огромный фонтан раскаленных брызг вырывается наружу. Извержение вулкана – это очищение, вы сейчас очищаетесь! Воспринимайте это как радостное, счастливое событие. Можете размахивать руками, прыгать, кричать (только заранее позаботьтесь о мерах безопасности, чтобы ни обо что не удариться и ничего не разбить). Представьте, как чувствует себя вулкан, когда извергается – какой он мощный, бурный, горячий и величественный! Вы тоже можете быть таким.
Борьба за справедливость
8-11-2017, 21:41 • Опубл.: Россия Татары © • Просм.: 5809 • Комм.: 29 • Статьи / Политика +23
Фото: jessica45 /
Справедливость нельзя измерить, нет единицы измерения справедливости. Разные видения справедливости можно только сравнивать, для кого справедливее данная справедливость. Я за справедливость, которая едина для всех, без всяких исключений.
За справедливость боролись всегда, не будем далеко забегать в историю. У абсолютного монарха была своя справедливость, он мог любого казнить и миловать по своему усмотрению. Не удивительно, что за справедливость начали бороться те, кто наиболее близок к трону, появились институты, ограничивающие права монарха. С развитием общества появился новый класс, буржуи, которые тоже хотели для себя справедливости. В итоге буржуи добились для себя справедливости, то есть, живем по законам буржуйской справедливости.
Крестьяне, ремесленники — рабочие тоже боролись за справедливость и в октябре 1917 года добились справедливости, кто не согласен и с оружием в руках защищал справедливость царя с дворянами и справедливость буржуя — уничтожены, изгнана за бугор. А кто обвиняет рабоче-крестьянскую власть в жестокости? Красный террор был ответом на белый террор. Извиняюсь, а как подавляли восставших крестьян, что требовали справедливости к себе в царской России, и не только в России? А что, при подавлении не было жестокости, ошибок, казни невинных? Крови, в том числе и крови невинных было бы меньше, если бы победили белые с помощью войск интервентов? Или виноваты во всем рабочие и крестьяне, что никто из власти имущих не хотел слышать о их принципах справедливости? При Сталине борьба за справедливость продолжалось, в 1937 году сторонники Сталинской справедливости победили, горе побежденным конечно, но при этом под жернова попали и невинные, или сочувствующие. Вопрос — крови было бы меньше, если бы к власти пришли противники Сталина и троцкисты?
Сегодня либералы обвиняя в жестокости Россию после революции и времен Сталина жаждут справедливости, призывают к русскому майдану. Хорошо, скажем устроили майданный переворот, станет ли в России больше справедливости чем сейчас и не будет ли у нас как на Украине? Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники Мой мир Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы: