Содержание
Урок 10. Учение об ангелах. Ангел Хранитель человека, семьи, страны
Урок 10. Учение об ангелах. Ангел Хранитель человека, семьи, страны
Задачи:
· ребёнок узнает, что по православному вероучению, ангелы — духовные существа, сотворенные Богом прежде сотворения видимого мира, которые исполняют Божии повеления и возвещают людям Его волю;
· заинтересуется образом Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах;
· задумается о том, что человек, творящий зло, согласно православному вероучению, остаётся без защиты перед силами зла.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Ангел Хранитель |
02 |
«Ангел» |
03/видео |
Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с |
04 видео |
Ангел- вестник: 1 мин 22 с |
05 |
Благовещение |
06 |
Рождество Христово |
07/ видео |
Херувимы и Серафимы: 1 мин 36 с |
08 |
Ангел Хранитель |
09/видео |
Падение Денницы: 1 мин 45 с |
10/видео |
Ангел Хранитель: 1 мин |
11 |
Святитель Василий Великий |
12 |
Ангел Хранитель |
13 |
Звёздное небо |
14 |
Венчание |
15 |
Макарий Египетский Великий |
16 |
Явление Ангела пастухам |
17 |
Рефлексия |
Ребята, я всё смотрю на рисунок Святой Руси, который у нас получается, и не могу глаз оторвать! Как хорошо, что у Святой Руси так много тех, кто её оберегает. Это и Сам Господь Иисус Христос, и Богородица, и чудотворные иконы, и святые, и люди, хранящие веру Православную, и даже колокольный звон охраняет и оберегает Святую Русь!
· Ребята, как вы думаете, может ли у государства быть Ангел
Хранитель? (Предположения детей)
По православному вероучению, Ангел Хранитель даётся не только человеку, но и государству. Так при крещении Русь получила своего Ангела Хранителя.
На уроках мы уже не раз говорили об ангелах. Но что это за существа? Много ли их? Что делают? Как живут?
· Ребята, как бы вы изобразили ангела? (Прекрасный юноша, в белоснежной одежде, со светлым ясным лицом, с белыми крыльями…)
· А какие чувства вызывает у вас имя – Ангел? (Радостные, светлые, нежные…)
· Что вы знаете Ангеле Хранителе? (Ответы детей)
Сейчас вы, познакомившись с высказываниями людей об ангельском мире, заполните первую часть таблицы «Точка зрения»:
· Поставь плюс (+), если согласен с высказыванием или минус (-), если не согласен
У подавляющего большинства людей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном, о чём-то таком, к чему невольно тянется душа. (м-ф 01. Ангел Хранитель. Икона).
Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела (м-ф 02. Ангел). Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», » ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение – «Ангельское пение!»
· А как скажут про семью, члены которой живут во взаимном согласии, взаимной любви, где всё проникнуто тихостью, кротостью, необыкновенным миром? (Живут, как ангелы).
Кроме нашего внутреннего чувства, об ангельском мире говорит и Священное Писание.
Библия точно не говорит о времени сотворения ангелов, но там сказано, что когда сотворены были звёзды, а это какой день творения? (4-й), ангелы восхвалили Господа великим гласом. Эти слова показывают, что ангелы сотворены прежде видимого нами мира и человека (м-ф 03/видео. Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с).
По учению Святой Церкви, ангелы сотворены из ничего, внезапно увидев себя сотворёнными в чудном изяществе и блаженстве. Они сразу ощутили благодарность, благоговение и любовь к своему Творцу.
· Где находится ангельский мир?
Как мы помним, в начале Бог сотворил небо, т. е. ангельский мир и землю, т. е. первичную материю из которой впоследствии был сотворён наш видимый мир. Во второй день творения Господь создал твердь, т. е. некую перегородку, которая отделяет небо, т.е ангельский невидимый мир от земли, т. е. от нашего видимого мира. У нас с ангелами общая твердь – небо: ангелы наднебесные — над небом, а мы поднебесные — под небом. Небо второго дня (твердь) — это духовный горизонт, за которым иной мир.
Слово Ангел обозначает «посланник», «вестник» (м-ф 04/видео. Ангел-вестник: 1 мин 22 с).
· Как вы думаете, Кто, куда и зачем посылает ангелов? (Ответы детей).
Ангелы – служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной.
Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью от Бога.
· Вы уже знакомы с двумя важнейшими событиями, о которых людям возвестили Ангелы. Вспомнили? (Благовещение: м-ф 05, Рождество Христово: м-ф 06).
В ангельском мире царит порядок и дивная гармония. Ангелы различаются по чинам.
· Как вы понимаете слово «чин»? (Достоинство, звание, сан)
Высшие чины — это херувимы и серафимы, самые приближённые к Богу ангелы (м-ф 07/видео. Херувимы. Серафимы: 1 мин 36 с ) и низшие чины: наши ангелы – хранители (м-ф 08. Ангел Хранитель), самые приближенные к человеку Ангелы. Низшие чины ангелов не завидуют высшим чинам.
Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён был и человек.
· Что общего у нас с ангелами? (Предположения детей)
Люди, как и ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить, любить, творить добро. Человек, как и ангелы, обладает свободой выбора, свободой последнего решения: быть с Богом или вне Бога.
Но не все ангелы остались с Богом. Многие из них пали, позавидовав Богу и пойдя за зачинщиком этого возмущения, одним из высших херувимов, (наиболее приближенный к Богу ангельский чин) Денницей (м-ф 09/видео. Падение Денницы: 1 мин 45 с).
Падение ангелов совершилось прежде падения человека , и когда падший ангел, увидел какой славой одарил Бог человека: образом и подобием Своим, то из зависти решил погубить любимое творение Божие — Адама и Еву, а в их лице и всё человечество.
Теперь этих падших ангелов называют духами злобы, демонами, бесами, а самого Денницу – сатаною, что в переводе с еврейского означает противник, враг.
Другие ангелы, оставшиеся верными Богу, утвердились благодатию Божию в добре, и сделались уже непреклонными ко злу.
Святые Ангелы низших чинов с любовью и ревностью оказывают повиновение Ангелам высших чинов, зная, что это повиновение — повиновение воле Божией. Благодатный свет от высших чинов льётся на низшие чины ангелов.
Ангелы находятся в непрестанной, неутомимой заботе о судьбах людей. Ангелы ведут человека по жизненному пути, руководят, охраняют идущего, чтобы он не уклонился в сторону, изнемогающего укрепляют, падающего поднимают.
По слову святого Иоанна Златоуста, «воздух наполнен ангелами», они отовсюду нас окружают и смотрят на нас. Согласно Священному Преданию, каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах дан Ангел Хранитель (м-ф 10/видео. Ангел Хранитель: 1 мин).
Ангел-Хранитель – наш неизменный друг. Ангел-Хранитель – наш незримый, тихий собеседник, утешитель. Одного лишь он желает человеку – спасения души, и об этом все его заботы. Видит он нас творящими добро – радуется; видит он нас делающими зло – скорбит.
· Хорошо ли всегда быть с Ангелом? (Ответы детей).
· Как вы думаете, когда Ангел отходит от человека? (Ответы детей).
Святитель Василий Великий (м-ф 11) говорит, что как пчёл отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни – Ангела отдаляет смердящий грех.
· Можно ли распознать присутствие Ангела- Хранителя, когда он рядом с нами и когда отходит от нас?
Да, ребята, когда на душе светло, на сердце легко, тихо, мирно – значит Ангел близ тебя.
· А когда у нас на душе тишина, мир и покой?
Когда мы не творим зла, когда творим добро, а значит и Ангел рядом (м-ф 12. Ангел Хранитель). А когда в душе буря, в сердце страсти кипят – знай, отошёл от тебя Ангел.
· Почему?
Что-то делаешь не так, не по-доброму.
Однажды некий святой муж шёл из церкви и увидел у ворот одного дома Ангела Божия в образе юноши, горько плачущего. Это заставило преподобного остановиться и спросить о причине скорби.
«Я , — говорил Ангел — приставлен был Богом к одному человеку хранить его. Этот человек находится теперь в сем непотребном доме… Как же мне не скорбеть о беззаконии? Как не плакать о том, что образ Божий повержен в такую бездну?»
«Почему же не подействуешь на него и не накажешь его?» – спросил преподобный.
«Невозможно мне теперь и приступить к нему, — отвечал Ангел. – С тех пор, как начал грешить, он соделался рабом бесов… С тех пор я потерял над ним свою власть, и мне теперь остаётся только плакать и молиться о нём!»
· Ребята, какой мы можем сделать вывод из этого рассказа? (Когда человек творит зло, Ангел-хранитель не может приступить к человеку, и человек остаётся без защиты.)
Православные христиане ежедневно утром, при пробуждении от сна и вечером, при отходе ко сну, молятся своему Ангелу-Хранителю, читая положенные Православной Церковью молитвы.
А есть и совсем кратенькая молитва Ангелу-Хранителю: «Ангел Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне».
У каждого храма есть свой Ангел-хранитель.
Византийский духовный писатель блаженный Иоанн Мосх, много путешествуя по разным монастырям, составил сборник повестей о благочестивых людях и подвижниках. В его сборнике мы можем прочитать, как один монах, случайно зашедший в пустую пещеру, увидел там молящегося ангела и спросил его: «Кто ты?» Ангел ответил: «Когда-то здесь был священный алтарь, и я был послан Богом как хранитель престола этого храма. Прошло уже много времени, и с тех пор как алтарь разрушен, здесь никого нет, но я охраняю это место, ибо оно свято».
· Какое предположение мы можем сделать из этого рассказа? (Даже
после разрушения храма ангел хранитель охраняет это святое место.)
В ваших тетрадях на первом рисунке изображён храм, который оберегает Ангел-хранитель.
Ангелы быстролётны, быстродвижны: ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока – в другом; ни стен, ни запоров, ни дверей для ангелов нет.
· Как вы думаете, много ли ангелов? Можно ли их исчислить? (Ответы детей).
Как нельзя сосчитать звёзды на небе (м-ф 13. Звездное небо), так нельзя сосчитать ангелов. Их тысячи тысяч, т.е. тьма!
По православному вероучению, каждой семье при венчании (м-ф 14. Венчание) даётся Ангел-Хранитель, который оберегает семью от зла и наставляет на путь добра.
Ангелы сокрыты от наших взоров, во-первых, потому что состояние человека после грехопадения сделало нас неспособными видеть Ангелов, а во-вторых, чтобы не устрашить, не смутить нас их явлением.
Но иногда ангелы всё же являлись людям воочию, чаще святым. Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий (м-ф 15), суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т. е. все его члены. Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом (м-ф 16. Явление ангела пастухам).
Рефлексия (см. урок 1)
Файлы для скачивания:
Конспект, тетрадь и медиафайлы урока
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
«Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Творение иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4 изд. Сергиев Посад 1900г. с. 16
Иов. 38:7
Ангелы. Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр. 4,5
Православие от А до Я. М. 2006, стр. 58
«Ангелы». Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр. 7
«Образ Божий, как и в человеке, заключается в уме, от которого рождается, и в котором содержится мысль, и от которого исходит дух, содействующий мысли и оживляющий ее. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он невидим и в человеках. Он управляет всем существом в Ангеле так, как и в человеке». Там же, стр. 7
«Ангелы». Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр. 13: «Зачинщиком этого возмущения был один из прекраснейших Херувимов, особенно обиловавший дарами Божиими» (Игнатий Брянчанинов)
Здесь тоже нужно найти точную ссылку о том, что он был именно херувимского чина и что он участвовал в сотворении земли и т д. Что потому и позавидовал человеку, что увидел какой славой одарил Бог человека: «образом и подобием Своим», — чего не имело и не имеет ни одно другое существо сотворенное Богом.
«Ангелы». Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр. 13.
Библейская энциклопедия. М. 2006, стр. 800
Ангелы. Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр. 15.
Ангелы. Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр. 6: «Святые Ангелы низших чинов с любовью и ревностью оказывают повиновение Ангелам высших чинов, зная, что это повиновение — повиновение воле Божией» (Игнатий Бренчанинов)
«(Они) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение» Творения иже во святых отца нашего Святителя Григория Богослова Архиепископа Константинопольского. Москва 1844г. ч.3 с. 50.
Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Т.2, ч.1. Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. «Если ты хочешь видеть и ангелов и мучеников, то открой очи веры, и увидишь это зрелище; ведь, если воздух наполнен ангелами, то тем более церковь»
Православие от А до Я. Словарь – справочник. Москва 2006, стр. 61
Ангелы. Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр. 57
там же, стр. 57
Псково – Печерский листок № 429. Ангелы – хранители людей.
Ангелы. Святитель Игнатий Брянчанинов. Священномученик Серафим Звездинский. Издательство «Псалтирь» -2004, стр.37 (Серафим Звездинский)
там же, стр.43
Диакон Вадим Гупало. Таинство брака (венчание): «Кольца надеваются на персты правых рук в знак благословения на всякое доброе дело. Священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни». http://delo.teolog.ru/deloN8007
Детям об ангелах-хранителях
Каждому человеку, который приходит жить в мир, Господь дает Ангела-Хранителя, который оберегает этого человека от всякого зла, помогает ему делать добро, и молится за него перед самым престолом Господа. Наши ангелы всегда с нами, они видят все, что мы делаем и думаем, но они видят всегда и Бога и хвалят Его вместе со всеми другими ангелами, архангелами и серафимами.
Один старинный русский рассказ говорит про ангелов: «Каждый раз, когда заходит солнце, все людские ангелы идут к Богу поклониться Ему. Они восходят на небо и приносят Богу все дела человеческие, добрые и злые. Ангел человека, любящего Бога, идет к Богу радостно на поклонение, а ангел злого человека, плача, идет к Богу и говорит: «Господи Вседержителю! Повели мне не быть больше с этим злым и грешным человеком. Он только напрасно произносит Твое имя, он угождает всем своим желаниям, грех ко греху прибавляет и не творит ни одной молитвы от сердца, ни днем, ни ночью. Когда нужно подать кому-нибудь, у него сжимается рука. Он хочет только все собирать, а не подавать».
Но Господь говорит такому ангелу: «Не оставляй и таких. Может и они придут ко Мне и покаются. Если же не покаются и не обратятся ко Мне, тогда буду судить их». И каждое утро, в первый час всякого дня, ангелы людские снова приходят на поклонение к Богу и дают ответ, как кто из людей провел ночь».
Три шага ко спасению: не грешить, согрешивши, каяться. Кто же плохо кается, тому надо терпеть все приходящие к нему скорби.
Из сборника «Христос и Его церковь».
Беседа об ангельском мире
8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент
— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?
— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» — мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы — представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом… Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир — вещественный и видимый…».
Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что ангельские силы едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир». Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, — пишет он, — не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание».
Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира». С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли». И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей».
Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.
— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?
— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.
«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.
Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).
В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).
— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.
— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».
Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески
Догматический ответ дает преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры»: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела».
— а можно ли молиться за бесов?
— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.
Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».
Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»
— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?
— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».
— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?
— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.
— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?
Как учат святые Отцы, ангелы уже не могут упасть, потому что, в отличие от человека, они самоопределяются единожды и свой выбор сделали еще до появления человека. Неизменность их выбора засвидетельствована Священным Писанием, в котором нет ни одного примера того, чтобы ангелы изменили направление своей воли. Напротив, все Священное Писание говорит о неизменности их произволения. Например, в 102-м псалме: «Благословите Господа вси ангели Его, слуги Его, творящие волю Его услышати глас словес Его». Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: ангелы «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, — не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу». Иными словами, по благодати, данной им и по их привязанности к ней, Ангелы не могут пасть.
Отроки в пещи Вавилонской с ангелом.
— Откуда берется ангел-хранитель?
— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.
Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом». «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему…». В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви».
Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).
И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.
В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.
Конспект ООД «кто такие ангелы»
Алена Редько
Конспект ООД «кто такие ангелы»
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН
«ДЕТСКИЙ САД №29»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ?»
Образовательная область » Познавательное развитие «
Составила:
Редько Алена Юрьевна
воспитатель БДОУ №29
Кто такие Ангелы
ЦЕЛЬ: Дать представление детям о невидимых существах, называемыми Ангелами.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить детей с духовным термином — «Ангел-Хранитель». Актуализировать знания детей о понятиях: » Добро» и «Зло».
Развивающие:
— развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, быстроту реакции. Упражнять в порядковом счете до «5»(физическое упр-е «Сова») Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Оздоровительные:
стабилизировать эмоциональное состояние детей. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
Оборудование:
мультимедийная установка, костюм ангела, мяч, ноутбук, иллюстративный материал, фигурка ангела, 2 обруча.
Методы и приемы:
наглядно — иллюстративный, словесный.
Словарная работа:
Ангел — вестник — посланник — почтальон, невидимый мир, духи.
Предварительная работа:
беседа о значении нательного креста, игры с мячом, чтение стихотворения: » Что такое хорошо, что такое плохо «. Разучивание слов с ребенком роли Ангела. Дидактические игры по ПДД («Опасно- безопасно «.)
Ход занятия:
Чтение стихотворения З. Александровой » Топотушки «
Топ, топ, топотушки.
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками.
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!
Вопросы к прочитанному:
— О ком говорится в стихотворении?
— Чему научилась девочка?
Какие чувства испытывала девочка?
Когда ты только научился ходить, мама или папа брали тебя за руку, охраняя от опасности. Но ведь они не могут быть с нами все время, всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаемся одни. Кто же поможет нам, когда их нет рядом? Кто будет нашим постоянным другом? И если такой? Как вы думаете ребята?
-Предполагаемые ответы детей. Возникает затруднительная ситуация.
Воспитатель.
Ребята предлагаю вам, чтобы ответить на этот вопрос поиграть в игру, при помощи которой вы сможете узнать верный ответ.
Проводится дидактическая игра » Узнай, кто летит» (с показом видео роликов на мультимедийной установке)
Входит Ангел (ребенок)- читает стихотворение
У тебя есть Ангел Божий-
Светлый, верный, лучший друг.
Он всегда придет на помощь,
Если что случится вдруг.
Ангел рядышком с тобою
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен,
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе такого друга
В целом мире не найти.
Проводится дыхательная гимнастика:
«Дыхание Ангела»
Носом — вдох
(поднимание рук- на вдохе)
А выдох- ртом
(свободное опускание рук- на выдохе)
Дышем, глубже,
А потом-
Марш на месте не спеша,
Коль погода хороша!
Ребята, а вы знаете, кто такой Ангел?
Предполагаемые ответы детей.
Ребята Ангел- это значит » вестник» или » посланец «(почтальон). Люди изображают их прекрасными юношами с крыльями в знак того, что они быстро исполняют Божью волю. Их создал Творец первыми- они его помощники. Все Ангелы сотворены добрыми. Но вот случилась беда. Один из самых светлых и любимых Творцом Ангелов стал непослушным и научил других ангелов совершать плохие поступки. Бог обиделся на таких ангелов, прогнал их, и стал называть их злыми духами.
Ребята, как вы понимаете слово добрые?
Предполагаемые ответы детей.
Проводится физкультурная минутка:
Ангела Бог при Крещенье мне дал,
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день ото дня
Он от беды защищает меня!
Добрые ангелы любят своего создателя, помогают людям во всех их хороших делах и поступках. Они оберегают нас от плохих мыслей. И хотя в этот момент мы их не видим, но слышим их советы, их предостережения. Дети, только Ангела -Хранителя тоже надо любить и не огорчать. Ребята, а, что значит злые духи?
— Ребята, как вы думаете, нравится Ангелу дети- драчуны плаксы, лентяи, грубияны?
Предполагаемые ответы детей.
Правильно, нет конечно. Ангел плачет, когда мальчик или девочка так поступают.
— А как вы думаете, когда он радуется?
Предполагаемые ответы детей.
Правильно, когда ребенок слушается взрослых, не обижается на замечания, старается их исправиться, когда помогает родителям, когда заботится о малышах и пожилых людях, когда радуется удаче других детей, когда говорят только добрые нужные слова, думают о хорошем.
Ребята, а, что значит злые духи?
Предполагаемые ответы детей.
Злые духи делают людям плохие дела, внушают плохие мысли, подучивают драться с друзьями, ябедничать, обижаться, обманывать
Предлагаю вам ребята сейчас поиграть в игру: «Добро и зло»
Проводится дидактическая игра: «Добро и зло»
Воспитатель бросает детям мяч и если называет доброе дело, дети — ловят мяч, а если злое откидывают.
Хорошо мы с вами поиграли, а теперь присаживайтесь на стульчики.
Ребята, каждый крещенный человек носит на себе нательный крестик. Это означает, что Бог посылает ему Ангела, который защищает и охраняет от всех болезней и невзгод. Со своим Ангелом можно разговаривать, когда страшно вам или неспокойно.
А теперь детки, давайте подарим Ангелу добрые дела. Согласны?
Проводится дидактическая игра » Соберем Ангелу добрые дела»
Подведение итога занятия.
Воспитатель выслушивает впечатления от проведенного занятия.
Задание родителям:
-Нарисуйте с детьми город будущего, светлый, добрый, справедливый, используя яркие цвета.
-Рассмотрите на картинках образы Ангелов, предложите ребенку нарисовать своего собственного Ангела- Хранителя.
— Поиграйте с детьми в игру: «Корзинка добрых дел»
Ребёнок ангела и человека.
Один раз на тысячу лет ангел спускается с небес и рождает ребенка от земного человека. Это дитя наделяется силой своей матери после её смерти и становится бессмертным. Только до определенного возраста избранного нельзя отличить от других детей. Но в шестнадцатилетие у него на шее появляются родимые пятна. Сначала это просто обычные пятна, но позже они становятся виднее и в них можно различить некие слова «Sanguinem — puer angelum et hominem», то есть ребенок ангела и человека.
В шестнадцать лет на шее нашего будущего главного героя Люси Хартфелии появляются эти пятна. Сначала она просто не обращала внимания, но когда те разрослись на всю шею, что было видно даже спереди, заволновалась. Она была сиротой и денег у неё тоже не было из-за чего та пошла к дешевым и непроверенным медикам. Те, увидев надпись, сказали, что та больна и ей надо остаться здесь. Они знали предание, что было написано ранее и захотели её продать за большие деньги. Связав её, лекари отправились на чёрный рынок рабов. Когда уже начали набивать ей цену похотливые мужики, почти все вокруг, кроме детей, загорелись белым пламенем. Когда пламя утихло, Люси выбралась из веревок и посмотрела на трупы. На их лбах были выжжены имена, как позже было установленно убитых ими людей.
Позже она узнала своё происхождение и стала инквизитором. Ей давали список мешающих им людей и та их устраняла. Как ни странно Люси быстро совладала с собственной силой и научилась контролировать магию. Она была единственным волшебником-инквизитором, ведь магия была запрещена и всех ведьм сжигали на кострах. Волшебные гильдии тоже были запрещены. И однажды в списке жертв оказалась тёмная волшебная гильдия «Хвост Феи». Когда она шла к их зданию, встретила команду Леви и помогла им с заданием. После чего вместе с этой тройкой пришла в гильдию. Решив пошпионить за ними, Люси вступила к ним.
Что бы мне хотелось:
1. Уделите внимание характеру Люси. Она безжалостная, хладнокровная, не показывает эмоций никому, но в душе их испытывает.
2. Понимаю, что у меня в заявке много ООСа, но Нацу пожалуйста обделите им. Просто надоело читать про него, как про какого-то мажора. НАДОЕЛО.
3. Пожалуйста, сделайте, что сначала она сторонилась волшебников, а те пытались её втянуть в свои авантюры. Она ни с кем не говорит и задания очень редко берёт.
4.НЕ ВСЁ СРАЗУ!!!!!!!!!!! Умоляю, не делайте любовь с первого взгляда! По моему мнению, должна быть причина того, что они приглянулись друг другу. Поэтому пожалуйста придумайте её!
5. И да, сделайте побольше приключений пожалуйста. Ну то есть обычный, весёлый «Хвост Феи», несмотря на то, что они тёмная гильдия.
Остальное оставляю на фантазию автора, решившего взяться за эту заявку. Надеюсь хоть кому-нибудь понравится эта идея.^~^
Ответ от Mystery
Исполины, или нефилим «те, кто приводит других к падению» — в Пятикнижии и некоторых неканонических еврейских и раннехристианских писаниях (см. Книга Еноха) существа появившиеся в результате связи «сыновей Господа» (в некоторых толкованиях — ангелов) и «дочерей человеческих» .
В русском Синодальном переводе это название передано как «исполины» :
» В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
(Быт. 6:4)»
В некоторых переводах Библии слово «нефилим» трактуется также как «гиганты» или «титаны» .
Из стиха 6:4 Книги Бытия следует, что нефилимы уже присутствовали на земле, когда Сыновья Божьи вступили в близкие отношения со смертными женщинами. Развращение, вызванное смешением ангелов и людей, заставило Бога пожалеть о том, что Он сотворил на земле человека. И он решает уничтожить на земле не только человека, но и все живое. Бог выделяет из всех людей Ноя и определяет, что он и его семья переживает катастрофический Великий потоп и они снова заселяют землю.
Тем не менее в Потопе погибли не все нефилимы, поскольку далее в Библии, Книге чисел упоминаются енакимы, потомки нефилимов: «Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших перед ними, как саранча, такими же мы были и в глазах их» (13:33). Познее енакимы были уничтожены.
В 1-й Книге Еноха представлено более наглядное описание нефилимов во всей их чудовищности:
И женщины становились беременными и рождали великих исполинов ростом в триста людей. Они съедали все, что было у народа, и людям, наконец, надоело кормить их. Тогда гиганты обратились на людей, чтобы съесть их. И они начали грешить против птиц, диких зверей, пресмыкающихся и рыб. И они пожирали плоть друг друга и пили кровь. И тогда сама земля выступила против них (7:3-7).
Архангелы Михаил, Гавриил и Сурафал с ужасом наблюдали с небес за развернувшимся на земле кровопролитием. Они слышали молитвы обращавшихся к небу за помощью людей. И они обратились к Богу за помощью, сказав, что великаны залили всю землю кровью. Бог объявил, что покарает преступников полным уничтожением в потопе.