Содержание
- Алексей Адашев: характеристика исторической личности
- Федор Адашев – отец семейства
- Первые упоминания об Алексее
- Алексей Адашев при Иване Грозном
- Смерть
- Окончание рода
- В качестве руководителя Избранной рады
- Военная служба
- Признание Адашева в России
- Значение АДАШЕВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
- АДАШЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ
- Реформы правительства А. Адашева и их историческое значение
- Попытка «теневого правительства» Адашева — Сильвестра вестернизировать Русское государство
- Избранная рада и Алексей Адашев
Алексей Адашев: характеристика исторической личности
Алексей Адашев со своим братом и отцом имели особое влияние на Ивана Грозного. В свое время им удалось стать фактическими руководителями государства. Однако, как часто бывает, быстрый подъем завершился таким же молниеносным падением.
Род Адашевых из лучших друзей царя превратился в опасных предателей. Это и погубило представителей рода. Правители часто сводили счеты со своими лучшими советчиками.
Федор Адашев – отец семейства
Алексей Адашев был сыном Федора Григорьевича, жившего в шестнадцатом веке. Впервые о нем упоминается в грамоте за 1510 год. В ней он поставил свою подпись вместо отца. С ранних лет он пошел на великокняжескую службу. Он практически не продвигался по карьерной лестнице, некоторое время был стольником. В 1538 году ему доверили возглавить московское посольство в Константинополе.
Деятельность Адашева:
- описывал с князем Дашковым Замосковскую волость;
- стал окольничим (1547 год);
- сопровождал царя во время первого похода в Казань;
- охранял и следил за строительством крепости Свияжск.
Умер Федор Григорьевич в 1556 году. Перед смертью он принял монашество, ему дали имя Арсений.
У Адашева было двое сыновей – Алексей и Даниил. Во время малолетства Ивана Васильевича Федор Григорьевич смог устроить своих сыновей стряпчими. Они должны были помогать государевому постельничему. Это сблизило братьев с великим князем.
Первые упоминания об Алексее
Впервые имя Алексей Адашев упоминалось в 1547 году. Со своим братом он занимал должность ложничего, мовника. Во время бракосочетания Ивана Грозного они готовили брачную постель для правителя, сопровождали его в баню.
Алексей Адашев при Иване Грозном
Алексей был знаком с царем с молодых лет. Впоследствии вместе с известным священником Сильвестром один из братьев получил большое влияние на царя. Произошло это в 1547 году после ряда московских пожаров и убийства Юрия Глинского.
Смерть от рук разъяренного народа дяди князя произвели нравственный переворот в душе молодого правителя. Тогда Иван Васильевич приблизил к себе Алексея и Сильвестра. В них, а также в митрополите Макарии и царице Анастасии царь нашел нравственную опору.
Алексей Адашев (годы жизни 1510-1561) неформально управлял государственными делами вместе с Сильвестром. В 1550 году царь пожаловал Алексея Федоровича в окольничие.
Значение Алексея и Сильвестра при дворе нравилось далеко не всем. Их основными врагами были родственники царицы Анастасии – Захарьины. Им удалось воспользоваться болезнью царя в 1553 году. Они заложили в сознание правителя нотки недоверия к своим советчикам.
Во время своей тяжелой болезни царь пожелал, чтобы бояре, князь Старицкий и прочие приближенные присягнули младенцу Дмитрию (сын Ивана Грозного). Двоюродный брат царя отказался присягать, поскольку сам видел себя престолонаследником. Так же как Старицкий сделали Сильвестр и старший Адашев. Окольничий Федор заявил царю, что не желает повиноваться Романовым, которым предстояло управлять государством во время малолетства Дмитрия. Алексей единственный из них, кто присягнул Дмитрию, но это роли уже не играло.
Иван Васильевич оправился от недуга. Он начал смотреть на своих друзей по-другому, помня об их предательстве. Расположение царицы Анастасии также было потеряно, поскольку ее сына не пожелали видеть на престоле. Царь не стал предпринимать никаких действий против Сильвестра и Адашевых. Возможно, он был рад выздоровлению или же был не готов рвать старые отношения. Он даже пожаловал Федору Адашеву боярскую шапку.
Все изменилось после поездки Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь взял с собой Анастасию с Дмитрием, который во время путешествия утонул. Царь встретился с Вассаном Топорковым (бывший коломенский владыка), в результате чего Иван Васильевич снова усомнился в Сильвестре.
После этого царь уже не доверял своим прежним советникам. Его болезненная подозрительность поджигалась врагами Сильвестра. Постепенно Иван Грозный разорвал отношения с Адашевым и Сильвестром.
Смерть
Биография Алексея Адашева поменялась в 1560 году. Понимая не расположенность к себе со стороны царя, он решил отправиться в почетную ссылку (служить третьим воеводой) в Ливонию. Предводителями большого полка выступили князь Мстиславский и Морозов.
В этом же году умерла царица Анастасия. Заговорщики, выступавшие против Адашева, убедили царя, что за смертью его супруги стоит именно сын Федора Григорьевича. Это усилило в царе недоверие к Алексею. Он велел перевести Алексея в Дерпт, чтобы заключить его под стражу. В заточении Алексей заболел и спустя два месяца его не стало. Если бы Алексей Адашев не умер своей смертью, его все равно ждала бы расправа со стороны царя. Хотя сама смерть Адашева также вызывает много вопросов у исследователей.
Окончание рода
После смерти Алексея царь расправился с его родственниками. Они были казнены, а род Адашевых прерван. Последним умер Даниил Федорович Адашев в 1562 году. Он пережил своего брата всего на один год. Чем же знаменит Алексей Федорович?
В качестве руководителя Избранной рады
Характеристика Алексея Адашева не будет полной без описания направлений его деятельности. Прежде всего, он занимался государственной службой. Он вышел из не очень знатного рода костромских дворян. Начал он со стряпчего, затем стал постельничим, возглавлял Челобитный приказ. Принимая жалобы от угнетенных людей, он зарекомендовал себя как неподкупный служащий. Он карал тех, кто создавал волокиту в приказах, даже если это были бояре. С 1550 года он возглавлял Финансовое ведомство.
Прославился он в качестве руководителя Избранной рады. Так назывался неофициальное собрание людей, проводивших преобразования в государстве при правлении Ивана Грозного.
С именем Алексея связаны следующие реформы:
- Проведение Земского собора – собрание из представителей свободных слоев населения для рассмотрения важных для государства вопросов. Впервые состоялся в 1549 году.
- Проведение Стоглавого собора – в соборе принимали участие представители духовенства, Боярской думы и лично Иван Васильевич.
- Отмена кормлений – должностные лица при Иване Грозном не содержались за счет местного населения. Это положило начало перестройке системы управления. Кормельщики стали вытесняться на местах, уступая дворянству и центральной власти. Однако многие историки утверждают, что отмена кормлений была не долгой.
- Составление Судебника – сборника законов. Содержал сто статей. Он ликвидировал судебные привилегии множества князей.
Царь доверял Адашеву настолько, что тот хранил государственную печать с личным архивом. Все это укрепило власть Ивана Грозного, усилило могущество государства русского.
Военная служба
Исторический портрет Алексея Адашева связан также с военным делом. Он руководил армией в некоторых походах, которые проводил царь. Он принимал активное участие в покорении Казанского ханства в 1552 году. Алексей лично ставил пушки, направленные против Казани, совершил подкоп в тайник, из которого казанцы добывали воду во время осады города.
Он занимался внешней политикой государства, руководил дипломатической частью присоединения к Московскому царству значительных территорий – Казани и Астрахани. Он был тем, кто предлагал государю направить политику на присоединение Крымского ханства, но тот решил начать Левонскую войну. Тогда Адашев подключился к участию в Ливонской войне, выполняя распоряжения царя. Он активно помогал в войне в качестве военачальника и дипломата. Однако подозрительность государя и интриги со стороны врагов привели Алексея в Дерпт, что ускорило его смерть.
Признание Адашева в России
Алексей Федорович Адашев, биография которого связана с правлением Ивана Грозного, был одним из ярких государственных деятелей в российской истории. Он участвовал в реформировании государства, укреплении его могущества.
Современная Россия помнит об этих заслугах. Не зря Адашева изобразили на памятнике Микешина под названием «1000-летие России». Он был создан в Новгороде в 1862 году.
Значение АДАШЕВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
АДАШЕВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ
Адашев, Алексей Федорович, известный любимец Иоанна Грозного , сын незначительного по происхождению служилого человека Федора Григорьевича А. «Личность эта, может быть, и менее талантливая, чем некоторые из современных ему политических дельцов, сияет таким ярким светом доброты и непорочности, является таким образцом филантропа и гуманиста XVI века, что не трудно понять ее обаяние на все окружающее» (Н.П. Лихачев ). Впервые А. упоминается в 1547 году на царской свадьбе (3 февраля) в должности ложничего и мовника, т.е. он стлал брачную постель государя и сопровождал новобрачного в баню. Большим влиянием на царя А. стал пользоваться вместе с знаменитым благовещенским священником Сильвестром после страшных московских пожаров (в апреле и в июне 1547) и убиения возмутившимся народом царского дяди Юрия Глинского . С этого времени царь, не расположенный к знатным боярам, приблизил к себе двух неродовитых, но лучших людей своего времени, Сильвестра и А. Иоанн нашел в них, а также в царице Анастасии и в митрополите Макарии , нравственную опору и сдержку своей испорченной с детства природы. Время так называемого правления Сильвестра и А. было временем разносторонней деятельности правительства (созвание первого земского собора для утверждения судебника в 1550 году, созвание церковного собора Стоглава в 1551 году, покорение Казани в 1552 году и Астрахани в 1557 году; дарование уставных грамот, определивших самоуправление общин; большое разверстание поместий, упрочившее содержание служилых людей). В 1550 году Иоанн пожаловал А. в окольничие и при этом сказал ему речь, по которой всего лучше судить об отношениях царя к его любимцу: «Алексей! взял я тебя из нищих и из самых молодых людей. Слышал я о твоих добрых делах, и теперь взыскал тебя выше меры твоей ради помощи душе моей; хотя твоего желания и нет на это, но я тебя пожелал, и не одного тебя, но и других таких же, кто б печаль мою утолил и на людей, врученных мне Богом, призрел. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым: но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож». В это же время он заведовал государственным архивом, вел государственную летопись и участвовал в составлении свода разрядных книг и «государева родословца». В 1553 — 1560 годах, будучи неотлучен от царя, по словам Курбского , «был он общей вещи зело полезен». Выдавалась и дипломатическая деятельность Адашева по ведению множества возлагавшихся на него переговоров: с казанским царем Шиг-Алеем (1551 и 1552), ногайцами (1553), Ливонией (1554, 1557, 1558), Польшей (1558, 1560), Данией (1559). Значение Сильвестра и А. при дворе создало им и врагов, из коих главными были Захарьины, родственники царицы Анастасии. Эти враги особенно воспользовались неблагоприятно для А. сложившимися обстоятельствами во время болезни царя в 1553 году. Опасно заболев, царь написал духовную и потребовал, чтобы двоюродный брат его князь Владимир Андреевич Старицкий и бояре присягнули его сыну, младенцу Дмитрию. Алексей А., правда, присягнул беспрекословно Дмитрию, но отец его, окольничий Федор А., прямо объявил больному царю, что они не хотят повиноваться Романовым , которые будут управлять за малолетством Дмитрия. Иоанн выздоровел, и с тех пор началось охлаждение царя к его прежним друзьям. В мае 1560 года отношения между царем и его советниками настолько обострились, что А. нашел неудобным оставаться при дворе и отправился в почетную ссылку в Ливонию, третьим воеводой большого полка, предводимого князем Мстиславским и Морозовым . По смерти царицы Анастасии (умерла 7 августа 1560), нерасположение Иоанна к А. усилилось; царь приказал перевести его в Дерпт и посадить под стражу. Здесь А. заболел горячкой и через два месяца скончался. — См. Костомарова , «Русская история в жизнеописаниях», т. I; статьи Н. Лихачева об А. в «Русском Биографическом Словаре» (изд. Императорского Русского Исторического Общества, т. I).
Краткая биографическая энциклопедия . 2012
АДАШЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ
АДАШЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (?–1560) – известный русский государственный деятель времен Ивана Грозного (думный дворянин, сокольничий, постельничий), руководитель правительства Избранной рады.
Год и место рождения неизвестны. Происходил из костромских дворян, считался «рода не слишком знатного, но доброго», связанного с московским боярством.
Впервые упомянут в 1547 на царской свадьбе в должности «ложничего» и «мовника», то есть он стлал брачную постель государя и сопровождал новобрачных в баню. Приобрел большое влияние на царя во время московского пожара 1547, когда царь стал приближать к себе людей неродовитых, но преданных. Благодаря своим талантам и преданности самодержцу, Адашев оказался в числе руководителей «Избранной рады» – царских советников, мужей разумных и совершенных (Н.М.Карамзин), ставших фактически неофициальным правительством в 1540–1550-х. Созданная в 1549, Избранная рада (руководимая Адашевым, имевшим в ней статус думного дворянина) оттеснила на время Боярскую думу от управления страной, а сам Адашев, «заедино» со священником Благовещенского собора Сильвестром, выдвинулся в крупнейшие государственные деятели. Время Избранной рады, руководимой Адашевым, было периодом широкой и плодотворной деятельности и самого царя, и его правительства. С именем Адашева и его правительства связан ряд реформ, укрепивших царскую власть (созван первый Земский собор, церковный Стоглавый собор, дарованы «уставные грамоты», упрочившие положение служилых людей). Вместе с другими членами Избранной рады, А.Ф.Адашев активно участвовал в разработке Судебника 1550. В эти же годы он был произведен в сокольничие.
В начале 1550-х продолжилось начатое в конце 15 в. создание органов управления отраслями государственной жизни – приказов. Высшим контрольным органом – Челобитным приказом – царь поставил руководить Адашева. Адашев лично рассматривал многие челобитные, поступавшие с мест. Источники сохранили его личные характеристики (суров, властен, не подчинявшихся ему заставлял приводить на службу, «сковав»). Его современник князь Андрей Курбский считал его «подобным земному ангелу», так как Адашев слыл человеком аскетичным, справедливым и глубоко религиозным. В окружении царя он (наряду с Сильвестром, Курбским и др.) принадлежал к кругу убежденных реформаторов – оппозиционеров родовитого боярства и был потому «общей вещи зело полезен» (А.Курбский).
Адашев проводил политику реформ, отражавших интересы значительных кругов феодалов и способствовавших централизации власти. Он немало способствовал отмене системы кормлений и осуществлению военной реформы (созданию «избранной тысячи» воинов из дворян, которых обеспечивали землей под Москвой). Умный и энергичный работник, он (как постельничий) был приближен к царю настолько, что стал хранителем его личного архива и государственной печати «для скорых и тайных дел».
Около 1550 стал казначеем, возглавил финансовое ведомство.
Руководил написанием официальных Разрядных книг и Государева родословца, а также Летописца начала царства.
Постоянно участвовал в переговорах с иностранными послами, в том числе с казанским царем Шиг-Алеем (1551 и 1552) и с Ногайской ордой (1553). Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанского и Астраханского ханств, инженерными работами во время осады Казани в 1552.
Весной 1553 царь Иван IV серьезно заболел, составил духовную (завещание) и потребовал присягнуть своему малолетнему сыну Дмитрию. Царева воля была оспорена лишь двумя царедворцами – двоюродным братом царя старицким князем Владимиром Андреевичем и отцом А.Ф.Адашева окольничим Федором Адашевым. Лично А.Ф.Адашев присягнул на верность Дмитрию (как того хотел царь), но его отец объявил больному Ивану IV, что не желает повиноваться Романовым, которые будут управлять страной за малолетством Дмитрия.
Когда царь выздоровел, его отношение к семье Адашевых резко изменилось. Несмотря на прошлые заслуги, А.Ф.Адашева отправили на дипломатическую работу и тем самым отдалили от столичных дел. В 1555–1556 Адашев вел переговоры, обосновывавшие присоединение к России Астраханского ханства. После удачного завершения этой миссии он настаивал на продолжении борьбы с крымскими татарами и развитии этого направления внешней политики. Однако Иван IV предпочел начать Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю (1558–1584).
Не согласный с этим решением царя, Адашев все-таки неоднократно участвовал вместе с И.М.Висковатым в переговорах с Ливонией (1554, 1557, 1558), а затем с Польшей (1558, 1560) и Данией (1559), то есть безоговорочно выполнял все дипломатические поручения царя на первом этапе Ливонской войны. Однако несмотря на такую преданность, в мае 1560 Адашев был отправлен Иваном IV в почетную ссылку – все в ту же Ливонию воеводой большого полка. Царская опала была вызвана возросшей в это время болезненной подозрительностью Ивана IV, а также тем, что политика Избранной рады уже перестала отражать интересы растущего дворянства. Сам же Адашев все больше превращался в оппозиционера. Формально его правительство пало в результате разногласий с Иваном Грозным в проведении внешней политики. На самом деле – конец 1550-х подвел черту под давним соперничеством между царем и реформаторами, отвергавшими насилие и террор на путях централизации.
7 августа 1560 умерла жена Ивана IV Анастасия Романова-Захарьина. Царь поверил слухам, что она была отравлена людьми, связанными с А.Ф.Адашевым, и сослал подозреваемого в Дерпт (Тарту). Там Адашев был отдан под негласный надзор и через два месяца скончался при невыясненных обстоятельствах (якобы – от горячки).
Н.М.Карамзин писал об Адашеве: «Сей времянщик – краса века и человечества». Многими русскими дореволюционными историками Адашев оценивался как филантроп и гуманист 16 в. Увековечен на Памятнике 1000-летию России в Новгороде (1862). Советские исследователи старались подчеркнуть классовый характер политики руководимого Адашевым правительства.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Реформы правительства А. Адашева и их историческое значение
Объединение России способствовало заметному ускорению развития во всех сферах жизни страны уже в первой половине XVI в. Развивались города. сформировались основные социальные слои со вполне оформившимися функциями и интересами: господствующие позиции по-прежнему занимает боярство, однако все более уверенным становится голос дворянства, служилых людей, В вотчинах и поместьях работали крестьяне, зависимые от владельца земли, но имеющие право уйти при условии выполнения договорных обязательств. За проживание на этих землях они обязаны были платить оброк и барщину. Помимо этих крестьян на государственных землях «сидели» «черносошные» крестьяне. Все крестьянское население должно было нести повинности в пользу государства.
В этот период возникла альтернатива: «демократическая» форма организации монархической власти в России или «деспотическая монархия» («восточный» вариант) с неограниченной властью самодержца. Собственно, борьба за выбор между этими вариантами и составляла существо событий политической истории XVI в.
Попытка достижения компромисса между монархом и аристократией была предпринята в конце 40-х — начале 50-х гг., отчетливо проступив в реформах «Избранной рады». «Избранная рада», или Ближняя дума — это условное название правительства, сложившегося после восстания 1547 г. во главе с А. Адашевым и протопопом Сильвестром, фактически сосредоточившего в своих руках управление страной в первые годы правления Ивана IV Реформы, прежде всего, должны были укрепить положение центральной власти. Важную роль в этом плане сыграло венчание Ивана IV на царство, проведенное еще в апреле 1547 г. Укреплению централизованного начала способствовала и реформа местного управления. Начав уже с конца 40-х гг. политику ограничения кормлений, правительство пошло на полную ликвидацию этой системы в 1555-1556 г. Власть «кормленщиков» была заменена местным «земским» самоуправлением.
Новая форма организации армии — полурегулярное стрелецкое войско. Стрельцы несли уже постоянную военную службу, но все же, одновременно, они должны были заниматься той или иной формой самообеспечения (всевозможными подсобными промыслами). Другой мерой, укрепляющей армию, стало ограничение местничества на время военных действий, проведенное в 1549-1550 гг.
Судебная реформа, выразившаяся в издании в 1550 г. нового Судебника. В его задачи, по мысли законодателя, входило ограничение произвола бояр в судопроизводстве и укрепление контроля со стороны центральной власти за судебной системой в целом.
Произошли изменения в налоговой системе, определенные новшества были внесены в таможенную политику, ограничивалось церковное землевладение и т.д. Все эти реформы уже к середине 50-х гг. дали свои плоды. Заметно возросли доходы государственной казны, укрепился авторитет молодого царя, были достигнуты военные успехи (взятие Казани, Астрахани). Конфликт между царем и избранноё радой за политическую ориентацию государства. Результатом победы Ивана IV в этом споре стала не только Ливонская война (1558 — 1583 гг.), но и падение правительства Адашева, а с ним и фактическое окончание эпохи компромисса. «опричнина».
Первые реформы Адашева имели важное значение: они способствовали укреплению централизованной власти и в известной мере удовлетворяли интересы дворянства. Но эти реформы носили в целом компромиссный характер. Консервативное боярство неохотно уступало свои позиции служилым людям. Необходимо было примирить противоположные устремления знати и дворянства, чтобы дать реформам новый толчок.
Преобразования же 50-х годов отвечали интересам дворянства и потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями, сложившимися после ликвидации раздробленности. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Устами своих идеологов дворяне требовали полной отмены местничества, но эта мера была осуществлена лишь 100 лет спустя. Проекты радикального перераспределения земельных богатств в пользу дворянства также в значительной мере остались на бумаге.
Решающее влияние на судьбы преобразований имело, по-видимому, то обстоятельство, что кружок Адашева не оказал длительной и энергичной поддержки дворянским радикалам и в своей реформаторской деятельности не смог опереться непосредственно на дворянство.
В 50-х годах дворянская бюрократия укрепила свои позиции в приказном аппарате, отдельные ее представители проникли в Боярскую думу. Дворяне все чаще появлялись на сословных совещаниях, постепенно трансформировавшихся в Земские соборы. По мере того как расширялась политическая роль дворянства, Российское государство стало приобретать некоторые черты сословно-представительной монархии. Но, несмотря на все успехи дворян, политическое руководство страной осуществляли не они, а боярская знать. Вплоть до XVII в. Россия оставалась самодержавной монархией с Боярской думой и боярской аристократией (В. И. Ленин). Правящее боярство неохотно уступало свои позиции дворянству и ревниво взирало на самодержавные поползновения монархии.
Причины падения правительства Адашева. Опричнина и ее последствия. Становления самодержавия.
Раздел страны на две части — «опричнину» и «земщину», — произведенный в 1565 г., сопровождался разделением государственных аппаратов и значительным изменением их функций, созданием отдельного опричного войска (фактически — гвардии царя), переделом земельных владений и рядом других важных изменений в политической системе Московского царства. Но, пожалуй, наиболее известна опричнина своей политикой террора (репрессии против ближайшего окружения, поход на Новгород и пр.). Официальная опричнина просуществовала сравнительно недолго, в 1572 г. она была отменена. Укрепление власти государя в России в результате опричнины. Таким образом, конфликт между двумя вариантами развития власти в российском государстве был разрешен в пользу самодержавия. «Демократический» вариант был отвергнут. пришедшее около 1549 г. к власти правительство А. Адашева осуществляло политику компромисса. В первый период реформ (1549-1552 гг.) проведены были преобразования в армии, создан общегосударственный кодекс — Судебник. Правительство пыталось решить вопрос за счет сокращения привилегий церковно-монастырских корпораций.
Реформы содействовали формированию централизованного аппарата власти и обеспечили крупные внешнеполитические успехи России, в т. ч. взятие Казани. Устойчивости правительства Адашева способствовало то, что оно пыталось провести социально-политические преобразования, отвечающие пожеланиям дворянства и дальновидных круга боярства. Второй этап (1553-1560 гг.) характеризуется тем. что более отчетливо заметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет ущемления прав феодальной аристократии, хотя еще на старой основе. К этому времени относятся завершение губной и земской реформы, сопряженных с ликвидацией системы кормлений. Оформляются важнейшие избы (приказы, центральные правительственные учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией). По уложению 1555-1556 г. строго регламентируются обязанности как помещиков, так и вотчинников в отношении военной службы. Укрепление централизованного государства происходило в условиях в условии роста крепостнического гнета русского крестьянства. Усиление налогового процесса, рост помещичьего землевладения приводили к дальнейшему обострению классовой борьбы, которая проявлялась в увеличении числа крестьянских побегов, в городских восстаниях, развитии реформационного движения и т.д.
Основная причина падения правительства Адашева заключалась в том, что оно не смогло осуществить важнейшие социальные требования дворянства, обеспечит помещиков новыми земельными владениями и рабочими руками. Реформы не подрывали важнейших социально-экономических основ могущества боярской аристократии, в первую очередь ее землевладения. Родовитые боярские фамилии по-прежнему занимали видное место при дворе, в Боярской думе, централизованном аппарата власти. Правительство “избранной рады”, сложившееся в обстановке повсеместных народных движений, стремилось консолидировать силы всего класса феодалов, а потому и не могло пойти на завершение борьбы с боярским сепаратизмом. Внутренние противоречия различных социальных групп, составляющих “избранную раду” разрушили правительство компромисса, как только перед Иваном Грозным встал вопрос о борьбе с боярством.
Одним из существенных последствий опричнины было то, она способствовала установлению крепостного права в России. Крепостное право нельзя считать прогрессивным явлением. Дело не только в том, что наша мораль не в состоянии признать прогрессом превращение в рабов (или хотя бы в полурабов) более чем половины населения страны. Не менее существенно, что крепостничество консервировало феодализм, задерживало возникновение, а потом и развитие капиталистических отношений и тем самым стало мощным тормозом прогресса в нашей стране. Его установление, возможно, было некоей иммунитетной реакцией феодального общества восточноевропейских стран на развитие капитализма в сопредельных государствах.
Опричнина была очень сложным явлением. Новое и старое переплеталось в ней с удивительной причудливостью мозаичных узоров. Её особенностью было то, что централизаторская политика проводилась в крайне архаичных формах, подчас под лозунгом возврата к старине. Так, ликвидации последних уделов правительство стремилось добиться путем создания нового государева удела — опричнины. Утверждая самодержавную власть монарха как непреложный закон государственной жизни, Иван Грозный в то же время передавал всю полноту исполнительной власти в земщине, т.е. основных территориях России, в руки Боярской думы и приказов, фактически усиливая удельный вес феодальной аристократии в политическом строе Русского государства.
Варварские, средневековые методы борьбы царя Ивана со своими политическими противниками, его безудержно жестокий характер накладывали на все мероприятия опричных лет зловещий отпечаток деспотизма и насилия.
Как уже отмечалось, царствование Ивана IV Грозного венчает эпоху становления Российского централизованного государства. В период его правления получают развитие идейные основы самодержавной власти. Не случайно в Первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Анализируя события давнего и недавнего прошлого, государь стремится показать, что «многоначалие» во все времена приводили к кризису и распаду великих держав. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный утверждает:
1. необходимость и возможность только не ограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. |
2. Божественное происхождение самодержавной власти. Утверждая принцип Божественного происхождения государевой власти на Руси, царь в начале Первого послания Андрею Курбскому пишет о себе:». По Божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитали и возмужали, и Божиим повелением воцарились». «Кто противится такой власти — противится Богу!» — восклицает он.
3. Главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям. Иван Васильевич писал: «Я же усердно стараюсь обратить людей к истине и свету, чтобы познали единого истинного Бога, в Троице славимого, и данного Богом государя…»
Попытка «теневого правительства» Адашева — Сильвестра вестернизировать Русское государство
470 лет назад, 21 июня 1547 года, в Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло около 2 тыс. человек. Этой трагедией воспользовались противники рода Глинских, царской родни, которая в это время приобрела большое влияние. По Москве поползли слухи, будто город спалили колдовством, а виной всему — Глинские. В итоге это привело к Московскому восстанию и падению рода Глинских. Возникло «теневое правительство» Сильвестра — Адашева.
В 1546 году Иван Васильевич впервые высказал митрополиту Макарию намерение жениться, а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство. Идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства, которое весьма распустилось в годы малолетства государя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен митрополитом. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.
А 13 февраля состоялось ещё одно торжество, свадьба царя. Невесту выбирали из знатных девушек всей державы, и ею стала Анастасия Романовна из рода Захарьиных-Юрьевых. Этот род был одним из самых знатных, предки Захарьиных-Юрьевых с XIV века служили великим князьям и были связаны родственными узами с другими семьями. Таким образом, этот брак укреплял опору царя в старомосковском боярстве. Кроме того, Захарьины-Юрьевы никогда не участвовали ни в каких заговорах, не принадлежали к оппозиции, были преданы престолу.
Казалось, что Русь ждут коренные перемены. Молодой, царь укреплял свои позиции, вникал в различные стороны государственной жизни. Сильная власть должна была восстановить порядок и дисциплину в государстве, прижать воров и разгулявшихся вельмож. Однако не всех это устраивало. Многие имевшие власть и достаток люди привыкли «ловить рыбку в мутной воде», не желали сильной царской власти и порядка. В результате стали происходить чрезвычайные происшествия, вроде и случайные, стихийные, но странно повторяющиеся.
Согласно историку Н. М. Карамзину, первые возгорания в Москве были зафиксированы 12 апреля, огонь уничтожил торговые лавки в Китай-городе, гостиные казённые дворы, Богоявленскую обитель и множество жилых домов от Ильинских ворот до Кремля и Москвы-реки. Огонь достал пороховой склад в одной из башен Кремля — летом планировали поход на Казань, готовили запасы пороха, который взорвался вместе с частью городской стены. Обломки строений упали в реку и заполонили её камнями. 20 апреля произошёл новый пожар, в результате которого полностью выгорела Яузная улица, являвшаяся в то время местом гончаров и кожевенников. А в конце июня, через полгода после коронации, Москву охватил новый, куда более сильный «великий» пожар. Он одновременно «начался» в разных местах и ветер помог его распространению. Огнём в течение двух дней полыхали Арбат и Кремль, невыгоревшие части Китай-города, Тверская, Дмитровка, Мясницкая. Погибло более 2 тыс. человек.
Карамзин в «Истории государства российского» так описывал это событие: «Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был, заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели. Митрополит молился в храме Успения, уже задыхаясь от дыма: силою выведи его от туда, и хотели спустить на верёвке с тайника к Москве-реке: он упал, расшибся и едва живой был отвезен в Новоспасский монастырь… К вечеру буря затихла, и в три часа ночи, угасло пламя; но развалины курились несколько дней, от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской… Люди с опаленными волосами, черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имений; не находили и выли как дикие звери».
Царь находился в своей летней резиденции, подмосковном селе Воробьеве. 25 июня Иван Васильевич и бояре собрались в Новоспасском монастыре у митрополита, чтобы обсудить сложившееся положение, ликвидировать последствия трагедии. Неожиданно князья Скопин-Шуйский. Темкин-Ростовский, бояре Фёдоров-Челяднин, Нагой, дядя царицы Григорий Захарьин заявили, что пожар вызван «злодейством» — поджигательством и колдовством. Царь удивился, но приказал провести расследование.
26 июня в Кремле была собрана огромная толпа погорельцев, отчаявшихся и растерянных людей, потерявших своих близких, дома и добро. В толпе раздались крики, что Москву подожгли родственники царя Глинские. Это был род литовского происхождения. Михаил Глинский, при вступлении на престол короля Сигизмунда поднял мятеж и, потерпев поражение, бежал в Москву. После брака племянницы Михаила Глинского, Елены, с великим князем Василием Ивановичем (1526 г.) значение рода чрезвычайно возросло, а после смерти Василия в 1533 года они стали фактическими правителями Русского государства. Елена Васильевна Глинская была матерью Ивана Васильевича и регентшей во время его малолетства. Против Глинских при дворе составилась боярская партия во главе с Шуйскими. Елена умерла 4 апреля 1538 года. По слухам, была отравлена Шуйскими. Данные исследования её останков указывают на предположительную причину смерти — отравление ядом (ртуть). Однако Глинские, как ближайшие родственники царя, сохранили ведущие позиции.
В Москве пустили слух, будто город спалили колдовством, а виной всему — Глинские. Была озвучена совершенно дикая версия о том, что бабка царя Анна разрывала могилы, вынимала сердца мертвых, сушила их, толкла в порошок и клала в воду, кропила этой водой город, а затем обернулась сорокой и разносила огонь. В итоге взбудораженная толпа взорвалась. Анны и Михаила Глинских вообще не было в Москве, они на лето уехали в свои ржевские вотчины. Разбушевавшаяся толпа растерзала Юрия Глинского, который был тут же на площади. Он был испуган услышанным и пытался спрятаться в Успенском соборе, но его выволокли и забили камнями, оставив тело на поругание. Затем москвичи ринулись к дворам и загородным усадьбам Глинских, разграбили их и сожгли, слуг «бесчисленно побиша». Перебили и детей боярских из Северской земли, которые прибыли на службу. Их тоже посчитали виновными. Из ссылки вызвали Шуйских.
Именно в то время появился священник Сильвестр. Он явился то ли в день катастрофы, на фоне страшного пожара, то ли сразу после него. Сильвестр явился с видом пророка и заявил, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные поступки. Позже Курбский писал, что Сильвестр сослался на видение, бывшее ему от бога. Но Курбский оговорился, что сам, мол, он не знает, были ли у священника видения или он наврал. А Иван Васильевич вспоминал, что Сильвестр напугал его «детскими страшилами». Но в тот момент, под впечатлением великого пожара, «страшила» сильно подействовала на впечатлительного юного царя. Царь признавался: «Вошёл страх в душу мою и трепет в кости мои, смирился дух мой, умилился я и познал свои согрешения».
Сильвестр начинал духовную карьеру в Новгороде. Он сам и его родственники были связаны с крупной торговлей с заграницей. В Москву он перебрался незадолго до пожара и стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Это была семейная церковь великих князей и получить такой пост без протекции было невозможно. Одним из покровителей Сильвестра считается митрополит Макарий. Однако их идейные взгляды сильно отличались. Макарий принадлежал к т. н. иосифлянам (они считали, что церковь должна иметь хорошую материальную базу), а позиция Сильвестра была близка нестяжателям. Священника свёл с Иваном Грозным Алексей Адашев. Он уже занимал при царе видное место. На свадьбе царя Ивана он был в должности ложничего и мовника, то есть он стелил брачную постель государя и сопровождал новобрачного в баню. А после великого пожара Адашев и Сильвестр тесно сошлись друг с другом, вошли в ближний круг царя, в т. н. «избранную раду». Видимо, именно Адашев помог Сильвестру попасть в ближний круг царя.
29 июня стали распускать новые слухи, что Глинские призвали крымского хана, а сами спрятались в Воробьеве. Тогда бунтовщики явились в село Воробьёво, где находился Иван Васильевич, и потребовали выдачи остальных Глинских. Толпа была вооружена и настроена агрессивно. Людям внушили, что царь знал о планах Глинских и прячет их. Позднее Иван Васильевич признавался: «Бояре научили были народ и нас убити». Военной силы за царем в это время не было, он был деморализован Сильвестром, поэтому «удивися и ужасеся». С толпой вступили в переговоры, обещали разобраться. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что Глинских в Воробьёве нет. Судя по всему, заговорщики надеялись, что разъярённая «чернь» убьет беззащитного царя. Однако народ не был настроен против Ивана Васильевича. Москвичи любили юного царя, и хотели только покарать «изменников», поддавшись умелым провокаторам. Убедившись, что Глинских нет в Воробьеве, горожане стали расходиться.
«Восстание в Москве в 1547 году». Миниатюра из Лицевого летописного свода
Таким образом, убить царя во время восстания не удалось. Однако прошёл другой вариант. В царское ближайшее окружение внедрили Сильвестра, возвысился Адашев. Царского духовника Бармина оклеветали, что он подстрекал людей к бунту, сняли с поста протоиерея Благовещенского собора и отправили в монастырь. Его место занял Сильвестр. Иван Васильевич, испуганный пожаром и восстанием, временно попал под сильное влияние Сильвестра. А он оказался не «пророком», а ловким интриганом и политиком. Устрашая царя божьими карами, которые якобы за его грехи обрушатся на Русь, призывал к покаянию и «исправлению». Священник внушал ему идею ответственности перед богом и на этом основании начал регулировать царя не только в духовных, но и светских делах, вмешивался в семейную жизнь.
При дворе произошли некоторые перестановки. Михаил Глинский и близкий к нему Турунтай-Пронский, опасаясь расправы, хотели сбежать в Литву. Однако их поймали и отдали под суд. Царь и бояре учли, что они бежали из-за страха смерти, а не ради измены, поэтому серьёзных наказаний не было. Глинского лишили чина конюшего и отправили с Пронским в ссылку, конфисковав большую часть имений.
С подачи либеральных (прозападных) авторов XIX столетия был внедрён миф о том, что будто юный царь вел праздный, разгульный образ жизни, что даже женитьба не отвадила его от различных «потех». И только под влиянием Сильвестра Иван Васильевич стал меняться в лучшую сторону. Что новые советники царя установили на Руси справедливые порядки, начали проводить положительные государственные реформы. И «избранная рада» характеризуется только с положительной стороны. Мол, благодаря «избранной раде» Россия пошла по пути реформ.
В реальности ситуация была иная. Сильвестр и Адашев, имеющие сильную поддержку в княжеско-боярской верхушке, судя по некоторым признакам, хотели начать вестернизацию Русского царства, с уменьшением роли самодержца, выдвижением на первую роль «шляхетства» (знати). Реформировать православную церковь. То есть определенные силы на Руси (имевшие связи на Западе) хотели начать масштабную вестернизацию русской цивилизации ещё до Романовых. Однако, после некоторой слабости, возмужав, Иван Васильевич раскусил измену, и начал править как самодержец. И Русь смогли вестернизировать только организовав Смуту и возведя на престол династию Романовых.
Сильвестр убедил царя, что различные бедствия в государстве, его персональная вина. Также Ивана Васильевича убедили, что действия Ивана III и Василия III по централизации государства, по установлению единовластия и обуздания князей и бояр были неверными. Что ранее казненные и отправленные в ссылки заговорщики и мятежники пострадали невинно. И великий «грех предков» ложится тяжким грузом и на самого Ивана Васильевича. Поэтому он посмертно амнистировал всех, кто был наказан, стал давать вклады на их упокоение и хотел отмолить «вину» отца и деда.
Считается, что «правительство» Адашева-Сильвестра начало проводить реформы во благо Русского государства. Однако первые реформы Иван Васильевич стал проводить в 1545 году, за два года до встречи с Сильвестром. В частности, издал указ об умножении соляных промыслов. А в 1547-1548 гг., когда к власти пробились Сильвестр и Адашев, ничего значимого не было. При этом они проводили определённую политику. Вместо самодержавия Ивану внушили необходимость «согласия», уговорили поделиться властью с Боярской думой, с братьями Юрием и Владимиром Старицким. Указы стали издаваться от всех вместе, формула гласила: «Мы с братьями и боярами уложили…». Хотя Владимир был ещё мальчишкой, и его делами полностью занималась мать, вдова мятежника Ефросинья Старицкая. А Юрий глухонемой от рождения, не мог нормально развиваться (методик по развитию глухонемых тогда не было). При нём возвысился видный заговорщик князь Палецкий, Юрия женили на его дочери.
Усилиями Адашева и Сильвестра при царе стала формировать «рада» (совет). В неё вошли Курлятев, Курбский — друзья Адашева, Шереметевы, Воротынский, Одоевский, Серебряный Горбатый, Лобанов-Ростовский. Многие были связаны родственными узами с заговорщиками-оппозиционерами прошлых времен. В результате возникло настоящее теневое правительство, получившее большие полномочия. «Избранная рада» стала высшей судебной инстанцией, назначала воевод, наместников, распределяла награды, имения, жаловала в боярство, изгоняла со службы. Не зря Пискаревский летописец прямо отмечал, что Сильвестр «правил Русскою землю … заодин с Адашевым». В 1547 году были резко повышены налоги. Вышел указ «дань имати с сохи по 12 рублев». Деньги были нужны государству на восстановление Москвы и военные нужды. Но сумма была чрезмерно высокой, летописец отмечал, что «крестьяном была тягота великая». При этом кормления стали получать не ставленники Глинских, а лица, близкие «раде». И вскоре выяснилось, что грабят и воруют они не меньше предшественников.
Одновременно реформаторы замышляли коренные преобразования, модернизацию Руси на западный лад. В 1547 году царю представили саксонца Шлитте. Его назначили посланником к германскому императору и поставили задачу набрать на русскую службу 120 иностранных специалистов, включая юристов, теологов, врачей, архитекторов, парикмахеров, музыкантов и т. д. Членов «избранной рады» явно интересовали европейские порядки и развлечения. Очевидно, замышлялись реформы русского законодательства и церкви по западным образцам. Во-многом всё это напоминает политику во времена Петра I и его предшественников (в частности, раскол церкви, когда её стали «совершенствовать» по западным образцам).
Шлитте провел переговоры с Карлом V. Москве предлагали союз против Турции, но неравноправный. Русь должна была помогать императору людьми и деньгами, дать знатных заложников в обеспечение своей верности. Также планировалось учредить совместный русско-германский рыцарский орден. При этом Шлитте посетил не только Германию, но и Рим. Его принял римский папа Юлий III и передал в Москву проект подчинения православной церкви Ватикану. А Ивану Васильевичу пообещали титул короля. Правда, случилась накладка. Шлиттте по пути в Россию повязали и бросили в тюрьму и он попал в Москву только через 10 лет, когда ситуация на Руси уже резко поменялась и прозападные реформы были невозможны. Ливонский орден и Ганза блокировали связи Руси с Западной Европой, не пропуская ни товары, ни мастеров. А римский папа и германский император были им не указ, они ударились в Реформацию и воевали с католиками.
Таким образом, при Иване Васильевиче, который довольно быстро разобрался в ситуации и взял державу под свой контроль, повернуть Русь на западный путь развития не удалось. Однако «избранная рада», Сильвестр и Адашев стали героями либералов и западников, которые сочинили миф о «кровавом, распутном царе» и идеалистах-реформаторах.
Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара. Павел Плешанов
Избранная рада и Алексей Адашев
Итак, людьми, оказывавшими сильное влияние на молодого царя, с 1547 года были Сильвестр и Адашев. Но не только они. Следует признать, что Анастасия была единственной женщиной, способной хорошо влиять на царя Ивана.
Это происходило при очень сильном влиянии на царскую чету духовника Ивана – Сильвестра. Именно те тринадцать лет, которые Иван прожил с Анастасией и в тесном общении с Сильвестром, и были самым лучшим периодом почти полувекового правления Грозного. В эти годы Иван сменил свое окружение, отдав предпочтение нравственным и грамотным советникам, составившим так называемую Избранную раду, т. е. Совет избранных. «Рада» в конце 40-х и на протяжении почти всех 50-х годов XVI века оказывала сильнейшее влияние на Боярскую думу в области как внутренней, так и внешней политики. Руководителем Избранной рады был костромской дворянин Алексей Федорович Адашев, друг и сторонник Сильвестра. Адашев был начальником Челобитного приказа, в который подавались просьбы служивых людей. Приказ был канцелярией царя и функционировал и как контрольный, и как кассационный правительственный орган. Правильно анализируя челобитные, Адашев делал верные выводы и предлагал проведение назревших государственных реформ. Иван охотно шел ему навстречу и вместе с другими видными членами Избранной рады митрополитом Макарием, князем Андреем Курбским, думным дьяком Иваном Висковатым активно способствовал созданию нового «Судебника», «кормлений» (содержания должностных лиц за счет местного населения), оформил и упорядочил деятельность приказов – древнерусского прообраза будущих министерств. Кроме того, Адашев был начальником царского архива, хранителем государственной печати и постельничим царя, ведавшим его личным хозяйством. Адашев был сторонником активной восточной политики, продолжая внешнеполитическую линию «западника» Ф. И. Карпова, сторонника сближения России с Западом, для эффективного противостояния осколкам Золотой Орды: Крыму, Казани, Астрахани, Ногайской Орде. В значительной степени благодаря А. Ф. Адашеву были подготовлены походы русских войск на Казань и Астрахань и оба этих ханства в середине 50-х годов были присоединены к России.
«Казанское взятие»
Казань, закрывавшая России путь на Волгу, была в середине XVI столетия, кроме того, одним из крупнейших центров работорговли. Достаточно сказать, что в это время в Казани было около ста тысяч русских невольников. Московские рати ходили под Казань несколько раз, но эти походы по разным причинам оказывались неудачными. На престоле в Казани часто происходила смена правителей, которые были ставленниками либо Крыма и Турции, либо Москвы. Борьба шла с переменным успехом, пока казанские ханы и беки не пригласили к себе весной 1552 года астраханского царевича Ядигара. Тогда, 16 июня, под стены Казани двинулось огромное русское войско в 150 тысяч пехоты и конницы при 150 орудиях. На помощь единоверческой и единородной Казани выступили 30 тысяч конных крымских татар во главе с крымским ханом Девлет-Гиреем. Навстречу крымцам Иван IV послал полк правой руки, насчитывавший 15 тысяч воинов. Под Тулой крымцы были остановлены, разбиты и бежали на юг. Через полтора месяца, пройдя 850 километров, русские войска подошли к русской крепости Свитяжен, построенной неподалеку от Казани, и в конце августа осадили столицу Казанского ханства. Всеми инженерными и осадными работами руководил бывший при армии А. Ф. Адашев. Осада Казани велась с применением самых совершенных методов и средств: была выстроена система параллелей, построены боевые башни, подтянуты тяжелые осадные орудия, к стенам города подведены минные галереи. По одной из подземных минных галерей, скрытно возведенных под главный водоисточник Казани, была доставлена мина большой мощности и произведен удачный взрыв. Осажденные лишились воды. Затем было пробито несколько проломов в городских стенах, и 2 октября 1552 года Казань была взята штурмом. Иван присутствовал при этом и в сознании войска и всего народа являлся главным виновником этой достославной победы.