Защита традиционных ценностей и социальная помощь населению как формула имиджа Церкви
Ситуация на Украине, обострение отношение России с западным и странами и сближение Церкви и государства – три главных фактора, влияющих на формирование имиджа Русской Православной Церкви в современном обществе. Такое мнение высказали участники социального опроса, недавно проведенного фондом «Серафима Саровского».
– Безусловно, сейчас Церковь, как и президент России, выступает флагманом в защите традиционных ценностей, как российских, так и человеческих, прежде всего, – защита семьи, борьба против ювенальной юстиции – отмечает один из участников соцопроса, представитель СМИ.
Немаловажное значение имеет и реализация церковными структурами проектов социальной направленности, и если первые три фактора формируют имидж Церкви в масштабах исключительно сегодняшней повестки дня, то регулярная помощь тем, кто в ней нуждается, способствует формированию положительной константы.
– То есть Церковь достаточно быстро подключается, пытается организовать помощь, различную – от волонтёров до психологической помощи, – люди это видят – высказывает свое мнение участник социального опроса, также представитель СМИ.
Кроме того, по мнению участников опроса, на формирование имиджа Церкви в обществе оказывают и конкретные примеры из жизни священнослужителей: как положительные, так и отрицательные.
Помощник главы администрации:
Здесь я думаю, что все-таки ситуация, которая происходит на Украине, показывает, что в жизни не все покупается, главным, являются не материальный достаток, а духовная составляющая, заставляющая нас задуматься над многими вещами, что мир очень хрупок, и в любое время это может закончится – благосостояние – поэтому нужно думать о духовном самосовершенствовании, о заповедях, которые нам даны свыше, и о применении и понимании к жизни для того, чтобы таких конфликтов, которые происходят на Украине, было как можно меньше. Затем я думаю, что укрепление государственной власти, авторитет власти – он тоже положительно влияет на отношение общества к Русской Православной Церкви, сама Церковь стала совершенно, за последнее время, ближе к широким слоям населения, проводя деятельность по различным направлениям. Все это вместе является тем, что положительно влияет на отношение общества к Церкви.
Если говорит о негативе, наверное, одно из главных моментов: активное внедрение информационного поля в умы и сознание молодежи, подростков – это социальные сети, которые зачастую неконтролируемые, выражения, подборка слов, и т.д. и все это – тоже, в том числе, оказывает негативное влияние и на церковь. Потому что там зарождаются какие-то дискуссии, которые могут привести к конфликтам.
Редактор журнала:
Да, есть такие процессы. Например, в связи с нынешним политическим положением (я думаю, о нем все достаточно хорошо осведомлены). Сейчас у нас есть некое противостояние с Западом по поводу моральных ценностей, в частности, потому, что сейчас развивается конфликтная ситуация на Украине, которая нам отнюдь не чужая. Развивается антагонизм на почве человеческой нравственности, когда на Западе попираются основные общечеловеческие принципы, такие как брак между мужчиной и женщиной, например, просвещение молодежи ведется в этом русле. А Россия все-таки является сдерживающим оплотом на пути этого разврата для мира. Поэтому сейчас, когда есть, можно так сказать, какой-то враг всегда наблюдается некое сплочение внутренних сил. Это у нас, действительно можно сейчас наблюдать. Люди более открыто стали относится к Церкви, потому что Церковь – это хранительница русской культуры, это не что-то стороннее для нашего государства. Само государство находит в Церкви очень весомую поддержку, опору, потому что православная церковь всегда за законную власть, какой бы она не была, в принципе.
Руководитель пресс-службы епархии
Негативное влияние, однозначно, оказывают «брожения внутри страны»: такие как оппозиционные партии, которые пытаются продвинуть западные какие-то идеалы, стандарты, которые пытаются ввести так называемую «свободу слова», чтобы можно было безнаказанно порицать церковь, оскорблять верующих – к сожалению, за несколько лет у нас уже были такие инциденты громкие – выступление панк-группы в Храме Христа Спасителя.
Руководитель сайта митрополии:
Наверное, хорошее отношение с властями, поддержка с их стороны – такой фактор есть.
Редактор светского СМИ:
Это, наверное, всякие сторонники и участники, которые хоть как-то помогают людям, социальная деятельность церкви, может быть, и дает. Но я со своей стороны, может, от моего круга зависит, я мониторю, но я не вижу с моей стороны какой-то деятельности от церкви. Вовлекаются ли люди в процесс познания, что такое православие и как его правильно понимать – я не думаю, что есть такое.
О негативном: Это отсутствие в семье духовного воспитания, которое у нас было опущено. Не то, чтобы негатив – его отсутствие, если отсутствие можно назвать негативом, то примерно я это связываю так.
Заместитель редактора журнала:
На фоне событий на Украине, если Церковь делает какие-то патриотические заявления в поддержку русского мира, русского единства, в поддержку независимости России, в поддержку… Безусловно, сейчас Церковь, как и президент России, выступает флагманом в защите традиционных ценностей, как российских, так и человеческих, прежде всего – защита семьи, борьба против ювенальной юстиции. Еще, конечно, очень не хватает здесь голоса Церкви, защита так называемых «униженных и оскорбленных», т. е. декларативная защита социально незащищенных слоев населения. Может быть, перед сильными мира сего, Древний термин печалование, напоминание о том, что в нашем государстве, обществе живут 80 % населения, которые испытывают огромные социальные трудности. Здесь голос Церкви, я знаю, патриарх регулярно высказывается на эту тему. Но все равно голос Церкви пока очень слабо слышен. И в обществе бытует стереотип, что Церковь подчиненными инструментами светской власти… И что скажут чиновники… Ну стереотипы вы сами знаете… Вот и позитивные. Патриотические – на фоне украинского безумия… И второе – все равно социальная тематика, пока только отзывается население, люди не верят уже выступлениям красивым чиновников, а церковным, я думаю, да, верят, Потому что те, кто сталкивался, знают, что Церковь ведет бескорыстную работу. Потому что, если какой-то фонд, банк… Мы все сталкивались. И светские журналисты и знаем, как работали многие и фонды – помощь деткам, онкологическим больным, а на деле это сводится к каким-то тусовкам, в кабаке, где призывают разных звезд шоу-бизнеса, потом трех бедных детей-инвалидов привезут, кучу журналистов нагонят и сделают репортаж, вот как мы помогаем детям. Это все самопиар. И люди сколько-нибудь знакомые с этой тематикой, у них это вызывает отвращение и раздражение. Церковь, к счастью, пока в такой низости не замечена.
Шеф-редактор светского СМИ:
Я думаю что здесь совершенно точно очень хорошо на имидж Церкви влияет её достаточно активная позиция в том что всех беспокоит – это какие-то форс-мажоры, какие-то крупные чрезвычайные происшествия, какие-то бедствия. То есть Церковь достаточно быстро подключается, пытается организовать помощь, различную – от волонтёров до помощи какой-то непосредственной, до психологической помощи, то ест всяческую – люди это видят. Возможно это не то что разом вот так вот «по щелчку» меняет отношение людей в обществе, да к Церкви, но тем не менее они это видят и всё это откладывается. Потом – мне кажется что позиция хорошо, чётко и выверено проговариваемая позиция Церкви по каким-то общественно-политическим важным моментам, да – она тоже людьми воспринимается. То есть они совершенно точно знают что у Русской Православной Церкви есть некая позиция, и если они видят по какому-то острому общественно-политическому вопросу взвешенную, хорошо сформулированную позицию, которая – а если она взвешенная и хорошо сформулирована, то она лежит абсолютно в русле их понимания о Церкви, да – то они её тоже видят. То есть из последнего, мне кажется, можно выделить это многочисленные высказывания представителей Церкви по конфликту на Донбассе, да? Когда абсолютно в русле – даже не в русле логики Церкви, а в русле православия вообще – когда идут грамотные, взвешенные призывы к тому чтобы ни в коем случае никакие политические какие-то интересы не превалировали над здравым смыслом, что война должна быть остановлена любыми методами, чтобы не страдали и не гибли люди – я думаю что общество оно эту позицию видит тоже. Опять же не «по щелчку», но тем не менее это всё работает, естественно – люди всё это запоминают. Ну и плюс я думаю что очень хорошими примерами могут быть какие-то вещи, когда – вот возвращаясь к тому, о чём мы говорили – механизмы работы вот этой антиклерикальной войны, опять же чёткая, хорошо взвешенная и донесённая до общества позиция Церкви по поводу каких-то спорных эпизодов, скандальных. Люди что – люди же не видят какой-то ежедневной работы, рутины – они этого не замечают, то есть они видят только скандал, и только – условно – три дня вот они на нём живут. Им неинтересно что на самом деле Церковь как институт – это большая, очень сложная структура, да, такая структура не может в мгновение ока решить любые вопросы, что должно пройти какое-то время, должны пройти какие-то процедуры. Этот механизм он действительно сложный и он работает не сразу. Но люди этого потом не видят, то есть они видят: священник такой-то совершил то-то – то-то, да, и впоследствии когда Церковь приняла там все меры которые она должна принять – люди до этого уже не доживают – то есть интерес к этой теме до этого уже не доживает. И если есть достаточно оперативно донесённая позиция Церкви – мне кажется вот люди это видят.
Сотрудник государственного бюджетного учреждения:
С процессами как-то, наверное, посложнее будет. Вот я хочу сказать, так как процесс все-таки зависит от людей, которые руководят страной, то меня в принципе радует, что он президента до нашего губернатора – это люди, губернатор…его вообще можно назвать воцерковленным человеком, что, естественно, сказывается на взаимоотношении с Церковью нашего государства.
Автор программы на радио:
Ну, что говорить. Конечно, сейчас то, что происходит в Церкви, и то, как православной Церкви помогает Государство – это здорово отличается от того, что было там 20 лет, предположим, тому назад. Возвращаются церковные строения, монастыри, возвращаются произведения искусства – я имею в виду иконы. Возвращаются даже дома, в которых, ну, вот на какое-то долгое время не было церковной жизни. И, тем не менее, государство пошло на то, чтобы это вернуть Церкви. Там, не везде все это гладко идет, то, что происходило в Рязанском кремле, да и в других местах. Не везде процессы идут нормально. Не всегда те же работники культуры, музейные работники, не всегда получают замену имеющемуся, тому, к чему они привыкли. Вот здесь был музей. А с завтрашнего дня здесь не будет музея, будет церковное здание, а музей переезжает куда-то. Может быть, там и лучшие условия, вот так – положа руку на сердце, может там лучше гораздо. Потому что сейчас, ну, строят достаточно хорошо, и оснащение техническое, и т.д. Но люди уже привыкли там, и для них это стало родным домом.
Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? – Ну, вот при встречах со знакомыми, со слушателями, с друзьями иногда приходится слышать: «А вот зачем на том или ином событии присутствовали представители Церкви? Это, вроде бы, для светской жизни». Опять же таки я говорю о том, что до меня доходит. Они считают, что вот здесь, на каком-то мероприятии, присутствие Церкви совершенно необязательно. Ну, предположим, Олимпийские игры, да? Ну, спорт. Здорово? Здорово. А зачем представители Церкви на освящении, в составе делегации и т.д.? Хотя, с другой стороны, то, что сейчас Церковь занимается развитием спорта – ну, это, наверное, одна из составляющих борьбы и с алкоголизмом, и с занятостью свободного времени.
Режиссер телевизионной студии:
Не знаю даже… Я на самом деле затрудняюсь ответить. Потому что, как-то, вот какого-то яркого момента, такого, что вот Церковь совершила какой-то, может быть, вот… там, общественную такую вот акцию или что-то, и люди откликнулись сердечно – я не могу… Может, я не объективна, я так не могу сказать, но особо я припомнить не могу такую вот … конкретный, может быть, поступок со стороны РПЦ, чтобы наше общество как-то вот с таким каким-то вдохновением сказало: «Да, мы вот гордимся, что мы именно принадлежим этой Церкви». Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? – Я думаю, что, вот, один из таких негативных процессов – это очень сильное и такое просто какое-то стремительное слияние с государственной властью РПЦ. Может быть, это, если бы не такими быстрыми темпами происходило… Потому что, наверное, в любых ситуациях Церковь, все-таки, должна иметь свое слово. И пусть, может быть, очень как бы доброжелательно высказывать свое мнение, конечно, и с любовью, и с таким, с каким-то пастырским и отеческим отношением к нашим, может быть, каким-то руководителям нашей страны, но, по крайней мере, все равно давать оценку событиям. Мы, вот, какого-то отношения Церкви к каким-то, например, событиям не видим. Но, с другой стороны, я, вот, над этим вопросом думала: может быть, в нашей стране, именно в такой вот огромной, скажем вот, державной стране, и где всегда считалось, что у нас Церковь заодно с государством, наверное, я думаю, другого процесса и не возможно. Я просто размышляла, возможен ли другой процесс, чтоб Церковь как-то немножко дистанцировалась, высказывала свои мнения, там, свои позиции. Но, видимо, тут, может быть, еще такая традиция, которая перешла от Византии: всегда вот эта вот мысль, она на каком-то генетическом уровне, что должна быть симфония власти, что мы должны быть в унисон власти. И только власть показала свою лояльность, терпимость и расположение к Церкви – сразу произошла полная симфония, полное слияние
Представитель пресс-службы епархии:
Ну, понятно, что любое взаимодействие Церкви с государством в плане как раз социальных каких-то проектов – естественно это сразу же положительное… Сближение государства с Церковью наоборот как разя считаю очень негативно сказывается… Административное сближение., то что в СМИ в светских церкви стало очень много – лучше бы этого не было. Наоборот, когда Церковь несколько самостоятельно, чётко держит свою позицию, сохраняет то что она не в Мире – это вызывает уважение со стороны даже негативно относящихся к ней людей.
Автор программ на радио:
Про процессы вряд ли, я скорее про какую-то может быть внешнюю сторону: реставрация храмов, может быть вещи связанные с благотворительностью, и то это возможно, мне кажется, в маленьких каких-то городах, в регионах. Вот, допустим, у меня часть родни с Ярославщины, и там их священник приходской – вот он такой человек – вот он «сосед», да? И в то же время очень чистый, чистая личность такая, которая вот «жизнь на виду» и обращаются к нему всегда за помощью и знают что… ну как бы – он сам служит примером, да? И для маленького города это очень важно. И есть у меня другой пример: где вот люди абсолютно чётко понимают что здесь коррупция, что вот эти «Мерседесы» и дома строятся за счёт их средств… то есть здесь, мне кажется, это какие-то такие очень местечковые вещи, больше чем на государственном уровне. Опять же, если брать поколение моё, то вот насаждение которое мы висим иногда с экранов телевизоров, или что-то… это скорее отрицание вызывает, ну все читают, все знают, все понимают что не так всё просто.
Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? – Ну вот негативное это скорее коррупционные какие-то вещи. К сожалению это много где заметно и может быть вот такой, Вы знаете, ну насаждение порой, потому что ну у нас страна – многоконфессиональная и иногда это просто неприятно. То есть как-то так я это вижу, я знаю что вот у части людей это такое отторжение, отрицание… да, наверно нужно просветительством заниматься, но не насаждением, всё-таки это очень такие личные моменты, человек сам должен прийти, либо в семье ему должны прививать. У меня такое убеждение.
Журналист:
Да, пока да. Пока наши руководители принимают решения в пользу Wthrdb, пока передаются помещения без каких-либо разбирательств русской православной церкви, пока наши руководители ходят на большие праздники в Церкви и Храмы, пока они вот так вот напоказ проявляют свое отношение к вере — то да, Русская Православная Церковь будет пользоваться вот таким расположением со стороны чиновников. Да и не только чиновников, потому что обычные прихожане, которые приходят и видят вот эту благосклонность руководителей к РПЦ, они тоже проявляют лояльность.
Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? – На РПЦ? Ну мне кажется, РПЦ всем, что сейчас делает, вот этим активным продвижением себя, своих каких-то базовых настроек, наверное, как раз и способствует созданию все-таки негативного облика. В том плане, что Церковь она стремится стать законодателем, именно законодателем разных процессов, событий. Да даже и моды в некоторых случаях. Когда появляются какие-то модные коллекции, уже мы говорим о том, что они одобрены Русской Православной Церковью. Так что в этом случае РПЦ, она как раз из-за своей такой активности, из-за того, что вмешивается в любую сферу жизни, она как раз и может пострадать от этого, потому что рано или поздно, но…. Но градус недовольства некоего… Можно будет говорить, что верующий скажет: «Ну переборщили. Ту вот хватит уже». Да.
Автор телевизионных программ:
Я как работник информационной сферы, я вижу… Больше вижу и лучше вижу только информационную часть этой работы. Если бы мы поступали примерно в направлении, которое задал отец Тихон Шевкунов, то есть, это, например вот, книга «Несвятые святые»; или, например, создатели замечательного фильма по книге «Поп» – вот в этом направлении надо идти. Даже не любимый мной Лунгин умудрился, почувствовав конъюктуру, сделать замечательную работу «Остров». Причем она такая, довольно-таки примитивная с точки зрения нас, православных, да? Потому что там и священники разговаривают не как священники, и вообще жизнь скита и , вот, монастыря дальнего не так выглядит. Я просто знаю, когда я там бывал. Да? И, тем не менее, попадание, вот, было в точку, да? И фильм стал общепризнанным в народе. Надо идти по пути постепенного приручения людей, что есть священники, священнослужители разные. А нам же внедряется, только один образ, да? Это толстопузый поп на «Мерседесе». Другого у нас нет.
В рамках реализации проекта «Комплексная программа формирования межконфессиональной толерантности, через всестороннее изучение и освещение аспектов деятельности Русской Православной Церкви»”
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».
Традиционные ценности: наполнение смыслом
Скоро мы в очередной раз будем отмечать День семьи, любви и верности. Этот замечательный праздник возник, благодаря святым Петру и Февронии и каждый год он становится поводом не только для праздничных событий, но и для обсуждения семейной проблематики. Пожалуй, чаще всего в этот период звучит словосочетание «традиционные ценности».
К сожалению, несмотря на частоту употребления этих слов, мало кто готов внятно сформулировать, что имеется в виду.
У автора ни один раз были долгие дискуссии на этот счет и с уважаемыми депутатами, и с журналистами, и с учеными, и даже с т. н. лидерами мнений из самых разных сфер. Как правило, все ограничивается простым набором общепринятых «благостей» — «семейный образ жизни», «уважение к старшим», «патриотизм», «любовь к родной культуре, литературе, музыке, живописи» и т. д.
Очень часто апелляция к традиционным ценностям звучит в противовес западному давлению по продвижению нетрадиционных половых отношений. И в этом есть некоторая доля правды. Но лишь часть… Разве наличие в обществе иммунитета к сексуальным патологиям характеризует во всей полноте его семейные традиции?
Для более внятного представления о семейных ценностях в их традиционном контексте предлагаю задуматься над некоторыми злободневными проблемами.
Во-первых, над тем, может ли, народ, сохранивший традиционную культуру, пусть он трижды не приемлет насаждение гомосексуализма, быть мировым лидером по разводам, абортам и числу брошенных детей?
Могут ли и должны ли дети в стране, имеющей традиционные ценности, фанатично восхищаться монстрами из зарубежных мультфильмов и играть с импортными уродливыми игрушками, разрушающими психику?
Должны ли подростки и молодежь сходить с ума от западных «шоу-кумиров», праздновать чужие праздники и ориентироваться на западный образ жизни и тип мышления?
Можно ли считать общество, где все в порядке с традиционными ценностями, если 65% всех семей в нем ограничиваются всего лишь одним ребенком?
Не противоречит ли российским традиционным ценностям презрительно-недружелюбное отношение к многодетности?
И, наконец, каких традиций и каких ценностей придерживаются миллионы российских отцов (по некоторым данным, около 80%), в той или иной форме уклоняющихся от уплаты алиментов собственным детям?
А может быть что-то не так в нашем королевстве? И дело здесь не только и не столько в отношении к половым извращениям. Гомосексуализм, безусловно, противоречит российским традициям и несет угрозу любому обществу, но устойчивость к этой социальной заразе не должна абсолютизироваться в рамках защиты традиционных ценностей. Более того, в русской истории проблема гомосексуализма никогда не имела тех масштабов, чтобы выделять нормальную сексуальную ориентацию в виде особой ценности.
Так что же такое традиционные ценности без абстракций и общих слов? На мой взгляд, ценности, которые принято называть традиционными, неразрывно связаны в первую очередь с семьей. Только с семьей у нас не все так просто, иначе статья на этом могла бы быть закончена. Ниже нам придется к этому еще вернуться.
Кстати, давайте вспомним, что недавно произнес Президент во время своего последнего послания к российским законодателям: «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры.»
Можно сколько угодно говорить о ценностях, традициях, патриотизме, но вне семейного контекста все это лишено смысла. К счастью, до настоящего дня человечество не изобрело (и, надеюсь, не изобретет) никакой альтернативы семье. Семья — это не только школа жизни, колыбель цивилизации и демографический драйвер, это нечто гораздо большее. Ведь, на самом деле общество — это не столько масса людей, сколько совокупность семей. Люди не просто происходят из семей и обзаводятся семьями. Они живут семьями. В семьях рождаются, взрослеют и умирают. И единственным рецептом любого социального оздоровления (демографического, нравственного, духовного, психологического и т. д.) является оздоровление семьи.
Абсурдность ситуации состоит еще и в том, что в порыве борьбы с демографическим кризисом ответственные лица очень часто говорят о традиционных семейных ценностях, но при этом слепо копируют западный опыт демографической политики. При этом совершенно незаслуженно игнорируется собственный исторический опыт, который следует признать положительным по целому ряду критериев.
Для того, чтобы внести конкретику в данный дискурс я перечислю те ценности, которые являются базовыми в контексте русской семейной традиции.
— глубокая и искренняя религиозность;
— моногамия (единобрачие);
— целомудрие (хранение девственности до брака);
— супружеская верность в браке;
— высокий престиж семейного образа жизни (влияние семейного положения на социальный статус);
— обязательность регламентации вступления в брак (согласие родителей, церковное венчание, общественное одобрение и признание);
— ранняя брачность;
— межпоколенная семейная организация;
— строгая семейная иерархия;
— пожизненность брака;
— высокая репродуктивность (чадородие), недопустимость вмешательства в репродуктивный цикл.
Перечисленные жизненные установки веками обеспечивали динамичный рост населения, несмотря на многочисленные войны, эпидемии и высокую детскую смертность.
Одним словом, традиционные ценности в их русской версии — это все те цивилизационные накопления, которые неистово клеймят либералы всех мастей, феминистки, гей-активисты и русофобы.
А теперь вопрос на засыпку. Кто же отвечает за защиту и сохранение традиционных ценностей? Ведь, призывы об их возрождении слышны постоянно. Я частично соглашусь с теми, кто считает, что вопросы морали и нравственности сложно администрировать на уровне отдельного ведомства. Но, с другой стороны, упадок этой самой морали и нравственности, явное свидетельство к тому, что эти вопросы нельзя пускать на самотек. Увы, но процесс трансляции ценностей подрастающим гражданам не является саморегулируемым.
Кто-то справедливо возлагает надежды на Церковь, так как христианское вероучение напрямую связано с культивацией нравственности и подлинных ценностей. Более того, именно Церковь является самой надежной хранительницей традиций. Однако, доля религиозного (воцерковленного) населения в России, хотя и растет, но не так высока, как хотелось бы. А главное, у Церкви сегодня нет достаточных ресурсов (информационных, образовательных, административных и т. д.), способных эффективно влиять на ситуацию и оперативно отвечать на вызовы времени.
Когда вопрос о субъекте, несущем ответственность, был задан мною на одной из телепередач, посвященной этой теме, известный ведущий после некоторого раздумья ответил, что ответственность за ценностный портрет каждой личности несет семья. Золотые слова… Но не будем забывать, что этот институт в России далеко не в идеальном состоянии: соотношение браков и разводов — 10:6, около 30% детей рождаются вне брака, а время, которое средний родитель ежедневно уделяет своему ребенку не превышает 20 минут. Школа, сверстники, разного рода субкультуры, Интернет и телевизор контактируют с нашими детьми гораздо чаще и дольше, чем родные родители.
Полагаю, необходимость создания в России профильной структуры — Министерства семьи и демографического развития — не просто созрела, но давно перезрела. Крайне важно, чтоб это ведомство, если оно когда-то появится, возглавил человек с положительным семейным опытом, просемейным мировоззрением и четким понимаем того, что традиционные семейные ценности — это не мифическая абстракция, а набор конкретных жизненных практик, которых сегодня критически не хватает.
Игорь Белобородов, научный директор Независимого института семьи и демографии, руководитель рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, кандидат социологических наук