Содержание
«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»
2/15 мая Церковь чтит святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, – величайшего отца и учителя, непримиримого борца с арианской ересью, исповедника истинного Православия, мудрого пастыря и аскета высокой святой жизни. В день памяти святителя предлагаем приобщиться к его мудрости, публикуем подборку его изречений о христианском учении и жизни с Богом.
Святитель Афанасий Александрийский
•
Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.
•
Сын Божий неотделим от Отца, как сияние от света.
•
Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.
•
Заслуги Спасителя, совершенные через вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их – значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны, так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле, потому что вновь представляющиеся мыслям его – гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию.
•
Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево – изгоняется там всякий демон.
•
Спаситель вочеловечением явил сугубое человеколюбие, и тем, что уничтожил в нас смерть и обновил нас, и тем, что, будучи непознан и невидим, явил Себя в делах и показал, что Он – Отчее Слово, Вождь и Царь вселенной.
•
Христос, после того как доказал Божество Свое делами, приносит наконец и Жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начаток общего Воскресения, доказать, что Он выше и смерти.
•
Когда солнце отвратило зрак свой, земля потряслась, горы распались, все пришли в ужас; тогда показывало это, что Распятый на кресте Христос есть Бог, а вся тварь – рабы Его, страхом своим свидетельствующие о присутствии Владыки.
•
Спаситель как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо.
•
Господь и родился, и явился Человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его.
•
Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.
•
Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлить в себе естественное тление и пребыл бы нетленным.
•
Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную?.. Если смерть Господа есть искупление всех, если ею разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2: 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.
•
Тварь порядком и стройностью, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца… Из дел нередко познается и такой Художник, Которого мы не видали.
•
Хотя и невидим Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распорядителя и Царя.
•
Слово, распростершись всюду… горе – в творении, долу – в вочеловечении, в глубину – во аде, в широту же – в мире, все наполнило ведением о Боге.
•
Человек согрешил и пал, а с падением его все пришло в смятение.
•
Ни один демон не терпит и имени Христова, но едва слышит его, как предается бегству.
•
Злой демон и обманщик диавол, не имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на себя вид истины и извергает яд свой на тех, которые идут во след его… Так этот льстец обманывает людей пустою наружностью, похищая каждого и вовлекая в свою пучину греха.
•
Естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять бесов, а может это делать только силою Духа.
•
Измысливший ереси диавол, по причине смрада собственной его злобы, употребляет изречения Писания, чтобы, под покровом их всеяв яд свой, обольстить простодушных.
•
Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее.
•
В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно.
•
Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа.
•
Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу.
•
Душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове.
•
Ничем не отличались бы люди от бессловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного.
•
Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари – Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца.
•
Взирая на Самого Сына, видим Отца; потому что уразуметь и постигнуть Сына значит приобрести ведение об Отце, так как Сын есть собственное рождение Отчей Сущности.
•
Мы не только созданы по Его подобию, но от Него же можем восприять образ небесного жительства; дабы, как Он начал, мы (терпеливо) довели до конца, дабы, когда страдаем, мы не угрожали, когда нас злословят, мы не злословили взаимно, но благословляли бы проклинающих и предавали бы себя Богу, судящему праведно (1 Пет. 2: 23). Ибо те именно, которые восприимут таковой помысл и за образец для себя будут почитать Евангелие, они-то и будут сообщниками Христа и подражателями жития апостола.
•
Для исследования и верного понимания Священного Писания нужна добрая жизнь, чистая душа и христианское достоинство, чтобы провести разум через понимание, насколько человеческая природа это позволяет, истины о Божием Слове. Невозможно понимать учение святых, если человек не имеет чистый разум, но пробует подражать их жизни. Всякий, кто хочет смотреть на солнечный свет, естественно, протрет свои глаза, очистив их сначала, чтобы чуть приблизиться к чистоте, на которую он смотрит.
•
Воля же Христова состоит в том, чтобы прилепляющийся к Нему совершенно ни к чему не имел пристрастия, что принадлежит веку сему, и нисколько не пекся бы о земном, а только бы нес крест Распятого за него.
•
Встаешь ли или сидишь, занимаешься ли чем или принимаешь пищу, отходишь ли ко сну или пробуждаешься, непрестанно воспевай песнь Богу.
•
Когда душа слагает с себя всю излившуюся на нее скверну греха и соблюдает в себе один чистый образ, тогда (чему и быть следует) с просветлением его, как в зеркале, созерцает в нем Отчий образ – Слово – и в Слове уразумевает Отца.
•
Если помрачен ум, то внешними даже чувствами можно видеть непререкаемую силу Христову и Божество. Слепой, если и не видит солнца, то, ощутив произведенную им теплоту, знает, что есть… солнце.
•
Душа сотворена была созерцать Бога и озаряться Им.
•
Мирские образы оскверняют душу и тело целомудренной, и она уже не бывает свята по телу и по духу. А та, которая печется о деле Божием, имеет женихом своим Христа и творит волю Жениха своего.
•
Сохраняй любовь, которая выше всего. Сколько бы ни трудился человек, но если он не имеет любви к ближнему, то напрасно будет трудиться. Итак, оказывай любовь к ближнему не на словах только, но и на делах.
•
Не удерживай в сердце своем зла, причиненного тебе другими, иначе молитва твоя не будет чиста пред Богом.
•
Да не исходит из уст твоих проклятие, ниже обида, ниже злословие, ибо уста твои освящены хвалебными Богу песнями и славословиями.
•
Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает согрешающего. Таким образом, он тремя способами получает отпущение грехов себе: как не судящий – не судится, как смиренномудрый – оправдывается, как прощающий – получает прощение.
•
Пламенною любовью возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием.
•
Все время жизни своей проводи в постах, молитвах и милостынях. Да будет всегдашним занятием твоим упражнение в Священном Писании. Имей Псалтирь и учи псалмы.
•
Дарования Божии таковы: совершенная добродетель и истинно благоговейное чувство по отношению к Нему; их мы должны приносить в жертву Господу, ибо что Он даровал для нашего освящения, тем и мы должны прославлять Его, пребывая в благочестии.
•
Очистим тело и помыслы наши, будем охранять от всякого лукавства, не предаваясь неумеренности и похотям, но все совокупно пребывая с Господом нашим и Его Божественными учениями, дабы, соделавшись во всем чистыми, мы могли быть и причастниками Слова.
•
Как высоко девство! Всякий, желая подвизаться в других добродетелях, водится в том законом; но девство, превосходя закон и направляя жизнь к важнейшей цели, есть указание будущего века, образ ангельской чистоты.
•
По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах.
•
Служители истины проповедуют Царство Небесное, а те, кои стремятся к противному, ничего высшего не имеют в виду, как только угождать чреву и полагать в своем ничтожном существовании свою конечную цель.
•
При благодатном даровании от Бога и наша воля, возлюбленные, должна употреблять усилие и не ослабевать, дабы при тщетности наших усилий врученный нам дар благодати не погиб совсем и враг, найдя нас праздными и незанятыми, не вселился в нас, как это случилось с тем, о котором упоминается в Евангелии.
•
Что иное представляет пасхальное празднество, как не духовное служение? а в чем же состоит сие служение? только в постоянной молитве и славословии, (возсылаемом) без принуждения.
•
Не определенным временем ограничен благодатный дар праздника, и преславное сияние его никогда не умаляется, но во всякое время он близок и просвещает души тех, которые с любовию ожидают его.
Предпосылки к обожению
Христос поселяется в сердце человека благодаря Святым Таинствам: Крещению, Миропомазанию, Исповеди и Божественной Евхаристии. У тех православных христиан, которые находятся в общении со Христом, Бог, Его благодать пребывают внутри них, в их сердце, потому что они крещены, помазаны миром, приступают к Таинствам Исповеди и божественного Причащения.
Но страсти покрывают Божественную благодать наподобие того, как пепел покрывает угли. Аскезой и молитвой сердце очищается от страстей, искра Божественной благодати разгорается, и верующий ощущает Христа в своем сердце, являющимся центром его бытия.
Любая церковная молитва помогает очищению сердца. Особую помощь доставляет так называемая краткая молитва, или умная молитва, или сердечная молитва, то есть «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго». Эта молитва, издревле используемая на Афоне, имеет следующее преимущество: она краткая – состоит всего лишь из одного предложения и помогает нам легко сосредоточить свой ум. Сосредотачивая свой ум и погружая его в сердце, мы удерживаем внимание свое там, чтобы ум не занимался посторонними предметами и помыслами – ни добрыми, ни злыми, но одним лишь Богом.
Со временем и по благодати Божией упражнение в этой молитве может стать непрерывным. Это целая наука, священное искусство, о которой наши святые подробно пишут в своих священных книгах, таких как, например, великий сборник святоотеческих текстов под названием «Добротолюбие».
Молитва эта помогает человеку, приносит ему радость. И когда христианин преуспеет в этой молитве, а жизнь его станет согласной со святыми заповедями Христа и Церкви, тогда он удостаивается получить опыт Божественной благодати. Он начинает вкушать сладость общения с Богом, познает на собственном опыте истинность изречения: Вкусите, и увидите, как благ Господь (Пс.33:9). Для нас, православных христиан, Бог не есть какая-то отвлеченная идея, что-то такое, о чем мы лишь мыслим, беседуем или читаем. Нет. Он – Личность, с Которой мы входим в живое и личное общение, Которого переживаем в непосредственном опыте.
Тогда мы видим, сколь велико, неизреченно и невыразимо счастье иметь Христа в себе и быть православными христианами.
Христианам, находящимся в миру, среди различных забот и ежедневных попечений, очень помогает, если они находят несколько минут тишины для того, чтобы поупражняться в этой молитве.
Их, конечно, освящают и те дела и обязанности, которые они делают по Богу, со смирением и любовью. Но необходима и молитва. Где-нибудь в тихой комнате (хорошо, если после какого-либо духовного чтения или зажечь перед иконами лампадку и покадить), как можно дальше от шума и суеты, когда утихнут другие помыслы, погрузить свой ум в сердце, произнося молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго (или грешную)». Какой мир, какую силу черпают души в этом Божественном безмолвии! Как это помогает им и прочие часы дня провести в мире, без нервов, напряжения и стресса, сохраняя свои силы в гармонии и единстве!
Некоторые люди искусственными средствами пытаются найти душевный покой в иных местах, исполненных духовной прелести и демонического духа, в так называемых восточных религиях. Они пытаются обрести покой при помощи телесных упражнений, медитации и иных средств, чтобы достичь хоть какого-то равновесия душевных и телесных сил. Ошибка здесь заключается в том, что такими средствами человек пытается уйти от различных мыслей, забыть материальный мир, но в сущности он общается не с Богом, а лишь с самим собой. То есть он снова заканчивает тем, что концентрируется на самом себе, и потому терпит неудачу.
Православием «погасившие злославие…»
В АРБАТСКИХ ПЕРЕУЛКАХ
Бывая в Первопрестольной, всегда, как время позволяет, стараюсь приехать в храм Воскресения Словущего — Апостола Филиппа, где Иерусалимское Свято — Гробское подворье в Москве (о нем на РНЛ, «Холм мучеников…», 27.11.2015), а потом, по заведенному обычаю, направляюсь в церковь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, что неподалеку, на углу Филипповского и Б. Афанасьевского переулков, на пересечении улиц, как бы на острие пространственного конуса, отходящего от шумной, гудящей суеты в заповедную тишину арбатских переулков… Как бушприт корабля, когда-то отчалившего от Александрийского маяка и устремленного в молитвенном море к вечности.
Главный престол храма — во имя Нерукотворного Образа Спасителя, северный посвящен святителю Николаю Чудотворцу, а южный — Патриархам Александрийским, чьими именами традиционно издревле называют церковь, что на Сивцевом Вражке.
На службу здесь я почти никогда не попадал, тихо, пустынно в церкви, долгое время она ремонтировалась, вся в лесах, но к иконе всегда подход был, она справа на стене, поближе к солее… Как всегда, поставим свечку и помолимся… Потом — в книжную лавку, в 90-х это была одна из лучших в Москве. Написав записки о здравии, о упокоении и на молебен, обойдя иконы, тихо прощаюсь с храмом, с Афанасием и Кириллом (когда уж придется в следующий раз?) и уже по Большому Афанасьевскому шагаю неспешно на Арбат…
Рядом и в округе в разное время жило немало известных людей. По Б. Афанасьевскому квартировал известный философ Н.В. Станкевич. С 1831 г. здесь собирался его знаменитый кружок, из которого потом вышли и славянофилы, и западники, и революционные демократы.
В этом же переулке одно время жил С.Т. Аксаков с семьей, сюда к нему, в Большой Афанасьевский его друг, историк Михаил Погодин впервые в 1832 г. привез Н.В. Гоголя. В этом же переулке стоял когда-то дом деда М.Е. Салтыкова-Щедрина по материнской линии. Будущий сатирик часто бывал здесь, впечатления детства потом вошли в «Пошехонскую старину»: «Тучный, приземистый и совершенно лысый старик, он сидит у окна своего небольшого деревянного домика в одном из переулков, окружающих Арбат. С одной стороны у него столик, на котором лежит вчерашний нумер «Московских Ведомостей»; с другой, на подоконнике, лежит круглая табакерка с березинским табаком и кожаная хлопушка, которою он бьет мух…».
В одном из небольших домов по Б. Афанасьевскому, где располагалась маклерская контора Хлебникова, 23 января 1831 г. оформил договор о найме своей первой семейной московской квартиры на Арбате (дом № 53) А.С. Пушкин… Недолго он прожил здесь — три месяца после венчания , но в этом доме прошли самые счастливые дни в жизни поэта…За это время, между прочим, он не написал ни строки!..
В Сивцевом Вражке жили впоследствии старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг, которую Л. Толстой изобразил в образе Анны Карениной, писатель Владимир Соллогуб, художник Константин Юон…
***
Как рассказывает в своей книге «Город храмов и палат» Елена Лебедева, когда-то здесь был небольшой овраг, по дну которого текла речка Сивка, впадавшая в ручей Чарторый, протекавший в Москву-реку… Поначалу в районе Сивцева Вражка жили опричники, а потом «тяглецы» — работники местных дворцовых слобод, в том числе Иконной и Старой Конюшенной…
В старину здесь находилось загородное подворье Кирилло-Белозерского монастыря, которому и приписывают основание московской Афанасьевской церкви. Точная дата возведения храма неизвестна, скорее всего, это произошло в середине XVI века. О том свидетельствует надгробный каменьс церковного погоста, найденный в конце XIX в. при строительных работах, на котором высечена надпись: «Лета 7073 (1565) преставилася МатвеяСтепанова дочь Татьяна…».
Долгое время она была деревянной, сильно пострадала в 1612 году от поляков. В начале XVIII века здание отстроили в камне…Во время Отечественной войны 1812 года, когда город уже был в осаде, произошло знаменательное событие, навсегда сохранившееся в памяти священнослужителей и прихожан. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия»), вывезенная из осажденного Смоленска, была помещена в храме свтт. Афанасия и Кирилла и отсюда крестным ходом перенесена в Успенский собор Кремля.
В занятой неприятелем Москве церковь свтт. Афанасия и Кирилла, как и многие другие храмы первопрестольной, подверглась разорению и осквернению, но благодаря преданности и любви прихожан, жизнь вернулась в ее стены… В 1815-1817 гг. «тщанием и иждивением полковничей дочери Прасковьи Петровны Юшковой» была отстроена каменная церковь…
Трагические события октября 1917 года не обошли стороной и этот храм. До поры до времени прихожанам удавалось отстоять его, но в 1932 году церковь свтт. Афанасия и Кирилла была закрыта. Так, из сорока трех церквей Пречистенского благочиния открытыми остались только две: храм св. пророка Илии (Обыденский) и Воскресения Словущего (ап. Филиппа).
Первоначально храм свтт. Афанасия и Кирилла предполагалось снести, в разные годы в нем размещались склады, мелкие предприятия, электромеханический завод, общежития. В 1970-х годов началась частичная реставрация, предполагалась, к Олимпиаде, реконструкция здания под концертный зал и установка органа, потом от этой затеи отказались.
В день Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1992 г. храм был возвращен Церкви, 5 ноября 1992 г. прошло освящение придела свтт.Афанасия и Кирилла и состоялась первая после 60-летнего перерыва Божественная литургия.11 сентября 1993 г. возвратилась из церкви Воскресения Словущего (Филипповской) главная храмовая икона свтт.Афанасия и Кирилла. В этот день крестным ходом по древней Иконной слободе Святители вернулись в свой родной храм.
НЕТ, АФАНАСИЙ, НЕ УБЕЖИШЬ
Святой Афанасий Великий родился в Александрии (ок.295), столице Древнего Египта, где основал Церковь Христову апостол и евангелист Марк… Рос и воспитывался в благочестивой христианской семье.
Однажды Афанасий играл со своими сверстниками на берегу моря, и дети, подражая тому, что видели в храме, изображали священнослужителей и церковные обряды. Афанасия они избрали себе епископом, он, соответственно, «назначил» одних пресвитерами, других диаконами. Эти-то последние приводили к нему некрещеных языческих детей, и Афанасий крестил их морскою водой, произнося установленные для этого таинства слова, которые он слышал от священника в церкви. К этому он присоединял поучение, сообразно своему детскому возрасту.
В это время патриархом Александрийским был святой Александр (312-326 г.г.). Дом его находился на возвышенном месте, недалеко от моря, и вот он, случайно выглянув из окна, увидел необычную детскую игру, и с изумлением стал следить за совершаемым Афанасием крещением… Потом он немедленно приказал привести детей к себе, подробно расспросил — кого крестили, как вопрошали перед крещением, и убедился, что в своей игре они все совершали согласно церковному уставу.
После этого, посоветовавшись со своим клиром, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием. Потом призвал родителей детей, действовавших в качестве пресвитеров, и посоветовал им, чтобы воспитали их для священства. Родителям же Афанасия святой Александр поручил наставлять его в благочестии, образовывать в книжном деле, и когда он придет в возраст, привести к нему, дабы посвятить юношу Богу и святой Церкви…
Так все и произошло. Когда Афанасий, обладавший живым и глубоким умом, прекрасной памятью, получил широкое, разностороннее образование, родители привели его к патриарху Александру, посвятив сына Господу…
Патриарх вскоре рукоположил Афанасия в диакона, и с этого началось жертвенное служение молодого клирика Церкви. Афанасий стал помощником, секретарем Патриарха, и именно с ним отправился св. Александр на Первый Вселенский собор в Никее (325 г.), где Афанасий победоносно изобличал Ария, ересь которого распространилась в Церкви. Молодой архидиакон был уже известен своими сочинениями «Против язычников», «О воплощении Бога Слова».
Александрийский пресвитер Арий учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен. В этой ереси скрытно заключалось решительное отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления Им,
т. е. нисповержение всего христианства.
Несмотря на то, что Арий был проклят на Первом Вселенском соборе и отлучен от общения с Церковью, он не прекращал своей борьбы против Православия, распространяя всюду, через учеников и единомышленников яд своей ереси. Именно борьба с ней на многие годы определила жизненный путь и служение св. Афанасия, который вскоре, после кончины св. Александра, через пять месяцев после Собора, был посвящен во епископа и возглавил Александрийскую кафедру.
Причем, когда св. Александр умирал, Афанасия не было в столице, и старец в последние минуты искал блуждающим взглядом, кому оставить паству и взывал: «Афанасий, Афанасий! Ты думаешь убежать. Нет! Не убежишь».
***
И св. Афанасий действительно не избежал жребия, предназначенного ему свыше… Сорок семь лет возглавлял он в это тяжелейшее время Александрийскую Церковь, из них более двадцати провел в изгнании, пять раз императоры отправляли его в ссылку…
Ариане — и епископы, и царствующие, многократно восставали на него, преследовали, желали убить, уничтожить, растоптать, но Господь хранил Своего верного воина-страдальца, который бесстрашно защищал Истину и был все эти десятилетия непоколебимой опорой, скалой Вселенского Православия. Неоднократно его пытались оклеветать, обвиняя в колдовстве (с помощью «мертвой руки»), беззаконной связи с женщиной, сокрытии налогов и т.д. и т.п. Но всегда открывалась правда и посрамлялись клеветники.
При нем сменилось несколько императоров, начиная от св.Константина Великого до Юлиана Отступника, и как в одном из сочинений рассказывает сам св. Афанасий: «Снова некоторые, ища убить нас, пришли в Александрию, и наступили бедствия, жесточайшие прежних…». И так было много раз.
Еретики, которых было великое множество, и которых в основном поддерживали императоры, понимали прекрасно: пока жив Афанасий, им не одолеть Православия.
И когда Юлиан Отступник, погибая, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» — то этот возглас был и к святому Афанасию, верному слуге Галилеянина Христа.
Св. Афанасий был другом и учеником св. Антония Великого, неоднократно навещал его в пустыне и написал его замечательное житие, которое св. Иоанн Златоуст советует читать каждому христианину.
Когда св. Антоний Великий отходил ко Господу, свою милоть, верхнюю одежду, мантию и изветшавшую нижнюю одежду — завещал св. Афанасию, и тот был счастлив, получив этот подарок, и с благоговейной радостью хранил его. Дружил Патриарх и со св. Пахомием Великим…
Святой Афанасий отошел к Богу 2 мая (15) 373 г., в возрасте 76 лет, лишь
перед самой кончиной пожив непродолжительно в мире и тишине, после
долгих трудов, мытарств и многих подвигов.
***
» Богословие Афанасия Великого пронизывает одна мысль: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно («Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — суть богословия). Афанасию Великому удалось защитить истину и с неподражаемой точностью зафиксировать её в своих текстах. Именно ему удалось найти слова для описания тринитарной антиномии, адекватные своему предмету, но такие, которые не сводили бы веру к словесным формулировкам, не убивали бы Тайну. Христология Афанасия Великого, пожалуй, наилучшая из всех созданных до сих пор («О воплощении Слова», вообще, центральный текст христианства: фактически, описывает всё вероучение, причём, без обычных перегибов в ту или иную сторону). Афанасий Великий один из первых, кто запечатлел опыт отцов — пустынников словесно, его «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Подвижничество противопоставляется Афанасием Великим философии: подвижник делает то, о чем философ только говорит (интересно, что косвенно это обличение подтверждает истинность философии). Так богословие Афанасия Великого, совмещая опыт Пустыни и необычайно тонкую богословскую мысль, свободную от обычных для александрийцев соблазнов эллинистического интеллектуализма, с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передаёт веру Церкви». (Предание.ру).
ВЕЛИКА ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА МАРИЯ БОГОРОДИЦА!
Спустя почти полвека на Александрийскую кафедру взошел другой великий святой — Кирилл Александрийский. Он, как и св. Афанасий, рос в благочестивой семье и был племянником, по матери, Феофила, Патриарха Александрийского. Св. Кирилл также получил блестящее образование, Феофил поставил его архидиаконом, а по смерти дяди молодой клирик был единодушно избран на патриарший престол…
Первым делом он удалил из города еретиков новациан, которые были похожи на фарисеев и учили, что человека, впавшего после крещения в смертный грех, не следует принимать в церковное общение. Они ходили в белых одеждах, считая себя праведными и непричастными ни к какому греху…(Вот сейчас как раз грядет Неделя о мытаре и фарисее,5 февраля, самое время вспомнить).
В предместье Александрии, близ Канопа, св. Кирилл уничтожил древнее капище, где поклонялись нечистым духам, перенес сюда, как было ему велено в видении, мощи мучеников Кира и Иоанна, пострадавших в Канопе, (куда они пришли из пустыни поддержать схваченных христианок Афанасию и трех дочерей ее, Феодотию, Феоктисту и Евдоксию), и устроил во их имя храм…
Немало он сделал, чтобы очистить вверенную ему Церковь от нападок иудеев.
Но самый великий его подвиг — это борьба и победа над ересью Нестория, Константинопольского патриарха, суть которой заключалась в хуле на Христа и на Пречистую Деву Богородицу. Ересиарх утверждал, что от Девы Марии родился простой человек Христос, а Бог Слово обитал в Нем как в храме, поэтому Деву Марию Несторий называл не Богородицею, но Христородицею.
Эта ересь, подобно ереси Ария, как чума распространилась по всей Вселенской Церкви, т. к. Несторий со своими единомышленниками написали и отправили в защиту своего учения множество сочинений во все страны, по всем епархиям и к монашествуемым… Как и Арий, Несторий внес великую смуту в Церковь, и св. Кирилл, сначала пытавшийся мирно переубедить его, затем, когда начались уже преследования противников ересиарха, обратился к императору Феодосию Младшему с просьбой о созыве III Вселенского Собора.
И он состоялся в Ефесе в 431 году, проходил в яростных борениях, св. Кирилл в конце концов возглавил его, на Соборе была изобличена ересь Нестория и установлен догмат веры, гласящий о том, что воплотившийся от Пречистой Девы Марии Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, а родившая Его Пречистая Дева Мария есть истинная Богородица.
Когда это состоявшееся определение было провозглашено верующим, вспыхнула великая радость среди народа, и если когда-то при апостоле Павле жители Ефеса восклицали: «Велика Артемида ефесская!» (Деяния, гл. 19), то теперь тысячи людей возглашали совершенно другие слова: «Велика Пречистая Дева Мария Богородица!»
Это была огромная победа Православной Церкви, во главе со святителем Кириллом.
***
Нельзя не упомянуть и о поучительном уроке, который был преподан через св. Кирилла.
Он, этот великий и святой угодник Божий — без причины гневался на другого великого святого Иоанна Златоустого. И потому, что его покойный дядя патриарх Феофил питал вражду к святому Иоанну (ибо Феофил хотел избрания на константинопольскую кафедру своего ставленника), и потому, что много было клевещущих на великого учителя Церкви… Не от злобы, но от неведения так относился к нему св. Кирилл.
Неоднократно писал к нему по этому поводу подвижник и родственник св. Иосиф Пелусиот, разубеждая св. Кирилла в этом заблуждении, и эти письма возымели свое действие, которое завершилось неожиданным видением св. Кириллу.
Ему представилось, что он находится в прекрасном и исполненном неизъяснимого веселия месте и увидел Авраама, Исаака и Иакова и много других ветхозаветных и новозаветных святых, а также храм, красоту которого невозможно описать человеческим языком… Войдя в него, он увидел Пречистую Владычицу Богородицу, в сиянии славы, окруженную множеством ангелов и святых, среди которых был и Иоанн Златоустый, державший в руке книгу своих трудов, в полукружье дивных мужей…
И вот когда Кирилл хотел припасть к ногам Богородицы, чтобы поклониться Ей, Иоанн со множеством своих оруженосцев устремился к Кириллу, запрещая приближаться к Божией Матери и изгоняя его из храма.
Кирилл пришел в трепет, но вдруг услышал Пречистую Деву, обратившуюся к Иоанну с ходатайством, чтобы он простил Кирилла, т. к. тот согрешил перед ним не по злобе, а по неведению. Но Иоанн как бы не желал простить, и тогда Пречистая сказала: «Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести — прославил Меня среди людей и наименовал Богородицею».
Когда Матерь Божия изрекла эти слова, Иоанн немедленно смиловался и отвечал: «По твоему, Владычица, ходатайству я прощаю его».
Затем, подойдя к Кириллу, он обнял и облобызал его, и таким образом они примирились друг с другом …
После этого видения Кирилл, покаявшись, собрал всех египетских епископов и совершил торжественное празднование в честь святого Иоанна Златоустого и записал его в церковных книгах в сонме великих святых…
Пробыв на Александрийском патриаршем престоле тридцать два года и в течение своей жизни очистив Церковь Христову от всех бывших тогда ересей, написав много душеполезных сочинений, св. Кирилл в мире почил о Господе 27 июня 448 года, и по достоинству причислен к великим святым…
***
Тропарь святителей Афанасия и Кирилла: «Делы возсиявши православия, все погасивше злославие, победителие, победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующего нам велию милость».
***
Перед этими великими святыми у меня, грешного, есть свое «обязательство». Однажды утром (у себя, на северах), после молитвы прилег, задремал, было еще время перед работой, и приснилась мне совершенно неожиданно большая икона — очень красивая, яркая, сияющая золотом и красным цветом, как бы лежащая наклонно, на невидимом аналое, и это была икона святых Афанасия и Кирилла.
Это было удивительно и случилось в столетнюю годовщину рождения моего покойного отца, Павла Семеновича, в его вековой юбилей ,11 ноября 2008 г. Я не ведал, какая здесь связь… Но позже вдруг всплыло (раньше не «сцеплялось»), что в день памяти этих Архипастырей, так же как и святых родителей преподобного Сергия Кирилла и Марии, 31 января 1991 года Священным Синодом было вынесено решение о созданий новой, Магаданской епархии РПЦ. Можно предположить, что все они — наши общие «Крестные» и несомненно невидимо нас опекают, и молятся за всех нас, и живых и ушедших…
Какими словами благодарить Бога за всех Его святых?.. Которые, без сомнения, всегда рядом, и очень желают нам, совершающим свое небезгрешное «путешествие» по земле, помогать «во всех благих», трудиться для Бога, очищать и спасать душу для жизни вечной.
И подают нам сегодня святые Афанасий и Кирилл великий пример — как бесстрашно стоять за Истину, быть непоколебимыми в нашей вере и верности Христу.
Зачем Бог стал человеком?
Иногда противоположности сходятся в очень странных местах. Довелось мне недавно на одном из православных интернет-форумов ознакомиться с любопытной точкой зрения, которую я, пожалуй, процитирую полностью:
“Святые, в общем-то, единогласно считали, что единственная возможная самооценка для христианина – считать себя хуже всякой твари. Ни один из них не употреблял выражение “чувство собственного достоинства”, “уверенность в себе” и тому подобные».
Любопытным этот тезис показался мне оттого, что подобные рассуждения я слышу уже не в первый раз, не во второй и даже не в десятый. Такой вот самоуничижительный пафос приписывается христианству с удивительным постоянством очень разными людьми, преследующими самые различные намерения.
Иногда это просто не в меру ревностные христиане, своеобразно воспринявшие некоторые моменты из церковного предания. Но нередко бывает, что ровно в тех же выражениях о христианстве пытаются рассуждать люди, относящиеся к Церкви с откровенной враждебностью. Каким-то парадоксальным образом эта пораженческая риторика объединяет в себе два диаметрально противоположных взгляда на один и тот же предмет – христианское учение о человеке.
Враги и друзья Церкви говорят о нем одно и то же с совершенно разными намерениями. Уже одного этого, на мой взгляд, было бы достаточно, чтобы отнестись к такому утверждению как минимум осторожно. Но раз уж зашел разговор, попробую объяснить свою точку зрения на этот непростой вопрос.
Думаю, принцип – «считать себя хуже всякой твари» – это все же отнюдь не самооценка святых. Вернее сказать, это лишь один из аспектов такой самооценки – отношение святых к собственным грехам, ко всему недолжному, что они видели в своей душе. Но кроме грехов они также видели в себе ещё и образ Божий во всём величии его красоты и совершенства, видели в собственном естестве нерукотворную икону Христа, сотворившего их по Своему образу. Самооценка святых, судя по их писаниям и наставлениям, складывалась как минимум из этих двух взглядов на себя. Когда сегодня человек по каким-либо причинам выбирает из них лишь один, полностью игнорируя другой, это говорит прежде всего о его личных предпочтениях, но никак не о христианском понимании человека.
Ну а уж если вспомнить слова, которыми святые говорили о своем человеческом достоинстве в положительном смысле, то все эти нынешние психолого-гуманистические выражения вроде «чувство собственного достоинства», и «уважение к себе» покажутся как раз весьма и весьма скромными, чтобы не сказать жалкими.
Так святитель Григорий Богослов писал своему ученику: “Если ты будешь низко думать о себе, то я скажу, кто ты! Ты созданный бог”. Ни больше, ни меньше. А теперь давайте подумаем: может ли созданный бог, или, как еще называют святые отцы человека «бог по благодати», относиться к себе без уважения.
Может ли он, зная учение Церкви о том, что сотворен по образу Божьему, не чувствовать высоту своего призвания? Может ли пренебрегать своим достоинством, если Сам Творец мира посчитал его достойным спасения, причем такой дорогой ценой?
Думаю, ответ на все эти вопросы очевиден. Просто нужно понимать, что в человеке есть богоданное естество, которое по слову Господа «хорошо весьма». Но также есть и действие греха, привнесенного в это естество дьяволом и свободной волей первых людей. И то, и другое присутствует в нас сегодня. И грех в себе конечно же необходимо осуждать. Однако, если мы при этом перестанем уважать в себе образ Божий, это будет нашей капитуляцией. Забыв о своем высоком призвании, мы просто признаем, что дьявол и зло окончательно нас победили, дальнейшая борьба бессмысленна, и Бог от нас отвернулся. Но совсем не так учили нас относиться к себе святые отцы, говорившие «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал богом».
Зачем Бог стал человеком? Иногда противоположности сходятся в очень странных местах. Довелось мне недавно на одном из православных интернет-форумов ознакомиться с любопытной точкой зрения, которую я, пожалуй, процитирую полностью: “Святые, в общем-то, единогласно считали, что единственная возможная самооценка для христианина – считать себя хуже всякой твари. Ни один из них не употреблял выражение “чувство собственного достоинства”, “уверенность в себе” и тому подобные». Любопытным этот тезис показался мне оттого, что подобные рассуждения я слышу уже не в первый раз, не во второй и даже не в десятый. Такой вот самоуничижительный пафос приписывается христианству с удивительным постоянством очень разными людьми, преследующими самые различные намерения. Иногда это просто не в меру ревностные христиане, своеобразно воспринявшие некоторые моменты из церковного предания. Но нередко бывает, что ровно в тех же выражениях о христианстве пытаются рассуждать люди, относящиеся к Церкви с откровенной враждебностью. Каким-то парадоксальным образом эта пораженческая риторика объединяет в себе два диаметрально противоположных взгляда на один и тот же предмет – христианское учение о человеке. Враги и друзья Церкви говорят о нем одно и то же с совершенно разными намерениями. Уже одного этого, на мой взгляд, было бы достаточно, чтобы отнестись к такому утверждению как минимум осторожно. Но раз уж зашел разговор, попробую объяснить свою точку зрения на этот непростой вопрос. Думаю, принцип – «считать себя хуже всякой твари» – это все же отнюдь не самооценка святых. Вернее сказать, это лишь один из аспектов такой самооценки – отношение святых к собственным грехам, ко всему недолжному, что они видели в своей душе. Но кроме грехов они также видели в себе ещё и образ Божий во всём величии его красоты и совершенства, видели в собственном естестве нерукотворную икону Христа, сотворившего их по Своему образу. Самооценка святых, судя по их писаниям и наставлениям, складывалась как минимум из этих двух взглядов на себя. Когда сегодня человек по каким-либо причинам выбирает из них лишь один, полностью игнорируя другой, это говорит прежде всего о его личных предпочтениях, но никак не о христианском понимании человека. Ну а уж если вспомнить слова, которыми святые говорили о своем человеческом достоинстве в положительном смысле, то все эти нынешние психолого-гуманистические выражения вроде «чувство собственного достоинства», и «уважение к себе» покажутся как раз весьма и весьма скромными, чтобы не сказать жалкими. Так святитель Григорий Богослов писал своему ученику: “Если ты будешь низко думать о себе, то я скажу, кто ты! Ты созданный бог”. Ни больше, ни меньше. А теперь давайте подумаем: может ли созданный бог, или, как еще называют святые отцы человека «бог по благодати», относиться к себе без уважения. Может ли он, зная учение Церкви о том, что сотворен по образу Божьему, не чувствовать высоту своего призвания? Может ли пренебрегать своим достоинством, если Сам Творец мира посчитал его достойным спасения, причем такой дорогой ценой? Думаю, ответ на все эти вопросы очевиден. Просто нужно понимать, что в человеке есть богоданное естество, которое по слову Господа «хорошо весьма». Но также есть и действие греха, привнесенного в это естество дьяволом и свободной волей первых людей. И то, и другое присутствует в нас сегодня. И грех в себе конечно же необходимо осуждать. Однако, если мы при этом перестанем уважать в себе образ Божий, это будет нашей капитуляцией. Забыв о своем высоком призвании, мы просто признаем, что дьявол и зло окончательно нас победили, дальнейшая борьба бессмысленна, и Бог от нас отвернулся. Но совсем не так учили нас относиться к себе святые отцы, говорившие «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал богом». Александр Ткаченко: https://ok.me/qq4 Герард Давид. Поклонение королей #Фома_Ткаченко #Рождество_Христово