Содержание
- Церковный православный календарь постов и трапез на 2020 год
- Православные праздники. О трапезе в праздники
- Когда не совершается браковенчание
- Посты Православной Церкви
- Цель поста
- Пост, как Божественное установление
- Степени поста
- Этапы приучения к посту
- Пост и здоровье
- Постовые искушения
- Пост для путешествующих
- Послабления в посте для болящих
- Пост и супружеские отношения
- Пост и каждодневная умеренность в пище
- Время начала и окончания поста
- Церковные каноны о постах
- Духовный пост
- ***
- Что значит поститься
- Какие посты бывают
- Что можно есть во время поста
- Основные посты в Православии
- Рождественский пост
- Великий пост
- Петров пост
- Успенский пост
- Можно ли крестить ребенка в пост?
- Православный Пост
- Немного о Святом Николае, в
Церковный православный календарь постов и трапез на 2020 год
Православный церковный календарь постов и трапез на 2020 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.
Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.
Даты указаны по новому стилю.
Календарь постов и трапез на 2020 год
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
Великий Пост с 2 марта по 18 апреля |
сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба | рыба | ||||||
Петров пост с 15 июня по 11 июля |
горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский пост с 14 по 27 августа |
сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский пост с 28 ноября 2020 года по 6 января 2021 года | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря — 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2-6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед | рыба | рыба |
Великий Пост в 2020 году
С 2 марта по 18 апреля в 2020 году.
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.
Православные посты в 2019 году
Петров пост в 2020 году
Петров пост еще называют Апостольским постом
С 15 июня по 11 июля в 2020 году.
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
Успенский пост в 2020 году
С 14 по 27 августа в 2020 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
Рождественский пост в 2020 году
С 28 ноября 2020 года по 6 января 2021 года.
Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы в 2020 году
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.
Пост в среду и пятницу
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты
Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
Православные праздники. О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Когда не совершается браковенчание
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
- Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год. Если Вы хотите знать больше о православных постах, тогда обратите внимание на статью Православные посты: правила для тех, кто постится впервые.
- Мы постимся, чтобы быть счастливыми
Посты Православной Церкви
См. раздел ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
- Православный календарь
- Пост Библейская энциклопедия
- Пост – средство к духовному перерождению Энциклопедия изречений
- Пост по Типикону сост. Е. Ковина
- Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины свмч. Иларион (Троицкий)
- Пост как время самопознания прот. Евгений Горячев
- Пост и ограничения в пище прот. Алексий Уминский
- Постный устав существует только для монастыря Владимир Махнач
- О постах в Православной Церкви, с опровержением возражений против соблюдения их прот. Иван Бухарев
- Психология поста архиеп. Иоанн (Шаховской)
- Кратко о постах Православной Церкви
- Посты в Ветхом и Новом Завете
- АУДИО о посте
- ВИДЕО о посте
Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Цель поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе 5-ти из 8-ми основных страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание.
Пост есть также средство выявления страстей, и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания.
Цель поста
Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. По благословению духовника дополнительный пост может сочетаться с молитвенными прошениями и браться для сугубого покаяния (Исх.34:28).
Святой, праведный Иоанн Кронштадтский:
Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими (Лк. 21:34), а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий…
Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.
Пост, как Божественное установление
Православный пост имеет в себе глубокие догматические корни. Согласно свидетельству святых отцов Православной Церкви, пост был дан как заповедь Адаму еще в Раю, где Бог запретил ему вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт.2:16-17). И если нарушение поста в Раю послужило причиной искажения грехом Богоподобной человеческой природы, то воздержание в посте способствует обратному процессу, то есть очищению души от греха, ведь, по словам св. Иоанна Кронштадтского, «без благодати Божией и усердной молитвы и воздержания – невозможно измениться к лучшему».
Суть новозаветного духа православного поста, отличающего его от инославных и других практик воздержания, состоит в том, что определенные виды пищи запрещаются не для того, чтобы уберечься от своего рода осквернения или нанесения вреда здоровью, а для освобождения души от рабской зависимости чревоугодному чувству. Следуя духу православного поста, можно поститься, вкушая даже скоромное. В то же время можно нарушать пост, вкушая только постную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. «Есть такие хранители Четыредесятницы, – говорит Блаженный Августин, – которые более прихотливо, нежели благочестиво, проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей».
Авва Дорофей пишет: «Есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного… Это называется гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть, и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое: это называется чревобесие… И так кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать сих (видов чревоугодия); ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех».
«Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе, потому что «доброе дело – молитва с постом». Старая пророчица Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Подобным образом поступал и апостол Павел и первохристианская община. Этот обычай был столь глубоко укоренен в древнехристианской традиции, что некоторые переписчики к слову «молитва» непроизвольно добавляли слово «пост» даже и там, где, по всей вероятности, его не было, как у Мф.17:21, Мк.9:29, в 1Кор.7:5″ (Читать далее…). схиархим. Гавриил (Бунге).
Степени поста
Существует шесть степеней поста, согласно Уставу (приводятся в порядке возрастания строгости поста):
1. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице – масленице).
2. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино).
3. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (т.е. прошедшая тепловую обработку – вареная, печеная и т.п.) с растительным маслом и вино.
4. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла.
5. Сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» (глава 35), т.е сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например: изюм, маслины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
6. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».
Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу.
Этапы приучения к посту
Приучать себя к посту надо постепенно, желательно под руководством духовника. При этом пост ни в коем случае не должен вредить здоровью. Постепенность и умеренность не только предотвращают возможные срывы, но и служат признаком духовной зрелости и чистоты. Благословение, постепенность, рассудительность и постоянство усилия – вот главные условия успешного привыкания к посту.
В качестве первого этапа, призванного сформировать навык душевной независимости от чревоугодного чувства, можно порекомендовать выполнение таких общепринятых правил здорового образа жизни как отказ от переедания, слишком жирной и сладкой пищи, приема пищи в позднее время и т.д. Не противоречит духу православного поста и соблюдение разного рода оздоровительных диет, если во главу угла ставится не здоровье и красота внешнего вида, а формирование навыка воздержания. Без успешного прохождения этого подготовительного этапа нельзя надеяться на получение в дальнейшем благодатных плодов поста.
Сформировав привычку независимого от чревоугодия самоконтроля при выборе пищи, можно начинать соблюдать пост, отказываясь в постные дни сначала от мяса, а потом от яиц и молочной пищи.
Время, необходимое для привыкания к посту, а также качество и количество принимаемой пищи очень индивидуальны. «Дневную меру и количество пищи – пусть каждый сам для себя установит с тем, что если окажется излишнею и тяжесть производящею, то уменьшил бы; а когда усмотрит, что принятая им мера недостаточна к поддержанию тела, то пусть сделает малую добавку; и таким образом, дознав основательно – опытами, назначит себе такое количество пищи, которое может поддерживать силы тела его, служа не сластолюбию, а истинной нужде… Всем же одну меру узаконить невозможно, потому что тела имеют различные степени в силе и крепости, подобно меди, железу, воску. Впрочем, для новоначальных самая лучшая мера та, чтобы оставить пищу тогда, пока чувствуешь еще алкание. Но ежели и насытится, не согрешит. Пресытясь же, да укорит себя. Чрез сие он предупреждает поражение (от врага своего) и пролагает путь себе к победе над ним» (преп. Нил Сорский).
Как временную меру переходного характера на начальных этапах можно рекомендовать различные рецепты вкусных постных блюд. Однако увлекаться этим, по-видимому, не стоит, ведь приготовление вкусной пищи занимает много времени, которое при этом по сути дела тратится на ублажение не совместимого с духом поста чревоугодного чувства. Особенно это относится к постным сладостям. Злоупотребление ими приводит к абсурдному результату, поскольку за время поста человек прибавляет в весе, а пост, как утверждал преподобный Серафим Саровский, «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае человек становится гораздо более восприимчив к благодати Божией, поскольку, по словам преподобного Силуана Афонского, «благодать любит жить в сухом теле».
«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».
О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий Оптинский писал так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Пост и здоровье
Несмотря на очевидный для святых отцов оздоровительный эффект поста, они никогда не призывали поститься ради здоровья. Целью поста всегда оставалось обуздание чревоугодия, а благотворное его влияние на здоровье рассматривалось как благодатный побочный эффект. Однако, несмотря на второстепенность вопросов здоровья, тем не менее, святые отцы считали их достаточно важными и заслуживающими определенного внимания.
Так св. Василий Великий утверждал: «Надобно обращать внимание, чтобы, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий. Ибо Бог, творя человека, конечно, не желал, чтобы он оставался праздным и неподвижным, но чтобы он был деятельным, в чем ему должно… Подвижнику надобно быть свободным от всякого надмения и, идя путем истинно средним и царским, нимало не уклоняясь ни в ту, ни в другую сторону, не любить неги и не приводить тела в бессилие излишеством воздержания».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре: «…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями».
Постовые искушения
Вступая в пост нужно быть готовым к искушениям (испытаниям), нападкам со стороны падших духов. Обычно это выражается в возникновении конфликтных ситуаций, раздражении, унынии, осуждении, высокомерии. По меткому замечанию свящ. Александра Ельчанинова: «…в посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека».
Искушениями мирской жизни также являются праздничные события во время поста. Однако, не следует драматизировать ситуацию, редко на каком столе подают одно только мясо и совсем нет овощей и рыбы. В безвыходной же ситуации заповедь гостеприимства отменяет правила поста.
Пост для путешествующих
Принятые ранее послабления в пост для путешествующих, были связаны с тем, что путешественники передвигались пешком, или верхом на вьючных животных, а не на комфортабельных самолётах, поездах и паромах. В то время путешествие было испытанием, связанным со значительными физическими нагрузками, и продолжалось от нескольких дней до нескольких месяцев, а иногда и лет.
Сегодня транспорт и обслуживание в нём развиты так, что путешествие перестает быть испытанием. А если путешествовать легко, то и пост во время такого путешествия не представляет невыносимой трудности.
Послабления в посте для болящих
Не все однозначно и в случае послаблений во время болезней. С одной стороны, каноны и святоотеческая традиция в этом случае ясно указывает на необходимость ослабления поста, но обычно это относится к остротекущим или тяжёлым болезням. Тема поста во время болезни очень сложна, и в одинаковой степени требует совета желательно верующего врача и духовника. Хочется лишь обратить внимание, что полноценный белок мяса, яиц и молока с успехом заменяет рыба. Поэтому, с точки зрения физиологии, переход на нее во время поста не представляет опасности для организма.
Если христианин готов к испытаниям, то он получит и от них добрые плоды: всецелое упование на Бога, покаяние, любовь, смирение, трезвение. Пост вообще должен рассматриваться не только как личное волевое усилие в воздержании, но и как усиленное обращение к Богу, старание уподобиться Ему.
Пост и супружеские отношения
Помимо воздержания от пищи пост предполагает также воздержание от супружеских отношений, но только по взаимному согласию, руководствуясь словами апостола:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» (1Кор.7:5).
При этом, как и при воздержании от пищи, еще более важно соблюдать принцип постепенного перехода к новому образу жизни.
Начинать можно с отказа от инициативы со своей стороны в пост, следуя завету апостола Павла – «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4).
Пост и каждодневная умеренность в пище
И последнее. Нельзя думать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста. Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания.
Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся. Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».
В Православной Церкви существуют посты однодневные, многодневные и евхаристический (литургический) пост.
Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, Святая Четыредесятница, установленный в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне. К Великому посту примыкает Страстная седмица (в переводе – неделя страданий), посвященная событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. Страстная седмица является вершиной христианских постов, подобно тому, как Пасха – прекраснейшим венцом всех праздников.
Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 48 дней.
Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины апостолов.
Успенский пост – с 14 по 28 августа – установлен в честь Успения Божией Матери.
Рождественский пост – с 28 ноября по 7 января.
Количество постных дней в году – от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного поста святого апостола Петра и Павла. Практически постными днями в году является каждый второй день.
Время начала и окончания поста
Многодневные и однодневные посты начинаются в полночь. Однодневные посты заканчиваются в полночь, многодневные – после Литургии праздничного дня.
Церковные каноны о постах
64-е Апостольское правило о недопустимости поста в субботу и воскресенье: Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.
Примечание монаха Диодора (Ларионова): «Пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово «разрешение» выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частичное разрешение) означает разрешение на вкушение постной пищи до 9-го часа. Разрешение на вино и елей (постное масло) также входит в понятие частичного разрешения поста. Κατάλυσις же означает полное разрешение (отмену) поста то есть разрешение на сыр, молоко и яйца для монахов и мясо для мирян. По объяснению преп. Никодима, 64-е Апостольское правило запрещает полный пост, но не требует полного разрешения поста. Иначе православные христиане согрешали бы против 64-го правила во все многодневные посты, когда как раз происходит только частичное разрешение поста (как известно, субботние и воскресные дни не входят в число дней святой четырядесятницы, т.е. Великого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частичное, а не полное разрешение Поста). В субботу дается разрешение на вино и елей — отсюда следует, что частичным разрешением поста (λύσις) правило не нарушается, но и полного разрешения поста (κατάλυσις) также не допускается перед причастием (по образцу субботних и воскресных дней Великого Поста)».
69-е Апостольское правило, об обязательности поста: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток (см. однодневные посты), кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».
Каноническое правило свт. Тимофея Александрийского, 8-е: «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она (жена) принимать пищу и питие, как хочет и понести может».
Его же, 10-е: «Должно разрешать больному принимать пищу и питие смотря по тому, что он может понести».
Духовный пост
архимандрит Рафаил (Карелин)
Многие христиане считают, что пост установлен только для того, чтобы подчинить тело душе. Однако это лишь одна сторона поста. Есть другая, еще более важная, то, что святые Отцы называли «духовным постом».
Человек состоит из души и тела, но в самой душе можно различить две не сливающиеся друг с другом силы: первая – обращенность к вечности, к тому, что стоит над текущим потоком земного бытия, – способность души к богообщению святые Отцы называли духом; вторая сила – обращенность к земле, совокупность познавательных сил: рассудка, воображения, памяти, а также чувственные влечения, эмоциональные переживания и, наконец, генетически вложенные инстинкты, без которых человек не мог бы существовать ни одного дня.
Главное в человеке – дух; в духе – образ и подобие Божие, дух отделяет человека как бы глубокой пропастью от всех остальных обитателей земли. В духе вложена целевая идея человека – вечное богообщение. Насколько человек живет духовно, настолько он живет достойно своего предназначения; это единственная возможность иметь радость и мир в земной жизни, в этом море страданий. У некоторых христиан такой триметрический взгляд на природу человека (дух, душа и тело) вызывает представление о душе как о чем-то низменном и недостойном в сравнении с духом. Это не так. Без душевных способностей невозможна была бы для человека земная жизнь и, следовательно, формирование его как нравственной личности для вечной жизни.
В самой природе человека нет ничего скверного и низменного; скверное – это извращение воли, разрушение иерархии и правильной соподчиненности способностей и сил человека; низменное и недостойное – это страсти и грех. В нашем наличном, а вернее, падшем состоянии тело проявляет себя непокорным душе, а душа – непокорной духу.
Поэтому пост – это не только укрощение тела, но прежде всего – укрощение душевных страстей для того, чтобы мог пробудиться и действовать дух.
Пост телесный подразумевает:
1) ограничение в пище;
2) употребление особого вида пищи;
3) редкий прием пищи.
Душевный пост также должен включать в себя:
1) ограничение внешних впечатлений – пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах, подобных «пиршествам Гаргантюа»;
2) контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключение того, что раздражает страсти;
3) редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста – покаяние.
С постом несовместимы все виды развлечений и зрелищ, бесконтрольное чтение, продолжительные разговоры, шутливый тон, посещение тех мест и домов, где царит мирской, нецерковный дух, – все то, что рассеивает человека, отключает ум от молитвы, а сердце от покаяния.
***
За многие века существования христианства понятие пост претерпело серьезную трансформацию. Когда-то в древней Церкви соответствующим словом обозначали полный отказ от пищи в течение дня, до вечера, а вечером – вкушение как можно меньшего ее количества (ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подается холодной, то есть менее привлекательной). Неупотребление же скоромных продуктов считалось простым «воздержанием». Как еще писал преподобный Никон Черногорец, «Ино есть пост и ино – воздержание. И пост убо есть еже не коснутися отнюдь ни коей снеди весь день… Воздержание же … подобает всегда хотящим спастися» (Тактикон, Слово 10-е).
Как мы увидели, с развитием монастырских уставов периоды воздержания, в смысле диеты без скоромных блюд, становились длиннее. Но одновременно из-за увеличения числа праздников становилось все меньше по-настоящему постных дней, когда пищу на протяжении целого дня вообще не вкушали. К настоящему времени таких дней даже по букве устава осталось совсем немного, а на практике под «постом» давно понимается только изменение состава блюд, но не их количества. Такое воздержание – в свете мягких, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте – без особых сложностей может быть соблюдено кем угодно (разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания), особенно с учетом сказанного о нем преподобным Никоном Черногорцем. Но следует помнить, что пост предполагает нечто большее.
священник Михаил Желтов
***
«Когда я сидел у одного Аввы, пришла некоторая дева и сказала старцу: Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет. Старец отвечал ей: сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие? Она сказала: нет. – Бесчестие как похвала? Сказала: нет, Авва. – Враги как друзья? Отвечала: нет. Тогда говорит ей мудрый тот старец: иди трудись, ты ничего не имеешь».
преп. Антоний Великий
Сегодня все больше людей находит правду и утешение в вере. Пришедши в лоно Церкви, православные стремятся не нарушать традиции, соблюдать посты. Однако далеко не все они хорошо себе представляют, зачем нужны церковные православные посты, какие бывают, как их правильно соблюдать. Мы постарались подобрать достоверную информацию, чтобы наши читательницы могли найти ответы на все вопросы.
Что значит поститься
Православные церковные пост – это добровольный отказ верующего от удовольствий жизни, обращение к Богу с молитвами к нему. Многие связывают пост с отказом от мяса и другой скоромной пищи, при этом продолжая развлекаться и наслаждаться жизнью, обижать слабых, причинять боль окружающим, вынашивать планы мести, не посещая церковь и не обращаясь к Всевышнему. Однако такое понимание поста в корне неверно, в лучшем случае он превращается в диету, в худшем – в греховное деяние, так как кичиться своим отказом от вкусной пищи, голодать напоказ очень нехорошо, и Церковь таких поступков не одобряет. При этом больным или занятым тяжелым трудом людям, беременным женщинам разрешено употреблять необходимую им пищу, даже если это не совсем вписывается в традиционное понятие о церковных постах. Главное, чтобы у них оставались силы на молитву и они не забывали ее совершать.
Какие посты бывают
Православные посты бывают многодневные и однодневные.
К однодневным постам относятся:
- среды и пятницы, если только они не выпадают на праздничные дни, когда пост не соблюдается или предписан менее строгий. По средам православные постятся в знак памяти о предательстве Иуды, по пятницам – в знак скорби из-за распятия Христа;
- Крещенский сочельник 18 января;
- день памяти Иоанна Предтечи (усекновение головы Иоанна Предтечи) 11 сентября;
- Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
Кроме того, православные соблюдают многодневные посты:
- Великий пост, который начинается за 48 дней до Пасхи, так что каждый год выпадает на разное время, является очень строгим постом;
- Петров пост (или Апостольский пост) начинается в разное время, так как это зависит от дня празднования Пасхи, но заканчивается всегда 12 июля (то есть в это день скоромная пища уже разрешена);
- Успенский пост является строгим, но не слишком продолжительным: длится с 14 по 27 августа;
- Рождественский пост – самый нестрогий, продолжается с 28 ноября по 6 января, то есть до Рождества Христова.
Когда на дни многодневных постов выпадают большие церковные праздники, верующим разрешается вкушать более вкусную пищу, чем в другие дни поста, но все же ставить на стол мясные, молочные продукты и яйца в эти дни не позволительно.
Когда постные дни среда или пятница совпадают с праздниками, к пище не предъявляется слишком строгих требований. Не считаются эти дни постными и в течение нескольких особых недель – сплошных седмиц. Вот эти седмицы:
- Неделя мытаря и фарисея (за 2 недели до Великого поста);
- Сырная (масленичная) неделя (за неделю до Великого поста);
- Пасхальная (светлая) – первая неделя Пасхи;
- Троицкая – первая неделя после Троицы.
Помимо этого нет постных дней в период Святок, то есть с 7 по 17 января.
Перечисленные посты соблюдают все православные, но помимо них верующими могут соблюдаться частные посты, например, по обету или перед причастием.
Что можно есть во время поста
Общие ограничения касаются употребления во время поста мяса, яиц, молочных продуктов. Их нельзя есть всем православным, даже если они не имеют церковного сана, не ведут монашескую жизнь. Однако если следовать строгим православным канонам, ограничения в пище в период постов должны быть более существенными. Правда, сегодня эти правила, помимо лиц духовного звания, мало кто соблюдает.
- Так, во время Великого поста из рациона исключается даже рыба, которая разрешена лишь в Благовещение и Вербное воскресенье. В Лазареву субботу позволена рыбная икра. По понедельникам, средам и пятницам едят сухую и даже холодную пищу, причем даже без масла. По вторникам и четвергам горячая пища разрешена, но сдабривать ее маслицем не позволено. Лишь по субботам и воскресеньям в кушанья не возбраняется добавлять постное масло.
- В Петров пост сухоядение необходимо лишь по средам, пятница. По понедельника допустима горячая пища без масла. В остальные дни есть можно даже рыбу.
- Успенский пост соблюдается примерно так же, как и Великий.
- Рождественский пост до 19 декабря соблюдается так же, как и Апостольский. Затем до нового года по вторникам и четвергам рыба из рациона исключается. В последнюю неделю соблюдается уже более строгий пост, когда рыбу нельзя есть даже в выходные.
Не стоит забывать, что всякие лакомства, даже если они сделаны без яиц и молока, и алкогольные напитки употреблять во время поста не следует, так как вкушение всяких яств противоречить духу поста.
Обращаем внимание наших читательниц, что сайт «Красота в тебе» светский, и поэтому мы посоветуем не удовлетворяться найденной на нем информацией, а адресовать наиболее волнующие вас вопросы своему духовному наставнику. Спасибо за понимание!
Основные посты в Православии
В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.
Рождественский пост
В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т.к. длится он 40 дней. Еще одно его название — филиппов, т.к. заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
Великий пост
Самый значимый пост для каждого верующего человека – Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику — Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями. Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы посвящено Торжеству православия.
Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.
Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.
В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».
Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста.
Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.
Шестая суббота Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.
Вербное воскресение или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику – Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается пост святой Четыредесятницы.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.
Петров пост
Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост. Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная — от 8 до 42 дней. Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к. разрешается вкушать рыбу.
Успенский пост
Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 – 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца. Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою. Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.
Можно ли крестить ребенка в пост?
Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.
Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.
Православный Пост
Многодневные посты в 2018 и 2019 годах
Посты | 2018 | 2019 |
Великий пост | с 19 февраля по 7 апреля | с 11 марта по 27 апреля |
Петров пост | с 4 июня по 11 июля | с 24 июня по 11 июля |
Успенский пост | с 14 августа по 27 августа | с 14 августа по 27 августа |
Рождественский пост | с 28 ноября по 6 января | с 28 ноября по 6 января |
НОВЫЕ РЕЦЕПТЫ
День Святого Николая 19 декабря празднуется и почитается практически во всех странах мира. Однако не каждый знает, откуда он берет свое начало, какие традиции сопровождают этот праздник и какие правила поста соблюдаются в этот день.
Немного о Святом Николае, в
Когда начинается эпидемия гриппа, мы делаем все возможное для того, чтобы уберечь себя от данного заболевания. В этом отлично помогают природные компоненты. Триада из лимона, имбиря и меда является отличным средством для борьбы с вирусами и повышения иммунитета.
Смесь состоящая из
Церковный год богат на богородичные праздники. Так и декабрь знаменуется праздником Введением во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря. Этот праздник приходится на Рождественский пост.
Введением во храм Пресвятой Богородицы — великий двунадесятый праздник. В этот день (4 декабря) по
Сейчас стало модно поститься. Я, например, встречаю людей среди своих знакомых, которые ограничивают себя в чем-то во время религиозного поста, который длится весной. Почти все преследуют цель — похудеть или «почиститься». Религиозную составляющую мало кто затрагивает, хотя, конечно, изначально пост
Скачать Календарь Великого Поста 2019(pdf 2,6Mb)
Скачать Календарь Великого Поста 2019(jpg 6,1Mb)
Великий пост в 2019 году проходит с 11 марта по 27
Рождество Христово – один из самых больших христианских праздников в году. В течение 40 дней, которые продлится Рождественский, или Филипповский пост, человек должен очистить и тело, и душу. Ведь пост — это не только воздержание от пищи животного происхождения. Это
Календарь Постов и Трапез
периоды | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
Великий Пост | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба | рыба | ||||||
Петров пост | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский пост | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский пост | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря — 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2 — 6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед | рыба | рыба |
Рецепты Постной Кухни
Вторые блюдаСалаты Грибы Рыбные блюда Пироги Квасы, компоты, напитки Соусы Десерты
Большое влияние на традиции народа, в том числе и питание, оказывает религия. Православная церковь учит христиан постоянно вести умеренный и здоровый образ жизни. Особое место в выработанной церковью системе питания занимает православный пост.
Постами называют дни печали, назначенные православным верующим для покаяния, воздержания и усиленной молитвы о прощении грехов. Они бывают многодневными и однодневными. Многодневных в году четыре: Великий (7-недельный), Петров (от 1 до 6 недель), Успенский (2-недельный) и Рождественский (40-дневный). К однодневным относятся среда и пятница в продолжении всего года. В среду установлен в воспоминание о предательстве Иисуса Христа Иудой, в пятницу — в память о крестных страданиях и смерти Спасителя. Православная Церковь разрешает не поститься по средам и пятницам только в сплошные седмицы. Установлены также однодневные посты накануне Крещения Господня, в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня. В период воздержания употребляются в пищу только продукты растительного происхождения и рыба, а животного полностью исключаются.
Однако воздержание православных верующих — это не только ограничение в пище. «Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Они утверждены христианской церковью с целью возвысить в людях духовно-нравственные стремления над чувственными, физическими. Поэтому во время постов не менее важно и духовное воздержание: преодоление собственных слабостей, тщеславия, высокомерия, надменности, различных искушений. Посты должны быть временем особого покаяния и усиленной молитвы. Во время постов, особенно Великого, христиане обязательно должны стремиться исповедоваться и причаститься.
Довольно широко распространено мнение, что посты, особенно многодневные, обедняют нашу кухню, делают её однообразной. Это далеко не так. В постной кухне очень много простых, доступных и одновременно вкусных и полезных блюд.
Если вы решили последовать православным традициям и соблюдать посты, предлагаем вам стать постоянным посетителем нашего сайта. Здесь вы найдете календарь православных постов, творения святых отцов о постах, а также широкий выбор рецептов постных блюд и напитков.