Видео / всего 67359
По одноименному роману Алексея Иванова.
Биолог Виктор Служкин, к среднему возрасту так и не сделавший никакой карьеры, спасаясь от безденежья, устраивается в захолустную школу обычным учителем географии. Как человек, не имеющий педагогического образования и обладающий отнюдь не педагогической внешностью и привычками, он сразу попадает в немилость к местному завучу. Да и дети, старшеклассники, совершенно не воспринимают его всерьез.
И без того непростую ситуацию осложняет тяжелая обстановка в семье. Отношения с женой почти разрушены. Виктор отчаянно пытается сохранить семью и уделять больше внимания маленькой дочери. Но он всего лишь человек, и когда эмоции берут верх над разумом, Виктор ищет спасение на дне бутылки.
Пытаясь завоевать доверие учеников, географ берет их с собой в поход – сплавляться по реке…
Художественный фильм (Россия, 2013).
Режиссер: Александр Велединский
Авторы сценария: Александр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский
Оператор: Владимир Башта
Композитор: Алексей Зубарев
В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик, Анна Уколова, Агриппина Стеклова, Евгения Крегжде, Анфиса Черных, Илья Ильиных
Награды и премии:
XXIV Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи
- Главный приз кинофестиваля
- Приз За лучшую мужскую роль — Константину Хабенскому
- Приз им. М. Таривердиева За лучшую музыку к фильму — Алексею П. Зубареву
- Приз жюри кинопрокатчиков
- Специальный приз журнала «The Hollywood Reporter» — Анфисе Черных.
Премия «Золотой орел»
- номинация за лучший игровой фильм
- премия за лучшую режиссерскую работу — Александру Велединскому
- премия за лучшую мужскую роль — Константину Хабенскому
- премия за лучшую женскую роль — Елене Лядовой
- номинация за лучшую мужскую роль второго плана — Александру Робаку
- номинация за лучшую музыку — Алексею Зубареву
Премия «Ника»
- премия за лучший фильм
- премия за лучшую мужскую роль — Константин Хабенский
- премия за лучшую женскую роль — Елена Лядова
- премия за лучшую режиссерскую работу — Александр Велединский
- премия за лучшую музыку к фильму — Алексей П. Зубарев
- номинация на премию за лучшую сценарную работу — Александр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский
- номинация на премию за лучшую мужскую роль второго плана — Александр Робак
- номинация на премию «Открытие года» — Анфиса Черных
Фильм начинается с песни Кипелова «Я свободен», в которой пафос заявления лирического героя сводится к тому, что в его душе нет больше места для когда-то любимой женщины, такая вот подмена понятий.
Свобода Служкина проявляется, видимо, в том, что можно не заплатить за билет в электричке, но тут же на станции прикупить пивка, можно ничего не зарабатывать, но постоянно тратить деньги на водку и сигареты, можно огорчать жену своим пьянством и бездельем, но ночью привычно к ней приставать, а, получив ожидаемый отказ, постараться пристроить ее к лучшему другу. Проще оставаться лузером, чем попытаться преодолеть себя.
Взрослые не хотят ничего настоящего, в отличие от детей. Это только кажется, что детям в жизни ничего не надо, кроме мобильников и халявы. Служкин во время игры в карты выговаривает, как он устал от них, как он их ненавидит, что они не личности, в них нет культуры, но весь этот обличительный монолог гораздо более применим к самому Географу и его окружению. Дети лучше взрослых с самого начала, у них еще есть мечты, они хотят изменений, путешествий, хотят внимания и любви. Есть и обида на апатичных отцов: «Это наша Родина сынок» (надпись на доске), «Вы все развалили, а нам налаживать» (Чебыкин), «Вы здесь и живите, а я свалю на фиг» (Овечкин). Им не интересно тупо писать под диктовку «На всех уроках писали, и сейчас писать» (Митрофанова), но они стремятся к личному общению с учителем, ведь на затоне они задают Географу вопросы, где он был сам, мог бы он их куда-нибудь взять, но он даже не оборачивается к ним. Он не стремится как следует готовиться к урокам, а с плохой дисциплиной борется характерным для нашей школы методом выставления двоек, несправедливость которого отмечает Чебыкин.
Почти весь поход Служкин беспробудно пьет, между ним и ребятами почти не происходит значимых диалогов. Ребята отстраняют его от командования («А на фига нам командиры, мы тут все командиры») и обнаруживают удивительную самоорганизацию, сплоченность и ответственность. Оказывается, они умеют сами ставить палатку, разжигать костер, собирать катамаран, они тщательно подготовились и запаслись достаточным количеством продовольствия. Когда пьяный Географ уплывает на катамаране, они не теряются и строят плот из подручного материала. Когда Овечкин рискует собой, обрубая топором ветки березы, за которую зацепился катамаран, Географ его отчитывает за этот подвиг.
В общем, достаточно быстро становится ясно, что ребята, неучи и раздолбаи, свой порог Долган пройдут, ибо полны жизни, чего нельзя сказать о Географе.
В Служкине больше всего раздражает безволие, апатия, отсутствие амбиций, способности к созиданию и самокритики. В жизни ему ничего не надо кроме выпить и закурить, он вполне счастлив и к тому же уверен в своем обаянии (несмотря на то, что перегаром от него за версту должно нести). Пусть жена считает, что он ей поломал жизнь. Толкая Надю в объятья Будкина, он заставит ее испытывать чувство вины, зато сам себе будет казаться великодушным и непонятым. Главное, самому не меняться, тогда можно свое бестолковое существование оправдывать высокопарными фразами.
Маша – единственная женщина в фильме, которая спрашивает Географа о любви. С его точки зрения, любовь — это «синяк, который со временем рассасывается». С Веткой Служкин делится своим пониманием «любви с большой буквы Л»: «Чтобы никому не быть залогом счастья и чтобы ему никто не был залогом счастья». В этом он видит святость, не понимая, что это и есть отрицание любви. Он не хочет принимать участие ни в чьей жизни, и ему некомфортно, когда кто-то пытается изменить его жизнь, потому что ему и так хорошо с самим собой.
Маша, желая видеть в Географе лучшее, пытается на него влиять, и он боится Машу не потому, что она еще девочка, а потому, что полюбив ее, он столкнулся бы с напряженной необходимостью перемен в себе, которых стремится избежать и которых ее любовь обязательно потребовала бы. Девичьей любви свойственно замечать все мелочи, все черточки в любимом, расстраиваться из-за несоответствия образу, но продолжать любить, видеть только хорошее и оправдывать плохое. Маша признается в любви к Географу, но его ответное «Люблю, очень!» звучит глухо и бестрепетно. «Я не смогу без Вас жить» и его звонкое, как удар хлыста, «Сможешь». Так он просто растоптал ее признание. Ему ставят в заслугу то, что позже в сцене в пекарне он смог побороть неудержимое желание, устоял перед искушением тронуть Машу, что, конечно, правильно, но к ее чувствам он был не способен отнестись деликатно.
Когда дети проходят Долган, Служкин отстранен, ведь он свой порог не прошел и не пройдет. Ему несколько раз предоставлялась возможность деяния, будь то сделать свои уроки интересными для учеников, наладить жизнь в семье, стать лидером в походе, принять любовь. Но Служкин каждый раз предпочитает водку попытке сделать хоть что-то.
Для ребят Географ так и не стал столь необходимым для их становления Взрослым, об этом говорит повисшая в пауза в сцене на спортивной площадке. На вопрос школьников, где он сейчас работает, Служкин отвечает: «Не важно».
Татка спрашивает: «Папа, а что важно?». И он отвечает: «Важно сейчас покурить, а нету».
В общем, на взрослых надежды нет, только дети окажутся способны пройти пороги. Но как сделать так, чтобы они повзрослели, не превратившись в Служкиных, Будкиных и Колесниковых? Может быть, пора перестать разбираться в закоулках сознания «лишних людей» и начать находить, наконец, настоящих героев?
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ, автор романа «Географ глобус пропил»:
«Я часто слышу или читаю, что роман биографический. У меня уже есть дежурный ответ на этот вопрос: если бы „Географ“ был биографическим произведением, то я бы сейчас либо в тюрьме сидел, либо бутылки на мусорке собирал. „Географ“ — не биография. Хотя атмосфера и обстоятельства там — да, те самые, в каких я когда-то был…»
]
«Этим фильмом я очень доволен. Однако в его создании я никакого участия не принимал. Конечно, я общался с режиссёром Александром Велединским и продюсером Валерием Тодоровским, был на съёмках, но ничего не навязывал и не советовал. Например, авторы фильма сами решили снимать на той натуре, которую я описывал в романе: на том же затоне, возле которого жил мой герой, и в той школе, где сам я учился все десять лет. Разумеется, я был только за…»
]
АЛЕКСАНДР ВЕЛЕДИНСКИЙ, режиссёр фильма:
«Сценарий я писал полностью с нуля сам. Плюс Валера Тодоровский помог и Рауф Кубаев — советом. А с Алексеем мы познакомились в Перми, когда ездили туда на выбор натуры. Он посмотрел мои картины, я читал его книги — нам было, о чём поговорить. После чего он сказал: «Конечно, я переживаю. Но в общем — это ваше дело. Кино и литература — это разная суть, разные направления. И вперёд — делайте, как хотите. Я вам доверяю, надеюсь, что совсем плохо вы не сделаете». Я сразу ему сказал, что мы переносим действие в наше время, что отказываемся от детской линии… Алексей со всем согласился: «Конечно, это же кино».
]
«Фильм-то не про поход, да и не про школу, да и не про учителя, да и не про пьяницу, да и не про географа, да и не про глобус. А что у вас в кино? О чем ваш фильм? Да ни о чем! На самом деле все просто: фильм про любовь. Давно не было кино про любовь. И про любовь в частном смысле, в гендерном, и про любовь в высшем понимании. Наверное, это слилось и заставило увидеть в кино себя, почувствовать, что это кино про них…»
«Двенадцать съемочных дней мы снимали зимнюю натуру, потом пять месяцев у нас был запланированный простой — мы распускали группу. И возобновили съемки 15 апреля в Москве в павильоне. Шесть дней снимали, потом опять вернулись в Пермь, где снимали школу. И с мая месяца мы снимали на реке поход — еще двенадцать дней. Крайний съемочный день мы снимали опять в Перми — две крайние сцены…»
]
КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ, исполнитель главной роли:
«Это очень интересный персонаж. Человек, который, по-моему, одинок, ищет любви, пытается всеми способами не состариться раньше времени. Наверное, в этом общие точки соприкосновения. Но мне было бы очень приятно, если бы мой герой в некоторых моментах был неприятен зрителю…»
]
«Мы тоже не уважали учителей, когда учились. Ничего нового нет. Есть только новые гаджеты, а отношения отцов и детей, юношеский максимализм, первая любовь — это всё никуда не уходит».
]
«Мне за сорок. Я не могу, естественно, играть 25-летнего географа. Грим уже не работает. И поступки отличаются. Поэтому некоторые сцены из романа мы поменяли, переделали вместе с Ивановым. Перенесли на 10 — 15 лет вперед события. Да и современные дети не ведутся на те провокации, которые были в 90-х годах. У них разные взгляды… В романе, к примеру, учитель заставляет учеников „встать-сесть, встать-сесть“, сейчас этого не сделают дети. Просто пошлют учителя, и все. Или сорокалетний географ не мог приставать к школьнице, как мог это делать 25-летний герой. Другая кровь, все по-другому…»
«С детьми работать сложно. Как и с животными. Потому что им на все наплевать. Конечно, они делают вид, что им интересно, какие задачи им дает режиссер, о чем их просит более взрослый коллега, но они живут своей жизнью. У них какая-то своя прекрасная жизнь, в которую взрослым актерам нужно встраиваться. Другого варианта нет…»
]
АНФИСА ЧЕРНЫХ, исполнительница роли Маши:
«Когда мне сказали, что я буду играть с самим Хабенским, у меня коленки затряслись! Прежде чем приступить к съемкам, мы много общались и с Константином, и с режиссером картины Александром Велединским. Говорили обо всем: о дружбе, об отношении к жизни, обговаривали каждый шаг моей героини, каждое слово. Без их помощи у меня ничего бы не получилось. Я понимаю, что мне повезло, такой шанс, как мне, выпадает не каждому».
]
«По книжке Маша Большакова блондинка со светлыми глазами. То, что меня, такую смуглянку, взяли, — удивительно. Хотя когда мы эту Машу перелопатили, я поняла, что у нас много общего: какие-то сокровенные, хрупкие, тонкие качества. Все боялись меня показывать автору книги Алексею Иванову. Но все закончилось прекрасно, он видел картину, подошел ко мне и сказал: „Именно ты настоящая Маша Большакова, и я рад, что именно ты ее сыграла“. У меня внутри что-то взорвалось».
]
АНДРЕЙ ПРЫТКОВ, исполнитель роли Градусова:
«В школьные годы я был хулиганом. Прогуливал уроки, ругался с учителями. Да и сейчас я волк-одиночка, бунтарь по натуре. Кстати, школа, та, что показана в книге Алексея Иванова, написанной в 90-е годы, и современная, что была показана в фильме, не сильно-то и отличаются. Нутро школы то же самое. Поведение учителей и учеников то же самое. Хабенский отлично сыграл учителя. Кто-то считает, что это самая удачная его роль. Я как-то задал ему вопрос: какая роль у него была самая тяжелая. Он ответил: все».
«Мы уехали на сплав на 17 дней. Жили во время экспедиции в коттедже. На пятый-шестой день мы жили уже этими ролями. Не было Андрея, Наташи, Ильи и других, были Градусов, Митрофанова, Большакова, Овечкин… Мы от одного пункта до второго плыли, потом снова возвращались на машинах, и снова шли по Усьве. И так — раз 6−7. Было тяжело, уставали. Запомнился один очень жестокий съемочный день. Мы на катамаране, а нас обливают из шланга ледяной водой, после этого мы переодевались, шли на обед, потом снова одевали сырые вещи и съемки продолжались (это кадры, как мы бились о порог). А порог 4 категории (съемки проходили в Свердловской области) проходили не мы, а другие люди».
]