Протоиерей Федор Бородин
Сотвори любовь
Как вырастить счастливого ребенка
Посвящаю моей маме, Наталье Андреевне Бородиной
Скоро родится ребенок. Как подготовиться?
Надо начинать с себя – и заранее!
Готовиться к рождению ребенка надо очень и очень заранее – не за девять месяцев и не за год. Отцовство, материнство, вообще родительство – это искусство, навык, глубоко укорененное в человеке умение, которое в традиционных обществах, то есть во все века, предшествующие нашему, передавалось из поколения в поколение примером. И даже если у человека, допустим, умерли родители, погибли и он воспитывался сиротой, все равно основные принципы, основные механизмы родительства и воспитания были везде одинаковы – почти везде, с небольшой поправкой на разные культуры.
Вспомнить хотя бы время моего детства: начни я лузгать в вагоне метро семечки, мне бы сделали замечание десять из двадцати взрослых. И я бы к этому нормально отнесся, потому что они были бы совершенно правы. Сейчас замечание не сделает никто, иначе в ответ можно услышать все что угодно. Нельзя попросить молодого человека уступить место беременной женщине – он может наорать на вас матом или даже броситься в драку. Мы все сейчас оказались в сложной ситуации: у нас нет впитанных с детства навыков.
Навык родительства, и особенно навык отцовства, в нашем обществе разрушался с невиданной силой. Это началось с революции, точнее, с послереволюционной большевистской, коммунистической агитации. Одна из ее основных идей, что отцы – в широком смысле слова: отцы и праотцы – кругом неправы. Все, что было до революции, – это или неправильно, или преступно, или смешно и может подлежать только осуждению, искоренению, осмеянию, сарказму. И человек рос с сознанием, что все, что было до него в мире, который он пока еще не до конца разрушил, – неправильно. И деды и прадеды были глупыми дураками, которые все делали неправильно, поэтому надо все делать по-другому.
Разумеется, это подрывало и личностные отношения с родителями; ребенок мог сказать: «Папа, ты жил при царе, поэтому твой опыт мне совершенно не нужен».
Последствия этого трагичны. Мы оказались страной победившего дилетантизма, где опыт был прерван фактически во всех областях жизни – от семьи до командования армией, экономики, строительства железных дорог и т. д. Дальше – больше: раскулачивание, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война, когда десятки миллионов мужчин были убиты или оторваны от своих семей.
Послевоенное поколение – миллионы людей – выросли в неполных семьях. Девочки и мальчики не видели примера, как строятся взаимоотношения между родителями, не учились этому и не стали участниками, носителями, продолжателями традиции – как, например, мои родители и родители очень многих моих сверстников и соучеников. Поэтому нас сейчас накрыла волна разводов, как цунами, набирающая все большую и большую высоту при приближении к берегу. Мы – поколение, выросшее у разведенных родителей. А в поколении наших детей редкость ребенок, воспитанный в полной семье – в семье, которая счастливо сложилась от начала, где папа и мама живут в первом браке, любят друг друга и хранят друг другу верность. Очень мало пар, которые вот так в полноте проживают свой семейный век…
И когда молодые люди, юноша и девушка – хорошие, образованные, начитанные, тактичные, даже, может быть, верующие, старающиеся жить по заповедям Божиим, по Евангелию, – создают семью, очень редко у кого получается. И только с огромным трудом, с кровью и потом, потому что все, что должно быть передано, приходится собирать по крупицам самому. Представьте себе, вот исчезло с лица земли три четверти плотников и вам нужно брать в руки топор и самому учиться рубить дерево, делать из него доски и собирать из них комод. Вы рано или поздно его сколотите, но на хороший комод, который за два года вас научил бы делать хороший мастер, педагог, вы потратите пятнадцать лет, наломав кучу дров. И вот мы ломаем такую же кучу дров, создавая семью.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся и которую мы, верующие люди, решаем с помощью Божией, – это установление правильных отношений внутри семьи. Потому что воспитание детей происходит уже после того, как сложились отношения между папой и мамой как мужем и женой. Воспитание будущего ребенка надо начинать с себя, со строительства правильных семейных отношений.
В таинстве Венчания священник берет соединенные руки жениха и невесты и трижды, с крестом в руках, обводит брачующихся вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Этот обряд символизирует, что вечное единство мужа и жены будет строиться на написанном в этой книге – на заповедях Божиих, на повелениях Христовых.
Но оказывается, что, зная заповеди и, может быть, даже зная Евангелие близко к тексту, нужно очень много времени, чтобы воплотить их в жизнь. А времени обычно нет. Молодые люди женятся, и Господь дает им дитя. И вот молодая мама и молодой папа, которые почти ничего не умеют, поставлены перед совершившимся фактом…
Зачем мы женимся?
У настоящей христианской семьи есть несколько основных правил, и первое из них – это не просто семья, она стремится стать малой церковью или храмом. Ведь вот и в храме есть окна, батареи, вода, канализация, двери – все как в обычном доме; но как храм отличается от дома, так христианская семья отличается от обычной семьи присутствием Божиим, жаждой этого присутствия и поиском Божией помощи.
И конечно, невозможно построить православную семью без совместной молитвы, без совместного участия в таинствах. Очень многие семьи пренебрегают совместной молитвой, и это очень грустно, это беда нашего времени. Христос сказал: Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 21). Наше единство в Боге реализуется прежде всего в совместной молитве. Понятно, утром это почти невозможно, все встают в разное время; но вечером собираться на общую молитву надо обязательно. И душа начинает чувствовать, как она соединяется с любимой душой помимо человеческих связей еще какими-то удивительными таинственными связями в Боге: действительно начинает строиться храм.
Муж, как священник домашней церкви, читает молитвы вслух. С этого начинаются проблемы – и их решение. Потому что он может читать так, что молодая жена вообще не сумеет молиться: она привыкла читать правило в другом ритме, ей очень тяжело. И вот начинается строительство из семьи храма, основной принцип Церкви начинает работать над душой каждого человека. Что это за принцип? Служение Христа нашему спасению: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою (Мф. 20: 28).
Христос любит нас, любит жертвенно, до восхождения на крест. Современный же человек любит жену или любит мужа, любит ребенка не жертвенно, а любит-владеет, пользуется. Создает семью, как солнце притягивает к себе и строит систему своих планет: жена должна быть вот такой, должна занять в жизни определенное место, вставиться как штекер в определенное гнездо и делать то-то и то-то. Как недавно муж одной нашей прихожанки объявил ей, что он, как любой мужчина, хочет, чтобы его любили безвозмездно и на его условиях.
Христианское отношение к личности другого человека предполагает совершенно иное.
Во-первых, в основу кладется служение как основной принцип строительства семьи. Служение – такое затертое слово, но это то, что делал Христос, Он служил и продолжает нам служить. Он пришел на землю не для счастья, а на распятие. Современный же человек создает семью, чтобы стать счастливым. В этом, наверное, нет ничего преступного, но этот принцип счастья-то как раз и не приносит, а приносит беду.
Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка
Дорогие друзья по чтению. Книга «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» Бородин Федор произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы «видишь» происходящее своими глазами. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом — во всю даль и ширь души. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Помимо увлекательного, захватывающего и интересного повествования, в сюжете также сохраняется логичность и последовательность событий. «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» Бородин Федор читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.
Сотвори любовь
М.: Никея, 2018. — 336 с.
Протоиерей Федор Бородин — настоятель московского храма свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец восьмерых детей. Много лет отец Федор преподает в воскресной и общеобразовательной школе, проводит летний приходский лагерь и участвует в байдарочных походах вместе с семьями прихожан.
Книга, в которой собран многолетний опыт священника и отца, получилась назидательной и утешительной одновременно. Часто родители видят воспитание как список «нельзя» и «можно» и обращаются к батюшке за четкими предписаниями о том, сколько их ребенку надо молиться, поститься и как посещать службу. В книге отца Федора есть и такие рекомендации. Если посмотреть содержание, то все там расписано по пунктам: как приготовиться к рождению ребенка, а как к крещению; когда детям начинать исповедоваться и как воспитывать христианские навыки.
Но самый главный посыл книги — как создать и сохранить с ребенком близость в отношениях — не прописан в пунктах оглавления. Можно сказать, что вся книга получилась в духе популярной сегодня теории привязанности.
Подход отца Федора к воспитанию хорошо отражен в подзаголовке: здесь не о том, как вырастить правильного ребенка, но о том, как вырастить счастливого. О чем бы ни говорил священник, все сводится к тому, что ребенка надо любить, уделять ему время с самого рождения, стараться понять его потребности в разные периоды жизни, уважать его личность и учить больше своим примером, чем словами.
Протоиерей Фёдор Бородин рассказал, как воспитать ребенка в духе Евангельских притч
27 января в Красной аудитории Просветительского центра Сретенского монастыря состоялась встреча с протоиереем Фёдором Бородиным. Встреча прошла в рамках «Школы радости» для волонтеров по работе с детьми. Говорили о воспитании детей в христианской семье через Евангельские притчи.
В начале беседы протоиерей Фёдор спросил у присутствующих, что, по их мнению, означает слово «притча», и что ее отличает от рассказа или повести. Из ответов из зала и собственных комментариев отца Фёдора участники встречи пришли к выводу, что Евангельскую притчу, в первую очередь, отличает наличие тайн. Они застревают в уме и заставляют думать над вопросами: «Каков Бог? Каков человек? Каковы их отношения?». По словам отца Фёдора:
«Знания в виде притчи западают в сознание, и, обретая смысл, человек наполняет ими свою жизнь».
Далее отец Фёдор рассказал о цели и задачах Евангелия:
«У всего Евангелия задача — не дать нам успокоиться. Закон, который был до Евангелия, можно выполнить и успокоиться, а Евангелие выполнить нельзя. У Бога задача нас разбудить — чтобы мы не спали, беспокоились и думали о том, что угодно Ему. Поэтому и притчи Христовы услышишь, ходишь с этим, размышляешь, и они тебя будоражат».
Отец Фёдор рассказал о роли священника в воспитании. Священник, по его мысли, должен создать воскресную школу и сам заниматься с детьми. Преподавание следует вести на понятном для детей языке, с ними необходимо шутить, разговаривать и играть, для того чтобы выстроить доверие. Детей надо задействовать в жизни общины:
«Ребенок, если мы говорим, что в дальнейшем он станет православным христианином, для храма должен что-то делать — творить какое-то безвозмездное дело. Любой взрослый человек должен иметь пред собой объект служения — это признак взрослой веры. Поэтому детей надо всегда во что-то включать».
Продолжая говорить о воспитании ребенка, протоиерей Фёдор отметил важность воспитания в семье. Главной проблемой он назвал переходный возраст, в котором внутренний бунт — распространенное явление. Чаще детям кажется, что им мешают родители, итогом всего становится разрыв в отношениях:
«Вот как мы смотрим на икону, понимаем, что это краски и доска, может быть, золото, но обращаемся не к доске, а к святому, который на ней изображен, точно так же и земной родитель является образом Родителя Небесного, Сам Господь привязал одно к другому. И тот, кто разрушает отношения с земным родителем, неизбежно разрушает отношения с Отцом Небесным».
В заключение протоиерей Фёдор предложил для чтения свои книги «Возрастай с Евангелием» и «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
После окончания лекционной части он ответил на вопросы слушателей из зала и подписал книги.
СПРАВКА:
Подробную информацию о протоиерее Фёдоре Бородине можно найти на сайте его прихода.