Иоанновский женский монастырь в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского п.Алексеевка
Настоятельница: игумения Еликонида (Лысенко).
Богослужения проводятся в воскресные и праздничные дни.
Начало Литургии в 9.00. Вечернее богослужение в 16.00
Расписание служб можно посмотреть в разделе «Расписание богослужений»
Адрес: 412761, Саратовская область, Хвалынский район, с.Алексеевка, ул. Чапаева, 2в.
Сайт монастыря: http://ioann-monastir.ru/
Историческая справка:
Русское село Алексеевка было основано в XVII веке на правом берегу Волги. Село было владельческим, земли и крестьяне до XIX века принадлежали помещикам Голицыным и Карачинским, после чего перешли к графине И. И. Воронцовой-Дашковой. Первая деревянная православная церковь с колокольней и престолом во имя преподобного Сергия Радонежского была построена в Алексеевке тщанием прихожан в 1788 году.
Церковь Сергия Радонежского. Фото ХIХ века
С 1848 года землевладельцем в Алексеевке являлся граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков, при котором была построена усадьба и заложен парк. В 1870 году Церковь была перестроена, в штате её причта состояли священник, дьякон и псаломщик. В 1894 году в храме проводился новый ремонт. В том же году, 3 июля, Алексеевку посетил пастырь-протоиерей Иоанн Сергиев, ныне канонизированный в лике святых праведных как Иоанн Кронштадтский, отслуживший в Сергиевской церкви утреню и литургию.
В 1914 году на средства купца из Николаевска (Пугачёва) С. И. Горкина был заменён церковный колокол. В 1930 году Сергиевская церковь была закрыта. Лишившееся колоколов здание планировалось реорганизовать под клуб мастерам-судоремонтникам. Попечитель церкви, священник и двое прихожан были арестованы по обвинению в антисоветской агитации. Семью годами позже по той же статье были репрессированы ещё одна прихожанка храма и псаломщик К. Н. Просвирин, расстрелянный в 1938 году в Вольске. 16 марта 1931 года здание было передано под детский сад, впоследствии разрушено.
Фундамент новой церкви был заложен в 2002 году по инициативе местных жителей Р. И. Самышкина и А. И. Андреева. Средства собирались прихожанами и при поддержке депутата Госдумы В. В. Володина. Активное строительство велось с 2006 года.
С февраля 2008 года храмовый комплекс получил статус подворья Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова. 27 декабря этого же года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, святых праотец, Преосвященнейший Епископ Лонгин совершил чин Великого освящения храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и отслужил в нём Божественную литургию.
Назад к списку
Как старец Кирилл отправил меня в монастырь и что из этого вышло
Игуменья Иоанновского женского монастыря в селе Алексеевка (Саратовская обл.) Еликонида (Лысенко) рассказывает о «неслучайных» случайностях, через которые всесильный Промысл Божий являет себя в человеческих судьбах.
Игумения Еликонида (Лысенко)
Призывающая благодать
Мое поколение приходило к Богу в конце 1980-х – начале 1990-х. В 1988-м году, а это был юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, государство наконец повернулось к гонимой им многие десятилетия Церкви лицом и стало возвращать отобранные во времена безбожия монастыри.
Тогда началось возрождение Оптиной пустыни – старинного монастыря преподобных Оптинских старцев, утешителей и духовных светочей России. Призывающая благодать этой восстающей из забвения и поругания обители была так сильна, что люди, заехавшие сюда даже мимоходом, иногда ради простого любопытства, уже не могли жить по-прежнему – без Бога.
Первая Оптинская братия
«Случайная» поездка в Оптину пустынь
Я оказалась в Оптиной вроде бы случайно, но на самом деле промыслительно: Господь как раз и говорит с нами с помощью таких случайностей и жизненных обстоятельств.
Моя подруга поехала в Козельск, на механический завод, в командировку. Пригласила меня к ней присоединиться, объяснила, что мы сможем побывать в Оптиной пустыни. И мы, молодые девушки, поехали в незнакомый городок. Оптина лежала в руинах, шел 1989 год.
Возрождение Оптиной
Тогдашний благочинный, отец Мелхиседек (Артюхин) (сейчас архимандрит), благословил нас потрапезничать после службы, дал послушание, показал, где устроиться на ночлег. И мы перетаскивали кирпичи и ночевали в гостинице рядом с монастырем. Тогда это была еще не гостиница – просто полуразрушенное здание. Спали кто на чем: какие-то старые тюфяки, груды одежды. Мне повезло больше других: досталась раскладушка. Но когда я, сильно уставшая, примостилась на ней, оказалось, что она сломана и при малейшем движении грозит перевернуться.
Прямо посреди нашей келлии стояло большое оцинкованное корыто – в него всю ночь капала вода с потолка. Громыхало корыто очень сильно, и под это громыханье мы сладко спали, утомленные дорогой и кирпичами.
Таких чувств, как в Оптиной, я раньше не испытывала: будто душа наконец нашла то, что давно искала
Что могло нам тогда понравиться в Оптиной? Неустроенность, разруха, заросли крапивы? Сейчас я понимаю, что мы ощутили благодать и намоленность монашеской обители, а тогда это было мне совершенно непонятно. Знали мы только одно: каким-то чудесным образом перед нами открылся новый, необычный и очень притягательный мир. Когда ехали назад, подруга задумчиво сказала:
– Как же это затягивает!
Посторонний человек не понял бы, что она имеет в виду, но я ее хорошо поняла. Таких чувств, как в Оптиной, я никогда раньше не испытывала: будто душа наконец нашла то, что давно искала.
Моей подругой была нынешняя игуменья Свято-Алексиевского монастыря в Саратове, матушка Феодосия (Бессонова).
Первый опыт молитвы
Тут нужно заметить, что я, как и многие мои сверстники, росла в неверующей семье: атеизм насаждался в школах, колледжах и вузах.
Папа у меня – военный, родилась я на Дальнем Востоке, вместе с родителями исколесила полстраны. Бабушки и дедушки жили далеко, и о вере я никогда не слышала. Первый раз в жизни обратилась с молитвой к Богу совершенно неожиданно для себя. Нужно было сдавать экзамены, огромное количество билетов, и я внезапно помолилась:
– Господи, если Ты есть, помоги мне сдать экзамены!
И появилось чувство, что меня слышат, на мою молитву отвечают. Сдала все на «отлично».
Потом папу по службе перевели в Калугу.
Оптина в руинах
«Смотрите, как бы поздно не было!»
Мы с подругой начали ездить в Оптину, трудиться на послушаниях, с необыкновенной радостью убирать в храмах, молиться на службах. Доводилось также нести послушание гостиничной, и там я познакомилась со многими паломниками. Мне приоткрывались их судьбы и то, как действует Промысл Божий в их жизни.
Возрождение Оптиной пустыни, центра духовной жизни России, привело сюда множество молодежи, желающей ревностно послужить Господу. Братья оставались трудиться здесь и дальше, а паломниц, желающих спасаться в монашеском чине, чаще всего благословляли в женские монастыри, которые тоже возрождались после многих лет разрухи.
Монастырская звонница в годы восстановления обители
Так в 1992-м году в Малоярославце, в Свято-Никольском Черноостровском монастыре, оказалась его будущая игуменья, матушка Николая (Ильина). В усердной молитве она молила преподобного Амвросия Оптинского послать ей сестер, хотя бы человек пять, и преподобный ответил на её молитву: из Оптиной почти одновременно приехали в Малоярославец 30 молодых девушек.
Мы с подругой тоже ездили в этот монастырь. Здесь я исповедалась первый раз в жизни. Далось мне это непросто: я еще не понимала, что каемся мы перед Господом, а священник – свидетель нашего покаяния. И я все оттягивала свою первую Исповедь. Помню, как один из отцов сказал мне:
– Вам нужно исповедаться!
А я ответила:
– Как-нибудь попозже…
И он строго заметил:
– Смотрите, как бы поздно не было!
Тогда я почувствовала, что мои страхи перед Исповедью ложные.
Моя первая Исповедь
Как-то я в очередной раз приехала в Малоярославец, где моя подруга трудилась на послушании во время своего отпуска. Она мне посоветовала:
– Запиши свои грехи и сходи на Исповедь.
И меня опять охватил страх. Тем, кто много лет живет церковной жизнью, может быть, этот страх будет непонятным, но у новоначальных случаются разные, в том числе и такие, искушения. Я стояла в ожидании Исповеди и смотрела, как сестры читают правило. Никто из них не обращал на меня особого внимания, но я почему-то чувствовала их поддержку.
Спустя много лет я встретила тех сестер, некоторые из них уже стали игуменьями монастырей. И они мне признались:
– Мы знали, что ты идешь на первую Исповедь в твоей жизни, и усердно молились за тебя!
Я исповедалась и, когда отошла от священника, со мной случилось удивительное: нахлынули воспоминания, и я стала, словно в калейдоскопе, вспоминать все свои старые грехи, про которые давно забыла и которые иногда даже и грехом не считала. Позднее я поняла, что так действует таинство Исповеди и происходит очищение души.
Свято-Никольский Черноостровский монастырь
Необычный крест
Как-то у меня сложилась тяжелая жизненная ситуация, и мне тогда казалось, что нет никакого выхода из этой ситуации. Я горячо молилась одна в своей комнате, и вдруг мне показалось, что пламя свечи раздвинулось, и видимым образом появился силуэт старца с крестом на груди. Крест был необычный, и я его хорошо запомнила. На душе стало тепло, пришло утешение, и вскоре моя ситуация удивительным образом разрешилась.
Старца этого я узнала позднее на иконе, и в Дивеево, среди вещей преподобного Серафима Саровского, разглядела тот самый необычный крест. Этот тяжелый медный крест, подаренный ему вместе с иконой его матерью, дивный старец носил на груди всю жизнь.
Медный крест преподобного Серафима Саровского
«Случайная» встреча
Говорят, что будущего монаха или монахиню «выпихивает» из мира. Так произошло и со мной. После того как я почувствовала благодать Оптиной, поняла, что больше не хочу и не могу жить в миру. Но я не знала, есть ли на это воля Божия, и мне очень хотелось побеседовать со старцем.
После того как я почувствовала благодать Оптиной, поняла, что больше не хочу и не могу жить в миру
Как-то я приехала в Малоярославец, а сестры как раз, по счастливой «случайности», собирались в Троице-Сергиеву лавру к духовнику – старцу схиархимандриту Михаилу (Балаеву) (1924–2009). Матушка Николая благословила, и они взяли меня с собой. В обители я приложилась к мощам преподобного Сергия Радонежского, усердно помолилась и попросила его помочь мне найти мой путь в жизни.
Потом мы хотели пойти к отцу Михаилу, но он был болен и не смог нас принять. Я, конечно, расстроилась, что не получу ответа на свой вопрос, но делать было нечего. Мы зашли в книжную лавку, я задержалась, и как-то так получилось, что сестры сели в автобус и уехали без меня. Этого никак не могло случиться, но вот что-то там перепутали, и это случилось.
Я растерялась, но тут мне «случайно» встретилась одна моя знакомая, которая была духовным чадом старца-архимандрита Кирилла (Павлова) (1919–2017). Она как раз шла к нему и взяла меня с собой. Старец только глянул на меня и тут же сказал, что мой путь – монашеский, а затем благословил меня в монастырь.
Старец-архимандрит Кирилл (Павлов)
«Бог да душа – вот монах»
Так я оказалась в монастыре, приняла иноческий, потом монашеский постриг с именем Еликонида – в честь мученицы Еликониды Солунской (Фессалоникийской).
Возможно, моя история будет интересна читателям, как портрет человека из первого монашеского призыва после многих десятилетий гонений на Православную Церковь. Сейчас нам, тем юношам и девушкам, которые приехали в конце 1980-х в разрушенную Оптину пустынь, уже за 50. Именно люди этого призыва являются ядром нынешних монастырей, кто-то стал игуменами и игуменьями обителей.
О моей собственной монашеской жизни – о внешней – можно сказать в двух словах, а о внутренней жизни любого монашествующего в двух словах не скажешь, это духовная тайна, ведь, по словам святителя Феофана Затворника, «Бог да душа – вот монах».
Несколько лет я подвизалась в Свято-Алексиевском женском монастыре в Саратове у игуменьи Феодосии (Бессоновой). В 2008-м году в селе Алексеевка было открыто подворье этого монастыря, и меня отправили туда на послушание.
Иоанновский женский монастырь
Иоанновский женский монастырь
В 2013-м году подворье было преобразовано в Иоанновский женский монастырь, а меня возвели в сан игуменьи. Монастырь освящен в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908), который посетил наше село Алексеевка в 1894-м году во время своего плавания по Волге. К неописуемой радости всех жителей Алексеевки, святой служил тогда в старинном деревянном храме с престолом Преподобного Сергия Радонежского, построенном в селе тщанием прихожан в 1788-м году.
Иоанновский женский монастырь
Святой праведный Иоанн Кронштадтский при жизни никогда не оставлял прибегающих к нему за помощью, и ныне он изливает море чудес и милостей тем, кто просит его молитвенного заступничества в укреплении семьи, в избавлении от скорбей, исцелении от душевных и телесных болезней.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Находясь в обители, освященной самим присутствием великого святого, многочисленные паломники имеют возможность помолиться, приложиться к святыням, потрудиться во славу Божию. На монастырской территории находится пруд с купальней, где проводится Крещение взрослых. Приезжайте к нам в гости!
Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь
Епархиальный женский монастырь
При епископе Павле (Вильчинском; †1908), находившемся на кафедре с 5 апреля 1882 года по 16 декабря 1889 года, был сооружен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Богослужения совершались иноками ежедневно. Скит располагался на 22-х гектарах земли, стоял на возвышенном месте в куще зеленых деревьев и садов. Из родника, на склоне горы, по керамическим трубам поступала вода, которая использовалась для нужд скита и местными жителями. В скиту был пруд и фонтан. На территории скита была расположена археологическая ценность — «Вишневое городище» (стоянка древнего человека). Со временем место, занимаемое скитом, вошло в черту города и оказалось в районе остановки «1-я Дачная». Улица, ведущая к скиту, получила название Алексеевской.
23 января 1918 года декретом СНК РСФСР Алексиевский скит был отчужден у Русской Православной Церкви и с того времени сменил много хозяев. В 1929 году здесь разместили детский туберкулезный санаторий. Храм потерял свой первозданный вид. Было снесено пять куполов и звонница. Сад был заброшен и большей частью вырублен. Не стало фонтана и водовода, остался лишь один родник.
В 40-е годы скитская земля стала застраиваться частными домами. В 1969 году в ските расположили гинекологическую больницу № 2 Кировского района. В 1982 году весь земельный участок, занимаемый больницей, был отведен отделу здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году на территории скита находилась глазная клиника. В 1986 году часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Здесь же планировалось в 13-й пятилетке построить инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».
09 апреля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен направил в горсовет письмо с просьбой возвратить Русской Православной Церкви Алексиевский скит для возрождения и создания на его территории дома престарелых.
26 ноября 1990 года архиепископ Пимен обратился письмом к настоятелям храмов епархии о содействии в организации на территории Алексиевского скита женского монастыря. В этом же году комитетом по жилищной политике было принято решение содействовать передаче Алексиевского скита Русской Православной Церкви. 28 декабря 1990 года состоялось заседание президиума Саратовского горсовета, на котором было принято решение отложить рассмотрение вопроса о возвращении Алексиевского скита Русской Православной Церкви. В течение 1990-1992 годов вопрос возвращения здания архиерейской дачи и всего скита в целом рассматривался различными инстанциями. Собирались документы. На имя председателя горсовета поступали от жителей письма в поддержку возрождения обители.
В 1991 году зарегистрированное православное общество Алексиевского храма добилось решения о закреплении за скитом 5,6 га земли. 14 января 1991 года архиепископом Пименом был принят и зарегистрирован Устав Алексиевского храма и назначен настоятель — протоиерей Владимир Захарич, в иночестве архимандрит Василий. 22 января 1991 года на заседании горисполкома большинство делегатов проголосовали за возвращение Алексиевского скита Русской Православной Церкви. Решение было принято, но исполнение его осложнялось тем, что надо было предоставить предприятиям, занимавшим монастырские здания, новые помещения.
В 1992 году на Святую Пасху в церкви скита состоялось первое богослужение, жизнь вернулась в Алексиевский скит. При участии местных жителей был убран мусор, облагорожен сад, установлен колокол, начались работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. С октября 1996 года в Свято-Алексиевском женском ските ежедневно совершаются богослужения.
21 июня 1993 года Свято-Алексиевский скит посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
25 декабря 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Алексиевский скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь, первой настоятельницей была утверждена монахиня Анна (Аникеева).
08 декабря 2003 года монахиня Феодосия (Бессонова) назначена исполняющей обязанности настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря, а 05 апреля 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви утверждена в должности настоятельницы монастыря.