Содержание
- Кто такие самаряне в Библии?
- Самаритяне
- Общепринятое мнение
- Кто такие самаритяне на самом деле
- Современные самаритяне
- Самаряне
- Культура и религия
- См. также
- Настоящие самаритяне, кто они? (часть 1)
- Добрый самаритянин — это притча, которая имеет особое значение?
- Добрый самаритянин — притча о милосердии
- Прекратите обзываться: как правильно называть жителей Самары
Кто такие самаряне в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о тех, кого называют самарянами в Библии.
Материал по теме
Неделя пятая. О самарянке, 11 – 17 мая. Простодушная
В своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.
Самаряне – народ, который возник на территории Северного, или Израильского царства, в результате смешения евреев и переселенцев. Когда евреев угнали в Вавилонский плен, их города (вместе со столицей Самарией) заняли переселенцы.
Ассирийский царь приказал вернуть в Самарию одного из взятых в плен израильских священников, чтобы он научил переселенцев – язычников бояться и почитать Бога (4Цар 17:27 и далее). От языческих богов отказываться было необязательно. После возвращения из плена евреи заключали браки с переселенцами, их потомков стали называть самарянами.
Поскольку они не отрицали языческих богов, иудеи, вернувшиеся из Вавилонского плена, отказали им в участии в восстановлении храма в Иерусалиме.
Самаряне построили себе храм на горе Гаризим. Это противоречило иудейским представлениям о том, что храм может быть только в Иерусалиме. Между иудеями и самарянами возник настолько острый религиозный конфликт, что они даже не разговаривали между собой.
В Новом завете самаряне упоминаются несколько раз, в частности, в эпизоде о разговоре Иисуса Христа с самарянской женщиной у колодца Иакова на пути в Иерусалим (Ин 4). Воспоминание об этом разговоре и о самой женщине совершается в четвертое воскресенье после Пасхи.
В ходе разговора выясняется, в частности, что «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9).
Для Христа не существовало подобного разделения между людьми, главным было внутреннее состояние и расположение сердца.
Именно в ответ на этот искренний интерес самарянской женщины к вопросам веры Христос открылся ей как Мессия (а ведь тогда он не говорил об это даже с апостолами!).
В одной из притч Иисуса Христа (Лк 10:33-35) именно милосердный самарянин приводится как пример исполнения заповеди о любви (Лев 19:18).
Первые христиане неевреи появились именно среди самарян (Деян 8:5-25; 9:31).
Самаритяне на горе Гризим. Источник фото wikipedia.org
Самаритяне
Самаритяне (они же шомроним, они же кутим) — потомки тех народов, которых ассирийский царь привёл в Шомрон — Самарию, район в центре Земли Израиля, между Галилеей и Иудеей — на место изгнанных (и впоследствии пропавших) десяти колен Израильских. Сегодня самаритяне — это небольшая группа, общей численностью меньше 1000 человек.
Под именем кутим впервые упоминаются еще в книге Царей — Млахим (также можно почитать в нашей онлайн-библиотеке, см. Млахим II, 17 глава). Там рассказывается, как народ под названием кутим был переселен ассирийским царем-завоевателем Санхеривом в Шомрон. Некоторые исследователи связывают название «кутим» с именем городка Кута в Вавилонии, откуда, видимо, происходили переселенцы.
На сегодняшний день часть самаритян проживает в израильском городе Холон, а часть — в Шхеме.
Среди самих самаритян распространена легенда о том, что они являются потомками колен Эфраима и Менаше. Однако, эти колена, жившие на территории Самарии, были изгнаны в числе других десяти колен и затеряны в Пакистане, или в Афганистане, или в других местах.
Поначалу кутим приняли еврейство (гиюр), но постепенно отошли от соблюдения заповедей, и остались отдельным народом. Впоследствии и получили название самаритяне — шомроним, по месту жительства.
В Талмуде разбирается вопрос, считается ли принятый самаритянами гиюр кашерным или нет. Дело в том, что на переселенцев стали нападали львы, обитавшие в те времена в Шомроне. Испугавшись, кутим решили, что «бог этой земли» сможет помочь им. Поэтому они и прошли гиюр. Но в последующую эпоху нашли у них идолов, то тогда объявили их по закону неевреями. И их гиюр не кашерен по всем мнениям.
После возвращения изгнанников из Вавилона разгорелся конфликт между самаритянами и евреями. Самаритяне построили свой собственный храм на горе Гризим — альтернативную версию Иерусалимского Храма. До сих пор на этом месте, которое община самаритян считает священным, ими приносятся жертвы — так, как они поняли их описание в Торе.
Самаритяне чтят т.н. Самаритянское Пятикнижие — перевод еврейской Торы на самаритянский язык с некоторыми отличиями (порой, существенными). При этом они не признают большинство книг ТаНаХа и отрицают Устную Тору.
Из библейских историй многим людям знакомо выражение «добрый самаритянин», вошедшее в нашу жизнь из притчи, рассказанной Иисусом своим ученикам. В ней он поведал об ограбленном путнике и человеке, спасшем его. Тот неизвестный спаситель был самаритянином. С тех пор для христианского мира эти люди стали олицетворением доброты и бескорыстия.
Общепринятое мнение
В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.
Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.
В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.
Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.
Кто такие самаритяне на самом деле
Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.
На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.
Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Палестине после 722 до н. э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в так называемый вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.
Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.
Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.
Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.
Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.
История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.
Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.
Современные самаритяне
После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.
Самаряне
- Самария (древняя) * Самария (современная) Библейский словарь
- Самаряне Библейская энциклопедия Брокгауза
- Самаряне Библейский словарь Нюстрема
- Самаряне, раскол Самарянский архим. Никифор (Бажанов)
- О ста ересях вкратце, ересь 9, Самаритянство преп. Иоанн Дамаскин
- О благодарном самарянине свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
- Самаряне, или евангельское учение об отношении к неправоверным прот. Олег Стеняев
Самаря́не — название народа, сформировавшегося в результате этнического смешения языческих племен с евреями, населявшего территорию, границы которой соответствовали территории «Северного царства», образовавшегося после смерти царя Соломона в результате распада единого Израильского государства на два самостоятельных царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное).
Первым правителем Северного царства был Иеровоам (3Цар. 12:20). Для того, чтобы его подданные не посещали Иерусалимский храм, он установил в двух городах, Дане и Вефиле, по золотому тельцу, устроил капище, незаконно поставил священников, ввёл богопротивные ритуалы и приобщил своих подданных к язычеству (3Цар. 12:27-31). Так административное разделение единокровного еврейского народа усугубилось религиозным расколом.
При царе Амврии на горе Семерон, купленной у Семира, был построен город, который, по имени владельца горы, получил название Самария (3Цар. 16:24).
Этот город имел статус столичного и представлял собой хорошо укрепленную, мощную крепость. При Ассирийском царе Салманассаре Самария была осаждена, и затем, не выдержав трехлетней осады, пала. Город был разграблен и разрушен, а сыны Израиля пленены и высланы из своей страны. Местные земли заполнились переселенцами, инородцами. Все живущие на той территории стали именоваться Самарянами. Впоследствии к ним был отправлен один из плененных еврейских священников, чтобы научить «закону Бога той земли» (4Цар. 17:24-29). Так грубые языческие верования колонистов столкнулись с верой в «Бога евреев».
Относясь к Единому и Истинному Богу как к одному из многих богов, и даже как к главному местному божеству, Самаряне продолжали поклоняться кумирам, оставаясь, по сути, язычниками.
Когда много десятилетий спустя Самаряне, желая участвовать в восстановлении разрушенного Иерусалимского Храма совместно с возвратившимися из Вавилонского плена представителями бывшего Иудейского царства, обратились к Зоровавелю, то заявили, что они являются почитателями Бога Израилева, и получили отказ (1Езд. 4:1-3). После этого между Иудеями и Самарянами усилилась вражда.
Самаряне признавали Пятикнижие Моисея за Священное Писание и ожидали Пришествия Мессии (Ин. 4:25). Тем не менее, их учение далеко отстояло от официального иудаизма. Один из центральных вопросов разногласия касался того, где должно поклоняться Богу (Ин. 4:20). Недоверие по отношению к Самарянам со стороны Иудеев было настолько огромным, что и само слово «Самарянин» нередко произносилось как бранное. Собственно, этим и объясняется вопрос Самарянки Христу: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9).
Посылая апостолов на проповедь, Господь заповедовал им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10:5). Но это не значит, что Его личное отношение к Самарянам отличалось чрезмерным негативизмом. Напротив, объясняя законнику, кто является ближним, Спаситель поставил в пример не священника, не левита, а милосердного Самарянина (Лк. 10:31-37). Нечто похожее произошло в случае исцеления десяти прокаженных, из которых только один очно выразил чувство благодарности Сыну Божию, услышав в ответ: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». И это был Самарянин (Лк. 17:18).
В отличие от упорствовавших в заблуждении Иудеев, многие Самаряне с радостью восприняли Евангельскую проповедь и последовали за Христом (Деян. 8:12).
Самаряне в НЗ — это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассир. империи (4Цар 17:24; Езд 4:9,10), к-рые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассир. царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа (4Цар 17:27 и след.), при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа Иосии (см. Иосия), затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом (Езд 4:2 и след.), вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (см. Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу. Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу — в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин 4:20; ср. Лк 9:25 и след.), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк 17:15,16; Ин 4), чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-не евреи (Деян 8:5-25; 9:31). Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк 10:33-35) смог исполнить заповедь любви (Лев 19:18), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев 21:1) и предписаниями об их исполнении. Сегодня в Наблусе, близ древнего Сихема, проживают несколько сотен С., зарабатывающих на жизнь мелкой торговлей и ремеслами. Они ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и другие предписанные в Лев 23 праздники. Самарянское см. Пятикнижие Моисея имеет совсем немного существ. расхождений с Масоретским текстом; так, напр., во Втор 27:4 название «Гевал» заменено на «Гаризим». В остальных же прим. 6 тыс. случаях отклонения от текста незначит., многие из них согласуются с Септуагинтой. Т.о., оба варианта восходят к одинаковым или родств. первоисточникам. С. утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия «от 13 года господства сынов Израилевых над землей Ханаана» (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия Моисея, видимо, был окончат. установлен прим. в 400 г. до Р.Х., до окончат. разрыва между евреями и С. В этой связи исследователи указывают на текст Неем 13:28: упомянутый здесь зять Санаваллата, будучи изгн. из Иерусалима, мог взять с собой одну из рукописей Пятикнижия.
Самаритяне
Язык | иврит, арабский |
Религия | иудаизм |
Численность | 745 человек |
Страны проживания | Израиль, Палестина |
Близкие народы | Евреи |
СамаритянеЗнакомьтесь: самаритянеSamaritan sukkotThe Samaritans jewish sect oral traditions proves islamNew Samaritans — 52 minute documentary — trailerThe Samaritan’s Secret الفيلم الوثائقي: أسرار ساكني جرزيم — السامريون
Самаритяне (самаряне, шомроним, в Талмуде кутим; самоназвание шамрим, «хранители», шамрим ал ха-эмет, «хранители истины», на иврите שומרונים, כותים, греч. Σαμαρείτης, Σαμαρίτης) — субэтнос евреев, потомки колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше), живущий в Израиле, в квартале Неве-Пинхас города Холон (пригород Тель-Авива) и в квартале Кирьят-Луза (Неве-Кедем) города Шхем (Наблус) у горы Гризим на Западном Берегу реки Иордан.
Культура и религия
Языками самаритян являются иврит (самаритянская письменность на основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому). Самаритяне Шхема владеют также арабским языком.
Религия — разновидность (секта) иудаизма. Священные книги — Тора и Книга Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя).
Хоронят самаритян на кладбище на горе Геризим. Семь дней родные и близкие усопшего читают Тору, а на восьмой мужчины должны сбрить бороду.
Численность — около 720 человек на 2008 год, 745 человек на 2011 год.
См. также
- Список известных самаритян — координационный список статей для развития темы.
- Samaritans // Английская Википедия
- Самаритяне: племя древнее, незнакомое
- Tricia McDermott (2009-02-11). «The Real Samaritans». CBS News.
- «Who are the Samaritans?» // Shomronim.com
- II Ц. 17:24
- II Ц. 17:25–34
- Эзр., 4, 2
- Schrader, l. с., 373 и сл.
- Эзр., 4, 8 и сл.
- H. Winckler, Alttestament. Untersuchungen, 97 и сл.
- Самаритяне // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Иер. 31:6
- Самаритяне // Электронная еврейская энциклопедия
- Александр Майстровой Стражи горы Гризим // Центральный еврейский ресурс
- Население Израиля
- Добрые самаритяне и геном
- Н. Мозговая Зачем самаритянину русская жена? // Центральный еврейский ресурс
- Этнографический обзор: самаритяне в настоящее время
Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Армия Израиля • Спартанцы • Евреи и Пётр I • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам • Хаккафот • Иудаизация народов Карфагенской державы • Евреи в Карфагене • ВВС • ВМФ • Космонавтика Израиля • Боевые роботы • Израильская военная техника
Аба-Сава • Аварис • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык
Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда
Еврейка • Шикса • Дети евреев • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Немецкие женщины и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Спарта и евреи
Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи
Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала
Моисей • Иисус Навин • Давид • Иисус Христос • Юсуф Зу-Нувас • Дахия аль-Кахина • Меир Кахане • Соломон • Иосиф Наси • Яков Смушкевич • Иона Якир • Григорий Штерн • Лев Троцкий • Давид Элазар • Ариэль Шарон
Настоящие самаритяне, кто они? (часть 1)
Известное выражение «добрый самаритянин», конечно же, вызывает постоянный интерес к реальным самаритянам, которые до сих пор существуют как народ. Если евреи считают себя небольшим народом, то что говорить о самаритянах, народе, в составе которого около 800 человек? Это довольно закрытая община, которая проживает на территории современного Израиля. Интересно познакомиться с ними хотя бы в рамках экскурсии.
Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (вторая книга Мелахим-Царей, гл. 17:24).
Ассирийцы проводили политику перемешивания народов. Пригнанные ими племена усвоили, с некоторыми искажениями, местную религию и обычаи. Исторические данные примерно подтверждают эту версию. При этом однозначно и то, что частично они все же перемешались с еврейским населением.
Сами самаритяне считают, что они истинные потомки колен Леви, Эфраима и Менаше – сыновей Иосифа. А евреи потомки колена Йегуды, т.е. йегудим-יהודים (евреи, иврит).
История самаритян неразрывно связанна с историей еврейского народа. Это один из немногих древних народов, который сумел сохраниться, хоть и в совсем малом количестве. Но как любит повторять экскурсовод Ицик Фишилевич: «Нас все-таки Б-г жалел больше и доказательство тому, что к началу 20 века самаритян осталось чуть больше 100 человек.»
В 4в.н.э. самаритян было 1.400.000 человек. Это был пик их численности. Сто лет назад их община составляла всего 146 человек. Сегодня, как считают сами самаритяне, их 800 человек.
Из 800 человек, половина живет на горе Гризим, а половина — в Холоне. Около 400 человек в Кирьят-Луза на горе Гризим, где по верованиям самаритян и располагался жертвенник Авраама, Иегошуа Бин-Нуна и ковчег завета (а вовсе не в Шило, как в еврейской традиции). О Кирьят-Луза подробно я писала
Самаритяне Холона проживают в районе Неве Пинхас. Там проводятся экскурсии с рассказом об их общине.
Вход в синагогу самаритян в Холоне, где проходят экскурсии.
Хотя самаритяне не евреи по крови, но внешне отличить их от современных израильтян сложно. Это Гай, наш экскурсовод в самаритянской общине в Хулоне.
У самаритян большие проблемы близко родственных браков, поэтому им разрешено жениться на женщинах из других конфессий, если те согласны принять самаритянскую религию. У Гая жена русская, из России.
В этом рассказе я использовала фотографии из презентации Гая.
Дальше вы прочитаете то, что самаритяне рассказывают о себе сами.
В религии самаритян есть много элементов, напоминающих иудаизм.
Тот кто хочет быть самаритянином, должен принять 5 основ веры:
1. Вера в единого бога.
2. Пророк бога — Моше (Моисей), единственный пророк в самаритянской религии
3. Вера в Пятикнижие — Тора, не ТаНаХ.
4. Святое место — гора Гризим. (Религия самаритян очень древнее ответвление от иудаизма. Иерусалим не является для самаритян святым местом, святым местом для них является гора Гризим. Там же находился Храм самаритян.)
5. Вера в мессию, после прихода которого наступит конец света.
Самаритяне хранили свою традицию в течении очень многих веков.
У них принято писать Тору в виде свитка, так же как и у евреев.
Самаритяне пользуются древнееврейским алфавитом. Справа красным — современные ивритский алфавит, слева древний иврит, которым написана Тора самаритян.
Это первосвященник самаритян держит самаритянскую Тору, написанную 3655 лет тому назад, как сказал наш экскурсовод.
Мезуза у самаритян — это НЕ привычная евреям мезуза на дверном косяке, которую принято целовать. Мезуза самаритян может быть где угодно, это фрагмент-благословение из Торы довольно большого размера.
Это тоже мезуза, которая находится прямо в комнате.
Несколько слов об одежде самаритян. В будние дни можно одеваться по-разному, но в праздники и в субботу мужчины носят полосатую рубаху как Иосиф-Йосеф (Иаков, у которого было 12 сыновей подарил полосатую рубашку любимому сыну Йосефу, сыну Рахели. В те времена такая рубашка была большой редкостью и стоила дорого). Во время молитвы в синагоге используется еще белый талит, чтобы невозможно было отличить умного от не умного, главного от не главного, чтобы все люди были равны перед Всевышним.
У самаритян нет раввинов, а есть священник, он не стрижется и не бреется. Он одевается в голубую одежду.
Женщины одеваются как хотят.
На улице традиционная полосатая одежда сушится после стирки.
Наша экскурсия проходила в Суккот и нам удалось посмотреть на самаритянина в праздничном костюме.
Это синагога самаритян. Нет стульев и столов, есть только ковер, что больше похоже на мечеть. Постоянные сидячие места — это места священников.
В синагоге снимается обувь. В знак того, что в Торе написано «сними обувь твою, так как ты стоишь в святом месте». Это сказано Моше (Моисею).
Самаритяне не мусульмане, но в синагоге они становятся на колени и падают ниц, в отличии от евреев, которые падают на колени один раз в год в Йом-Кипур.
В течении всей молитвы самаритяне стоят. Для пожилых, которые уже не могут выстоять всю молитву, есть стулья.
Суббота.
В субботу не пользуются электричество. Только маленький светильник в доме и все. В канун субботы самаритяне идут в синагогу. В 3 ночи все снова в синагоге, примерно в 6 утра идут в дом какого-то пожилого мужчины, деда, отца, дяди, чтобы читать недельную главу.
Так как всю ночь мужчины не спят, то утром они очень хотят есть. Сготовить или разогреть еду они не могут, так как не пользуются электричеством. Они едят холодную еду, в основном салаты.
Самаритяне читают Тору буквально, у них нет толкований как у евреев. Именно поэтому у них нет современных субботних автоматических облегчений жизни типа субботний таймер, который может включать электричество в нужное время или субботняя плата, которая включена всю субботу и на ней можно подогреть пищу или субботний лифт в высотном доме.
Песах — главный самаритянский праздник. Его вся община празднует на горе Гризим, в Шомроне (Самария). В Хулоне в квартале самаритян никого не будет в Песах, и они нанимают охранную фирму, которая охраняет дома и имущество.
В отличии от евреев, которые собираются на седер Песах (читать песахальную Агаду), самаритяне собираются чтобы зарезать ягненка в святом для них месте — принести жертву, как сказано в Торе.
Обычно режут 50 овец. Целую овцу нанизывают на палку и получается гигантских шашлык. Затем овец опускают в огромную яму, в которой горит огонь. Яму замазывают глиняным раствором, запечатывают. Через 2 часа открывают и едят баранину, то есть мясо пасхальной жертвы. Точно как написано в Торе.
В Торе написано и как надо есть песахальную жертву: ее едят руками. Написано также, что надо спешить. Спешить надо потому, что за нами по пятам идут египтяне, нас отпустили, но хотят вернуть.
Мацу самаритяне готовят сами, она не такая, как мы покупаем в магазине. Это простое тесто, состоящее из муки и воды, печется на табуне, очень быстро.
Устраивают специальные экскурсии на гору Гризим, чтобы посмотреть празднование Песаха у самаритян.
Рош ашана (новый год) и Йом-Кипур.
Прежде всего самаритяне сами готовят арак. Бокал с араком поднимают в доме священников. И читают благословение на новый год.
После нового года есть 10 дней до Йом-Кипур (пост). В отличии от евреев, у которых есть исключения и можно не поститься в Йом-Кипур определенным категориям людей (беременные, больные, грудные младенцы), у самаритян постятся (не едят и не пьют) все без исключения, включая грудных младенцев, 24 часа. Так написано в Торе, считают самаритяне. Опыт их учит, что за сутки ничего не случится.
Молодежь общины, те, кто имеет израильское гражданство, служат в АОИ.
Религия самаритян отличается от иудаизма: самаритяне получили только пятикнижье, без устной Торы и комментариев, они буквально исполняют все, что там написано.
Суккот у самаритян.
Иногда праздники у евреев и самаритян совпадают, но чаще не совпадают. В этот раз нам повезло и в еврейский Суккот мы оказались у самаритян в их праздник.
Самаритяне не строят шалаши на улице, шалаш строят в доме. Они используют 4е вида растений, и плоды Земли Израиля, которыми шалаши украшаются. Они сами идут, чтобы собрать необходимые плоды: гранаты, грейпфруты, лимоны, перцы, айву, т.е. всевозможные фрукты и овощи, которые есть в момент праздника.
В подготовке участвуют все.
Одни тщательно отбирают лучшие плоды, другие чистят, моют, обрезают.
И есть кто-то, кто специально сидит и прикрепляет веревочку\проволоку к каждому плоду.
Кто-то другой крепит плоды к потолку.
И таким образом сделают геометрический узор на потолке. Канона нет, каждый делает как хочет.
Комнаты тоже украшают на праздник.
Такое количество ящиков от фруктов на помойке говорит о количестве плодов, использованных для праздничных украшений.
Здесь имеется также и Институт изучения самаритян. О нем нам не рассказывали, но думаю, что в нем занимаются изучением традиций самаритян.
Экскурсию к самаритянам в Холон организовала экскурсовод Инна Чернявская
Добрый самаритянин — это притча, которая имеет особое значение?
Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия. Как правильно понимать эту притчу?
Добрый самаритянин — притча о милосердии
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Добрый самаритянин. Источник: vidania.ru
Добрый самаритянин — этой герой притчи, рассказанной Иисусом законнику, чтобы показать правильное значение слова «ближний» для христианина.
Правмир собрал проповеди, раскрывающие глубокий смысл притчи.
Митрополит Антоний Сурожский о пути самарянина
„Положить жизнь” не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается, тем, кто в печали и нуждается в утешении, тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке, тем, кто голоден и нуждается в пище, тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде, и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.
Проповедь протоиерея Всеволода Шпиллера на евангельскую притчу о милосердном самарянине, произнесенная 24 ноября 1974 года
Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так …» и так далее. Это ведь факт! Это — не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует — это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда — радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство — именно в любви, и только в любви! Поэтому только в любви — настоящая радость, только любовь — счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения — милосердной.
Комментарий протоиерея Павла Великанова
Любовь – это всегда память о других. Нелюбовь – это всегда память о самом себе. Оба священника очень хорошо помнили о себе и о всех тех условностях, которые окружали их бытие. Поэтому им было легко, в общем-то, безболезненно забыть про того несчастного, который в этот самый момент требовал их участия и помощи. Но разве самарянин не мог точно так же пройти мимо пострадавшего, тем более, что этот пострадавший был, мягко говоря, не очень приятен ему по целому множеству причин, ведь он был иудеем, иудеем, которые с самарянами не общались. Но ведь самарянин именно за это и получил похвалу от самого Бога, что он смог переступить через наши человеческие условности и сделать то, что от него ждал Бог – помочь живому, находящемуся на границе между жизнью и смертью, человеку.
Прекратите обзываться: как правильно называть жителей Самары
Дорогие… самарцы? Самаряне? Самарчане? Странное дело. Многие из нас до сих пор не знают, как правильно называть жителей Самары. С жителями столицы — никаких проблем. Единственно возможный вариант — москвичи. А вот жителям нашего города не так повезло. Столкнувшись с многочисленными речевыми ошибками на страницах газет, мы решили выяснить нормативное наименование жителей Самары.
А рассказала нам об этом декан филологического факультета СамГУ Анна Безрукова
— Навскидку, я, может быть, не выдам вам информацию стопроцентной точности. То, что у нас в ходу несколько вариантов названия жителей Самары связано с тем, что русский язык вообще один из богатейших. И потому дает богатые возможности для дальнейшего словообразования. Кроме того, русский язык дает возможности варьирования основы, от которой образуется новое слово. В-третьих, в языке существуют различные сходные по звучанию слова. В том числе, сходные по звучанию с топонимом «Самара», потому очень соблазнительно иногда названия жителей, скажем, Самарры, перенести на название жителей нашего родного города. Я для вас напомню, что жителей Самарры называли самаритяне.
Все, что касается того, какое из названий — самарчане, самаряне или самарцы — следует употреблять по нормам языка, здесь действует критерий языкового вкуса. Абсолютно нормативно, с точки зрению русского языка, — самарцы. Это слово нейтрально для всех стилей и сфер. Все остальное — это просто демонстрация возможностей русской словообразовательной системы. И я бы не рекомендовала называть наших с Вами сограждан ни самарянами, ни самарчанами. И уж тем более неприятно, когда так нас называют со страниц газет и с экранов телевизоров
Если говорить о каких-то моих собственных предпочтениях, на мой взгляд, из соображений того же языкового вкуса следует избегать односложных именований. То есть лучше бы, кажется, называть нас «жителями Самары». Дело в том, что следующим вопросом, который мы себе зададим, выбирая, скажем, слово «самарцы»: «Как назвать жительницу Самары?». Он-то самарец, а она, соответственно?.. И вот тут мы замолкаем. Чисто теоретически надо бы назвать девушку «самарчанкой», но это не вполне благозвучно
Поэтому, хоть это слово и нейтрально, в некоторых случаях его употребление неудобно. А вот «жители Самары» — это уместно всегда
— Кто-то специально занимался это проблемой, есть ли работы, посвященные исследованию этого вопроса?
— Кажется, что называется, прицельно никто. Возможно, это только студенческие какие-то работы. О фундаментальных исследованиях самарских ученых мне не известно.
— А что касается слова «самаритянин»…
— Самаритянин — житель Самарры. Это слово образуется с непродуктивным суффиксом. Так вот и выходит, что основа различается всего на одну букву, а слово — на пять. Это совершенно другая эпоха, принципиально другая культура. В нашем лексиконе это совершенно инородное слово. И способом образования может напоминать, разве что, «Израиль — израильтянин». Называть так жителей Самары нельзя