Содержание
Фундаментальная наука и Православная Церковь
В глубокой древности один ученик с восторгом рассказывал своему учителю о том, как он видел ученого. «Что же он делает?» – спросил учитель у своего ученика. «Он все время читает – утром и вечером, днем и даже ночью», – отвечал тот. Помолчал немного мудрый учитель, будто задумавшись, а потом и спросил своего ученика: «Ты говоришь, что ученый все время читает… но… когда же он думает?» Смутился ученик и не знал, что ему ответить.
Священномученик Иларион (Троицкий)
Эйнштейн спросил католического священника: «Как вы отреагируете, если наука неопровержимо опровергнет какой-либо из догматов христианского учения?» Прелат ответил: «Подожду, пока ученые найдут ошибку в своем доказательстве».
Протоиерей Георгий Нейфах
Статуя сэра Исаака Ньютона над входом в Тринити-колледж, Кембридж
Статуя сэра Исаака Ньютона над входом в Тринити-колледж, Кембридж
В наши дни зачастую можно встретиться со стереотипным отношением к Православной Церкви, как к институту, призывающему к аскетической жизни и минимизации занятий мирскими науками и искусствами, отрицающим пользу технического прогресса и всякую деятельность, напрямую не направленную на духовное и нравственное становление. Минимизация жизненных ориентиров, критерий «достаточности», занятие только самым необходимым и, по возможности, предпочтение духовной литературы, церковной жизни и дел милосердия обычным светским занятиям и представлениям – так воспринимаются в светском обществе предлагаемые Церковью идеалы.
Действительно, как иначе истолковать неискушенному читателю оторванные от контекста следующие слова святителя Илариона, епископа Верейского: «Спросите вы талантливого юношу-семинариста, почему он какой-нибудь политехнический институт предпочел духовной академии? Он скажет, что в академии все скучно, схоластично, безжизненно, потому что здесь нет настоящей науки. Но разве на самом деле это так? Неужели высчитывать коэффициент трения при смазке усиленной и обыкновенной, изучать головоломный курс о сопротивлении материалов, вести практические занятия по выгнутии балок, – неужели все это более жизненно, более интересно и более научно, чем изучать слово Божие, где на каждой странице затрагиваются и решаются самые больные вопросы души человеческой?»
Восприятие Церкви в качестве не приверженца светской науки, в особенности науки фундаментальной, где в явном виде присутствует «игра ума», как будто бы почти всегда взаимосвязанная с тщеславием и гордостью, стало более частым в послеперестроечное время и нередко используется для некоторого оправдания безучастного отношения общества к плачевному положению в этой сфере. Из-за резкого снижения финансирования в этой отрасли деятельности наблюдается, с одной стороны, кадровый дисбаланс с преобладанием ученых старших возрастов, а с другой стороны – общее сокращение численности занятых. В наибольшей степени пострадал фундаментальный сектор, в то время как научные разработки, ориентированные на потребителя и приближенные к его нуждам, иногда наоборот – получили некоторое развитие. Осуществляемая в последние несколько лет реформа Академии наук также во многом предполагает сближение ученых и потребителей их труда, занятия не абстрактными научными изысканиями, а исследованиями, которые могут и должны найти применение в ближайшее время.
Возможно, в какой-то степени сокращение числа научных работников по сравнению с советским временем может быть интерпретировано положительно. Однако сейчас число исследователей на душу населения в России не является, как когда-то, одним из самых высоких в мире. Кроме того, качество научных знаний стало значительно хуже из-за того, что из науки ушли лучшие ученые, были в значительной степени утрачены или даже потеряны традиции многих школ и институтов и стала возрастать коммерциализация в сфере среднего и высшего образования.
Реформа Академии наук побудила социологов заняться изучением представлений различных групп населения о важности, полезности и востребованности труда ученых, а чиновников разного уровня – размышлять о том, насколько усиление роли Православной Церкви в жизни российского общества повлияет на систему ценностей каждого конкретного человека и, в частности, на отношение к «работникам умственного труда».
К сожалению, не церковному человеку трудно понять всю многогранность данного вопроса. Прежде всего, нужно помнить о своего рода несимметричности между взглядом на Церковь светского общества, желающего услышать объяснения по поводу научных исследований, и взглядом на науку самой Церкви.
Православная Церковь вовсе не воспринимает науку только лишь в апологетическом смысле как предмет диспута о существовании Бога. Известная работа святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Наука и религия» посвящена не столько поиску противоречий или соответствий между догматами христианства и научными достижениями, сколько обоснованиям следующего тезиса: «Наука, облеченная светом религии, – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира». Можно вспомнить, что еще Галилей и Ломоносов разделяли веру в Бога и занятия наукой, в том числе связанной с законами Вселенной. «Писание не учит нас, как устроено небо, оно учит нас тому, как туда попасть», – писал Галилей. «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его, признавал Божественное всемогущество. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению… Обе… удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных Его к нам благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры!»
Наш современник Макс Планк вторил своим предшественникам-физикам: «В естествознании Бог стоит в конце всякого рассуждения, а в религии – в начале». Мнение ученых созвучно со словами Феофана Затворника: «И занятия ваши по химии совсем не задувающего свойства, а только дующего… И химия есть часть книги Божией – в природе. И тут нельзя не видеть Бога – Премудрейшего… и Непостижимейшего».
С другой стороны, общество относится к Церкви как институту, который предлагает не только и не столько естественно-научное обоснование общественных и физических законов, сколько мистическое толкование, связанное с Богооткровенными истинами и сверхъестественными принципами, вне доступной человеческому разуму логике. Однако это не так, Церковь учит о жизни вечной, о Царстве, которое «не от мира сего». Однако это не тождественно пассивности, отрицанию пытливости и желания размышлять – не случайно первая заповедь, данная пророку в пустыне, учит возлюбить Бога всей душой, всем сердцем и всем разумом.
Поэтому и в прошлом, и в настоящем можно найти огромное число верующих ученых, не только связавших свою жизнь с Церковью и ставших священнослужителями, миссионерами или духовными писателями, но и верующих людей, живущих в миру и занимающихся научным трудом.
«Велия дела Господня, изыскана во всех воля его» – было выбито на фронтоне физической лаборатории в английском Кембридже, а на могиле кембриджского ученого Ньютона можно прочитать следующую эпитафию: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который с почти божественной силой разума первый объяснил с помощью математического метода движение и форму планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различия световых лучей и проистекающие из них различные свойства цветов, о которых прежде никто не подозревал. Прилежный, хитроумный и верный истолкователь природы, древности и Священного Писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Творца, а нравом насаждал требуемую Евангелием простоту».
Если коснуться более узкого вопроса об отношении Церкви к занятиям наукой как профессии, то здесь, помимо «Социальной концепции РПЦ», можно вспомнить письма святителя Феофана Затворника своим духовным чадам. «Знание никогда не бывает лишним грузом… Учение за плечами не тянет. Потому оно жизни не помеха. Дотяните его до конца. Помоги вам Господи!» – наставлял святитель молодого человека. «Но вопрос все еще остается нерешенным: так как же – можно читать иное что, кроме духовного? Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно, пожалуй, можно, – только немного и не без разбора… И книги с человеческими мудростями могут питать дух», – пишет святитель Феофан.
Не занятия наукой сами по себе, а научная мысль, оторванная от Бога, возведенная в абсолют, несомненно, опасна и разрушительна. Именно поэтому не следует думать, что Церковь призывает отказаться от достижений прогресса и прекратить развитие во всех областях знаний. Нужно лишь помнить о напутственном предостережении святителя Феофана: «В образе исследования старайся начала каждой изучаемой тобою науки освятить светом небесной мудрости».
Об интерпретации 4-й главы книги Бытие, описывающей возникновение ремесел (первых основ науки) в роде Ламеха, потомка Каина, а не среди детей Сифа, см.: Георгий Нейфах, протоиерей. Гармония Божественного творения: Взаимоотношения науки и религии. М., 2005. С. 15–23.
Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь // Без Церкви нет спасения. М., 2001. С. 289.
Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Наука и религия. М., 2001. С. 62.
Георгий Нейфах, протоиерей. Гармония Божественного творения. С. 76.
Там же. С. 61.
Там же. С. 75.
Феофан Затворник, святитель. Православие и наука. М., 2005. С. 619.
Примеры служения Церкви и одновременно научной работы в миру показывают нам в XX в. святитель Лука (Войно-Ясенецкий), а в наши дни – игумен Филипп (Симонов), профессор и заслуженный экономист Российской Федерации и ряд других священнослужителей. Имена известных ученых людей в стенах Церкви, зачастую отказавшихся от блестящей светской карьеры, см., например, в кн.: Вениамин (Федченков), митрополит. Беседы в вагоне. М., 2003. С. 50–51.
Георгий Нейфах, протоиерей. Гармония Божественного творения. С. 192, 207.
Феофан Затворник, святитель. Православие и наука. С. 648.
Православная наука идет вперед даже быстрее технического прогресса. Православные ученые сделали много чудесных открытий. Например, доказали, что молитва убивает микробов. Священное Писание содержит код экономической теории, к которой мы скоро перейдем. Открыли новый способ коптить мускусную утку. Как верой науку поверяют? – изучал «Город 812».
Президент благословил
Организации православных ученых сегодня появляются по всей стране. Петербург – один из первых городов, где еще в 2003 году образовался Союз православных ученых. Но сегодня центр православной науки сместился в село Отрадное Воронежской области. Там в Храме Покрова пресвятой Богородицы в прошлом году встречал Рождество Владимир Путин. Там же расположена штаб-квартира крупнейшего в России межрегионального Объединения православных ученых (ОПУ), имеющего отделения во многих городах страны и 10 филиалов за рубежом, включая Грецию, Болгарию, Германию. Среди членов объединения более полутысячи человек, из них 130 докторов наук.
Объединение православных ученых часто проводит научные конференции. У него есть собственные СМИ – печатные, электронные и радио. В «Вестнике православных ученых» публикуются научные статьи участников объединения. Среди затронутых в публикациях тем есть, например, такие. «Миссионерская деятельность словесника при подготовке к ЕГЭ», «Свобода журналистики и необходимость государственного регулирования в отношении СМИ», «Коммунальная сфера России: инновационные проекты, их реализация и оценка экономических последствий», «Установка для получения копченой мускусной утки с применением избыточного давления».
Температура повышенная
На счету ОПУ уже несколько реализованных проектов. Один из них называется «Изучение жизнеспособности цветов белой лилии от чудотворной иконы Панагия-Крини» (Греция). Дело вот в чем: на острове Кефалония, что неподалеку от горы Афон, каждый год в день Успения Богородицы происходит чудо. На засохших стеблях белых лилий, положенных в киот иконы пять месяцев назад (по случаю предыдущего церковного праздника), распускаются свежие цветы. Чтобы доказать, что чудо существует, православные ученые доставили два экземпляра этих чудесных растений (Lilium candidum L) в Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина (г. Апатиты), где их исследовал кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физиологии и биохимии сада-института А.Н. Кизеев. Изучив лилии с помощью микроскопического, физиологического и метода спектроскопии отражения, ученый выдал заключение, что живая часть растения находится на засохшем стебле. Следовательно, чудо – есть.
Члены ОПУ провели первый в мире эксперимент по измерению температуры Благодатного Огня в Иерусалиме. Глава ОПУ протоиерей Геннадий Заридзе, биолог по образованию, пишет об этом исследовании в «Вестнике православных ученых» за июнь 2016 года.
«Меня отправили на Страстной неделе в Иерусалим на схождение Благодатного Огня в составе официальной делегации от Российской федерации. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ее традиционно возглавил Владимир Иванович Якунин… Со мной был пирометр – инфракрасный термометр VT 303… Благодатный Огонь сошел… быстро… После того, как мне посчастливилось трижды умыться неопаляющим Святым Огнем, была проведена серия замеров температуры пламени Благодатного Огня с использованием серебряной пластины. Лазерный луч прибора многократно направлялся на нагреваемую Святым Огнем серебряную пластинку толщиной 1 мм, шириной 5 мм и длиной 200 мм. Средняя температура была 42 градуса по Цельсию, через 15 минут Благодатный Огонь приобрел температуру 320 градусов по Цельсию. Это еще раз доказывает скептикам, что чудо Благодатного Огня нарушает законы нашей Вселенной. Холодная плазма появляется и несколько минут существует в условиях нашей земной атмосферы (что с научной точки зрения невозможно), потом через 10–15 минут она получает дополнительную энергию и становится обычным горячим огнем, нарушая закон сохранения энергии», – написал в научном отчете православный ученый Заридзе.
Сейчас ОПУ начинает новый научный проект, связанный с чудесным превращением змей в теплокровных гадов. Чудо происходит на том же греческом острове Кефалония, где оживают лилии. Такая концентрация чудес, вероятно, связана с близостью святого Афона. В праздник Успения Пресвятой Богородицы ядовитые змеи со всего острова сползаются на место бывшего монастыря, но никого не кусают. И в этот момент, по словам очевидцев, они становятся теплокровными. ОПУ ищет авторитетного ученого- серпентолога, который мог бы выехать на место чуда, измерить температуру змей и научно обосновать происходящее.
Бред и мракобесие
В Петербурге у Объединения православных ученых есть филиал, куда вошли участники петербургского Союза православных ученых. Одним из самых ярких научных открытий петербургских исследователей стали новые свойства молитвы. Инженер-электрофизик из НИИ промышленной и морской медицины Ангелина Малаховская доказала, что «Отче наш» и крестное знамение убивают микробов.
Для эксперимента была взята вода, загрязненная кишечной палочкой и золотистым стафилококком. Молитву читали и верующие и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах все равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом в сто раз. Ученые утверждают, что открыли новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего (молитвы) преобразовывать структуру воды. Так, оптическая плотность водопроводной воды, осеняемой крестным знамением обычным верующим, повышалась почти в 1,5 раза. А при освящении священником – почти в 2,5 раза. Ни при каких других сложениях пальцев рук и пассов над водой не удавалось добиться подобных результатов. Исследования велись почти десять лет. По результатам была выпущена монография, снят фильм.
Правда, Комиссия по борьбе с лженаукой РАН неоднократно характеризовала подобные «православные открытия» как антинаучные, предостерегая от усиливающегося напора мракобесия. В частности, глава комиссии академик РАН Эдуард Кругляков (ныне покойный) назвал работу православной ученой Ангелины Малаховской, изучившей влияние молитвы на микробов, бредом. Так же, кстати, как и другое ее исследование – о дезинфицирующем воздействии колокольного звона.
Священное писание как основа прорывных технологий
О том, как использовать Слово Божье в современных методах научных исследований, «Городу 812» рассказал православный ученый – профессор Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук Сергей Дятлов.
– Много в Петербурге православных ученых?
– Если человек православный и ученый, то он, по идее, православный ученый. Но если человек не православный, тогда он не может называть себя православным. Православный ученый – это верующий ученый. Поэтому есть ученые верующие – значит, православные. Конечно, их много.
– Чем занимаются православные ученые?
– Я экономист. У нас есть еще доктор биологических наук Слезин Валерий Борисович. Он работал в Петербургском НИПИ имени Бехтерева, сейчас на пенсии. Он открыл четвертое состояние сознания – молитвенное. Потом была Ангелина Молоховская (умерла), которая исследовала воздействие крестного знамения на свойства воды. Я являлся ее консультантом. И другие.
– Вы как православный экономист сделали какие-нибудь открытия в своей области?
– У меня вышел целый ряд публикаций, посвященных православным основам русской экономики, государственности и права, и одна монография – «Христианство и Ислам об экономике».
– Какая основная мысль монографии?
– В монографии мы развиваем положение (которое обосновали еще в 2003 году) «методология Священного Писания как основа общенаучных методов исследования». Мы считаем, что в Священном Писании изложена эта методология – в закодированном виде. Она, эта методология, универсальна, и в ее основе лежит информационный императив.
– Не могли бы вы попроще объяснить?
– Конечно! Основой разнообразных социально-экономических явлений является информация в своих определенных количественных и качественных характеристиках. Но информация в рамках разных теоретических концепций имеет разные, скажем так, сущностные атрибутивные свойства. Мы развиваем свою теорию информации, субфункциональную теорию информации, которая является основой информационной парадигмы развития общества, которое идет на смену старой индустриальной, линейной парадигме и которое сейчас начинает развертываться в целую систему понятий – и современной науки, и понятий, которые отражаются в прорывных научных открытиях, которые сейчас делаются…
– А Священное Писание при чем тут?
– Священное Писание содержит в себе универсальную методологию, на которой базируется вся научная методология. Потому что сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог. И Бог сотворил словом. А что такое слово? Это определенная информационная структура, сутью которой является информационная функция. Конечные главы нашей работы посвящены изложению духовно-нравственных основ экономики, государственности и права России. Мировоззренческим и научно-концептуальным основанием является именно православие. Солнце дает жизнь, и православие – тоже. Это та энергия, которая позволяет вам сейчас меня слушать, мыслить, жить. Это та энергия, которую Бог вдунул в вас во время творения вас как личности. Этот субфункциональный принцип бытия и есть дар Божий. Когда этот дух из вас выходит, вы превращаетесь в набор химических элементов… Наша работа – это серьезная научная монография на 400 страниц.
– Если во мне нет веры, я – набор химических элементов?
– Потенциально каждый человек обладает способностью верить. Почитайте Священное Писание, там все сказано.
– А если я принадлежу к другой религии, не к православию?
– Это уже другая система координат. Я не специалист в других конфессиях. Я изучаю нашу святоотеческую традицию.
– Что вы в вузе преподаете? Ваше православное мировоззрение помогает или мешает учить студентов?
– Я много предметов преподаю: экономику, экономическую теорию, теорию информационного общества, теорию информационной экономики. Как человек законопослушный, я прежде всего выполняю установки Минобрнауки. Если в том курсе, который я читаю, есть соответствующий раздел – о нравственных и духовных аспектах экономики – я, естественно, их затрагиваю.
Линк:
2. НАУКА И РЕЛИГИЯ
Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих друг с другом.
Понимание соотношения науки и религии в течение долгого времени сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Но на самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания гораздо сложнее. Религия и научное знание стали рассматриваться как различные и правомерные формы духовной активности человека.
Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание. Человечеству, несмотря на научный прогресс, не дается и ныне восприятие целостности мироздания.
В науке существуют структуры, которые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. Религиозное мировосприятие имеет свой высший уровень – теологию, где под установки вероисповедания подводится базис рационального обоснования и доказательства.
Но между наукой и религией есть различия.
Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.
Наука тоже сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, раздвижение пределов познания не уменьшает мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности.
В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразую-щие компоненты.
Наука изучает сущее, религия – мир должного. И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука.
Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.
И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной», что создает поле для религиозного мироощущения.
Вера и знание, мистика и реальность, наука и религия — понятия, которые спорят между собой все время, что существует человечество. Чаще всего первое конфликтует со вторым, тем самым создавая черно-белую систему координат, где дух противопоставлен материи, ученый — священнику, и одно пересекаться с другим не может по определению.
Но в действительности картина гораздо сложнее. Да, религии основаны на постулатах и символах веры, принимаемых их последователями по умолчанию. Но и в академической среде были и есть свои светила-патриархи, чей авторитет порой столь же силен, как у ветхозаветных пророков, а догмы неоспоримы — так, геоцентрическая система мира оставалась незыблемой веками. При этом храмы не раз оказывались местом для дискуссии, а религиозное право часто содержало в себе не только жесткие предписания, но и последовательную, рациональную полемику по целому ряду житейских вопросов.
История взаимоотношений
Религиозная и научная сфера человеческой жизни на протяжении истории взаимодействовали по-разному. Древность показывает нам скорее их смешение, частое дополнение друг друга и лишь немногие примеры противостояний. Средние века — время жесткого конфликта, гонений и преследований ученых. В Новое время роли начинают меняться, а в минувшем столетии уже приверженцы религии все чаще обвинялись в мракобесии и порой жестоко преследовались. В наши дни положение усложнилось — отношения веры и науки обрели множество форм, где есть место и конфликтам, и диалогу, и взаимному проникновению идей и концепций.
Античный период
В эпоху самых первых цивилизаций Древнего Востока уже можно говорить о преднауке — приведении существующих знаний в систему для решения насущных проблем и задач. Важную роль играли служители культа, а также разного рода знахари: в рамках астрологии стали возникать зачатки астрономии, а целительство методом проб и ошибок закладывало основы медицины.
Вместе с тем преднаука носила почти полностью прикладной характер. Геометрия Древнего Египта имела большую практическую ценность как набор руководств к действию, но ей были не знакомы понятия теоремы или доказательства.
Однако уже в Древней Греции положение начинает меняться:
- практические знания соединяются с первыми научными методами;
- вводится понятие гипотезы;
- формируется логическое мышление;
- приемы исследований систематизируются и классифицируются.
Главная роль в этих процессах принадлежит Аристотелю. Возникает платоновская Академия и первые научные дисциплины, а греческие и индийские мыслители независимо друг от друга разрабатывают основы теории элементарных частиц и понятие атома.
Рационализм против магического сознания и логика против догмы — два главных признака научно-религиозного противостояния в эпоху античности.
В этот же период возникает атеизм как форма мировоззрения, а ученых за критику религии начинают преследовать и даже убивать. Один из первых материалистов — Гераклит — отвергает идею сотворения мира высшими силами, высмеивает поклонение богам. Великий ученый-медик Гиппократ яростно боролся с магией и колдовством, противопоставлял медицинскую науку и религиозные предрассудки, связанные с лечением болезней. Аристотель подвергался преследованиям за свои взгляды, а Сократ был и вовсе казнен по обвинению в богохульстве.
Средневековье
Начало данного периода часто именуют Темными веками — временем деградации почти всех областей человеческого знания, культуры и искусства. Так было в Европе.
Но на Востоке дело обстояло иначе:
- Арабы активно заимствуют научные достижения завоеванных стран, античное наследие сохраняется и переводится.
- Особенно активно развивается астрономия и математика, само слово «алгебра» — арабского происхождения.
- В 970 году в Каире основывается университет Аль-Азхар — один из старейших в мире.
- Самаркандец Улугбек создает обсерваторию.
- Иранец Ибн Сина пишет медицинские трактаты, развивается алхимия.
В рамках исламского богословия и законотворчества широко развивается восточная школа философии. Ведутся диспуты как о высоких материях, так и о вполне земных делах — например, трактовка тех или иных положений шариата и их применение. Для этого арабский язык создает собственный понятийный аппарат для логического и аналитического метода.
В исламском мире раннего Средневековья религиозная вера и научное знание не только мирно сосуществуют, но даже дополняют друг друга.
Европейская средневековая наука долгое время занималась в основном вопросами богословия, светские науки пришли в упадок. Однако в рамках теологии развивалась схоластика — дисциплина, где религиозно-догматический подход сочетался с аристотелевской логикой. Но в целом этот период отмечен абсолютным господством религиозной картины мира в обществе. Служители церкви активно выступают против научных знаний.
С XII века контакты с мусульманским миром, отвоевание Сицилии и Реконкиста в Испании возвращают Европе наследие античной науки — теперь уже в арабском переводе. Продолжает развиваться схоластика, во Франции возникает ученое сообщество, известное как Шартрская школа. Ее участники пытались сочетать научную методологию с христианской религиозной философией. В их трудах получила окончательное оформление концепция о том, что Вселенная, будучи сотворенной, развивается по заложенным Богом законам уже самостоятельно, а человек наделен разумом и потому может познавать окружающий мир.
Попытки схоластиков и натурфилософов найти место науке в религиозном взгляде на мир встретили жесткую критику со стороны церкви. Пути служителей религии и ученых расходятся.
В эпоху Возрождения эта тенденция усиливается. Географические открытия и изобретение печатного станка способствуют накоплению и распространению новых знаний. В 1440 году в Италии выходит трактат «О подложности Константинова дара». В этом труде была доказана подложность документа VII века, который декларировал примат церковных властей над светскими. Трактат являлся образцом, заложившим основы научной и исторической критики, а также филологического анализа.
Новое время
В этот период начинается общий поворот от догматического и религиозного мировоззрения к научному. Идет жесткая борьба, церковь обвиняет ученых в ереси, подвергает их гонениям и казням — в этом усердствуют не только католики, но и «прогрессивные» деятели протестантизма. Инквизиция преследует Галилео Галилея, а Джордано Бруно и Мигеля Сервета сжигают на кострах заживо. В 1559 году римская курия начинает издавать «Индекс запрещенных книг», куда католическая цензура включала и крамольные научные труды.
В научной методологии происходит настоящая революция. Ранее главной идеей была передача и сохранение знаний, преобладал дедуктивный подход — выводы делались от общего либо авторитетного постулата к частному заключению. Логика признавалась более годным инструментом, чем практический опыт.
Индуктивный подход — от частного или экспериментального опыта к общей закономерности. Он побеждает и становится главной чертой науки Нового времени.
Открываются законы физики и механики, развивается астрономия и медицина. В 1687 году Исаак Ньютон издает эпохальный труд под названием «Математические начала натуральной философии», где были изложены основы классической механики и закон всемирного тяготения. Книга подхлестнула интерес к научному знанию и его популяризации. Следующий XVIII век стал эпохой Просвещения и отмечен изданием множества энциклопедий, несущих мировоззрение, которое уже слишком сильно отличалось от религиозного.
Философия отделяется от богословия — теперь она способна существовать как светская научная дисциплина. Выходят труды Канта и Вольтера, сфера влияния религии неуклонно сужается. Возникает все больше вопросов, на которые церковь, в отличие от ученых, не может найти ответа. Атеистические идеи находят все больше поклонников.
Современность
В XIX веке наука продолжает теснить религию в сознании людей. Быть ученым теперь — профессия. Новые открытия в естественнонаучной сфере делают мир в глазах еще более понятным, в нем все больше рационального и меньше таинственного и мистического. Но главный удар был нанесен биологом Чарльзом Дарвином — его теория эволюции признается официально и напрямую ставит под удар идею сотворения мира.
Теперь уже светское мировоззрение активно теснит религиозное, причем последнее нередко считается признаком мракобесия и отсталости. Коммунистические режимы в ряде стран открыто пропагандируют атеизм и преследуют людей за религиозную точку зрения. Теория эволюция становится частью школьного курса биологии.
Многие явления наука по-прежнему не может объяснить. Возникновение и развитие Вселенной, ее границы, возможность загробной жизни, человеческая душа как субстанция — на эти вопросы ученые не могут дать однозначные ответы.
На сегодняшний день научный и религиозный подходы находят разное применение. Помимо воинствующих атеистов и ортодоксальных верующих, понимающих библейские тексты буквально, достаточно людей, которые вполне верят как в Бога, так и в науку одновременно. В новом столетии ученые и священники нередко находят общий язык.
Сходства и различия в картине мира
В течение многих веков не существовало четкой грани между научными и религиозными дисциплинами. Разделение на духовную и светскую сферу жизни и границы между ними — явление позднее. Окончательно церковь отделилась от государства лишь в ХХ столетии.
Объект и предмет познания
В древности роль религии была всеобъемлющей — она являлась и источником знаний о мире, и морально-нравственным императивом, и основой мировоззрения. Скудные практические знания лишь дополняли эту картину. Теперь же именно наука несет людям знания об окружающем мире и его материальных явлениях.
Для религии главный вопрос — место человека в этом самом мире и его взаимоотношения с высшими силами. Судьба души при земной жизни и после нее, грех и добродетель, загробное воздаяние и искупление — вещи, выходящие за рамки материалистического взгляда.
Цели и задачи
Для ученого целью является изучение окружающего мира в его материальном аспекте. Новые открытия тем самым могут улучшить качество жизни людей.
Служитель церкви видит свою задачу в спасении души верующего и обеспечении ее благого загробного существования и спасения от греха. Акцент в повседневной жизни ставится на морально-нравственные вопросы.
Особенности изучения
Для научного подхода характерна опора на факты и опытное знание как источник, дедуктивный, индуктивный и иные методы осмысления реальности. Изначально допускается, что тот или иной факт либо закономерность могут быть переформулированы, дополнены или даже опровергнуты.
Основа религии — символ веры и набор догматических постулатов, которые ее последователь принимает по умолчанию. Они не могут быть пересмотрены или опровергнуты, а в роли авторитетного источника выступает священный текст и постановления иерархов либо ученых-богословов. Но дискуссия вполне может оказаться уместной, как в изначально религиозной науке — схоластике.
Точки соприкосновения
Оба подхода особенно часто встречаются и взаимодействуют в сфере антропологии и психологии. Сформировавшийся во многом на почве идей Просвещения светский гуманизм нередко пересекается с гуманизмом христианским. Методы психологии и психотерапии напрямую заходят в поле религии, раскрывая тайны человеческой души и затрагивая вопросы о смысле жизни. Одновременно ученые-физики и биологи исследуют вопрос жизни и смерти, не оставляя без внимания религиозный опыт людей.
Место религии в науке
Иногда и научная сфера может обретать религиозные черты — например, такие, как ориентир на догму и набор непогрешимых утверждений, а также иметь собственных непоколебимых авторитетов и «пророков». Созданный в советское время диалектический материализм и некоторые течения в сфере биологии и агрономии имели все черты научной религии без Бога.
Религиозные течения в научных дисциплинах
Креационизм — концепция, стремящаяся обосновать идею сотворенности мира и человека Богом и опровергнуть теорию эволюции. Она часто использует для аргументации научную методологию и инструментарий, хотя материалистически настроенные ученые эти доводы не признают.
Трансперсональная психология — направление, возникшее как результат осмысления мистических практик разных народов и измененных состояний сознания человека путем экспериментов с техниками гипноза и психоактивными веществами. Пользуется известной популярностью в эзотерической среде, но большинством психологов осмысливается критически.
Мнения ученых о сторонниках и противниках религии
Среди самих ученых мужей было и есть множество верующих — так, великий физик Ньютон являлся глубоко религиозным человеком. Но в целом научная среда склонна к светскому, атеистическому или агностическому осмыслению действительности. Однако некоторые аспекты могут отличаться в зависимости от страны и менталитета.
Общее мнение исследователей таково — религиозность зависит от степени развития общества и уровня образования, и это общемировой тренд. Особняком здесь стоят США: в этой весьма развитой стране очень большой процент людей верит в Бога, регулярно ходит в церковь и читает Библию, причем это далеко не всегда небогатые фермеры. При этом форпостами атеизма и левых убеждений являются именно университеты и научная среда. В СМИ и социальных медиа наблюдается острое идейное противостояние между ними и набожными консерваторами из американской глубинки.
Место науки в религии
Библейские сказания всегда притягивали исследователей. Лингвистика, физика, биология и археология занимаются анализом событий, персонажей и артефактов, упомянутых на страницах Писания. То, что одни принимают на веру, другие пытаются логически доказать либо опровергнуть. Археологические экспедиции продолжают искать гробницу семейства Иисуса Христа, скрижали Моисея, обломки Ноева ковчега и свитки с текстами апокрифических Евангелий. Там, где одним достаточно догмы, другим нужна доказательная база. Есть вопросы, в которых знание и вера вряд ли легко придут к согласию.
Видео о проникновении религии в науку
Американский ученый опасается, что проникновение религии в сферу науки и образования может исказить сознание людей.
В статье мы кратко рассмотрим аспекты взаимоотношений религии и науки в истории и в современном мире, определим сходства и различия, общее и особенное, аргументы за и против, а также пути взаимодействия религии и науки.
История и современность
История взаимоотношений религии и науки как таковых берет начало в XVII-XVIII веках в Европе, когда с развитием естественных наук обостряется противостояние христианской религии (или философско-теологического типа мировоззрения, господствовавшего в Средневековье) и науки, которая формировала новый, «объективистский» или научный тип мировоззрения. Римско-католическая церковь, а также и протестантские церкви и общины подвергали репрессиям ученых как еретиков, которые ставили под сомнение Священное Писание. Так, в 1553 году протестантами-кальвинистами в Женеве был сожжен испанский естествоиспытатель и врач Мигель Сервет (ранее приговорен к смерти и католической инквизицией). В 1600 г. за пропаганду коперниканского учения был осужден инквизицией и сожжен Джордано Бруно. В 1616 г. Ватикан официально признал опасной ересью гелиоцентрическую систему, с чем связан и инквизиционный процесс против Галилео Галилея в 1632 г. С 1559 по 1948 год издавался «Индекс запрещенных книг», в который наряду с некатолической (главным образом протестантской) религиозной литературой попадали и произведения выдающихся философов и ученых (в том числе и католиков), запрещенные к чтению верным католической церкви.
С другой стороны, в светской науке и культуре распространяется понимание религии как слепой веры; формируется рационализм как безграничная, именно «слепая» вера в способности разума; а в XIX в. — позитивизм, который отдает бесспорное преимущество позитивным наукам перед религией и философией. Результатом стало не только распространение светской культуры, превращение религии в «частное дело», но и призывы к фактическому уничтожению католической церкви — «раздавим гадину!» (Вольтер) и попытки вообще уничтожить религию, как «опиум народа» (К. Маркс ). Между тем, опыт научного развития, научные революции могут уже доказать, что научное знание, которое якобы должно основываться на бесспорных доказательствах, на самом деле часто оказывается ошибочным и требует пересмотра, во всяком случае, всегда имеет относительный, а не абсолютный характер.
Согласно западной традиции (культурам Востока свойственен синкретизм) наука как точное и эмпирически выверенное знание, существующее во благо человечества, противопоставляется религии, постулаты которой предполагается воспринимать на веру. При этом научная традиция рассматривается обособлено, исключая взаимосвязь с другими способами познания мира. В обыденном представлении философы и ученые прошлого предстают как борцы с нерациональной религиозной стороной действительности. Однако такого представления, т. е. рассмотрения прошлого с позиции современности, стоит избегать.
В европейской культуре задание науки определялось как девиз Галилея «все, что измерить можно, измеряй, что невозможно — измеримым делай». Однако человеческая жизнь не ограничивается рациональной стороной. Большинство знаний и убеждений получено человеком нерациональным путем, поэтому философские и психологические школы ХХ в. исследовали проблему потери человеком целостного мировосприятия, отчуждения от своей истинной природы и сущности.
Единство и различия религии и науки
Религия направлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия, предлагая знания, воспринимаемые на веру, своеобразные аксиомы, которые углубляются и обновляются в процессе личного общения с Богом. Так и наука, представляя знания в виде фактов, способствует возникновению нового видения явлений.
Очевидно, можно предположить, что религия и наука имеют два разных предмета, два разных пути познания, два разных критерия достоверности, поэтому они совершенно независимы и не могут проверяться друг другом. Еще Ломоносов утверждал: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии». Нельзя, например, подвергать сомнению библейский рассказ о сотворении человека на основании научного заключения о ее происхождении от обезьяны, и наоборот, — поскольку здесь речь идет о совершенно разных вещах.
Наука познает мир во взаимоотношении его частей и элементов, а не охватывая мир как целое и его соотношение с Абсолютом. Религия же, познавая Бога, открывает именно отношение мира и человека к Богу как к сверхъестественному началу, как к высшей силе. Научное знание нуждается во внешних доказательствах, вера же определяется своей внутренней силой. Знать возможно лишь о том, что доступно чувствам, а «Вера является залогом того, на что мы надеемся, — доказательство вещей невидимых» (Евр. 11, 1). Иначе говоря, наука базируется на внешнем, чувственном опыте, вера же — на внутреннем, духовном.
Независимость науки и религии связана с самостоятельностью мира в отношении к Богу. Но эта самостоятельность относительна. С религиозной точки зрения, Бог присутствует в мире через человека, а также в мировой гармонии, которая лишь в определенной степени нарушается стихией природы. Поэтому между наукой и религией на самом деле существует глубокая связь и точки соприкосновения. Наука как частичное знание опирается на мировоззрение, имеет религиозный (или антирелигиозный) характер, то есть она зависит от духовных интересов, от веры как отдельных людей, так и целых эпох. Поэтому наука не может уничтожить религию — она может быть безрелигиозной только тогда, когда религия сама в запущенном состоянии.
Напротив, именно глубина религиозного чувства помогает великим ученым в определяющих открытиях, поскольку вызывает «восторг перед всемогущим Строителем вселенной» (Коперник). Неслучайно и основатель современной рационалистической науки Ф. Бэкон когда-то сказал: «Только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад, к Нему». А вот мнение выдающегося физика XX в. Макса Планка: «Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга. <…> Для религии Он представляет фундамент, для науки — венец разработки миросозерцания».
Церковь в последнее время также делает шаги навстречу науке. Известный католический теолог Ганс Кюнг, идеолог модернизации католицизма, отмечает, например, что соотношение и границы между религией и наукой определяются не на модели конфронтации (или фундаменталистском неприятии науки, или рационалистическом неприятии религии) и не на модели интеграции (которая заключается в фактическом приспособлении или науки под догмы религии, или религии под научные теории), а на модели дополнения, или критически конструктивного взаимодействия, в которой обе стороны сохраняют собственную сферу, отвергают абсолютизацию и взаимно обогащают друг друга, пытаясь лучше понять реальность как целое во всех ее измерениях. Православный священник и философ Василий Зеньковский утверждал в связи с этим, что «соотношение современного знания и коренных идей христианства может и должно быть взаимно свободным». Но при этом христианство не может ограничиваться рецепцией только того в современном знании, что для него приемлемо — «христианская мысль должна заняться пересмотром основ знания, чтобы вернуть христианству его законное место в развитии знания».
Путем сравнения определений религии и науки приходим к выводу, что это два аспекта общественной жизни, которые являются различными областями духовной культуры и могут существовать рядом, не уничтожая друг друга. Утверждение, что религия и наука несовместимы — в корне неверно.
Использованная литература:
2. Релігієзнавство: Навчальний посібник. 2-ге вид. / За ред. Мозгового Л. І., Бучми О. В. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 264 с.
1. Роль религии в жизни общества
2. Религия и мораль
3. Религия и философия
Сохранить
О религии в современной России
Эти мысли я записывал для того, чтобы со временем написать статью (а может быть – и книгу), посвящённую отношению человека и религии в современной России. Но нет – слишком долго ждать. А время сейчас бурное: не успеваешь написать статью, тем более – книгу, как тема уже устаревает! Так было с моей книгой о проблемах Российской модернизации. Поэтому, публикую свои мысли в виде поста.
О РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Куда мы идём?
Куда мы идём, меняя отношение Государства к религии?
Посмотрите на Государственные или общественные мероприятия – на каждом из них обязательно присутствуют служители культа (как их правильно называли в Советские времена). Для человека, воспитанного в Советской стране, это кажется дикостью.
Посмотрите, как модно стало первым лицам Государства принимать участия в церковных мероприятиях, как охотно освещают официальные СМИ церковную жизнь, а главное – контакты наших «правителей» с церковными иерархами!
Под маской нравственного воспитания, в светских школах введено религиозное образование. Называется это довольно витиевато: «Основы Православной (или Мусульманской, или Иудейской, или Буддистской) Культуры». Почему-то задаёшься вопросом: «А почему в атеистическом СССР нравственности было в разы больше? Почему в СССР, где религиозность среди молодёжи и людей среднего возраста считалось нонсенсом не было стрип-баров, свинг-клубов, голых женщин в каждом журнале, и на солее храма никто никогда не танцевал???!!!»
В самом деле: может, дело не в религии? Идеалы свободы (превратившиеся в начале 90-х в идеалы произвола во всех сферах, в том числе — в нравственных), это «джин, выпущенный из бутылки»! Затолкать его обратно — нереально. Любая попытка это сделать натолкнётся на мощное противодействие. Что мы, собственно, и наблюдаем.
Интересное наблюдение: во время церковных празднеств около храмов можно увидеть огромное количество дорогих иномарок. Состоятельные и очень состоятельные граждане, нажившие свой капитал неправедным путём (и продолжающие это делать), пришли «помолиться» в рамках религии, которая исповедует слова Христова: «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.» (От Матфея. гл. 19. ст. 24). Но богатые приходят в храм, и к ним относятся, как к достойным «Царствия Божия»! Никто не сказал им, как Христос: «…если хочешь быть совершенным, поди, продай имение твоё и раздай нищим… и приходи, и следуй за мной» (От Матфея. гл. 19. ст. 21).
Что из этого следует? А следует то, что современная церковь (вернее – её служители) далеки от тех идей, которые проповедовал Иисус Христос. Разве не так?
Религиозное образование в светских школах – это ещё полбеды! В конце концов – это является частью программы по воспитанию нового поколения — поколения Россиян, которыми будет удобно управлять «власть имущими». Введение «англосакских» стандартов в образовании (признанными даже на Западе более отсталыми, чем существовавшие в СССР), необходимо для создания нового Российского этноса – бесправного, но покорного — для обслуживания интересов властной «элиты». И трансформированное христианство (из религии самоотречения, самопожертвования в религию «двойных стандартов») – наиболее удобный и легитимный способ покорения России мировым финансовым бизнесом!
Закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств – это правовой нонсенс. Статьи за вандализм уже мало – нужно большее! Если сантехник поставил на канализационной системе «крестовину» в квартире верующего – его можно призвать к ответственности. Если атеист вздумает высказать свои суждения о том, почему он считает, что бога нет — его тоже можно призвать к ответственности – это стопроцентно оскорбит чувства верующих! И заметьте – разговоров о том, что атеизм тоже можно считать религией не ведётся! Атеизм, как мировоззрение стал не защищённым, а атеисты – людьми второго сорта. На лицо – попрание свободы совести, как таковой («Человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никто не может быть ущемлён в правах из-за своего отношения к религии – исповедует ли он какую-либо религию или не исповедует никакой». Простите, но это забылось.
Далее. Что нас ждёт? На очереди – борьба с расплодившимися за последние 25 лет всякого рода экстрасенсами и предсказателями, традиционно встречаемые «в штыки» религией. Не удивлюсь (а скорее всего – уверен, что так оно и будет), что в скором времени будет принят закон, запрещающий экстрасенсам и целителям заниматься своей практикой в любом виде. Долой колдунов и ведьм! На кострах их сжигать, я так думаю, не будут (не те времена), но репрессии введут однозначно.
Я не сторонник экстрасенсов и гадалок – Кашпировского и Чумака мне хватило с лихвой. Но возвращения в средневековье я не хочу.
Я не хочу делать каждый свой шаг, и говорить каждое своё слово с оглядкой на религиозных фанатов.
Я хочу жить свободно в свободной стране, среди свободных людей.
Как мне быть? Я – верующий, но не религиозный. Я верю, что есть, несомненно есть нечто, что многие называют Богом, но я не считаю, что та, или иная религия является истинной! Все религии требуют от меня не поиска Бога, а слепой веры в истинность их догм. Для меня это не приемлемо, а потому – я не религиозен.
Но мы идём в бездну мракобесия. Самое противное — это то, что поступательное развитие человечества (в плане научного прогресса) сворачивается. У нас уже нет науки, как таковой – её постепенно заменяет лженаука. У нас нет культуры, как носителя высоких ценностей – её уже заменила массовая лжекультура, идущая на поводу самых низменных чувств своих поклонников, ради получения материальной выгоды. У нас нет духовных ориентиров – их заменила религиозность, подменяющая духовные ценности культовыми! Страшно!
Давайте вспомним, для чего возникли религии, и как относились основатели религий к людям? Религии возникали для удержания масс в рамках нравственного закона, препятствующего скатыванию человечества к животным инстинктам. И относились они к людям, как к «стаду баранов», которым нужен пастух, дабы оградить их от саморазрушения и деградации. И действительно – народ в древние времена представлял собой необразованное и бескультурное «стадо», нуждавшееся в руководстве «сверху» — т.е. в пастухе (Кстати – «пастырь», в переводе, означает «пастух», а «паства» — «стадо», т.е. то, что пасётся).
Человеку необходим нравственный закон, иначе он деградирует, превратится в животное. Поэтому, первоначально, религия выполняла очень позитивную роль – она давала людям нравственный ориентир, без которого невозможно существования социального общества, а главное – его сохранение. Но время шло. Развитие науки и культуры привело к Просвещению, и появлению нового типа людей, которые могли устанавливать нравственные законы для себя сами, без помощи религии.
Запомните:
Атеизм – удел просвещённых! Религии нужны тёмным и невежественным.
Образованный и культурный человек сам устанавливает для себя нравственный закон, и следует ему добровольно. Малограмотный и бескультурный нуждается в «пастухе», который направит его в нужное направление и оградит от деградации. По-существу – это раб! Сущность рабства в том, что он работает не потому, что хочет есть, облагородить своё жилище, преумножать своё имущество, а потому, что над ним стоит надзиратель с кнутом и, если он (раб) будет плохо работать — ему будет больно. То есть мотивация раба негативна: будешь плохо работать – тебе будет плохо, будешь хорошо работать – тебе будет как обычно (в отличии от позитивной мотивации свободного: будешь хорошо работать – тебе будет хорошо, будешь плохо работать – тебе будет как обычно). И не случайно в религиях верующие называются «рабами божьими»: их заставляют следовать нравственным законам из-за страха перед наказанием (судом Божьим, адом), а не потому, что это необходимо для сохранения и развития человека.
(перечитайте этот абзац и подумайте)!
Можно по разному относиться к Советскому периоду нашей истории. Одно несомненно: в СССР огромное внимание уделялось Просвещению. Возможно потому, что приоритетной идеологией тогда являлся атеизм, а атеизм (как я уже сказал) востребован только среди Просвещённых. Что мы видим сейчас в современной России? Мы видим обратный процесс – уничтожается наука, образование, о культуре я уже и не говорю… Просвещению положен конец! Поэтому сегодня, как никогда, востребована религия, как средство удержания народа в рамках нравственного закона!
В современной России запущен процесс депросвещения! А если говорить прямо и открыто – процесс расчеловечевания населения, превращения граждан в новый вид животного – «Хомо Потреблятикус»!
Причём, идёт этот процесс по лекалам, созданных ещё в нацисткой Германии, по плану «Ост». Но нацисты о своих целях заявляли прямо (разрастание третьего рейха за счёт освоения территории, занятой славянскими народами), а мировой финансовый бизнес, формирующий Единое мировое государство, делает это завуалировано. Но суть та же – превратить Россиян в рабов!
Естественно, возникает вопрос: кому это выгодно?
Если вы думаете, что пастух – это хозяин стада, то ошибаетесь. Пастухи часто пасут чужой скот (за определённую мзду, естественно). Так вот – мои выводы: реформой образования, засильем поп-культуры, пропагандой лженаук, нас превращают в скот (баранов) для того, чтобы власть имущим легче было нами управлять через пастырей (пастухов). Пастыри (пастухи) – это наймиты власти. Они «пасут» свою паству для власти, внушают «правильное» мировоззрение для власти, готовят её для того, чтобы власть «доила», «резала» и «стригла» своих «баранов» без опаски получить бунт… они готовят новые поколения Россиян для того, чтобы «власть имущие» управляли бы ими комфортно! И церковь (во всяком случае — РПЦ) проявляет в этом особое рвение. И это страшно!
РПЦ забыла новозаветную мудрость, которую сказал Христос: «кесарю кесарево, Богу – Божие» (От Матфея гл. 22. ст. 21)! После того, как патриарх Кирилл открыто (и официально) поддержал Путина на выборах президента – он срастил «Божие» и «кесарево» — этим он открыл глаза людям думающим, которые поняли, что РПЦ теперь является не центром духовного возрождения, а наёмным пастухом того «стада», которое имеют власть имущие…
А отсюда – резкая критика РПЦ и противостояние мракобесов от религии, и «троллей» от деградантов, которое мы наблюдаем сейчас в интернете! Иногда эта «война» вызывает улыбку, но чаще — становится не до смеха: цивилизация деградирует, а спасать её не кому, кроме мракобесов отрицающих Просвещение, как изначальное зло!
Прошлогодняя история с «Пусси Рай» — особая тема. Деградированные дебилки осквернили религиозное место, оскорбили чувства «воцерковлённых», но были наказаны по светским законам. И это не смотря на то, что церковь ОФИЦИАЛЬНО отделена от государства! Напрашивается следующая аналогия:
Представьте, что по улице идёт интеллигентного вида мужчина, никого, что называется, не трогает. Вдруг из подворотни выбегают подростки, и начинают корчить ему рожи, обзывать, показывать задницу… естественно, что окружающие осудят этих подростков. Но если человек возьмёт палку или камень, и перешибёт кому-нибудь из этих подростков хребет – тут уже все будут осуждать его! В этом случае уже он будет не прав (надеюсь – все поняли почему).
В случае с «Пусси Рай» случилось точно так же. Да, они были не правы, когда устроили шабаш на солее. Они совершили греховный поступок, они оскорбили чувства глубоко верующих православных… но простите – при чём здесь светское уголовное законодательство?! Почему эти деградантки пришли для своей акции именно в церковь? Не потому ли, что они позиционировали себя, как православные христианки?! Но, если они совершили негодное деяние против религии, то и наказаны должны были религией! У Русской Православной Церкви есть много вариантов наказания для своих прихожан. Можно было их осудить всей церковью, можно было наложить епитимью, можно было бы применить и высшую меру – отлучить от церкви (хотя это, по-моему, было бы уж слишком строго). Но их судил светский суд, назначил реальный срок заключения, причём – на основании средневековых документов, никакого отношения к современному праву не имеющих!
Что произошло в 2012 году в отношениях между Светской и церковной (не религиозной, а именно церковной) властью с одной стороны, и народа с другой? Почему вдруг, так называемая «продвинутая интеллигенция», встала на защиту деграданток и резкое осуждение церковников, призванных хранить и пропагандировать духовные ценности? А виной всему (по-моему мнению) стал патриарх Кирилл, который открыто поддержал кандидатуру Путина на выборах Президента РФ. Для чего он это сделал? Зачем церкви понадобилось «подлизать» лидера светской власти? Не потому ли, что у неё (церкви) есть далеко идущие планы, в осуществлении которых она уже не надеется на собственные силы, и хочет заручиться поддержкой ещё и светских властей (с её административным потенциалом)?
Я различаю три уровня духовной жизни – вера, религия и церковь. И на каждом уровне идёт борьба.
1. Вера. Все люди верят. Одни верят в то, что Бог есть, другие — в то, что бога нет, третьи – в то, что невозможно узнать: есть Бог, на самом деле, или его нет… и все эти три направления противостоят друг другу: атеисты противостоят верующим, агностики атеистам, и т.д.
2. Религия. Все, кто верит в Бога, разделяются на религии: одни Христиане, другие Мусульмане и т.д. И все они противостоят друг с другу!
3. Церковь. Религии разделены на церкви. Например, в Христианстве – это Православие, Католицизм, Протестантство… и ещё несколько десятков церквей и сект. И все они не только противостоят, но и борются друг с другом, утверждая, что именно их способ поклонения Богу по-христиански самый правильный!
В своё время, Свами Вивекананда различал три составляющие всех религий: философия, мифология и ритуал. Применительно к моему мировоззрению, это можно «разложить» так:
1. Вера – философия. Здесь люди противостоят по философскому мировоззрению. Причём противостояния, как такового, на этом уровне нет: нравственные и философские воззрения едины во всех религиях и принимаются даже атеизмом. Не убей, не укради, не прелюбодействуй, почитай родителей и т.д.
2. Религия – мифология. Здесь идёт противостояние по мифологии. Для одной религии Христос – это Бог! Для другой – Великий пророк! Для третьей – самозванец. Но, во всяком случае, три религии (Иудаизм, Христианство и Ислам) едины в мифологических взглядах на сотворение мира, историю с Адамом и Евой, с Авелем и Каином, всемирным потопом и т.д. Вплоть до появления Христа. Дальше единство мифологии отмечается только у Христиан и Мусульман, которая раскалывается с появлением пророка Мухаммеда.
3. Церковь – ритуал. Здесь люди противостоят по ритуальным обрядам: как именно следует поклоняться Богу, какую следует использовать атрибутику.
Заметьте: противостояние на последнем уровне – самое низменное! Поскольку противостоять на уровне веры-философии (есть Бог, нет его, или его существование недоказуемо) – это удел очень образованных (просвещённых). Противостояние различных религий (Христос – это либо Бог, либо пророк, либо самозванец) – это удел среднеобразованных. А противостояние на уровне церквей (креститься надо тремя пальцами… нет, двумя… нет, надо креститься ладонью…) – это уже удел быдла!!! (Под словом «быдло» здесь следует понимать необразованную, бескультурную и отсталую в своём развитии часть населения).
Что мы видим в современном мире вообще, и России в частности? Человечество отказывается от прогресса и Просвещения в пользу потребления. Современное «идеальное» общество – это общество потребителей! А люди-потребители изначально бедны и духовно, и интеллектуально. Такими удобно управлять. И, чтобы держать их поведение в рамках дозволенного, необходима мощная авторитетная сила! Религия подходит для этого как нельзя лучше. А потому, идёт массивная клерикализация массового сознания!
Противостояние науки и религии – это «дутое» противостояние, причём дутое со стороны религии, а не науки! Вера потому и называется верой, что не требует доказательств. Есть вещи, в которые можно только верить – доказать это не возможно. Например Любовь. Как можно доказать, что Любовь существует? Для человека, испытавшего это чувства, доказательств со стороны не нужны: он верит в неё в силу своего опыта! А человеку, который в силу ряда причин не испытал этого светлого чувства, доказать существование любви не возможно! Но можно убедить его поверить чужому личному опыту. Относительно религии, дело обстоит примерно так же: проповедники всех религиозных конфессий убеждают своих адептов, что им известна истина в последней инстанции. Так это или нет – проверить невозможно, а потому – остаётся только верить.
Религия и наука находятся в разных измерениях, подобно тому, как кислое нельзя сравнивать с красным, а громкое — с запахом нафталина. Вот вопрос: как вы отнесётесь к человеку, который попытается противопоставлять такие совершенно разные понятия (яркое-громкое, кислое-жёсткое)? И как относиться к деятелям от церкви, которые поступают точно так же, рассуждая о науке (о системе Коперника или о теории Дарвина)? Наука – это одно, а религия – другое (кстати: учёные более мудры в этом смысле — они не отвергают Бога математическими уравнениями).
И снова: куда мы идём?
И вдруг с отвращением начинаешь понимать: будущее есть только у тех, кто искренне и безропотно верит в Бога, кто живёт по трудным, и не всегда адекватным правилам религиозной жизни, ибо именно оно огораживает человека от деструктивного идеала потребительства. «Советский» атеизм ушёл в прошлое, причём многими воспринимается ныне как некое зло, от которого Россияне (мол, Слава богу) избавились.
Ан нет! Коммунистические идеалы хоть и не были идеальными, но всё же противостояли деструктивной идеологии потребительства. Отказавшись от «марксизма-ленинизма»,
Россия, вслед за «цивилизованным» Западом встала на путь расчеловечивания, и превращению человека в новый вид животного – скота-потребителя, в стаде власть имущих с попом-пастухом!
Рафаэль Басыров
07 августа – 19 октября 2013 г.