Содержание
- Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА
- Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее
- Притча о мытаре и фарисее
- Вторая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Блудном Сыне
- Притча о блудном сыне
- Третья подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Страшном суде
- Неделя сырная — Масленица. Прощеное воскресенье
- ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ — Недели перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА
- Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
- 9 февраля – Неделя о мытаре и фарисее
- 16 февраля – Неделя о блудном сыне
- 23 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная
- 1 марта – Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания
- Подготовка к Великому Посту
- Что означает неделя в православии
- Что такое седмица в православии
- Подготовительные недели к Великому посту 2019, суть и даты, название
- Почему недели подготовительные
- Чем можно питаться в подготовительные недели к Великому посту
- Какие молитвы читают в подготовительные недели
- Как готовиться православным к Великому посту
- Подготовка к Великому посту: значение и традиции
- Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА
Великий пост в 2016 году продолжается с 14 марта – 30 апреля 2016. Пасха — 1 мая.
Великому Посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы) —
Скачать в разрешении для печати (6 мб)
Автор — Священник Максим Бурдин
Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее
Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею мытаря и фарисея», нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей». Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14).
Притча о мытаре и фарисее
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»
Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …
Вторая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Блудном Сыне
Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о блудном Сыне», среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне»(Луки 15:11-32).
Притча о блудном сыне
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»… Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Страшном суде
Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной (в этот день последний раз до Пасхи можно есть мясо), или неделей о Страшном суде.
Притча о Страшном суде
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му’ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение усопших и особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
Неделя сырная — Масленица. Прощеное воскресенье
Последняя неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по народному «Масленица» . В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.
В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать.
Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается вкушение сыра, масла и яиц.
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем — 13 марта в 2016 г.
Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ — Недели перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА
Великий пост в 2019 году продолжается с 11 марта до 27 апреля (по н.ст.). Пасха — 28 апреля.
Великому Посту предшествуют три подготовительные недели —
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о Страшном Суде (последний день вкушения мяса) 3 марта 2019
- Седмица сырная (Масленица) — сплошная (последняя неделя перед Великим постом) 4–10 марта 2019
Недели перед Великим постом
Первая подготовительная неделя к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее
Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею мытаря и фарисея», нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей» (17 февраля в 2019 г.). Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14).
Притча о мытаре и фарисее
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.»
Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …
Вторая подготовительная неделя к Великому Посту — о Блудном Сыне
Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о блудном Сыне», среда и пятница постные (24 февраля в 2019). В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне»(Луки 15:11-32).
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и веемое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»… Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя к Великому Посту — о Страшном суде
Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной (в этот день последний раз до Пасхи можно есть мясо), или неделей о Страшном суде (3 марта в 2019 году).
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му’ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение усопших и особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его — праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
Неделя сырная — Масленица. Прощеное воскресенье
Последняя неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по народному «Масленица» — 4–10 марта 2019. В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.
В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать.
Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается вкушение сыра, масла и яиц.
На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем — 10 марта в 2019 г.
Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии.
#inelisaveta #mon_sofia #православие #великийпост
Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?
9 февраля – Неделя о мытаре и фарисее
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.
Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о мытаре и фарисее
10— 15 февраля – Сплошная седмица
Отменяются любые виды поста.
16 февраля – Неделя о блудном сыне
На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
Цикл Евангелия Великого поста. Притча о блудном сыне
22 февраля – Вселенская родительская суббота
Смысл названия
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.
23 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.
На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о Страшном суде
Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.
24 – 29 февраля – Сырная седмица, Масленица
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.
Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.
1 марта – Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания
На Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие Прощеного воскресенья
Заговенье на любую пищу животного происхождения.
* Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» (ред.).
** Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.
Подготовка к Великому Посту
Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия)
Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.
Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).
В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.
Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).
В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.
В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.
Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.
Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.
Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).
В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».
По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».
В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.
Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.
Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).
Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.
В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.
Пост для православия главный инструмент в борьбе с гордыней и остальными грехами. Находясь в посту человек укрепляется в вере, ему не страшны искушения. Душа такого человека, словно фонарик в темном царстве тьмы, работает проводником для многих заблудших душ. В чем это проявляется? Постящийся человек намного терпимее, добрее, благодаря чему окружающие получают больше тепла, любви, заботы, нежности, доброты. Такой человек созидает все вокруг себя, в нем нет разрушительной силы, слов, действий. Даже его взгляд греет, притягивает, а не отталкивает в беседе.
Что означает неделя в православии
Понятие недели уходит корнями к древним славянам, в наше время трактуется просто, день воскресенья. Его положено провести на утренней в храме, ничего не делать, пока не закончат править службу. Именно в этот день Всевышний почивал после тяжелых шестидневных трудов творения мира.
Второе ее значение — семидневный период. Неделя начинается в воскресный день вместе с вечерней службой. Это значит, что начался новый отсчет времени, новая неделя, которая закончится в следующую субботу.
Во время поста она означает полный цикл подготовительного периода. Всего таких периодов перед Великим постом 3. Воздержание или следование новым правилам следует начинать после вечерней службы, как правило, они заканчиваются около 19-00. Готовясь к исповеди или причастию, после 19-00 не едят, после полуночи даже не пьют воды.
Точно так же и среди недели, например вечерняя вторника, начинает день среды. Что в свою очередь говорит верующим о начале однодневного поста. Не в среду утром, поступая так, вы уже согрешили, выходит, что на пост у вас отведено половину суток.
Вечерняя литургия начинает новый день понедельника, а не заканчивает воскресный. Именно поэтому пасхальная ночь начинается с вечерней субботней литургией, многие после этой службы уже возвращаются домой с освященными корзинками.
Что такое седмица в православии
Седмицей называют неделю. Означает она семидневный цикл. В церковной жизни начало седмицы всегда положено на утро понедельника, завершение на вечер субботы. Но это вовсе не означает, что придерживаться правил, постного рациона нужно с того же утра. Основные правила касающиеся постящихся относятся к церковному дню, неделе. Из-за чего мы постимся с вечера, а не с началом седмицы в утро понедельника.
Второе обозначение седмицы относится к иконам, именно их по дням недели принято называть седмицей. Иконы ко дню меняют утром, а не с началом вечерней службы. Например, вечерняя пятницы проходит еще с седмицей (иконой) пятницы, хотя литургия уже открывает субботний день.
Седмицей открывают первый подготовительный период, в который нет постных среды и пятницы. Для церкви седмица значит подготовку перед постом или восстановление после него.
Подготовительные недели к Великому посту 2019, суть и даты, название
Посвящена она кающемуся мытарю, который усердно молится, прося Всевышнего о прощении его грехов. Рядом с ним важно стоит фарисей, он в своих молитвах рассказывает Всевышнему, как он добр, сколько хорошего он сделал людям, как он благосклонен к бедным. Гордыня фарисея идет впереди него, в тот момент, когда оборванный мытарь смиренно радеет что пришел в Божий храм.
Суть первой подготовительной недели в покаянии, в смирении своей души, преклонении головы своей перед величием Всевышнего. Гордыня страшный грех, смертельный, от него нужно избавляться, срочно. Лучше всего для этого подходит первая покаянная неделя.
Утренняя воскресная литургия говорит прихожанам как раз о покаянии, «Открой мне дверь покаяния», великие слова которые произносит хор, священник, весь приход.
С воскресенья 17 числа по субботу 23 февраля запретов в еде нет. Седмица начавшаяся с 18 по 23 февраля не имеет постов по средам и пятницам.
Утренняя воскресная литургия 24 февраля напоминает прихожанам о благосклонности Всевышнего, Его добром сердце. Мы как блудные дети, покинувшие Рай, ищем дорогу обратно. На всем пути своей жизни несем крест страдания, испытаний, жажды пищи, тепла, знаний. Всевышний ждет нас, периодический направляя на нужную дорогу. И только нам решать, как скоро мы сможем вернуться в Отчий храм, в Святую Обитель Господнюю.
Литургии этой второй подготовительной недели зовут нас грешных к очищению, к избавлению от поработившего нашу душу греха. Они наставляют нас на грядущий пост, для очищения души и тела.
2 числа, во Вселенскую субботу, необходимо заказать панихиду, положить на поминальный стол жертву. Как правило, это килограмм сахару, муки, пока не наступил пост конфет или печенья, растительного масла. Это посильная жертва, которую нужно принести для помина умерших родственников. Помин во время службы дает возможности найти им скорую дорогу в Царствие Небесное.
Дома проводятся помины за столом, на который ставят все кроме мясных блюд. Близится вечер третьей подготовительной недели, когда мясо уже под запретом.
Во время утренней воскресной литургии 3 числа Святое Писание напоминает прихожанам в храме о скором приходе Спасителя. О том, что близок Страшный суд. Покаяние и избавление от гордыни, смирение единственное спасение для души человеческой. Третья подготовительная неделя зовет прихожан и все человечество к исповеди и причащению.
Заканчивается период подготовки, третье число крайний день, когда еще можно кушать мясные блюда. После сегодняшней вечерней службы уже будет запрещено употребление мясного.
С 4 по 9 марта начинается седмица или масляная. Литургии среды и пятницы отсутствуют, вместо них молят Всевышнего о даровании терпения, смирения, помощи в посту.
Под вечер субботы еще можно кушать всю молочную продукцию, рыбные блюда, блюда в которые добавлены яйца. После вечерней службы этого дня запрет накладывается на всю рыбную, мясную, молочную продукцию.
На воскресной литургии десятого числа Святое Писание напоминает прихожанам о греховности Адама. Это день страшной грусти, печали, ведь душа человеческая потеряла Отчий дом. Она странствует подобно блудному сыну, не находя пристанища.
Именно на сегодняшней вечерней службе, в общей храмовой молитве прихожане прощают обиды всему миру и ближним своим. Господь благословляет всех, кто сегодня пришел в Его обитель, прощает, очищает душу, дает смирения для входа в благословенный пост.
Сегодняшний день окончательно ставит точку над употреблением большинства блюд. С вечера верующие строго постятся, ведь начинается первый день поста. 11 число нужно провести на одной воде, даже без корки хлеба.
Почему недели подготовительные
Встреча с воскрешением Иисуса требует очищения. Нельзя предстать перед Ним и Всевышним с плохими мыслями, не отпущенными грехами, не покаявшейся душой, без святого причастия. Мы ведь не встречаем дорогих гостей в рваных одеждах, с немытой головой, не усаживаем их за стол без скатерти. К их приходу мы старательно готовимся, накрываем богатый стол.
Вот так же обстоят дела и со встречей с Христом. Именно для этого нам и даны подготовительные недели, когда мы каемся, боремся с гордыней, злостью, обсуждением, учимся прощать и смиряться.
Преградить путь, сбить столку, искусить во время поста могут только грехи. Грех это своего рода плотно закрытая дверь с потерянными ключами. Всевышний всегда готов войти, вопрос в том, хотите ли вы найти ключи и отворить Ему дверь. Пост своего рода ключ, который открывает все двери — сердца. Это тот спасительный инструмент, который способен подарить смирение, исцеление души, радость от общения со Всевышним.
Чем можно питаться в подготовительные недели к Великому посту
В период первой недели с 17 по 23 февраля можно кушать все чего душе желается. Начало подготовки заключается в умеренности, порции становятся меньше. Из приемов пищи выделяют завтрак, обед, легкий перекус вечером. Тем самым пищеварительная система начинает переходить в щадящий режим. Однодневных постов среды и пятницы еще нет.
В период с 24 по 2 марта еще можно кушать все. Обязательные строгие посты среды 27 февраля, пятницы 1 марта. Родительская суббота 2 марта позволяет выставлять на стол для помина умерших родственников все за исключением мяса.
В период с 3 по 9 марта из рациона убирают все мясные продукты. Во время масляной еще можно кушать молочную продукцию, рыбные блюда. По средам и пятницам пост отсутствует. Желательно продолжать соблюдать умеренность, не объедаться.
Начиная с вечерней службы 10 марта для верующих начинается пост. После 16-00 употребление большинства продуктов уже находится под запретом.
Какие молитвы читают в подготовительные недели
Самой главной молитвой всегда есть обращение к Господу. Это основа основ, она укрепляет веру человеческую. Более того, это одна из единственных молитв, которую вспоминают даже в суете, печали.
Молитва утром, вечером имеет большое значение. Утренняя дает сил на день грядущий, она помогает стойко перенести все его соблазны. Вечерняя успокаивает, усмиряет душу, плоть, она подготавливает нас к следующему дню.
Кроме основных утренних и вечерних, положено читать обращение к святым архангелам по дню недели. Каждая из этих молитв имеет свое значение, силу, подпитывает утреннюю обращение к Господу.
- По понедельникам читают обращение к Михаилу;
- По вторникам читают обращение к Гавриилу;
- По средам читают обращение к Рафаилу;
- По четвергам читают обращение к Уриилу;
- По пятницам читают обращение к Селафииилу;
- Во воскресеньям читают обращение к Варахиилу;
Подготовительный период — время для раскаяния, исповеди, Божьего прощения. Именно поэтому в это время актуальны покаянные каноны.Они готовят нас к чистосердечному раскаянию во время исповеди.
Исповедь чаще всего проходит не всегда так, как мы ее планируем. Планы и реальность совершенно разные вещи. По время исповеди, когда батюшка накрывает ризой теряется все, мысли, слова, у многих текут слезы, забываешь все о чем хотел сказать, к чему готовился.
Именно поэтому, после исповеди, находясь в храме или дома, необходимо обратиться к Всевышнему, рассказать о том, что упустили в церкви, о чем забыли. Это важное обращение, оно поможет излить душу Всевышнему.
В день перед принятием причастия нужно отстоять вечернюю службу. После на утренней исповедаться. Перед тем как стать к самому причастию, читают «Верую». После причащения читается завершающая молитва.
Ежедневные молитвы это основа основ. Постарайтесь выделить время для общения со Всевышним утром и вечером.
Благодарите Всевышнего за все, что он посылает в течение дня. Просим мы Его всегда, а вот благодарим крайне редко.
Как готовиться православным к Великому посту
Период с 11 марта по день светлого воскрешения Христова, время страшных искушений, испытаний для всех людей на планете. Исключений нет ни для того кто верно постится, ни для того, кто есть все что ему хочется. В эти 48 дней идет борьба между нечистой силой и Всевышним. Сражение за нашу душу ведут и черти, и ангелы.
Противостояние
Если вы настроились, отдайте свои сомнения Господу, верьте в Него. Только он сможет дать вам сил выдержать все испытания, не сойти с намеченного пути.
Готовясь к посту, стоит помнить, что нечисть слишком лукавая. Она ищет пути к вашему сердцу, знает все ваши слабые места порой лучше, чем вы сами. Именно поэтому большинство бывалых постящихся рекомендуют запасаться дома множеством вкусностей которые можно кушать в пост.
Когда начинается мозговая атака, интуитивно понимаешь, что вот еще пару минут и все, ты сорвался. Возьми горсть цукатов, сухофруктов, орешков, перебей аппетит. Пару минут и все прошло. Успокоился, на душе стало легче, ведь не сорвался.
Научитесь благодарить Всевышнего за выработанный иммунитет, выстоял, миновал искушение –»Слава Богу». Идем дальше и противостоим всему, что нас пытается утянуть в сторону, увести с дороги.
Чтение Святого Писания, молитвенника дает сил, смиряет наш гнев. Ведь постящемуся чем дальше, тем труднее сохранять терпение, смиренность. В молитвеннике есть много хороших молитв, которые помогут противостоять искушениям не только в еде.
Не стоит переоценивать свои возможности
Подготовительные недели затем и даются, чтобы человек смог настроиться не только душой, но и телом. Это время для подготовки организма, пищеварительной системы. Желудку нужно перестроиться, научиться меньше требовать, войти в щадящий режим.
Не стоит впадать в крайности, еще с обеда объедаться до безумства, а с вечера уже отказываться от всего, попивая только водичку. Гастрит, а то и язва, нервный срыв вам обеспечены. Ко всему прочему сон пропадает как таковой, мучительный голод не даст уснуть.
Так же нужно помнить и о своих заболеваниях. Они сегодня преследуют многих. Состояние здоровья, важный фактор влияющий на пощение. Нужно учесть рекомендации лечащего врача, обговорить их с батюшкой на личной беседе. Вместе вы сможете подобрать рацион подходящий именно для вас.
Пост это не отказ от еды, тем более не голодовка. Это очищение души, физического нашего состояния. Душа очищается молитвой, благими делами, чистым сердцем, хорошими мыслями.
А вот для тела нужно подобрать лечение. Пост это своего рода диета, но только для тела. И тут нужно выбрать правильный путь. Ведь Всевышнему нужна верующая душа в здоровом теле, а не в изнемогающем, когда молиться ей не дают болезни.
Чужая жизнь
Решаясь поститься, очень многие живут чужой жизнью, следуя примеру и рекомендациям друзей. Это главная ошибка, которая часто приводит к срыву не только поста, но и здоровья в первую очередь.
Помните, Господу нужно ваше сердце и душа, а не голодовка и подсказки. Подсказывать может только Он.
То что подходит кому-то, навряд ли подойдет вам. Не обжигайтесь в самом начале пути. Не зря говорят «Благими намерениями устелена дорога в ад», это как раз тот случай. Только священник, взвесивший все за и против, сможет вам помочь.
То же самое касается и рекомендаций по чтению духовных книг. Окрепнуть верой и проникнуться можно только читая Святое Писание и еще некоторые издания. Подсказать вам опять же, может только священник.
Думать и молиться
Человека Господь создал мыслящим существом, поэтому прежде чем что-то предпринять, всегда нужно трижды подумать.
По этому поводу есть умнейшие слова: «При входе в Обитель Господнюю положено снимать головной убор, а не лишать себя головы».
Именно поэтому совет батюшки считается мудростью, и к ней нужно прислушиваться. Вы верно прочли, прислушиваться, поскольку главные советы дает сам Господь.
Утверждаются не мудростью, но словом Божьим.
А Его советы на вес золота, даются далеко не всем. Постичь их можно только следуя Его слову, Закону Божьему. Задушевная беседа со Всевышним выходит у тех, кто познал силу молитву во время поста.
Подводим итоги:
Поститься не просто нужно, это крайне необходимое мероприятие, которое помогать верующей душе постичь слово Божие, обрести мудрость. Мудрость, к сожалению, сегодня не так часто встречается. А вот банальные советы, рекомендации, навязывание, таки да! Как же без них! Поэтому слушайте свое сердце, разум. Всевышний всегда дает подсказки, главное научиться их видеть и понимать.
Понимание придет, не сразу конечно. Этому нужно учиться, помочь может Святое Писание, пост, храмовая литургия. Научитесь благодарить Всевышнего за все что он вам посылает. Только так он сможет оградить вас от неприятностей.
Подготовка к Великому посту: значение и традиции
Притча, которую по евангельскому сюжету Иисус рассказывал «некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других», повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме.
Фарисеи (от др.-еврейск. — «отделившиеся») — последователи религиозно-общественного течения, проживавшие в Древней Иудее. Фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им Моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды. Поэтому многие считали их мудрыми и благочестивыми, то есть «отделившимися» от других людей. А мытари, сборщики царских податей, зачастую злоупотреблявшие своими полномочиями, были повсеместно ненавидимы и презираемы.
Фарисей молился так: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же от стыда перед Богом за свою неправедную жизнь «не смел даже поднять глаз своих к небу» и лишь молил Его о прощении грехов: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (церк.-слав. — «Боже, милостив буди мне грешному»). Эти слова выделены в отдельную «Молитву мытаря», которая принята православной церковью как общеупотребительная.
Притча завершается утверждением Иисуса, что «мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
В этот день церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) — осужден. «Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)», — говорится в этот день, «научимся высоте смиренных слов мытаря…», потому что нет без смирения настоящего покаяния.
В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется «сплошной». В среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.
В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующие особенности: 1) пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей (молитвенных песнопений); 2) присоединение к песнопениям Октоиха песнопений Постной Триоди; 3) чтение притчи о мытаре и фарисее; 4) замена воскресных кондаков кондаками Триоди, иногда Минеи.
Недели о блудном сыне и Страшном суде
В Воскресенье, 31 января начинается Неделя о блудном сыне. Притча, читаемая за литургией в этот день, рассказывает об истинном покаянии грешного человека и милосердия Божия к нему.
Младший сын потребовал у отца свою часть наследства и ушел на «страну далече». Там все растратил и вернулся назад — попроситься к отцу хотя бы рабом. Отец со слезами радости принял его, принял как сына. Эта евангельская притча о добровольном уходе от Бога и о том, что Бог всегда нас, раскаявшихся, примет. Потому что Отец не может не принять сына, а все мы — дети Божии. И в эту неделю Церковь напоминает нам о том, что мы покинули и потеряли, что ушли мы далеко, что есть Отчий дом, где всегда нас ждут.
7 февраля — Неделя о Страшном суде, с 7 по 13 февраля — Сырная седмица (Масленица). Как следует из евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались Ему угодить. Он спросит нас: были ли вы человечны? Накормили вы голодного, когда видели его? Подумали, как дать тепла бездомному? Повернулись к неимеющему и дали то, что есть лишнего у нас? И это — всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде. Ведь если мы не можем быть человечными, как можно думать о божественно?
Церковь напоминает нам о Страшном суде и говорит о том, что мгновения достаточно, чтобы изменить свою жизнь и повернуться к Богу. Сделаем что-нибудь бесконечно простое, но этого простого малого добра будет достаточно, чтобы другой человек остался в живых, чтобы он мог дышать, а не пропасть.
Эта неделя называется мясопустной, т. е. мясное уже есть не положено. Рыбу, молочные продукты, яйца еще употреблять можно, и поэтому неделя носит еще и другие названия — сырная и масленая. В Масленицу мы печем блины и ходим друг к другу в гости.
В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Другое его название — Прощеное воскресенье. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели — примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу.
В этот день церковь вспоминает изгнание Адама из рая. В начале Поста мы уподобляемся Адаму, совершившему грех и поэтому очутившемуся вне рая. Прощение же — настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир. Простить — значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Простить — это значит и быть прощеным Отцом Небесным, значит оказаться в раю.
В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Великому посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости
Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
Великий пост в 2020 году начнётся 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель*. В чём смысл их названий? Каковы особенности богослужений и постовых предписаний** в эти дни?
9 февраля – Неделя о мытаре и фарисее
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк 18:10-14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.
Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о мытаре и фарисее
10-15 февраля – Сплошная седмица
Постовые предписания
Отменяются любые виды поста.
16 февраля – Неделя о блудном сыне
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Лк 15:11-32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся.
Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
Богослужебные особенности
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поётся 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
Цикл Евангелия Великого поста. Притча о блудном сыне
22 февраля – Вселенская родительская суббота
Смысл названия
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.
Богослужебные особенности
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.
23 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.
Богослужебные особенности
На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие о Страшном суде
Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.
24-29 февраля – Сырная седмица, Масленица
Богослужебные особенности
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.
Постовые предписания
Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов – сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Отсюда и название.
1 марта – Неделя Сыропустная, Прощёное воскресенье. Память Адамова изгнания
Смысл названия
На Литургии читается отрывок Мф 6:14-21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея – тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.
Богослужебные особенности
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поётся 136-й псалом. В текстах службы отчётливо звучит напоминание о цели предстоящего поста – встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния чёрного цвета.
Цикл Евангелия Великого поста. Евангелие Прощёного воскресенья
Постовые предписания
Заговенье на любую пищу животного происхождения.