Содержание
Куда «смотрит» крест
На Невском находится несколько храмов: я обратила внимание, что все кресты, венчающие главки, расположены параллельно Невскому, как бы «смотрят» на проспект, а крест на Казанском соборе установлен перпендикулярно к главной магистрали. Почему? В. Александрова
Действительно, в римско-католической церкви Святой Екатерины и в Евангелическо-лютеранском храме Святого апостола Петра (Петрикирхе) кресты «смотрят» на Невский, а на Казанском соборе крест расположен к проспекту «боком». По христианской традиции алтарь, а значит, и крест должны быть сориентированы на восток, и при строительстве Казанского собора архитектор Воронихин следовал церковному канону. Зодчие Валлен-Деламот и Ринальди, которые возвели римско-католическую церковь, а также Брюллов, Трискорни и Жак, построившие Петрикирхе, отступили от традиции в угоду красоте: в их творениях и алтарь, и крест сориентированы не на восток, а на Невский. И главный вход в эти храмы — с проспекта. В Казанском соборе главный вход — с запада, с Казанской улицы. А вот в Армянской апостольской церкви Святой Екатерины, построенной Фельтеном, удалось сочетать верность канону и европейский практицизм: алтарь сориентирован на восток, крест «смотрит» и на восток, и на Невский (если вы зайдете сбоку здания — увидите, что у креста четыре луча), вход — с проспекта. Все православные храмы Петербурга, вне зависимости от того, где они расположены, строго следуют традиции, церкви других конфессий не так ортодоксальны.
Символы на купольном кресте храма
Как известно, крест – главный символ в христианстве, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. На нашей груди всегда висит крест, крестом мы осеняем себя во время молитвы, изображения крестов есть на церковной утвари, облачениях священнослужителей, иконах… И, конечно, мы не можем представить себе храм без креста на его куполе.
Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо.
Икона Святые равноапостольные Константин и Елена 17 в.
Ранее мы писали о том, что значат надписи и символы на нательном православном кресте. Сегодня же расскажем какие бывают кресты на куполах храма.
Стоит сразу сказать, что крест ставится на верх храма по особым правилам.
Помните, на какую сторону света ориентирован алтарь в храме? На восток. Так вот, крест на куполе всегда возводится так, что если встать лицом к кресту, за ним окажется восток, слева — север, справа — юг, а сзади — запад.
На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами-символами.
Полумесяц (цата). Под крестом мы можем увидеть полумесяц. Некоторые ошибочно трактуют этот символ как «победа над мусульманским миром». Также можно услышать, что подобные кресты с полумесяцем ставятся в тех городах, где, кроме православного храма, есть мечеть. Это, конечно, заблуждение. На самом деле, этот символ встречается еще со времен постройки древних храмов. Такой крест своим изображением напоминает якорь – символ надежды христиан на Спасение. Также полумесяц внизу креста похож на евхаристическую чашу.
Лилия. На концах перекладин креста встречаются трехлепестковые цветки лилии. Такое изображение называется крин и считается символом Святой Троицы. Три лепестка — триединство Бога.
Виноград. Часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа, единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1).
Процветшие побеги. Крест, из основания которого растут побеги, называют «процветшим». Такой растительный орнамент является символом древа жизни, возрождения, Райского Сада.
Капли крови. На купольных крестах бывают цепи с бусинами, которые в народе называют «слезками». Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.
Голубь на купольных крестах – символ Святого Духа.
Корона. На некоторых наглавных крестах на вершине можно увидеть корону. Такой символ, с одной стороны, указывает на Небесного Царя, а, с другой, говорит о том, что храм был построен по указу и на пожертвования правящего российского императора.
Звезды на кресте напоминают нам о Вифлеемской Звезде, которая привела волхвов к рожденному Спасителю. А солнце в центре креста символизирует Свет Жизни.
Ангелы и херувимы. Любопытно, но у храмов, как и у людей, есть свои Ангелы-Хранители. Их изображения можно встретить на крестах, а также в виде статуй и барельефов.
Ангел на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Надглавные кресты православных храмов имеют множество форм и символических значения:
• Мерило праведное. Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов. Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. В народе подножие креста получило название «стояло». Шестиконечный русский православный крест с древних пор ставился на куполах храмов. Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.
• Солнце, вознесшееся на Крест. Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины. Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл, означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12). Русские мастера изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.
• Звезда утренняя. Звезда — это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.
• Трилистник — символ Живоначальной Троицы. Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях). Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.
• «Аз есмь виноградная лоза». Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.
• Дух в кресте. Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.
• Растение Воскресения. Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги— такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни — воскресение Христа из мертвых.
• Древо вечной жизни. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест». Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.
• Венец славы. Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. В православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы».
• Царь царствующих. Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «…на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам». Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа.
• Оружие невидимой брани. «Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» — так называют Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя — орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых. Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять. Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук — шлем, хоругвь — военное знамя, крест — «оружие непостыдное». Но надо помнить, что Крест Господень — это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым. Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит — это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема»
Источник: сайт оптина-мск.ру
Православие – Религия России!
Православная Россия
#ПравославнаяРоссия
Крест «накупольный» с полумесяцем
Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как «накупольники» расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.
Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.
Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — под ногами ее луна» (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Полумесяц в основании Креста?
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.
Все шесть крестов установили на Главный храм ВС РФ
Военные строители установили все шесть православных крестов на Главный храм Вооруженных Сил РФ на территории подмосковного парка «Патриот».
«Кресты Главного храма ВС РФ выполнены в монументальном русском стиле и покрыты золотом гальваническим способом. Кроме того, они украшены стеклами белого, синего и красного цветов. Военные строители установили шесть крестов, в том числе 5 малых, весом по 2 тонны, и большой — 3,5 тонны», — говорится в сообщении российского военного ведоства.
Первых прихожан храм планирует принять 9 мая 2020 года. Строительство ведут исключительно на пожертвования — храм, по задумке, должен стать символом единения церкви, армии и народа.
Отмечается, что впервые в России с нулевой отметки подняли и установили на высоте более 60 метров готовый центральный купол весом 85 тонн.
До этого момента никто и никогда не поднимал с земли подобные купольные или полусферические полностью собранные конструкции. Их частями монтировали и отделывали только в верхней точке. Это процесс трудоемкий и опасный из-за большого объема высотных работ, с привлечением многих людей разных специальностей.
Военные строители рассчитали и реализовали более эффективную по времени, а главное безопасную технологию. Все купола и кресты Главного храма два месяца готовили на земле. Все узловые стыки куполов укреплены сварочными швами. Каждый тщательно смогли проверить рентгеноскопией и ультразвуком.
Четыре одинаковых купола диаметром 12 метров, весом 34.5 тонны установили на площадки четвериков высотой 42 метра. Пятый меньших размеров встал на звонницу. Купольные каркасы — металлические фермы из стали повышенной прочности с добавками хрома, никеля, молибдена. Заложенный коэффициент прочности каждого малого купола — до 1500 лет.
Центральный купол Патриаршего собора, на церковном языке «глава», создан в форме шлема Святого благоверного князя Александра Невского. На его выпуклой части – «пучине», изображены 4 аббревиатуры «ГХВС» (Главный храм Вооруженных Сил), 2 лика Архангела Михаила — предводителя воинства небесного, обращенные на восток и запад. На южной и северной сторонах купола 2 «хризмы» или христограммы Рождества Христова.
На главный купол монастырского храма установлен уникальный крест
Екатеринбург, 2 февраля 2004 г.
Выполнен он в византийском стиле, сделан по подобию креста Рождественского собора города Владимира, где до переноса в Александро-Невскую Лавру покоились мощи святого Александра Невского. Сам Рождественский собор не сохранился, но известно, что его крест был подобен кресту Дмитриевского собора, дошедшего до нашего времени в подлинном виде, сообщают сестры Ново-Тихвинского монастыря. Крест изготовлен из нержавеющей стали с последующим золочением сусальным золотом. Впервые православный крест сделан с подсветкой, в чем видно совмещение древних традиций и современных технологий. То, что крест излучает свет, как нельзя лучше передает идею того, что Бог есть свет, и тьмы в нем нет ниединыя. Вчера крест уже зажегся над Екатеринбургом.
А.В.Долгов, директор предприятия «Ордер», которое изготавливало крест, сказал, что это сложнейшая архитектурная и инженерная конструкция. Крест 4 метра в высоту. На вершине — хрустальный голубь. Освящал крест Владыка Викентий, присутствовал В.Н.Туманов, первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. Для Ново-Тихвинского монастыря это событие особо символично, так как в 2004 году исполняется 10 лет с момента его возрождения, и, возможно именно в этом году начнется полноценная реставрация собора, из которого сейчас вывозятся последние фонды краеведческого музея.
Крест с полумесяцем, его история и духовный смысл.
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. На куполе крест выражает идею Храма как Дома Божия и Корабля Спасения, поэтому и имеет соответствующую символику. Для нас очень полезно иметь правильное представление об этих символах.
Особенно часто вопросы и недоразумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Прежде всего нужно отметить, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами.
Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения св. Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает нам право считать, что цата на Кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам всем о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем — символ якоря. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6; 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль по волнам бурной временной жизни в силах доставить всех желающих в тихую пристань жизни вечной.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие, например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла мы находим в кресте, что сияет над куполом Храма. Вознесшийся над нами, он издалека свидетельствует о неизмеримом духовном богатстве, которое Бог дарует нам через Святую Православную Церковь.
Военные строители провели уникальный подъем купола на Главный храм ВС РФ
Строящийся Главный храм Вооруженных Сил РФ в подмосковном парке «Патриот» в пятницу, 15 ноября, увенчали куполом весом 85 тонн. Федеральное агентство новостей объясняет, почему военные строители считают это уникальной операцией.
Центральный купол Главного храма Вооруженных сил установлен на барабане диаметром в 19 метров 45 см. Высота купольной конструкции — 18 метров, а вес — 85 тонн, и это без учета специального конуса под крест. Военные строители называют это идеальным сочетанием архитектурно-художественной и инженерной мысли: при максимальных размерах и показателях прочности у купола при этом минимально возможный вес. Ранее в истории церковного строительства подобные купольные или полусферические объекты никогда не поднимали с земли целиком — их частями монтировали на высоте и дорабатывали отделку в верхней точке сборки. Строители рассказывают, что впервые в истории современной России выполнили столь сложный подъем с нулевой точки на высоту почти 30-этажного дома (62 метра). Купол подняли при помощи специального крана в 750 тонн, который для устойчивости увеличили контргрузами до 1250 тонн.
Два месяца центральный купол собирали на площадке рядом с южным входом. Для конструкции использовали сталь повышенной прочности с добавками хрома, никеля, молибдена. В основе оригинального проекта — 32 несущие фермы из профильных квадратных труб, которые мощными болтами соединены с центральным стержнем. Все стыковые узлы дополнительно укрепили сварочными швами, а качество проверили рентгеноскопией и ультразвуком.
Заложенный условный коэффициент прочности купола — от 300 до 1500 лет.
«Точно рассчитать этот показатель невозможно, — объясняют строители. — Фермы металлокаркаса проверяли верхней нагрузкой в 100 тонн и боковой — в 20 тонн. Деформация при этом составила всего два миллиметра. Это значит, что через пятьдесят лет износ купола будет 0 процентов».
Купол облицован 19-тонным орнаментом из самого твердого из возможных алюминиевых сплавов — такой же используют для самолетов и подводных атомных крейсеров. На поверхности литья — сусальное золочение и изображения аббревиатур названия Главного храма Вооруженных Сил (ГХВС), ликов Архангела Михаила и Рождества Христова. Позже на главном куполе появится золоченый крест.
По проекту архитектора Дмитрия Смирнова, всего Главный храм ВС РФ украсят шесть куполов. Четыре одинаковых купола будут установлены на так называемые четверики, три из них уже заняли свои места. Еще один установят на звонницу, а самый большой купол сегодня занял центральную часть храма. Подобными куполами украшены Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске, так что в этом храм Минобороны следует русской церковной архитектуре.
«Луковичная форма куполов — это византийская традиция и архитектурная особенность древних православных церквей. Купола в такой форме очень по сердцу нашему народу, — рассказал настоятель Главного храма ВС РФ епископ Стефан Клинский. — В русской традиции такой купол представляется как шлем ратника. Шлемы на головах наших воинов имели такой же вид, как и купола храмов. Это напоминает нам, что храмы — такие же воины, воины духа, стоящие на страже духовных ценностей. Храмовый купол с крестом — это духовная свеча, которая объединяет всех нас в единую семью людей, живущих по законам совести, христианского миросозерцания и главенства духовных ценностей».
По словам настоятеля, именно возведение купола превращает обычное здание в храм, поэтому сегодняшнее событие на стройке — особенный этап в строительстве главного собора ВС РФ.
«В мае 2020 года вся страна будет отмечать великий и радостный праздник победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Храм посвящен всем защитникам Отечества и является памятником погибшим в годы войны, — напомнил Стефан Клинский. — Именно купола и кресты храма Победы — Главного храма Вооруженных Сил России будут видны издалека и своим блеском ознаменуют нашу добрую волю и великую благодарность всем воинам, отдавшим свои жизни за Россию».
Добавим, что главный храм Вооруженных Сил возводится к 75-летию Великой Победы. Все элементы его внутреннего и внешнего убранства по замыслу авторов проекта наполнены духовной и героической символикой. Например, высота звонницы 75 метров, а малого купола — 14,18 метра. Диаметр барабана для центрального купола — 19,45 метров. Протяженность галереи «Дорога памяти» составит 1418 метров — по числу дней Великой Отечественной войны.
Ранее ФАН рассказывало, как изготавливаются мозаичные украшения для храма в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.