Содержание
- Анна Византийская и её роль в крещении Руси
- Анна Византийская — биография, информация, личная жизнь
- Анна Византийская
- Скандальный мезальянс X века: Как византийский император выдал свою дочь за князя-язычника
- Когда появилась на свет византийская принцесса Анна и почему носила прозвище «Багрянородная»?
- Завидная невеста, или почему византийский император предпочёл франкам язычника – русского князя Владимира?
- Сватовство князя Владимира и условие принцессы Анны
- Роль Анны Византийской в крещении Киевской Руси
- Армяно-византийская царевна Анна в 988г. распространила христианство на Руси. Минутка Истории
Анна Византийская и её роль в крещении Руси
О РОЛИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРЕВНЫ АННЫ В КРЕЩЕНИИ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ КИЕВСКОЙ РУСИ
Анна Византийская, царевна в Константинополе, поставила условие крестить избравшего её Владимира Святославича и весь его народ перед вступлением в брак.
(Армянская династия, Васильевская династия) — императорская династия в Византии с 867 до 1056 года. Историки именуют эту династию Армянской, Македонской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), почти все византийские императоры, военачальники и крупные чиновники были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. За два века – 20 императоров. Во времена Византийской империи большинство армянской элиты того времени сроднилось с греками, образовав особую группу населения Византии, которая со временем просто растворилась.
В год Крещения Руси, в 988 году, в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 — 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 — 1028). Отцом был Роман II, а матерью — Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении. насчёт незнатности проблем, думаю, не было. Сам основатель династии, Василий Македонянин, выходец из крестьянской семьи, сумел дослужиться до конюха, но себе приписал, что он потомок Аршакидов, так же, как Багратиды приписали себе, что они потомки библейского царя Давида. Какой император напишет в «анкете», что он сын крестьянина? так что и Анастасо превратили в Феофано, и происхождение подправили, ближе к царскому.но вот её дочь уже – порфирородная царевна Анна. Трудно представить, но все армяне. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II, поэтому – порфиророгенета. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны — 13 марта 963 года. Так что знаменательная дата Крещения Руси – 1030 лет юбилейная и для Анны – 1055.
После смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано, которая затем его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия – (Чмшкик, Башмачок), несмотря на маленький росточек, прославившего империю победами над арабами, болгарами, финикийцами. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами-соправителями.
Похоронив княгиню Ольгу, Святослав отправил сыновей на самостоятельное княжение. Старший княжич Ярополк получил Киев, второй сын Олег – Древлянскую землю. Побочному сыну Владимиру достался Новгород, поскольку его матерью была не варяжка, а славянка. Но её должность ключницы была сродни дворецкому и казначею, в распоряжении находились все кладовые, погреба и даже казна…
Из его жён мы остановимся на Рогнеде-половчанке и Анне, здесь есть сходство и отличия.
Полоцк для новгородского князя был очень выгодным городом, поскольку находился на важных торговых путях из Балтийского моря в Черное.
Желая обрести в лице будущего тестя верного союзника, Владимир послал к его дочери сватов. Однако, как повествуют летописи, гордая Рогнеда ответила Владимиру решительным отказом. В Лаврентьевской летописи ее слова звучат так: «Не хочю розути робичича (т. е. сына рабыни. – Л. М.), но Ярополка хочю».
Узнав о том, что невеста отказала ему в грубой форме и хочет выйти замуж за его противника, новгородский князь собирает большое войско. В него вошли: наемники-варяги, словене, кривичи и чудь, т. е. те племена, которые объединялись в союз еще при Рюрике. Полоцк был захвачен, семья правителя оказалась в плену. Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой в присутствии родителей, а самих родителей убил.
Вообще в летописи Нестора (по Морозовой) Владимир представлен большим женолюбом: «Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а 2 дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове».
Грекиню убитого им Святополка взял он беременною, вместе с казной. На булгарке князь женился, судя по всему, в 985 г., когда совершил удачный поход на Волжскую Булгарию. Возможно, она-то и стала настоящей хозяйкой киевского дворца, поскольку ее сыновей, Бориса и Глеба, Владимир любил больше остальных детей. Унижения Рогнеду заставили пойти её на отчаянный шаг – убить Владимира. Думается, что для Рогнеды прекращение ненавистных супружеских отношений с Владимиром и переезд в Изяславль явились величайшим благом. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы. Укрепив власть сына, потом она ревностно занялась распространением христианства в Полоцкой земле. Половчане надолго из поколения в поколение запомнили её. Характер + позднее христианство.
А Владимир уже хотел выйти на мировой уровень, то бишь, на европейский. И стал примерять корону. Корону могли надеть в Византии. Среди европейских государей они все же занимали первое место. Породниться с ними стремились все короли. Однако Владимир, несомненно, знал о печальном опыте своей бабки – Ольги, не сумевшей крестить Русь из-за боязни попасть в зависимость либо от Константинополя, либо от Рима. Поэтому для князя важно было стать настоящим родственником византийских императоров и войти в их семью на равном с ними положении. Женитьба на сестре правивших в то время Василия и Константина давала такой шанс. Очевидно, именно такими соображениями руководствовался Владимир Святославич, когда посватался к принцессе Анне Романовне. Несомненно, невеста во многом превосходила жениха: и по происхождению, и по образованию, и по воспитанию, и по общему культурному уровню. Ведь она выросла в культурной столице всей Европы и Малой Азии – Константинополе. К тому же она сама и многие поколения ее предков были христианами, а Владимир – язычником. При всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, в русских летописях о ней содержится очень мало сведений, больше в византийских, арабских хрониках.
И он решает послать сватов в Константинополь.
И тут Владимиру подфартило.
Против соправителей – Василия и Константина восстал Варду Фока, объявил себя императором и тоже шёл на Константинополь. Тоже армянского роду-племени, но каппадокийского замеса, племянник Никифора Фоки, любовника, затем мужа Феофано, матери императоров и Анны.
Варда Фока захватил почти всю Малую Азию… Особенно критически сложилась ситуация в сентябре 987 г., когда войска мятежника подошли к Хрисополю, отделенному Босфорским проливом от Константинополя. Возникла угроза захвата столицы Варда Фокой. Поскольку собственных сил у Василия и Константина было мало, они обратились за военной помощью к соседним странам. Одним из первых, видимо, откликнулся Владимир, заинтересованный в сближении с византийскими императорами.
Разумеется, он слышал про походы на Царьград и Олега, и Игоря, деда своего. Про веру знал, ведь Ольга приняла христианство. Он понимал, что нужен был единый для всех бог, ведь и тогда на Руси было много разных племён и народностей… Особенно важным было единобожить языческую дружину. Не менее важным стимулом отказаться от язычества было то, что правители других государств не признавали князя-идолопоклонника за равного.
Он обещал выставить дружину в 6000 разноплемённых воинов. Но за свою помощь он потребовал руку принцессы Анны.
Начались переговоры, после которых был подписан договор о том, что сначала русский князь примет крещение, потом получит руку Анны и женится на ней по христианскому обряду и сразу же окажет военную помощь новым родственникам в борьбе с мятежником.
13 апреля 989 г. Варда Фока был разбит в битве у Авидоса на азиатском берегу Дарданелл императором Василием II, которому киевский князь Владимир послал на помощь 6-тысячное войско, сыгравшее решающую роль в сражении. В этой битве Варда Фока погиб.
Но братья не спешили исполнить обещанное, Анна плакала и умоляла «не посылать её в плен к тавроскифам». Нарушение договора не было следствием только прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было несколько жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский престол.
Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев только при одном непременном условии: все предыдущие браки князя Владимира должны быть расторгнуты, с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным., что для Владимира было неприемлемо: старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, зашли в тупик, после чего союз с империей был разорван. Князь Владимир подозревая византийцев в обмане, в этот критический момент действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в Херсонес, византийское владение в Крыму.
Но попутно Владимир успел и тут возжелать дочь городского главы, то ли в шутку, то ли всерьёз он посватался к дочери правителя Херсонеса, те резко отказали, тогда он осадил Херсонес. Предатель из жителей города, некий Анастас, пустил стрелу с запиской, о том, что надо перекопать акведуки и лишить город воды. Началась страшная резня, пожары, по-моему, участь Рогнеды выпала и несчастной девушке и родителям. Отсюда он пригрозил ромеям – возьму и вас!
Братья задумались, вряд ли угроза была реальной, но Херсонес тоже свой город. Да и договор выполнять надо. Лучше дружить, тем более, что согласен принять их веру, и снова стали уговаривать свою сестру согласиться. Конечно, и они не хотели. Очень не хотели: язычник, варвар, по византийским меркам не родовит… Тянули, как могли, даже хотели послать другую девушку, внешне напоминающую рыжеволосую красавицу Анну.
Теперь по векселям надо было платить.
В древнейших летописях достаточно подробно описано, как осаждал Владимир Херсонес (Корсунь), как вел новые переговоры с императорами о скорейшем прибытии принцессы. В них подчеркнуто, что поначалу Анна категорически отказывалась выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в плену. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасет и своих родственников от жестокого врага. Решающим доводом для Анны стали слова, влагаемые летописцами в уста братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?».
По версии летописей, Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. Но уже примирилась со своей миссионерской судьбой. Это характеризовало ее как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину.
Таким образом, путем женитьбы на принцессе Анне Владимиру удалось избежать зависимости от византийских императоров и греческой церкви.
Начались приготовления к крещению Владимира и свадьбе. Князю были обещаны царские регалии вместе с высоким титулом кесаря, вводившего его в императорское семейство. Оба события совершились в храме Святой Богородицы. В честь этих событий в Киеве потом и была построена Десятинная церковь, тоже Богородичная. При ней празднование Успения Богоматери стало любимейшим для русских людей. При этом уже никто не помнил, что первой установила его на Руси византийская принцесса Анна Романовна. И Церковь молчит по этому поводу.
Ближе к осени началось крещение русских людей в главных городах. Крестильные рубахи, нательные деревянные кресты… бесплатно. Несколько раз заходили поэтому, халява оттуда пошла. Жгли и рушили языческих идолов, для крещения силой сгоняли в реки.
В византийских хрониках отмечено, что Анна построила в русском государстве много церквей. Десятинную церковь в Киеве строила Анна, Владимир был занят оборонительными сооружениями. По нескольку лет был в походах.
«Повесть временных лет» описывает, как крещение и брак с Анной сделали из распутного Владимира примерного семьянина. Сделавшись христианином, он освобождает всех своих языческих жен и наложниц. Но вызывает лекаря и говорит ему: «Я хочу иметь много сыновей, это мне надо. Но сделай так, чтоб к блуду не тянуло». Даже смертную казнь думает отменить.
За то, что князь заботился о бедных, вдовах и сиротах, нередко отправлял простым людям угощения со своего стола, народ любил Владимира и называл Красно Солнышко.
Анна Романовна, несомненно, выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. Карамзин пишет, что «принцессе пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы «заблудших язычников». В итоге для потомков «Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства».
Источники сообщают, что Анна «построила многие церкви в стране русов», свидетельствуют о ее щедрых пожертвованиях в ризницу Десятинной церкви. Имеются записи об участии Анны в государственной жизни: она была соавтором Владимира в составлении церковного Устава-судебника «Се аз, князь Володимир, сгадав есми с своею княгинею Анною и со своими детьми…», лично принимала иностранных послов. Окружавшие ее представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Для этого скорее всего было создано специальное училище. Привезенные принцессой иконы, церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. И что, несомненно, следует отметить, вместе с Анной в Киев прибыло много армян и греков: ремесленников, мастеров, строителей, умельцев.
Сама Анна занялась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Даже бывшие жены киевского правителя превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда. Следуя примеру Анны, она занялась христианизацией.
Византийская принцесса была замужем за князем Владимиром 22 года, однако ни в одном источнике нет данных о ее детях. Мы можем предположить, что он полюбил её за недюжинный ум и христианскую кротость. Иначе бездетную не держал бы столько времени при себе, а после смерти завещал похоронить рядом. Это любовь.
Предположение о том, что ее сыновьями были Борис и Глеб, не выдерживает критики. Они были старше. Во время захвата польским королем Болеславом Киева в 1018 г. в плен попали 9 дочерей князя Владимира. Кто были их матери, неизвестно.
Хотя после смерти принцессы князь Владимир вновь женился, но похоронить себя велел рядом с Анной. Но она сама и все ее заслуги были очень быстро забыты не только простыми людьми, но и представителями церкви.
Во время Батыева нашествия не только была утрачена ее гробница, но и забылась ее миссионерская деятельность, не была описана в древнейших летописях или каких-либо письменных памятниках, поскольку православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение греков в этом процессе и в русских летописях о ней содержится очень мало сведений.
Причина этого, видимо, и в том, что их создатели не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры и идеалов на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку главная ее деятельность осуществлялась на Руси. Однако это не означает, что совсем нет. Сколько надо – есть.
Анна всячески противилась браку с неверующим язычником (о чем согласно сообщают русские и восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Но этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем сообщает целый ряд источников – как русских (летописи, различные редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир, Скилица, Титмар Мерзебургский и др.).
Согласно «Повести временных лет», а также «Житию князя Владимира», именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство. Возможно, очаровав Владимира своей невиданной красотой и манерами. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Церковь, тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. в Василеве церковь во имя Преображения Господня, церковь святого Георгия Победоносца в Киеве, построенную вслед за Васильевской и в том же году, и много ещё, не сохранившихся.
Мало того. Миссионерская деятельность Анны Византийской и огромная роль в крещении Руси позволили принявшему христианство Владимиру обособить Русь и уберечь от влияния римско-католической церкви, оторвало от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой, чем и предопределился особый православный путь России…
Пьеса «ЦЕНА ВЕРЫ» ГоарРштуни http://www.proza.ru/2017/11/09/1225
Анна Византийская — биография, информация, личная жизнь
Анна Византийская
Анна Византийская (греч. Άννα). Родилась 13 марта 963 года в Византии — умерла в 1011/1012 году в Киеве. Византийская царевна из Македонской династии. Жена киевского великого князя Владимира Великого.
Анна родилась 13 марта 963 года в Византии.
Отец — Роман II Младший (938 — 15 марта 963), византийский император с 9 ноября 959 по 15 марта 963 года, сын Константина VII.
Мать — Феофано (греч. Θεοφανώ; X век), византийская императрица. По одной из версий, она была дочерью трактирщика Кратира, имела при рождении имя Анастасия, а после женитьбы сменила на тронное Феофано. О ней византийский писатель и историк Лев Диакон говорил: «наиболее прекрасная, обольстительная и утонченная женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью».
Брат — Василий II Болгаробойца (Вулгароктон) (греч. Βασίλειος B’ Βουλγαροκτόνος; 958 — 15 декабря 1025), византийский император из Македонской династии.
Анна родилась за 2 дня до смерти своего отца. По сообщению историка Скилицы, смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками», но по слухам он был отравлен. Императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, сразу женившийся на матери Анны, царице Феофано.
Дед Анны — император Константин VII Багрянородный — написал для сына трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу… Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа».
Никифор II Фока хотел женить своих пасынков Василия II и Константина VIII на болгарских царевнах, но был свергнут с трона своей женой Феофано, возведшей на престол Иоанна I Цимисхия. Цимисхий, однако, не стал жениться на Феофано, как она того ожидала, а отправил ее в изгнание. Вместе с матерью последовала и 6-летняя Анна. Только после смерти Иоанна Цимисхия в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII стали править сами, а багрянородная Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран.
Анну отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа (Рыжая).
Личная жизнь Анны Византийской:
Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III.
В 988 французский король Гуго Капет обратился с письмом к византийским императорам, желая подобрать для своего сына Роберта II «равную ему невесту». Отец короновал Роберта II в декабре 987, и брак должен был укрепить положение новой династии Капетингов во Франции. Гуго Капет не назвал имени невесты, 16-летнему Роберту II скорее подходила в жены Евдокия, дочь императора Константина VIII (другие дочери Зоя и Феодора были младше), нежели Анна, однако в династических браках возраст не всегда принимался во внимание. По неизвестным причинам родственный союз не состоялся. Королевой Франции стала через 60 лет (1051) другая Анна, дочь киевского князя Ярослава, выйдя замуж за сына Роберта II, короля Генриха I.
Согласно «Повести временных лет», Владимир Великий, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жены, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».
По другой версии, женитьба на Анне и предшествующее этому крещение стало результатом просьбы о помощи со стороны византийского императора Василия II, власти которого угрожал мятежный военачальник Варда Фока. Не имея достаточных сил для борьбы с Фокой, Василий отправил Владимиру просьбу о помощи и пообещал за нее не только обычную денежную выплату, но и руку своей сестры Анны. Владимир послал в Византию дружину из 6000 человек и мятеж был подавлен. Теперь Киевский князь мог жениться на Анне, но необходимо было выполнить еще одно условие: Владимир должен был креститься сам и крестить свой народ. Владимир выполнил условие ради престижного брака с сестрой правящего византийского императора.
Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».
При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».
Анну в летописи именовали не княгиней, как обычно — но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.
Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, ее гробница затем находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей мужа.
Летописи ничего не сообщают о детях Анны, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Однако с XV века возникает тенденция считать сыновьями Анны князей Бориса и Глеба. Эта версия поддерживается некоторыми современными историками. По другой версии, их матерью была неизвестная «болгарыня», возможно из волжских болгар.
Татищев пишет, что у нее от Владимира была дочь Мария, супруга Казимира I, короля польского.
Образ Анны Византийской в кино:
1993 — Владимир Святой (режиссер Юрий Томошевский) — в роли Анны актриса Елена Джордж.
Елена Джордж в роли Анны Византийской
Скандальный мезальянс X века: Как византийский император выдал свою дочь за князя-язычника
В X веке произошло событие, удивившее многих – состоялся брак правителя языческой страны с византийской принцессой. Василий II и Константин VIII, совместно управлявшие самым богатым и развитым государством в Европе, сочли возможным отдать свою сестру Анну «Багрянородную» замуж за киевского князя-язычника Владимира. А сам князь, покрестившись, изменился до неузнаваемости и крестил свой народ. Его супруга стала его верной помощницей и единомышленницей. Именно благодаря усилиям этих двух людей Русь стала православной.
Когда появилась на свет византийская принцесса Анна и почему носила прозвище «Багрянородная»?
Анна Византийская – дочь византийского императора Романа II и Феофано./Фото: magic-ezoteric.pro
Византийская принцесса Анна появилась на свет в 963 году, за два дня до смерти своего отца императора Романа II. Её мать Феофано не происходила из знатного рода (предполагают, что её отцом был владелец харчевни, выходец из Армении), но была красивой и хитроумной. Причина смерти отца Анны осталась неизвестной, существует версия об отравлении императора (ему было всего 24 года), но кем и по какой причине, остаётся только догадываться.
Регентом при малолетнем наследнике престола Василии (старшем брате принцессы Анны) становится Феофано. Она вышла замуж за полководца Никифора Фоку и возвела его на трон. Но в 969 году с её помощью произошёл переворот, в результате которого к власти пришёл другой полководец – Иоанн Цимисхий, новый возлюбленный Феофано. Только жениться на ней он не захотел, более того – Феофано вместе с детьми провела 6 лет в изгнании. Иоанн Цимисхий, женившись на дочери Константина VII Феодоре (тётке Анны и её братьев), правил до 976 года.
После смерти Цимисхия власть перешла к старшему сыну Романа II и Феофано — Василию, изгнанники вернулись в столицу Византии. Два брата – Василий II и Константин VIII стали соправителями, что является большой редкостью в мировой истории и свидетельствует о развитости, просвещённости и благородстве обоих императоров. С этого момента принцесса Анна становится самой завидной невестой Европы.
Во многих письменных источниках, дошедших до нас из того времени, Анну называют «Багрянородной». Так называли детей правителя Ромейской империи, появившихся на свет в Порфирном, или иначе – Багряном зале императорского дворца, построенного при Константине Великом. Таких детей считали благословенными, ведь их родители являлись носителями божественной власти. Любопытная деталь: царственных младенцев пеленали шёлковыми тканями пурпурного цвета, для их изготовления использовали краситель из моллюсков-пурпурниц. Это технология была весьма дорогостоящей – 30 тысяч солидов за одну такую пелёнку (на современные деньги – около 6 тысяч долларов).
Завидная невеста, или почему византийский император предпочёл франкам язычника – русского князя Владимира?
Роберт II Благочестивый – король Франции из династии Капетингов, правивший в 996—1031 годах. Сын короля Гуго Капета и Аделаиды Аквитанской./Фото: cdn.turkaramamotoru.com
Принцесса Анна – красивая, хорошо образованная, выросшая в дворцовой роскоши самого развитого и богатого государства X века, оставалась незамужней до своих двадцати пяти лет, несмотря на то, что её руки добивались многие европейские монархи. Кроме прочих, к Анне засылал сватов Гуго Капет — основатель французской династии Капетингов, желая женить на ней своего сына, но получил отказ. Причина этого достоверно неизвестна.
Сын Капета Роберт II был просвещённым молодым монархом, и вполне мог бы составить достойную партию принцессе Анне. Возможно, братьев Анны смутило, что на тот момент владениями отца Роберта II была территория вокруг Парижа (который, к слову, власть Гуго Капета не признавал, хотя он был помазан на престол).
Видимо Василий II и Константин VIII были дальновидными политиками, ведь Франция до конца XII века оставалась конгломератом независимых феодальных владений. Тем более казалось невероятным, чтобы Багрянородную отдали замуж за князя из варварской, языческой страны. Основной версией о причинах, побудивших Василия II и Константина VIII выдать свою сестру за киевского князя, является захват Херсонеса князем Владимиром и его обещание пойти на столицу Византии, если ему в жены не отдадут Анну. Братья не столько были напуганы намерениями князя Владимира, сколько сочли благоразумным и выгодным использовать успешного в военных делах русича для подавления внутреннего мятежа, организованного полководцем Вардой Фоком.
Владимир Святославич – князь новгородский (970—988), князь киевский (978—1015)./Фото: ratnik.tv
К тому же, дружина князя могла бы взять на себя защиту границ империи от набегов воинственных племён. Самому князю Владимиру этот брак давал возможность иметь союзнические отношения с богатым и влиятельным государством, каковым была Византия; поднимал его личный статус и помогал становлению Руси в качестве одной из европейских держав.
Таким образом, брак князя Владимира и Анны стал бы событием взаимовыгодным для обеих сторон.
Сватовство князя Владимира и условие принцессы Анны
«Крещение великого князя Владимира в Корсуни». Художник Андрей Иванов./Фото: kramola.info
Принцессу Анну перспектива выйти замуж за правителя языческой страны порадовать не могла. Она сравнивала своё замужество с пленом и говорила, что уж лучше ей умереть. Но она, как глубоко верующий человек, смирилась и согласилась выполнить волю братьев, однако выдвинула обязательное условие – князь Владимир должен покреститься. Это её условие соответствовало устремлениям государственного масштаба – влиять на соседние земли посредством миссионерской деятельности.
Несмотря на свою буйную натуру и привычку жить без самоограничения, которое подразумевалось в случае принятия христианства, он выполняет условие невесты.
Возможно, из-за внутренних колебаний князя перед самым приездом Анны на него напала слепота. Но византийская принцесса порекомендовала князю поскорее принять крещение, и тогда он вновь прозреет. Так и случилось. Этот факт потряс Владимира до глубины его души, как и многих из его окружения. С него спала не только физическая слепота – постепенно он прозрел духовно. Он, имевший несколько жён и 800 наложниц, ярый приверженец язычества, беспощадный воитель, в корне изменил свою жизнь: распустил гаремы, помогал бедным и больным, отменил телесные наказания и казни.
В княжеском дворе кормили неимущих людей, тем, кто не мог прийти, продукты доставляли в их дом. Боясь греха, он даже не мог наказывать преступников, на что ему возразили церковные иерархи – он обязан водворять порядок, наказание преступившего закон грехом не является. Имевший отношения с несколькими жёнами и множеством женщин разных национальностей, он был совершенно покорен своей умной, просвещённой и благородной жене. Владимир со всем усердием принимается за созидание новой – христианской державы. Именно такого, преображённого, князя Владимира будут называть Красным Солнышком.
Роль Анны Византийской в крещении Киевской Руси
«Крещение Руси». Картина Виктора Михайловича Васнецова./Фото: avatars.mds.yandex.net
Византийская принцесса Анна Романовна была, вне всякого сомнения, выдающейся женщиной. Знатная, культурная, а самое главное – глубоко православная, она не ограничилась дворцовым бытом, но стала просветительницей языческой страны. На момент вступления в брак с князем Владимиром она была уже сложившейся личностью с высоким культурным и нравственным уровнем, поэтому оказывала на мужа самое благотворное влияние.
Пока Владимир крепкой рукой заставлял русичей отказаться от идолопоклонства, массово крестил людей в Киеве и по всей Руси, его супруга создавала первые школы для духовного просвещения, начала строительство Десятинного храма по византийскому образцу, а также большого дворцового комплекса рядом с ним. По просьбе Анны Романовны, византийское священство привозило книги, иконы, церковную утварь на русскую землю. В страну прибыли опытные архитекторы и искусные византийские мастера. Стараниями Анны Романовны было налажено обучение молодых священнослужителей. На смену небольшим деревянным церквям по всей Руси Владимир начал строительство больших каменных храмов.
Помимо просветительской деятельности принцессы Анны есть свидетельства того, что и по многим другим вопросам она давала советы своему мужу, к которым он прислушивался.
Князь Владимир вообще был крайне противоречивой личностью. О том, как он жил до принятия христианства — в следующем материале.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Армяно-византийская царевна Анна в 988г. распространила христианство на Руси. Минутка Истории
Принцесса Анна родилась 13 марта 963 года буквально за два дня до смерти своего 24-летнего отца — императора Романа II. Причина трагического события, оставившего новорожденную девочку сиротой, так и осталась невыясненной. Большинство историков полагают, что правитель Византии был отравлен. Император Роман II, отец Анны, отличался приятной внешностью, образованностью, а также склонностью к скачкам и чрезмерным плотским утехам.
Ее мать Феофано родилась в простой семье харчевника, армянина по происхождению, и отличалась удивительным сочетанием божественной красоты, незаурядного ума и порочности.
Благодаря этим качествам ей удалось не только завоевать сердце наследника византийского престола Романа, но и втереться в доверие к императору Константину VII и его супруге императрице Елене.
Феофано успела родить мужу четверых детей, последняя из них, Анна, появилась на свет за два дня до его смерти.
После кончины императора Романа в результате дворцовых интриг троном завладел полководец Никифор II Фока.
Таким образом мать Анны, ставшая регентшей над своими сыновьями, попыталась обезопасить себя и своих детей от посягательств коварной знати. Однако Никифор II Фока не стал жениться на Феофано, а вероломно выслал ее на удаленный остров, затерянный в Эгейском море. Вместе с матерью туда отправилась и малолетняя Анна.
Находясь в изгнании, юная принцесса увлеклась изучением богатого наследия своих предков по отцовской линии. Ее дед, император Константин VII оставил потомкам огромное количество трудов по медицине, истории и другим наукам.
Она внимательно изучала его описания жития святых, иллюстрированные удивительными по красоте и изяществу художественными миниатюрами. Из хроник Анна узнала, что деду не чужды были интересы простого люда. Во время своего правления он строил больницы и приюты для нуждающихся, организовывал раздачу милостыни, интересовался судьбой осужденных, пресекал злоупотребления чиновников.
Изучила Анна и трактаты прапрадедушки Василия I, предназначенные его сыну императору Льву I Мудрому, из которых она также почерпнула много интересного и полезного.
После смерти Цимисхия в 976 году власть перешла к сыновьям Феофано Василию и Константину, которые позволили Анне с матерью вернуться во дворец, однако, к власти императрицу не допустили и пожелали править сами. Их царствование запомнилось непрекращающимися войнами и мятежами. Помимо распрей внутри страны, сам Константинополь оказался перед лицом внешней угрозы. Русский князь Владимир Святославович грозился овладеть византийской столицей, а силы императоров были на исходе. В итоге братья пообещали отдать ему в жены принцессу Анну при условии, что Владимир окажет им военную помощь и примет христианство.
Она была одной из самых образованных женщин своей эпохи. История сохранила ее прозвище — Руфа, что значит «рыжая».
Анна к тому времени превратилась в завидную невесту и настоящую красавицу, ее руки добивались наследник Римской империи, сын французского короля и болгарский князь.
Наиболее влиятельным и перспективным женихом Анны был, по мнению большинства историков, французский король Роберт II из династии Капетингов.
Почему сватовство франков не увенчалось успехом, можно только догадываться.
Так или иначе, а самая завидная невеста Европы долго оставалась незамужней — до 25 лет, что по меркам Х века было уже поздно для вступления в брак.
Если Анну вся просвещенная Европа того времени считала образцовой девушкой: она и знатная, и богатая, и начитанная, то князя Владимира I Святославича никак нельзя было назвать подходящей партией. На момент сватовства он был правителем языческого народа, что вызывало негативную реакцию со стороны христианских держав.
Брак с иноземцем и варваром был неслыханным унижением для девушки, однако братьям удалось ее уговорить.
К тому же у киевского князя был целый гарем: пять официальных жен и большое число наложниц. Будучи старше своей невесты всего на три года, киевский князь успел стать отцом 13 сыновей и более 10 дочерей от разных женщин (точные сведения обо всех детях Владимира I не сохранились).
Брак с принцессой Анной был выгоден князю по нескольким причинам.
Во-первых, Византия была наиболее влиятельным и богатым государством той эпохи, союз с такой империей мог принести немало пользы.
Во-вторых, династический брак с представительницей столь знатного рода поспособствовал бы государственному становлению Руси как одной из европейских держав.
И, в-третьих, женитьба на византийской принцессе поднимала личный статус князя Владимира I, ставя его на одну ступень с представителями влиятельного европейского дома.
Существуют две основные версии событий, побудивших Василия II и Константина VIII выдать свою младшую сестру замуж за киевского князя.
«Повесть временных лет» рассказывает об успешном походе Владимира и его боевой дружины в Крым, где русское войско захватило город Херсонес (Корсунь). Этот стратегически важный порт принадлежал Византии. В дополнение ко всему киевский князь отправил в Константинополь письмо, в котором пригрозил, что следующим пунктом его завоевательного похода станет столица империи. Единственной возможностью для Василия II и Константина VIII избежать этого нападения был брак Анны и Владимира I.
Так что, согласно первой версии, причиной свадьбы стала прямая угроза военной интервенции. Кстати, после бракосочетания князь вернул Херсонес под власть Византии в качестве жеста доброй воли.
Другие источники утверждают, что сватовство Владимира I было более миролюбивым. Соправители Византии попросили киевского князя помочь им подавить вооруженный мятеж, который организовал известный полководец Варда Фока. Взамен на поддержку в этой борьбе Василий II, по некоторым источникам, сам пообещал отдать Владимиру I в жены принцессу Анну, что и произошло после успешного разгрома мятежников русской дружиной.
Так или иначе, а Византия стремилась распространить свое влияние на соседние земли путём миссионерской деятельности. Приняв православие, бывшие язычники становились братьями по вере и начинали защищать границы империи от набегов других воинственных племен. Поэтому условие невесты князя Владимира I креститься по греческому церковному канону перед заключением брака было политически обоснованным.
Киевский князь выполнил требование принцессы Анны. Они обвенчались в 988 году.
Свадебная флотилия из трех кораблей была отправлена в Корсунь (ныне Херсонес на территории современного Севастополя). На борту, помимо Анны находились священники, которые должны были произвести обряд крещения. Князь Владимир лично встретил невесту и был поражен ее красотой. Жених, в свою очередь, также произвел на принцессу приятное впечатление.
В главном храме Корсуня византийские священники крестили великого князя и нарекли новым именем Василий в честь одного из братьев невесты. Существует легенда, что Владимир, страдавший до этого болезнью глаз и почти ничего не видящий, сразу после обряда крещения прозрел и, вдохновившись Божьей благодатью, велел тут же креститься своей дружине и сопровождающим его боярам.
Князь приказал вернуть братьям невесты все присланные подарки и сам отдал им завоеванный ранее Корсунь в качестве выкупа по русскому обычаю. Эта женитьба помогла князю Владимиру получить независимость от Константинополя и неограниченную власть над Русской церковью.
Крещение Руси
Князя Владимира стали называть Святым и Крестителем Руси только после его женитьбы на Анне Византийской.
Эта женщина, не имевшая возможности распоряжаться собственной судьбой, во многом определила дальнейший путь развития страны. Если раньше в каждой местности молились своим богам, то после крещения Руси, инициатором которого был киевский князь, появилась общая для всех православная религия, объединившая народ.
Анна Византийская немало сделала для распространения христианства на Руси.
Вместе с ней в страну приехали ученые-богословы, священники, архитекторы и мастера. По инициативе княгини было построено несколько храмов, в том числе и церковь Пресвятой Богородицы в Киеве. Это религиозное сооружение чаще называют Десятинной церковью, поскольку на ее содержание направлялась одна десятая часть казны киевского князя.
Хотя Десятинная церковь не дошла до нас (она рухнула в 1240 году во время Батыева нашествия), археологи смогли реконструировать её внешний вид. Это было весьма внушительное сооружение длиной 27,2 метра и шириной 18,3 метра с тремя нефами, тремя абсидами и внутри с тремя парами столбов для поддержки сводов. Венчали его 5 больших куполов. С южной и северной стороны храм окружали пониженные галереи с односкатными крышами. Поскольку ни мрамора, ни яшмы в районе Киева не было, то их для храма, очевидно, привозили из Крыма по заказу царевны. Особую нарядность Десятинной церкви придавали фрески и мозаики, которые украшали всю верхнюю часть стен и купол.
Владимир Святой советовался со своей супругой при решении различных религиозных вопросов. Князь приказал разрушить все языческие символы.
Благодаря ей в церковный обиход было введено ежегодное пышное празднование Успения Пресвятой Богородицы. По рекомендации супруги князь Владимир приобрел на горе Афон скит для русских православных монахов.
Не забывала Анна и о просветительской деятельности, руководствуясь наследием своих великих предков. Привезенный ею греческий церковный устав «Номоканон» был заложен в основу Русской церкви, а иконы и церковная утварь стали образцом для копирования русских иконописцев и ремесленников. Ею были созданы специальные учебные заведения для обучения местных священнослужителей.
Некоторые исследователи, считают, что Анна помогала Владимиру в создании законодательства, касающегося правового положения Русской церкви. К этому выводу их подтолкнула следующая фраза «Устава князя Владимира»: «Сгадав аз с своею княгинею Анною». Это является прямым свидетельством реального участия Анны в составлении церковного устава ещё при князе Владимире.
Благодаря Анне духом христианства прониклись сыновья Владимира и стали активно внедрять его среди своих подданных. Даже бывшая жена князя Рогнеда стала ревностной христианкой и основала первый женский монастырь на Руси, приняв в нем постриг.
Итак, как видим, Анна Романовна с честью выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. При жизни Анну почитали должным образом. А затем её популярность пошла на спад. К сожалению, при всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, и всех её многочисленных заслугах перед Русью, в русских летописях и других письменных памятниках о ней содержится мало сведений. Её славная жизнь не была должным образом описана. И во время Батыева нашествия и после него стала забываться её огромная миссионерская и просветительская деятельность.
Причина этого, видимо, в том, что православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение армян и греков в этом процессе. Авторы летописей не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей такую большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия армян и греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку её главная деятельность осуществлялась на Руси.
По мнению профессора Ярослава Дашкевича, именно армяне могли принести с собой на Русь восточные календарные системы, что отобразилось и в русском летописании.
А что касается столь распространенного в Киевской Руси культа святых Григория Просветителя и Девы Рипсиме, то, хотя они были и есть общеправославными святыми, столь широкое их почитание на Руси, а также их иконография согласно канонам Армянской Апостольской, а не Византийской Церкви, тоже связаны с царевной Анной и теми священниками, которые, прибыли с ней в Киев.
Выдающийся историк Николай Карамзин тоже занимался исследованием этой темы и пытался воссоздать исторический портрет царевны Анны.
Для этого он изучил все сохранившиеся древние летописи. По мнению Карамзина, царевне Анне пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы «заблудших язычников». В итоге для потомков «Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства».
Были ли у Анны дети от князя Владимира?
На эту тему историки спорят до сих пор. По одной из существующих версий княгиня родила супругу сыновей Бориса и Глеба.
Из всех двенадцати сыновей князя от разных жен эти были самыми любимыми. Жизнь их сложилась трагично. Владимир прочил сыновьям великое будущее, Бориса мечтал посадить на болгарский престол.
Но судьба распорядилась иначе, и виной этому стал старший нелюбимый сын князя Святополк. В народе его называли «сыном двух отцов», так его мать досталась Владимиру уже беременной от брата Ярополка, им же и убитого. Так случилось, что именно Святополк оказался рядом с отцом в последние минуты его жизни. Историки до сих пор сомневаются в его непричастности к смерти отца.
Однако киевляне воспротивились его восхождению на престол и стали требовать на царство Бориса. Тогда Святополк решил избавиться от сводных братьев и подослал к ним убийц. За это народ прозвал его Святополком Окаянным, а в честь великомучеников Бориса и Глеба в 1021 году построили церковь в Вышгороде.
Анна не дожила до этих трагических событий. Она скончалась на четыре года раньше в возрасте 48 лет. Причиной смерти большинство историков считают инфекционное заболевание, в то время эпидемии уносили тысячи жизней.
Для Владимира Святославича смерть любимой жены стала тяжелой утратой. Поэтому он заказал камнерезам-армянам из Византии роскошный мраморный саркофаг, украшенный красивой резьбой. Чтобы увековечить память принцессы по приказу князя его установили внутри Десятинной церкви. Следует отметить, что в Византии подобной чести не удостаивались даже императоры — наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Анна была удостоена особых почестей за свои великие деяния, за то, что вместе с мужем крестила и просвещала русский народ, а также строила храмы. Хотя после смерти царевны князь Владимир вновь женился, но похоронить себя он завещал рядом с Анной, в таком же беломраморном саркофаге. Позже его саркофаг занял почетное место рядом с любимой супругой до разрушения Десятинной церкви в 1240 году останки Анны и Владимира особо почитались русскими людьми. Отношение к Анне было как к святой!
После князя Владимира некоторые русские князья женились на византийских принцессах (армянского происхождения). Так, мать Владимира Мономаха, жена Всеволода Мария (Марьям)
была дочерью византийского императора из Македонской (Армянской) династии (Константина IX Мономаха). Родившись в 1053 г., Владимир (отец Юрия Долгорукого, основателя г. Москвы) получил от родителей прозвище Мономах.
После принятия христианства на Руси в конце XII — начале XIII вв. постепенно сформировалась общность взглядов армянских и русских деятелей искусства, архитекторов, художников. Эти традиции развивались впоследствии новыми поколениями.
В 1056 году Македонская, а на самом деле армянская династия в Византии сошла с исторической арены. К власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха — Мономаховичи. Но принесённое на Русь царевной Анной, православие — осталось. В летописях Анну именуют «грекрыня» или «греческая царевна», так как впоследствии Византия пала под ударами турок в 1453 году и «съёжилась» до границ Греции, а архивы основательно «подчищались». К сожалению, Анна и её братья Василий II Болгаробойца и Константин VIII Порфирородный, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми.
Хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны принятием веры в Христа в 988 году.
Материал подготовила: Марина Галоян