Содержание
- Кто такой Илия в Библии?
- Мужское имя Илай: значение, происхождение, характер
- Значение и происхождение
- Характер
- Отрицательные качества
- Судьба
- Личная жизнь
- Известные люди по имени Илай
- Пророк Илия: три тысячи лет спустя
- Святой пророк Илия
- Илия: житие святого пророка
- Сила молитвы пророка Божиего Илии
- Восшествие на небо
- Возвращение
- О пророке Илии в народном почитании
Кто такой Илия в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой пророк Илияв Библии.
Илия (значение имени: «Мой Бог – Яхве») – один из пророков Ветхого завета. Жил во времена царствования Ахава (871-852 до Р.Х.) и обличал его за то, что вслед за своей женой Иезавелью царь стал поклоняться языческому богу Ваалу и сделал ему капище в городе Самарии.
История Илии рассказана в Третьей Книге Царств, также он упоминается и в других книгах Ветхого завета и в Новом завете.
Начало служения Илии – предсказание засухи в наказание за приказ Ахава разрушить в Израиле жертвенники Богу и убить его пророков (3 Цар 19:10).
Скрываясь от преследований Ахава, пророк бежит в пустыню (пищу ему приносят вороны, а воду он берет из потока Хорафа, пока он не пересох), а затем по велению Бога идет в Сарепту Сидонскую (на побережье Средиземного моря между Сидоном и Тиром), где живет у приютившей его вдовы. Чудом ее скудные припасы (мука и масло) не заканчиваются до самого конца засухи. Впоследствии, когда сын вдовы умер, пророк Илия воскресил его.
На третий год засухи Илия возвращается Израиль и требует от царя собрать всех пророков Ваала и пророков дубравных (по всей видимости, связанных с богиней Ашерой, которой также поклонялись в Израиле) и воздвигнуть два жертвенника – Ваалу и Богу. Пророки Ваала взывали к своему божеству и не получили ответа.
Илия сделал жертвенник из двенадцати (по числу колен израилевых) камней (потому что Бог обладает всем народом Израилевым!), приказал облить водой дрова и предназначенного к сожжению тельца, а также наполнить водой ров вокруг жертвенника. В ответ на молитву Илии на жертвенник ниспал настолько сильный огонь, что поглотил и жертву, и жертвенник, и воду. Илия заколол пророков Ваала (по древнему праву, тех, кто почитал не Яхве, ожидала смерть, Исх 22:19; Втор 13:6-15) и испросил у Бога дождя. После многолетней засухи начался ливень.
Жена Ахава Иезавель продолжила угрожать пророку, и он ушел в пустыню, где его кормил Ангел.
Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова.Источник фото wikipedia.org
На горе Хорив после сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился Илии в веянии тихого ветра и открыл, что Илия не один и еще 7000 израильтян не поклонились Ваалу.
По слову Господа Илия призвал на пророческое служение Елисея, который стал ему помощником, а затем преемником. Во время последнего путешествия, когда Илия подошел к Иордану, его воды расступились.
С Илией шел и Елисей. Он попросил его, чтобы Святой Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Потом огненная колесница унесла Илию на небо.
Согласно книге пророка Малахии, Илия явится перед пришествием Мессии: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4: 5-6). Об этом же сказано в Евангелии от Луки (1:17). По словам Самого Христа, это пророчество исполнилось в Иоанне Крестителе, который пришел «в духе и силе Илии» (Мф 11:14, Мк 9:13).
Пророк Илия – один из свидетелей преображения Господня (Мф 17:3), который говорил с Ним о Его исходе. В Послании апостола Иакова он приведен как пример человека, по искренней молитве которого пошел дождь ( Ива 5:17), то есть как пример веры в Бога.
Поговорка «Петр Павел час убавил, Илия пророк два уволок» не имеет никакой связи со Священным Писанием и не говорит об особенных отношениях апостолов или пророка со временем, а просто констатирует факт, что после праздника апостолов (12 июля) темнеть начинает на час раньше, а после праздника пророка Илии пророка (2 августа) – на два часа раньше.
Мужское имя Илай: значение, происхождение, характер
- 26 Мая, 2019
- Значение
- Алена Свирельная
Имя Илай — красивое и пока что довольно редкое. Хотя все меняется к лучшему: сегодня все больше и больше молодых родителей стремятся называть своих сыновей необычными, яркими, запоминающимися именами. Эта тенденция вызвана не только стремлением подражать Западу. Дело в том, что редкие, сложные имена тяжело передразнивать. Так что родители могут меньше переживать за ребенка: Илая не будут дразнить в садике или школе.
Значение и происхождение
Происхождение имени Илай еврейское. Оно означает «превосходный», «высочайший», «преисполненный». Илаем звали одного из главных воинов царя Давида. В тюркском языке также есть это имя, здесь оно переводится как «Луна родины». Имя «Элай» — один из вариантов произношения, просто менее распространенный. Кроме того, наречение может иметь и еще одну форму: Элиша, что означает «Бог спасет».
Споры о том, влияет ли имя на судьбу или характер человека, ведутся тысячи лет, но до сих пор единого решения не существует. Кто-то полагает, что все зависит от врожденных способностей и родительского воспитания. Но тем не менее многие родители стараются дать ребенку имя с глубоким смыслом.
Характер
Значение имени Илай несет в себе позитивные качества характера. Мальчик легко заводит друзей, точно знает, как завоевать авторитет в обществе и обычно с первого взгляда вызывает положительное отношение к себе. Будучи взрослым, Илай может стать отличным руководителем: у него присутствуют врожденные лидерские качества, рассудительность и организованность. Человек, носящий это имя, обладает положительными свойствами: он властный, целеустремленный, волевой и энергичный. При хорошем образовании юноша сможет достичь весьма высокого положения в обществе.
Отрицательные качества
Несмотря на то что имя Илай означает лишь хорошее, характер мальчика не лишен недостатков. Как и у многих лидеров, у него часто проявляется тщеславие, из-за чего он может совершать не всегда правильные поступки.
Судьба
Мальчик по имени Илай одарен быстрым неординарным умом и креативностью. В экстремальных ситуациях он не теряет присутствие духа и способен принимать взвешенные решения, в то время как другие паникуют. Его не пугают непредвиденные повороты судьбы, случайные события, обстоятельства непреодолимой силы. Фортуна, удача или неудача — это спутники жизни любого человека, так что Илай относится к случайностям спокойно. Некоторые исследователи имени Илай отмечают, что таким людям свойственна жадность, неумеренная любовь к деньгам. Это замечание небеспочвенно: Илай уверен, что деньги предоставляют власть, ведь это источник безопасности и благополучия. Многие полагают, что мальчик с таким именем рано расстается с юношескими заблуждениями, твердо стоит на ногах и не строит замки на песке. С течением времени, взрослея, юноша может стать циничным. Он часто бывает нетерпим к недостаткам других людей, стараясь окружать себя наиболее достойными соратниками.
Личная жизнь
Мужчине по имени Илай бывает сложно завести семью и настоящих друзей. Хотя такой человек всем нравится и легко знакомится с новыми людьми, его тщеславие и стремление к совершенству часто приводят к негативным последствиям. Сдержанность и подавление эмоций могут делать его похожим на робота. Иногда знакомые считают Илая жестким и бестактным, но если такие качества и проявляются, то ненамеренно. Человек с таким именем не слишком стремится раскрывать свои чувства, но других людей может видеть насквозь.
Как бы там ни было, при удачном стечении обстоятельств и врожденной целеустремленности Илай найдет правильного человека и сможет создать крепкую, надежную семью.
Известные люди по имени Илай
Важную роль играет история имени. Имена великих полководцев и храбрых воинов несут в себе стремление к победе, неудержимую тягу к успеху и достижению поставленной цели. Славные правители, короли и цари прошлого дают человеку пример величия, рассудительности, мудрости и ответственности. Имя хранит в себе опыт и память предыдущих поколений, наделяя носителя новыми прекрасными свойствами. Хотя имя Илай имеет еврейские корни, оно пользуется популярностью на Западе, особенно в США.
Илай Мэннинг — успешный спортсмен, популярный игрок в американском футболе. Занимает позицию квотербека в команде «Гиганты» Нью-Йорка.
Илайша Кент Кейн — выдающийся американский путешественник, полярный исследователь, врач. Участвовал в морских экспедициях. Во время экспедиции 1853-1855 под руководством Кейна были открыты ледник Гумбольдта, земля Вашингтона, пролив Кеннеди и море Кейна.
Также важную роль в популяризацию этого имени внес фильм «Книга Илая». Это история о человеке, который выжил после ядерного взрыва. Он владеет таинственной книгой, за которой охотятся опасные бандиты. Эта книга — Библия, написанная шрифтом Брайля. Но она не окончена, так что Илай должен по памяти восстановить ее.
Помимо всего прочего, Илай — один из персонажей библейских историй. Человек с таким именем был одним из воинов Давида, который помогал будущему царю завоевать престол. О нем есть несколько упоминаний в Библии.
Еще один Илай был иудейским мудрецом и учителем Закона. Этот человек более известен под именем Йегуда бар Илай, а более трех тысяч его изречений вошли в состав Талмуда.
Пророк Илия: три тысячи лет спустя
Пророк Илия Кто не знает пророка Илию? Мне кажется, его знают все, даже атеисты. Однако Ветхий Завет относит его к такому далекому прошлому, что он становится совершенно недосягаемым для нас. В памяти большинства людей ассоциативный ряд, связанный с этим уникальнейшим человеком, оказывается либо полусказочным: если гремит гром — это «Илья пророк по небу на колеснице едет», либо совершенно бытовым: «Илья пророк — косьбе срок». Вот, собственно, и все.
Так кто же он на самом деле, пророк Илия? Он — святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450 лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не умирал. Он — ветхозаветный праведник, но открывает удивительную новую правду о Боге.
Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в современных категориях. Он жил почти три тысячи лет назад. Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от родной веры. По имени называли себя израильтянами, по образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство, безбожие, цинизм и несправедливость. Неправда ли, очень напоминает нашу современность?
А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то удивительным образом его не положили в психиатрическую больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он ненормальный, но лучше его не трогать.
Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не было. Не было и дождя.
Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей благочестивой вдове. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26), — сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь веры еврейского народа. То есть, не нашлось во всем богоизбранном народе достаточно благочестивого человека, чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя для своего служителя. Но Бог нелицеприятен, и смиренная вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия, оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие «сынов Авраама».
Как же узнаем мы о смирении бедной вдовы? По первым словам, произнесенным ею: «Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3 Цар.17:12). Посмотрите: «Жив Господь Бог твой». Женщина верует в истинного Бога и признает Его Господом, Творцом Неба и земли. Знает в лицо пророка, потому что даже не спрашивает у него, кто он. И при этом она смиренно ставит себя вне «законных» почитателей Бога, вне народа еврейского, подчеркивая это словом «твой». И далее, когда Илия уверяет ее именем Божьим, что ради него, пророка, мука и масло в ее доме не кончатся, пока не отступит голод, вдова не перечит, не сомневается, но тут же исполняет сказанное ей. Воистину, она — ветхозаветная «самарянка» и достойна всяческого уважения.
Тем временем уже четвертый год продолжается засуха. В стране такой голод, что даже царю нечем кормить и поить свой скот. И вот израильский царь — нечестивый идолопоклонник Ахав — решил поискать новые пастбища и воду для своих лошадей. И тут ему донесли, что пророк Илия желает видеть его. И, как сказано в Библии, «пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар.18:16). Как скуп летописец на слова! Впрочем, во многих местах библейский язык чрезвычайно сдержан. За этой краткой констатацией факта мне видится намного большее. Как может царь «пойти»? Как вообще царь «выходит» и «идет»? И из других библейских текстов, и из нашей жизни мы знаем, что правитель не ходит один — его окружает свита, оруженосцы, стража. И употребление глагола единственного числа в данном случае — простая метафора. Логично предположить, что и здесь Ахав «пошел» навстречу Илии не один, а в окружении свиты. Так вот, попробуем представить себе это, но, чтобы нам было проще и удобнее понять полноту картины — представим, как бы это выглядело сейчас. На большой скорости двигается кортеж с мигалками, впереди и сзади — полицейские мотоциклы, в центре — бронированный лимузин с тонированными стеклами. Посреди дороги вырастает одинокий силуэт Илии. И процессия останавливается! Кто из современных духовных авторитетов может своим появлением остановить президентский кортеж? Я не имею в виду церковных иерархов. Я имею в виду авторитет духа. Я, к сожалению, не знаю таких. Из лимузина выходит… Ахав. «Ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Цар.18:17) — говорит Ахав, а его телохранители в пиджаках и галстуках смотрят на пророка озлобленно и боязливо. «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар.18:18), — отвечает пророк. К кому из нынешних правителей мира нельзя приложить этих слов? К сожалению, я не знаю таких. Мне кажется, что когда пророк произносил эти слова, взор его горел огнем, а лик был светел, как лик Моисея, ибо Божественная ревность разжигала его сердце.
Святой предложил царю испытание: он, Илия, встретится со служителями Ваала на горе Кармил с тем, чтобы каждая сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек — врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять святому Илии. 450 ванг, блаватских, глоб, малаховых и копперфильдов. С утра до вечера пророки Вааловы молились своим богам, читали мантры, и в бесновании кололи себя ножами. Наверняка, среди них были и настоящие колдуны (не все же жулики!), имеющие у себя в подчинении демонов. Вероятно, в другое время они и могли совершать разнообразные «знамения» и «чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В стороне стоял святой Илия и потешался над пророками Ваала, скачущими вокруг жертвенника: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар.18:27).
Когда наступила его очередь молиться, святой Илия устроил из камней жертвенник, разложил дрова, приготовил тельца, ископал ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. И весь собравшийся народ упал ниц, восклицая: «Господь есть Бог!»
О, немощный в вере еврейский народ! Сколько раз ты восклицал так, и уже через мгновение предавал Господа своего. Так было при Синайской горе, когда Моисей замедлил на вершине, и люди не усомнились сделать себе литого идола. Так было и после разделения еврейского царства на Иудейское и Израильское, когда Израильский царь Иеровоам поставил двух золотых тельцов, чтобы отвлечь подданных от Иерусалимского храма. И не возмутился народ, что его отвлекают от Бога Вседержителя к бесам, не устроил ни восстания, ни революции, но совершенно спокойно сменил объект поклонения. Насколько же им было все равно! А ведь они имели достоверное учение об ангелах и бесах и знали всю правду о «богах серебряных и золотых». Только мало верили этому учению… Так было и потом, при Христе Спасителе. Так было и при Илии.
Стоило всем увидеть сначала чудо Божие в схождении небесного огня, потом чудесный дождь по слову пророка, как в тот же день безбожная царица Иезавель угрожает расправиться с Илией в отместку за убиение своих лжепророков. И никто не вступается за него: ни царь Ахав, который после этих чудес плакал (3 Цар.18:45), ни народ, увидевший святость пророка.
Огонь небесный сходит на жертву пророка! Достаточно посмотреть хотя бы видеозапись схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу, чтобы попытаться понять, что происходило тогда на горе Кармил. Легко можно представить себе всеобщее воодушевление, страх Божий и трепет. Сам пророк, проникнутый этим воодушевлением и ревностью по Богу, бежал перед колесницей царя от горы Кармил до города Изреель, где была резиденция Ахава, а это более 30 километров (3 Цар.18:46). Но супругу Ахава — идолопоклонницу Иезавель — чудо не вразумило, и, спасаясь от ее гнева, Илия скрылся в соседнюю Иудею, в город Вирсавию.
В пустыне, недалеко от Вирсавии, Ангел Господень явился Илии, чтобы утешить его в тяжкий час. «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар.19:4), — говорил пророк. Как часто и мы, как и пророк Илия, обращаемся с такими словами к Богу в час испытания! Нет больше сил терпеть! Не могу больше! И сколько раз после этого Господь гладит нас по голове и кормит с ложечки, чтобы утешить мятущуюся душу… Может быть, этим и ценна история пророка Илии? Мы видим, что этот святой — столп веры и благочестия, но, в то же время, он не сверхчеловек. Он такой же, как и мы. Ему надо было есть и пить — его чудно питал Бог. Его томили уныние и печаль о своих соотечественниках, погибающих в идолопоклонстве — Господь Сам утешал его.
«Что ты здесь, Илия?» (3 Цар.19:9) — кротко спрашивает его Господь. И в этом кротком вопрошании мы слышим: «Что ты так печален, Илия? Что гнетет твою душу?»
Сколько в этом вопросе Божией любви и сострадания не только к пророку, но ко всему человеческому роду, мятущемуся и погибающему. Когда-то, за несколько тысяч лет до этого, с такой же любовью и болью Бог спросил: «Адам, где ты?» (Быт.3:9). И спустя еще почти тысячу лет также спросит Марию Магдалину: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» (Ин.20:15), а позже и Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин.21:15).
И сказал Илия: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар.19:10). Так и мы говорим сейчас: «Господи, посмотри! Оставили сыны Твои храмы, валяются в пороках и пьянстве, ищут только наживы и удовольствий, склонили колени свои перед бесами в сектах…» И, также как когда-то апостолам, нам хочется воскликнуть: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их»? (Лк.9:54). И услышать кроткий ответ Спасителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Так же Господь ответил Илии.
«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар.19:11–12). Вот оно — явление любви Божией. Это одно из немногих мест Ветхого Завета, где Господь так трогательно показывает Свое превышающее всякое наше понимание смирение, нисходящее за род человеческий не только до Креста, но и до ада. До пришествия в мир Спасителя люди знали Бога как Судию, праведного мздовоздаятеля: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5), поскольку нравственное состояние еврейского народа было таково, что подчас удержать людей от греха можно было одним страхом наказания, да и это не всегда останавливало «род строптивый и развращенный». И лишь иногда в Ветхом Завете Господь являет все истинное величие Своей Божественной любви. И, наверное, только в этом месте Господь являет еще и величие Своего смирения. Он как будто бы говорит нам: «Вы свидетели раздирающей горы и сокрушающей скалы силы Моей, но не это Мое лицо; вы испытали на себе сотрясающие наказания Мои, но не это Моя сущность; вы видели сожигающий гнев Мой, но не в этом Я. Но когда вы созерцаете смирение Мое и любовь Мою, знайте, что это истинно являюсь Я». Пророк Илия — первооткрыватель «веяния тихого ветра» духа любви Божией.
И как пламенно служил пророк Богу, так он свое служение и окончил. Огненная колесница вознесла его яко на Небеса, где он пребывает и ныне, не разлученный с телом. Предание говорит, что перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю будут посланы пророк Илия и святой Енох (Быт. 5,24), и будут проповедовать покаяние отступившему от богопочитания роду человеческому, и будут убиты за это. Но это уже дела грядущие.
Чему нам учиться, размышляя над житием святого Илии? Мысленно стоя перед пророком, чувствуешь себя так, как будто стоишь рядом с небоскребом. Рядом с глыбой веры. В чем ему подражать? Как ему подражать? Как муравей может подражать слону?
Но ведь и муравей может поднять соломинку. Да, рядом с его небоскребом веры наши обители веры — всего лишь жалкие нищенские лачуги. Но и в этой хибарке можно напитаться духовных благ. Да, мы не можем низвести огонь с неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку — и накормить ею пророка, как вдова-сидонянка. С нами Господь не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с Ним — в клети нашего сердца. Так уподобимся же святому пророку в ревности. Даже наше маленькое молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно слова нашего Господа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»! (Лк.12:49). Этот огонь и есть Божественная ревность, которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение, гордость, и все остальное, что стеной стоит между каждым человеком и Христом. Этим же огнем и да даст нам Господь попалить все препоны врага нашего супостата. Аминь.
Святой пророк Илия
Илия – один из ветхозаветных пророков, известен более всего тем, что его Господь забрал живым на Небо. Он не узнал смерти в земном теле. Самый почитаемый древний пророк, его чтут не только в православии, но и в исламе, и иудаизме. Чем же он так прославился, что память о нем жива даже спустя три тысячи лет?!
Илия: житие святого пророка
Родился Илия в девятом веке до Рождества Христова. Он появился на свет в Фисвах, за это получил прозвище «фесвитянин». Имя его переводится как «мой Бог». Соответственно своему имени, святой всю жизнь был верующим, борцом с язычеством. Он проводил время в молитве, живя в пустыни.
История о жизни пророка содержится в книгах Ветхого Завета (3 и 4 Книга Царств). В это время правил нечестивый царь Ахав. Его жена Иезавель была не из еврейского рода и поклонялась языческим идолам. Этому она научила своего мужа, а затем весь израильский народ.
Пророк обличал их, но они не думали каяться. Пророк предсказал голод стране, если царь не раскается. Но и тогда он не обратился от своего беззакония. Илия помолился, и настала засуха три года. Народ стал голодать.
Тогда Иезавель поклялась убить Илию. Он удалился в пустынное место, где молился Богу, и ворон каждый день приносил ему пищу. Когда источник, у которого жил пророк, иссох, Илия вернулся в город.
Он нашел бедную вдову и поселился у нее. Пока Илия был в ее доме, у нее не кончалась мука и масло. Это было вознаграждение за милосердие и гостеприимство этой женщины. Когда сын вдовы умер, пророк воскресил его молитвой.
Сила молитвы пророка Божиего Илии
Тогда пророк решил устроить показательное состязание. На горе он велел принести жрецам Ваала жертвы. И сам он тоже принес жертву Богу Истинному. Свою жертву он даже полил водой. Затем пророк велел молиться жрецам своему Ваалу. А сам он стал молиться Богу. Он сказал, чья жертва загорится, значит тот и есть Бог Истинный.
Жрецы взывали к Ваалу, наносили себе раны ножом, чтобы громче кричать. Но жертвы их не были приняты. А жертва Илии загорелась сама после его молитвы, это значит, что Господь принял его жертву.
Тогда весь народ уверовал в Бога Истинного, а жрецов, уже достаточно израненных своими же ударами, пророк приказал убить. По молитвам Илии тут же пошел дождь, Господь прекратил засуху.
Восшествие на небо
У Илии был ученик, которого звали Елисей. Ему было открыто, что скоро Илия уйдет от него необычным способом. Поэтому он везде стал преследовать его, чтобы видеть это чудо. Однажды они шли вместе, но Илия велел Елисею остаться и не идти с ним дальше. Тот отказался.
Пророк спросил, что он хочет больше всего. Елисей ответил: такую же благодать, как у Илии. Пророк сказал, что он получит ее, если поймает его верхнюю одежду (она называлась «милоть»).
Они пошли дальше, и вдруг с неба спустилась огненная колесница и забрала Илию. Он успел сбросить сверху милоть Елисею. Тот поймал, и благодать сошла на него. Он тоже стал творить чудеса.
Возвращение
Есть пророчество, что Илия должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа. Когда антихрист вступит во власть, Илия с Енохом (который тоже не вкусил земной смерти, а был забран на небо живым), придёт обратно в земном теле. Они будут вдвоем обличать антихриста. За это он убьет их, и тела будут лежать на площади. На третий день они воскреснут и вернутся на небо.
В Новом Завете говорится, что Илия должен прийти перед первым пришествием Христа. Под этим именем подразумевался Иоанн Креститель. Он пророчествовал о Христе и крестил Его в Иордане.
Также на горе Фавор, когда Христос преобразился перед апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, им явились Илия и Моисей. Они беседовали с Ним о крестной смерти Христа.
О пророке Илии в народном почитании
Не секрет, что день памяти пророка Илии – 2 августа, в язычестве назывался «днем Ярилы». Это – языческое божество Солнца. С приходом православия на Руси некоторые языческие праздники, для удобства народа, были превращены в православные. Так, например, день Ивана Купалы стал днем святого Иоанна Крестителя.
Пророку Илии молятся о прекращении засухи и, наоборот, дождя, поскольку он при жизни мог своей молитвой останавливать и то и другое. В день Илии всегда бывает гроза, по народным поверьям. Тогда говорят в народе: «Илия-пророк на колеснице едет». Но надо понимать, что это – всего лишь суеверие.
Протоиерей Андрей Ткачев: о пророке Божием Илии
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!