Источник: Русская планета
22 октября Православная церковь чтит память апостола Иакова Алфеева. Библия почти не говорит про него, а в житиях приводятся разные версии его жизни и смерти. Попробуем разобраться, почему так произошло.
Номер девять
Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — приводят имя Иакова Алфеева в списке двенадцати ближайших учеников Христа. В этих списках он всегда на девятом месте. «Деяния святых апостолов» говорят об участии Иакова в праздновании Пятидесятницы. А Евангелие от Марка сверх того называет Алфеевым еще и другого апостола — Матфея, из чего историки Церкви делают вывод, что Иаков и Матфей, вероятно, были братьями. Других сведений об апостоле в текстах Нового Завета нет.
Сложности с установлением фактов жизни апостола Иакова Алфеева начались уже в первые века христианства. Проблемой для исследователей стало то, что среди апостолов еще два человека носили то же имя. Это Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, и Иаков, которого называли «Брат Господень», первый епископ Иерусалима, один из семидесяти учеников Христа.
Отождествление Иакова Алфеева с двумя другими Иаковами стало причиной разночтений и появления нескольких версий жития апостола, отличающихся друг от друга.
Согласно наиболее популярной из них, апостол Иаков родился в Капернауме, городе на берегу озера Кинерет в Галилее. В древности озеро называли Тивериадским, или Галилейским морем, сейчас это территория на севере Израиля. Капернаум стал одним из основных мест проповеди Христа. В городе и его окрестностях Мессия, согласно евангелистам, призвал апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Иакова и Матфея (Левия) Алфеевых. Здесь же зародилась одна из первых христианских общин.
Авторы жития апостола полагают: как и его брат Матфей, Иаков был мытарем — сборщиком податей. И, вероятно, именно через брата он пришел ко Христу.
Разночтения
Наиболее распространенная версия жития апостола Иакова Алфеева гласит: он проповедовал сначала в Иудее, а затем присоединился к апостолу Андрею в его путешествии в Эдессу, город на юго-востоке современной Турции. После этого он оставил Андрея и ушел в Палестину, на долгое время задержавшись в городах Газа и Елевферополь. О последнем городе известно, что там был убит епископ Дамаска Анания, в свое время крестивший апостола Павла.
Из Палестины апостол Иаков направился в Египет, где дошел до города Острацин. Здесь его проповедь встретила ожесточенное сопротивление со стороны язычников, и в итоге апостола приговорили к смертной казни через распятие.
Согласно другим спискам жития, имеющим сирийское и византийское происхождение, смерть настигла Иакова в Мармарике (ныне — часть Ливии, примыкающая к Средиземноморскому побережью). Способом казни эти источники называют побитие камнями.
Наконец, греческие списки дают еще одну, отличную от остальных версию жития апостола. Они утверждают, что Иаков происходил из Иераполя (современный туристический город Памукалле в Турции), был не мытарем, а камнерезом, и закончил жизнь в одном из городов Малой Азии, где язычники бросили его умирать с перебитыми ногами.
Преемство
Помимо путаницы с именами, которая стала причиной расхождения фактов в житиях апостола, разные пересказы его судьбы связаны с желанием христианских общин доказать свою независимость и апостольское преемство (то есть происхождение своей церкви напрямую от апостолов).
К слову, желание представить апостолов основателями своей церкви мы находим и в русских летописных сводах, которые говорят о путешествии Андрея Первозванного на север — от Днепра до Новгорода. В частности, существует легенда об установке апостолом Андреем креста на холмах, где позже поднялся Валаамский монастырь. Историк Антон Карташев опровергает это апостольское путешествие на Ладогу, добавляя: маловероятно, что апостол ходил и к Днепру (хотя проповедовал в Причерноморье и на территории современной Абхазии).
Вероятно, с подобной историей мы сталкиваемся и при чтении разных версий жития апостола Иакова Алфеева. Более того, в Древней Руси Новгород стал центром особого почитания апостола Иакова — его изображения часто встречаются на новгородских иконах.
Есть вероятность, что причиной этого особого почитания послужила легенда об Иакове как о спутнике Андрея Первозванного. И если, согласно русской летописи, апостол Андрей мог дойти до Ладоги, то почему этого не мог сделать сопровождавший его в ряде путешествий апостол Иаков Алфеев?
Апостол Иаков Алфеев
Иаков Алфеев, греческая икона 13 века.
В галилейском городе Капернауме жили три брата — Матфей, Иаков и Фаддей. Два из них служили мытарями и занимались сбором налогов с местного населения в пользу римской казны. Мытари были самые презираемые люди в еврейском народе, потому что они не только взыскивали налоги, но и беспощадно обирали своих же соплеменников ради собственной пользы.
Но, видимо, Матфей и Иаков отличались от своих коллег чистосердечием, порядочностью и страхом Божиим, поэтому Господь призвал их в число двенадцати апостолов. Вернее, призван был Матфей, а братьев он, наверное, привел к Господу чуть позже.
Об Иакове Алфееве мы знаем мало. У него были тезки в апостольской общине, и позднее исследователи пытались отождествлять его с ними, но пришли к выводу, что это все-таки разные люди. Когда Господь посылал двенадцать апостолов на проповедь, то двух братьев — Иакова Алфеева и Иуду Фаддея (которого звали также Леввеем и Варсавой), отправил вместе, и так началась их миссионерская деятельность. Они обходили города Иудеи и проповедовали еврейскому миру о пришествии долгожданного Спасителя.
В дальнейшем они были свидетелями последних дней земной жизни Иисуса Христа, они общались с Господом после Его Воскресения, на них сошел Святой Дух в День Пятидесятницы. Обо всем этом апостолы вначале благовествовали жителям Иерусалима, а затем Иудеи и Израиля.
Разжигаясь огнем Божественной любви, Апостол Иаков повсюду проповедовал Евангелие, врачевал недуги, изгонял лукавых духов и многое множество людей привел ко Христу. Из-за этого еще при жизни его стали именовать «Божественным семенем».
Вместе с апостолом Андреем Иаков направился в Эдессу, — город, в котором к тому времени практически все приняли христианство после проповеди апостола от семидесяти Фаддея.
Из Эдессы апостолы пошли в Южную Палестину — в Газу, Елевферополь, Тир — известные языческие центры и там тоже сеяли Слово Божие. Далее апостол Иаков взял курс на Египет, и после проповеди в городке Острацине был схвачен язычниками и распят на кресте.
В наше время проповедь апостола Иакова продолжается чудесами от его чудотворных икон. В Уфе, например, в Крестовоздвиженском храме образ Иакова Алфеева очень четко отпечатался на стекле, которым был закрыт его иконописный образ.
Святой апостол Иаков происходил из галилейского города Капернаума. Он был сыном Алфея и братом святого апостола и евангелиста Матфея, бывшего прежде мытарем. Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное учение, Иаков, услышав его, сам последовал за Господом. Господь причислил его, как достойного, к лику 12 апостолов.
Ни у одного евангелиста имя Иакова Алфеева больше в евангелие не упоминается , а потому о его жизни мы практически ни чего не знаем. Кроме того среди 12 учеников Христа, имя Иаков носили три апостола, плюс был ещё один апостол Иаков из числа 70. А потому в некоторых источниках происходит такая колоссальная путаница эпизодов жизни четырёх апостолов Иаковов, что порой трудно понять о ком вообще это написано.
По преданиям можно только сказать, что апостол Иаков приняв с другими апостолами дар Святого Духа в день Пятидесятницы, пошел с проповедью слова Божия к язычникам. Ревностно наставлял он заблудших на путь спасения. Как огонь попаляющий и пожирающий, была божественная ревность, объявшая святого апостола Иакова. Он неустрашимо обличал безбожие, сокрушал идолов, разорял идольские капища. Вдохновенно проповедовал он учение Христово, исцелял недужных и бесноватых и творил различные чудеса. Множество неверных обратил он ко Христу. Его ревностными апостольскими трудами слово Божие быстро распространялось и укреплялось в тех странах, где он проповедовал.
Святой Иаков получил от новообращенных наименование «божественного семени», потому что, посевая в сердцах людских слово Божие, он насаждал веру и взращивал благочестие. Главными местами его проповеднических трудов были города Газа и Елевферополь с их окрестностями. Обойдя многие страны и усердно сея везде семя слова Божия, святой апостол пришел в Египет, в тамошний город Острацын, лежавший на берегу моря, на границе с Палестиной. Здесь он проповедовал имя Христово. Озлобленные язычники схватили святого Иакова и пригвоздили ко кресту. Так, страдальчески, отошел он из этой жизни в Жизнь Вечную. День его преставления, 22 октября, Святая Церковь посвящает празднованию его памяти.
Мощи апостола Иакова Алфеева находятся в Риме в католическом храме 12 апостолов. В этом же храме пребывают мощи апостолов Филиппа , Апостола от 70-и Иакова, Апостола Иакова браат Господня (часть мощей), мучеников Мариана Диакона, Диоросия, Евтропия, Хрисанфа и Дария, мощи святых мучениц Евгении и Клавдии; «Греческая» икона Божией Матери.
Эта церковь первоначально была посвящена св. Иакову Алфеев и св. Филиппу (позднее всем 12 апостолам) и служила церковью знатной римской династии семьи Колонна. Возможно построена в 560 году при папе Пелагии I по случаю освобождения Рима от остготов и победой над арианской ересью. Справа от главного алтаря – могилы графа Жиро де Каприе и кардинала Раффаэле Риарио, вероятно, работы самого Микеланджело. А рядом с первой часовней находится рака, в которой хранится сердце Марии Клементины Собеской, внучки польского короля Яна III Собеского (ее могила расположена в Соборе Святого Петра). В храме находится могила Папы Клемента XIV в неоклассическом стиле .
Однако в Риме находятся не целые мощи святого апостола Иакова Алфеева. Частица мощей святого апостола покоится в Бари, в церкви святого Николая. А его глава пребывает в Винеции в соборе святого апостола и евангелиста Марка,
Частица мощей от главы святого апостола так же находится на Афоне в греческом православном монастыре Эсфигмен.
Это один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках. Монастырь освещён в честь Вознесения Господня.
Судьба этого монастыря очень многострадальна. В начале 1960-х годов, когда Римский папа встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это монахи монастыря Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме.
С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).
архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него».
Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) Раскольниками , что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.
В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.
В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь . В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.
24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.
Кроме главы апостола Иакова Алфеева в обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.
В церкви Ризоположения на Донской ул. в Москве хранилась икона, в которую была вставлена лобовая кость апостола Иакова. Икона поступила в храм в 1857 г. от нежинского грека К. А. Буба по благословению свтятителя Филарета, митрополита Московского.