Содержание
- Монументальные картины Ильи Глазунова: гениальные полотна или неуемный пафос
- «Вечная Россия» (1988 г.)- посвящение 1000-летию Крещения Руси
- «Мистерия ХХ века» (1978г.) — протест поклонению вождям всех народов за последние 100 лет
- 5 картин Ивана Глазунова, про каждую из которых он рассказал особую историю
- Призраки. 2008 г.
- Семейный портрет. 2003 г.
- Середина лета. 2010 г.
- Роспись Храма Вознесения Господня («Малого Вознесения») на Большой Никитской улице. 2013 г.
- Портрет Ильи Сергеевича Глазунова
- Иоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть 1
Монументальные картины Ильи Глазунова: гениальные полотна или неуемный пафос
«Вечная Россия». Илья Глазунов, 1988 год.
Вокруг Ильи Глазунова всегда кипела буря страстей, а это только усиливало интерес к уникальному творчеству. Выставки его грандиозных работ собирали почти километровые очереди. На посетителей производили неизгладимое впечатление гигантские полотна, размером от 6 до 8 метров в ширину и 3 метра в высоту, на которых они узнавали множество знаменитых лиц.
Илья Сергеевич Глазунов —
советский и российский художник-живописец. | Фото: karavan.ua.
Мировая общественность, еще не знавшая примера монументальной живописи, подобной картинам Глазунова, как по своему содержанию, так и по своей сложности, была потрясена величием и гениальностью работ художника.
Но в России ценители искусства разделилась на два лагеря: одни доказывали, что Глазунов – лучший художник земли русской ХХ века, другие, в основном официальные критики – указывали на неуемный пафос произведений, исторические косяки и неординарную плоскую технику письма. Художник почти весь свой творческий путь прошел в атмосфере травли за «пропаганду достоевщины и религиозного мистицизма», за увлеченность «проклятым прошлым» России.
«Вечная Россия» (1988 г.)- посвящение 1000-летию Крещения Руси
Путь России в сто веков — нескончаемое народное шествие, крестный ход, берущий свое начало из глубины веков.
«Боже мой, сколько силы у этой картины! Я ощущаю гордость, что я родился русским!», — восхищенная фраза одного из посетителей выставки, возле полотна «Вечная Россия», в которой и гордость за Отчизну, и восторг, и неоспоримое признание. Это титанический труд, отразивший исторический путь России, все его взлёты и падения, а также триумф и поражение, воистину всех великих ее сынов.
Присмотревшись, видим мастерски прописанные образы, архитектурные сооружения, иконы, которые не только узнаваемы, но и «звучат» как единое целое. Их на полотне около 180-ти.
Образ девочки с ясными голубыми глазами олицетворяет непорочное начало, что возродит и пробудит народ великой России. | Фото: pbs.twimg.com.
За образом каждого из православных святых, великих князей, царей, полководцев, писателей, живописцев, ученых, композиторов, политических деятелей, творивших историю могучего государства, стоит человеческая судьба.
Как преемственность поколений запечатлел Илья Глазунов и своих родных в этой уникальной летописи. В юноше со свечой, и рядом стоящей с ним девочкой, в центре полотна, можно узнать черты родителей художника, и в левом углу картины, черты его деда, в образе государственного сановника.
«Мистерия ХХ века» (1978г.) — протест поклонению вождям всех народов за последние 100 лет
В конце 70-х прошлого века западные журналы пестрели заголовками: «Картина, которую никогда не увидят русские». В действительности, лишь по прошествии многих лет, сотни тысяч зрителей увидели в Московском Доме молодежи картину «Мистерия ХХ века».
Масштабы полотна «Мистерия ХХ века» просто потрясают своей грандиозностью: на холсте размером 8х3 метра изображено 2342 персонажа. В целом же картина смотрится как застывший фильм-катастрофа, который демонстрирует, сколько ужаса и несправедливости натворило человечество на земле за минувшие сто лет.
Интересна и сама история создания картины: написанная в 1978 году, в конце 90-х она стала намного больше размерами, в буквальном смысле. Глазунов дописал к ней эпоху перестройки, развал Союза, приватизацию и всех деятелей, приложивших к этому руку.
На картине изображен и сам художник, притом, дважды: в левом нижнем углу – молодым, как в 70 годы, и в правом — уже в преклонном возрасте, чем показал и свою ответственность за апокалипсис, разворачивающийся на планете. А в зеркале, которое он поддерживает рукой, каждый должен был увидеть себя.
И какие бы полярные мнения ни были по поводу творчества художника, залы картинной галереи в Москве на Волхонке, 13 всегда полны посетителей. Там можно увидеть живопись и графику художника во всех возможных стилях и жанрах, и что самое удивительное: антикоммунистические полотна мирно соседствуют с портретами коммунистических лидеров, лирические сцены русской природы с идеологическими картинами, религиозно-духовная живопись с этюдами в стиле «ню». Здесь каждый найдёт себе что-нибудь по душе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна. Вспоминаем знаменитые картины Ильи Глазунова — с названиями и описанием.
1. «Мистерия XX века», 1977-1999 г.
Мистерия ХХ века. 1999 год. Холст, масло.
Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен.
И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.
2. «Вечная Россия» (1988)
Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.
3. «Великий эксперимент» (1990)
Великий эксперимент. 1990 год. Холст, масло
Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).
4. «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)
Размер еще больше, чем у «Мистерии»: 4 на 8 метров. Сюжет понятен из названия: большевики вламываются в храм, где идет служба. Над людским месивом (со стороны большевиков это не только комиссар с собакой, но и поборница свободной любви с голой грудью, и кто-то с лозунгом «Религия — опиум для народа», и еще кто-то с пулеметом…) — настенная роспись, огромные изображения святых. Во многом картина напоминает другую многофигурную, полную символов картину, которую Глазунов очень ценил — «Раскулачивание» (2010).
5. «Дороги войны» (1985)
Дороги войны. 1985 год. Холст, масло.
Картина с самой драматичной судьбой. На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.
5 картин Ивана Глазунова, про каждую из которых он рассказал особую историю
Иван Глазунов – заслуженный художник России, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ), любитель Русского Севера, отец четверых детей. К юбилею мастера мы публикуем 5 картин Ивана Ильича, за каждой из которых стоят удивительные воспоминания художника.
Призраки. 2008 г.
Архангельская и Вологодская области – наш прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия.
Страшно, когда ты идешь по деревне, в которой еще 100 лет назад ключом била жизнь – были ярмарки, проходили торговые пути, жили сотни и тысячи людей – а теперь все закончилось. Например, теперь уже бывшая деревня Керга на Пинеге, которая когда-то была древнерусским центром этих мест. Сейчас она брошена, а многие дома разобраны и увезены в другие деревни.
В этой работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда ты идешь по пустой деревне, в окружении изб в пропорциях Парфенона, с окнами как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких местах, кажется, что ты идешь по родному пепелищу русской крестьянской культуры.
Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон. Ты что-то ищешь, хочешь найти ответы на какие-то вопросы, но ничего уже нет, все заросло бурьяном выше человеческого роста.
Семейный портрет. 2003 г.
«Семейный портрет» писался, когда у меня были только две дочери – Оля и Глаша. Мы тогда наконец переехали в свой дом и создали ту атмосферу для семейной и художественной жизни, которую мне всегда хотелось.
Оля и Глаша тогда стали заниматься в ансамбле «Веретенце», куда я их отдал, потому что всегда благоговел перед фольклором и настоящей народной традицией песни, которая все советское время была под спудом. Мои дочери стали сразу приносить домой удивительные фольклорные созвучия, стали петь, и я понял, что это будет для них любовью надолго.
Это не постановочный портрет, а кадр из моей жизни. Мне представился такой момент – дети слушают музыку, а сзади на диване немного уставшая мама, моя жена Юлия, которая смотрит на них даже с неким удивлением. В этой композиции, их естественном расположении я увидел интересную формально-неформальную задачу для живописи.
Детей очень трудно писать, они совершенно не могут понять, зачем нужно замереть и стоять на месте, но все же, отвлекая их разными способами, я смог заставить их позировать.
С этой работой связан забавный эпизод – когда у меня была персональная выставка в Венеции под самое закрытие в зал вошел человек, который изъявил желание непременно купить картину. Я объяснил ему, что она не для продажи, и предложил ему взамен написать его семью. Однако незнакомец, который оказался англичанином, заявил, что хотя у него семья и трое детей, изображенная на картине семья ему нравится больше. На случай если я вдруг передумаю, он предложил мне посмотреть его венецианский дворец, где он планировал повесить мою работу. Было приятно, но разумеется, я оставил эту картину у нас в семье как память о тех годах.
Середина лета. 2010 г.
Моя жена Юлия позировала мне для главной героини этой картины. Поскольку у нее совершенно русская внешность, я часто использую ее лицо не только для ее непосредственных портретов, но и как героиню различных работ. Наверное, такой подход традиционен для художников.
Это была интересная поездка на Северную Двину вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом. В округе был заброшенный деревянный храм, озеро, стройные северные деревни с двухэтажными огромными домами. Летом там было чуть больше народа, чем обычно – кто-то приехал на покос, кто-то просто к родственникам, люди купались в реке, ходили на озеро.
«Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой – это напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах. Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и ищет видимо своего мужа, от которого остался один мотоцикл в траве. Мальчик смотрит за птицами, пока мама кого-то высматривает. Я видел такие сцены, но это собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми обветренными лицами.
Роспись Храма Вознесения Господня («Малого Вознесения») на Большой Никитской улице. 2013 г.
Роспись «Малого Вознесения» – особая страница в моей жизни. Это была моя первая работа в храме как стенописца. «Малое Вознесение» – храм с очень богатой историей, его строил царь Федор Иоаннович на свое венчание, и изначально он имел два шатра. Затем при Елизавете Петровне он перестраивался. Рядом была слобода, где жили устюжане и у них был крохотный домовой храмик Прокопия и Иоанна Устюжских, единственный в Москве. В XVIII веке храмы соединили. Рядом стоял дворец Нарышкиных, дом Малюты Скуратова – словом, жила русская знать, многие люди, оставившие след в российской истории.
Мне хотелось вернуть облик этому храму, который в советское время был роддомом, металлоремонтной мастерской, управлением Главмосстроя. Чтобы церковь выглядела так, как если бы она никогда не закрывалась. Для этого был выбран стиль XVII века, эпохи расцвета самостоятельного русского церковного творчества. Я собрал огромный архив сюжетов и приемов старых мастеров в Ярославле, Ростове Великом, Костроме, и мне хотелось расписать храм в таком ключе.
Но, как говорится, ты делаешь храм, а храм делает тебя, поэтому в храме «Малого Вознесения» состоялась и моя внутренняя учеба. Это то место, которое все время со мной и в котором я все время. Мы до сих пор доделываем убранство и пытаемся вернуть церкви образ старомосковского намоленного места, которое находится прямо напротив Московской Консерватории. К счастью, следов поругания в храме уже не осталось.
Портрет Ильи Сергеевича Глазунова
Илья Сергеевич писал автопортреты – осталось много работ разных лет, масса фотографий, но пока он был жив, я должен был его написать. Как сыну мне хотелось сделать не официально-парадный, а более интимный портрет. Это оказалось очень сложной задачей – при всем желании Ильи Сергеевича, чтобы был портрет от меня, его невозможно было заставить позировать.
Во-первых, он не мог долго сидеть на одном месте. Во вторых, пока я работал, он начинал сам в голове писать картину за меня и со всем своим жаром начинал делиться своими идеями относительно портрета. Тем не менее, несколько сеансов он все-таки сидел.
Мне хотелось изобразить его таким, как я запомнил его в своей юности в знаменитой квартире в Калашном переулке, где стоял огромный круглый стол. Там всегда был полон дом гостей, не прекращая звонил телефон, сидели люди, которые хотели что-то ему сказать. В это время он начинал писать свою книгу «Россия распятая», параллельно отсматривал то, что привозил из «Букиниста» или из Петербурга.
За спиной у него знаменитый камин и любимые ампирные часы. Лето, очень жарко, на Илье Сергеевиче белая рубашка. Мне стоило больших трудов заставить его снять пиджак. Он всегда был одет очень чопорно, поскольку был человеком старого мира. В его эпоху быть в галстуке и пиджаке считалось проявлением уважения и внутренней культуры. Это времена великого итальянского кино – немного другая цивилизация, не та в которой мы сейчас живем.
Мне же хотелось запечатлеть его без официоза – в рубашке, освещенного дневным светом, в руках всегдашняя сигарета, которая иногда даже поджигала ему челку. И конечно пристальный взгляд, который был его особенностью. По этому взгляду его узнают на портрете и вспоминают его. Мне радостно, что многие люди запомнили Илью Сергеевича близко к моему образу, значит где-то я попал в правильное настроение.
Илья Сергеевич Глазунов — один из самых известных и талантливых русских художников современности. Без сомнения, в современном русском искусстве этот мастер является одним из самых ярких представителей живописи. Его имя уже стоит в числе величайших живописцев нашей страны. Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно переоценить ещё и по той причине, что он является не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников. Илья Глазунов является основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Работы самых талантливых выпускников вы могли видеть в одном из материалов этого сайта «Манеж. Ступени Мастерства» с выставки в Санкт-Петербургском центре Манеж.
Илья Глазунов является академиком РАХ, народным художником СССР, народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель золотой медали ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ и обладателем других премий и наград.
Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. Во время блокады отец, мать и бабушка погибли . После того, как его вывезли по «дороге жизни» из осаждённого города, он некоторое время жил под Новгородом, в деревне Гребло. После блокады сумел вернуться в Ленинград. Прошёл обучение в Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Первая выставка состоялась в 1957 году. Умер 9 июля 2017 года в Москве.
Далее вы можете увидеть картины великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова и оценить талант автора.
Битва. Временный перевес татар
В поле (Дарья)
Внуки Гостомысла Рюрик, Трувор и Синеус
Возвращение блудного сына
Гимн героям
Господин великий Новгород
Два князя
Двор
Девушка с Волги
Достоевский
За ваше здоровье
Засадный полк
Иван Грозный
Князь Дмитрий Донской
Князь Олег и Игорь
Легенда о царевиче Дмитрии
Нашли князя
Неточка Незванова
Ночь после битвы
Остров Рюген. Жрец
Портрет жены художника
Портрет П.А.Столыпина
Проводы войска
Русская земля
Северная твердыня
Сибирская деревня
Иоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть 1
Марк Антокольский, «Иван Грозный», скульптура
Виктор Васнецов, «Царь Иван Васильевич Грозный»
Илья Глазунов, «Иван Грозный»
Ю.Пекуровский, «Царь Иван Грозный»
Михаил Герасимов, «Портретная реконструкция Ивана Грозного»
Андрей Ковальчук, «Молящийся Иван Грозный»
О.Гроссе, «Иван Грозный»
Виктор Васнецов
иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Виктор Васнецов
иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»
Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»
Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»
Александр Новоскольцев, «После нападения опричников»
Михаил Авилов, «Опричники в Новгороде»
Сергей Ефошкин, «Опричник»
Вячеслав Шварц,»Посол от князя Курбского»
Константин Маковский, «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного». Эскиз.
Николай Неврев, «Опричники»
(изображено убийство боярина Ивана Челяднина-Фёдорова, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон,
поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся
владычеством, которого жаждал!»)
Николай Неврев, «Шут. Опальный боярин»
О.Кузьмин, «Иоанн Грозный и митрополит Филипп»
Василий Пукирев, «Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного». Фрагмент
(митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский собор в одежде опричника)
Яков Турлыгин, «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного»
Сергей Шелковый, «Арест митрополита Филиппа»
Александр Новоскольцев, «Смерть митрополита Филиппа»
Николай Неврев, «Малюта Скуратов и митрополит Филипп»
Павел Рыженко, «Малюта»
Михаил Авилов, «Царевич Иван на прогулке»
Николай Самокиш, «Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном»
Клавдий Лебедев, «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи»
Иван Пелевин, «Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса»
(Николай Салос — блаженный, псковский юродивый. Когда Иоанн Грозный вел опричное войско громить Псков,
то перед самым городом встретил его блаженный Николай с куском сырого мяса и, обличая его в кровожадности,
грозил и предсказывал несчастия.)
Б.Черушев, «Царь Иван IV (Грозный)»
Сергей Кириллов, «Иван Грозный»
Подкопаева Мария, «Иван Грозный в Александровой слободе»
Михаил Горелик, «Народ просит Ивана IV отменить опричнину»
Петр Павлов, «Иоанн Грозный»
(художник мне неизвестен)
Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»
Виктор Васнецов, «Иван Грозный». Этюд
Э.Соколовский, «Царь Иван Васильевич Грозный»
Виктор Васнецов, «Иван Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смерть»
Александр Литовченко, «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»