Содержание
Христиане в арабских странах
Христиане в арабских странах
К христианам, в данной статье, отнесены уроженцы арабских стран, независимо от их этнического происхождения, которые исповедуют христианство. В большинстве своем — это потомки народов, проживавших на Ближнем Востоке до завоевания этого региона арабами и сохранившие свою религиозную принадлежность. Исключение составляют арабы-христиане, проживающие в Израиле и на палестинских территориях, которые являются потомками населения Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами. Арабы-христиане в значительной степени утратили своё оригинальное национальное самосознание и считают себя арабами.
Большинство из них утратили свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка. Христианство исповедуют и представители неарабских этнических групп – армяне, ассирийцы, греки и др. В настоящее время значительное число христиан в странах Арабского Востока представлено иностранцами, в основном гражданами европейских государств. (По данным Института изучения Израиля и Ближнего Востока)
Численность христиан в арабских странах до событий, связанных с «арабской весной», составляла примерно 15 млн. человек. Они принадлежат к 28 христианским конфессиям, которые условно можно объединить в три группы: восточно-христианские, униатские (восточнокатолические) и западно-христианские.
Восточно-христианские церкви представляют собой организации местного происхождения, сохраняющие свою самостоятельность. К ним относятся: Коптская церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Сирийская православная церковь (сиро-православная или сиро-якобитская), Армянская апостольская святая церковь, несториане и др. Приверженцы восточных церквей проживают в основном в Египте, Сирии и Ливане.
Униатские (восточнокатолические) церкви – это религиозные организации, приверженцы которых в разное время отделились от восточнохристианских церквей и состоят в союзе с римско-католической церковью. К ним относятся: маронитская церковь, греко-католики, халдеи, сиро-католики, армяно-католики и др. Наиболее крупные общины униатов имеются в Ливане, Ираке, Сирии, Иордании и на палестинских территориях.
Западно-христианские церкви представлены христианскими церквями и религиозными организациями западноевропейского и североамериканского происхождения двух направлений – римско-католического и протестантского. Крупные общины этих ветвей христианства имеются в Ливане и Кувейте.
В Египте, Сирии и Ливане проживает около трех четвертей арабского христианского населения. В других же арабских государствах число христиан редко превышает 1 процент их жителей. В преобладающем мусульманском окружении арабские последователи Иисуса живут преимущественно компактно: деревнями, в городах — кварталами. Крупные общины арабов-христиан имеются в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (в основном во Франции и Великобритании), а также в странах Латинской Америки, прежде всего, в Аргентине, Бразилии, Уругвае и Венесуэле. Арабские христианские общины есть и в странах Африки, в частности, в Нигерии.
Отмечается устойчивая тенденция сокращения численности христианского населения в арабских странах, которая заметно усилилась в период происходящих ныне в регионе политических изменений. Эксперты отмечают, что «все революции в арабском мире приводили к волнам насилия над христианами и их вынужденной эмиграции», а «перемены, происшедшие в странах Ближнего Востока, принесли только репрессии в отношении последователей Христа», которые вслед за падением диктаторов утратили свои права. Христиане, как показывает практика, могут становиться разменной монетой в отношениях между светскими режимами и исламистами. Отмечается, что как это не парадоксально, но «при диктатурах права христиан были защищены лучше, чем сейчас». В то же время «продолжающийся исход христиан из стран Ближнего Востока, нападения на церкви и монастыри, убийства священнослужителей и захват христианских заложников являются лучшим подарком явным и тайным врагам ислама и одной из причин возрастающей во всем мире исламофобии».
Самой большой группой арабов-христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке являются копты Египта (до 9 млн. человек). Ситуация с положением коптов в АРЕ становится все более тревожной. Копты опасаются, что приход к власти в стране исламистов, рост влияния консервативных последователей ислама приведет к дальнейшему ухудшению их положения. Исламисты регулярно нападают на коптские церкви и монастыри, убивают слфдков». И для этого есть весомые основания.
Христиане в арабских странах
Нападения на церкви и прихожан, убийства, ограбления и мародерство со стороны исламистских боевиков и их сторонников стали характерным явлением в охваченной гражданской войной Сирии. По оценкам, от 10 до 20 процентов местных христиан были вынуждены покинуть пределы страны после начала конфликта в 2011 г. В то же время значительная часть христиан готова поддержать «ветер демократических перемен» и переход Сирии к демократическому, плюралистическому государству. Отдельные христианские элементы присутствуют и в рядах непримиримой оппозиции. Что касается высших авторитетов церкви, то они официально поддерживают режим президента Б. Асада. В целом же сирийские приверженцы Иисуса выступают за скорейшее прекращение кровопролития и «начало мирного процесса общественных реформ».
До 2003 г. крупная христианская община (около 1 млн. человек) проживала в Ираке. Причем при С. Хусейне власти относились к ним лояльнее, чем к шиитам. После свержения американцами саддамовского режима в результате развязанного против христиан террора, последние стали в массовом порядке покидать страну, и сейчас их осталось от 300 до 500 тыс. человек. Только в 2003-2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей. Примечательно, что все это происходило на глазах американцев.
На палестинских территориях проживает около 56 тыс. христиан, в том числе на Западном берегу реки Иордан — 43 тыс., в секторе Газа – 1,8 тыс. и в Восточном Иерусалиме — 11 тыс. человек. Из региона происходит массовая эмиграция арабов-христиан. Их численность на палестинских территориях за 50 лет уменьшилась с 22 процентов от общего количества палестинцев до 2 процентов. Христиане подвергаются дискриминации, имеются случаи их насильственного обращения в ислам. При этом в палестинской конституции права христианского населения формально закреплены.
В Иордании насчитывается 160-180 тыс. христиан. Они являются полноправными членами общества, представлены в органах государственной власти. Король Абдалла II заявил, что мусульмане и христиане в стране «составляют одну семью, работающую на благо общества».
В Ливане проживают до 1,7 млн христиан (около 34 процента населения, в основном марониты). Численность общины продолжает сокращаться, многие ливанские христиане эмигрируют в другие страны. До гражданской войны 1975-1990 гг. христианская община занимала доминирующее положение в государстве и обществе. В настоящее время их влияние в стране снизилось, но все еще остается значительным.
Относительно крупные христианские общины имеются в Кувейте, ОАЭ и Бахрейне. Они представлены главным образом проживающими в этих странах иностранцами. Небольшое число христиан (иностранцев) имеется в Катаре и Омане. Власти Саудовской Аравии разрешают людям иного вероисповедания въезжать в страну, но отправление культа им запрещено.
По данным международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2012 г., Саудовская Аравия занимает 3-е место (после КНДР и Афганистана) в списке государств, где чаще всего притесняют права христиан. Жестко преследуют христиан и в Йемене (6-е место). В странах Арабского Магриба наиболее крупные христианские общины проживают в Тунисе и Ливии. Постоянно сокращается число христиан в Судане, где власти вынуждают их переезжать в Республику Южный Судан.
Ближний Восток: Трагический исход христиан
Автор Харун Яхья Обновлено: 01.06.2016 20:11 Опубликовано: 25.05.2016 17:00 Мир » Азия » Ближний Восток
Христиане на Ближнем Востоке, на Святой земле, переживают один из самых трагических моментов в своей истории. В прошлом веке 20 процентов населения Ближнего Востока составляли христиане, сейчас эта цифра равняется четырем процентам. Статистика более чем красноречива: так, в 2015 году было убито около 7000 христиан и разрушено более 2400 христианских храмов.
В Сирии бьются за христианские святыни
Колыбель авраамических религий
Ближний Восток — колыбель трех авраамических религий, один из важнейших регионов мира. У каждой страны своя система вероисповедания, однако даже в многонациональных государствах большинство групп верующих вынуждены вести замкнутый образ жизни. Не все относятся с должным пониманием к меньшинствам, особенно к христианам, которых сегодня на Ближнем Востоке всего лишь четыре процента.
Они подвергаются невероятными преследованиями, и эта тенденция постоянно усиливается. Как следствие, в последнее десятилетие все большее число христиан вынуждают покидать Ближний Восток, что напоминает ситуацию, сложившуюся в регионе после Первой мировой войны.
По вызывающим тревогу данным организации по правам человека, отслеживающей преследования христиан с 1950-х годов, 2015 год стал «худшим годом в современной истории». Согласно их статистике в 2015 году было убито около 7000 христиан и разрушено более чем 2400 храмов.
Из-за преследований количество христианского населения на Ближнем Востоке (в прошлом веке на Ближнем Востоке было 20 процентов христиан) резко сократилось.
Христиане подвергаются самым разным испытаниям: от нападений на церкви до убийств, и от богохульства до ограничения в правах (зимми).
Уезжают даже те, кого это лично не коснулось. Уезжают, потому что боятся. Например, в Турции, где я родился, сегодня проживает только 200 000 христиан по сравнению с 2 млн в 1920 году.
Больше всего в результате продолжающейся войны в Сирии сократилось христианское население. Копты начали уезжать из Египта после революции 1952 года. В Ираке осталось только 500 000 христиан от 1,5 млн, которые жили в стране десять лет назад.
В целом христианское население Ближнего Востока сократилось с 14 процентов в 1910 году до 4 процентов сегодня. К сожалению, религиозные лидеры опасаются, что христианство может исчезнуть из региона, где оно зародилось 2000 лет назад.
Великая христианская беда
Тревожно видеть христиан, покидающих свою родину из-за страха подвергнуться нападениям или клевете. Было бы большим грехом заставлять их жить в такой атмосфере. Они сохраняли верность Иисусу (мир ему) на протяжении 2000 лет. Многие были убиты, замучены, избиты, подвергнуты оскорблениям просто за то, что были последовательны в своей вере. Они видят в этом воплощение слов Иисуса в Евангелии: «И вы будете ненавидимы всеми народами за имя мое» (Матвей 24:9).
Христиане веруют в существование Бога, и поэтому к ним нужно относиться с уважением и милосердием. Но есть люди, которые пытаются возбудить вражду между христианами и мусульманами, чтобы развязать войну между ними.
Так, они при любой возможности распространяют пропаганду, возбуждающую ненависть к христианам. В действительности даже если большинство мусульман не хотят этого признавать, это именно мусульмане радикальной направленности ведут подобную пропаганду от имени ислама. По сути, действия этих людей противоречат учению ислама.
В заповедях Бога, изложенных в Коране, совершенно четко говорится: «Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы — христиане!» (5:82, перевод Крачковского). Однако эти радикально настроенные люди преследуют и убивают христиан, разрушают их храмы, вынуждают их уезжать.
Это не только грех, но и постыдное и отвратительное деяние. Их действия очень опасны, и демонстрируя враждебность в отношении христиан, они невольно навлекают на себя кару господню.
По Корану к христианам нужно относиться c сочувствием и пониманием: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом» (29:46, пер. Кулиева). Иначе говоря, Бог советует нам говорить с ними уважительно. Как мусульмане мы должны быть на стороне христиан, чтобы убедиться, что никакие радикалы никогда не навредят им. Нападая на церкви, радикалы забывают, что по Корану церкви находятся под защитой Бога (22:40).
Мусульмане, которые следуют Корану, должны искупить эти действия, относясь к христианам с состраданием и уважением. Мусульмане, неверно толкующие Коран и думающие, что христиан нужно ненавидеть, должны также помнить и об отношениях с ними пророка Мухаммеда (мир ему).
Они должны помнить, как пророк и его спутники нашли убежище в Наджране, в христианской общине. Когда христиане Наджрана пришли к нему, пророк Мухаммед расстелил на земле свой плащ, чтобы они могли сесть, и это только один из многих примеров.
Бог для всех един
Договор пророка с Наджраном — только один из примеров взаимопонимания и справедливости: «Наджран и его округа получают покровительство Аллаха и опеку Мухаммеда, пророка и посланника Аллаха, над самими жителями, над их религиозной общиной, над их землями и скотом, над отсутствующими из них и присутствующими, и над их караванами, и над храмами их, и над изображениями в храмах».
Хорошим примером сосуществования мусульман и христиан может служить ситуация, сложившаяся после завоевания Сирии, когда мусульмане использовали храм св. Иоанна в Дамаске для молитвы в пятницу, а христиане — в воскресенье.
Мы надеемся жить в гармонии с нашими соседями-христианами, так же как это делал пророк Мухаммед. Это сфабрикованные утверждения отравляют мусульманское общество и заставляют радикально настроенных мусульман забывать, как мусульмане должны уважать и любить христиан. Некоторые из них даже выступили с опровержением стихов, где хвалят христиан. В исламе отрицание любых стихов Корана означает отречение от веры.
Первым шагом решения этой проблемы является избавление от злокачественного мышления, для чего нужно уделять особое внимание определенным стихам Корана и избавиться от пропагандирующих ненависть сфабрикованных хадисов.
Самым мудрым шагом было бы признание, что в исламских странах существует политика притеснения христиан, и создание лекарства от нее. Чтобы избавить от политики ненависти народы и государства, политические лидеры должны произносить умиротворяющие речи, в которых говорилось бы, что христиане не отличаются от других граждан и что к ним всегда будут относиться с любовью и уважением. Более того большая часть работы придется на неправительственные организации и молодежь.
Они могут организовать конференции для обсуждения того, как нужно уважать христиан, распространять буклеты, публиковать статьи и аналитику по этой теме в различных СМИ.
Сообщения любви, уважения и понимания, посланные христианам через социальные медиа, будут услышаны.
Нужно помнить, что наша миссия не будет выполнена, пока останется обиженным хоть один христианин, как в Турции, так и в других странах Ближнего Востока. Мы должны впустить христиан, как во времена пророка Мухаммеда, и удержать их.
Я решительно осуждаю взрыв в Пакистане на Пасху, ставший результатом такого ошибочного, полного суеверий мышления, и приношу соболезнования семьям, которые потеряли своих близких.
Перевела Нина Павлова
Читайте оригинал статьи на английской версии Pravda.Ru
Политика
Вопрос «деликатный и сложный». Беспокойство о христианах возникло из-за последних исследований Ближнего Востока, которые выявили серьезное снижение численности христиан в регионе, особенно в последние годы. В настоящее время насчитывается 14,5 миллиона человек в девяти странах, включая Ливан (два миллиона человек). Исследования показывают снижение численности христиан из-за эмиграции, бегства в другие страны и репрессий. Страдания христиан не заканчиваются, поэтому они вынуждены искать способы спасения.
Фактически христиане на Ближнем Востоке «глубоко укоренены в регионе и оставляют свои страны или землю только тогда, когда они теряют надежду или не имеют другого выбора», — сообщил Майкл Ла Чивита (Michael la Civita), руководитель по связям с общественностью в Католической ассоциации помощи Ближнему Востоку (CNEWA, Catholic Near East Welfare Association).
На Ближнем Востоке 14 525 880 христиан по состоянию на 2017 год. Они распределяются следующим образом: Кипр — 893 тысяч, Египет — 9,4 миллиона, Ирак — 250 тысяч, Израиль — 170 тысяч, Иерусалим — 15,5 тысяч, Западный берег — 59 тысяч, сектор Газа — 1,3 тысячи, Иордания — 350 тысяч, Сирия — 1,2 миллиона, Ливан — 2 миллиона и Турция — 187 тысяч человек.
«Расставить все на свои места»
Католическая ассоциация — это институт, основанный Священным Престолом. Данные о количестве христиан основываются на информации местных церквей, ЦРУ, ООН, Всемирного банка и Бюро переписи населения США. Цель их конкретна и она касается всех христиан. «Миграция христиан с Ближнего Востока — явление, которому более ста лет. У этого явления множество причин, и в любой момент они могут варьироваться в зависимости от страны. Поскольку проблема является «деликатной и сложной», с ее помощью можно легко манипулировать, чтобы поддерживать определенный взгляд», — говорит Ла Чивита.
Эта «тенденция» отмечена «Ассоциацией», основанной Папой Пием XI в 1926 году. «Чтобы помочь наблюдателям и заинтересованным субъектам понять эти сложности и помочь им прийти к разумным выводам, мы решили собрать в одном месте данные из уважаемых христианских и мировых источников. Это наша попытка исправить ситуацию», — добавляет он.
Вот несколько результатов исследований: значительное снижение численности христиан, особенно в Ираке и Сирии, «постоянное движение» христиан или то, что он с сожалением называет «самым масштабным движением христиан во всем регионе на протяжении веков». «Изменение численности христиан на Ближнем Востоке за последние несколько лет произошло по нескольким причинам: война в Сирии, появление ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) и продолжающиеся политические потрясения. Все это оказало серьезное влияние на регион. Культуры и страны, которые составляют «колыбель христианства», были разрушены и разделены, в то время как последователи Иисуса были вынуждены скитаться по свету.
«Самая драматичная» миграция
«Из Ирака христиане бежали сотнями тысяч. Их число сократилось с одного миллиона в 1990-х годах до 300 тысяч в 2006 году. На данный момент в Ираке проживает 250 тысяч христиан», — говорится в исследовании. С 2014 года около 140 тысяч из них переехали. В то время как более 50 тысяч человек покинули страну.
«Необычайно высокая» миграция христиан с Ближнего Востока за последние годы была «более драматичной» в Сирии (сейчас 1,2 миллиона человек), согласно исследованию. Количество христиан в Сирии сократилось почти вдвое с начала «арабской весны» в декабре 2010 года.
Есть данные о сокращении числа христиан с 2,2 миллиона в 2010 году до 1,2 миллиона в 2017 году. Потеря христиан в Сирии носит особый характер, потому что Сирия — истинная колыбель христианской веры. Церковь здесь имеет глубокие корни. Благодаря епархиям, местным общинам и внешнему миру они сохранят эти корни до тех пор, пока ситуация в стране не стабилизируется. Мигрировавшие христиане смогут вернуться.
Египет. «В настоящее время число христиан составляет 9,4 миллиона человек, и они являются крупнейшим христианским меньшинством на Ближнем Востоке, разделенным на три общины», — говорится в исследовании. Копты в Египте составляли 19% от всего населения страны в 1910 году. Примерно через столетие этот процент снизился до 10%.
Папа Римский Франциск посетил лагерь для беженцев в Кастельнуово-ди-Порта недалеко от Рима
В Израиле христиане в настоящее время составляют «небольшое меньшинство» — около 2% от общей численности населения в 8 миллионов человек. В общей сложности это около 170 тысяч человек, в отличие от 3,7% в 1948 году, когда было создано государство Израиль. В эту цифру входят коренные христиане, в частности арабы и армяне, и очень немногие евреи, которые были обращены в христианство.
В исследовании отмечается, что «многие израильские христиане являются иммигрантами, выходцами из бывшего Советского Союза. Они вернулись в Израиль в соответствии с «Законом о возвращении», который предоставляет израильское гражданство любому человеку, если он имеет еврейские корни. Неясно сколько их, но некоторые эксперты предполагают, что их насчитывается около 300 тысяч человек, в основном христиан из России, Украины и Беларуси».
Из Иерусалима в Ливан
Иерусалим имеет особое значение в исследовании. Христиане из Иерусалима совершили впечатляющею эмиграцию на Запад. «В настоящее время христиане в Иерусалиме составляют лишь 2% от общей численности населения, по сравнению с 20% в 1964 году. Число христиан на палестинских территориях также отражает непростую реальность. Только 0,5% или 1% в секторе Газа называют себя христианами, а количество христиан на Западном берегу не превышает 2%», — говорится в исследовании. Это серьезное снижение их числа. Сегодня количество христиан в Палестине не превышает 1,2% по сравнению с 20% в 1948 году.
Иордания, где христианство распространилось после крещения Иоанна Крестителя в реке Иордан, считает, что число христиан в стране «относительно невелико». Почти 2% от населения в 8 миллионов. Более 30 тысяч христиан прибыли в Иорданию в 2014 году после бегства из Ирака. Около тысячи семей поселились в других странах, таких как Австралия и Канада.
Что насчет Ливана? Согласно исследованию, страна остается убежищем для христиан, которые бежали от преследований, особенно из Сирии и Ирака. Их число в Ливане, также, снизилось. Более половины населения Ливана было христианским в 1932 году (53%). Сегодня христиане составляют менее 40% (2 миллиона человек).
Что определяет будущее христиан?
Что касается других данных о количестве христиан, то есть статистика по государствам Персидского залива, Йемену и Ирану: всего в этих странах их около 3,84 миллиона человек. Они распределены следующим образом: Бахрейн — 200 тысяч, Иран — 285 тысяч, Кувейт — 714 тысяч, Оман — 250 тысяч, Катар — 230 тысяч, Саудовская Аравия — 1,4 миллиона, ОАЭ — 720 тысяч, Йемен — 41 тысяча.
В общей сложности число христиан в странах Ближнего Востока (включая страны Персидского Залива, Йемен и Иран) составляет около 18,367 миллиона человек. «Эти цифры могут отражать будущее христиан в регионе, — говорит Ла Чивита. Но он считает, что то, что определяет их будущее, — это «мир и восстановление гражданского общества». Без мира и гражданского общества Ближний Восток будет свободен не только от христиан, но и от других меньшинств.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.