Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах
Церковь св. князя Владимира в Старых Садах
Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.
Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.
Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.
Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».
Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенных храмов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.
Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.
А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного. Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.
Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.
И в том же столетии в возрожденном Владимирском храме был рукоположен в священники Михаил Соболев. Он долго служил потом в разных московских церквях. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и, находясь уже в преклонном возрасте, служил на этом трудном поприще 4 года. Его сын, о. Александр тоже стал священником – в возрожденной ныне Благовещенской церкви за Тверскими воротами в Петровском парке, где когда-то служил его отец.
А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.
Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.
В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».
Вот на Ивановской горе старинный,
И стариной своей красив,
Образчик теремов, весь в окнах узких, длинный
Дипломатический Архив.
Для нашей юности дворянской
В нем основался быт гражданской:
Рассадник на Руси до нынешних годов
Вождей, сановников, певцов.
Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.
В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.
И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».
Однако соседство с крупнейшей московской библиотекой не могло не сказаться на судьбе Владимирской церкви и обойти ее стороной в советские годы. В 1937 году храм стали разбирать, но не закончили, и на долгое время в здании расположились фондовое хранилище Исторической библиотеки с устроенными наскоро стеллажами – там они и сгорели в пожаре в 1980 году. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма, – даже воздвигли крест на колокольню. Только в 1991 году в храме возобновились богослужения, и к нему был приписан Ивановский монастырь. Теперь там есть воскресная школа, православная гимназия, и действует созданное благотворительное братство во имя св. князя Владимира.
vladimirdar
Всего 47 фото
По ряду обстоятельств, больше месяца я ничего не публиковал в ЖЖ… И, задавая себе вопрос – с какого же архитектурного объекта мне, таки, продолжить свои рассказы о Старой Москве, о чем сейчас написать — ответ ко мне пришел довольно скоро – конечно же, о Церкви святого равноапостольного князя Владимира, что в Старых Садех! И действительно – уж, сколько раз, гуляя по удивительным переулкам и тайным закоулкам Ивановской горки в Кулишках, я проходил мимо неё, любуясь теплым, родным и необычайно возвышенным её образом, фотографировал эту церковь бессчётное количество раз… Да, и, вообще – названа она в честь моего святого – князя Владимира!…
Ну, так, решено! Следующий мой пост будет именно о ней.
В этом материале, наряду с историческими выкладками, я постарался проиллюстрировать свой рассказ большим количеством фотографий этой церкви, снятых в разное время, в разных условиях по свету, с использованием различного фото оборудования. Так, что, наверное, будет любопытно увидеть эту древнюю русскую красавицу в разнообразнейших видах и ипостасях. Так можно прикоснуться к трепетной душе этого храма и услышать его захватывающую историю и, с тем, что с ним связано. Как всегда, я попробую передать свои некоторые личные ощущения и впечатления об этой удивительной и близкой мне как по своему духу, так и по образу церкви.
Храм святого князя Владимира находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков — Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря.
Этот храм посвящен легендарному князю Владимиру, тому, кто крестил Русскую землю, кто принес нам христианскую веру. Святой равноапостольный князь Владимир был правнуком Рюрика, внуком святой равноапостольной княгини Ольги и младшим сыном князя Святослава. В начале своего княжения он был ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей великой бабке, увидел (как говорится в официальной истории церкви) заблуждение язычества и стал искать Истину в Вере.
После эти долгих поисков великий князь решил принять Православие. Летопись говорит, что было ему тогда 25 лет, когда он крестился, а уже в 988 г. произошло величайшее национальное событие — Крещение Руси.
Князь Владимир принял христианскую веру Христову всей широтой своей русской души. И обращение его к Богу было совершенно искренним. Из язычника и сластолюбца (справедливости ради, следует отметить, что многие авторы таковым его не считают) он превратился в рассудительного и человеколюбивого правителя, проявляя великое милосердие к нищим и убогим.
Тридцать три года восседал на киевском престоле князь Владимир, двадцать восемь лет он правил Русью уже, будучи крещеным. И все эти годы он способствовал распространению в стране просвещения, возводил церкви и строил города и при этом успешно отражал нападения недружелюбных соседей. За добрые дела и неустанную заботу о государстве русский народ стал ласково величать великого князя Владимиром Красное Солнышко.
Вместе со святым Владимиром изменилась и вся Русь — из страны варварской она превратилась в Святую Русь, и в ней просиял целый сонм святых, а его сыновья — Борис и Глеб стали первыми святыми, прославленными Русской Православной Церковью. Начало празднования князю Владимиру как великому угоднику Божьему и заступнику земли Русской установилось во времена Александра Невского после его победы на Неве, которая произошла в день памяти великого князя Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю).
Храм Святого Владимира находится в историческом районе Москвы, на Ивановской горке, который раньше называли Кулишки (об истории Кулишков я рассказывал в своем материале о «Храме Трёх Святителей на Кулишках»). Местность эта известна в московской истории с начала XV века – а, Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что указывает на тот факт, насколько привилегированноым было это местечко в старину.
Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. Возможно, замысел своего деда уже с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Кстати, единственным уцелевшим участком этих садов является известный москвичам Морозовский сад на Ивановской горке.
Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и этот переулок в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И, возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался впоследствии был связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке, но это уже совсем другая история)
В 1514 году Василий III, после взятия Смоленска, повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему, кстати, в Кремле Архангельский собор.
Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи (за 1514 г.), «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…». В числе этих одиннадцати ново устроенных храмов были Введенская церковь на Лубянке, знаменитая церковь святой Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой и Владимирская церковь в Старых Садах.
Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.
Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в этой церкви новый придел во имя святых Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белокаменная красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.
Вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного.
Старосадский переулок.
Ивановский монастырь…
Вид на Ивановский монастырь с церковной территории Храма Святого князя Владимира — с южной стороны.
Это место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были и Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоят в тихом Подкопаевском переулке. Как нибудь, «доберусь» и до них)
Полтора столетия простояла «алевизовская» постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что много объемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается и этот самый предел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна.
До 1711 года при церкви святого князя Владимира, что в Садех, была Патриаршая богадельня, где призревалось от 41 до 88 человек мужского и женского пола. В житии преподобного Илариона, основателя знаменитой Флорищевой пустыни (скончался он митрополитом Суздальским в 1707 году) описан случай изгнания беса, который историки связывают с упомянутой богадельней.
В 1666 году «в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…». Тогда Государь благословил преподобного Илариона изгнать нечистого духа. «Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…». В настоящее время на месте Патриаршей богадельни стоит двухэтажный каменный дом причта.
«Бесовский») дом-причта-богадельню можно увидеть в левой нижней части кадра.
Это вид на Храм со стороны Хохловского переулка.
Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой «алевизовской» постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не один раз — ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году…
Вид на храм с запада.
После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства. В июле 1813 г., ссылаясь на уважение к памяти св. князя Владимира, «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм», он просит разрешения «исправить церковь на свой кошт». После ремонта главный храм и придел святых князей Бориса и Глеба были освящены 19 ноября 1819 г. Придел же во имя святых мучеников Кирика и Иулиттты был освящен только в 1827 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.
К этому времени церковь в процессе многочисленных послепожарных ремонтов уже претерпела ряд существенных изменений: была перестроена колокольня XVII в., разобраны завершения стен основного объема Владимирской церкви в виде кокошников. Многие архитектурные детали оказались скрытыми на чердаках, потерял свое завершение придел святых Кирика и Иулиттты.
До 1812 г. при храме было обширное кладбище. С погоста храма еще в конце XIX в. на запад открывался вид на значительную часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и на сами горы. Напротив храма св. Владимира, как уже отмечалось, находился старинный Ивановский женский монастырь. Главный храмовый праздник в монастыре — день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) — праздновался также и в храме Крестителя Руси.
В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки.
Интересно отметить изменения в названии храма. Деревянная церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». При каменной церкви постройки Алевиза Нового уже не было великокняжеского двора, но оставались сады, и церковь с того времени именуется «Святой Володимир в Садех». В самом конце XVII в. в Кремле устраивается царский Новый сад, и церковь именуется уже «Князь-Владимирская, что в Старых Садех».
Храм возобновлялся и в 1874 г., при этом особая роль принадлежала старосте Павлу Васильевичу Патрикееву, который заменил разваливающийся от старости иконостас, вызолотил все ризы на иконах, а частично сделал новые, возобновил, почти исчезнувшую от времени живопись, поставил новые паникадила и подсвечники, отделал заново придел Бориса и Глеба, поставил на куполе и колокольне новые позолоченные кресты. В дальнейшем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX вв. основными причинами ущерба были стихийные бедствия. 25.
Шесть веков на Ивановской горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства». На этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей — набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие, наконец, революция и гонения на Церковь в XX-м веке.
Храм вызывает какие-то бережно-возвышенные теплые чувства. Хочется наслаждаться его стройными архитектурными формами, в которых веско отпечаталась история не только Москвы, но и всей Руси. Нет ни одной одинаковой церкви в Старой Москве, но лично для меня эта церковь является одной из самых уникальных, «живых» и неповторимых…
Это восточный портал.
Восточная часть церковной территории.
От храма работы Алевиза Нового сохранились нижняя часть стен и южный портал (сейчас это главный вход в церковь — на фото ниже — он справа) – очень красивый и богато украшенный широко применявшимися на рубеже XV-XVI вв. зателивыми архитектурными деталями: «дыньками», колонками, сноповидными капителями, поясками…
Как выглядела верхняя часть храма – неизвестно.
В церкви я не снимал. Не знаю, почему — так бывает… Хочется оставить таинства и внутренние духовные переживания сокрытыми… В церкви торжественно, безмолвно, ты ощущаешь как храм тихо «говорит» с тобой…
Ты, как будто, растворяешься в нем, а он в тебе. Незабываемое чувство!
Эти останки очень старого дерева в пределах церковной ограды, как артефакт, еще можно было наблюдать в 2011 году…
По моему, сейчас его уже нет.
Декор храма очень богат. Необычны его барабаны, украшенные рельефным переплетением жгутов, выполненных из тесаного кирпича.
Лопатки храма разделяются широкими пилястрами, окна обрамлены узорчатыми наличниками. Изяществу и легкости узоров на фасадах храма противостоит массивность и приземистость трех широких апсид, украшенных мелкой аркатурой под карнизом.
Верх храма снова перестраивали в XIX веке. Вероятно, строители стремились к некоторой стилизации, сохранению привычного вида храма (хотя бы отчасти), поэтому многие детали внешней отделки не похожи на современные им.
Храм был закрыт в 1933 году. В 1937 году церковь начали разбирать. Были разрушены пять глав, венчающих храм, уничтожено внутреннее убранство — помещение готовили и передавали ОГПУ.
Впоследствии от полного уничтожения церковь была спасена вмешательством органов государственной охраны памятников города Москвы. Здание церкви было передано в ведение Государственной публичной Исторической библиотеки, которая разместила в ней свои резервные фонды. В 1980 году в здании храма произошёл пожар, уничтоживший книги и сохранившиеся остатки росписей на стенах. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма – тогда даже воздвигли крест на колокольню.
В 1990 году, после завершения реставрационных работ внешней части храма, он был передан Русской Православной Церкви. В 1991 году, после длительного перерыва, в отреставрированном Владимирском храме состоялась первая литургия.
Напомню, что главный престол церкви освящён во имя святого равноапостольного князя Владимира, боковые приделы — в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба и святых мучеников Кирика и Иулитты. Святейший Патриарх Алексий II 28 июля 1992 г. совершил великое освящение главного престола и возглавил в храме Божественную литургию. В 1998 году возобновились богослужения в приделе благоверных князей Бориса и Глеба.
В настоящее время при храме действует воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, Благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира, книжное издательство.
Ну, что ж, — мы узнали еще об одном удивительном храме Старой Москвы. Храм не простой — здесь творилась сама История, история нашего страны, нашей государственности. Надо сказать, что с большим удовлетворением, легкостью и истинной чистой радостью я готовил этот материал… До новых встреч!)
Церковь Святого Владимира в Старых Садех
Старосадский переулок, 11, стр. 1
Храм Святого Владимира расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.
Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали как покровителей лошадей.
До 1711 года при храме Святого Владимира в Старых Садех числилась богадельня, где прозревалось до 88 больных и престарелых. Позже богадельню закроют. Сегодня на этом месте стоит дом причта.
В 1737 году храм горел, после чего здание восстанавливали. Не прошел мимо постройки и пожар 1812 года.
Каждый раз в результате восстановления внешний вид святыни менялся: колокольня 17 века была перестроена, кокошники храма разобраны. Сегодняшний храм, квадратный в плане, почти не напоминает прежнюю древнюю постройку. Лишь часть нижнего яруса и южный портал остались от проекта Алевиза Фрязина.
Во Владимирском храме издавна отмечался день Усекновения — главный праздник Ивановского монастыря, стоящего недалеко. Раньше в этот день возле храма святого Владимира в Старых Садах имела место т.н. шерстяная ярмарка.
Храм был открыт весь день, поскольку большое количество приезжих торговцев собирались вместе и на вырученные деньги служили молебны. В результате, уже утром людей в здании церкви было столько, что пройти внутрь было практически невозможно.
Праздник длился 2 дня. За это время священник отслуживал порядка 800 молебнов.
В конце 19 века ярмарки возле храма уже не устраивали, однако по привычке люди еще долго собирались в праздничный день на молебны.
В 1933 году церковь в Старосадском переулке закрыли и начали разбирать. Храмовые главы разрушили, внутреннее убранство уничтожили. Если бы не вмешались местные органы охраны, памятник истории, наверняка, снесли бы.
Здание передали Исторической библиотеке, и в скором времени здесь разместился библиотечный резервный фонд. Однако в 1980 году в храме случился пожар. Все книги сгорели. Не пощадил огонь и остатки росписей храма.
В 1990 году внешние отделочные работы Владимирской святыни были завершены. Храм вернули РПЦ. Через год в здании провели первую после длительного перерыва литургию. Богослужения возобновились лишь в 1998 году.
Теперь церковь имеет пять темных куполов с крестами и остроконечную башню с колокольней с левой стороны здания.
На сегодняшний день в здании есть воскресная школа, детский сад, православная гимназия, школа церковного пения, издательство, Благотворительное братство имени князя Владимира и учебная столярная мастерская.