6.7. ЧТО ТАКОЕ БИБЛЕЙСКАЯ ГОРА СИНАЙ
Историками и библеистами давно отмечено, что многие библейские тексты явно описывают ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
Например, Библия говорит: «И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе В ГУСТОМ ОБЛАКЕ (на гору Синай — Авт.)» (Исход 19:9). Народу рекомендуется опасаться горы и не подходить ке ней близко. «Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий кто прикоснется к горе, предан будет смерти… во время ПРОТЯЖНОГО ТРУБНОГО ЗВУКА, , могут они (люди — Авт.) взойти на гору» (Исход 19:12–13). «БЫЛИ ГРОМЫ И МОЛНИИ, И ГУСТОЕ ОБЛАКО над горою , и ТРУБНЫЙ ЗВУК ВЕСЬМА СИЛЬНЫЙ… Гора Синай вся ДЫМИЛАСЬ, от того, что Господь сошел на нее В ОГНЕ; И ВОСХОДИЛ ОТ НЕЕ ДЫМ, КАК ДЫМ ОТ ПЕЧИ, И ВСЯ ГОРА СИЛЬНО КОЛЕБАЛАСЬ; и звук трубный становился все сильнее и сильнее» (Исход, 19:16–19).
Отнесение этих описаний к традиционной горе Синай и к Иерусалиму в Палестине по меньшей мере странно: ЭТА ГОРА НИКОГДА НЕ БЫЛА ВУЛКАНОМ. Где происходили события? Как мы показали в книге «Библейская Русь», библейская гора Синай — это известный вулкан Везувий в Италии.
6.8. ПО КАКИМ СТРАНАМ ПРОШЛИ ОРДЫНСКО-АТАМАНСКИЕ ВОЙСКА МОИСЕЯ
Оказывается, в библейской книге Исход присутствуют достаточно яркие следы сохранившихся до сих пор средневековых западно-европейских географических названий. Это еще один аргумент за то, что османское = атаманское завоевание, оно же — библейское завоевание богоборцами земли Ханаанской, — прокатилось не только по Балканам и Турции, но и по значительной части Западной Европы. Недаром Германия платила дань османам, причем — досрочно. См. книгу «Империя». Отметим, что османское = атаманское завоевание, охватившее огромные географические пространства, очевидно не могло осуществляться силами какого-то одного монолитного войска или отряда. В разные стороны были направлены разные военные корпуса. И действительно, в книге Иисуса Навина при описании войск израильтян = богоборцев рассказывается как правило о битвах не сразу всех израильтян с противником, а лишь нескольких колен или отдельных отрядов.
Еще Н. А. Морозов в , том 2 отмечал это яркое обстоятельство. Он провел интересный анализ, позволяющий прочесть неогласованный текст еврейской Библии, с учетом помещения горы Синай = Хорив в Италию. Как мы уже отмечали, библейские географические названия появились в современной Палестине недавно, уже после того, как Палестина была неправильно отождествлена с библейской страной обетованной. А в средние века этих библейских названий тут просто не было.
В книге «Библейская Русь» мы привели многочисленные примеры библейских географических названий, которые до сих пор почти в той же форме существуют в Европе.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
Что означают высоты в Библии?
Вопрос: Что означают высоты в Библии?
Ответ: Высоты были попросту местами поклонения на холмах или возвышенными алтарями в низменных местах. Они изначально использовались для поклонения идолам (Числа 33:52; Левит 26:30), особенно среди моавитян (Исаии 16:12). Эти святыни часто включали алтарь и священный объект (например, каменную колонну или деревянный столб различной формы), отождествляемый с объектом поклонения – животными, созвездиями, богами/богинями и божествами плодородия.
Израильтяне, окончательно отвернувшись от Бога, практиковали поклонение Молоху и сооружали высоты, посвященные Ваалу (Иеремии 32:35). Хотя Соломон построил в Иерусалиме храм, позже он воздвиг идолопоклоннические высоты для своих жен-иностранок за пределами Иерусалима и поклонялся вместе с ними, потеряв в результате этого царство (3 Царств 11:11). Люди по-прежнему приносили жертвы на языческих высотах до тех пор, пока не был построен храм, и Соломон присоединялся к ним. После того, как Господь явился ему во сне в Гаваоне, царь вернулся в Иерусалим и принес жертву, но даже тогда он продолжал колебаться между двумя местами поклонения.
Не все высоты были посвящены поклонению идолам. Они сыграли важную роль в поклонении израильтян, и самое раннее библейское упоминание места поклонения, которое позднее называлось «высотой», содержится в книге Бытие 12:6-8, когда Аврам воздвиг жертвенники Господу в Сихеме и Хевроне. Он также соорудил жертвенник на горе Мориа, собираясь принести там в жертву своего сына (Бытие 22:1-2). Традиционно считается, что на этой же высоте был построен иерусалимский храм. Иаков установил каменный столб Господу в Вефиле (Бытие 28:18-19), и Моисей встретил Бога на горе Синай (Исход 19:1-3).
Иисус Навин установил каменные столбы после пересечения Иордана (Иисуса Навина 4:20), считая это высотой, подходящей для поклонения, поскольку израильтяне «поднялись» из Иордана на берег. Пророк Самуил регулярно посещал высоты (1 Царств 7:16). В общем, эти места поклонения идолам Ханаана (Судей 3:19) сохранились до периода Илии (3 Царств 18:16-40).
Бог назвал только одну высоту, где были разрешены жертвоприношения, и это был храм в Иерусалиме (2 Паралипоменон 3:1). Все остальные высоты Он повелел уничтожить. В 4 Царств 22-23 мы читаем, что царь Иосия разрушил их.
ВЫСОТА (HIGH, HEIGHT, HIGH PLACE)
Высота – один из «оценочных» образов в Библии. В нем имеется в виду, скорее, качественная, а не количественная характеристика. В глазах древних высота, наряду со светом и тьмой, была образом, вызывавшим такой же трепет, как для наших современников представление о пространстве в расширяющейся вселенной. У высоты есть также богословский смысл, неизменно присутствующий в религиозной мысли и терминологии. Выразительной силой образ высоты обладает даже в нерелигиозном контексте. Мы говорим о высокой культуре, высоком искусстве, высокой жизни, высших животных и высшей ступени мозговой деятельности. В самой Библии есть множество упоминаний о «высотах», которые, хотя обычно располагаются на возвышенностях, вместе с тем, имеют более широкое значение, связанное не только с физическими параметрами. Следовательно, образ высоты имеет первостепенное значение для выражения нашего поклонения, восхищения или почитания по отношению к Всевышнему Богу, сотворенному миру или людям, которых мы ценим.
Высота как образ трансцендентности и божественности. Наиболее значительный смысл в Библии высота имеет как образ трансцендентного (неземного) и божественного. В этой символике подразумевается вертикальная иерархия, в которой Бог и Его невидимый духовный мир располагаются качественно «выше» земного опыта. Не следует игнорировать физическое основание такой символики: по словам псалмопевца, «высоко небо над землею» (Пс. 102:11), и в человеческом воображении небо всегда представлялось «наверху». Поэтому в Библии Бог изображается «высоким». Это находит выражение в эпитете «Всевышний», встречающемся более пятидесяти раз. Бог «высок и превознесен» (Ис. 6:1, 57:15), Он «высок над всеми народами» (Пс. 112:4) и обитает «на высоте небес и во святилище» (Ис. 57:15). Аналогичное значение имеют около двух десятков упоминаний о Боге, пребывающем «на высоте».
В более широком смысле образ высоты связывается с духовным опытом и служением человека. Опять же нельзя недооценивать значение физического основания этого образа. Горы и холмы – это места, где земля соприкасается с небом, и служат также местом, где можно получить видение. В Библии многие религиозные испытания происходят на горах или холмах (напр., встреча Авраама с Богом на горе Мориа, встреча Моисея с Богом на горе Синай, расположение храма на горе Сион, преображение Иисуса). Фактически значительную часть истории спасения в Библии можно проследить на примере темы высот.
Смысл библейского термина, переводимого как «высоты», довольно сложен. По существу он относится к естественной или искусственной возвышенности, где совершались богослужения с принесением жертв. После завоевания Ханаана израильтянами, вернувшимися из Египта, на многих высотах были устроены культовые места, которые связывались с порочными делами. На них устанавливались камни, занимались блудодейством, совершались другие обряды культа плодородия, возводились идолы и столбы Астарты. Эти негативные ассоциации не обесценивали основную идею об использовании некоторых высот для истинного поклонения, равно как использование жертвенников язычниками не делало эти жертвенники непригодными для поклонения. Среди примеров истинного поклонения на высотах можно отметить жертвоприношение Самуила (1Цар. 9:12–14), группу пророков, «сходящих с высоты» с музыкальными инструментами (1Цар. 10:5; ср. 1Цар. 10:13), тысячу всесожжений, принесенных Соломоном в Гаваоне «на главной высоте» (3Цар. 3:4 NRSV, {главный жертвенник}, ср. 2Пар. 1:3) и упоминания о служениях на высотах при правлении благочестивых царей (напр., 3Цар. 15:11–14, 22:43).
Архетипом высоты в положительном смысле служит Синай, где Бог дал закон при потрясающих обстоятельствах. «Гора», на которой Христос обратился с Нагорной проповедью (Мф. 5–7), символически связывает ее с Синаем как место провозглашения Иисусом нового закона, совершенного и выполнимого, заменившего старый. Целая серия псалмов называется «песнями восхождения» (Пс. 119–133), указывая, что они пелись или декламировались паломниками, идущими поклониться Богу в иерусалимском храме. В первой строке Пс. 120 («Возвожу очи мои к горам») выражается повсеместная библейская тенденция использовать образы физической высоты для выражения мысли о духовной трансцендентности.
Таким образом, становится ясно, что поклонение на высотах не всегда выглядит дурным, и, тем не менее, примерно в семидесяти библейских упоминаний о высотах они связываются не с истинным богослужением и даже не обязательно с возвышенным местом, а с языческими капищами для поклонения идолам. Архетипом высоты в отрицательном смысле и, что показательно, созданной человеческими руками, служит Вавилон, где люди попытались установить власть над небом. В Ветхом Завете постоянно проводится мысль о том, что Божьему народу следует избегать языческих высот как мест, препятствующих истинному служению, которое, в конечном счете, связывалось с Иерусалимом. В ходе борьбы за власть между Северным и Южным Царствами Иеровоам строил «капища на высотах» в противовес притягательной силе Иерусалима (3Цар. 12:31), побуждая тем самым Израиль грешить, так как в них не было обрядовой чистоты и они несли в себе черты языческого поклонения.
Борьба за служение на надлежащих высотах служила показателем более широких нравственных и религиозных испытаний народа, ведущих либо к Божьему благословению, либо к Его суду (Втор. 27–28). Именно поэтому в Библии уделяется такое серьезное внимание разрушению недостойных высот. Гедеон стал героем, разрушив жертвенник и рощу Ваала и символически вернув тем самым Божий народ к чистоте (Суд. 6). Аналогичную символическую победу одержал Илия на горе Кармил (3Цар. 18).
Высота как образ власти и превознесения. В образе высот присутствует также мысль о власти, управлении и господстве, как это видно на примере Вавилона или искушения Христа «на весьма высокой горе» (Мф. 4:8–9). На ханаанских печатях Ваал изображается верхом на горах, а в некоторых текстах он называется «всадником на облаках». В Библии истинный и единственный Бог показан шествующим на высотах земли (Ам. 4:13; Мих. 1:3). Битвы в библейских местах часто происходят на склонах холмов или гор. Занять высоты значит добиться преимущества (Чис. 21:28; 2Цар. 1:19, 25). По сути использование возвышенных мест как святилищ может объясняться в том числе их ассоциативной связью с властью.
Образ высоты присутствует и в богатой библейской символике превознесения, вос-хождения и возвышения. В Библии часто говорится о возвышении Богом людей (напр., Чис. 24:7; Втор. 28:1, 43). Иисус тоже прошел через несколько этапов превознесения. Он был жестоко вознесен на крест, и это действие Иисус сравнил с вознесением Моисеем спасительного изображения змея в пустыне (Ин. 3:14–15). Затем Он воскрес из мертвых. Наконец, Христос вознесся на небо и «воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3). Когда Христос вернется, оставшиеся в живых будут вознесены навстречу Ему в воздухе вслед за воскресшими из мертвых (1Сол. 4:13–18).
Метафорические образы. Образ высоты встречается в Библии и как метафора. В Новом Завете, например, есть ряд выразительных образов, основанных на понятии «свыше». Чтобы войти в Царство Божье, надо «родиться свыше» (Ин. 3:7). По свидетельству Иоанна Крестителя, Христос есть Пришедший «свыше» и, следовательно, «выше всех» (Ин. 3:31; ср. Ин. 8:23). По словам Иакова, «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17), и божественно даруемая мудрость тоже сходит «свыше» (Иак. 3:15, 17).
Милость Бога так же высока, как небо над землей (Пс. 102:11). Пути Божьи выше путей человеческих, как небо выше самых высоких гор на земле (Ис. 55:9). От Божьей любви нас не может отлучить никакая высота (Рим. 8:39). Носитель Благой Вести красочно сравнивается со светом города на верху горы – свет невозможно скрыть от взгляда, так он исходит с большой высоты (Мф. 5:14).
См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ, ВОСХОЖДЕНИЕ, ГЛУБИНА, ГОРА, ЖЕРТВЕННИК, НЕБО, СИНАЙ, СИОН, СПУСК, УЗОСТЬ, ШИРОТА.
ВЫЯ. См. ШЕЯ.
Священная библейская гора
Примеры употребления слова синай в литературе.
Таким образом на Луне оказались, например, Аравия с Синаем, Сицилия с Этной в центре, Альпы, Апеннины, Карпаты, Средиземное и Мраморное моря, Черное море, Каспийское море.
Короче говоря, Царство Божие есть гражданское царство, состоявшее прежде всего в обязанности народа Израиля подчиняться тем законам, которые Моисей принес ему с горы Синаи и которые после Моисея первосвященник в период исполнения своих обязанностей сообщал народу со слов херувимов в святая святых.
Можно было с уверенностью предположить, что египтяне, приступив за три недели до начала войны к концентрации войск в Синае в агрессивных целях, держали каждый день на рассвете несколько звеньев МИГ-21 на взлетно-посадочной полосе в состоянии 5-минутной готовности к старту.
И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
Вдохновляющим образцом здесь, несомненно, служила живая еще в ту пору иудаистская традиция, согласно которой Моисей объявил на горе Синай свои законы на семидесяти языках, чтобы они дошли до всех народов мира.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Как понимать образ горы в Библии?
Вопрос читателя:
Скажите пожалуйста, как правильно понимать образ горы в Священном Писании? Одни говорят, что это образ человеческой гордости, другие – что это прибежище ангелов, третьи – что это место, куда Бог поставляет человека. Без точного понимания, неверно понимается притча в целом.
Александр
Отвечает иерей Петр Гурьянов:
Здравствуйте Александр. Для начала хотелось бы узнать, о какой притче вы говорите. Гора – очень часто в Священном Писании символ высоты, силы, величия (Пс 67.17). В древности люди твердо верили, что Бог обитает на горах, которые подняты от земли к небу, поэтому и жертвенники и богослужения устраивались на горах и возвышенных местах (ср. Евр 12.22).
Очень многие великие и славные дела Божии совершались на горах:
на Араратской горе остановился Ноев ковчег (Быт 8.4);
на горе Мориа Авраам был призван совершить свою самую великую жертву (Быт 22.2);
на горе Синай был дан закон (Исх 19.20);
на горах Гаризим и Гевал были произнесены благословения и проклятия (Втор 11.29; Нав 8.33-35);
Господь Иисус Христос часто поднимался на горы для молитв;
на горе Он преобразился пред учениками (Мф 17.1-2);
с Елеонской горы Господь вознесся на небо и таким же образом Он обещал вернуться (Деян 1.11-12).
Горой в Священном Писании часто называется место обитания народа, колена, например:
o гора Сеир, гористая местность на юго-запад от Мертвого моря, место обитания потомков Исава;
гора Неффалимова (Нав 20.7), местность на северо-запад от озера Мером, удел Неффалимов;
гора Ефремова (Нав 20.7; 21.21), гористая местность на запад от среднего течения Иордана, удел Ефремов;
гора Иудина (Нав 11.21; 20.7; 21.11), гористая местность на запад от Мертвого моря – занимает большую часть удела Иудина;
гора Израилева (Нав 11.16,21) – это вся земля на запад от Иордана;
гора Аморрейская во Втор 1.20 означает всю обетованную землю.
Кроме перечисленных выше в Библии упомянуты следующие отдельные горы: Кармил, Ермон, Ор, Хорив, Ливан, Нево, Фасга, Сион.
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Сеир
Иаков преуспел в Харане, став «весьма богатым», и наконец, после бесконечных раздоров со своим тестем Лаваном, покинул его вместе со своими женами, детьми, скотом и всем своим имуществом. Следующей его проблемой была встреча с братом Исавом, с которым он расстался очень давно. Все еще опасаясь его, Иаков соблюдает меры предосторожности:
Быт., 32: 3. И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом.
Исав к тому времени уже жил в местности, которую спустя века займут идумеи. Сеир — это еще одно название земли, которую чаще называют Эдомом. В более конкретном смысле Сеиром называли горную гряду, покрывающую большую часть Эдома. Эта горная цепь протянулась с севера на юг, от Мертвого моря к заливу Акаба — северо-восточному заливу Красного моря. Немного восточнее этой гряды находится глубокая, узкая впадина, которая называется сейчас Вади-эль-Араба, — продолжение Великой рифтовой долины.
Вади-эль-Араба начинается ниже уровня моря у Мертвого моря, а затем поднимается; в своей наивысшей точке почти на полпути между Мертвым морем и заливом Акаба она поднимается приблизительно на семь сотен футов над уровнем моря, хотя даже в этом месте уровень почвы, окружающей ее с востока и запада, гораздо выше.
Иногда название Сеир употребляется конкретно для обозначения самого высокого пика горной гряды, известного как гора Сеир. Он расположен в 30 милях южнее Мертвого моря и достигает высоты около 4400 футов.
Еще одно название горы Сеир — Хор, и в этом названии отражен факт, что землей этой, до захвата ее идумеями, владела группа племен, называвшаяся хорреями. При перечислении народов, которым нанес поражение Кедорлаомер, в Бытии говорится, что он также «поразил»
Быт., 14: 6. И Хорреев в горе их Сеире…
Хорреи, очевидно, были несемитским народом, родственным хеттам. Далеко на юге, в Сеире, жила лишь относительно небольшая их часть, а в основном они обитали намного севернее и чаше назывались хурритами. Однако южные хорреи могли быть отдельным народом, название которого имело лишь случайное сходство с хурритами, жившими на севере.
Подобно хеттам, хурриты (хорреи) во времена патриархов еще не достигли периода своего могущества. Но около 1475 г. до н. э. они создали царство Митанни вдоль северного течения Евфрата, заняв область, которая упоминается в Библии как Арам-Нагараим. Царство Митанни было одной из великих держав Западной Азии, противостоявшей Египту. Однако спустя столетие его затмило Новохеттское царство, и к 1275 г. до н. э. оно было завоевано и поглощено ассирийцами.
Когда израильтяне вторглись в Ханаан, слава царства Митанни уже закатилась. Подобно хеттской державе, оно процветало в тот период, когда внимание Библии не было обращено к Ханаану, и поэтому в ней не упоминается обо всех важных событиях, касавшихся митаннийцев.
Влияние хурритов на ранние обычаи периода патриархов было, очевидно, более значительным, чем это предполагалось. «Энкор Байбл», тщательно анализируя рассказы, связанные с браками патриархов, с положением их наложниц, с вопросами, касающимися права первородства и т. д., обнаруживает, что многое из того, что в них озадачивает, проясняется в связи с хурритскими обычаями.
Как уже объяснялось раньше, «Энкор Байбл» выражает сомнение в месте рождения Авраама: происходил ли он из Ура или из Харана и откуда израильтяне могут проследить свое происхождение — от шумеров или от арамеев? Если местом происхождения Авраама был Харан, то это, возможно, было до прихода арамеев, но не перед появлением хурритов (или народа, от которого хурриты переняли свою культуру). И возможно, для израильтян правильным было бы говорить: «Странствующий хуррит был моим отцом». Тот факт, что хурриты не были семитами, не является решающим аргументом против этой теории. По-видимому, израильтяне явно заимствовали язык хананеев, когда завоевали Ханаан. Но кто может знать, какой язык у них был раньше? В нем могли присутствовать значительные компоненты хурритского языка.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >