Содержание
- Пророчество
- Пророк
- Самоисполняющееся пророчество
- Известные пророчества
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- Литература
- Чем признанные Церковью библейские пророчества отличаются от «пророчеств» вообще?
- ПРОРОЧЕСТВО
- Что такое пророчество
- пророчество
- Что такое пророчество и кто такой пророк?
- Пророчество книг ТаНаХа
- Что такое пророчество?
- Уровни пророчества
- Как достичь пророческого уровня?
- Определение истинного пророка
- Пророчество у народов мира
- Конец пророчества
- Значение слова «Предсказание»
- В словаре Ожегова
- В словаре Ефремовой
- В словаре Д.Н. Ушакова
- В словаре Синонимов
- В словаре Синонимов 2
- В словаре Синонимов 3
- В словаре Синонимы 4
- В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
- Похожие слова
- Слово пророчество
- Значения слова пророчество. Что такое пророчество?
- Примеры употребления слова пророчество
Пророчество
Пророчество — сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего под пророчествами подразумевается высказывания, который упоминаются пророками, ясновидящими до момента наступления события. В отличие от футурологических прогнозов, которые предсказывают будущее с помощью логики, анализа событий и фактов и выводов на основании научных методов, пророчества связываются, в основном, со сверхъестественными откровениями и способностями.
Предсказания могут быть фальшивыми и правдивыми. К первой категории относятся сообщения, которые делаются чаще всего с целью преднамеренного обмана или наживы; ко второй — реальные сообщения, содержащие в себе информацию о предстоящих событиях.
Пророк
Основная статья: Пророк
Пророк — в общем смысле — это человек, предположительно контактирующий со сверхъестественными или божественными силами, и служащий как посредник между ними и человечеством, провозвестник сверхъестественной воли (пророчества). Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийских оракулов, и т. п.
Самоисполняющееся пророчество
Основная статья: Самоисполняющееся пророчество
Самоисполняющееся пророчество — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным.
Хотя мотивы самоисполняющегося пророчества можно проследить ещё в мифах Древней Греции и Индии, сам термин был популяризован в XX веке американским социологом Робертом К. Мертоном.
Статья Мертона под названием «Самоисполняющееся пророчество» («The Self-Fulfilling Prophecy») вышла в журнале «Antioch Review» ещё летом 1948 года. Однако, термин в его сегодняшнем прочтении стал известен благодаря работе 1968 года «Социальная теория и социальная структура», ставшей для Мертона классической. Вот определение самоисполняющегося пророчества, которое он приводит в своей книге:
Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.
Оригинальный текст (англ.)
Иными словами: предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.
Известные пророчества
Библейские пророчества
Основная статья: Библейские пророчества
Значительная часть Библии рассматривается в богословии как пророчества о событиях будущего или непосредственные откровения, полученные пророками от Бога. Значительная часть книг Библии рассматриваются как пророческие, в христианстве это книги так называемых «великих пророков» (книги Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила), книги «малых пророков» и книга Откровение.
Ленинское пророчество
Основная статья: Ленинское пророчествоРазвалины аббатства Ленин
Ленинское пророчество — поддельный документ XIII века, приписываемый монаху Герману из Ленинского аббатства в местечке Клостер-Ленин в Бранденбурге, объявившийся в 1722 или 1723 году.
В «Пророчестве» оплакивается гибель дома Асканиев в Бранденбурге и возвышение Гогенцоллернов, из которых достоверно описан каждый правитель до Фридриха Вильгельма. До этого времени пророчество совпадает с действительностью; всё дальнейшее не имеет никакого сходства с совершившимися событиями.
См. также
- Список дат конца света
- Предвидение
- Оракул
- Откровение
- Предсказание
- Прогноз
Примечания
- Robert K. Merton, Social Theory and Social Structure, Free Press, 1968, p. 477, ISBN 0-02-921130-1.
Ссылки
- abbey_of.html Статья в Католической Энциклопедии (на английском языке)
- Псевдоним из-за бугра, или Откуда корни ленинского пророчества?
- Истории о пророках с точки зрения Ислама
- Пророки в изобразительном искусстве
- Пророческое движение
Литература
Чем признанные Церковью библейские пророчества отличаются от «пророчеств» вообще?
Говоря о содержащихся в Священном Писании пророчествах, Церковь, вслед за Писанием (2Пет.1:20-21), объясняет их происхождение так, что хотя они были представлены через людей, однако Главным Источником заключенных в них знаний являются не люди, но Господь. Этим обусловлена значимость и сбыточность библейских пророчеств: как Всеведущий, Бог в совершенстве знает всё прошлое, настоящее и будущее нашего мира, а как Истинный и Верный — возвещая о будущем, всегда возвещает правду, а не ложь
Иначе следует относиться к «пророчествам», не связанным с Божественным Откровением, но или озвученным людьми от себя, или основанным на откровении от злых, падших духов. Такого типа «пророчества» высказывают разного рода гадатели, прорицатели, экстрасенсы, медиумы и т. п. Как правило, эти «пророчества» носят либо вероятностный характер (то ли сбудутся, то ли не сбудутся), либо заведомо ложный.
Насколько истинными (а значит и сбыточными) пророчествами являются библейские (не имеем в виду содержащиеся в Библии предсказаний от лжепророков), легко убедиться на примере тех из них, которые уже реализованы, скажем, тех, что относились ко времени Пришествия Мессии и сбылись с детальною точностью.
Таких пророчеств Библия содержит десятки. От времени их появления до времени осуществления прошли сотни лет, а некоторые были озвучены боле чем за тысячу лет до Рождества Христова.
ПРОРОЧЕСТВО
ПРОРОЧЕСТВО
прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в большинстве древних и современных религий. Пророк (от греч. «предсказатель») послан богом, чтобы донести людям некую весть. Таким образом, он выступает глашатаем самого бога. В более широком смысле пророком называют человека, который возвещает волю божества. Такие пророчества могут подтверждаться видениями, «вещими» снами или метанием жребия. Так как бог может обозначить свою волю во время богослужения, пророка часто отождествляют со священником, шаманом, предсказателем — кудесником или мистиком. Пророчество часто понималось как проявление заботы бога, как вторжение божественного в историю, как видимое глазами немногих. Этот древний институт предсказания будущего, по свидетельствам настоящего, характеризуется высокой степенью символического мышления. Будущее предсказывали израильские пророки, греческие сивиллы, скандинавские провидцы и пророчицы. В Риме была отдельная коллегия авгуров, занимающихся пророчествами. У. Блейк в своих двух книгах «Пророчеств» утверждал, что пророки не предсказатели будущего, а люди, открывающие вечную истину, поэты, «провидцы, а не произвольные диктаторы». Пророчества также являются формой нравственной диагностики, так как проявляются через предупреждения, угрозы, знаки, сны, знамения и видения. Они выражаются в обличениях, песнях, плачах или поступках. Их характеризует верность голосу: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит». Согласно Библии, пророчества заканчиваются с прекращением Божественного попечения. Библия говорит о: 1) пророчествах, касающихся жизни отдельных людей; 2) пророчествах, касающихся обновления Завета; 3) пророчестве как голосе, слове Господне, способе возвещения о будущих событиях; 4) способе толкования предзнаменований; 5) пророчестве как о прямом видении; 6) записи свидетельства Бога; 7) пророчествах-угрозах и пророчествах-обещаниях; 8) пророчествах о Христе-мессии. Как пример других известных книг пророчеств, следует отметить «Книги сивилл», «Книгу перемен» и предсказания Нострадамуса. Но есть и лжепророки. Истинного пророка от ложного отличает верность знамению, непримиримость и неподкупность. Согласно Апокалипсису, два свидетеля Бога будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, а по окончании их свидетельства «придет зверь, выходящий из бездны», и победит их. Источ.: Атеистический словарь. М., 1986; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Что такое пророчество
Ослицы и царский престол
Людям всегда хотелось заглянуть за грань ведомого: в старину они обращались к гадалкам и прорицателям, сегодня – к экстрасенсам и футурологам. В этом смысле с библейских времен ничего не изменилось: Библия, например, рассказывает как некий юноша по имени Саул, потеряв ослиц своего отца, решил отправиться к провидцу Самуилу, чтобы узнать, где их найти. Но Самуил оказался не просто провидцем, а настоящим пророком – Господь открыл ему, что именно этого неприметного паренька Он хочет сделать первым царем Израиля. Так Саул, искавший ослиц, нашел царский престол.
В этом, пожалуй, основное отличие пророчества от гадания. Обращаясь к гадалке, человек ждет ответа на вполне конкретный житейский вопрос: где ослицы, за кого выходить замуж, какие акции покупать. А пророчество само врывается в человеческую жизнь, открывая людям волю Божью о них самих и окружающем мире. Оно зачастую неудобно и нежеланно: даже Саул сначала смутился, спрятался и не хотел выходить, когда израильтяне стали призывать своего царя. Что уж говорить о тех пророчествах, которых обличают и грозят бедой!
Но значит ли это, что пророчество, как и гадание, тоже имеет только один конкретный смысл, относящийся к ближайшей перспективе? Вовсе нет. Вслушаемся в слова Исайи: Как упал ты с неба, денница*, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?». Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев. Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею (Ис 14:12-21).
О ком и о чем это? Исайя утверждает, что это сказано о царе Вавилона, самой жестокой империи того времени и наиболее страшном враге израильтян. Но эти слова пророка вспоминаются и в Новом Завете. Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10:18) – по-видимому, имея в виду именно эти слова Исайи. При этом Он однозначно называет того, кто спал с неба, сатаной. А еще всё это очень напоминает Владимира Ильича Ленина и его верных соратников: вспомним о богоборческом пафосе Ленина, и о его прижизненном и посмертном культе, и о падении основанного им общественного строя, и об истреблении ближайших соратников, и даже о том, что он до сих пор не похоронен.
Так о ком же это пророчество – о вавилонском царе, о сатане или о председателе Совнаркома? Обо всех сразу, и о каждом в отдельности. Исаия говорит о гордом и жестоком правителе-богоборце. Наиболее полное и яркое воплощение этой идеи – действительно, сатана, но, к сожалению, в мировой истории не один он пошел по этому пути. Правители Вавилона или Третьего Рейха, вожди большевизма и африканские диктаторы – в этой галерее множество имен из разных стран и эпох. Следуя за сатаной, они уподобляются ему в той или иной степени, они сами вставляют свое лицо в отверстие на холсте, как у старинных фотографов.
Пророчество говорит об истории, но воспринимает ее как окно, через которое можно взглянуть на Вечность. Или, точнее, показывает нам, какими глазами Вечность смотрит на нашу современность. Поэтому пророчество, даже однажды уже сбывшееся, остается в каком-то смысле открытым для последующих событий, которые тоже могут стать его исполнением, если совпадет духовный вектор.
Пророчество как нерв
Пророчество – это нерв Писания, подобно тому, как закон – это его скелет, а история – мышцы (не случайно в Новом Завете Ветхий обычно называют «Закон и пророки»). Нерв может передавать разные сигналы, и поэтому у пророчеств обычно бывает не менее двух смыслов: один связан с непосредственной исторической ситуацией, а другой уводит нас в далекое будущее.
Царь Иудеи (Южного царства) Ахаз беспокоился: Израиль (Северное царство) заключил союз с Сирией и готовился напасть на Иудею. Сможет ли он противостоять такому нашествию? И тут ему навстречу вышел пророк Исайя: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (Ис 7:14-16).
Если читать это пророчество в историческом контексте, смысл его кажется вполне очевидным: некая девушка забеременеет, родит сына (вполне естественный процесс), и этот ребенок будет еще совсем маленьким, когда обоих угрожающих Ахазу царей уже не будет в живых. Возможно, речь шла о жене Ахаза (еврейское слово הםלע, альма, могло подразумевать и юную замужнюю женщину) или о ком-то, кто стоял поодаль; Исайя даже мог в этот момент показывать на нее пальцем.
Но любой, кто читает этот текст сегодня, видит в нем пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы. Неужели евангелист Матфей (Мф 1:23) нафантазировал, когда привел это пророчество именно в таком смысле? Конечно же, нет. В этом особенность практически всех пророчеств: они обычно указывают на конкретно-исторические события, но в них содержится и нечто большее, чем сами эти события. В них Бог раскрывает, как именно Он действует в этом мире, на каком языке говорит с людьми. И когда происходит нечто похожее (не только по внешней канве, но и по сути событий), библейские авторы осмысливают это как продолжение той же самой линии пророчеств.
Можно привести пример из недавних лет. После катастрофы на Чернобыльской АЭС многим вспомнились строки из Откровения Иоанна Богослова: упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр 8:10-11). Дело в том, что один из видов полыни действительно называется «чернобыльник». Но значит ли это, что Иоанн Богослов писал конкретно о Чернобыльской катастрофе? Нет, конечно. Но и о ней тоже. Потому что он дал нам язык образов, говорящих о конце нашего мира. Эта катастрофа – еще один шаг к тому, что описано в Откровении, но это не означает, что не может быть какой-то иной «звезды полыни», в ином месте и в иное время.
Пророчества создают некое пространство смыслов, которое может помочь нам ориентироваться в сложных событиях человеческой истории. А может и не помочь, ведь всё, в конечном счете, зависит и от нашего прочтения тоже.
Телескопическое видение
В 13-й главе Евангелия от Марка мы читаем, что сказал Иисус, когда ученики восхищались великолепными храмовыми сооружениями: всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец… Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет… Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк 13:2-26).
О чем это? Очевидно, о падении Иерусалима и разрушении Храма, на месте которого римляне со временем воздвигли языческое святилище («мерзость запустения»). Город пал в 70 году от Р. Х. – от произнесения пророчества до его исполнения прошло менее полувека. Но… ведь звезды не пали тогда с неба, и Сын Человеческий не пришел во славе? Более того, не один раз с тех пор Иерусалим брали штурмом, и не один храм в нем был разрушен. Все продолжается по кругу, хотя среди первых христиан и в самом деле были очень сильны ожидания конца света: вот-вот опять придет Иисус…
Что же, пророчество не сбылось? Вовсе нет, ведь здесь, как и во многих ветхозаветных текстах, события соединяются по их внутреннему смысловому единству, а не по их хронологической смежности; тем более что для Бога тысяча лет как один день (Пс 89:5). Падение Иерусалима и разрушение Храма (который до сих пор не восстановлен, хотя евреи давно уже вернули контроль над городом) – важнейшее событие во всемирной драме, которая завершится уничтожением всего этого мира, поэтому здесь одно описывается как продолжение другого. Но мы не знаем, сколько лет разделяют эти события – две тысячи или двести миллионов лет; и сам Иисус говорил, что никто не знает ни дня, ни часа (Мф 25:13).
Такое видение, характерное для библейских пророков, иногда называют «телескопическим» – разнесенные во времени события совмещаются в тексте, как разные секции телескопа вкладываются одна в другую.
До или после?
Буквально или символически?
Бывает, что пророчество неожиданно упоминает какую-то деталь, которая кажется довольно бессмысленной в изначальном контексте, но проходит время, и вдруг… Пророк Наум, говоря о грядущем падении Ниневии, столицы ассирийского царства, вдруг сказал: речные ворота отворяются, и дворец разрушается (Наум 2:6). Что за «речные ворота», причем они здесь? В 612 году до Р.Х. войско мидян подступило к неприступным стенам Ниневии, стоящей неподалеку от берега реки Тигр. Чтобы взять город, мидяне прорыли каналы и направили течение реки прямо на стены, вода подмыла их, и они рухнули. Город достался мидянам неожиданно легко.
Иногда такие совпадения заставляют исследователей последующих времен подозревать, что на самом деле «пророчество» было сделано уже после того, как произошло описанное в нем событие. Что же… у нас, разумеется, нет справки с печатью, которая удостоверяла бы, что Наум произнес свои слова до 612 года. Но по всему тону его книги видно, что Ниневия во время произнесения этих пророчеств еще была реальной угрозой. Мы же можем отличить, написано ли обличение гитлеровского режима до или после весны 1945 года – то есть, оглядывается ли автор на свершившийся исторический факт разгрома Третьего Рейха в войне или только ожидает его.
Пророчество, при всей своей надмирности, всегда связано с исторической конкретикой. Именно это обстоятельство привело многих исследователей Библии к выводу, что главы книги Исайи, начиная с 40-й, написаны другим человеком, жившим позднее, ближе к концу вавилонского плена, который Исайя только предсказывал. В самом деле, эта глава начинается с благой вести: наказание Израиля окончено, его ждет скорое освобождение и возвращение домой. Стоило ли говорить это в тот момент, когда наказание еще даже и не начиналось, а народ спокойно сидел по домам? Это все равно, что предрекать скорое падение коммунизма в конце XIX века, как раз накануне его неожиданной победы. Конечно, пророк мог предвидеть даже отдаленное будущее, но такое прорицание скорее сбило бы с толку его слушателей.
Да и нет ничего дурного в том, что пророчества какого-то другого человека, жившего позднее, но продолжавшего ту же самую пророческую традицию, были присоединены к словам Исайи. Точно так же складывались другие библейские книги, например, Притчи Соломоновы или Псалтирь Давидова – к текстам, написанным Соломоном и Давидом, в более поздние времена были добавлены другие подобные тексты, как недвусмысленно указывают и сами эти книги. В Псалтири же есть псалом «На реках вавилонских» (Пс 136), которого Давид, живший задолго до плена, написать не мог. Не то, чтобы он не мог этого предугадать, просто это не было его личным опытом, подлинным переживанием.
Впрочем, иногда дистанция, на которой «работает» пророчество, огромна. Вслушаемся в слова благословения, которые дает Ной своим сыновьям: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26-27). Какие народы считаются в Библии потомками трех сыновей Ноя? От Иафета произошли европейские народы, от Сима – семиты (арабы и евреи), среди которых зародились все три монотеистические религии, а от Хама, отца Ханаана – африканцы. Разве не напоминают нам слова Ноя об истории Нового времени, о колонизации, рабовладении, распространении монотеистических религий по всему миру?
Вслушаемся и в слова, которыми благословил Господь Измаила, предка арабов: он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Быт 16:12). А ведь вплоть до VII века от Р. Х., то есть спустя много веков после того, как это пророчество было записано в книге Бытия, не было ни огромных арабских стран, ни великой арабской культуры, ни арабского языка как языка ислама – только небольшие кочевые племена в Аравии, на краю тогдашнего мира. Конечно, и они в какой-то мере исполняли это пророчество, но в последующие века его смысл раскрылся полнее.
Мост в будущее
Есть и такие пророчества, исполнение которых, может быть, предстоит увидеть только нашим дальним потомкам – и таких в Библии очень много. Вот, например, из книги Исайи: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис 65:25). Речь явно идет о грядущем царствии Божьем… но как же понимать эти слова? Волк и лев станут вегетарианцами? Но это физиологически невозможно; более того, такой травоядный лев явно утратит всю свою «львиность». Кто-то предпочитает видеть здесь символику: мол, под разными животными имеются в виду люди, одни из которых угнетают и пожирают других. Но скорее, здесь речь идет о каком-то удивительном мире, где не будет ни зла, ни страданий, ни смерти, даже в животном мире, и где сатана (змей) будет бессилен повредить кому-либо. Видимо, это будет действительно совершенно новый мир, с новыми телами для живых существ, и сейчас мы просто не в состоянии представить себе это в деталях. Ведь пророчество их и не дает, оно только указывает на главное.
Мы называем пророчества важнейшим мостом между Ветхим и Новым Заветами, а также между ними и нашей современностью. В самом деле, евангелисты постоянно подчеркивает, что в жизни Иисуса Христа сбылись пророчества былых времен; более того – на этом строится их логика, их замысел. Но что значит «сбылись»? Ведь это не прогноз погоды, который можно проверить с помощью термометра и барометра. Нет, пророчества скорее задают вектор развития событий, и каждое из них нам еще предстоит узнать и соотнести с текстом древней книги. Верить или не верить в исполнение пророчеств – этот вопрос каждый должен решить сам, математические доказательства тут неуместны. Ведь пророчество всегда указывает на волю Божию об этом мире и человеке, а узнать и принять эту волю Божию о себе каждый человек может только сам.
Но не менее важно и другое: пророчества не прекратились, когда была поставлена последняя точка в последней книге Ветхого Завета. Новый Завет тоже полон пророчеств, продолжающих традицию пророчеств ветхозаветных. И невозможно верно понять и оценить ни жизнь современной Церкви, ни Новый Завет, если не знаешь Ветхого. Пророческий дух продолжает жить в Церкви, а сбываются эти пророчества уже в нашей жизни. Ведь мы с вами живем в ту эпоху, которая описывается в последнем пророчестве Библии, завершающем Откровение Иоанна Богослова: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11-12).
пророчество
Смотреть что такое «пророчество» в других словарях:
-
Пророчество — Пророчество сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий. Чаще всего под… … Википедия
-
пророчество — См … Словарь синонимов
-
ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчества, ср. (книжн.). 1. Предсказание, признаваемое в различных религиях за откровение богов. 2. Предсказание, предвидение. Чудесное пророчество есть сказка. «Но научное пророчество есть факт.» Ленин. Толковый словарь Ушакова. Д … Толковый словарь Ушакова
-
ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, пророчить и пр. см. прорекать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
-
ПРОРОЧЕСТВО — ПРОРОЧЕСТВО, а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
пророчество — , а, ср. Высок. == Ленинское (В.И.Ленина) пророчество. патет. ◘ Можно смело утверждать, что сегодня ленинское пророчество сбылось. РЯНШ, 1986, № 3, 29. Замечательное пророчество В.И.Ленина сбылось. Шкаратан, Ваксер, 155 … Толковый словарь языка Совдепии
-
Пророчество — (Невуа) Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое пророчеством . Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей Израиля и верном посланце Господа, своего духовного отца. О нем свидетельствует Тора*: И не… … Энциклопедия иудаизма
-
Пророчество — сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее, через них Он дал человечеству нравственные законы … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
-
Пророчество — (богословское понимание его). В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
пророчество — прор’очество предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
ПРОРОЧЕСТВО — прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством, хотя на самом деле пророчества встречаются в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Что такое пророчество и кто такой пророк?
Пророчество — раскрытие воли Б-га и информация, переданная Им во время прямого, непосредственного обращения Б-га к человеку, а также особое состояние человека в момент получения пророчества. Пророчества — общения с Б-гом — удостаивались люди чрезвычайно высокого духовного уровня. Такого человека и называли пророком (на иврите — «нави»). Наряду с раскрытием через пророка воли Вс-вышнего, во время пророческого откровения Б-г может показать пророку будущее или объяснить причину тех или иных событий, скрытых от обычных людей. Самый высокий уровень пророчества достиг пророк Моисей (Моше): его пророчество обладало чистотой и ясностью. Пророчества других еврейских пророков, таких, как Йеошуа бин Нун (Иисус Навин), пророчица Двора, Шмуэль, Элияу, Ехезкель, Исайя (Иешаяу) и других — вошли в ТаНаХ в составе книг Пророков — Невиим, второго раздела ТаНаХа.
Пророчество раскрывает волю Б-га через выбранного Им пророка
В эпоху Первого Храма роль еврейских пророков была очень высока: через своих пророков Б-г открывал евреям Свою волю, призывал еврейский народ к соблюдению заповедей, к исправлению морально-нравственных устоев общества и к раскаянию. Пророки давали советы царям и военачальникам, предсказывали будущее. Существовали целые «школы пророков», где праведных и богобоязненных людей специально готовили к получению Б-жественного откровения. После разрушения Первого Храма, в связи с понижением духовного уровня последующих поколений, пророчество постепенно исчезло.
Пророчество книг ТаНаХа
Книги ТаНаХа возникли как результат пророческого откровения: появлению каждой из них предшествовало отдельное пророчество особого уровня. Например, Хумаш (Пятикнижие) был записан Моше (Моисеем) под влиянием пророчества наивысшего уровня.
Остальные книги в разделе Пророков (Невиим) обладают уровнем, который ниже, чем уровень пророчества в Хумаше. А книги Писаний — Ктувим — были записаны вследствие нисхождения на человека «руах а-кодеш» (духа святости) — наиболее низкого уровня пророчества (а по ряду мнений — мистического опыта, уровень которого ниже, чем пророчество).
Что такое пророчество?
То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама (Маймонида).
Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции. В эти основы обязан верить любой еврей.
Пророк Йона во чреве рыбы
И хотя в наши дни нет пророчества, и мы далеки от истинного представления о том, что это такое — все же попробуем немного разобраться в этом вопросе, и выясним: пророчество — это особый подарок Вс-вышнего или следствие работы человека над собой, и для чего Вс-вышний посылает пророка, а также можно ли считать пророчество «чисто еврейским» явлением.
Рамхаль в третьей части своей книги «Дерех Ашем» («Путь Творца») объясняет, что пророчество — это особая связь, очень тесный контакт человека со Вс-вышним. Настолько тесный, что человек воспринимает этот контакт реалистично и осознанно, и у него не возникает ни малейшего сомнения в том, что он близок к Славе Творца, точно так же, как нет у человека сомнений при контакте с чем-то материальным. Главной ценностью пророчества является то, что человек, удостоившийся его, еще при жизни сможет постичь великие тайны о Вс-вышнем, о его качествах и путях.
Кроме того, знания и информация, которыми пророк будет наделен после обретения пророчества, кардинально отличаются от всех остальных знаний. Обычные знания берут свое начало от человеческого разума и ограничиваются возможностями человеческого восприятия и понимания, даже если эти возможности гениальны. Но знания, которыми наделяется пророк, берут свое начало извне, непосредственно от Вс-вышнего, и выходят за рамки природы и обычного понимания.
Уровни пророчества
Сказанное выше — это общее определение пророчества, но как у обычных людей, которые обладают естественными знаниями, существует разница между индивидуумами, так и в пророчестве различается множество уровней, и нет пророка, который был бы в точности подобен другому. А поскольку пророк не может с первого раза достичь высшего уровня, и должен постепенно расти и возвышаться после каждого откровения, получается, что и в пророчестве есть место опыту и навыкам. Поэтому в те давние времена, когда были пророки, существовали так называемые «школы пророков», в которых «начинающие» пророки учились у более опытных. Таким образом, пророки совершенствовались.
Важно знать, что исключительное место в пророческой иерархии занимает Моше Рабейну, которого Рамбам («Законы основ Торы» гл. 7 алаха 6) называет «отцом всех пророков». Чем отличался Моше от всех остальных, пророчествовавших после него и даже предшествовавших ему?
Пророк Элияу вызывает огонь с Небес
Говорит Рамхаль, что пророки могут получить пророчество лишь в том случае, когда их тело расслаблено, а основные чувства «отключаются», и они погружаются в сон, или, по крайней мере, в дремоту, тем самым освобождая разум от всех мыслей, которые могут помешать принятию пророческого видения. И лишь в таком состоянии они могут получить пророчество. Но у Моше все было совершенно по-другому. Чтобы «связаться» со Вс-вышним, ему не требовалось погружаться в сон: даже когда он бодрствовал, к нему приходило пророчество. Моше был единственным пророком, который в любой момент, по собственному желанию мог общаться с Творцом. Остальные пророки должны были ждать, что Вс-вышний им откроется, и этого могло вообще не произойти.
Есть еще очень важное отличие между Моше и остальными пророками, а именно: в случае с пророками Вс-вышний открывал им всегда исключительно то, что Сам пожелал, но Моше было дано право исследовать и постигать самую разную информацию, связанную с тайнами мироздания, как сказано в Торе: «Не так раб Мой, Моше. Во всем доме Моем доверенный он» (Бемидбар 12:7).
Кроме Моше можно выделить еще одного пророка, который принципиально отличается от остальных — это пророк Элияу (Илия). Его место в традиции уникально, ведь он до сих пор жив, как сказано в мидраше «Берешит Раба» (глава 21): «Элияу не испытал вкуса смерти». В трактате «Эрувин» (43б) сказано, что пророк Элияу откроется за день до прихода Машиаха и решит все сомнительные вопросы в законах Торы, которые даже в Талмуде остались нерешенными.
Как достичь пророческого уровня?
Рамбам в «Законах основ Торы» (гл. 7 алаха 1) подробно описывает, каким должен быть человек, чтобы удостоиться пророчества.
Прежде всего, он должен быть большим мудрецом. Его разум должен всегда брать верх над его злым началом и любыми плохими побуждениями, а логический анализ даже в самых сложных вопросах должен всегда приходить к правильным заключениям.
Это не единственные требования. «Кандидат» в пророки должен быть физически здоров, чтобы его тело и душа находились в состоянии гармонии. Ведь плохое самочувствие негативно отражается на настроении и восприятии человека, и это в свою очередь станет преградой для его связи со Вс-вышним.
И, наконец, он обязательно должен быть богат. Речь, разумеется, не идет об огромных капиталах — необходимо богатство, о котором написано в «Пиркей Авот» (гл. 4 алаха 1): «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью…», т. е. пророком может быть лишь тот, кто рад тому, что у него есть, и не скорбит о том, чего у него нет.
Согласно Рамбаму, если человек, обладающий всеми вышеперечисленными достоинствами, начнет углубляться в изучение мироздания и сущности Творца и сумеет правильно понять то, что изучит, и отдалится от мирских дел и погони за славой, почетом и материальным обогащением, и все его мысли всегда будут направлены на постижение мудрости Вс-вышнего и величия Творца через изучение Его творений, от самых простых и заканчивая высшими ангелами, — на такого человека сразу низойдет пророческий дар! И после этого человек мгновенно поймет и почувствует, что он уже не тот, кем был раньше, а находится на ступень выше всех остальных людей.
Определение истинного пророка
Как нам распознать, кто пророк, а кто лишь выдает себя за него? Когда Вс-вышний посылает нам пророка, чтобы он сообщил нам о чем-то, рассказал, как следует поступить, а как нет, этот пророк должен обязательно совершить знамение (о том, что подразумевается под знамением — чуть позже), как сказано в Иерусалимском Талмуде, (трактат «Санэдрин» гл. 11, мишна 6): «Если пророк совершил знамение — верим ему, если не совершил — нет». Но это вовсе не означает, что каждый человек, совершивший знамение, будет признан пророком — лишь тому, кто изначально был достоин получить пророчество, мы верим, что он посланник Б-жий, по итогам совершенного им знамения. А если этот человек не годился в пророки, будь то из-за недостатка знаний или недостойного поведения, то мы не должны верить ему даже в случае совершения им знамений.
Годы пророчества Шмуэля ознаменовали конец «эпохи Судей» и переход к «эпохе Царей»
Единственный пророк, который не нуждался в совершении знамений, и которому мы, тем не менее, верим, был Моше. Вы можете задать вопрос: а как же все те великие чудеса, связанные с Моше — разве это не знамения? Нет, потому что все эти чудеса совершались через Моше не для того, чтобы доказать истинность его пророчества, а просто потому, что в них нуждался еврейский народ: было необходимо уничтожить египтян — Моше рассек воды Красного моря, еврейский народ нуждался в еде — Моше спустил с Небес ман, и так все чудеса, совершенные через Моше, без исключения. Поэтому в пророчество Моше и в Тору, которую он получил, мы верим только благодаря Синайскому откровению, поскольку весь народ видел и слышал, что Вс-вышний обращается к Моше. Почему это так? Потому что если бы мы верили в пророчество Моше только из-за чудес, которые он совершил, то на каком-то историческом этапе могли бы возникнуть сомнения в том, что чудеса действительно имели место быть и достоверно изложены в Торе. Но поскольку весь народ присутствовал, видел и слышал, и потом непрерывно, из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась информацию о том, что евреи видели и слышали у горы Синай, то у нас не возникает вопросов об истинности пророчества Моше и записанной им Торы.
Именно поэтому любой человек, будь он евреем или представителем другого народа, который совершит знамение и заявит, что Вс-вышний послал его добавить какую-нибудь заповедь к Торе или, наоборот, убрать из нее что-нибудь, или что заповеди, которые записаны в Торе, были даны на некоторое ограниченное время, а не навсегда, и что есть другие, новые заповеди — такой человек, безо всяких сомнений, считается у нас лжепророком, и в отношении него сказала Тора, что он должен быть казнен удушением (Дварим 13:6).
Какие именно знамения должен совершить пророк, чтобы ему поверили?
Рамбам в «Законах об основах Торы» (гл. 10, алаха 1) пишет, что любой пророк, который придет проповедовать слово Творца, не должен совершать чудес, подобных тем, которые совершали Моше, Элияу и Элиша (Елисей) (рассечение моря, остановка Солнца и воскрешение мертвого соответственно), поскольку это были не просто знамения, а чудеса, выходящие далеко за рамки привычной природы. Все, что требуется от пророка в качестве подтверждения — предсказание будущего, после чего необходимо лишь дождаться того времени, о котором говорил пророк, чтобы убедиться, насколько исполнились его слова. Если предсказание в точности сбылось — значит, он пророк Б-жий, но если хоть одна деталь, даже самая незначительная, не осуществилась — значит, это лжепророк.
Есть еще одна возможность доказательства истинности пророка, не требующая совершения знамений. Если один пророк, который уже был проверен (выяснилось, что его предсказание полностью сбылось), сообщает нам, что некий-человек, который пришел к нам, тоже является пророком — в таком случае мы обязаны верить и второму пророку. Именно так было в случае с Моше и Йеошуа, когда Моше представил Йеошуа народу как пророка, и тому не пришлось совершать знамения.
Рамбам пишет, что тот факт, что мы на протяжении всей нашей истории сталкивались (и продолжаем сталкиваться) с различными людьми, которые предсказывали будущее, и их предсказания сбывались — вовсе не означает, что эти люди обладали пророческим даром. Во всех случаях предсказания сбывались лишь в общих чертах, многое из слов предсказателей не реализовывалось на практике. Следовательно, эти люди являлись не пророками, а колдунами, которые умели использовать «силы нечистоты», или же они просто шарлатаны, которым удавалось увлечь за собой толпу.
Однако в случае, когда пророк дает нам знамение и сообщает о каком-то наказании или несчастье, независимо от того, предназначено оно всему народу или отдельному человеку, мы не будем считать его лжепророком, если пророчество не сбудется. Потому что вполне вероятно, что Вс-вышний, на самом деле, намеревался реализовать замысел, о котором сообщил пророк, но люди раскаялись, и Вс-вышний их помиловал. Именно так было в случае с пророком Йоной, которого Б-г послал в город Нинве, сообщить о том, что город будет уничтожен, но жители раскаялись и Вс-вышний их простил.
А если пророк оповещал нас о благе, которое Творец намеревается сделать, и оно не сбывается — значит, он лжепророк.
Пророчество у народов мира
Сама Тора называет нам имя лишь одного не-еврейского пророка — Билама, который намеревался проклясть еврейский народ после выхода из Египта, но в последствии был вынужден благословить его.
Наши мудрецы объясняют, зачем Вс-вышнему, заключившему союз с народом Израиля, понадобился нееврейский пророк: он был нужен для того, чтобы народы мира не могли предъявить претензию Вс-вышнему, что если бы у них был такой пророк, как Моше, то они тоже шли бы путем истины и добра. Больше таких пророков, как Билам, у народов мира не было.
Конец пророчества
Последней книгой раздела Невиим является «Книга Малахи». Соответственно, составитель этой книги и был последним пророком — или, во всяком случае, одним из последних (не все пророки писали книги).
Пророчество может осуществляться через Б-жественный Дух,
через специально сотворенный Божественный голос и через ангелов.
Кем он был — нам достоверно не известно, в трактате «Мегила» (15а) есть спор между мудрецами: одни утверждают, что это Мордехай, который после событий Пурима, описанных в «Свитке Эстер», вывел еврейский народ из Вавилона. Есть мнение, что это Эзра а-Софер, а также мнение, что Малахи — настоящее имя этого пророка. Одно мы можем сказать точно: это был пророк, который вывел еврейский народ из Вавилона, привел в Иерусалим и восстановил служение в Храме.
Безусловно, когда у нас были пророки, жизнь была другой, и можно с уверенностью сказать, что в чем-то она была намного проще. Если у человека возникал вопрос, он всегда мог обратиться к пророку и получить правильный ответ. Пророк был живым доказательством того, что Вс-вышний находится среди нас и «занимается» нами.
Это постоянно подталкивало еврейский народ к исправлению, к достойному поведению и Б-гобоязненности, хотя во многих случаях слова пророков игнорировались, в результате чего был разрушен Храм и пророки исчезли из нашей среды.
И теперь мы можем лишь изучать то, что было записано и оставлено для поколений, живущих во тьме, и надеяться, что когда будет отстроен Храм к нам вернутся пророки и возобновится особая, пророческая связь со Вс-вышним, которая была в те давние времена.
Предсказание как качество личности – способность предрекать, предвещать о том, что произойдёт в будущем.
Жила-была девушка несравненной красоты, но у нее не было ни мужа, ни жениха. Дело в том, что рядом с ней жил мудрец, и он сказал: — Тот, кто решится поцеловать красавицу — умрет! Все знали, что мудрец никогда не ошибался, поэтому сотни отважных джигитов глядели на девушку издалека, не решаясь даже подойти к ней. И вдруг однажды появился юноша, который с первого взгляда, как и все остальные, влюбился в красавицу. Но он мгновенно перелез через ограду, подошел и поцеловал девушку. — Ах! — вскричали джигиты. — Сейчас он умрет! Но юноша поцеловал девушку еще раз, и еще. И она тут же согласилась выйти за него замуж. — Но как же так?! — воскликнули остальные джигиты. — Ты, мудрец, предрекал, что поцеловавший красавицу — умрет?! Так и будет, — ответил мудрец. — Но я никогда не говорил, что это случится тотчас. Он умрет когда-нибудь потом, когда после многих лет счастливой жизни придет его срок.
Человек, желающий знать своё будущее, не понимает, что это знание может стать проклятием его оставшейся жизни. Зачем человек хочет знать своё будущее? Чтобы правильно жить? Не делать ошибок? Чтобы привязаться к своему будущему? А он подумал, что лишает себя свободы выбора?
Предсказания осуществляются под влиянием трёх энергий: благости, страсти и невежества. Предсказания в благости даются святыми людьми достойным людям. Именно достойным. В чём состоит суть их предсказаний? Поступишь так – будет плохо, сделаешь так – будет хорошо в жизни.
В XIV веке – пророк, целитель и чудотворец Сергий Радонежский, предсказал победу Дмитрия Донского в Куликовской битве. Он благословил князя и предсказал победу над Мамаем.
1759 – 1833 гг. Серафим Саровский предсказал Александру I: — о судьбе его рода и роли домов Ипатьева; — восстание декабристов; — Крымскую войну; — первую мировую войну; — Октябрьскую революцию.
Православные люди не против предсказаний. Они против гаданий. Потому сто гадания и предсказания – это разные вещи. Как пишет психолог Олег Торсунов, гадание означает, что человек играет с будущим. Он с ним играет, потому что ему нравится эта игра. А это называется уже грехом. Потому что человек не должен играться с будущим. Это опасно, потому что люди в будущее ВЕРЯТ. Вот допустим, Вы на картах погадали и сказали: «У вас там то-да-сё». Человек в это поверил. Это означает, что Вы повлияли на его судьбу и, главное, не всегда хорошо.
Предсказания святых – это всегда предсказания в благости, строятся для того чтобы помочь человеку развиваться духовно. Как помните в фильме «Остров»: женщина пришла к святому, тот говорит: — Не делай аборт. Она ему еще ничего не сказала, он говорит: — Не делай аборт. Ты, скорее всего, останешься в этой жизни одна, а этот ребенок станет твоим близким и ты, таким образом, хоть одного близкого человека в жизни будешь иметь. А если ты сделаешь аборт – вообще никого у тебя не будет. Вот это хорошее предсказание: видите, он спас судьбу человека.
Но смотрите, любое хорошее предсказание имеет горький вкус. Почему? Потому, что правда горькая. А когда человек на картах гадает, он горькую правду в одном случае только говорит: ему хочется подсолить человеку или показать свое могущество. Часто цыганки видят человека, смотрят на него и говорят: «Ты умрешь тогда-то» или говорят ему: «Тебя жена может бросить» и человека это сковывает, он останавливается и смотрит ей в глаза. Этой цыганке. Почему она так сказала? Ее цель – выманить деньги. Может она и видит что-то в будущем, но как она видит? Она видит как пиявка, которая хочет высосать кровь. Она видит, где потоньше кожа – там и кусает. Так и предсказатели. Они для своей славы предсказывают, или для того чтобы выманить деньги, или для того чтобы напугать человека и показать ему свое могущество.
Таким образом, гадания на картах – означает греховную жизнь. Это предсказание в невежестве. Чаще всего люди, которые предсказывают в невежестве – они запугивают людей.
Есть предсказания в страсти. Это желание денег. Люди просто хотят прославиться или хотят власти над другими людьми, хотят денег. И они наоборот: очень сладко поют. Столько хороших предсказаний предсказывают. Им платят хорошие деньги за хорошие предсказания. Это – второй вид предсказаний.
Есть благостные предсказания, есть страстные предсказания, есть невежественные. Но для того, чтобы благостные предсказания делать, надо быть духовно развитым человеком. Человек, который предсказывает неправильно – себя привязывает к низшим силам. И привязывает других людей. Я знаю судьбы таких предсказателей, которые гадают на картах. Чаще всего они заканчивают свою жизнь в психушке. Потому что чем больше они таких предсказаний делают, тем больше духи поселяются в них. И, в конце концов, начинают им шептать на ухо что-то, и им кажется, что это сам Господь им шепчет. Словом, нельзя общаться с теми, кто гадает на картах – это очень опасно потому, что это всегда связано с духами.
Многих людей изумляют предсказания монаха Авеля. В книге «100 великих предсказаний» Станислав Славин пишет: «Кто из вас слыхивал о человеке по имени Василий Васильев? Большинство, наверное, задумывается: кто это такой? Иное дело, если назвать имя монаха Авеля. Между тем это один и тот же человек, биография которого примечательна уж тем, что он был удостоен личной аудиенции тремя российскими императорами, и пророчества которого, как сказывают, не потеряли своей актуальности и по сей день.
Впрочем, о крестьянском сыне, который родился в марте 1757 года в деревне Акуловка Алексинского уезда Тульской губернии в семье крепостных помещика Д.Л. Нарышкина, мало кто знал до тех пор, пока в возрасте 39 лет он не предстал пред грозным взором главы российского Сената генерала Самойлова.
Удостоился же такой чести тощий, сморщенный, рано постаревший монах, к тому времени уже с 20-летним стажем, за дурацкую привычку писать какие-то пророческие книжонки. А содержание их таково, что за них этот монах, ранее звавшийся Адамом, а теперь Авелем, чаще сидит в тюрьме, чем в келье.
– Так что ты там предрек? – хмуро поинтересовался генерал. Авель утерся грязным подрясником, загремев цепями, и вздохнул: – Проговорился, что матушка-императрица помрет шестого ноября! Генерал аж затрясся в гневе и страхе: – Да как ты посмел?! И рявкнул адъютанту: – В Петропавловку подлеца!
Так 9 марта 1796 года тощий монах оказался в каменном мешке камеры № 22 Петропавловской крепости. Это было уж не первое его заключение: за горькую правду на Руси всегда не больно жаловали. И сидеть бы ему в камере по крайней мере до скончания века, да пророчество его вскоре оправдалось: 5 ноября императрицу Екатерину Великую нашли на полу без чувств, а 6-го числа она благополучно скончалась.
Вступивший на трон Павел I, который был в крупных неладах с матушкой, тут же приказал повыпускать из темниц всех неприятелей Екатерины. Вместе с другими заключенными вышел из крепости и Авель. А поскольку слухи о его пророческом даре дошли и до новоявленного императора, он пожелал видеть монаха лично. Он даже облобызал Авеля на радостях – как-никак именно он предсказал скорую кончину императрицы. И, конечно же, не утерпел и спросил о собственной судьбе. Но монах на сей раз только развел руками и ответил уклончиво: – Не все мне открыто! То ли и в самом деле не знал, то ли не хотел снова в застенок. Кто теперь знает?.. Во всяком случае, Павел был с монахом милостлив и определил его на житие в Невский монастырь, где условия обитания были неплохи, и настоятель – вовсе не суров.
Однако уже через год из монастыря пришел запрос: нельзя ли перевести Авеля в другой монастырь, куда-либо подальше, чтоб не смущал братию? А то рассказывает им разные небылицы, а некоторым так и предрекает точную дату из кончины. Павел повелел перевести Авеля в Валаамский монастырь – там порядки куда как строги, может, местный настоятель выбьет дурь из строптивца. Да не помогло: в начале 1800 года из Валаама пришла рукопись под названием «Зело страшная книга», которую сочинил монах. Книгу прочли сначала в митрополичьей службе, потом в Секретной палате, и Авеля снова оправили в Петропавловку.
Павел рискнул самолично посетить предсказателя вместе с фавориткой Лопухиной. Вошли к Авелю оба веселые, думали посмеяться над монахом, а вышли напуганные. Как потом засвидетельствовал секретарь министра иностранных дел Ф. Лубянский, фаворитка была в слезах, а Павел нервно кусал губы. И ночью император не спал – составлял некое послание. Наутро лично положил бумагу в особый ларец тайной залы Гатчинского дворца, надписав: «Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины».
Сам же с той поры стал бояться даже собственной тени. Потому как поведала Лопухина под особым секретом своему очередному любовнику, что проклятый Авель предрек скорую кончину императору, причем не «естественную, а убийственную». Вот Павел и стал опасаться всех и вся. Да это ему, как известно, не помогло. Заговор, о котором участвовал его наследник, старший сын Александр, вылился в цареубийство в ночь на 12 марта 1801 года.
И снова вступивший на трон очередной император, Александр, I приказал выпустить Авеля. И снова тот не одумался – в очередной «предсказательной книжонке» поведал о будущей войне с французами, о сдаче и пожаре Москвы. «…От Бога Слово в год тысяча и восемьсот и второй на десять июня 12 день (по современному говоря, 1812 года 12 июня) придет царь западный, и имя ему – Наполеон, – предвещал Авель. – Пленит он грады и многие области Российские и войдет в Москву… И ограбит в ней и опустошит все церкви и вся гражданская… и учинится в ней пожар великий, и будет град пребывать в пепелищах…» Александр Павлович, естественно, не поверил предсказателю: мыслимое ли дело сдать врагу Первопрестольную! И повелел посадить монаха в Соловецкую тюрьму. «И пусть сидит, пока пророчества не сбудутся!..»
Пророчества, как известно, сбылись, и в 1813 году Авеля выпустили. Наученный горьким опытом, монах уехал из России – сначала на Святую землю в Иерусалим, потом в Афонский монастырь. На родину вернулся уже только помирать, когда был «зело болен». Но перед смертью опять не удержался и предсказал, что после кончины Александра I на трон взойдет не ожидаемый всеми наследник – Константин Павлович, а младший из братьев Романовых – Николай Павлович. И снова все повторилось: едва Николай I взошел на престол, как Авеля опять упрятали в застенок. Где он и скончался: в арестантском отделении Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, в 1831 году, на 75-м году жизни. Что, кстати, он сам себе тоже напророчил…
Сколько книг он сочинил, никто точно не знает. Историки говорят как минимум о трех, но ни одна из них не сохранилась. Остались лишь отрывочные сведения об их содержании после тех, кто в эти книжицы заглядывал. К примеру, до поры до времени было цело пророчество, записанное рукой Павла I и положенное в специальной ларец с указанием: вскрыть через 100 лет. И 12 марта 1901 года Николай II решил исполнить волю предка. Двор воспринял эту новость как очередное, пусть и историческое, но развлечение. Придворные кавалеры и фрейлины, улыбаясь и шушукаясь, проводили царственную чету в Гатчинский дворец, где в особой комнате на покрытом темной бархатной скатертью столе хранился старинный ларец.
Но когда Николай II с императрицей Александрой Федоровной вернулись в Зимний дворец из Гатчины, на них, что называется, лица не было. Ни слова не говоря, монархи прошли мимо притихших придворных и удалились к себе. А вечером придворный истопник по секрету сказал, что государь сжег в камине какие-то бумаги. Таким образом, никто ныне точно не знает, что именно содержалось в послании Павла. Известно лишь, что когда в январе 1903 года одно из салютовавших орудий Петропавловской крепости случайно всадило заряд прямо в беседку, где находился царь, Николай II остался невозмутим посреди всеобщей паники, заметив: – До восемнадцатого года я ничего не боюсь! Если, конечно, верить Авелю…
Так оно и случилось: последний император России Николай II был расстрелян вместе с семьей в Ипатьевском доме в 1918 году. Тем закончилось правление династии Романовых».
Значение слова «Предсказание»
В словаре Ожегова
ПРЕДСКАЗАНИЕ, -я, ср. 1. см. предсказать. 2. То, что предсказано. П. сбылось. П. гадалки.
В словаре Ефремовой
Ударение: предсказа́ние ср.
- Процесс действия по значению глаг.: предсказать.
- То, что предсказано кем-л.; пророчество.
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
предвещание, предвестье, предвестник, прорицание, пророчество, предположение, предчувствие, предзнаменование, гороскоп, ворожба, колдовство, предупреждение, догадка; знак; прогноз, прогнозирование; гадание, предвозвестие, провозвестие, предсказывание, ясновидение, предвестие, предвозвещение, предвидение, предречение
В словаре Синонимов 2
сущ1. прогноз2. пророчество, прорицание
В словаре Синонимов 3
В словаре Синонимы 4
ворожба, гадание, колдовство, предвестие, предвестье, предвещание, предвидение, предвозвестие, предвозвещение, предположение, предречение, предсказывание, предчувствие, провозвестие, прогноз, прогнозирование, прорицание, пророчество, ясновидение
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
предсказа́ние,
предсказа́ния,
предсказа́ния,
предсказа́ний,
предсказа́нию,
предсказа́ниям,
предсказа́ние,
предсказа́ния,
предсказа́нием,
предсказа́ниями,
предсказа́нии,
предсказа́ниях
Похожие слова
Предсказанный
Слово пророчество
Слово пророчество английскими буквами(транслитом) — prorochestvo
- Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
- Буква р встречается 2 раза. Слова с 2 буквами р
- Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
- Буква ч встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ч
- Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
- Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
- Буква п встречается 1 раз. Слова с 1 буквой п
- Буква о встречается 3 раза. Слова с 3 буквами о
Значения слова пророчество. Что такое пророчество?
Пророчество
Пророчество (богословское понимание его). — В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Пророчество -предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того…
Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994
Пророчество — предвидение и предсказание будущего святыми людьми по внушению и откровению Божию. Следует отличать от лжепророчеств прорицателей и гадалок, исходящих из их общения с падшими духами, которые лишены дара предвидения…
www.vidania.ru
Пророчество — сообщение или группа сообщений, содержащие информацию, которая считается полученной в результате откровения или под воздействием особого вдохновения, и как правило, содержат предсказание будущих событий.
ru.wikipedia.org
ПРОРОЧЕСТВО — прорицание и предсказание будущего, основанное на том, что пророк получает свои сведения из сверхъестественного источника. Это религиозное явление обычно ассоциируется с иудаизмом и христианством…
Символы, знаки, эмблемы. — 2005
Пророчество сверхъестественное откровение Бога, предсказания будущего, божественное озарение, услышанные и изложенные людьми, именуемыми пророками. Бог через пророков дает нам возможность заглянуть в будущее…
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000
Пророчество Иоиля
Пророчество Иоиля — вторая из книг «малых пророков». В первой половине книги (1:1-2:17) он побуждает народ к покаянию и обращению к Богу, так как, в течение нескольких лет, народ страдал от саранчи, засухи и голода (1:10; 2:25).
Библейский энциклопедический словарь. — 1868
Каена: Пророчество
«Кае́на: Проро́чество» (англ. Kaena: The Prophecy, также известен как фр. Kaena: La prophétie) — франко-канадский компьютерный анимационный фильм 2003 года. Первый европейский компьютерно анимированный проект.
ru.wikipedia.org
Пророчество (серия фильмов)
«Пророчество» — серия американских мистических триллеров с Кристофером Уокеном в главной роли. По сюжету серии, часть ангелов обиделась на Бога из-за того, что Он даровал людям душу, и поклялась уничтожить людской род…
ru.wikipedia.org
Самовыполняемое пророчество
Самовыполняемое пророчество – тенденция вести себя в соответствии со своими ожиданиями, а потом считать, что эти ожидания и на самом деле сбываются. Например, врач, если он уверовал в особую эффективность некоего лекарственного препарата…
vocabulary.ru
Самовыполняемое пророчество — тенденция вести себя в соответствии со своими ожиданиями, а потом считать, что эти ожидания и на самом деле сбываются. Например, врач, уверовав в эффективность лекарства…
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
Самоисполняющееся пророчество
Самоисполняющееся пророчество (англ. self-fulfilling prophecy) — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным.
ru.wikipedia.org
Библейские пророчества
Библейские пророчества — записанные в Библии предсказания каких-либо событий, данные от имени Бога, произнесённые особыми личностями, пророками, и предназначенные для других людей.
ru.wikipedia.org
Русский язык
Проро́ч/еств/о.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Проро́чество, -а.
Орфографический словарь. — 2004
Примеры употребления слова пророчество
Чтобы не сбылось грустное пророчество Александра Некипелова.
Может, это и так, а может быть, это лишь своего рода самосбывающееся пророчество, когда открытые длинные позиции по доллару подогреваются соответствующими разговорами.