Содержание
- Патриархи Русской Православной Церкви
- Патриархи
- Учреждение Патриаршества в России
- Кем патриарх Алексий II был по происхождению 
- Детство и юность Править
- Священническое служение Править
- Епископское служение Править
- Работа в высшем управлении РПЦ до избрания Патриархом Править
- Избрание на Патриарший престол Править
- Патриаршество Алексия II Править
- Разное Править
- Святейший Патриарх Московский
- РПЦ: Алексий и Кирилл 8 Декабря 2008
- Знаете, чем патриарх Кирилл отличается от патриарха Алексия Второго?
Патриархи Русской Православной Церкви
В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году. Кто был первым патриархом и сколько их было вообще? Ответы — в нашей статье!
Патриархи
Нажмите на изображение для увеличения
Патриархи Русской Православной Церкви
href=»https://www.pravmir.ru/images/sobor/patr/patrbig.jpg»>
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
Со времен апостольских установилась традиция, в соответствии
с которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первым
епископом» и это отображено в 34 каноне апостольских
правил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ
именуется «митрополитом», а в постановлениях Шестого Вселенскою
собора мы уже видим каноническую фиксацию патриаршего сана.
Учреждение Патриаршества в России
В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589
году, а спустя 3 года акт учреждения
Патриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителя
Иова – было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это время
Россия являлась единственным независимым православным государством и
осознавалась православными народами как защитница Вселенского
Православия.
Учреждение Патриаршества имело не только
церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI,
так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне
грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром
и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель.
Вся
русская история XVII века свидетельствует о высочайшем
авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении
являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и
государству преодолеть соблазны и искушения Смутного
времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила
Федоровича, которому он помогал в управлении
государством и способствовал осуществлению необходимых реформ,
укрепивших Отечество.
Показательно, что само упразднение Патриаршества
царем Петром I косвенно явилось признанием значимости
первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля
Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во
всех сферах жизни светская власть желала быть совершенно самостоятельной
и независимой от духовного влияния Патриаршества,
требовавшего от «власть предержащих» строгой моральной ответственности за
все деяния.
Государство, возросшее от скромных
пределов Московского княжества до бескрайних пределов Российской
империи, возмужавшее благодаря попечению Церкви о его
«благостоянии» и нравственном здоровье, начиная с
конца XVII столетия, стремится совершенно подчинить себе ту
самую нравственную силу – Церковь, которая предоставляла государству высшую,
сакральную легитимность и стояла у его колыбели.
Позднее, когда национальная элита окончательно подпала под влияние
западных идей и усвоила исключительно прагматический взгляд
на Церковь как на общественный институт, велением
Петра I был учрежден подконтрольный государству Святейший
Правительствующий Синод. Характерно, что вместе с Патриаршеством,
упразднению подверглось и соборное начало церковной жизни. За
два столетия синодального правления мы можем найти лишь
один-два примера проведения локальных совещаний нескольких
епископов. История ясно свидетельствует о неразрывной связи между
Патриаршеством и соборным управлением в Русской
Церкви.
Синодальная эпоха, тем не менее, ознаменовалась
в истории Русской Церкви многими отрадными явлениями: созданием
(впервые в русской истории) системы духовного образования,
плодотворной работой русских миссионеров, расцветом иноческого делания во
многих монастырях, особенно в Троице-Сергиевой и
Киево-Печерской лаврах, на Валааме, в Сарове
и Оптиной пустыни.
Попытки восстановления Патриаршего
служения предпринимались на всем протяжении синодальной эпохи. И,
как нам думается, лишь обстоятельства времени не позволили
разрешить этот вопрос положительно.
Поэтому первый же
Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва – в
1917 году – восстановил Патриаршество в России.
Как известно, у восстановления Патриаршества были
горячие сторонники и убежденные противники. Однако с
самого начала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, что
восстановление Патриаршества – это не простое изменение системы
церковного управления, но событие, которое коренным образом изменит
строй церковной жизни. «Ныне наша разруха, ужасы нашей жизни, трагические
переживания русского народа всей своей совокупностью неотразимо, дружно,
повелительно говорят: да будет снова на Руси Патриарх». Эти
слова одного из участников Собора передают настроение
большинства его членов, видевших в Патриархе «живого носителя
и выразителя органического единства Церкви», в котором
«Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской».
Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий),
впоследствии – архиепископ Верейский и священномученик, – выступая
на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее
еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе
Московского Кремля сердцем русского Православия. А епископ
Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическим
венцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущной
потребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразился
следующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и
руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа,
призывал бы к исправлению жизни и к
подвигу, и сам первый шел бы впереди…» И особо
отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и
полнота церковного устройства».
Промыслительным образом,
Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в
канун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь
обрела Отца-Патриарха.
Окончательное решение было принято 28
октября. За несколько следующих дней Собор определил
процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата:
архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений
(Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А
5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран
Патриарх – им стал святитель Тихон.
Двести лет Россия жила надеждой
на восстановление Патриаршества. И только в 1917
году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла
вновь избрать Первосвятителя.
Узнав об избрании, святитель
Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня
в Патриархи является для меня тем свитком, на котором
написано „плач, и стон, и горе“. Отныне мне предстоит
попечение о всех церквах российских и умирание
за них во вся дни».
В первые
послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение
Собора 1917–1918 годов, принявшего решение о
восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха
Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя
братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и
правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал
вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод
государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождения
древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды
народа. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом,
признавался всеми и с ним считались даже большевики. Известно, что
вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властями
в период массовых репрессий в отношении епископов,
духовенства и мирян. Однако даже в период разгула
революционного террора правительство не решилось на
этот шаг.
Патриарх Тихон понимал, что Церковь на
многие годы оказалась в плену у богоборческого
режима. Его «Завещание» предусматривало установление института
Местоблюстительства Патриаршего престола, что было необходимо для сохранения
единого управления Церковью, в условиях невозможности проведения
Соборов.
Не будет преувеличением сказать, что представители безбожной
власти также прекрасно понимали значение носителя высшего иерархического сана –
Святейшего Патриарха – как символа церковного единства. После кончины Патриарха
Тихона в 1925 году они препятствовали созыву Поместного Собора,
призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтому двенадцатый
Патриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 года
осуществлял управление Церковью сначала в звании Заместителя
Патриаршего Местоблюстителя, а затем – Местоблюстителя Патриаршего
Престола.
Совершая свое служение в чрезвычайно сложных
условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия к
тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более
очевидным, что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее от
маргинализации. Предпринятые им шаги предотвратили окончательное
превращение народа Божия в «людей из подполья», живущих по законам
«осажденной крепости».
Верим, что путь, предначертанный святителем
Тихоном и продолженный его приемниками, при всей сложности
политических реалий XX века имел, в отличие от
альтернативного «ухода в катакомбы» все шансы для того,
чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе.
С
Православием безбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно в
период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные
годы. В этот период искренняя и глубоко укорененная
в нашей исторической традиции патриотическая позиция,
представленная в посланиях и официальных заявлениях
Патриархов Сергия и Алексия I, – нашла отклик в
сердцах архипастырей, клириков и мирян и
получила глубокую поддержку в сердцах миллионов наших
соотечественников, как в стране, так и за ее
пределами.
Сохранение института Патриаршества помогло Русской
Православной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегося
на Церковь на рубеже 50-60-х годов XX
века, пережить это гонение и, сохраняя свой духовно-нравственный
потенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую уже современники
назвали «Вторым Крещением Руси».
В завершение следует сказать, что
все то многообразное возрождение духовной жизни в
нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся
на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием
поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века – святителя
Тихона, Сергия, Алексия и Пимена.
Верю, что молитвами
новомучеников и исповедников Российских, трудами Наших достойных
предшественников Господь и впредь не оставит Русской
земли Своей неоскудевающей милостью и даст Нам благодать и
духовную силу право править слово Христовой истины и вести
церковный корабль неизменным курсом – в соответствии с
заповедями Евангелия и нормами церковных канонов.
Из приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II участникам научной
конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви».
Вы прочитали статью Патриархи Русской Православной Церкви (список). Читайте также:
Поместный Собор: вопросы и ответы
Кем патриарх Алексий II был по происхождению 
По отцу 15-й патриарх РПЦ происходил из старинного курляндского (балтийско-немецкого) рода фон Рюдигеров (по-немецки фамилия писалась, как von Rüdiger или, возможно, Redigeer), одна из ветвей которого в XVIII веке перешла из лютеранства в православную веру. Основателем рода Рюдигеров можно считать Генриха Николауса (Нильса) Рюдинга, во всяком случае, он —первый из представителей рода, который упоминается в литературных источниках. По другой версии, основателем рода стал польский дворянин Иоган Ридигер, внук Христофора Ридигера, который перебрался в Речь Посполитую из Кёнигсберга и жил под Паневежисом. Известно, что один из потомков Генриха Николауса — эстляндский рыцарь по имени Карл Магнус дослужился до чина тайного советника и был губернатором Выборга. Его сын безоговорочно принял российское подданство и сменил протестантскую веру на православие — об этом пишет эстонский историк Аарне Веедла (Aarne Veedla). Случилось это во времена царствования Екатерины Великой. Звали дворянина, принявшего русскую веру, Фридрих Вильгельм. В крещении он сменил его на Фёдора Ивановича и стал основателем российского дворянского рода Ридигеров. Как пишет русский писатель Василий Егорович Рудаков, этот род подарил России много славных сыновей, в том числе — генерала Фёдора Васильевича Ридигера. Он был героем войны с Наполеоном. Фёдор Ридигер лично участвовал во многих сражениях, взял в плен французского генерала Сен-Жермена, участвовал во взятии Полоцка и Вильны. А перешедший в православие Фридрих-Фёдор служил в чине подпоручика в Преображенском полку и был женат на польке Дротее (Дарье Фёдоровне) Ежемской; один из его сыновей и стал прапрадедом Алексия II. Дед патриарха Александр Александрович жил в Петербурге. Он работал судебным следователем, был товарищем председателя окружного суда и статским советником. Бабушку патриарха звали Аглаида Павловна (в девичестве Бальц) — она была дочерью инженера. После революционных событий 1918 года семья уехала из Петрограда в Эстонию. Отец Алексия Михаил Александрович был четвертым ребенком в семье. После окончания учебы он работал бухгалтером на фабрике, изготавливающей фанеру. На второй год Великой Отечественной войны он стал пресвитером в Казанском храме города Таллина (Ревеля).
Шаблон:Объединить
Его Святейшество Алекси́й II (в миру — Алексей Михайлович Ри́дигер; р. 23 февраля 1929, Таллин (Эстония) — Патриарх Московский и всея Руси (с 10 июня 1990), предстоятель Русской Православной Церкви.
Детство и юность Править
Немецкий дворянский род фон Ридигеров, или Рюдигеров (von Rüdiger, Redigeer) — курляндского происхождения; Патриарх принадлежит к ветви этого рода, принявшей православие в XVIII веке. Отец будущего патриарха — протоиерей Михаил Александрович Ридигер (1902—1964), родился в Петербурге, был после Октябрьской революции вывезен родителями в Эстонию, рукоположён в священника в 1942 г., мать — Елена Иосифовна Писарева (1902—1959), родилась в Ревеле (Таллине), дочь расстрелянного большевиками полковника царской армии. В детстве Алексей неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь (в то время на территории Финляндии); поездки эти, знакомство и переписка с валаамскими монахами оказали на него большое влияние. Диаконская и священническая служба отца в годы оккупации Таллина укрепили его желание самому стать священником.
В 15-летнем возрасте Алексей стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла, в 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, к которой был прекрасно подготовлен, а окончив её в 1949 г., стал студентом Духовной академии в Ленинграде. 15 апреля 1950 года Ленинградский митрополит Григорий (Чуков) рукоположил его в священника и определил настоятелем Богоявленского храма в эстонском городе Йыхви.
Священническое служение Править
Оставаясь на своём провинциальном приходе, где первое время служил один, о. Алексий Ридигер продолжал учиться в духовной академии в Ленинграде, которую окончил в 1953 году. С 15 июля 1957 г. он был переведён в университетский Тарту, где служил настоятелем Успенского собора, 17 августа 1958 г. с согласия властей был возведён в сан протоиерея и вскоре стал благочинным Тартуского округа.
После смерти матери (1959) А. М. Ридигер решил принять монашество; 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре он был пострижен, также с именем Алексия, но уже в честь другого святого (не Алексия, человека Божия, именем которого был наречён в крещении, а Алексия, митрополита Московского).
Епископское служение Править
14 августа 1961 года иеромонах Алексий постановлением Священного Синода назначен епископом Таллинским и Эстонским; рукоположён 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. На этой кафедре он находился четверть века как правящий архиерей (до 1986 г.; с 23 июня 1964 г. — архиепископ, с 25 февраля 1968 — митрополит), а затем ещё шесть лет продолжал ей управлять по совместительству до 1992 г., в том числе уже будучи Патриархом.
В первые же годы пребывания на кафедре еп. Алексий успешно противодействовал антицерковным инициативам властей: закрыть Пюхтицкий монастырь, 38 приходов, переделать кафедральный собор под планетарий, снести старейшую в городе деревянную Казанскую церковь; всё это епископу удалось отстоять перед властями. За время пребывания на кафедре Алексия особое внимание уделялось изданию церковной литературы, проповедям и катехизации на эстонском языке. Некоторое время еп. Алексий управлял также и Рижской епархией, однако, получив должность заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений, отказался от Рижской кафедры (начало 1962).
29 июля 1986 г. Алексий был определён на Ленинградскую и Новгородскую кафедру, которую занимал без малого четыре года. За это время он добился возвращения Церкви ряда петербургских храмов и святынь.
Работа в высшем управлении РПЦ до избрания Патриархом Править
В условиях возросшей к началу 1960-х годов потребности РПЦ в молодых кадрах епископ Алексий (Ридигер) делает довольно быструю карьеру в центральных организациях РПЦ. С конца 1961 г. он — заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений МП. На эту должность он был рекомендован председателем Отдела, молодым и энергичным архиепископом Ярославским Никодимом (Ротовым). Работая в ОВЦС, владыка Алексий участвовал во Всеправославных совещаниях, ассамблеях Всемирного совета церквей (и вообще в неоднозначно оцениваемой экуменической деятельности РПЦ), различных миротворческих форумах. С 1964 г. он был президентом Конференции европейских церквей. 22 декабря 1964 г. 87-летний патриарх Алексий I назначает 35-летнего архиепископа Алексия (Ридигера) управляющим делами московской Патриархии; тот становится постоянным членом Священного Синода. На этой должности он оставался и при преемнике Алексия I — Пимене и, в условиях равнодушия Пимена к административной рутине, выполнял очень большой объём повседневной работы, занимая также и ряд других должностей.
17 декабря 1985 г. митрополит Алексий направляет письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачёву, в котором выступает за перестройку государственно-церковных отношений, отказ от вмешательства государства в дела Церкви. Письмо митрополита не нашло у Горбачёва понимания, по распоряжению правительственного Совета по делам религий Алексий был отстранён от должности управляющего делами МП.
Избрание на Патриарший престол Править
Уже на Архиерейском Соборе (6 июня 1990 г.), созванном после кончины Патриарха Пимена, митрополит Ленинградский Алексий набрал наибольшее число голосов из трёх кандидатов, включённых в бюллетени для голосования. Поместный Собор, открывшийся на другой день, 7 июня, провёл два тура голосования: в первом туре митрополит Алексий получил 139 голосов, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) — 107, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) — 66. Во втором туре, состоявшемся в тот же день, Алексий, набравший 166 голосов, обошёл Владимира на 23 голоса и был избран Патриархом.
10 июня 1990 года состоялась церемония интронизации Алексия в московском Богоявленском соборе. Алексий II стал первым Московским Патриархом, использовавшим при своём имени номер.
Патриаршество Алексия II Править
Церковная жизнь Править
Избрание Алексия II пришлось на период ослабления государственного диктата над Церковью и отказа от политики государственного атеизма. Этот период был связан с перестройкой и широко праздновавшимся 1000-летием Крещения Руси.
Соборы Править
В период святительства Алексия II было созвано 7 Архиерейских Соборов:
- 25—27 октября 1990 г.: РПЦ признала себя не связанной «Декларацией» митрополита Сергия 1927 г. и открытой к диалогу с Русской Православной Церковью Зарубежом. Была предоставлена автономия Украинской Православной Церкви.
- 31 марта—5 апреля 1992 г.: канонизация 7 новомучеников и исповедников Российских. Обсуждение вопроса об автокефалии Украинской Православной Церкви.
- 11 июня 1992 г.: лишение сана бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко).
- 29 ноября—2 декабря 1994 г.
- 18—20 февраля 1997 г. Отлучение от церкви Михаила Денисенко (бывшего митрополита Киевского) и Глеба Якунина
- 13—16 августа 2000 г. (юбилейный собор в год 2000-летия Рождества Христова; деяния Собора): прославление в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских, в том числе Николая II и его семьи. Принятие Основ социальной концепции РПЦ и нового Устава РПЦ.
- 3—8 октября 2004 г. (итоговые документы Собора): канонизация ряда святых, в том числе Фёдора Ушакова, принятие послания, направленного против секуляризации общества, принятие принципиальных документов об отношениях со старообрядчеством и с Русской Православной Церковью Зарубежом.
РПЦ и светская власть при Алексии II Править
В период до избрания Патриархом владыка Алексий (Ридигер), как и все тогдашние иерархи, лояльно участвовал в деятельности официальных советских организаций, в основном миротворческого характера. О противодействии его давлению со стороны правительственных органов и Комитета по делам религий см. выше, в разделах «Священническое служение» и «Епископское служение».
В 1990-х годах получили огласку материалы, якобы обнаруженные в архивах КГБ в Эстонии, говорящие о сотрудничестве будущего Патриарха с этой организацией начиная с 1958 г., ещё в бытность белым священником. Работой на «органы», согласно этим источникам, и была обусловлена его дальнейшая карьера. Активным пропагандистом этой версии был бывший священник РПЦ Г. П. Якунин. Московская Патриархия расценила публикацию как тенденциозную фальшивку. Независимой экспертизы этих документов проведено не было, нет данных и о каком-либо досье на Алексия (Ридигера) в архивах ФСБ в Москве.
После избрания Алексия II Патриархом у него сложились в основном ровные отношения с руководителями страны, в том числе с обоими Президентами России — Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным. Во время августовских событий 1991 г. Патриарх осудил заговорщиков, предпринявших попытку смещения М. С. Горбачёва, отказавшись от поминовения «властей и воинства» и передав слова поддержки Ельцину, который возглавил сопротивление перевороту; кроме того, он призывал воздержаться от применения оружия под угрозой отлучения от Церкви. Во время октябрьских событий 1993 г. Патриарх предложил посредничество обеим противоборствующим сторонам; при его участии начались переговоры в московском Даниловом монастыре, сорванные по вине обеих сторон, вскоре перешедших к вооружённому столкновению, резко осуждённому Патриархом.
Алексий II участвовал в процедуре инаугурации Ельцина в 1996 г. и после его отставки 31 декабря 1999 г. по просьбе Ельцина благословил назначенного им и. о. президента Путина. Однако в процедурах инаугурации Путина 7 мая 2000 и 7 мая 2004 гг. Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашённых гостей наряду с представителями других религиозных конфессий. Патриарх неоднократно встречался с обоими Президентами, обсуждал с ними актуальные проблемы текущего законодательства по вопросам религий, возражая, в частности, против некоторых формулировок закона «О свободе совести и религиозных организациях», законодательства об образовании. Несмотря на иное отношение к этому вопросу светской власти, неразрешённые церковные проблемы не позволили Алексию II дать согласие на визит Папы Римского Иоанна Павла II в Россию.
При Алексии II государственная власть перестала вмешиваться во внутренние дела Церкви, оказывала деятельную, в том числе юридическую и финансовую, помощь Церкви в деле восстановления храмов, возвращения ей отнятой ранее собственности, развития духовного образования, пастырского окормления в государственных ведомствах, в войсках, в местах лишения свободы и т. п. Многие высокопоставленные государственные служащие получили в это время высшие церковные награды. Нередко в церковно-государственных отношениях, помимо положительных сторон, имели и имеют место обратные крайности сравнительно с советским периодом: известное «огосударствление» РПЦ, которое может трактоваться как нарушение принципа светского государства и ущемление прав неправославных граждан РФ. Наряду с этим в 1990—2000-е годы против Церкви и отдельных её иерархов в средствах массовой информации проводился ряд кампаний, основанных как на свидетельствах очевидцев, так и на не совсем проверенных данных.
Разное Править
Алексий II владеет немецким и эстонским языками.
Постоянная резиденция Патриарха находится в Чистом переулке в Москве, летняя резиденция — в Переделкине Московской области. Как монах, Патриарх не имеет личного имущества; вся движимость и недвижимость, которой он пользуется, принадлежит Русской православной церкви. В отечественных и зарубежных источниках неоднократно обсуждалась тема неоднозначного характера отношений православного иерарха, заведующего делами РПЦ и органов государственного контроля (КГБ СССР). В частности, на многочисленных сайтах, в российской и эстонской прессе приводился в пример документ, упоминавший «священника Алексия» в качестве агента с кличкой «Дроздов». Со стороны руководства РПЦ неоднократно следовали опровержения этого обвинения.
Вечная память!
Святейший Патриарх Московский
Смысл служения Церкви – приобщить мир к радости Христова Воскресения.
Господь способен воздвигнуть человека из глубины самой страшной бездны.
Господь может исцелить и вернуть к праведной жизни и целый народ.
Алексий II ,
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси.
Предстоятель Русской православной церкви (1990-2008)
Патриах Московский и Всея Руси (пятнадцатый по счету за десять веков существования православия на Руси), предстоятель Русской православной церки (Московский патриархат). Доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие темы. Член ряда российских и иностранных академий. Награжден высокими государственными и церковными наградами, лауреат международной премии «Голубь мира» — за неустанную миротворческую деятельность. Скончался в декабре 2008 года.
Патриарх Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился в Таллине (Эстония) , 23 февраля 1929 года в семье глубоко верующих людей (его отец, Михаил Александрович Ридигер, всю жизнь мечтал стать священником, но был рукоположен в диаконы только в 1940 году ), . С детства прислуживал в церкви (его духовным отцом и наставником стал протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор), а с 15 лет был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем — и у епископа Исидора .
С мая 1945 по октябрь 1946 года Ридигер был алтарником и ризничим таллинского Александро-Невского собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церкви города Таллина. В 1946 году Ридигер сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет , .
В 1947 году Ридигер был зачислен сразу на третий курс семинарии. Окончил ее в 1949 году (по некоторым данным — с отличием ) и поступил в Ленинградскую духовную академию. Будучи на первом курсе академии, 15 апреля 1950 года был рукоположен в диаконы, а 17 апреля 1950 года — в священники и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. Он совмещал служение приходского священника с заочной учебой. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист» , .
15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (тогда — город Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах (в Тарту он прослужил до 1961 года). 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея .
В марте 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг . Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией , , .
Уже в самом начале архиерейского служения — в 1962 году — епископу Алексию удалось отстоять Пюхтицкий Успенский монастырь, который власти намеревались закрыть и передать под дом отдыха: епископ сумел организовать посещение обители делегациями из Евангелической церкви Германии. Вскоре в германской прессе (газете Neue Zeit) появились восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о его закрытии был снят , .
23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа , а в конце того же года назначен управляющим делами Московской патриархии и стал постоянным членом Священного Синода (по другим данным, управляющим делами Алексий был назначен в 1968 году ) , .
В 1968 году архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита (стал митрополитом Таллинским и Эстонским) , . С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом РПЦ, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот , .
В 1968 году митрополит был включен в состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия, в 1978 году — 60-летия восстановления патриаршества в Русской православной церкви; кроме того, в 1971 году в качестве члена комиссии Священного Синода занимался подготовкой поместного собора Русской православной церкви, а также возглавлял процедурно-организационную группу и секретариат поместного собора. В 1980 году был назначен заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования тысячелетия крещения Руси и председателем организационной группы этой комиссии , .
25 мая 1983 года митрополит Таллинский был назначен председателем комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ в обители и по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской православной церкви. На этой должности он пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) кафедру , .
В 1984 году митрополиту Алексию было присвоено звание доктора богословия. Трехтомный труд «Очерки по истории православия в Эстонии» был представлен им на соискание степени магистра богословия, но ученый совет Ленинградской духовной академии единодушно решил, что, поскольку «диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы» и «в преддверии тысячелетия крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской православной церкви», то автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он ее представил , .
В 1986 году отец Алексий стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, однако управление Таллинской и Эстонской епархией также было поручено ему .
3 мая 1990 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен, и для избрания нового Патриарха был созван внеочередной поместный собор . 7 июня 1990 года собор избрал митрополита Алексия Патриархом Московским и Всея Руси (пятнадцатым по счету за десять веков православия на Руси; при тайном голосовании за Алексия высказались 166 из 317 иерархов церкви ) . 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха , , .
К заслугам Алексия II СМИ относят возвращение церкви к широкому общественному служению. В качестве сопредседателя Патриарх вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Алексия II состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Патриарх председательствовал и на конференции христианского межконфессионального консультативного комитета «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); и на Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000) , .
За годы служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской православной церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом было опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Патриарх Алексий возглавлял арихиерейские соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, председательствовал на заседаниях Священного Синода , .
Ряд подписанных Алексием II совместных документов заложил основы для развития сотрудничества церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Алексия II была создана система духовного руководства священниками военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов .
В период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года Патриарх Московский и всея Руси принял на себя миссию миротворца, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. Патриарх также выступал с миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака .
Большое внимание Патриарх уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской православной церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по его благословению открывались духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации, а в 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры.
Алексий II также уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга .
5 декабря 2008 года Алексий II скончался в своей резиденции в Переделкино .
9 июня 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести — в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов «на благо Церкви и Отечества». 6 декабря 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя вручена премия «Человек года — 2005», учрежденная Русским биографическим институтом. 4 июля 2006 года Патриарху Московскому и всея Руси была вручена высшая награда мусульман Кавказа — орден Шейх-уль-ислам. 8 июня 2006 года Алексий II стал почетным гражданином Карелии — за «вклад в развитие региона и оказание ему поддержки и помощи на международном и федеральном уровне».
Алексий II упоминался в СМИ как доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы, действительный член Российской академии образования, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии. Он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Петра Великого, общественным орденом Минина и Пожарского «Возвеличим Россию» за большой личный вклад в укрепление Российского государства, возрождение духовной силы Отечества; лауреат международной премии «Голубь мира» за неустанную миротворческую деятельность в целях достижения мира и согласия между народами , .
Патриарх являлся председателем патриаршей синодальной библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии» . Благодаря его усилиям с 2003 года на телеканале ТВЦ стала выходить передача «Православная энциклопедия» . Он также возглавлял попечительский совет Российского благотворительного фонда примирения и согласия и попечительский совет Национального военного фонда , .
Использованные материалы :
Статья из т. 1 «Православной Энциклопедия». Москва, 2000 г.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Биография , Фото-архив
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008) — фотогалерея.
Скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Интерфакс, 05.12.2008
78 лет назад родился Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси. — РИА Новости, 23.02.2007
Патриарх Алексий II отмечает свое 78-летие. — Росбалт-Север, 23.02.2007
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Портал-Credo.Ru, 20.11.2006
Биография Святейшего Патриарха Алексия. Юность. Учеба, начало служения. — Патриархия.Ru, 14.09.2005
О перспективах и основных направлениях работы Церковно-научного Центра «Православная Энциклопедия» в 2005-2006 гг. — Патриархия.Ru, 01.06.2005
Биография Святейшего Патриарха Алексия. Детские годы. — Патриархия.Ru, 14.05.2005
Биография Святейшего Патриарха Алексия. Епископское служение. — Патриархия.Ru, 14.05.2005
Биография Святейшего Патриарха Алексия. В сане митрополита. — Патриархия.Ru, 14.05.2005
Патриаршее служение. — Патриархия.Ru, 14.05.2005
Патриарх Московский и всея Руси. — Официальный сайт Московского Паитриархата
Патриарх Алексий II — Биография — ()
Алексий II: «От семинариста до Патриарха всея Руси» ( .flv — 14.74 MB)
Монолог Патриарха( смотреть) — часть 1 , часть 2, часть 3, часть 4.
Святейший Патриарх Алексий II.( ) — Последнее интервью (смотреть).
Тяжесть креста. Патриарх был светлый, солнечный.
Незадолго до своей кончины Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II успел подготовить Рождественское послание -2009г.
РПЦ: Алексий и Кирилл
8 Декабря 2008
- Версия для печати
Завеса над церковными взаимоотношениями внутри РПЦ приподнимается редко — в минуты исторические, при смене лидера. Тогда на короткий момент кажется, что об этом можно говорить. РПЦ — структура еще более закрытая, чем светская российская власть. Поэтому надо ловить момент, чтобы что-нибудь понять в смене белого на черное, в смене фигур и церковных облачений…
Яков Кротов, статья на Грани.ру
Кончина Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) – большой шаг в вечность для одного человека, но маленький шаг для Русской православной церкви Московского патриархата.
Формально владыка Алексий Ридигер стоял у кормила правления Церковью 45 лет. Тогда его и еще нескольких молодых (по церковным меркам) монахов неожиданно расставили на ключевые епископские посты. Расставили досрочно: видимо, Хрущев был недоволен тем, как идет борьба с религией, и поставил тех, кого считал более способными ликвидировать Церковь. «Старики», к этому моменту руководившие Московской патриархией, хотя вяло, но все же сопротивлялись.
Однако активно проявить себя в деле самоликвидации православия епископ Алексий, поставленный на ключевой пост управляющего делами Московской патриархии, не успел. Снятие Хрущева знаменовало не только прекращение гонений на религию, но и начало нового этапа: Московская патриархия была зачислена в кадровый резерв государства как потенциально перспективная замена коммунизму. К середине 1960-х годов смерть коммунистической идеологии как вдохновляющей силы стала очевидной, хотя руководящей она оставалась еще четверть века.
Трагедия жизни владыки Алексия Ридигера в том, что он всегда колебался вместе с линией партии. Приказывали – отлучал отца Глеба Якунина, приказывали – возвращал в Церковь, потом опять приказали – он опять отлучил. «Партия» здесь – прежде всего Лубянка, «орден меченосцев». Именно КГБ с середины 1970-х годов начал активно реализовывать проект «Православие на место коммунизма». Став патриархом в 1990 году, владыка Алексий Ридигер активнейшим образом этот проект довершал. Как и КГБ и Министерство обороны, Московская патриархия при полной поддержке Ельцина собрала силы после кратковременной горбачевской оттепели и перешла в атаку на свободу. Патриарх Алексий II всегда был на шаг впереди Ельцина по дороге к реставрации деспотизма.
Трагедия и в том, что не имело большого значения, патриарх Алексий Ридигер возглавляет Московскую патриархию или другой персонаж. В 1990 году могли избрать и митрополита Филарета (Денисенко), и митрополита Питирима (Нечаева). Итог был бы тот же. Оттенки второстепенны – одни более опытные хозяйственники, другие не всегда уверенно налаживают контакты со светской номенклатурой, за что и платят. Патриарх Алексий II в смысле налаживания контактов был безусловным рекордсменом среди других возглавителей Русской Церкви ХХ века.
Вопрос о преемнике тоже важен в основном для обслуги патриарха. В Московской патриархии в этом смысле порядки как у США: новый лидер кардинально обновляет аппарат, заменяя его своим кланом. Впрочем, можно надеяться, что клан Ридигера уже обеспечил себя и своих детей.
Преемник патриарха будет, разумеется, назначен – при соблюдении формальной процедуры выборов. Вертикаль власти в России одна, она и назначит. Конечно, будет какая-то подковерная борьба перед Назначающим, но решение будет принимать один человек.
Исходя из эстетических соображений, можно было бы ожидать назначения патриархом епископа Иллариона (Алфеева), одного из самых молодых архиереев Московской Патриархии, представляющего ее (и Россию) в Европе. Главное достоинство: рост — он, кажется, даже ниже Дмитрия Медведева. Но возраст, кажется, все-таки слишком ранний, а так – вылитый клон нынешней обоймы: холодный, расчетливо-беспринципный.
Есть небольшая вероятность, что патриархом назначат кого-нибудь из ровесников покойного или чуть моложе – митрополита из Петербурга, Минска, Киева. Почему не утешить кого-нибудь из стариков? Но это в любом случае будет аттракцион, а не патриаршество.
Почти наверное не будет патриархом митрополит Кирилл (Гундяев), которого светская пресса много лет называет преемником. Слишком активный, слишком светский, слишком умный, слишком ненавистный для большинства коллег по архиерейству. Назначить могут, но зачем лишняя головная боль Кремлю?
Наиболее вероятно назначение (о, конечно, под видом избрания! Можно даже вынутие жребия организовать, дело нехитрое) митрополита Климента (Капалина), Арсения (Епифанова)… Имя им легион. Ну, на самом деле, реально речь идет о пяти-шести кандидатах: среднего возраста (50-60), среднего образования, средних амбиций, проявивших себя как люди исполнительные, гибкие, умеющие поддерживать баланс между личными интересами и корпоративными, не высовываться, не умничать, но уметь оправдать и воплотить в жизнь любую гадость. Или любую святость, это уж как начальство прикажет.
Патриарха же Алексия остается помянуть словами «Вечная память!», потому что на земле он будет забыт очень скоро и надежно, как забыты были и его предшественники. Культ личности, свойственный жестким системам, заканчивается сразу после смерти личности, и слава Богу. А в вечности, будем надеяться, усопшего примут лучше, чем он принимал иностранных миссионеров и отечественных инославных и иноверных христиан.
Справка :
Избрание патриарха
Сан патриарха Московского и всея Руси является пожизненным.
В период вакансии Патриаршей кафедры Священный синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный синод… созывают Поместный собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси», — говорится в Уставе РПЦ.
Кандидат в Патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».
Процедура избрания Патриарха Уставом не детализирована; «процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод».
В XX веке святой Тихон был избран жребием из трех предварительно утвержденных на Поместном Соборе кандидатов; в период жесткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на Поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утвержденные ранее Архиерейским собором (причем Поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.
По традиции избранного кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит, священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий Собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.
ТЕНЬ ТЕНИ: МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ ГУНДЯЕВ
Яков Кротов статья с личного сайта
Христианин
В каждой сфере жизни может быть лишь одна знаменитость. Не может быть разом двух великих сопрано — одна сменяет другую, публика, как и Боливар, не выносит двоих, это слишком путает. По этому закону в годы застоя символом Московской Патриархии был очень добрый и очень усатый митрополит Питирим, а не сменявшие друг друга безликие патриархи. В наше время этим символом явно стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Этому способствовало телевидение: утром каждой субботы первый канал даёт ему десять минут для проповеди. Однако, телезвездой становится не всякий, кто появляется на экране телевизора. Патриарх Алексий, хотя и выступает часто, но в памяти не остается: слишком гладко, не за что зацепиться уму и сердцу. Митрополит же Кирилл непохож на «обычного» священника, тем более, епископа: он не заботится о плавной величественности движений, часто резок в суждениях, не скрывает чувства юмора.
Внешне владыка Кирилл — энергичный, напористый, кудреватый — выглядит иногда чуть ли не мальчишкой по сравнению с велеречивыми, медленно двигающимися архимандритами, которые украшают собой почти каждый выпуск новостей. И дело не только в том, что он моложе большинства нынешних православных лидеров (20 ноября 1996 года ему ровно полвека — возраст для митрополита мальчишеский). Прямо наоборот: он намного старше духовно. Большинство тех, кто сегодня торжественно вещает на исковерканном церковнославянском языке «за православие», пять лет назад ходил в секретарях парткомов, работал в Институте научного атеизма, был политруком. Эти люди «косят под православных», потому что не обжились в православии, они переигрывают, потому что еще по-детски играют, а не живут в Церкви. Митрополит Кирилл чувствует себя в христианстве свободнее уже потому, что он в нём — с детства. Его дед был посажен в Соловецкий концлагерь еще в 1922 году за борьбу с обновленцами — церковниками, помогавшими ГПУ разваливать Церковь, и сидел до смерти Сталина, вернулся несломленным, стал священником и на смертном одре дед говорил внуку: «Не имей страха. Помни, что ничего не нужно бояться. Нету такой силы, которой должен бояться человек». Митрополит Кирилл ему вторит: «Я на опыте уже своей, архиерейской жизни убежден, что действительно: нет ничего, чего бы стоило бояться. Бояться нужно только Бога, особенно вступив на путь служения Церкви. Тогда все вторично, а первично призвание и воля Божия, которую ты воспринимаешь своей жизнью». Чтобы понять Кирилла, нужно прежде всего всерьез отнестись к подобным заявлениям: он — христианин, он знает, что такой страх Божий.
Отец будущего митрополита был инженером на ленинградском военном заводе, перед войной отсидел в лагере и стал священником в 1947 году. Глубоко верующая семья, дорого заплатившая за свою позицию — в ней не было иллюзий о положении Церкви в обществе. Учеба в школе совпала с хрущевской травлей Церкви. Когда Володя (имя в крещении, до монашества) учился в седьмом классе, мальчика сделали публичным козлом отпущения: как не стыдно советскому школьнику быть верующим. «Для меня каждое утро было всхождением на маленькую Голгофу, — вспоминал в одной из телепередач митрополит, — я шел в школу, сжав зубы, потому что я знал: я иду во враждебную среду».
Жизнь в двух средах — верующей и атеистической — заставляла мальчика делать то, на что не всякий взрослый способен: критически осмысливать унаследованную от родителей позицию. Через это испытание многие проходят, теряя веру (или неверие). Гундяев веру сохранил и, более того, приобрел вкус к её открытой защите, преодолел нормальную для большинства людей застенчивость, мешающую говорить о самом святом. Приобрел он и умение не только слушать себя, но и вслушиваться в собеседника. Поэтому в середине 70-х годов настоящей сенсацией стали публичные беседы, которые он проводил в Ленинградской духовной академии для интеллигенции. Подобно беседам Дмитрия Дудко и Александра Меня, их записывали на магнитофон, перепечатывали, распространяли. Гундяев не вываливал (и не вываливает) слушателям набор догм, которые можно лишь заучить, не загонял в корсет предписаний и обрядов, а делился искренней верой. Он против фанатизма и натужности, его принцип: «Никакой искусственности, никакого принятия на себя вериг, несение которых к спасению не приведет».
На излете застоя еп. Кирилл договаривался с отцом Александром Менем написать вместе катехизис. Это не случайно: обоих сближало миссионерское отношение к своим убеждениям, умение найти живой образ, рождающееся только из личного опыта. Не всякий свежеиспеченный миссионер решится сравнить благодать с дождём: «Благодать Божия как дождь с неба — на всех, только одни зонтик открывают под этим дождем или заходят в парадное, а другие открывают руки, поднимают голову к небу».
Неклассический диссидент
В детстве Володя Гундяев диссидентвовал, бунтуя против родителей — словами. Дед-священник поддерживал официальную политику Московской Патриархии, символом которой стала «Декларация», выпущенная митрополитом Сергием (Страгородским) в 1927 году, а сутью — стремление любой ценой сохранить официальные структуры Церкви. «Любая цена» — это цена не только собственной свободы (что для верующего тяжело физически, но не морально), но и цена чужой свободы. Юноша доказывал, что подло было публично отрицать самоочевидный факт гонений на верующих в СССР. Родные пытались ему что-то втолковать про реальную жизнь. Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем в академию, но все время оставался на грани разрыва с официальной Церковью.
Из семинаристов тех лет многие в конце концов ушли в «катакомбы» и теперь незаметно существуют в заграничных православных общинах так называемой «карловацкой» церкви; кое-кто стал католиком восточного обряда, кто-то членом маргинальной «свободной» Русской Православной Церкви, служит по гаражам и частным квартирам. От этой судьбы, по словам самого еп. Кирилла, его спасло знакомство с митрополитом Никодимом. «Может быть, если бы не встреча с ним, я был бы одним из классических диссидентов», — вспоминал он. Сам митр. Никодим был диссидентом неклассическим: не желал сливаться в экстазе с властью, отстаивал независимость Церкви, но делал это на особый манер. Когда он только возглавил ленинградские духовные школы, Гундяев вместе с другими студентами счёл его «поставленным от властей» холуём. Никодим, однако, поразил их работоспособностью, сочетанием молитвенного настроя с практическим умом. Постепенно Гундяев полюбил наставника и стал горячим последователем его принципа: «Необходимо иметь определенный диалог с окружающим миром, включая и диалог с властью. В этом диалоге побеждает тот, кто сильнее, кто внутренне, духовно сильнее, кто лучше подготовлен и у кого убеждения крепче».
Большинство служителей Патриархии думали не о диалоге с властью, а о кармане и пенсии. На этом фоне митрополит Никодим и его ученики, быстро прозванные «никодимовцами», воспринимались как исключения, озабоченные не только спасением собственной души, и уж тем более не пьянством или набиванием кармана, а еще и достижением каких-то «идеалов». Благодаря стратегии митр. Никодима Гундяев был сделан епископом в неслыханно юном возрасте — 29 лет. Владыка последовательно продвигал «своих», однако не все «свои» умели ещё и двигаться. Гундяев — умел. Поэтому в 1975 году он был сделан ректором Ленинградской духовной академии. Церковный аналог «еврея при губернаторе», человека, владеющего либеральной терминологией, умеющий ею прикрыть отнюдь не либеральную власть (наподобие Эренбурга при Сталине, Илларионова и Гайдара при Путине).
Тем не менее, некоторое «неклассическое диссидентство» в нём сохранялось. Оно проявлялось и в симпатиях к католичеству, в нежелании признавать всякое инославие поганой ересью (пускай даже симпатизировали «никодимовцы» не духовности католичества, а властности Ватикана). Не желал владыка поддаваться и общему равнодушию к снижению интеллектуального уровня русского православия, его изоляции от достижений богословской науки за рубежом. Он не жалел денег на переводы новейшей западной богословской литературы, заодно эти переводы подкормливали интеллигентов — диссидентов обычных. С его благословения студенты Юрий Кочетков и Серафим Семкин, ставшие затем священниками, организовывали в Ленинграде катехизические кружки. Ничего удивительного, что в 1984 году, точно в день десятилетнего юбилея ректорства еп. Кирилла, он был смещен со своего поста и отправлен в почетную ссылку — Смоленск. В числе немногих, поддержавших опального епископа, оказался отец Александр Мень, приславший ему письмо.
Опала закончилась с перестройкой, когда церковному руководству понадобились не просто представительные епископы, но деятельные и в то же время лояльные лидеры. Благодаря пригляду КГБ, лояльных церковных кадров было значительно больше, чем деятельных. Митр. Кирилл был поставлен руководить Отделом внешних церковных сношений и постепенно приобрел славу «второго человека в Патриархии». При этом он всегда умеет не заслонить «первого человека», сохранив всё же и собственное лицо. Справа и слева его продолжают считать диссидентом, жидомасоном. Много лет упорную борьбу с митр. Кириллом и другими «никодимовцами» как тайными католиками ведёт диакон Андрей Кураев, обратившийся к Богу как раз незадолго до административного взлета епископа. В августе 1991 года митр. Кирилла обвинили в сочувствии путчистам (хотя как раз он, в отличие от некоторых коллег по Синоду, сохранил строгий нейтралитет). В октябре 1993 года в нем видели сторонника расстрела здания парламента в 1993 г. — именно митр. Кирилл организовал «тишайшие переговоры» боровшихся сторон в своём отделе. Переговоры в конечном счете помогли Ельцину, тем не менее, некий зазор между митрополитом Кириллом и любым составом власти ощутим. Он ведет себя так, что его противники, а не он, выглядят хулиганствующими диссидентами. Однако, на освободившуюся после смерти известного митр. Иоанна Петербургскую кафедру, вторую по значимости в Русской Церкви, назначили совсем другое лицо.
Владыка
Диссидентов всякого рода и даже христиан в Церкви много и без митр. Кирилла. Поистине уникальной личностью его делает соединение с этими двумя способностями третьей: он подлинно «владыка». Это древнее обращение к светским царям и князьям по сей день прилагается к архипастырям Церкви. Это даёт себя знать и в телебеседах: голос митрополита богат на резкие ноты, вполне уместные в приказах и распоряжениях, но менее — в проповедях. Умение поставить себя, держать в железных рукавицах подчинённых — а среди них и епископы, и архимандриты, и священники, умение соблюсти приличия в обращениях с низшими, равными и высшими, не превращая христианство в юродство, — всё это незаменимо для администратора и лидера в России. Одновременно митр. Кирилл умеет быть и демократически обаятельным—но только с иностранцами, отечественной номенклатурой и журналистами.
Без сшибок сосуществование ипостасей не обходится. В качестве владыки митрополит Кирилл резко отзывается о диссидентах; он противопоставляет тех «кто кричал на весь мир, что он сопротивляется» тем, кто «сопротивлялся в тихой глубине души» — то есть, себе, любимому. Добился перевода в Москву отца Георгия Кочеткова, но более не поддерживает отношений с этим, чересчур самостоятельным и по-архиерейски властным. Признавая католиков христианами, владыка следит за тем, чтобы в его епархиальном городе Смоленске не возвращали костела католикам и отказывали в регистрации поляку-ксендзу. Корректные западные люди не скрывают разочарования в обаятельном собеседнике по экуменическим вопросам, однако понимают, что на его месте могут оказаться и более жесткие персонажи.
Ярче всего «сшибка» разных ипостасей видна в отношении владыки к религиозному образованию в государственных школах. В 1989 году он дерзко (тогда это было почти диссидентством) обрушился на систему антирелигиозной пропаганды: «Понятно, когда секулярное демократическое государство не оказывает материальной и организационной поддержки Церкви. Но правомерно ли преподавать атеизм в общесоюзном масштабе за счёт государства. Ведь в производстве национального дохода участвуют как неверующие, так и верующие, и налоги платят все граждане, вне зависимости от отношения к религии». Сейчас он активно защищает идею преподавания православия за счёт верующих и неверующих налогоплательщиков, презрительно отвергая «так называемый плюрализм, идею равенства, идею свободы»: «Идея, которая предполагает духовное и нравственное воспитание человека со школьной скамьи, с детских лет, требует, конечно, реализации через законодательство и через открытие равных возможностей и для Церкви участвовать в процессе образования и воспитания в средних учебных заведениях». В обоих случаях он говорит от чистого сердца, не лукавя, защищая по мере возможности интересы Церкви. На месте атеистической системы образовалось пустое место и упрекать Церковь за стремление занять его так же наивно, как и пускать её на это место.
Ипостась лидера даёт больше всего материала для критики митрополита Кирилла: то он обнимается с крайне правыми политиками, то подписывает заявление против «хорватской агрессии», хотя не подписывал ничего, когда происходила агрессия сербская. После его выступлений на Втором Всемирном русском соборе газета «Русская мысль» (Париж) заявила, что «правее Кирилла только стенка». Действительно, попахивает чем-то сталинским в словах: «На нашу почву были привиты уродливые чуждые идеи Деформация национального самосознания подмена его иным самосознанием, которое условно можно назвать космополитическим». На том же соборе Кирилл заявил, что Русской Церкви не нужны никакие привилегии. Это точно: он требует не привилегий, а денег и ущемления прав других религий.
В 1995 г. владыка уведомил Международную ассоциацию религиозной свободы о выходе из неё Московской Патриархии. Ни один западный церковный лидер, от Папы Римского до Билли Грэма, не решился бы сегодня, после Второй мировой войны, сказать, как сказал Кирилл военному летчику, которого совесть замучала за бомбометание в Афганистане: «Военный несёт ответственность только за выполнение приказа. В силу присяги, клятвы, которую он дает, он освобожден от всех нравственных вопросов. И церковь должна ему помочь в этом». Однако, ипостась лидера менее всего характеризует лично Гундяева; лидеры иудеев, протестантов и католиков России точно так же, как и он, недовольны «разгулом» религиозной свободы, точно так же поддерживают власть, насколько власть требует от них поддержки. Как и они, митрополит Кирилл никогда не забегает слишком вперёд со своими требованиями к власти.
Активность владыки навлекает на него дружную неприязнь людей самых противоположных убеждений. На экуменической встрече в октябре 1996 года в Минске Кирилл ухитрился вставить в проект резолюции слова о том, что участники протестуют против расширения НАТО на Восток — и потом краснел, как рак, оправдываясь перед лидерами католиков и протестантов. Черносотенцы же попытались сделать именно Кирилла козлом отпущения в скандале с табаком, которым беспошлинно торговала Патриархия. Патриарх не дал владыку в обиду, ведь, в сущности, все нападки на Кирилла есть лишь проекция недовольства Патриархом, его «экуменическими грешками».
По церковным меркам, митрополит Кирилл всё еще молод. С точки зрения светской, он должен мечтать о посте патриарха. Может быть, такие мечтания и посещают владыку, как посещают они, видимо, любого епископа. Правда, Кирилл умен и понимает, что он — всего лишь «еврей при губернаторе», он и стыдится этой роли (в отличие от многих наверху, кто никогда и не умел стыдиться или потерял это свойство), он прекрасно понимает, что никогда его не пустят на самый верх. Но бесконечно важнее то, что на его поведении все эти мечтания не отражаются: он не пытается придать своему лицу общее выражение, не отрекается от идеалов (хотя и не защищает их) и продолжает — хотя это нимало не прибавляет ему ни политического веса, ни уважения в глазах общества — проповедовать веру в Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего, для кого-то соблазн и безумие, а для него — Господа и Спасителя.
*
Митр. Кирилл Гундяев (Труд, 15.6.2002): «Где епископ, там и народ» — вот откуда растет Иларион Алфеев. Это владыка так объясняет, почему «в епархиальный совет входят только священники и архиерей». Слова «где епископ, там и народ» — цитата из Игнатия Богоносца. Но, между прочим, они-то как раз означают, что если в епархиальном совете епископ, то в епархиальном совете должен быть и народ. А то приглашают за епископом — но только до порога, а внутрь — ни-ни. Холопы должны стоять снаружи.
И введение Закона Божьего в школе Гундяев объяснил: «И солдаты, и школьники — граждане России, которые согласно Конституции имеют право на религиозный выбор. Человек, служащий в армии или учащийся в школе, не должен быть огражден стенами учреждения от общего принципа свободы совести». Если, добавим, они правильно распоряжаются своей свободой — а «правильно» означает «выбирая православие».
*
Митр. Кирилл Гундяев (Труд, 20.11.2001): «Мир, если он хочет выжить, должен быть устроен таким образом, чтобы каждая из существующих цивилизационных моделей: и последовательное христианство, и исламская культура, и западный либерализм, и иные традиции, — обрели в нем свое законное и уважаемое место». За рубежом у МП в 38 странах 220 учреждений. «Я очень благодарен российскому МИДу за то, что он … выступает против монополярного мира … равно неприемлемым для него является и такой сценарий глобализации, который способен обернуться концентрацией всей полноты экономической власти над миром в руках небольшой группы людей, находящихся вне общественного и политического контроля».
Знаете, чем патриарх Кирилл отличается от патриарха Алексия Второго?
Алексий испытывал не то что стыд, а некоторое внутреннее чувство дискомфорта от декларации митрополита Сергия 1927 года и последующего политического сервилизма патриархийных деятелей.
Он, конечно, не мог называть Сергия предателем или еретиком. Но и считать Сергия «богомудрым святителем» и образцом церковного лидера Алексий тоже не хотел. Позиция Алексия: прошло, забудьте. Мы уже другие.
А вот патриарх Кирилл искренне и убежденно не только повторяет, но и преумножает дифирамбы Сергию. Это уже не защита страшного и в целом бесполезного выбора слабого человека от моралистических обличений, глаголемых уже из зоны безопасности. Это создание иконы, священного прецедента, нормы. Так, мол, и надо служить даже безбожным властям. Никакого нравственного дистанциирования от них. Их радости завсегда наши.
Я и сам когда-то обращал внимание на то, что речь в Декларации идет вроде бы о радостях Родины, а не правящей партии большевиков.
Увы, в следующей фразе Декларации идет уточнение: «Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас».
Варшавское убийство — это убийство Пинхуса Лазаревича Вайнера (псевдоним — Пётр Ла́заревич Во́йков), убийцы Царской Семьи. «Глагол «расстрелять» был его любимым словом. Он пускал его в ход кстати и некстати, по любому поводу. О периоде военного коммунизма он вспоминал всегда с глубоким вздохом, говоря о нём как об эпохе, «дававшей простор энергии, решительности, инициативе»».
Неужто утрата такого ценного кадра это горе для Церкви?
А «успехи коллективизации», расказачивания и раскулачивания — это именно успехи, или те самые «общественные бедствия»?
Но Сергий и его преемники честно сдержали свое слово: впредь все свои «нравственные» оценки текущих событий они брали со страниц газеты «Правда», радуясь и скорбя вместе, по приказу и ублажения ради своих гонителей (точнее, не своих, а тех, кто реально был в узах, а не в конфискованных и переданных в управление посольских особняках).
Нет, я не буду упрекать Сергия именно за это. Никакого «сергианства» нет и не было. Это был обычный и уже многовековой сервилизм православных епископов, очень выпукло себя явивший в Османской империи.
«Сергианство, т. е. сознательное попрание идеала Святой Церкви ради сохранения внешнего декорума и личного благополучия» (определение священномученика еп. Дамаскина Цедрика; 1934 год).
«Отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более чем нарушение отдельных канонов» (9прот. Валентин Свенцицкий; 1928 год).
Это все так. Но — что же тут нового? Всё украдено до нас…
(об этом тут http://diak-kuraev.livejournal.com/514856.html)
В конце концов, не Сергий, а какой-нибудь Ярушевич сказал бы требуемые слова и был вознесен на патриарший трон. Это вопрос не личного выбора и подвига, а вопрос следования старой генетической мутации. Личный выбор не у тех, кто следует по ее программе, а у тех, кто вдруг решился ей воспротивиться. Так что про «подвиг митрополита Сергия» я никак не могу говорить. Но и новинки, модернизма тут нет. Он не демон и он не сделал церковь хуже. Но просто по той причине, что хуже и так уже было некуда. Бросание какашками «ваши иерархи приветствовали Сталина» — «Зато ваши аплодировали Гитлеру» выдает лишь братство обвинителей. У них общая генетика.
Если человек не герой это еще не значит, что он полное дерьмо… Он просто человек, которого испортил квартирный вопрос и которому еще в семинарии твердили, что послушание властям выше всего на свете.
Но и возводить таких аккомоданцев в нравственные авторитеты и маяки тоже не стоит. И тем более стоит отвергать такие претензии на моральное лидерство и нечеловеческую мудрость, исходящие от их эпигонов.
Ни о каком подвиге, величии, мудрости и святости Сергия нельзя говорить, не разобравшись в двух вопросах:
1. Было ли его участие в какой бы то ни было форме в советских репрессиях его церковных критиков?
2. Есть ли каноническое и нравственное оправдание его собственным многочисленным прещениям, наложенным им на других епископов?
В 1929 г. Тучков похвалялся: «Митрополит Сергий по-прежнему всецело находится под нашим влиянием и выполняет все наши указания. Сергиевским синодом выпущен циркуляр епархиальным архиереям с возложением на них ответственности за политическую благонадежность служителей культа и с предписанием репрессирования по церковной линии за ас деятельность. Сам Сергий также приступил к этому репрессированию, увольняя виновных попов» (Цит. по: Сафонов Д. В. «Завещательное послание» Патриарха Тихона и «Декларация» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия // http://www.pravoslavie.
ru/archiv/patrtikhon-zaveschanie3.htm).
Упомянутый Тучковым циркуляр митрополита Сергия от 2 апреля 1929 г. гласил: «К духовным лицам, не желающим или неспособным скоро усвоить себе правильное отношение к существующему государственному и общественному порядку, необходимо применять те или иные меры церковного воздействия».
В декабре 1927 г. Тучков просил помощника передать ленинградским чекистам: «Сообщите, что мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиц епископов, а Ерушевич (имеется в виду управлявший в тот момент Ленинградской епархией епископ Петергофский Николай Ярушевич) после этого пусть запретит некоторых попов».
В полном соответствии с этими словами Тучкова Синод митрополита Сергия спустя две недели постановил: «1) Преосвященных Гдовского Димитрия и Копорского Сергия запретить в священнослужении. 2) Предоставить Преосвященному Петергофскому на прот Василия Верюжского, Никифора Стрельникова и др. клириков, порвавших молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием наложить запрещение в священнослужении впредь до их раскаяния».
(
Бывший управляющий делами Синода митрополита Сергия архиепископ Питирим
(Крылов) показал на допросе в 1937 г., что «митрополит Сергий Страгородский
сам давал установки архиереям не только не отказываться от секретного сотрудничества с НКВД, но даже искать этого сотрудничества» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-49429. Л. 151–152).
То же самое через 30 лет своим верным ученикам советовал митрополит Ленинградский Никодим Ротов…
«Лавировали» все иерархи, современные Сергию. И Тихон, и Петр, и Иосиф. Никто из них не сказал большевикам в лицо правду про них. Никто не призывал к «крестовым походам». Но есть разные степени допустимых компромиссов. Снимать епископов по воле атеистов и налагать церковные прещения по политическим мотивам — это выбор именно Сергия. И тут большой вопрос: точно ли именно ему удалось найти ту грань, на которой давление ослабло и церковная структура со скрипом, но сохранилась? Может, такие же результаты к 1941 году были бы и в случае, если церковь устояла на «соловецкой линии»?
Стоило ли вообще так яростно сражаться за сохранение «единства церкви» вокруг себя? Может, диссипация церковных структур, их объединение вокруг пастырей, а не вокруг епархиальных управлений помогло бы людям больше?
«Раньше мы страдали и терпели молча, зная, что мы страдаем за Истину. Своей декларацией и основанной на ней церковной политикой Вы силитесь ввести нас в такую область, в которой мы уже лишаемся этой надежды, ибо отводите нас от служения Истине, а лжи Бог не помогает», — писал митрополиту Сергию архиепископ Серафим.
Патриарх Кирилл считает иначе. Вся Церковь должна в этом вопросе проявить ему послушание и согласиться с этим?
«Ради того, чтобы спасти Церковь, Блаженнейший митрополит Сергий пошел на то, чтобы…» — это экклезиология нашего нынешнего Патриарха. (http://www.patriarchia.ru/db/text/4982452.html).
Так можно говорить, когда речь идет о спасении библиотечной коллекции или музея. Тут понятно — где угрожаемый пассив, а где — благородно-активная роль спасателя. Но при ином атмосферном давлении вроде у нас принято говорить, что Церковь возглавляется Спасителем и что это она спасает нас (нас — в том числе патриархов), а не мы ее…
«Жизненный подвигу Святейшего Сергия привел к тому, что появилось новое поколение епископата, духовенства, способное защищать Церковь и укреплять веру Христову. Ничего бы этого не было, не было бы служителей моего и следующего поколений, если бы Патриарх Сергий, поступившись своим авторитетом, не сделал того, что сделал, остановив руку гонителей».
Да не он остановил эту руку. Ее остановила Война. Все время между Декларацией и Войной заполнено прогрессирующим удушением церковной жизни.
(много материала тут:
А вот и канонизация Сергия патриархом Кириллом:
Он призвал духовенство: «Помните, братия, что по молитвам Святейшего Сергия…»
https://www.youtube.com/watch?v=ZMpu2MjlFMU 2 часа 31 мин 20 сек)
«Верим, что Святейший Сергий и ныне молится Господу о своем земном Отечестве, о Церкви. Его молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».
Если земля русская хранится молитвами иже во святых Сергия Страгородского — что-то за нее становится тревожно. Но если патриарх всерьез предложит эту канонизацию — то никто на архиерейском соборе и не вякнет против…
Святитель Всероссийский Сергий Страгородский… А кто его возвел на эту общецерковную свещницу? Богодарованный вождь Иосиф Грозный, его же десница бе в руце Господней. И его тоже пора во святые. Трепещите, либералы!
В эту сторону идем, или я неправ, и яростная апология Сергия нынешним Патриархом это просто психологический поиск самооправданий? Прикрытие себя традицией? Может, это защита не только от внешней критики, но и от внутренней? И это до некоторой степени покаянное движение совести, точнее — реакция на нее, но, значит, и свидетельство о ее настойчивом и живом стуке?
На эти вопросы у меня ответов уже быть не может.
***
Была ли альтернатива? Я не Гриффин («Люди в черном — 3»; он живет и видит в пяти измерениях, и потому его взору предстают сразу несколько вероятных сценариев развития событий).
Понятно, что если не Сергий, так чекисты нашли бы другого архиерея с гнильцой и легализовали только его. Это тема Бургомистра из «Дракона» Шварца. Это схема самооправдания очень многих коллаборационистов: «если не я, то будет кто-то хуже».
С другой стороны, а Христова ли такая Церковь (???), в которой ее князья так массово готовы выдавать на казнь даже друг друга? И если воздержится один — так прибежит десяток других… «никодимов». И причем это все были епископы еще царской чеканки.
Стоит ли сохранять такую общину с такими принципами карьерного возвышения? Может быть, надо было дать Богу сокрушить эту систему?
«Сохраненное колоссальной ценой — допущением безбожников в кадровую политику церкви — единое церковное управление только облегчило атеистическим властям выполнение их задачи, так как последние имели дело со строго централизованной системой. Практика показала, что единое церковное управление в советском тоталитарном обществе конца 1920-1930-з гг. более устраивало официальные власти, чем помогало церковным иерархам противостоять их натиску» (Фирсов С. Л. Время в судьбе. О генезисе «сергианства» Спб., 2005, . с. 255).
До некоторой степени альтернативой могла бы стать позиция соловецких (уже арестованных) епископов:
«Было бы неправдой, не отвечающей достоинству Церкви и притом бесцельной и ни для кого не убедительной, если бы они стали утверждать, что между Православной Церковью и государственной властью Советских республик нет никаких расхождений. Но это расхождение состоит не в том, в чём желает его видеть политическая подозрительность и в чём его указывает клевета врагов Церкви. Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, т.к. всегда признавала это правом государства, за действия которого не ответственна. Церковь не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительства всех стран, в границах которых имеет своих членов… Это расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею правительства Советских республик» (1926).
… Просто теряешь дар речи, слыша такой пассаж нынешнего Патриарха: «ради того, чтобы уберечь само апостольское преемство, чтобы можно было хоть в тюрьмах, лагерях тайно рукополагать священников и постригать монахов, — ради всего этого Блаженнейший митрополит Сергий пошел на то…». Для того, чтобы тайно в лагерях рукополагать священников, точно не нужно то, на что шел Сергий. Это делали как раз исповедники, с ним несогласные и оказавшиеся в тюрьмах не без его согласия.
Но урок достаточно ясен: монархически устроенная церковь при следующем натиске точно так же прогнется под какие угодно условия властей, в том числе идеологические. У них будет перед глазами «великая мудрость святейшего Сергия».
Та что же значит диссипативная модель выживания? — В форс-мажорных условиях надо бы просто останавливать действия любимых канонических правил наших владык: забыть про все «канонические границы» и дать право любому пастырю совершать служение в любой точке, где к нему обратились и где он оказался — без всякой внутрицерковной «регистрации». Забыть про все административно-финансовые полномочия епископа, оставив за ним одно: право рукоположения, причем и вне пределов своей епархии. Просто довериться обещанию Главы Церкви: где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я есть.
Когда налетает коршун, стая птиц разлетается, но после его атаки собирается снова вместе. Бог так заложил в птиц. Неужели мы для Него менее дороги, и Он не найдет способа собрать своих после окончания гонений?