Содержание
А в церкви Бога нет давно…
А в церкви Бога нет давно,
Христос изгнал не всех торговцев.
Иконы, свечи и вино,
Ведь -это бизнес…Бизнес, просто!
Шипят бабульки:»Тише там,
Мы в храм пришли просить прощенье!»
Грешат весь день, а по утрам,
В молитве ищут утешение.
И тычут женщину локтем,
Надень платок, молись с порога.
Не то гореть тебе огнем…
Скажите, нужно это Богу?
За здравие, за упокой,
Плати монету, будь любезен.
Коль толще свечка — ты герой!
А коль ты беден- бесполезен.
Крутая тачка — Освятим!
Любой каприз, за ваши деньги.
Помажем миром, исцелим,
Повысим перед Богом рэйтинг.
Иди домой и дальше лги,
Кури, гуляй, кидайся словом.
За «бабки» смоют все грехи,
За деньги там на все готовы!
Немой ответ, глухой вопрос…
Вы обещаете свободу.
Но разве это нес Христос?
И разве это нужно Богу?
Нужны ли Богу — образа,
Кагор, посты, кресты и свечи?
Обряды, песни и слеза,
Нужны ли Богу ваши речи?
Нужны ли папы и паства,
Священники и патриархи?
Кидая лживые слова,
Живут покруче олигархов.
Нужно ли Богу это всё?
Иконы, ладан, подношенья?
Нужны ль рубли что в храм несем?
Колокола и омовенья?
Кто право дал вам суд вершить?
Канонизировать в святые?
Иисус когда-то мог лечить.
А вы твердите:»Бабки злые».
Мол грех ходить по ведьмакам,
Они то точно не от Бога.
Несите деньги лучше в храм,
И будет вам лишь в рай дорога.
Тогда ответьте на вопрос,
И не кидайте в небо тапок.
Кто до святых у вас дорос?
Матрона, тоже ведь из бабок.
Да есть бабульки и сейчас,
Что лечат просто, без устава.
Кто может влезть в иконостас?
И почему не «баба Клава»?
Куда не ткни — повсюду грех,
«ЭКО», мол дети не от Бога…
Вам наплевать на судьбы тех,
Кто оббивает все пороги.
Кто вам сказал, что так нельзя?
Такое в библии не пишут.
Нет слов тех в книги бытия,
Об этом Бог лишь только слышит.
И если воля не Его,
То не родятся эти дети.
«ЭКО» хоть это, не «ЭКО»,
Бог дал дитя, а мать в ответе.
А в церкви Бога нет давно,
Христос изгнал не всех торговцев.
Иконы, свечи и вино,
Ведь -это бизнес…Бизнес, просто!
И сколько жертвой не мани,
Господь не даст добро и силы.
Хоть миллион в храм протяни,
Ему нужна лишь искра веры.
Он тихо селится в душе,
Живет в друзьях, в семье, в работе.
Бывает в снах, наедине,
В стихах, в рисунках, в каждой ноте.
Живет он там, где есть любовь,
Он дарит солнце и морозы.
Дает он хлеб нам и морковь.
А утром тушит с неба звезды.
В деревьях, в море и в лугах,
Живет везде он и повсюду.
В домах, на солнце, в облаках,
Он предан тем, кто верит в чудо!
Кто чтит родителей и кров,
Не забывает об усопших.
Кто видит счастье между строф,
Он любит всех — больших и тощих.
И нет в нем разницы, для тех,
Кто купит в храме толще свечку.
Решать ему — простить ли грех,
И в этом он не даст осечку.
Пусть Бог живет у всех в душе.
Ведь в храме нет нужды креститься.
Да хоть в лесу, хоть в шалаше,
Как просит сердце — так молиться!
Религия без веры в бога
» | Верую в Бога нет! | » |
— Монахи-пустоверы (Перстень без камня) |
()
Он атеист
Вот у нас монахи в рясах, грандиозные храмы, красивые обряды с песнопениями. Вот книги со священным писанием, догмы, как себя вести, строгие посты. Вот подробная мифология о загробном мире… Эй, у какого же бога такая крутая религия? А ни у какого. Религия есть, а бога нет.
Случай, когда есть религия почти со всеми атрибутами, кроме поклонения божеству. В мягком варианте существование богов/Бога не отрицают, а просто ему не поклоняются. Педаль в пол, если церковь есть, а веры в бога принципиально нет. Противотроп — Атеист-диссидент: верит и знает, что боги есть, но сознательно отрицает поклонение им.
Примеры
Вымышленные
Комплексные франшизы
- Джедаи. И ситы. Есть только Сила, которая изначально не добрая и не злая. Просто стихия, которую можно использовать как огонь — и для благих целей, и для сотворения величайшего зла. Впрочем, ближе всего к тропу подходят различные темные секты, видящие в Силе высшую сущность, а не мировое энергетическое поле.
Литература
Русскоязычная
- А. Солженицын, «В круге первом» — прожект одного из заключённых, убеждённого коммуниста Льва Рубина, о гражданских храмах с нерелигиозными священниками.
- Анна Китаева, «Перстень без камня» — монахи-пустоверы, названные по изречению «Свято Место — пусто!». Способны своим неверием побеждать грозных магических тварей, потому что Враг силён твоим страхом.
- Коммунистическая религия в «Москва 2042».
- «Мир-ловушка» Антона Орлова — Орден Афариев: религиозный орден, этические нормы и правила которого не завязаны на поклонение кому-либо из богов. Однако в сеттинге романа боги объективно существуют и взаимодействуют с людьми. С ними даже можно судиться!
- «Тайный город» — жители Тайного города не отрицают существования местного бога Спящего, но и не видят смысла ему поклоняться — он же спит!
- Метавселенная Рудазова — с прикрученным фитильком машинерие парифатских гремлинов. «Бога нет» в их понимании значит «ещё нет». А приближать его рождение, создавая всё более и более совершенные механизмы — долг каждого правоверного машинера.
На других языках
- Роман Желязны «Создания света, создания тьмы». Проповедник и боец Мадрак — последовательный агностик; например, отпущение грехов в его исполнении начинается так: «Насколько я могу быть услышан кем-либо или чем-либо, могущим прислушаться или не прислушаться к тому, что будет сказано мною, я прошу, если прощение значит хоть что-то, чтобы был ты прощен за всё, что совершил ты или не совершил и что требует прощения». Ещё любопытнее он молится: «Отче наш или не отче наш, иже еси, возможно, на небесех, да святится имя твое, если есть у тебя имя и желаешь ты, чтоб оно святилось…» Впоследствии Мадрак помогает уничтожить нечто, похоже, являющееся настоящим божеством; осознание этого повергает Мадрака в глубокий кризис.
- Похожее предисловие-«молитва» у Кристофера Мура в романе «Агнец: Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа».
- Также Желязны, «Остров мёртвых» и «Умереть в Итальбаре» — религия пейанцев. Чтобы уметь создавать и менять планеты, необходимо заключить соглашение с одним из пейанских богов. Фактически, после этого становишься то ли священником, то ли смертным чемпионом соответствующего бога. (В «Умереть в Итальбаре» описывается, как можно накосячить, заключив такое соглашение без должных ритуалов и ограничений.) Только вот главный герой, человек Фрэнк Сандау, до самого конца не уверен, настоящие ли это боги или что-то вроде аутотренинга для псиоников. Что совершенно не мешает ему создавать планеты.
- Так и в «Острове мёртвых» антагонист заключил союз с Белионом подпольно…
- Бене Гессерит. Занимались, однако, поддержкой религиозности и суеверий среди простого люда, доигрались до явления миру Муад’Диба.
- Одно с другим напрямую не связано. Missionaria protectiva — верования и предрассудки, распространяемые среди обывателей, так что любой посвящённый знает, как объявить себя пророком в рамках этой системы суеверий. Квизац Хадерах — «сокращающий путь» — один из генетических проектов Бене Гессерит, направленный на выведение «Бене Гессерит мужского пола». После того, как эксперимент увенчался удачей, усилия направлялись на то, чтобы среди потомства Муад’Диба НЕ появился новый Квизац Хадерах.
- Хроники Края это тема неплохо раскрывают. В данной вселенной такого понятия, как всемогущее сверхъестественное существо создатель, нет. Жители Края поклоняются небу и природным явлениям. И все же, без инквизиторов и храмовников не обошлось. В первую эпоху Воздухоплавания ученые воздушного города настолько истово поклонялись Небу, что тех, кто пытался изучать землю, объявляли еретиками и подвергали беспощадным репрессиям. После начала болезни, уничтожившей воздушную торговлю, ситуация только усугубилась. Небесные ученые верили, что болезнь исцелит удар молнии в главный камень, а земные, что лекарство нужно искать в лесу. В результате чего, последние были объявлены вне закона по всему Краю и изгнаны в канализацию. И, что характерно, и те, и те оказались неправы.
- Лоис Макмастер Буджолд, Сага о Форкосиганах — религиозные воззрения барраярцев. Бога они периодически поминают, но ритуалов поклонения ему читатель не видит — вместо них на могилах совершаются возжигания в честь духов предков, а для венчания нужны свидетели, рассыпанное по полу зерно и клятва новобрачных.
- Echopraxy — монахи-двухпалатники, представляют собой именно рафинированный (избавленный от человеческого) транс-человеческий роевой разум, и они не считают это «бездуховностью», а напротив, такой транс является основой их Веры. И да, это космопанк со всеми вытекающими включая как транс- так и пост-человеков.
- «Во тьме Эдема» — потомки экипажа разбившегося космического корабля верят, что прилетевший с Земли корабль заберёт себе не всех, а только тех кто «вёл себя хорошо». Также они отказались от освоения новых земель, потому что боятся что прилетевшие могут их не найти. А предметы с Земли стали священными реликвиями показываемыми народу по большим праздникам. Иногда одна из реликвий от ветхости ломается, и тогда делают её замену из подручных палок. Камни, из которых выложили сигнал для корабля, объявлены священными.
- Цикл «The Interdependency» — Церковь Взаимозависимости намеренно умалчивает о существовании всемогущего существа. Вместо этого делается упор на то, как людям следует жить. Да и вообще, вся эта религия — фикция, созданная чтобы поддерживать саму империю.
- Ранобе «Lazy Dungeon Master» — религия футонизма, придуманная Кимой. Бога в ней нет, главным злом считаются комары и те, кто мешает людям спокойно спать, а в качестве молитвы достаточно просто лечь и вздремнуть. Народу нравится, тем более что футонизм вполне можно исповедовать параллельно с любой другой религией — главное, спать покрепче да другим не мешать.
Веб-комиксы
- Girl Genius — Орден Корбелитов из Крепости Святого Шпакия — Железнодорожная церковь. Впрочем, упоминается, что они поддерживают одного из кандидатов на парский престол, так что вполне возможно являются католическими монахами.
- Ctrl+Alt+Del — Гейминг же! И целая неделя Зимаства — как религиозный праздник.
Видеоигры
- Братство Нод в тибериевой серии C&C. Кейн у них мессия, пророк — но не бог. Разве что в самой первой игре некто Сет бога поминает, но стоит ли ему верить?! Кейн — не бог, а древнее инопланетное существо, которое практически невозможно убить.
- У турианцев из серии игр Mass Effect присутствует вера в многочисленных духов — места, времени, эмоций и тд. Эти духи сильны, но не всемогущественны. До веры в богов (или Единого Бога) рациональная турианская цивилизация свою религиозную концепцию не развила, предпочитая вместо этого вкладывать усилия в науку и военное дело. В результате, на момент событий игры, эти птицеящеры занимают прочное второе место в Галактике по уровню экономо-технического развития (и первое — по размеру боевого флота в пространстве Цитадели.)… при этом их религия так и осталась на уровне земного примитивно-общинного анимизма.
- Dragon Age. Религия Кун, строго говоря, не религия вовсе (ибо не требует от своих последователей безоговорочной веры в некое абстрактное высшее существо), а философское учение о наиболее рациональном устройстве общества. Кунари не верят в богов (или Единого Бога) и рассматривают как высший императив благо всего общества. Благо отдельной личности, в этом случае, как правило, не учитывается.
- Вдобавок, Кун не поощряет личные стремления и выделяется презрением к любой религии — на языке Кунари «бог» и «надежда» имеют один корень со словом «ложь». Ничего не напоминает?
- Гномы в DA не верят в создателей, а чтят предков, которые внесли значимый вклад в развитие и улучшение гномьего сообщества. Совершенным могут назвать гнома за изобретения или за храбрость. Однако это звание может быть даровано гному и за различные изыскания и открытия. Совершенные выбираются Советом Хранителей. Когда Совершенный избран, в его честь основывают Дом, носящий его имя, а также его или её имя записывают в Хроники. Слово Совершенного имеет такой же вес, как и слово короля. Хотя они не являются политической силой, к их словам прислушиваются, ведь они внушают уважение всем гномам.
- Когда-то очень давно у них был культ титанов, но это было до войн с Эванурисами и Порождений тьмы…
- Мор (Утопия) — большинство из горожан по своему мировоззрению примыкают к одной из трёх групп: Утописты, Термитцы, Смиренники. Утописты — романтики-мечтатели, стремящиеся познавать и сотворять новое и не шибко держащиеся за старое. Термитцы — напротив, уважают и чтят местные традиции и стараются жить с ними в согласии. Ну а Смиренники… название говорит само за себя, это люди, которые считают нужным не бороться с мором, а смириться со скорой кончиной и молить о прощении. Хотя это всё больше напоминает разные течения философии, последнее, судя по поведению «духовных лидеров», можно назвать если не религией, то сектой уж точно.
- Идущие из Sins of Solar Empire. Налицо секта, но кому поклоняются? Всё во имя «Единства». Демократы…
- Вселенная X — гонеры. Когда общество колонистов-аргонцев решило отказаться от памяти об исторической родине, всё равно остались диссиденты, позже оформившиеся в движение, занимавшееся поиском и сохранением доказательств существования Земли. Но с течением времени движение гонеров превратилось в настоящую секту: в их системе верований Земля — потерянный рай, спасший человечество от машин-терраформеров герой, Натан Р. Ганн — пророк, подшивка исторических документов стала священным писанием, появились храм и жрецы. При том, что некоторые из гонеров верят в Создателя (и, по некоторым признакам, читали Библию), вера в Бога или богов не является частью их культа.
- Warcraft — церковь Святого Света, совершенно классический случай. Есть храмы и соборы, жрецы и паладины, монастыри и духовно-рыцарские ордена, но в основе вероучения лежит догмат о существовании энергии (собственно, Святого Света), которая вырабатывается в душах людей и других разумных, когда они желают добра и совершают добрые поступки. В итоге получается что-то вроде даосизма, но с атрибутикой, близкой католичеству.
Настольные игры
- Dungeons and Dragons: вопрос веры не стоит, потому что боги, очевидно, существуют. Но стоит вопрос, кому из них поклоняться. Так вот, начиная с третьего издания, клирик может не быть священником одного из богов, а «поклоняться» философскому принципу — своему мировоззрению. И такой клирик будет получать заклинания, как и обычные жрецы богов.
- В сеттинге Эберрон имеется зловещая религия Кровь Вол. Несмотря на то, что во главе культа стоит древний лич по имени Вол (что является тайной), жрецы этой религии, по сути, поклоняются самим себе и черпают силы из своего тела и своей воли.
- В другом сеттинге, Dark Sun, боги мертвы. Зато существуют могучие короли-колдуны, жестокие тираны в подвластных им городах. Их чиновники и полицаи зовутся темпларами, и получают от короля-колдуна заклинания, как от божества. А ещё есть жрецы стихий, которые поклоняются не богу, а определённой стихии (воде, огню, земле или воздуху).
- Фракции и некоторые секты сеттинга Planescape. Организованы по приверженности к определенным филосовским идеям, которые и определяют поведение, жизнь и дополнительные силы и возможности членов фракции. Во многих случаях, приверженность идее буквально регулирует ежедневное расписание и ритуалы (как у всей Триады Закона — Гармониума, Убийц Милосердия и Братства Порядка) или безвозвратно изменяет сознание (Хаоситекты друг друга то прекрасно понимают, а вот тем, кто не отдался незамутненному хаосу, легче добиться понятной и нужной информации от пьяного тролля с интеллектом 6, говорящим на другом языке). Вера в какое-то божество или пантеон при этом не исключается, но является опциональным (а иногда и ограничивающим). У Людей Праха, например, множество жрецов различных богов смерти (и они даже умудрились заключить с ними пакт о ненападении неразумной нежити на членов фракции). Стражи Судьбы имеют общие цели и множественные связи с хаотично-злыми божествами и демонами танар’ри, но сами могут быть строгие lawful, и даже good. Верящие в Первоисточник, с другой стороны, считают всех богоравными, поэтому с поклонением у них определенные проблемы, а фракция Атар и отколовшаяся от них секта Богоубийц — вообще атеисты-диссиденты.
- В линейке настольных игр «Мир Тьмы» вампиров и других сверхъестественных существ отпугивает Истинная Вера. Обычно это вера в каких-либо божеств, но бывают и исключения. Так, в клюквенной книге по сеттингу Мира Тьмы Rage across Russia засветились чекисты, отгоняющие вампиров партбилетами. А ещё в одной из книг фигурирует яппи, отгоняющий вампира кредитной карточкой — исключительно за счёт Истинной Веры в силу денег.
- Там же действует вампирская секта «Шабаш», которая по всем признакам является культом — шабашиты осуществляют обряды, у них есть священники, епископы, архиепископы, есть догматы, в которые они должны верить и философские учения, так называемые «Пути», в которых даются альтернативные человеческому мировоззрения. Но божества как такового у шабашитов нет: формально это культ Каина, первого вампира, но никакого всемогущества ему не приписывают, никаких чудес не ждут. Зато у них есть «антипантеон демонов»: в роли таковых выступают патриархи вампирских кланов.
Реальная жизнь
- Буддизм и джайнизм не отрицают индуистский пантеон божеств, просто считают бессмысленным им поклонение, так как родиться богом — по сути мало чем отличается от того, чтобы родиться царём. Да и от того, чтобы родится простым крестьянином, это мало чем отличается: всё равно потом умирать и перерождаться.
- Насколько помнит автор правки, достичь нирваны может только человек. Так что стать богом — неизмеримо более горькая участь, чем родиться крестьянином. Крестьянин-то скоро помрёт и переродится, а богу в сансаре крутиться очень и очень долго.
- Даосизм считает Дао безличным. Поклоняться некому, можно только следовать. Изначальные даосы не верили в бессмертие личности, поэтому изобрели продлевающие жизнь практики, впоследствии на них повлиял буддизм.
- Конфуцианство о потусторонних вещах не рассуждает вообще, ибо этическая теория с девизом «Прежде, чем учиться правильно относиться к богам — научись правильно относиться к людям!» Причём это чувствовали даже западные варвары: католики запрещали новообращённым китайцам покупать буддистские амулеты или ходить к даосам-гадателям, но против конфуцианских ритуалов ничего не имели: если приглядеться, то видно, что они больше напоминают всякие светские ритуалы вроде отдачи почестей флагу.
- Во многих языческих культах хорошие отношения с местными духами тайги важнее, чем вопросы о том, кто создал мир или как устроена душа. Но это скорее инверсия: боги есть, а атрибутов типа идеологии/мифологии/церкви/святого писания — нет.
- Стоики и эпикурейцы. Боги может быть и есть, но молиться бесполезно: можно лишь смириться с судьбой, полноценной жизни после смерти по Эпикуру тоже нет. Не случайно марксисты записали Эпикура в великие материалисты. И зря: существование субъективного начала (наипростейшего для атомов, сложнейшего для людей) у всего существующего Эпикур и K° не отрицали (в этом их философия была близка к нейтральному монизму Бертрана Рассела).
- При чём здесь субъективное начало? То, что атомы по Эпикуру могут случайно отклоняться от своего ожидаемого движения (зафиксировано экспериментально) — не противоречие материализму, а всего лишь индетерминизм, которого придерживаются, например, квантовые механики, и не все из них разделяют Копенгагенскую интерпретацию, ведущую к субъективному идеализму.
- Среди викингов было немало отморозков, которые полагались не на богов, а исключительно на свою удачу. Закончится удача? Ну ок, в Вальхаллу возьмут.
- Некоторые критики атеизма утверждают, что «атеизм — это тоже религия» (а неколлекционирование марок — хобби), вера в отсутствие Бога, поскольку атеизм опирается на непроверяемые предположения. Агностицизм — «вера в непознаваемость мира» — тоже далеко не ушёл. Проблема в том, что атеизм — это такое же очень абстрактное название для множества мировоззрений, как и «язычество» или «авраамическая религия».
- В антисоветских памфлетах, да и в художественных произведениях, частое явление — представление коммунизма как религии, с верой в построение Царства Божьего на Земле (коммунизм), поклонением святым мощам Ленина, заповедями (моральный кодекс строителя коммунизма) и житием святого Ленина в качестве библейских историй для детей. Справедливости ради надо отметить, что коммунистическая атеистическая пропаганда, особенно в первые годы советской власти, действительно нередко заходила на поле церковных обрядов и обычаев, пытаясь придать им новое идеологическое наполнение.
- Также к квазирелигиям иногда относят фашизм (вместо бога — государство) и нацизм (вместо бога — «арийская раса»).
- Религия Карлоса Кастанеды. Каким бы классным воином ты не был, твоё сознание рано или поздно поглотит орёл, можно только отсрочить неизбежное, накопив энергию при помощи смещения точки сборки, став тысячелетним гермафродитом как Арендатор.
- Множество идеалистических школ философии, которые прямо не обозначают место доброго бородатого боженьки на облачке (или в потустороннем мире), являются сабжем. Собственно, философия и зародилась тогда, когда традиционную религию поставили под сомнение. Например, по Шопенгауэру этим худшим из миров правит воля, жестокая и иррациональная. По Ницше бог умер, а всеми существами движет воля к власти, кто использовал её с умом, тот сверхчеловек. По Гегелю материальным миром правит идеальный дух, который с духом святым тоже имеет мало общего и т. д.
- Тащемта, любая пантеистическая или деистическая философия. В пантеизме молиться совсем некому, потому что бог везде и нигде, растворён в природе; в деизме молиться бесполезно, т. к. хоть бог и творец этого мира, но давно отошёл от дел или вообще умер, а мировые часы и без часовщика тикают неплохо.
- Это опять же инверсия тропа: в богов верят, но не поклоняются им. А троп, наоборот, про религию без веры в бога.
- Распространившийся во время Великой Французской революции w: Культ Разума и альтернатива ему, w: Культ Верховного Существа.
- w: Позитивистская церковь, основанная Огюстом Контом, создателем современного позитивизма и современной социологии. Заменяет служение Богу служением человечеству.
- Creativity Movement\Creativity Church, этико-философское учение, разработанное неонацистом Беном Классеном в качестве «новой религии белой расы».
- Среди сатанистов по определению не может быть какого-то единого свода правил (это было бы слишком по-христиански), но опирающийся на «Сатанинскую Библию» движ лавеевского характера вполне может быть чем-то таким — мы, дескать, не верим ни в Бога, ни в Сатану (да, для сатанистов это нормально), но нам нравится проводить ритуалы со свечками, винищем и ритуальными оргиями, потому что это весело! А ещё можно не верить в Сатану, но верить в реальную магическую/психологическую силу проводимых обрядов. Вариантов уйма.
Примечания
- Нет, это не тавтологическое явление тавтологии, позитивизм в широком смысле — течение мысли, отрицающее ценность метафизики и философского мышления, признавая только данные эмпирической науки. Быть членом Позитивистской церкви для этого необязательно.
Hari-katha >> Разное >> Проза >> Гоураприйа дас >> Я верю в Бога, но не верю в религии
Я верю в Бога, но не верю в религии
Толковый словарь В.И.Даля
ВЕРА
уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; | совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. | Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание; | стар. клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку.
РЕЛИГИЯ
вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере.
Довольно часто я задаю себе вопрос а что имеет ввиду человек, когда говорит о том, что он верит или не верит в Бога? Как оказалось это интересный вопрос, ибо ответы могут шокировать. Может оказаться что Патриарх Всея Руси обычный атеист, а дядя Коля – сантехник и алкаш – самый то ни на есть верующий человек.
Как так?
А вот как. Дело в том, что даже В.И.Даль путал эти два понятия. Я же попробую прояснить для себя чем же все таки отличается вера от религии и как их опознавать.
Признаюсь, я не встречал человека, в котором я бы не обнаружил веру. Вера, это свойство души человека. Так же как и любовь. Потребность в любви и вере – это свойство человеческой сути. Другое дело, насколько человек осознает эту потребность. Человек не может не верить. Человек нуждается в вере. Конечно, насмотревшись как патриархи делят церкви и бриллианты, человек разумный понимает, что тот, кто может это делать, на самом деле не верит в Бога. Ибо если бы он в Него верил, то боялся бы лгать, воровать, убивать и пр. Конечно, человек разумный не хочет верить в такого Бога и быть похожим на таких верующих. Вот почему так много людей называют себя атеистами. Как часто говорят такие люди «Я верю в Бога, но не верю в религии» и это верно.
Верно то, что все без исключения Религии – это политика чистой воды. Политика манипулирования этой самой потребности человека ВЕРИТЬ. И манипуляция достигает таких размеров, что самыми ярыми противниками религий обычно становятся те, кто вышел, вырос из них. Нет хороших Религий. Нет истинных Религий. Нет правильных Религий. Нет Религий, лучше чем другие. Есть Святые Личности. Есть Святая Жизнь. Есть Вера. Все остальное – манипуляции, ради власти над душой человека. И всем этим профессионально занимаются Религии.
Что делать? Понимать это. Осознавать это. Не путать Религии с Богом. Не путать Религии с Верой. Не путать Святых Личностей с религиозными начальниками. Если мы будем понимать это, тогда нам не будет больно видеть обычную политику и бизнес в Религии, ибо мы понимаем, что есть Религия с одной стороны и есть Вера, с другой. Мы не будем привязывать Святых Личностей к Религиям и привязывать Религии к Ним. Мы станем преклоняться перед Святым, но не будем связывать с ними все те трактаты (Религиозные Писания), выполнение условий которых, якобы делает нас ближе к Святым. Мы не будем делить Святых по кланам: этот отсюда, тот оттуда. Мы будем видеть их святость саму по себе, независимо от Религий, Церквей и партийной принадлежности.
Каждый из нас в глубине души понимает, что Бог не ставит условий перед нами. Какой же это Бог, если для того, чтобы полюбить нас, помочь нам, Ему требуется ублажить собственное самолюбие нашими молитвами? Зачем ему наши молитвы, если Он Бог и он знает про нас больше нас самих. Знает, что нам нужно и когда. Каждый из нас в глубине души уверен, что Бог по сути – Любовь. Только любовь не человеческая — условная, а Божественная – БЕЗусловная. Любовь без условий. Это и есть та любовь, которая не встречается нигде, кроме как у Бога. И к ней мы и стремимся, осознанно или нет, но стремимся. Осознание БЕЗусловной Любви, Абсолюта, Бога — и есть вера. И эта вера непоколебима и неистребима. Ее не могут уничтожить даже Религии. И пока она в нас есть, мы свободны. И затмить ее можем только мы сами. И это есть самое большое преступление, которое мы можем сотворить по отношению к себе.
А самое большое преступление по отношению к другому, это пытаться захватить его Веру и зарабатывать на этом. Убедить его в том, что без Религий, он должен ощущать себя неверующим. Что он пропащий человек и будет вечно гореть в аду, если не отдаст свою Веру в рабство Религии.
схожие темы:
— Как Бог «издевается» над людьми
— Личность и толпа
— Художественный фильм, объясняющий тему
Гeорг Вaртaнян (Гоураприйа дас)
17 Сентября 2005
За несколько дней после опубликования этой статьи я получил несколько отзывов-мнений по этой теме. Я решил расположить некоторые из них их здесь же. Ваши отзывы присылайте по адресу e-mail
Лично мне совершенно очевидно, что общее связующее образующее и всепроникающее нечто существует. Можно называть это богом, полем, силой, астралом или как на душу ляжет, как учит нас Дао, лучше не называть совсем никак. Ибо называя мы заключаем в рамки понятия то, что не заключимо в рамки.
Но, так же очевидна принципиальная неспособность человеческого мозга понять устройство и цели этой силы, как минимум потому, что наш мозг умеет оперировать только конечными величинами.
Все абсолютно религии мне смешны, ибо слишком отдают человеческим.
Я верю в бога но не верю в религии.
И вместо того, чтобы пытаться постичь непостижимое я ищу бога в себе. Проще говоря — эта сила умеет дать нам знать, что нам должно делать, а что нет. Нужно научиться понимать эти знаки и так достичь гармонии.
И в данном свете, кстати, понятие греха далеко не однозначно. Убийца может быть праведником, папа римский грешником…
Марк Котляр
(это сообщение на одном из форумов послужило толчком к тому, чтобы завершить вышеприведенное эссе и опубликовать его здесь. Г.В.)
Про веру и религию это вы правильно. Разные вещи совершенно. Давно уж занимаюсь духовными поисками. Много литературы перелопатил. Только вот все религии об одном. Об отношениях с богом, с великим духом, так сказать. Каждый выбирает то что ему ближе. Меня тут спросили: «А почему Кришна? Мы же в православной стране – России». Наверное, это как любовь с первого взгляда. Невозможно сказать почему именно этот человек, так тебя привлекает, а другой оставляет равнодушным, родство душ. Из прошлых воплощений видимо просочилось. Я слышал, то что мы кому то не додали в прошлой жизни нужно отработать в этой.
А с религиями скверно как то получается. Любовь к богу это очень хорошо, но вот бы найти ту черту, за которой она превращается в сектанство. Наша вера истинная, а другие не истинные. Наш бог самый главный и кто с этим не согласен, тот еретик, грешник и атеист.
Читал Шримад Бхагаватам. В комментариях Шрила Прабхупада пишет, что бог дал всем существам свободу выбора, для того чтобы они вволю натешившись в материальном мире вернулись к нему в мир духовный. К тому же материальный мир составляет не большую часть творения. Это повод не очень то гордиться своим нынешним положением. А утверждать что мы правы, а вы не правы, вообще сродни тому, чтобы ставить себя на один уровень с богом. Кали юга вообще очень сложное время. Хоть и считается, что можно прогрессировать очень быстро, но сдается мне что в древности отношение к учению было более трепетное. Духовные поиски могли длиться долгие годы без всякой гарантии того, что человек найдет, то что ищет. Если же ему вдруг выпадало счастье найти истинного духовного учителя и получить от него знания, такой человек практиковал более усердно, чем тот который набрал в Яндексе искомое словечко, нажал на поиск и получил ссылочки.Читай и просвещайся. В любом случае любовь человека к богу никогда не бывает безответной. Как в песне поётся: «Кто ищет тот всегда найдет».
И ещё. Благодаря вашему форуму в трудный момент обрел поддержку совершенно незнакомых мне людей. Это было приятно и своевременно. Желаю вам счастья и процветания вашему проекту и вашей семье. Харе Кришна.
Слава
Мы все родом из «правильного» мира, где пьяница-сантехник не может быть святее патриарха или махараджа.
Все говорят, что мы вместе, все говорят, но немногие знают, в каком. Блестящий юмор Вити Йоя. В каком же мы месте? Этот вопрос имеет прямое отношение к тому, есть ли различия между религией и верой.
Почему же возможны фальшивые люди? Во-первых, потому что в этом мире Господь разрешает человеку быть таковым. И многие пользуются этим правом. Хотя и недолго. Это реалистический небелый юмор, ибо ложное долго жить не может и слава Богу, что это так. Или быть может есть желающие ненароком схлопотать пожизненный срок, после чего в мире откроют секрет вечного поддержания жизни, обязательного для всех? Я тоже так думаю.
Не стоит идеализировать «среднего » человека, который, якобы бедолага запутан и развращен предательскими чинами религий. Мы попали сюда, уже были не сахар. А дальше просто — желающий работать (над собой) ищет позитив в окружающих, кто и чем может помочь, ищет сотрудничества, желающий бездельничать ищет негатив повсюду для оправдания своего бездействия.
Можно ли такую помощь найти в храме, церкви, мечети? Да и да. И повторяю, по мотиву и получим. Как и по вере. Есть ли помогающие знания в святых писаниях и есть ли действенная помощь от священников разных конфессий? Да и да.
И повторяю, по мотиву при походе к ним и по вере в них и получим. (Про всегда возможную беспричинную милость Бога я не говорю, как о том, что можно предсказать.)
Никому не посоветую подозревать и стараться разоблачать священников. Нет веры к ним, нет и дороги Вашей к ним. И все. Знаете ли, как серьезно и строго Господь спрашивает с тех, кто берется выступать от Его имени? Не знаете, так попробуйте сами. Нет на земле более строгой кармы и более почетных лавров, чем у Духовного Наставника, Гуру. Тот, кто огульно, из-за наличия неквалифицированных священников оскверняет доброе имя Церквей и религий, сотворил такое оскорбление на тех, кто Все готов отдать для служения Господу, что только милость Бога может сохранить ему все, что тот имеет душу, психику, тело, благочестие.
Понятен юношеский бунтарский дух. Не желаю, мол, носить волосы короткие, как у всех, я буду длинноволос! И в этом моя фишка, Мое Главное Отличие от этих других!
Точно так же можно из принципа искать святых на помойке, в пивной, в публичном доме. Но проходит время, человек взрослеет, и ему становится очевидно, что спать лучше на кровати, хлеб покупать в булочной, уважение оказывать старшим, Друзей надо искать среди верных, добрых, мудрых людей, то же и про жену (мужа). И что церкви, храмы, мечети ставят в угодные Богу места угодные Богу люди, тоже становится очевидно. И что эти места благоприятны для общения с Богом, для получения наставлений от мудрых священников.
Я желаю всем Здоровья, Любви, Радости, Достатка, Мира, Прогресса.
Алексей Николаев (АмалАтма дас)
AUM! Мистерии Присутствия!
Истинно сознавать различие Религиозности и Духовности — «Нет истинных Религий. Нет правильных Религий. Нет Религий, лучше чем другие. Есть Святые Личности. Есть Святая Жизнь. Есть Вера. Все остальное – манипуляции, ради власти над душой человека. И всем этим профессионально занимаются Религии.»- как Вы, Гeорг, писали — и есть изначальная, базисная ступень к осветлённому Видению Реальности…
Радости Пребывания!
Как верить после всего?
На сайт стало поступать много вопросов о том, как верить в Церковь и доверять священникам, видя явные грехи некоторых из них. На эти вопросы отвечает клирик Иркутской епархии диакон Андрей Белоус.
Диакон Андрей Белоус
Такой вопрос задают очень часто. Почти всегда, когда кто-то из людей Церкви поступает не очень хорошо, а уж тем более, когда кто-то из священников совершает преступление или тяжкий грех. «Как люди могут верить РПЦ, если они прятали часы Патриарха?» «Как мне ходить в церковь, если поп — пьяница?» «Как меня поймет священник, машина которого дороже, чем все, что у меня есть? Как мне ему исповедаться?»
И хорошо бы сказать, что все это ложь и клевета, да вот нельзя. На все эти и многие другие вещи больше нельзя закрывать глаза. И не только потому, что их нельзя скрыть. Тайное становилось явным всегда. Прежде всего, потому, что это вызов нам самим. И, думаю, не только современного мира, но и Бога.
Почему мы не такие, какими должны быть христиане и священники? Мы говорим, что таинства совершаются и недостойными ради веры прихожан. Говорим, что действует Христос, а священник лишь возглавляет службу Ему. Все это так. Но не стали ли эти слова такой утонченной индульгенцией, которую мы выдаем себе? Так как можно после этого верить священникам? Как не потерять веру?
Для этого есть несколько причин. Первую из них, думаю, понять может даже атеист. Просто потому, что она не религиозная, а историческая: так было всегда.
И когда Моисей был на Синае, то Аарон, первосвященник Господа, приносил жертву золотому тельцу. И когда преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский жертвовали всем ради Бога, по столице на дорогих упряжках разъезжали местные настоятели. И когда преп. Амвросий Оптинский день и ночь принимал у себя всех — от писателей-вольнодумцев до простых крестьян, — его собрат по монашеству шел на «чаепитие в Мытищах».
Грешить или нет – выбор каждого человека. И если бы после принятия священства или монашества этот выбор Бог отнимал, то Он лишал бы человека свободы. Он превращал бы священника не то в ангела, не то в робота, а священник должен оставаться человеком.
Другое дело, что не каждый человек может стать и оставаться священником. Монах, священник, епископ, увы, может довести себя до такого состояния, когда у Церкви не будет другого выбора, кроме как лишить его сана. Но без этой свободы воли не было бы ни преп. Сергия, ни преп. Амвросия.
Есть и те, кто говорит, что верит в Бога, но не верит священникам и Церкви. Ведь среди них бывают недостойные. Не стала ли Церковь слишком терпима к их грехам? Не потеряла ли она из-за этого дух Евангелия, Дух Христов? Почему, в самом деле, мы все время медлим с наказаниями? Неужели все дело в коррупции? Может быть, тогда это уже «Церковь жуликов и воров», и нужно найти другую, истинную?
В этих размышлениях есть своя правда. Но лишь частичная. Да. Иногда Церковь не торопится с наказанием, не спешит лишать сана, запрещать в служении или переводить на другой приход. Но это не всегда коррупция, корпоративная солидарность или боязнь скандала. Иногда и очень часто это любовь и забота о согрешившем чем-то священнике.
Ведь суть церковного наказания не в том, чтобы покарать человека как можно жестче и неотвратимее, а в том, чтобы он исправился и не грешил больше. И опытный епископ может понимать, что если сейчас запретить священника в служении, то он погибнет. И в материальном отношении, и в духовном. Ведь это значит одним росчерком пера перечеркнуть всю жизнь человека, разрушить ее. И именно дух Любви порой подсказывает отложить «Книгу правил» и увещевать грешника, пока это возможно.
Скажете, что это не справедливо, но именно так священники поступают с нами. Многих ли священник отлучил от Причастия за их грехи? Например, за нарушение Великого поста? Простому человеку это даже может показаться абсурдным, но закон требует именно этого. Из любви и снисхождения к людям священники заменяют суровые приговоры чтением канонов или кроткой беседой.
Вот и получается, что и их самих судят тем судом, каким судили они, а ведь так обещал судить Сам Христос (Матф.7:2). Да разве Он Сам не терпел рядом с Собой Иуду, который воровал пожертвования, хотя и был апостолом? Но почему-то никто не говорит, что нельзя верить Богу, если рядом с Ним был Иуда. В свое время Бог делает так, что тайное становится явным, и нераскаявшиеся грешники лишаются сана. Ради их же спасения нельзя позволять им и дальше служить, получая все большее осуждение от Бога. И вот в этом вызов нам.
В ДТП на Кутузовском проспекте виноват священник
Он в том, что время это, похоже, пришло. «Время начаться суду с дома Божия» (1 Петр. 4:17), и не потому ли у нас перед глазами такие явные причины задуматься, как два священника, монаха, которые один за другим попадают в аварии на дорогих машинах. Да еще и как виновники ДТП. Нельзя отменять в Церкви милосердие и прощение, но ведь и они не должны становиться индульгенцией.
Однажды наступает такой момент, когда человек уже не слушает наставления. Он убежден, что ничего ему не сделают. И в итоге перестает замечать свои грехи, даже начинает их оправдывать. И так тоже было всегда. Но даже тогда, когда огромные массы духовенства начинали жить в роскоши, безнравственности, самооправдании, Бог находил способ очистить Церковь.
Появлялся великий святой, который зажигал сердца своим примером. Или начинались новые гонения, во время которых каялись даже обновленческие «епископы» – пьяницы и двоеженцы. Или к власти в Церкви приходил мудрый и волевой Предстоятель, который очень жестко наводил порядок. И в этом и есть самый главный ответ.
Церковью управляет, в конечном итоге, не священник, не епископ, даже не Патриарх или Собор. Выше их всех стоит Христос – Глава Церкви (Кол, 1:18). И вера в Церковь — это вера не в каждого отдельного священника, даже не в Патриарха. Это вера во Христа, Который заботится о ней, как хороший муж заботится о своей жене. Ее тело больно, потому что в нее входим мы, больные, не излечившиеся до конца. Но иногда, когда болезнь начинает распространяться, Он намекает, что нам пора пить лекарство и очищать организм, пока еще можно обойтись без химиотерапии или операции.
И, боюсь, эти два ДТП, все эти бесконечные скандалы (от Боголюбовского до Pussy Riot) — это именно такие намеки нам. Боюсь, но и надеюсь. Ведь если Он, несмотря на все наши грехи, все еще делает нам такие намеки, значит, Он по-прежнему направляет Церковь и руководит ей. Значит, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Значит, мы и сейчас можем повторять «Верую… в Церковь».
Верят ли священнослужители в Бога?
Верить — не верить, каждый решает.
Но, когда бизнес религией правит,
Богу нет места. Просто смешно:
Бог и доходы! Думать грешно
О том, что нас исповедует тот,
Кто сам не верит, бранится и пьет.
Есть настоящие воины веры.
Низко им кланяюсь, люблю без меры.
Но, есть шикующие… «топ — попы»,
На лимузинах, круче «звезды»!
У них охрана. Богу не верят,
Что защитит их. ЧОПу доверят
Ценное тело свое охранять.
Бог им судья, но так хочется знать:
Верят ли в Бога они, в самом деле,
Кто от религии брюхо наели,
В ком благодать не жила никогда?
В храм, на работу, спешат их тела.
Рядом со мною сектант проживает.
Веры христианской как будто стяжает.
Диаконом служит в церкви своей.
Вижу и слышу его каждый день.
В Бога не верит. Поступки его
Мне говорят: служит это «….ло»
Лишь для того, чтобы деньги иметь.
Здоровый, жирный. Ну, как медведь.
Лишь в воскресенье на службу идет.
Все остальные дни дома стрижет
Газон в саду или авто сверлит.
Наглость его хоть кого устрашит.
Дети такие же, в папу пошли —
Камни швыряют в наши дворы
Или стреляют в животных, как дичь. (их пневматической винтовки по
Боженька правый! Где же твой меч? собакам и кошкам соседей)
Люди не верой, обманом живут.
Ищущих веры ловят и ждут,
Чтобы потом с них доход свой иметь.
Бог отвернулся, чтобы не глядеть,
Как мы друг друга гнобим, предаем,
А, потом, в храме молитвы поем.
12.06.16г
Мне мой покойный отец рассказал историю,
которая обьясняет почему он не верил в Бога.
Его отец(мой дед) был казачьего рода,
служил в царской армии. Как-то его командир
послал с повозкой за священником. Было
время строгого поста, накануне какого-то
праздника. Когда дед вошел к священнику, то
сильно удивился. Священник обедал. На столе
стояла обильная мясная пища и бутылка водки.
Священник пригласил деда за стол, налил рюмку водки
и сказал изумленному казаку: «Не боись, ешь и пей!
Грешно не то, что в человека входит, а то, что
из него выходит». С этих пор дед разуверился в религии
и своим четверым детям наказал: Бога нет, попы все врут!
Мое личное суждение. Бог есть, без Него нет понимания жизни.
Религии разные и разные ритуалы и обряды придумали люди, а не Бог.