17.09.14. Григорий Горин. «Поминальная Молитва» . (Театр «Комедианты» )
17 сентября театр «Комедианты», что на Лиговском проспекте, в очередной раз давал спектакль «Поминальная Молитва». Постановка всегда собирает аншлаг, что, учитывая камерность зрительного зала, неудивительно, однако отчего-то нет сомнений, что зал и на тысячу зрителей был бы полон.
«Поминальная Молитва» по пьесе Григория Горина — о жизни. О жизни деревни Анатовка, с её радостями и тяготами. Это картина мира, увиденная глазами молочника Тевье-Тевля, главы большого семейства и не менее большого хозяйства. Картина его мира.
Первые годы ХХ века, гремят войны, революции, в воздухе витают новые идеи. Тевье, как и его односельчане, привык мерить свою жизнь по другим часам. Он — верующий человек (как же иначе?), и на протяжении всего действа длиною в три с половиной часа, на протяжении всей своей жизни ведёт диалог с богом. Писание хранит ответы на все его вопросы. Так было всегда; так жили его отец и его дед.
Еврейская община — во все времена сообщество очень герметичное и консервативное, всякие перемены для молочника — испытания, которые посылает ему всевышний. И вот ветер перемен из больших городов приходит и в Анатовку, нарушая привычный уклад жизни всех её жильцов. А их там немало — и русские, и украинцы, и евреи. Жили всегда мирно, каждая община соблюдала свои обычаи, но никогда не враждовали люди, которым в сущности нечего делить. И вдруг оказались по разные стороны баррикад, и обострились вдруг эти антагонизмы, резко обозначились «мы» и «они» , в особенности для старших поколений сельчан. Думаю, что среди прочих извечных проблем, которые исследует Горин — вопрос, так ли разительно отличаемся мы, люди, друг от друга и есть ли смысл в том, чтобы делить нас по тому или иному признаку. Национальному или религиозному в том числе. «А может быть, мы сами делим мир так, как нам удобно? — спрашивает своего отца Хава. И сам Тевье в разговоре со священником в православном (!) храме невольно вторит этой мысли — «Бог один, да пути к нему разные…».
«Поминальная молитва» театра «Комедианты» — поразительно сбалансированное явление. «Трагикомедия» — значится на афишах. И это правда, без всяких натяжек. С одной стороны — целая галерея уморительных персонажей с выраженным еврейским акцентом. Временами кажется, что спектакль — сборник сценок по мотивам анекдотов про евреев. Чего стоит один деревенский раввин, совершенно невозмутимый сам и примиряющий ссорящихся односельчан. Или авантюрист и прожектёр Менахем, поразительно напомнивший легендарного Бубу Касторского из «Неуловимых Мстителей» …
С другой — слёзы. Слёзы актёров, слёзы зрителей.
Ибо без них — нельзя. Ибо слёзы есть очищение.
Картинки из жизни деревни Анатовки глазами фотографа Анастасии Филипповой:
В постановке по знаменитой пьесе Григория Горина «Поминальная молитва» (в свою очередь написанной по рассказам Шолом-Алейхема) актеры владимирского театра драмы показали боль, драму и силу еврейского народа. В первом акте зал смеялся от того, как «бедный, но не нищий” молочник Тевье-Тевль пытаеся удачно выдать замуж трех из пяти своих дочерей. А во втором — плакал: жена молочника умерла в то время, когда их дочь рожала. Но перед этим мать усердно молилась за рождение внучки, которую и назвали в ее честь.
В роли главного героя -молочника Тевье — Андрей ЩербининФото: Валерия Рудометова
«Смех сквозь слезы»
— Этот спектакль — трагедия маленького народа, когда он в настоящих тисках, теряет своих близких, но все равно продолжает любить, ценить и жить, — говорит Валерия Емельянова, исполнительница роли старшей дочери Цейтл.
Но одновременно с этим в пьесе много юмора, который отметила Анна Лузгина, исполнительница роли средней дочери Годл:
— Когда читала произведение, я смеялась. История такая трогательная, животрепещущая, хочется плакать и смеяться, но это смех сквозь слезы.
Роль жены молочника исполнила Галина ФатхутдиноваФото: Валерия Рудометова
В таком сочетании — «смех сквозь слезы» — сама суть всей истории еврейского народа. И этим сочетанием «Поминальная молитва» держит зрителей все четыре часа. Актеры драмтеатра сначала рассмешили публику, а затем — заставили плакать и сострадать главным героям в тяжелой ситуации.
«В деревне Анатовке с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище»
В центре сюжета — бедный молочник Тевье, его жена Голда, три старших дочери и две — младших. Чтобы выйти из этой бедности, молочник хочет выдать троих повзрослевших дочерей замуж за богатых людей. Но девушкам вовсе они не нужны: старшая — Цейтл, отказавшись от «выгодной» партии с богатым мясником, выходит за бедного портного по имени Мотл, а какую веселую свадьбу они играют! Позже у них появляется девочка Голда; средняя дочь — Годл — выбирает киевского студента-революционера Перчика; а младшая — Хава — русского писаря Федора и принимает православную веру.
Дочери молочника. Младшая справа — Юлия Зайцева, слева — Екатерина Коленова. Старшая справа — Наталья Демидова, в середине — Анна Лузгина, слева — Валерия ЕмельяноваФото: Валерия Рудометова
Кульминацией спектакля стал царский указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Семья Тевье вместе с другими евреями собирают свои пожитки, чтобы начать жизнь на новом месте. И когда в конце пьесы один из персонажей спрашивает у еврейского священника — ребе — стоит ли вообще бедному человеку родиться на свет? А тот отвечает: «Нет, но не всем так везет». Григорий Горин, вложивший в уста священника эти слова, знает, каково жить простому человеку.
В заключение актерам вновь удается «нарисовать» на наших лицах улыбки, они и сами начинают смеяться. «А что нам еще остается в этой жизни?»
В роли мясника(в черном пиджаке) заслуженный артист Эстонии Владимир Лаптев, родственник Тевье(в зеленом)-актер Виталий ПанасенкоФото: Валерия Рудометова
— Я получила огромное удовольствие, но есть маленькая деталь: я видела этот стектакль в театре им. Евгения Вахтангова, где молочника играл Михаил Ульянов. Так вот он играл еврея. Немного не хватило мне еврейского акцента, еврейского аромата. А в целом прекрасно, что выбрали этот мудрый спектакль. И последняя сцена 1 акта поставлена очень сильно! — рассказала почетный президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова.
Премьера прошла с успехом: зал встал, хлопая артистам, кричал: «Браво!» и одаривал цветами.
— Мы хотели, чтобы это была человеческая история, чтобы каждый мог ассоциировать это с собой, с бедами любого народа, — сказал режиссер спектакля Петр Орлов и признался, что с нашими владимирскими актерами образовалось содружество и понимание. — Актеры слышат режиссера, работают с огромной отдачей. Это приятно. Но было не просто с точки зрения организации большого действа.
В следующий раз режиссер Петр Орлов планирует поставить во Владимире спектакль по роману «Идиот» Федора Достоевского.
Режиссер Петр ОрловФото: Валерия Рудометова
.Фото: Валерия Рудометова