Содержание
Символ Веры
Издавна принято считать, что каждый святой особенно силен в какой-то определенной области. Например, Пантелеймон Целитель помогает при болезнях, святые бессребреники Косма и Дамиан — в учении, святой Спиридон Тримифунтский охотно отзывается на молитвы тех, кто испытывает финансовые затруднения,а святой великомученик Иоанн Новый в процветании бизнеса.
Самый частый вопрос в храме: кому поставить свечку в надежде на помощь в той или иной жизненной проблеме? Теперь есть конкретный ответ на такой вопрос для предпринимателей и бизнесменов. У них появился свой святой заступник.
Это случилось на днях. По благословению Патриарха Кирилла небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец.
Понятно, почему именно на этого святого пал выбор Патриарха. Иосиф Волоцкий был талантлив не только в церковном служении и богословии, но и в бизнесе.
Он жил в конце XV — начале XVI века. Основал в Волоколамске монастырь, который быстро стал экономически процветающим. Это было кредо преподобного Иосифа. Он считал, что Церковь должна расширять свои хозяйственные, материальные возможности, чтобы использовать их на благие цели.
При этом Иосиф не только умело руководил монахами, организовывал экономику обители, но и сам трудился наравне со всеми. Как сообщает его житие, «он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил». И внешне ничем не отличался от других — носил простое рубище, лапти из древесных лык. Раньше всех приходил в храм, пел на клиросе вместе с остальными хористами, проповедовал, молился, а уходил из церкви последним.
Опыт Иосифа Волоцкого стал ориентиром для многих русских монастырей. Можно было бы его назвать передовиком монастырской экономики России. Да и не только монастырской.
Современником Иосифа был другой замечательный монах — Нил Сорский. Его учение называли нестяжательством. Многие считали, что Нил призывает монахов отречься от всего мирского, в том числе и хозяйствования, а сосредоточиться на молитве. И таким вот образом противопоставляли друг другу преподобных Иосифа и Нила. А последователей их называли «иосифляне» и «нестяжатели».
Но противопоставление это теперь видится искусственным. Оба они — и Иосиф, и Нил — прославлены нашей Церковью как святые. Их учения друг друга дополняют. Молитва успешному бизнесу не помеха. А «стяжатель» и «успешный бизнесмен» вовсе не синонимы.
Кстати, и сам Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, даже посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.
И все же именно Иосиф по патриаршему благословению будет теперь опекать наш бизнес.
Тропарь преподобного Иосифа
Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.
Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.
Неусыпаемая псалтирь
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.
Заказать Неусыпаемую псалтирь в монастыре в Иерусалиме
Кондак преподобного Иосифа
глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский
Святому молятся о благополучии в торговле
Родиной святого великомученика Иоанна Нового был знаменитый город Трапезунт, располагавшийся близ границы с Ассирией и Арменией. Расположенный на берегу Черного моря, он служил в то время удобным портом и центром торговли. Главным занятиями его жителей были мореплавание, рыбная ловля и торговля. Иоанн тоже занимался торговлей.
Однажды пришлось ему плыть на иностранном корабле начальником которого был фряг, человек неправославной веры. Видя добродетельную и непорочную жизнь Иоанна, его молитву, пост, милосердие к терпящим нужду на корабле или заболевшим, начальник корабля негодовал. Он вступал в яростные споры с Иоанном о вере.
Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном деле, всегда побеждал фряга в этих спорах, а тот очень гневался на Иоанна и в конце концов замыслил против него следующее. Когда пристал корабль к берегу у города Белграда , корабельщик отправился к градоначальнику и сказал: «Начальник! Со мной на корабле прибыл муж, который желает, отказавшись от своей веры, перейти в вашу. Если ты поскорей приведешь его к иноверию, будет тебе великая слава, так как этот человек очень искусен в слове и знатен в Трапезунте».
Правитель города обрадовался, повелел привести Иоанна к нему и сказал: «Я слышал, что ты хочешь перейти в нашу веру. Похули же во всеуслышание перед собранием христианскую веру. Стань вместе с нами и принеси жертву нашему богу солнцу».
Иоанн ответил: «Ты лжешь о начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего. Это умышление врага истины, твоего отца, сатаны! Не преклонюсь солнцу, не принесу жертву небесному светилу, созданному Господом, не отрекусь от Христа, спасителя моего».
Тогда правитель повелел воинам сорвать с мученика одежды и, положив перед ним множество палок, сказал: «Или отрекись от своей веры, или я предам тебя лютейшим мучениям и смерти».
Иоанн ответил: «Бей жезлами, сжигай огнем, утопи в воде или рассеки мечом – все готов радостно принять ради любви ко Христу.
Мучитель повелел бить Иоанна, и воины так били его жезлами, что все вокруг окрасилось кровью, его связали цепями и бросили в темницу.
Наутро мучитель снова убеждал Иоанна отречься от своей веры и, не дождавшись этого, приказал вновь истязать его. Когда изнемогли воины, бывшие его, градоначальник повелел привязать Иоанна к хвосту свирепого коня. Один из воинов, сев на коня, гнал его по улицам, влача мученика по земле. Толпы иудеев кидали в него камни, а один из них настиг мученика отсек мечом ему голову.
Так окончил святой Иоанн свой страдальческий подвиг. Тело его лежало непогребенным, а ночью случилось чудо: над телом ярко горели лампады, и три светоносных мужа пели священные песнопения, и виден был столп огненный над честными мощами мученика. Один иудей думал, что это христианские священники пришли предать святого Иоанна погребению.
Он хотел пустить в одного из них стрелу, но она прильнула к пальцам и иудей не смог пустить стрелу и так пробыл до рассвета. Утром рассказал он пришедшим сюда людям, что видел. И тогда руки его разогнулись и он освободился от лука. Узнав о происшедшим ночью, градоначальник испугался и повелел христианам похоронить тело мученика при их церкви.
Через некоторое время тот фряг, что предал Иоанна на мучения. раскаялся в своем поступке и решил украсть тело святого. Он пришел с товарищами ночью к гробу мученика. Но в это время святой Иоанн явился во сне пресвитеру церкви, у которой был похоронен, и сказал: «Вставай и скорее иди к церкви, ибо меня хотят украсть».
Пресвитер тотчас встал и отправился к месту погребения, где нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого уже собирались унести.
Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославляли Бога, прославляющего Святых Своих. Взяв мощи святого мученика, внесли их в церковь, и положили на алтарь у святого Престола. Там они находились более 70 лет.
От мощей стали совершаться различные чудеса. Слух об этом дошел до великого воеводы Молдовлахии Александра. По совету архиепископа Иосифа он перенес мощи мученика в столицу Молдовлахийского государства Сочав.
Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, имеет особую благодать от Бога помогать занимающимся торговлей. Память его празднуется 2/15 июня.
Тропарь, глас 4
Житие на земли добре окромляя,страдальче, милостынями, и частыми молитвами, и слезами,паки же ко страданию мужески устремився,персское обличил еси нечестие.Темже Церкви был еси утверждениеи христиан похвало, Иоанне приснопамятие.
Молитва Святому Великомученику Иоанну Сочавскому
Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов, Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим Тя раби Твои, собрании днесь в Божественнем храме и раце святых мощей твоих поклоняющиеся; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь Тя призывающим и мученическия Твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святые, помогающие в работе и бизнесе
Существуют иконы Святых покровителей, помогающих в поиске работы, в честном бизнесе, в торговле, в решении материальных и житейских проблем, в обретении достатка и благополучия.
Икона Спиридона Тримифунтского поможет Вам найти работу, построить достойную карьеру, подскажет правильное решение при ведении бизнеса и хозяйства.
Иосиф Волоцкий — православный покровитель предпринимательства и хозяйствования. Он был талантлив не только в церковном служении и богословии, но и в бизнесе. Святой Иосиф основал в Волоколамске монастырь, который быстро достиг экономического процветания. Это было кредо преподобного Иосифа. Он считал, что Церковь должна расширять свои хозяйственные, материальные возможности, чтобы использовать их на благие цели.
Один из наиболее почитаемых святых Николай Чудотворец защищает от проблем на работе, в бизнесе. Молитва ему поможет справиться со всеми трудностями, с которыми Вы можете столкнуться в области трудоустройства и работы.
Икона Святых равноапостольных Константина и Елены помогает в бедности и нужде, в бизнесе, торговле. Такая икона станет прекрасным подарком руководителям и политикам всех уровней, а также людям, поднимающим свой бизнес и испытывающим материальные трудности.
К иконе «Спас в силах» обращаются в любых, даже самых отчаянных ситуациях.
Икона Божьей Матери «Экономисса» («Домостроительница») это икона материального благополучия, помогает пережить кризис, трудные времена. Также она покровительствует в приобретении, строительстве и ремонте жилья, наведении порядка в доме и в домашнем хозяйстве.
Хлебная (Запечная) икона Божьей Матери помогает обрести благополучие и материальный достаток. Она спасет, если кто-то из членов семьи потерял работу, остался без средств к существованию, потерял уверенность в завтрашнем дне. Во время кризиса молитвы перед Хлебной иконой Богородицы помогают пережить трудные времена.
Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов» помогает в житейских нуждах и делах, защищает от неурожая.
Милосердная Юровичская икона Божьей Матери помогает решить материальные вопросы в трудных житейский ситуациях.
Икона Божьей Матери «Непроходимая дверь» защитит Ваш дом от воров и злых людей, от колдовства.
Святой Ипатий Гангрский чудотворец помогает в приобретении жилья, решении семейных проблем.
Иоанн Сочавский великомученик помогает в честной торговле во славу Божию. Перед его иконой молятся, чтобы миновали любые денежные проблемы и чтобы всегда был необходимый финансовый минимум, который позволили бы жить, не испытывая страха за завтрашний день.
Икона Святых Киприана и Устины защищает от недоброжелателей, злых людей, колдунов и черной магии.
Трифон Апамейский Святой мученик избавляет от тревог и страхов, от врагов, помогает найти работу, исцеляет о недугов.
Святая блаженная Матрона Московская помогает во всех просьбах, с которыми к ней обращаются, в том числе и при финансовых трудностях.
Икона девяти Святых Кизических мучеников поможет в трудоустройстве и в сохранении своего рабочего места.
Геннадий Ватопедский Святой Преподобный дает достаток, защищает от врагов.
Иоанн воин тоже охраняет дом от воров и врагов.
Харитон Исповедник Преподобный дает достаток, защищает от врагов.
Икона Святых апостолов Петра и Павла помогает в житейских нуждах.
Харалампий Магнезийский священномученик помогает избавиться от нужды, пережить тяжелые времена, исцеляет людей и животных.
Прохор Печерский Преподобный Лебедник помогает пережить трудные времена.
Власий Севастийский защищает от нужды, исцеляет животных.
Валентина (Алевтина) Кесарийская Святая мученица дает достаток семье.
Павел Святой апостол помогает при открытии нового дела.
Иосиф Волоцкий стал покровителем предпринимателей
Если предприниматели всерьез воспримут завещание Иосифа Волоцкого народу, в том числе и людям богатым, то это хорошая идея провозгласить преподобного покровителем предпринимательства, потому что Иосиф Волоцкий призывал богатых не только честно зарабатывать свои богатства, но и помогать страждущим
7 декабря 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, по просьбе Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе небесным покровителем православного предпринимательства был объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец.
Известно неоднозначное отношение наших современников к этому волоколамскому чудотворцу, главному опоненту преп. Нила Сорского в споре «нестяжателей» и «иосифлян», пламенному борцу с так называемой «ересью жидовствующих» (крупнейшей русской ересью XV века , по сути модернистским новгородским религиозным движением, чьи сторонники отрицали монашество, духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, троичность Божества и божественность Христа). Известно, что преп. Иосиф настаивал на казни еретиков, в то время, как первые соборы осудившие ересь ограничивались исключительно проклятием и отлучением от церковного общения адептов еретического учения.
Преп. Иосиф Волоцкий. XVII в.
За комментарием мы обратились к известному церковному историку, профессору Санкт Петербургской православной духовной академии протоиерею Георгию Митрофанову, настоятелю храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического образования: «Что касается казни еретиков, то тут преподобный Иосиф просто оказался человеком своего времени, — объясняет отец Георгий. — К сожалению, не каждый может подняться над своим временем, и святые тоже не безгрешны, у них тоже бывают свои слабости. Как и все люди того времени, Иосиф Волоцкий считал смертную казнь возможной. Кроме того он хорошо знал, что ересь «жидовствующих» может погубить формирующуюся богословскую традицию Русской Церкви, которая тогда не имела систематического богословского образования. Он считал, что в таких случаях как ересь — священноначалие может прибегать к помощи государства, с его государственными методами, в том числе и смертной казнью. В данному случае он не поднялся над своим временем, как должно христианину, но его действия можно объяснить в первую очередь заботой о Церкви.
В любом случае главное, за что церковь прославила его в лике святых — совсем не борьба с еретиками. Он был монахом и выдающимся подвижником. Все обычно помнят, что он призывал к обогащению монастырей, но ведь богатства, которые меценаты жаловали монастырю, как считал преп. Иосиф Волоцкий, принадлежат не монахам, не является собственностью монахов как таковых: они пожертвованы Богу. Для Иосифа Волоцкого эти монастырские вотчины были эдаким «фондом общего потребления». Государство тогда не заботилось об униженных и оскорбленных, и всю помощь голодающим оказывала Церковь. Монастырские владения в первую очередь были финансовой основой церковной благотворительности. Кроме того, чтобы Церковь могла быть независимой от государства, она должна была обладать достаточным имуществом, опираться на какую-то силу. Это сочетание личной аскетичности со способностью трудиться на благо ближних и было отличительной чертой его подвига. Кроме того, он был одним из немногих русских иерархов, способных обличать власть, что не так часто встречается в истории Православной Церкви. Он не боялся критиковать Иоанна III, и не только за его Судебник попытавшийся отнять у церкви земли, но и за увлечение царя той же ересью «жидовствующих».
Если предприниматели всерьез воспримут завещание Иосифа Волоцкого народу, в том числе и людям богатым, то это хорошая идея провозгласить преподобного покровителем предпринимательства, потому что Иосиф Волоцкий призывал богатых не только честно зарабатывать свои богатства, но и помогать страждущим, обездоленным, и рассматривать свое богатство как дар Божий, данный им не только для того чтобы самим жить хорошо, но и для того чтобы творить дела милосердия. Я уверен, что предприниматели должны как можно больше заниматься благотворительностью, меценатством, просвещением. То есть делать то, к чему и призывал своих современников и что делал сам Иосиф Волоцкий».
Напомним, что 31 октября вятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, знаменитую обитель основанную преп. Иосифом 530 лет назад. «Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. — подчеркнул Патриарх, обращаясь к насельникам монастыря — Как сказали бы сегодня экономисты, он видел в Церкви инструмент перераспределения материальных благ и считал, что именно Церковь может взять от богатых и передать бедным. Всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве это надуманные обвинения. Устав Свято-Успенской обители, в которой мы находимся, был почти самым строгим на Руси. Достаточно сказать, что преподобный Иосиф завел обычай, который ограничивал иноков даже в том, чтобы иметь какие-то вещи в своей комнате. Разрешалось только самое необходимое иконы и книги; все остальное не должно было находиться в келиях. Преподобный Иосиф настаивал на том, чтобы каждый инок 1500 раз в день произносил Иисусову молитву… Помимо уставных богослужений, каждый инок читал в день по четыре кафизмы в своей келии. Это устроение монастыря, в котором так энергично развивалась духовная жизнь, свидетельствовало о подлинных целеустремлениях преподобного Иосифа и его братии. В этой обители была учреждена одна из первых на Руси духовных школ. Здесь был приют для сирот. Много было сказано неправедных слов, но эти неправедные слова не смогли поколебать веру нашего народа в святость жизни преподобного — не смогли поколебать потому, что многие чудеса были совершены здесь, у его гробницы, по молитвам людей, которые приходили в эту обитель» — отметил Патриарх.
В Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре до сих пор хранятся вериги преподобного, напоминающие об аскетическом подвиге святого основателя этой подмосковсно обители.
Дмитрий РЕБРОВ