Содержание
- Урок литературы в 10-м классе на тему «И в небесах я вижу Бога…» (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова)
- Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: лермонтов молитва
- Конспект по литературе на тему «М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». (7 класс)
- Благодарность
- Лермонтов. «Благодарность»
- «Благодарность» М.Лермонтов
- «Благодарность», анализ стихотворения Лермонтова
Урок литературы в 10-м классе на тему «И в небесах я вижу Бога…» (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова)
- Кравченко Елена Евгеньевна, учитель литературы, замдиректора по УВР
Разделы: Литература
Цели урока: через молитвенную лирику М.Ю. Лермонтова показать детям необходимость внутренней гармонии человека.
Задачи:
- провести вектор от трагической судьбы поэта к его богатейшему внутреннему миру;
- сподвигнуть учащихся на психологический анализ молитвенной лирики;
- показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;
- развивать навыки интерпретации поэтического текста;
- передать учащимся ценностные и душевные основы религиозной лирики;
- воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;
- повысить уровень эмпатии учащихся.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Вид урока: урок по рефлексивной технологии.
Средства:
- Предметные: презентация (Приложение 1), сборник стихотворений.
- Технические: компьютер.
- Практические: составление плана – конспекта урока, индивидуальные сообщения учащихся.
- Интеллектуальные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, выделение главного.
- Эмоциональные: эмпатия, душевное вдохновение, внутренняя радость.
Опережающее домашнее задание:
Индивидуальные задания:
- подготовить сообщения по самостоятельно найденным источникам о В.Лопухиной;
- подготовить сообщение о молитве как речевом жанре;
- подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».
Основные виды работы на уроке:
- лекция с элементами беседы, сообщения учащихся;
- запись установочного рассказа учителя;
- выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.
Учащиеся должны знать:
- основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;
- стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».
Уметь:
- анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать стихотворения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять план-конспект лекции учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
2. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя:
Мы продолжаем наше знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова, но урок мне хотелось бы начать с вопроса, на первый взгляд не имеющего ничего общего с поэзией. Что такое молитва?
(Это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.)
— Кто создавал молитвы?
(Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.)
— Это так, но каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова — но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Однако в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Известны ли вам такие примеры?
(Например, стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» и др.)
— В чем же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она отличается от молитвы канонической? Послушайте сообщение вашего одноклассника и выпишите в тетрадь типы молитв и укажите сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической.
3. Примерное сообщение ученика.
Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.
Изначально коммуникативная функция канонической молитвы – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.
Мишланов В.А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведением. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов».
В зависимости от того, какая из частей (восхваление или покаяние) доминирует, можно говорить о двух отдельных типах молитвы: молитве-хвалении и молитве-покаянии.
Молитва – хваление включает лишь обращения к Богу и возвеличивающие эпитеты.
Молитва – покаяние содержит, помимо стандартных обобщённых фраз о «безнравственности, неправедности, греховности» творящего молитву, страстные просьбы о прощении, милости.
Для настоящей молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.
И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.
Очень часто бывает сложно отнести то или иное поэтическое произведение к жанру молитвы. Оно как будто замаскировано, тайный смысл его скрыт от глаз, так что угадать жанр молитвы в обычном поэтическом произведении можно в основном только благодаря общему молитвенному настрою: поэт испытывает примерно те же чувства, что и творящий каноническую молитву.
Поэтическая молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы.
Примерные записи в тетрадях:
а) Типы молитв канонических: молитва-хваление и молитва-покаяние.
б) Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической:
Сходство | Различие |
Средства художественной выразительности | |
Адресация | |
Состояние мольбы | |
Некоторые поэтические приемы | |
Деление на жанры |
4. Слово учителя.
— Разговор наш о молитве не случаен, как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Очевидно, речь пойдет о стихотворениях М.Ю.Лермонтова, написанных в жанре молитвы).
— Совершенно верно, тема нашего урока «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».
Учащиеся записывают в тетради тему урока. (См. Приложение 1. Слайд 1)
Определим задачи урока: (См. Приложение 1. Слайд 2)
5. Лекция учителя с элементами беседы.
Обычно стихотворения, созданные в жанре молитвы принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?
На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.
Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
В Лермонтове, несмотря на чувство «безочарования», как назвал преимущественное состояние его духа один из критиков, и на то, что временами он не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, все-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах. Жизнь временами казалась Лермонтову полной, бьющей через край, обещающей счастье. О таких минутах поэт писал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»: (См. Приложение 1. Слайд 3).
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Религиозные мотивы проявляют себя в лирике Лермонтова с самых ранних его произведений. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:
Если таешь ты в страданье,
Если дух твой изнемог,
Но не молишь в покаянье:
Не простит великий Бог!
Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет не только реализовываться им в других стихотворениях, но даже станет одним из его любимых жанров. Некоторые из них так и будут названы – «Молитва».
Ученик читает стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
Слово учителя:
Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация.
— Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы?
(Данное стихотворение, скорее, не молитва, а рассказ о самом откровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не найдя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.)
Звуки в чудной молитве непонятны, но обладают «силой благодатной», исцеляя больную душу, внося в нее мир и избавляя от страданий. Однако такие минуты в жизни и в творчестве Лермонтова редки. По большей части, поэт ничего уже не просит у Бога. В другой «Молитве» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») он обращается даже не к Богу – Творцу мира, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница за всех грешников перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьей.
Чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» (См. Приложение 1. Слайд4)
Слово учителя:
История создания стихотворения.
Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадежность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завертывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной.
Сообщение ученика о В.А.Лопухиной.
(На экране проецируются портреты М.Ю. Лермонтова и Вареньки Лопухиной в костюме испанской монахини). (См. Приложение 1. Слайды 5,6).
Возможен просмотр фрагментов из художественного фильма «Лермонтов» режиссера Н.Бурляева.
Анализ стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»
Слово учителя:
В тексте стихотворения содержится обращение к Богородице, почитавшейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей. («Теплой заступнице мира холодного». Отметим игру антонимов: эпитет «холодный» — дань романтическому сознанию, равно как и позиция лирического субъекта – «безродного странника». Не сразу поэт открывает нам, о чем же он, собственно, просит (прием растянутого ожидания заимствован из фольклорной поэтики). Только во 2-ой строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины.
— С каким пушкинским стихотворением созвучна лермонтовская «Молитва» («Я вас любил…»)
— В чем сходство и различие этих произведений?
(У Лермонтова здесь нет никакой жертвенности: он желает героине не счастливой любви с кем-то другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, и – что очень важно – «покойной» старости.)
— О чем же просит лирический герой у Богородицы для своей возлюбленной?
(Вручая «душу достойную» Богородице, лирический герой просит, чтобы судьба «девы невинной» была счастливой и защищенной до смерти. Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым:
-внимательное окружение;
-покойная старость;
-незлобное сердце;
-исполнение желаний.
В последней строфе даже смерть рисуется в гармоничных тонах, наполненных красотой.)
Слово учителя:
Итак, поэт молится о том, чтобы вся участь «девы невинной» от рождения до «часа прощального» проходила под благим присмотром Богородицы. С точки зрения Лермонтова, только в этом случае человеку обеспечено естественное и спокойное пребывание в земном мире. Косвенным свидетельством такого натурального порядка служит необычное для поэта употребление эпитетов в их прямых предметных или эмоционально устойчивых значениях: молодость светлая, старость покойная, час прощальный, утро туманное, ночь безгласная, ложе смерти печальное.
Все это касается смысла стихотворения. Того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам. Он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе его трепетную мольбу за «деву невинную». В его стихе все живет и меняется вместе с его чувством: окраска слов и звуков, ритм. Мы уже заметили антонимичные противопоставления в 1-ой строфе, необычные эпитеты.
— Проследите за «одеждой» слов – звуками. Каким главным звуком создается звуковой фон стихотворения? Что, по- вашему, он помогает передать?
(Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся «у». Здесь во 2-ой строфе – 15, в 3-ей – 13, в 4-ой – 13 раз повторяется этот звук. Он помогает почувствовать заунывность молитвы, страстность мольбы. (Ср. звуковой фон стихотворений «Нищий», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим им тест. (См. Приложение 1. Слайд 7).
— Обратите внимание на лексический строй речи.
Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика – «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять»
-Какую смысловую нагрузку несет ритмический строй стихотворения? (См. Приложение 1. Слайд 8).
(Ритмические перебои в движении четырехстопного дактиля (имеются в виду сверхсистемные ударения) почти зримо отражают колыхание пламени свечи перед иконой, «яркое сияние» которой служит герою страннику поддержкой в его простой молитве).
Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим тест. (См. Приложение 1. Слайд 9)
Итоги урока.
Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы не потерять целостного восприятия, впечатления от этого произведения.
Каким вам видится лирический герой данного стихотворения?
Домашнее задание:
Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…» с другими «Молитвами» Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического «я» все меньше просьб в Богу. Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Литература.
- Жигалина С. Жанр молитвы в лирике М.Ю.Лермонтова. www.school-conference.narod.ru/thesis/literature/Jhgalkina_Svetlana_literature.do.
- Коровин В.И., Вершинина Н.Л. и др. Методические рекомендации к учебнику В.И, Коровина и др. «Русская литература XIX века». М., Просвещение, 2004.
- Миронова Н. Изучение литературы в 10 классе. М.Ю. Лермонтов. www.pereplet.ru
- Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: лермонтов молитва
Слайд 1
Молитва как жанр поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова. Молитва как духовное делание, как беседа с Богом для верующего человека. Интегрированный урок в 7 классе : литература, основы Православной культуры Учитель: Дашевская Светлана Владиславовна, ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с.Большая Глушица Самарской области
Слайд 2
Цели урока. Литература. 1.Отработка навыка анализа лирического произведения. 2.Повторение понятий теории литературы: роды литературы, жанры лирики, художественные средства лирических произведений (эпитет, метафора, олицетворение, антитеза, сравнение, оксюморон). 3.Знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями. Основы православной культуры . 1.Уяснение смысла и цели молитвы как духовного делания по очищению души, установлению Богообщения. 2.Знакомство с православными молитвами.
Слайд 3
Целью нашего урока является обсуждение художественных особенностей молитвы как жанра поэзии М. Ю. Лермонтова, а также уяснение православного понимания молитвы. Что же такое молитва в вашем понимании?
Слайд 4
Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все от Бога. Поэтому в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.
Слайд 5
Молитва – это духовное делание. Христианин, молясь, должен все свои душевные силы собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе и вдумываясь в слова молитвы. Нужно принуждать себя молиться, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается. Во время молитвы нужно иметь, прежде всего, смирение и сердечное сокрушение о своих грехах.
Слайд 6
Молитвы — крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству… Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы. Святой Ефрем Сирин Храм Святого Архистратига Божия Михаила села Большая Глушица
Слайд 7
Какие бывают молитвы? Чем они различаются? К кому обычно обращены молитвы? Сейчас мы послушаем молитву » Отче наш» (музыка П.Чеснокова) в исполнении мужского хора Самарской Православной Духовной Семинарии и подумаем, в чем ее смысл? Спас Вседержитель
Слайд 8
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 — 1841 Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837. Из коллекции Третьяковской галереи.
Слайд 9
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г Посвящено, по-видимому, Варваре Алексеевне Лопухиной, давней знакомой М.Ю.Лермонтова, женщине духовно близкой поэту, которую, по мнению исследователей, он искренне любил. Варвара Александровна Лопухина Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835-1838
Слайд 10
Каким чувством проникнуто стихотворение? К кому оно обращено? Как называет лирический герой Матерь Божию? Какой художественный прием употреблен поэтом и почему? Леушинская икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Слайд 11
Антитеза (от греческого: противопоставление) –одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
Слайд 12
Что же такое, на ваш взгляд, «мир упования», который нужен сердцу лирической героини? Верит ли лирический герой стихотворения в вечную жизнь? Как вы это поняли? Давайте послушаем Молитву «Царице моя Преблагая»
Слайд 13
Царице моя Преблагая Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси разреши ту, яко волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Слайд 14
Анализ стихотворения Как вы думаете, чем отличается молитва лирического героя от молитвы, услышанной нами? Почему лирический герой не просит о собственной защите? Как говорит он о своей душе? Как эпитеты раскрывают образ лирического героя?
Слайд 15
«Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного «.) Эпитеты помогают понять душевное состояние лирического героя, его вселенское одиночество. Душа без Бога теряет родство со всем живым.
Слайд 16
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г. Как изменилось настроение лирического героя второго стихотворения? Какие художественные приемы помогают создать светлое настроение, которым проникнуто стихотворение? Как вы понимаете слово прелесть? Владимирская Икона Божьей Матери .
Слайд 17
Прелесть Для светского человека » прелесть – это очарование, обаяние, привлекательность; приятные, пленяющие явления», так объясняется это слово в «Словаре русского языке» С.И. Ожегова. Для православного же христианина прелесть- это обольщение, хитрость, обман, ложь; состояние ложного духовного самосознания. Поэтому к слову прелесть никак не может быть применим эпитет «святая». Это взаимопротиворечащие понятия, так называемый оксюморон.
Слайд 18
Лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким странником. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена Благодатью Божией при обращении к молитве. Икона Божией Матери «Умиление «
Слайд 19
Мария Алексеевна Щербатова Стихотворение написано для Марии Алексеевны Щербатовой. Вот как пишет об этом А.О. Смирнова: » Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».
Слайд 20
Люблю я молиться в храме Божием, в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так легко; и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога. Святой Праведный Иоанн Крондштадтский
Слайд 21
Выводы Особенности молитвы как жанра лирики . Молитва — это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении. Молитва для верующего человека — это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни человека – обожение, достижение святости.
Слайд 22
Домашнее задание Литература. Написать сочинение – миниатюру на тему «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». Основы православной культуры. Написать сочинение на тему «Что такое молитва для меня?»
Слайд 23
Использованная литература 1. Будур Н.В. Православные иконы.- М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006 2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988. 3.Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. — М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003 4.Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина.- Санкт-Петербург, Сатисъ, 2001 5. Глаголева О.В., Щеголева Е.В. Православие: полная энциклопедия для новоначальных. — М., Эксмо, 2010.
Слайд 24
Конспект по литературе на тему «М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». (7 класс)
Урок №17
7 класс (литература)
Учитель Плетнёва И. А.
Тема. М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте.
Планируемые результаты.
Предметные
Иметь понятие о молитве как о литературном жанре в лирике М.Ю.Лермонтова.
Знать, что М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Молитва». Соотносить произведение М.Ю.Лермонтова с духовным жанром. Видеть различия между произведением поэта и религиозной службой.
Познавательные
Приобретение навыков интерпретации поэтического текста. Умение владеть информацией. Понимание лирического произведения. Анализ художественных средств. Комплексный анализ лирического произведения.
Коммуникативные. Воспитание речевой культуры и эстетического вкуса учащихся. Умение владеть словом. Умение сформулировать и высказать свое мнение. Умение договориться в паре и в группе. Уметь доказать свою точку зрения.
Регулятивные
Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить. Уметь работать по плану. Уметь формулировать выводы из коллективного обсуждения. Оценивать правильность выполнения своих действий.
Личностные
Определение своего эмоционального состояния. Ответственно относиться к учению.
Осознавать ответственность за работу в группе. Адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Изучение нового материала.
Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.
Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.
Чтение литературной статьи стр.137-140
У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году.
Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?
Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи
Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?
(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.
Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)
Стихотворение выразительно читается учителем.
Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения?
Что происходит с лирическим героем стихотворения в процессе молитвы?
Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает «я» лирического героя?
Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами?
Стихотворение «Молитва» написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Михаил Юрьевич давал двум другим стихотворениям в 1892 и в 1837 годах. Данное стихотворение было написано для княгини Марии Алексеевны Щербатовой. «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».
А вот стихотворение «Ангел» написано поэтом в семнадцатилетнем возрасте (1831). До 1880 ода издания стихов Лермонтова, как правило, открывались «Ангелом».
О чем это стихотворение? Как вы понимаете его главную мысль?
В записи, датированной 1830 г. он вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её напевала мне покойная мать». Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в создании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти . Мария Михайловна была музыкальна и успела передать этот свой дар сыну. Он верил в то, что некие звуки содержат отголоски звуков прекрасных небесных сфер, звуков, роднящих человека с вечностью, соединяющих его с теми, кого уже нет. Известный литературовед И.Н. Розанов считал, что сохранявшееся в черновике первоначальное заглавие стихотворения Лермонтова – «Песня Ангела» — «было гораздо точнее». Там же после второй строфы была ещё одна, опущенная:
О чем пел Ангел?
Как понимаете третью строфу?
Найдите строки, в которых передаётся признание превосходства небесного мира над земным?
Обратите внимание на композицию этого стихотворения. Из скольких строф состоит стихотворение?
Во всех ли строфах говорится об Ангеле?
Внимательно посмотрите на синтаксис этого предложения. На что указывает сочинительный союз «и» — употребленный 9 раз?
А вот как об этом стихотворении пишет В.А. Солоухин:
«Ангел – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Потом его поэзия превратится в потолок, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывшую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение «Ангел».
В сущности и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическом фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить её в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могу заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.
Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
А тут ещё в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там – она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти обморок. Потом он даже не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он её до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и, отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли».
Когда волнуется желтеющая нива…»
Зрелый Лермонтов, вопреки своим многим произведениям, в ряде стихотворений утверждает гармонию и на земле и на небесах.
Послушайте стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Оно написано в1837 году.
Какие картины рисует поэт? Какое время года? С помощью каких художественных средств создаются образы стихотворения?
Какую роль играют эпитеты и определения, обозначающие цвета?
Какую роль в создании образа выполняют олицетворения? Метафоры?
Какое значение имеет слово Сага?
О чём говорится в последней строфе? О чём поэт говорит впервые?
Каковы особенности синтаксиса стихотворения?
Вспомните, что такое инверсия? Найдите её в стихотворении.
Что обозначает многоточие?
4.Итог урока. Рефлексия.
5.Домашнее задание наизусть.
>Анализ стихотворения Лермонтова Благодарность
Благодарность
«Благодарность», стихотворение позднего Лермонтова (1840 г.), в котором в афористической форме с особой силой поэтической экспрессии подводится итог отношений поэта с «непринявшим» его миром.
Мотивы, нашедшие выражение в стихотворении, восходят к ранней романтической лирике, по-новому освещают тему богоборчества, завершая ее в творчестве Лермонтов, и смыкаются как со стихотворными («Гляжу на будущность с боязнью», «Дума», «Как часто. «, «Демон» и др.), так и с прозаическими произведениями («Герой нашего времени»). Обобщающий смысл стихотворения отчетливо проясняется при сопоставлении со стихотворением 1830 г. «Благодарю!»: если раннее «передает горькую иронию поэта над своими обманутыми надеждами в любви, то ирония второго перерастает в безрадостный итог всей жизни», что придает стихотворению программное значение и делает его одним из самых характерных лирических изъявлений жизненной позиции Лермонтова.
Трагическое чувство одиночества в мире и разлад с враждебной действительностью выливаются в дерзко-иронический вызов богу, основавшему несовершенный и парадоксальный мир. Обобщенности стихотворения способствует укрупнение масштаба лирического «Я», вступающего в непосредственный контакт с высшей духовной силой. «Ты» (бог) и «Я» (поэт) — два противостоящих друг другу, но равновеликих и могучих духа. Троекратное употребление выражения «за все», анафорическая архитектоника стихотворения также оттеняют абсолютный пафос отрицания, не ограничивающийся перечислением личных страданий, а простирающийся до отказа от жизни. Интимная форма обращения, предполагающая искренность и неподдельность благодарности, оборачивается страстными обвинениями, приоткрывающими силу внутренних переживаний лирического героя; их подлинность и философская глубина создаются нагнетанием ораторских формул, взаимопереходом, интимно-прозаической и патетической интонаций. Стихотворение отражает общую эволюцию стиля Лермонтов, связанную с отказом от романтической гиперболизации.
Художественный эффект достигается ироническим переосмыслением благодарности, выражаемой не за радости жизни, а за испытанные в ней страдания. Парадоксальность ситуации находит поддержку в употреблении оксюморонных, внутренне противоречивых словосочетаний («отрава поцелуя», «клевета друзей»), которые, составив сложные оппозиционные пары («горечь слез» — «отрава поцелуя», «месть врагов» — «клевета друзей») неожиданно оказываются уравновешенными в смысловом отношении и близкими по экспрессивной окраске. Ирония обнажена и в концовке стихотворения, звучащей как афоризм и противоположной по смыслу началу стихотворения. В этом трагическом итоге заключено бескомпромиссное и полное скорбной насмешки отрицание всего мироустройства, прощание с «пустыней» жизни, где был напрасно растрачен «жар души».
Лермонтов. «Благодарность»
В «Благодарности» 1 перечислены все «дарованные» Богом и выпавшие на долю лирического «я» «отрицательные» переживания, опустошившие его душу. «Благодарность», с этой точки зрения, представляет собой иронически окрашенную эпиграмму, выдержанную в сатирико-ораторских тонах с афористической концовкой и оксюморонными сочетаниями («горечь слез», «отрава поцелуя», «клевета друзей»). На этом фоне обычные обороты воспринимаются в том же противоречивом ключе («тайные мучения страстей», «месть врагов», «жар души, растраченный в пустыне»). Начав с иронической благодарности, Лермонтов в завершающей части стихотворения с довольно сильным сарказмом и вполне серьезно просит Бога ускорить свою смерть, дабы прекратить изъявление неподобающей благодарности. Так одно кощунство перекрывается другим, еще более дерзким:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил 2.
Вместе с тем наряду с «Благодарностью» Лермонтов пишет совсем другие стихотворения, в которых выражено иное отношение к Богу и к сотворенному им миру,— светлое и сочувственное. Среди таких стихотворений выделяются «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива. «, две «Молитвы». Во всех этих стихотворениях, в противоположность таким, как «Валерик» или «Завещание», Лермонтов не проявляет никакого стремления превратить «поэзию» в «прозу». Он не «ломает» стих, не заставляет фразы вступать в спор со стихом, избегает «прозаической» речи и ограничивает проникновение разговорных лексики и интонации в текст.
Традиция, которая питает стихотворение «Ветка Палестины», хорошо известна. Это стихотворение немецкого поэта Уланда «Боярышник графа Эбергарда», переведенное Жуковским и ставшее балладой «Старый рыцарь», и элегия Пушкина «Цветок». Жуковский в своем переводе заменил ветку боярышника веткой оливы. Его рыцарь пронес ветку «от святой оливы» через все сражения и битвы. Из ветки Палестины выросло дерево, и теперь старый рыцарь, сидя под ним, вспоминает о былых походах:
Вздыхает он глубоко
О славной старине
И о земле далекой.
Пушкин в стихотворении «Цветок» изменил сюжет и его детали: у него нет ни старого рыцаря, ни ветки боярышника или оливы. Появляется цветок, забытый в книге. Вместо мотива воспоминания поэт развил мотив «мечты», воображения: он видит цветок и старается отгадать, что с ним было. Перед мысленным взором Пушкина открывается картина влюбленности двух существ и возможные варианты их судьбы. Лермонтов меняет оливу Жуковского на пальмовую ветку из той же Палестины, из той же Святой земли. Он, как и Пушкин, погружен в мечты и стремится представить с помощью воображения, какова судьба ветки и судьба ее владельцев. В отличие от Пушкина, у Лермонтова исчезает мотив влюбленности. Поэт сосредоточен на изображении ветки как свидетеля событий на Святой земле, в святом граде («ветвь Ерусалима»), хранителя святости («святыни верный часовой») и ее святых символов веры («Кивот и крест, символ святой. «). Судьба ветки Палестины не свободна от печалей и бед, как и ее матери-пальмы:
И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы.
Пальмовая ветка обречена на разлуку с родным древом, но судьба оказалась милостива к ней и, скрасив тихое умирание, окружила природой, набожными людьми, ценившими святую чистоту земли, воды, солнца, высоких песнопений — молитв и преданий старины, которую она впитала. Поэт спрашивает у ветки («Скажи. «, «Поведай. «) и предполагает, что из святой земли Палестины ее как памятный знак святости перенес в иной, суровый северный край, возможно, христианский паломник или проповедник («набожной рукою»), который потом тоже был разлучен с родной духовной почвой («Грустил он часто над тобою? Хранишь ты след горючих слез?»). В той же роли мог оказаться и ангел или архангел 3 («Иль Божьей рати лучший воин, Он был, с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и Божеством. «).
Это видимое присутствие Святой земли и погружение в атмосферу святости особенно чувствуется, если принять во внимание скрытый, но подразумеваемый фон. В стихотворении отчетливо различимы два разных мира: Палестина и «этот край», в котором ветка Палестины — случайный гость, символизирующий святость, покой, гармонию в мире тревог и скорбей. В «этом краю», в противоположность святым местам (икона, лампада, кивот, крест), есть и разлука, и смерть, и печаль, и страдание. Примечательно, что не сама по себе ветка Палестины, условно говоря, умиротворена, а вокруг нее и над ней «Всё полно мира и отрады». Ветка, не получив «счастья», «вознаграждена» хотя бы тем, что пребывает в гармоничном и прекрасном мире. Лирический герой лишен и этого: его не только не покидает внутренняя тревога, сомнения и страдания, но и вне его — ни на земле, ни на небе — нет «мира и отрады». И все-таки, вопрошая ветку Палестины, он в конце концов склонен верить, что красота и гармония возможны, а стало быть, возможны примирение, согласие с Богом и признание его величия. 1 В стихотворении видят то ироническую любовную элегию, адресованную женщине, то инвективу, обращенную к Богу.
2 Легко заметить, что как сама «благодарность», так и просьба о смерти для христианина греховны.
3 Вполне вероятно, что здесь Лермонтов имел в виду своего ангела Михаила, «ангела предстояния» и заступника перед Богом; «Божьей рати лучший воин» — едва ли не архангел Михаил, великий ангел, архистратиг, предводитель небесного воинства; Михаил считался посредником между Богом и людьми, он выступал проводником душ, которые либо сопровождал к воротам небесного Иерусалима и помогал им их открыть, либо стоял у ворот со своей ратью, разрешая вход праведникам. Михаил являлся также хранителем таинственных письмен и магических слов, которыми были сотворены земля и небеса, и в православной традиции играл гармоническую роль культурного героя (см. Мифы народов мира: энциклопедия.—М. 1992,—Т. 2,—С. 158—160).
«Благодарность» М.Лермонтов
«Благодарность» Михаил Лермонтов
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарность»
Личная жизнь Михаила Лермонтова до сих пор полна тайн. Исследователи едины во мнении, что у поэта было много романов, однако он очень хорошо умел скрывать свои чувства. Именно по этой причине стихотворение «Благодарность», написанное в 1840 году, многие литературные критики приписывают одной из возлюбленных поэта.
Действительно, для этого есть веские основания, так как при первой публикации в произведении все местоимения «ты» автор написал с большой буквы. Однако позже выяснилось, что сделано это было умышленно – Лермонтов хотел ввести в заблуждение цензоров, которые действительно пришли к выводу, что стихотворение посвящено женщине. На самом деле, это был ироничный и достаточно колкий монолог, обращенный к Богу. И в контексте произведения его название «Благодарность» следует воспринимать в переносном смысле.
Конечно, первая строчка стихотворения не вызывает вопросов, потому как в обычае православных христиан – за все благодарить Всевышнего. Однако во фразе о «тайных мучениях страстей», которые на протяжении всей своей жизни испытывал поэт, можно уловить первые признаки иронии. Все дело в том, что по религиозным канонам именно вера и молитва освобождают человека от низменных желаний. Однако поэт, являясь глубоко набожным человеком, все же не смог преодолеть подобных искушений.
Лермонтов видит в Боге высшую силу, которая в состоянии сделать человека по-настоящему счастливым. Однако автору прошлось пройти через «горечь слез» и «отраву поцелуев», испытать «жар души», который превратил ее в настоящую пустыню. Поэт благодарит Господа «за все, чем я обманут в жизни был», и в этой фразе уже слышится не столько ирония, сколько обида и боль человека, на долю которого выпало слишком много разочарований.
Лермонтов считает, что судьба обошлась с ним слишком жестоко и несправедливо, лишив возможности быть счастливым. Конечно, взамен поэт получит острый ум и блестящий литературный талант, но его это совершенно не радует. Поэтому он считает свою жизнь пустой и никчемной, он разочарован и мечтает лишь о том, чтобы как можно скорее завершить свой жизненный путь. По этой причине в финальной фразе стихотворения Лермонтов проявляет свой сарказм в полной мере, заявляя: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще благодарил». То есть, фактически автор просит Всевышнего о скорой смерти, так как устал жить и нести бремя душевной боли, которую постоянно испытывает.
«Благодарность», анализ стихотворения Лермонтова
В XIX веке было принято за все благодарить Всевышнего, выражая слова благодарности в молитве. Молитва была широко распространена и как жанр поэзии. Известны «Молитвы» в творчестве поэтов XIX века: Федора Глинки, Николая Языкова, Александра Пушкина. В ХХ веке, в эпоху воинствующего атеизма, не побоялись создать свою «Молитву» Анна Ахматова. Осип Мандельштам, Николай Гумилев.
Были свои молитвы и у Михаила Юрьевича Лермонтова. Очевидно, что мальчик, росший без отца и без матери, все свое детство проведший в военной казарме, должен был просить у Бога помощи и благодарить его за помощь. Самым первым признанием поэта в своих грехах стало стихотворение, написанное в 15 лет. Герой со всей юношеской горячностью признается в своих страстях, ведь в христианском понимании страсть – высшая степень греха. Уже тогда юный поэт вступает в скрытую полемику с известной Нагорной проповедью, призывающей христиан «входить тесными вратами», потому что «широкие врата» ведут к погибели, а многие идут именно через них. Но герой Лермонтова умоляет «Всесильного» не карать его за то, что он больше любит «мрак земли могильной» с ее страстями, и обещает, что выйдет на «тесный путь спасенья», когда сможет освободиться «от страшной жажды песнопенья».
В возрасте 24 лет, в 1838 году, уже став известным поэтом, Лермонтов пишет еще одну «Молитву». начинавшуюся знаменитыми словами: «В минуту жизни трудную…» Стихотворение отличается особым восприятием. Очень много произведений поэта содержит мотив одиночества. Возможно, именно молитва, которую герой «твердил», помогала ему в трудные минуты жизни. Вера в Бога, в благодатную силу молитвы, не только избавляла героя от душевных мук, но и оставляла все сомненья далеко. Утраченная, но вновь обретенная вера оставляла у героя ощущение, от которого на душе «легко, легко».
Однако незадолго до своей трагической гибели, в 1840 году, Лермонтов пишет еще одно стихотворение, обращенное к Богу. Оно называется «Благодарность». но слова, звучащие в нем, воспринимаются так иронично, что каждому понятно: поэт подводит безрадостный итог всей жизни. Это стихотворение есть не что иное, как лирическая демонстрация жизненной позиции Лермонтова.
Современники усматривали в нем полемику с известным тогда произведением Василия Красова «Хвала тебе, Творец». Сын протоирея, он обладал даром красноречия, а стихи начал писать еще в семинарии. Стихотворение «Хвала Тебе» было написано в 1839 году и заканчивалось такими словами: «Благодарю, Творец, за все благодарю». У него адресат обозначен точно – это Бог. Читая стихотворение Лермонтова, не сразу понимаешь, кому выражена благодарность. Были и те, кто считал это любовным посланием. Поскольку герой упоминает и «горечь слез», и «отраву поцелуя», то читатели склонны воспринимать это как лирическое обращение к возлюбленной.
Однако последние строчки убеждают, что это дерзко-иронический вызов Богу, который, по мысли героя, создал слишком парадоксальный и несовершенный мир. В таком мире человек испытывает только чувство одиночества и разлад с действительностью, враждебной ему. Особенно горько звучат слова благодарности за то, что герой пережил не только «месть врагов» (что вполне допустимо), но и «клевету друзей». не только «горечь слез». но и «отраву поцелуя». За то, что его жизнь теперь больше напоминает пустыню, где он напрасно растратил «жар души» .
Шесть строчек, начинающихся одинаково, — поводом для благодарности, обрываются многоточием, а заканчиваются парадоксальной просьбой – устроить так, чтобы герой недолго благодарил Создателя. По сути, это почти не прикрытая просьба о смерти. Конечно, стихотворение свидетельствует о духовном кризисе поэта. Герой – alter ego самого поэта – открыто демонстрирует свое нежелание жить, он как будто идет навстречу смерти.
Однако исследователи творчества Лермонтова отмечали, что вызов Богу, содержащийся в последних двух строчках, свидетельствует о чрезмерной гордости героя. Ведь он даже не называет того, к кому обращена его «Благодарность», можно только догадываться, что речь идет о том, кого Красов с благоговением назвал Творцом. Причину своих несчастий герой видит в окружающей действительности, себя же ни в чем не укоряет. Гордость, граничащая с гордыней, не позволяет ему увидеть свои недостатки, ведь на его долю выпало слишком много разочарований.
>Слушать стихотворение Лермонтова Благодарность
>Темы соседних сочинений Лермонтов