Содержание
Обретение мощей Богородицы
История Пресвятой Девы Царицы Небесной Марии после распятия ее сына Господа Иисуса Христа была покрыта мраком неведения до сих пор. Сегодня я могу рассказать о последних годах жизни Богородицы и месте захоронения ее бренного тела.
После Вознесения Иисуса Христа, а фактически его ухода от дел в пределах Римской империи в 1010 году, Богородица перебралась жить в город Эфес (в современной Турции). Время от времени она посещала свой дворец во Влахерне, Константинополе, доставшийся ей от матери – византийской царевны Анны, сестры императора Константина. Царица Небесная много путешествовала, бывала на горе Афон и на Кипре. Богородицу всегда сопровождал Иоанн Богослов.
Византийские императоры из рода Кумиров были удалены от власти в империи, поэтому начались гонения на христиан со стороны новоявленных императоров. В 1024 году было решено провести обряд Успения Богородицы – для защиты от угрозы расправы. Господь всегда считал, что каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и знать трудное искусство уйти. Обряд провели в Константинополе в присутствии апостолов, туда же прибыл из Пакистана Иисус Христос. На третий час обряда Успения появился в помещении сам Златоуст в лучах небесной славы. Богородица поднялась с ложа, поклонилась сыну. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева передала свою душу Иисусу Христу Златоусту и Богу .
Когда похоронная процессия шла к месту захоронения Богородицы, на нее напали иудейские священнослужители и воины, стремясь прекратить обряд и сжечь тело Богородицы на костре. Особо отличился раввин Афоний, попытавшийся руками опрокинуть одр Богородицы. Ему что-то отсекло руки, и чудесный свет закрыл процессию, сделав ее невидимой для преследователей. Заснувшее тело Богородицы поместили в каменный гроб, вернее пещеру, вход в которую завалили огромным камнем. На третий день появился апостол «неверующий» Фома и попросил отворить гроб, дабы проститься с Богородицей. В гробу никого не оказалось, лишь благоухающие пелены. Эти ризы были переданы императрице святой Пульхерии в Константинополе и помещены во Влахернский храм.
В тот же день вечером, когда апостолы собрались в доме чтобы подкрепить себя пищей, им явилась Богоматерь и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божьей, который и доныне хранится в монастырях.
Живая и здоровая Богородица перебралась на жительство на Апеннины. Своей резиденцией она сделала дом в небольшом городке Лорето, что рядом с городом Анкона, в Далмации, на побережье Адриатического моря. Видимо, она много путешествовала и посещала северную Италию, Лазурный берег Франции, Испанию. Встречалась она с апостолом Петром, основавшим папский престол, ставшим первым папой католической церкви и поселившимся на месте древнего города этрусков, который называют сегодня «западным» Римом.
С XIII века известна Мадонна Лоретская (Дева Мария и младенец на крыше дома). Образ Девы Марии и младенца, находящихся на крыше дома, поднятого в воздух ангелами, которые поддерживают каждый из четырех его углов, иллюстрирует легенду, касающуюся святыни в Лорето. Она повествует о том, что «Santa Casa» – дом Марии и Иосифа в Назарете, тот самый, в который пришел ангел Благовещения, – был унесен в безопасное место ангелами в 1291 году, когда сарацины изгнали крестоносцев из Святой Земли. Сначала ангелы перенесли его на берег Далмации, но постоянным его местом стал Лорето – городок неподалеку от Анконы. По официальной версии, эта легенда родилась в Италии в XV веке, использовалась иезуитами с конца XVI века, чтобы превратить этот город в центр паломничества. На самом деле, сохранилась информация о том, что Богородица жила в этом доме в XI веке, но в XVI веке в католицизме утвердилась новая хронология Скалигера, и библейские события были отодвинуты на 1000 лет от истинных дат. Вследствие этого пришлось облекать реальные библейские события в легенду, а настоящий дом Богородицы превращать в копию дома из Назарета.
Для конспирации Богородица, видимо, сменила имя и стала называться царицей Иулианой или Юлианой. В этом качестве она иногда бывала и в своем дворце, что в Константинополе. На закате земной жизни Царица Небесная решила построить в Киеве церковь Успения и там навеки сохранить в гробу свое бренное тело.
Для выполнения намеченного плана Богородица прибыла в Константинополь в начале 50-х годов ХI века, где случились следующие события, известные по книге «Патерик Печерский або Отечник» от 1902 года, переизданной в 2002 году типографией Киево-Печерской лавры в Киеве. Они приведены в «Сказании о Святой Чудотворной церкви Печерской каменной Успения Пресвятой Богородицы», стр. 118 – 137, написанном Епископом Симоном .
По словам Симона, через несколько лет после вручения варягом Шимоном Африканом преподобному Антонию, основателю Киево-Печерской лавры, личных вещей Иисуса Христа – венца и пояса, в Киеве появились четверо зодчих из Константинополя. Венец предполагалось поместить над алтарем будущей церкви, а пояс должен был стать мерой длины для строителей. Размер церкви должен был составлять двадцать поясов в ширину, тридцать в длину и пятьдесят в высоту. Венец и пояс Шимон хранил долгие годы, и Господь оберегал варяга во время многочисленных битв и сражений. Ведь эти реликвии для будущей церкви Богородицы в Киеве передал Шимону в Константинополе перед своим распятием сам Иисус Христос.
Зодчие встретились в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием в Лавре и рассказали им следующую историю (приведу ее подробно): Однажды утром, когда мы спали в наших домах, на восходе солнца к каждому из нас пришли благообразные юноши, говоря: «Зовет вас Царица во Влахерну». Мы же пошли, взяв с собой друзей, и родственников своих, и встретились во Влахерне, придя все в одно время. Мы увидели Царицу и множество воинов вокруг нее и поклонились ей. И она сказала нам: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве; повелеваю вам взять с собой золота на три года и идти строить ее». Мы же, поклоняясь, сказали ей: «О, Госпожа Царица, ты посылаешь нас в чужую страну, к кому туда идем мы?» Она же сказала: «Я посылаю здесь предстоящих, Антония и Феодосия». Мы спросили: «Ты на три года даешь нам золота, Госпожа; так скажи им, чтобы у нас была пища и все нужное. Сама знаешь ты, чем нас наградить». Царица же сказала: «Этот Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой. Феодосий же пойдет за ним на второй год. Итак, возьмите золота до избытка и идите. А наградить никто не сможет так, как я. Я дам вам то, что глаз не видел, ухо не слышало, что не приходит на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Приду я сама видеть церковь и хочу в ней жить».
Дала же она нам и мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Федора, говоря: «Положите это в основание церкви». Мы же, взяв святые мощи, золото и прочее, нужное нам, спросили царицу о величине церкви. И она сказала нам: «В меру послала я пояс сына моего по его повелению; но выйдите на открытое место, и увидите размеры ее». Мы вышли и увидели церковь на воздухе, и вернувшись, поклонились опять царице и спросили: «Госпожа, в чье имя будет церковь?» Она сказала: «Хочу назвать ее в мое имя». Мы не дерзнули спросить ее, как ее имя. Царица же сказала сама: «Церковь будет Богородичная». И она дала нам эту святую икону, говоря: «Она да будет Наместницею!» Мы, поклоняясь, пошли в дома свои, имея с собой эту икону, которую приняли из рук царицы.
Зодчие сказали преподобным Антонию и Феодосию, что они де проводили их до корабля, и, пробыв по отъезде преподобных дома один месяц, отправились в путь из Царьграда и на десятый день прибыли в Киев.
Преподобный Антоний отвечал мастерам: «Чада, мы никогда не выходили к вам с этого места». Затем: «О, чада, великие благодати сподобил вас Христос, потому что вы исполнители его воли. Те благообразные юноши, звавшие вас, – пресветлые Ангелы, а Царица во Влахерне – это явилась вам, видимо, сама Пресвятая, Чистая и Непорочная Владычица наша Богородица и Присно – Дева Мария. А воины, которые окружали ее, – это тоже бесплотные Силы ангельские. Относительно же нашего сходства и вручения вам золота – Бог один знает, как сотворил он с рабами своими. Благословен приход ваш, и добрая с вами Спутница – эта честная икона Госпожи Богородицы: Она дарует вам, как обещалась, то, что глаз не видел, и ухо не слышало, и что не приходило на сердце человеческое (1 Кор. 2, 9). Ибо этого никто не может дать, только она сама и сын ее, Господь Бог и Спас наш Иисус Христос, чей пояс и венец принесены здесь варягом, и сказана была мера ширины, длины и вышины той пречистой церкви, о чем был с неба, от велелепной славы, голос Симону варягу, давшему нам этот пояс».
Таким образом, настоятели Лавры обратили эту реальную историю в легенду и чудо. Однако, Богородица лично вручила мастерам в присутствии своих друзей Антония и Феодосия золото, икону, мощи святых, дала план церкви и поручила выполнить сложный заказ на своей родине, в Руси. Также она ясно и недвусмысленно заявила, что собирается обрести покой в новом храме Успения Богородицы. По официальной хронике Нестора, храм Успения Богородицы начали строить только в 1073 году, затем, через несколько лет, прибыли восемь иконописцев из Царьграда, также заранее оплаченных золотом за роспись храма и обучение иконописи русских мастеров.
Считается, что Церковь была закончена и освящена 14 августа 1089 года. На самом же деле, полагаю, что эти события происходили на 20 лет раньше. Церковь начали строить в 1051 – 1053 годы, а закончили – в 1069 году. Фундамент и стены ее были возведены за три года от начала строительства. Роспись храма началась через 10 лет после начала строительства.
Очевидно, в период строительства храма Царица Небесная закончила свой земной путь и умерла в Лорето где-то в середине 60-х годов XI века. Тело Пресвятой Девы было облачено в царские одежды и драгоценности, помещено в специальный гроб, на котором написали только имя – царица (княгиня) Иулиания или Юлия. Затем гроб морем отправили в Киев. Останки Богородицы были похоронены в римском гробу, видимо из мрамора, у стены храма Успения Богородицы перед пределом святого Иоанна Предтечи.
Долгие столетия тело Царицы Небесной лежало в покое в месте, определенном самой Богоматерью. Наступил XVII век, время разгула смуты на Руси, вызванной деяниями преступного царя Ивана Грозного и ошибками православной церкви. Прошло менее 600 лет от погребения Пресвятой Девы.
Дальнейшие события описаны по упомянутой выше книге, в главе «Сказание об обретении честных мощей Святой Иулиании девственницы», стр. 337 – 340. Отмечу сразу, что Печерская лавра была мужским монастырем. Официальная церковная версия призвана устранить недоразумение и странность нахождения гроба неизвестной девственницы.
Около 1617 года, в дни архимандрита Печерской лавры Елисея Плетецкого, в Киеве скончалась некая девственница, которую вроде бы решили похоронить в Печерском монастыре. «Стали копать гроб близ Печерской церкви Успения Пресвятой Богородицы, перед пределом святого Иоанна Предтечи. И вот копающие неожиданно нашли честные мощи святой богоугодной княжны Иулиании, почитающие в нетлении. Умершая лежала, будто живая – уснувшая; тело ее было благообразно и бело. Почившая была одета в многоценную, украшенную шелковыми и золототкаными обложениями одежду; на шее – золотые гривни со многими бисерами, на руках – золотые драгоценные кольца, на голове – девичий золотой венец с бисерами; в ушах были золотые серьги, украшенные золотыми бисерами и драгоценными камнями. Лежала она при церковной стене, головой на юг и ногами на север… Все ее одеяние казалось совершенно новым, словно никто не прикасался к нему».
Но лишь только прикоснулись к ее одеждам, как они рас¬сыпались в прах. Осталось одно ее нетленное тело, к которому как бы не дерз¬нула прикоснуться смерть, и еще – драгоценные украшения на ее руках. Святую девицу облекли в новую одежду и положили в юго-западном углу Великой Успенской церкви, но без почестей, подоба¬ющей святым.
Очевидно, что архимандрит Елисей Плетецкий был в ужасе – откуда в мужском монастыре взялся гроб девственницы? Полагаю, что был найден такой выход из скандальной ситуации. Усопшую причислили к роду князей Ольшанских , потому-де, что она была усопшей дочерью последнего князя Григория Ольшанского, который был благотворителем Печерской лавры около 60 лет назад. Официально объявили, что рядом с гробом нашли табличку, на которой было написано: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Григория Ольшанского, представившаяся девой, и лето от рождения своего 16-ое». Эта идея понятна, ведь ни у кого, кроме князей Ольшанских, девушек не называли Иулианами (Ульянами).
Если в действиях архимандрита Елисея Плетецкого и усматривать подлог, то, надо сказать, что он был выполнен с удивительной точностью и размахом. В те времена люди ничего не знали о генах и ДНК, но понимали, чья кровь течет в венах. Ведь все князья Ольшанские по женской линии имели гены Пресвятой Богородицы. В 1349 году за основателя династии Великого князя Ольгерда была выдана замуж княгиня Ульяна (Иулиания) Александровна Тверская, дочь Александра Михайловича Мономашича Рюриковича, ведущего свой род от Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого и Ольги, дочери византийского императора Иоанна Комнина. Сам Всеволод Большое Гнездо был сыном Владимира Мономаха, внука Спасителя и правнука Богородицы. Поэтому анализ ДНК честных мощей святой Иулиании однозначно покажет наличие генов Рюриковичей и самой Богородицы.
Об удивительной находке в Лавре узнали католики и масоны из Европы.
В 1617 году в монастырь пришел некий человек – кто он, никто не знал. Как оказалось потом, это был еретик, последователь Ария, по имени Василий.
«Притворившись верующим и приняв внешний вид благоговения, он явился в монастырь, будто бы с целью посетить святые места и поклониться чудотворным мощам святых Печерских угодников. Он вошел дерзновенно в великую Печерскую церковь. Скрывая свое лукавство, он обратился к диакону Ливерию, в то время экклесиарху, с просьбой открыть ему раку блаженной княжны Иулиании. Лицемерный пришелец выражал при этом желание поклониться тем мощам. Просьба его была исполнена; он начал лицемерно кланяться. Но вот экклесиарх на время отлучился. Богомерзкий льстец тогда и решился привести в исполнение задуманное. Приступив к честным мощам святой Иулиании и как бы усердно лобызая их, он ухитрился снять драгоценный перстень с перста правой руки святой княжны. Совершив кражу и радуясь приобретению, похититель стал выходить из церкви. Едва только он ступил за церковную дверь, как внезапно взбесился; он упал на камень и стал кричать, как неистовый вол, и болезненно метался во все стороны. В таких мучениях святотатец вскоре и испустил дух… Желая узнать причину такового события, игумен приказал внимательно осмотреть умершего: нет ли при нем какой-либо похищенной церковной вещи. Его осмотрели и в пазухе нашли перстень».
Перстень оказался из раки Иулиании. Его положили к иконе Пресвятой Богородицы между прочими священными утварями. Святотатца похоронили вне пределов монастыря.
Прошло немного времени, и митрополитом Киевским и архимандритом Печерским стал Петр Могила. Он рассказал, что «явилась ему в чудесном видении святая богоугодная княжна Иулиания, обличая за небрежение ее святых мощей и за маловерие к ним (после обретения мощи были оставлены без достойного украшения, им не воздавали почести). Тогда пастырь повелел немедленно искусным и благочестивым девственницам иноческого чина приготовить для святых мощей достойные одеяния и благолепную утварь. По его повелению также была сделана новая рака, в которую и были положены благочинно святые мощи; они были торжественно перенесены в иное место. Облекшись в святительские одежды и созвав весь освященный собор, Петр Могила совершил праздничное моление и пение, с благодарением Богу и Богородице и преподобным отцам Печерским за явление честных мощей святой девственницы».
На гробнице святой тогда была сделана надпись: «По воле Творца неба и земли живет по всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий… Райския селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный…»
Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря Феодосию Сафоновичу. Игумен имел видение. После утреннего пения и выхода из церкви он уснул, и вот во сне ему явился в лучезарном свете лик многих святых дев. Одна из них сказала ему: «Я – Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же почему вменяешь меня и мощи мои ни во что? Ради этого Господь и явил тебе знамение, дабы ты понял, что и я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитать святую Иулианию еще больше стали. Игумен Феодосий никогда не забывал поклониться благочестиво, со всяким усердием, со смирением и умиленным лобзанием нетленным мощам святой угодницы Иулиании.
Однако мощи никому не известной святой Иулиании, видимо, раздражали многих монахов и руководителей монастыря. Ведь никто до сих пор не нашел документального подтверждения существования княгини Иулиании Ольшанской, дочери князя Григория Ольшанского. Да и чудесные явления святой вызывали смешанные чувства у братии Лавры.
Не могу назвать случайной трагедию, разыгравшуюся в храме Успения Пресвятой Богородицы позднее. В 1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки мощей были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где хранятся до сих пор. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Ближних Лаврских пещерах. В 1889 году по ходатайству архиепископа Волынского Модеста часть святых мощей была перенесена в кафедральный собор г. Житомира. Есть частица мощей и в церкви в Гольшанах, родовом гнезде князей Ольшанских.
Считается, что эта святая – первая помощница женщинам в исцелении болезней души. Она предстательствует за них вместе с другими святыми нашими пред Пречистой Матерью Господа и вместе с Нею – пред Престолом Святой Троицы. Она же – заступница невинных дев.
На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры. Дни памяти святой – 6 июля и 28 сентября. На иконах святую Иулианию изображают с копной белых волос. Однако она не блондинка, а полностью седая.
Вот такая загадочная история с XVI века и по XVIII век происходила в церкви Успения Богородицы, что в Печерской лавре. Однако все тайное становится явным. Ложь не может жить вечно.
Пресвятая Царица Небесная обрела свой покой в пределах своей церкви Успения Богородицы в Печерской лавре. Она сама заказала строительство храма, оплатила работы строителей и иконописцев, предложила проект сооружения, дала зодчим святые мощи и свою икону. После земной смерти в начале второй половины XI века ее нетленное тело было перенесено в Киев и похоронено в ее вечном доме. Покой Богородицы продлился всего около 550 лет.
В 1617 году ее гроб вскрыли монахи Печерской лавры, нарушили покой нетленного тела, уничтожили погребальную одежду Царицы Небесной. В течение ста лет к останкам относились без должного уважения и почтения, они лежали без надлежащего благочестия в пределах церкви. Для предотвращения осквернения могилы самой Богородице пришлось наказать смертью похитителя ее перстня. Святотатец был из еретиков – ариан. Очевидно, что его послали масоны Запада, чтобы доставить им личный предмет Богородицы. Они, видимо, были в курсе того, чье тело нашли в Лавре в 1617 году.
Как тут не догадаться. Нашли нетленное тело женщины, которая всю жизнь была девственной, поэтому ее и похоронили в наряде девы. Волосы ее за сто лет жизни полностью поседели, а тело было молодым, т.к. она была избранницей Бога, Царицей Небесной. Старость коснулась только ее волос. Царевна была положена в гроб в императорских украшениях. На гробу, сделанном, видимо, из мрамора итальянскими мастерами была надпись, которая гласила, что в нем покоится царевна (княжна) Иулиания, или Юлия. Так звали Царицу Небесную в Далмации, Италии. Одежды Богородицы рассыпались в прах, так как возраст ткани был около 550 лет, и лежали они под землей. Богородица после обретения ее мощей являлась во сне архимандритам Печерской лавры, но те боялись признаться в этом, говорили о явлении святой Иулиании, так как не могли себе представить, что эта тело самой Богородицы. Ведь они были уверены в том, что Богородица жила за 1700 лет до их времени и тело Царицы Небесной исчезло из гробницы после ее Успения. Ложь скалигеровской хронологии и махинации католической церкви, иудейских богословов и масонских историков сделали свое дело. В православии укрепилась ложь. Православные люди и священство не могли принять и понять тот факт, что Богородица была русской варяжкой из рода Рюриковичей и княжной, дочерью Великого князя Владимира Красное Солнышко и византийской царевны Анны. Не понимали они и того, почему Богородица объявила, что она покровительница Руси, ведь она заботилась о своей родине, Не назовешь странным и желание Богородицы обрести земной покой на своей родине, на земле своего отца – в Киеве, в своей собственной церкви Успения Богородицы в Печерской лавре.
Неизвестное происхождение гроба и чудеса, творимые Иулианией, привели к недоверию среди монахов. В результате было осуществлено величайшее кощунство в истории христианства. Нетленное тело Богородицы было подвержено воздействию огня. Пожар 1718 года нанес непоправимый ущерб останкам Пресвятой Девы Марии. То, что не смогли в 1024 году сделать раввины, возглавляемые Афонием в Константинополе, возжелавшие сжечь тело Богородицы, совершили грешники и богохульники в Киеве через 700 лет.
После пожара тело Пресвятой Девы Царицы Небесной Марии было перенесено из церкви в Нижние пещеры, что в очередной раз нарушило волю Богородицы. С приходом большевиков к власти в 1917 году преступления продолжились. В 1941 году древнейшая Печерская церковь Успения Богородицы была взорвана, а икона Богоматери, наместницы храма, исчезла (возможно, была украдена).
Немного истории
Согласно писаниям, Богородица скончалась в Иерусалиме, где проживала в скромном жилище и отдалении от людей после распятия и вознесения Христа. Когда ангел возвестил ей о приближающейся кончине, Дева Мария пожелала видеть апостолов, и они были чудесным образом перенесены к порогу ее дома. Богородица была погребена апостолами у подножия Елеонской (Масличной) горы, в Гефсимании, в небольшом подземном склепе. Апостол Фома, однако, отсутствовал при погребении и, прибыв в Иерусалим лишь через три дня, попросил открыть гроб, чтобы проститься с Девой Марией. Однако гроб оказался пустым — Богородица была взята святым воинством на небеса. С тех пор место погребения Пресвятой Девы почитается одной из самых значимых христианских святынь: уже в 4 веке над ним была построена первая церковь. Современная церковь Успения Пресвятой Богородицы была сооружена в 12 веке, неоднократно разрушалась в верхней части, но место погребения Девы Марии оставалось нетронутым.
Камень, на который было положено тело Девы Марии, скрыт на полметра под престолом — здесь совершает богослужения Русская православная церковь.
Что посмотреть
Могила Богородицы на Масличной горе располагается в подземном основании церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, на территории Иерусалима. Внешний вид храма довольно скромен: строгий каменный фасад романского стиля, высокий портал и небольшая деревянная дверь, от которой спускается в подземелье каменная лестница из 50 ступеней 6-метровой ширины.
Подземная часть церкви в архитектурном плане представляет собой крест. В его восточной части, справа от лестницы, вы увидите небольшую часовню — это и есть место погребения Богородицы. Камень, на который было положено тело Девы Марии, скрыт на полметра под престолом — тут совершает богослужения Русская православная церковь. Над престолом висят многочисленные лампады. Остальные 8 престолов располагаются с внешних сторон кувуклии — здесь служат копты, армяне, сиро-яковиты и представители других ветвей православного христианства, есть и место для мусульманских молений.
В восточной части церкви непременно стоит поклониться чудотворной и исключительно почитаемой Иерусалимской иконе Божией Матери, заключенной в ковчег из розового мрамора. По преданию, это один из 70 образов Богородицы, писанных евангелистом Лукой.
> Практическая информация
Адрес: Иерусалим, Гефсимания, церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь открыта ежедневно с 8:00 до 18:00.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века
История
Первое письменное упоминание о церкви на этом месте датируется VI веком, когда над гробницей Богородицы была построена круглая церковь императором Маврикием Тиберием. Храм был разрушен персами в 614 году. Затем церковь была перестроена и имела два уровня.
В VII веке гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.
Затем церковь вновь была разрушена (вероятно при Аль-Хакиме в 1009 году), но гробница Богородицы оставалась сохранной. Крестоносцы восстановили её также как 2-х этажную в 1130 году и сделали храмом бенедиктинского монастыря, назвав: «Аббатская церковь Пресвятой Девы Марии Иосафата». Монастырский комплекс включал ранние готические колонны, красно-зеленые фрески и три защитные башни. Королева Мелисанда, дочь короля Балдуина II, была похоронена в нижней церкви в 1161 году.
Церковь была разрушена воинами Салах-ад-Дина, взявшими Иерусалим в 1187 году, но нижний уровень с гробницей сохранился, поскольку мусульмане почитают Марию как мать пророка Исы.
С 1363 по 1757 год церковь принадлежала францисканцам. Затем турки передали храм Греческой православной церкви (Иерусалимской) и Армянской церкви. Сирийская и Коптская православные церкви получили лишь право на совершение богослужений.
Лестница, вид от входа в церковьГробница Богородицы (кувуклия), вид с запада
Описание
Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится почитаемая чудотворной Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии, вероятно в начале XVII века во время турецкого владычества, был устроен михраб, так как мусульмане также почитают Деву Марию, и турки использовали церковь в качестве мечети.
Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.
Приделы и престолы
Церковь имеет по меньшей мере девять престолов, и в настоящее время в ней совершают богослужения православные и представители древневосточных православных церквей (армянской, коптской и сиро-яковитской). Католические и протестантские богослужения в храме не совершаются.
Каменное ложе Богородицы в кувуклии (сверху православный престол)Придел святых Иоакима и Анны, справа от лестницы
- Православный престол (главный) — внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери, на высоте чуть более полуметра над ним. С недавних пор армяне также получили право совершать на нем службу. Над престолом висят лампады.
- Православный придел святых Иоакима и Анны — справа при спуске по лестнице, на 23-й ступени. Здесь погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует надпись на вмурованной в пол каменной плите.
- Православный престол в честь святого Иоакима — у восточной стены придела Иоакима и Анны. По преданию он похоронен под этим престолом.
- Православный престол в честь святой Анны — у северной стены придела Иоакима и Анны. По преданию она похоронена под этим престолом.
- Армянский придел праведного Иосифа Обручника — слева при спуске, примерно в середине лестницы, с 1814 года принадлежит армянам.
- Армянский престол в честь праведного Иосифа Обручника — по преданию он погребен под этим престолом.
- Православный престол в честь святого первомученика Стефана — сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены.
- Православный престол в честь святого Николая — в северной части храма.
- Армянский престол — пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в неё.
- Сиро-яковитский престол — около северного выхода из кувуклии, в особом небольшом приделе.
- Коптский престол — в западной части церкви.
Свидетельство игумена Даниила
Христианки у гробницы Богородицы, Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи, 1871
В начале XII века паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви.
Церковь Успения Богородицы
Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу.
Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII в. Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Нижняя часть церкви представляла собой пещеру в форма креста, большая часть которой была вырублена в скале.
Небольшой верхний храм на восьмиугольной основе над этим местом был построен в V веке иерусалимским патриархом Ювеналием (во время правления византийского императора Маркиана в), был разрушен персами в 614 г., но вскоре восстановлен.
Пилигрим Аркуф, посетивший её в 680 г. писал, что церковь состояла из двух уровней: в верхнем было 4 алтаря, в нижнем один алтарь и Гробница Богородицы.
Лестница вид снизу Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора (680–681 гг.), по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Святой пояс, находится сейчас в обители Ватопед на Святой Горе Афон в Греции.
Церковные летописи IX в. сообщают, что в церкви служили 13 пресвитеров и священников, 6 монахов и 15 монахинь.
В последующие столетия церковь разрушали несколько раз, но при этом Гробница Богородицы не пострадала, поскольку мусульмане почитали её как гробницу матери пророка Исы (Иисуса), а также потому что во время своего Ночного полёта из Мекки в Иерусалим Пророк Мухаммед видел свет над Гробницей Марии.
В 1130 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти (1161 г.) была погребена в крипте храма.
У престола св. Стефана можно написать записки и взять свечи Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
При церкви был организован бенедиктинский монастырь с тремя башнями для защиты комплекса. Королева Мелисенда похоронена в крипте верхней церкви в 1161 г.
После падения крестоносцев в 1187 г. Саладин разрушил большинство сооружений верхней церкви, но не тронул нижнюю. После ухода крестоносцев за Гробницей Богородицы следили францисканцы, а в настоящее время совместно Греческая, Армянская, Сирийская и Коптская православные церкви и мусульмане.
План Гробницы Богородицы
Гробница Богородицы находится под землёй, только фронтон с готическими арками XII в. расположен над поверхностью земли. Вход в с юга. От входа вниз ведет широкая (6,5 м) каменная лестница из 48 ступеней.
Подземная церковь (34 м в длину и 6 м в ширину) имеет форму креста и в ней находится кувуклия-часовня 2 x 2 м с гробом Богородицы. Кувуклия покрыта мрамором и украшена драгоценностями, ее освещают 24 серебряных подсвечника и несколько лампад.
Каменное ложе Богородицы в кувуклии. Сверху православный престол Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая икона Божья Матерь Иерусалимская русского письма, , которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.
Приделы и престолы
Церковь имеет по меньшей мере 9 приделов и престолов, в которых в настоящее время время совершают богослужения православные христианские конфессии:
В середине лестницы (на 23 ступени справа при спуске) имеются два придела:
1-2. Правый — в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом). Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.
3. Левый придел освящен в честь Иосифа Обручника ( по приданию, он похоронен под этим престолом). С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.
4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.
5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма.
6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.
7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.
8. Престол Сиро-яковитской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии в особом небольшом пределе.
9. Предел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.
С южной стороны кувуклии устроен михраб — молельня для мусульман.