Содержание
«Бог Отец наш» или «Бог, Отец наш»
Читая послания апостола Павла церквям, вы могли заметить одну закономерность: практически в каждом из посланий Павел пишет слова, примерно такого содержания:
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
Рассмотрев все места с упоминанием слова Отец в Новом Завете, мы пришли к выводу, что в этих местах писания, как правило, присутствует то ли пунктуационная ошибка, то ли намеренное искажение смысла с целью подтверждения определенной доктрины.
Синодальный перевод передает мысль Павла таким образом: Бог Отец, являющийся отцом по отношению к Богу Сыну, первая ипостась троицы, совместно со со второй ипостасью троицы да даруют вам благодать и мир.
Желание доказать всем поклонникам Арианства, что Бог — троица исказило куда более глубокий смысл. Ведь на самом деле слова Павла должны написаны так:
благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа
Данное написание используют практически все современные переводы, в том числе и Библия короля Якова. Таким образом мы видим, что на самом деле Павел пишет, что нас благословит не просто первая ипостась Троицы, а Бог, которого уже мы можем назвать своим Отцом, и с которым стали близки посредством крови Иисуса Христа, которому молимся «Отче наш» и к которому Духом взываем «Авва, Отче».
Теперь, когда у вас есть представление о цели написания статьи, я бы хотел перейти к фактам и начать сухое, кропотливое исследование писания.
Бог стал нашим отцом
Если вы вспомните все молитвы из Ветхого Завета, то заметите, что никто в Ветхом Завете не обращается к Богу со словами Отец. И это не потому, что до Христа люди не знали учение о троице и не могли обращаться к ее первой ипостаси. А потому, что тогда у человечества был иной статус по отношению к Богу. После греха Адама все без исключения люди были изгнаны из рая и стали посредством греха врагами Богу. С самого рождения человек был грешен и Божию благодать нельзя было получить автоматически. Униженное положение человечества должно было побудить людей искать Бога, чтобы по его милости он вернул нам то, что мы так не ценили в раю.
Истинное примирение людей с Богом должно было произойти только через Иисуса Христа. Задолго до прихода Господа на землю, Бог, посредством образования народа Израиля и установления через Моисея закона, в виде образов указал на грядущее избавление человечества. Кем тогда Израиль был по отношению к Богу? Их отношения можно сравнивать с отношениями слуги или раба с их владельцем. Бог, выведя евреев из египетского рабства и искупив их первенцев, стал полноправным Господином израильского народа.
С приходом на землю Иисуса Христа все изменилось. Вспомните, как возмущались фарисеи, когда Иисус называл Бога своим отцом:
37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38. а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их…
(Св. Евангелие от Иоанна 10:37-39)
Евреи считали Иисуса богохульником, т.к. он, по их мнению обычный человек, приравнивал себя к Богу, называя его своим отцом:
33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
(Св. Евангелие от Иоанна 10:33)
В обычном понимании может показаться, что Иисус просто представляет себя как вторую ипостась троицы. Однако евангельская мысль гораздо глубже доктринальных заморочек современных и древних богословов. Иисус, находясь в теле, внешне был обычным человеком, и называя Бога своим Отцом, он в первую очередь показывал людям на те взаимоотношения, которые человечество может получить и указывал на себя, как на того, кто знает как стать Сыном Божьим и может привести к этому других людей.
Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, очень хорошо понимал эту грань служения Господа. Свое евангелие он начинает такими словами:
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:12,13)
Иисус был предвестником усыновления человеков Богом. Вспомните как он учил своих учеников молиться:
9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…
(Св. Евангелие от Матфея 6:9)
Сейчас мы читаем эти слова как само собой разумеющиеся, однако в первом веке это было чем-то сногсшибательным — называть Яхве своим Отцом.
9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах…
(Св. Евангелие от Матфея 23:9)
Не думаю, что на момент произношения этих строк кто-то из учеников понимал слова Господа в полной мере. Потому что родиться свыше — это не просто назвать Бога Отцом и что-то там в себе чувствовать. Усыновление произошло в пятидесятницу, когда на первых христиан сошел Дух Божий.
15. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
(Послание к Римлянам 8:15-17)
Единственный стих Синодального Перевода, где мы видим правильную пунктуацию находится в Первом послании Тимофею. Самое разумное объяснение этому факту — желание переводчиков хоть в одном месте сохранить изначальный смысл. Обратите внимание на то, как правильно стоят запятые и как это меняет смысл всего стиха.
2. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
(Первое послание к Тимофею 1:2)
В остальных аналогичных местах запятых нет, и это мы объясняем желанием искусственно создать аргументы для доктринальной войны с противниками учения о троице.
В приведенных ниже стихах запятые, выделенные красным цветом — наша исправленная версия Синодального перевода. В оригинальном тексте перевода их, увы, нет.
- 7. всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
(Послание к Римлянам 1:7) - 3. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
(Первое послание к Коринфянам 1:3) - 2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
(Второе послание к Коринфянам 1:2) - 2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
(Послание к Ефесянам 1:2) - 2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
(Послание к Филиппийцам 1:2) - 3. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас…
(Послание к Колоссянам 1:3) - 1. Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
(Первое послание к Фессалоникийцам 1:1) - 2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
(Второе послание к Фессалоникийцам 1:2)
Иногда Павел пишет не «Бога, Отца нашего», а просто «Бога, Отца». В данном случае это обычное упрощение, а не указание на ипостась троицы и правильное написание должно быть с отделением слова «Отца» запятыми
Бог Отец
Бог Отец мы узнаем о том, что для христиан Бог как Отец, все люди Божье творение, сотворены Творцом о любви Бога к роду человеческому.
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого
Почему Бог называется Отцом?
Христианство как единственная истинная религия, прежде всего, выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему, как своему Небесному Родителю. Бог Отец наш Небесный.
Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: «Отче наш…» (Отец наш, для всех христиан Бог Отец).
Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: «вы не приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:15-16). Слово «авва» в арамейском языке соответствует нашему «папа» — доверительное обращение детей к отцу. Поскольку мы уже верим и знаем, что Бог Отец наш, то невозможно не вспомнить об отцовской любви.
Бог есть любовь
Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с Домостроительством спасения человека.
Другие свойства Бога
Бог – всесовершенный Дух.
Он вечен. Не имеет ни начала, ни конца.
Бог – Всемогущий.
В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в своей силе и власти.
Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый.
Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах.
Свойства Бога Отца
Бог имеет Всеведение. В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.
Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного все присутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида:
«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10).
Бог Творец всего сущего.
Бог – Творец неба и земли. Он является Причиной и Создателем всего видимого и невидимого мира. Наш мир, вселенная невероятно сложно и премудро устроена, и конечно создать все это мог только Высший, Божественный Разум. В сотворении мира участвовала Вся Божественная Троица. Бог Отец творил все своим Словом, то есть Единородным Сыном, при содействии Святого Духа.
Бог обладает Премудростью. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс.103:13-14).
Бог Отец, Творец духовного мира.
Кроме того, что Бог является Творцом видимого, материального мира, Он также сотворил мир духовный, невидимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира.
Падшие ангелы. Все ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Люцефером, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они всячески стараются совратить людей во грех и погубить.
Но Бог очень сильно ограничил их власть и воздействие на людей, к тому же у каждого христианина есть свой ангел-хранитель, который оберегает и защищает его от зла, в том числе и от воздействия дьявольских сил.
Группа вконтакте
Совет 1: В какого Бога веруют православные христиане
Христианский догмат о Святой Троице является непостижимым в полной мере для человеческого разума. Неслучайно, догматы вообще могут именоваться крестом для людского разума. Человек в полной мере не может постигнуть сущности божества, так как Бог непостижим по своей природе. Священное Писание говорит, что Господь живет во свете неприступном (1 Тим.6-16). Святитель Иоанн Златоуст это трактует так,что даже область бытия Божия неприступна человеческому разуму, тем более нельзя говорить о постижении сущности Бога. Господь, по учению святителя Григория Паламы, может быть познаваем через Свою энергию (благодать).
Многие выдающиеся богословы хотели проникнуть в тайну Святой Троицы. Например, блаженный Августин бродил как-то по берегу моря с мыслями об этом. Ему явился ангел и посоветовал сначала ложкой вырыть ямку на береге, а потом этой ложкой перелить море в ямку. Только после этого можно будет хотя бы попытаться понять сущность тайны Святой Троицы. То есть, сделать это в полной мере невозможно.
Христианин должен принимать на веру догмат о том, что Бог один, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Бог не только нумерически один, но и по сущности един. Все три Лица Святой Троицы обладают равным божественным достоинством. Отличаются Лица друг от друга только образом своего Личностного бытия. Так, Отец ни от кого не рождается и не происходит, Сын превечно рождается от Отца, Дух Святой превечно от Бога Отца исходит. В Троице три ипостаси, три лица, три личности, но одна (единая) природа, одно (единое) естество, одна (единая) сущность. Конечно, не понятно как в одном Боге могут быть три Лица, три ипостаси, три личности. Но в христианском богословии есть термин триединства божества. Троичность рассматривается через лицо, личность и ипостась, а единство определяется единой сущностью, природой и естеством. Необходимо понимать, что в Боге три Лица не разделяются на трех разных богов и не сливаются между собой в одно божество.
Можно привести некоторый пример. Когда человек видит солнце, ощущает свет от него и чувствует тепло, он вполне ясно представляет себе солнечное светило, как объект, отдельно лучи и тепло. Но вместе с этим, человек не разделяет все эти три составляющие на нечто отдельное и независящее друг от друга. Образно говоря, так же и в Святой Троице. Однако это сравнение не может в полной мере отобразить сути триединства божества в меру того, что весь наш мир просто не обладает такими понятиями, которые могут пролить свет на раскрытие сущности Бога. Само мышление человека ограничено…
Существуют и другие примеры из тварного мира, которые минимально отображают в себе триединство. Например, человек и его трехсоставность. В христианстве есть учение о том, что человек состоит из тела, души и духа.
Вопрос об изображении Бога Отца на иконах является очень сложным и очень спорным. Он обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви, в частности, на Стоглавом соборе в 1551 году и на Большом Московском соборе в 1666-1667 годах, которые постановили, что иконы Бога Отца неканонические. И все же почти в каждом православном храме такое изображение есть.
Учение о триединстве Пресвятой Троицы
Триединство Пресвятой Троицы является основным христианским догматом. Она едина в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух (изображается в виде Голубя), которые в одно и то же время и не слитны между собой, и являются нераздельными проявлениями одной из сущностей Господа. Это так называемая Троица Ветхозаветная, лучшим воплощением которой в русской иконописи стала «Троица» Андрея Рублева.
На знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица» явлено символическое воплощение Троицы в соответствии с каноном. Однако икона «Отечество», которую нередко именуют «Новозаветной Троицей», изображает Ее совершенно иначе, хотя три обличья Господа и должны символизировать Триединство Его.
Здесь Бог Отец предстает в виде величественного старца с седой бородой, восседающего на престоле; Бог Сын – в виде Христа Эммануила (Эммануил – обозначение Иисуса-отрока), а на груди Его, в сфере – Голубь, символизирующий Бога Святого Духа.
Икона «Отечество» очень древнего происхождения: первое из дошедших до нас датируется началом 11 века
Она была широко распространена и, несмотря на негативное отношение церкви, ее можно увидеть в иконостасе многих храмов. Как правило, ее помещают на иконостасе в верхний праотеческий чин, чтобы она как бы осеняла собой все пространство храма.
Крайне редко встречается икона «Бог Отец Саваоф». С формальной точки зрения это как бы изображение Новозаветной Троицы, так как в медальонах на груди Господа изображены и две другие ипостаси Троицы (Бог Сын и Бог Святой Дух), но основное внимание приковано к Лику Бога Отца.