Содержание
- Различные варианты икон
- Общие детали образа
- Иконы Божьей Матери с фото и описанием
- «Казанская» икона Божией Матери
- Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
- Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»
- «Державная» Божья Матерь
- «Владимирская» икона
- «Тихвинская» Божия Матерь
- «Троеручица»
- «Нечаянная Радость»
- «Блаженное Чрево»
- «Благовещение»
- «Благодатное Небо»
- «Всех Скорбящих Радость»
- «Воспитание»
- «Живоносный Источник»
- «Избавительница»
- «Ключ Разумения»
- «Млекопитательница»
- «Неувядаемый Цвет»
- «Отрада»
- «Помощница в родах»
- «Самонаписавшаяся»
- «Скоропослушница»
- «Утоли моя печали»
- «Целительница»
- Дева Мария. Детство
- Дева Мария. Благая весть
- Дева Мария и чудо в Кане Галилейской
- Иконографическая справка
- Стилистическая справка
- Вифлеемская икона значение и в чем помогает
- Иконография Богоматери
- Византийская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери “Взыграние Младенца”: значение, молитва, в чем помогает
- Икона Божией Матери «Взыграние младенца»
- Заметки специалистов
- Взгляд в прошлое
- Икона в наши дни
- Чудотворные списки
- Икона «Взыграние младенца». Значение в христианском мире
- Молитва о даровании детей
- Молитва Богородице при беременности
- Молитва супругов перед появлением наследника
- Молитва после рождения малыша
- Заключение
- Икона “Умиление”: как молиться Божией Матери и о чем просить
Различные варианты икон
Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.
Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:
- Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
- Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
- Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
- Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.
Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:
- Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
- Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
- Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
- Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.
Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону
Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.
Общие детали образа
На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.
Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.
Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.
Рекомендуем прочитать: В чем помогает Андрониковская икона Божией Матери?
Иконы Божьей Матери с фото и описанием
Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.
«Казанская» икона Божией Матери
Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение — в сохранении страны под сенью Богородицы.
Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.
Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Празднуется 18 мая. Молятся об избавлении от пьянства.
В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша».
Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»
Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.
Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская».
«Державная» Божья Матерь
Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.
Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.
«Владимирская» икона
Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.
Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.
«Тихвинская» Божия Матерь
Празднуется 9 июля. Значение образа в том, что он охраняет северные рубежи России.
Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.
«Троеручица»
Отмечается 11 и 25 июля. Означает всемогущество чудес Божьих.
Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.
«Нечаянная Радость»
Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.
Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.
«Блаженное Чрево»
Празднуется 21 мая. Оказывает помощь в родах.
В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.
«Благовещение»
Празднуется 7 апреля.
Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.
«Благодатное Небо»
Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.
Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.
«Всех Скорбящих Радость»
Отмечается 6 ноября. Икона означает милость Богородицы к обиженным, страждущим.
В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.
«Воспитание»
Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.
Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.
«Живоносный Источник»
Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.
Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.
«Избавительница»
Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.
Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.
«Ключ Разумения»
Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.
Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».
«Млекопитательница»
Празднуется 25 января. Просят о здоровых родах, кормлении.
Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.
«Неувядаемый Цвет»
Празднуется 16 апреля.
Означает непорочность Пречистой Девы Марии.
Читайте подробнее про икону Богородицы Неувядаемый цвет.
«Отрада»
Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.
С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.
«Помощница в родах»
Празднуется 8 января.
Помогает при тяжелых родах.
«Самонаписавшаяся»
Отмечается 12 июля. Ее особое значение в обращении иноверцев в православие.
Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.
«Скоропослушница»
Отмечается 22 ноября. Знаменует быстрое снисхождение и милосердие к молящимся.
Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.
«Утоли моя печали»
Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.
Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.
«Целительница»
Празднуется 1 октября. Знаменита многочисленными исцелениями.
Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.
Обращение к этим иконам всегда помогало православным христианам в трудные минуты жизни. И сейчас, в современном мире, продолжаются исцеления и чудеса. Появляются новые чудотворные иконы Девы Марии.
Заступничество Пресвятой Богородицы будет продолжаться до конца истории рода человеческого.
Дева Мария. Детство
Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.
4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.
При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле – это часть стены, окружавшей тот храм.
Дева Мария. Благая весть
Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.
«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».
Дева Мария и чудо в Кане Галилейской
На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания. Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что “время еще не пришло”. Это было первое чудо, совершенное Иисусом.
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)
Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: “Се Матерь твоя!”. Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.
Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них. Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.
>Икона богородицы умиление
Иконографическая справка
Полнофигурное прямоличное изображение тронной Богоматери. Богоматерь обеими руками держит Христа, изображенного по центру ее фигуры. Правая рука матери касается правой ступни Младенца, а левая поддерживает его левое плечо. Левая ножка Христа выдвинута вперед, а правая отведена в сторону и, видимо, приподнята. Богоматерь облачена в темно-вишневый мафорий, оставляющий открытыми части рукавов и значительную часть подола голубой туники. Крупные, геометрических форм плоскости, образованные складками ткани, написаны с трехтональным переходом цвета, доходящего до почти белых высветлений. Надписи: по золотому фону красными буквами — (Матерь Божия единая надежда); рядом с головой Христа, по мафорию, золотыми буквами — IС ХС; слева от трона, красными уставными и прописными буквами — (Рука Каллиника монаха 1640 г.) и Фронтальному положению Младенца придают живость разворот тела и разнонаправленные движения: голова обращена вправо, взгляд направлен немного вниз, а ноги повернуты влево. Левая рука Христа приподнята в благословляющем жесте, в простертой правой руке, слегка опущенной, он держит развернутый свиток с надписью черными буквами: (Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня — Ис. 61.1). Белый хитон с вышивкой и золотым клавом обвязан широким красным поясом и оставляет непокрытой левую ножку до середины бедра. Охристый гиматий с золотым ассистом ниспадает по правой стороне фигуры, покрывая плечо, руку и ногу, по торсу большая часть хитона остается открытой. Трон с широкой спинкой, выдержанный в тоне теплой охры, декорирован золотым орнаментом и монохромной резьбой по дереву. Две полностью видимые стойки основания трона украшены львиными головами; на спинке просматриваются выразительные и чрезвычайно изящно исполненные профили небольших масок. Столбцы спинки завершаются орнаментальными деталями лиственной формы, по верхней части спинки проходит полоса, состоящая из точеных колонок с сетчатым плетением между ними, изображенная с помощью тонко проработанного золотого ассиста по темно-голу бому фону. Богоматерь сидит на двух вышитых золотом подушках — красной с двумя золотыми кистями по краям и зелено-синей.
Стилистическая справка
Образ тронной Богоматери с Младенцем на публикуемой иконе следует традиционным образцам иконографии и письма, не обнаруживая признаков прямого западного влияния. Строго фронтальный лик Богоматери имеет овальную форму, удлиненный нос, маленький рот с красными губами, широко открытые глаза, относительно небольшие и круглые — в сравнении с привычным типом больших миндалевидных глаз, и несколько ассиметричные — левый немного меньше правого; темно-коричневые тени, обрамляющие глаза и доведенные до дугообразных бровей, повторяют образец тронной Богоматери с Младенцем Андреаса Ритзоса на Патмосе. Личное письмо выполнено по темно-коричневому санкирю: глубокими тенями по контуру лика, вдоль хребта носа, по подбородку, шее, и каллиграфическими белыми светами, под глазами выписанными редкими параллельными дугами, а по центру чела, на подбородке, на крыльях носа и над верхней губой — короткими наклонными линиями. Лик Младенца отличается высоким очерком темени, плотным носом, вокруг которого тесно сгруппированы остальные детали лица, округлыми щеками и тщательно выписанным ухом. Тип тронной Богоматери с младенцем следует иконографической модели, принятой в изображениях в алтарной апсиде значительных византийских церквей, среди которых самым блистательным примером является Богоматерь IX в. в константинопольской Святой Софии. В иконописи наиболее примечательные образцы данного типа представлены работами мастеров Критской школы XV и XVI вв. и в первую очередь знаменитой иконой Андреаса Ритзоса на Патмосе. Тронная Богоматерь Андреаса Ритзоса может считаться самым вероятным образцом целого ряда более поздних икон, выявленных как на Патмосе, так и в иных местах, — например, икона в Ливорно (XVI в.) и икона Даронаса на Кефалонии (конец XVI — начало XVII вв.). Другая, не совпадающая с известными нам аналогичными образами Богоматери с Младенцем модель использована для изображения Христа, отличающегося как позицией тела и одеянием, так и развернутым свитком. Разнонаправленные движения Христа напоминают его изображения на иконах Богоматери-Живоносного источника XV в. — среди них наиболее известна икона художника Ангелоса в монастыре Одигитрии на Крите, а также иконы на Патмосе (1610-1620 гг.), на Синае и в частном собрании в Голландии. Свиток, однако, на всех этих иконах представлен в свернутом виде. Развернутый свиток с надписанием восходит к образцам итальянской живописи XIV в. и встречается на иконах так называемой Адриатическо-византийской школы XIV и XV вв. Значительное распространение данного мотива наблюдается в ряде икон типа Madre della Consolazione, иногда он встречается на иконах Богоматери Умиление и, реже, на образах Одигитрии, как например на двух иконах, на Кипре и в Равенне, где Христос повернут в сторону матери. Наиболее близкий к публикуемой работе вариант иконографии, с прямоличным Младенцем, наблюдается на иконе частной афинской коллекции, где, как и в настоящем случае, образы Матери и Младенца представлены в более «византийской» манере. Другой родственный вариант тронной Богоматери с Младенцем представляет собой «Богоматерь Ламбовитисса» Эммануила Тзанеса из собрания Ловердоса в Византийском музее, где Христос в объятиях Богородицы сидит на подушке справа и держит развернутый свиток. В этой композиции явной западной ориентации (Богоматерь типа Madre; высокий мраморный трон с устричной формы спинкой) Тзанес, по всей вероятности, использует, как и в других своих работах, старые образцы XV в. Аналогичный иконографический тип тронной Богородицы с Младенцем, дополненный символами евангелистов, мы встречаем на малой подписной иконе Эммануила Тзанеса на Синае. По форме, типу и орнаменту трон Богородицы представляет особый интерес, поскольку сочетает в себе разнообразные элементы, известные в иконописи Критской школы XV в. По форме он отличается от мраморного трона иконы Андреаса Ритзоса на Патмосе, но близок деревянному трону на парной иконе Христа и трону Богоматери на иконе из Эрмитажа, встречаемом также на позднейших иконах XVI и XVII вв. Сходство формы и типа этих тронов распространяется и на орнамент, характерными признаками которого являются львиные головы в основании, маски в профиль на спинке и детали, служащие завершением столбцов спинки трона. Все эти декоративные элементы наблюдаются на иконе «Деисус» в монастыре Вианну на Крите, написанной художником Ангелосом, который, по всей вероятности, был первым, кто привнес мотив трона в критскую живопись. С образцом трона Ангелоса настоящая икона имеет дополнительное сходство — двойную подушку, встречающуюся, кроме иконы Вианну, и на парной ей подписной иконе того же художника в собрании Канеллопулоса. Своеобразно оформление верхней части спинки трона с дополнительным сетчатым плетением по темно-глубому фону между монохромными точеными колонками. Тот же мотив, обогащенный рельефной передачей колонок, встречается на иконах XVII в., где основание трона следует модели Ангелоса в «Деисусе» Вианну; примером служат иконы Патмоса, а также икона тронного Христа в Янине, по всей вероятности, воспроизводящие более ранний, неизвестный нам образец XV в. Этому гипотетическому образцу, кроме публикуемого памятника, наиболее близка икона Богоматери из часовни Честнаго Креста на Патмосе — работа искусного мастера Критской школы начала XVII в., придерживающегося, как было отмечено, ранних иконографических изводов. Трон патмосской иконы имеет подобного типа львинные головы, поддерживающие сидение, и маски на спинке, а также ряд колонок в верхней части, отчетливо обозначенных в составе рельефно выписанной арочной конструкции. Предположение об общем образце этой и публикуемой икон подтверждается и наличием двух разноцветных подушек, встречающихся также на иных иконах с деревянным троном. Небольшие отклонения от начального образца наблюдаются, однако, в орнаменте верхней части трона, где используются лиственные мотивы и тема пальмового листа, происходящие из аналогичного украшения мраморного трона Богоматери на иконе Андреаса Ритзоса. Определенная свобода в интепретации образца, наблюдаемая на публикуемой иконе, созвучна иным, выше описанным стилистическим ее особенностям; в совокупности эти художественные признаки отделяют икону от известных работ мастеров XV в. Подводя итог, отметим, что автор настоящей иконы был знаком с творчеством выдающихся художников XV в. Андреаса Ритзоса (образ Богоматери и особенно черты лика) и Ангелоса (тип и орнамент резного деревянного трона с двумя подушками). Весьма возможно, что к неизвестной нам работе одного из этих художников восходит и своеобразный дополнительный декоративный мотив сетчатого плетения. С тем же или подобным ему гипотетическим образцом связан и иконографический извод Младенца Христа, объединяющий в себе различные элементы, известные по иконописи того времени. Публикуемая икона воссоединяет в новой композиции мотивы, характерные для Критской школы XV в., однако не представляется возможным установить конкретный прототип ее иконографии, по всей видимости, устоявшийся в иконописи той эпохи. Работа принадлежит замечательному мастеру, посвященному в традиции Критской школы и относящемуся к образцу не только с большим вниманием, но и с заметным творческим участием. Техника письма отлична от известных работ XV в. Драпировка одеяний Богоматери, с широкими поверхностями и обилием сложных складок, лишена энергии, блеска и прозрачности цветов, свойственных иконам XV в. В личном письме примечательны точность и индивидуальный почерк мастера, более всего проявляющийся в изображениях ангелов с розовыми оттенками на гиматиях. Изображение трона, очень близкое по характеру критской живописи XV в., особенно в таких деталях, как маски на спинке, дает представление не только о значительных технических навыках мастера, но и о его творческой способности к перевоплощению мотивов, воспринятых из палеологовского наследия. Аналогичное увлечение декоративными элементами такого типа наблюдается и в творчестве Феофана. Как показывают приведенные выше замечания, художественный почерк автора иконы позволяет отнести его к поколению критских мастеров, следующих традициям XV в. в несколько более поздний период.
>Происхождение
Нет данных
Вифлеемская икона значение и в чем помогает
«Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление — один из наиболее мистических типов богородичных икон. Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская».Разновидностью иконографического типа «Умиление» является тип «Взыграние». Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к «Умилению», с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить «Яхромская». В этой композиции всегда присутствует характерный жест — Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.
Еще одна разновидность иконографии «Умиление» — «Млекопитательница». Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь — не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).
Итак, три названных нами иконографических типа — «Знамение», «Одигитрия» и «Умиление» являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.
Иконография Богоматери
(празд. 1 мая, 22 окт.), по преданию, была вложена в 1347 г. визант. имп. Андроником III Палеологом в Монемвасийский мон-рь в Морее (сведениям о пребывании иконы в Монемвасии с 1347 противоречат как дата смерти Андроника III Палеолога — 1341, так и отсутствие упоминаний о ней среди святынь обители). В 1821 г., во время греч. восстания, настоятелем Монемвасийского мон-ря еп. Агапием А. и. была перенесена в Патры и завещана российскому генеральному консулу в Греции И. Н. Влассопуло, от сына к-рого А. И. Влассопуло в 1839 г. доставлена из Афин в С.-Петербург на Высочайшее имя имп. Николая I. 30 окт. 1839 г. А. и. была помещена в придворную ризницу и до 1868 г. хранилась в Большой ц. Зимнего дворца. С 1868 по 1877 г. находилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. После тяжбы, затеянной конкурсным управлением по делам несостоятельного должника А. Влассопуло, икона перешла во владение петербургского жителя М. А. Фёдорова, к-рый в 1885 г. продал ее петербургскому купцу Е. Н. Сивохину. 1 мая 1885 г. Сивохин перенес икону в Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь. После закрытия мон-ря в 1924 г. икона находилась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда была похищена в 1983 г.
Предание, переданное, по-видимому, еп. Агапием, называло А. и. одним из 3 образов, писанных евангелистом Лукой (сомнения в достоверности этих данных высказал в 1866 духовник Их Императорских Величеств прот. П. Бажанов). По сведениям, доставленным имп. Николаю I А. Влассопуло, А. и. была выполнена в технике воско-мастики; ее размер ок. 33´ 24 см. Иконография характерна для икон, входивших в оглавные деисусные чины,- Богородица изображена без Младенца Христа, в трехчетвертном повороте вправо, со слегка склоненной головой, в короне поверх мафория. Отличительной особенностью образа является изображение раны на шее Богоматери.
Сохранились свидетельства о раме и ризе на икону, изготовленных еп. Агапием, и работах по украшению иконы, предпринятых в 1825 г. И. Влассопуло и в 70-е гг. XIX в. М. Фёдоровым. На нижнем поле иконы на серебряной пластинке находилась чеканная (?) надпись: «῾Η Κυρία τοῦ ̓Ανδρονίκου Αὐτοκράτορος Κ. Γ. Π. Σ.» (Владычица Андроника самодержца). 2-я надпись была помещена на серебряной золоченой раме образа: «Αὐτὴ ἡ παντίμιος ἁγία εἴκων ὑπάρχει δώρημα τοῦ εὐσεβοῦς βασιλέως ̓Ανδρονίκου Παλαιολόγου εἰς Μονεμβασίαν» (Эта всечестная святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию). Икона была украшена изображением герба Византийской империи, шитого золотом по зеленому бархату, также к ней был приложен нож, к-рым, согласно преданию, была ранена икона. В годы пребывания А. и. в Троицком соборе иждивением петербургского гражданина И. Ф. Громова и его жены для иконы был изготовлен киот с изображениями по сторонам святых Александра Невского и Марии Магдалины; при перенесении в Вышневолоцкий мон-рь образ был вставлен в раму (размер 103´ 90 см) с образами прп. Ефрема Сирина и мц. Неониллы (патронов Е. Сивохина и его супруги). Копия А. и. в 1885 г. хранилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. Сохранились списки с иконы кон. XIX в. небольшого размера (ЦМиАР, ЦАК МДА), надписи на к-рых не соответствуют подлиннику.
Празднование образу 1 мая было установлено в 1885 г. в воспоминание его перенесения из С.-Петербурга в Вышний Волочёк.
Лит.: Принесение древней греческой иконы Богоматери из Зимнего дворца в Троицкий собор, что на Петербургской стороне 12 мая 1868 г. СПб., 1868, 1875; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3. С. 371, № 488; Торжество принесения древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова», из С.-Петербурга в Казанский Вышневолочский жен. мон-рь, 1 мая 1885 г. СПб., 1885; Снессорева. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. С. 468-470; Димитрий(Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1899. Вып. 9. Ч. 1. Май.
Византийская икона Божией Матери
С. 19-20; БухаревИ. Иконы. С. 133-134; ПоселянинЕ. Богоматерь. С. 678-679; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в.: Кат. выст. из фондов Музея им. Андрея Рублева. М., 1995. С. 71, № 66.
Н. В. Пивоварова
Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)
Андроникова икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)
По иконографическому типу, коих различают три: «Елеуса»(«Умиление»), «Одигитрия»(«Путеводительница») и «Оранта»(«Молящаяся»), икона Милостивая принадлежит к типу «Елеуса», характерной особенностью которого является соприкосновение ликов Богородицы и Спасителя, символизирующее любовь без преград — безграничную любовь.
Икона Милостивая — образ таинственный. Лик Богоматери с младенцем Иисусом закрыт покровом (пеленой), на котором изображен контур образа. Образ не рискуют открывать даже патриархи, т.к. всякого посягающего ждет неизбежная Божья кара. Лишь однажды в 1699 г. Герасим — Патриарх Александрийский дерзнул приоткрыть пелену, за что тут же был наказан слепотой. Но Милостивая даровала ему исцеление, после того как Герасим, раскаявшись, умолил ее о прощении.
И все-таки лик иконы иногда открывается. Для помощи с урожаем, или ниспослания дождя икона Милостивая выносится на гору для молебна и пелена с нее снимается, но и тогда монахи не смеют смотреть на образ.
Краткая история иконы Милостивая
Евангелист Лука послал ее в числе прочих в Египет для укрепления веры местных христиан. До 980 года чудотворный образ пребывал там. В связи с иконоборческими гонениями икона Милостивая была перевезена в Царьград (Константинополь, ныне Стамбул) — столицу Византийской империи. Икона добралась туда не без приключений. Корабль, на котором перевозили «Милостивую», захватили сарацины-пираты, но Волею Божьей греки отбили ее, а сарацин пленили.
В Царьграде святыня была помещена в царском дворце. Но на этом история иконы Милостивая не заканчивается.
Однажды кипрский наместник Мануил заблудился в горах. Навстречу ему попался старец Исайя. Наместник грубо и непочтительно потребовал у старца указать дорогу. Старец проигнорировал его просьбу, и Мануил приказал слугам побить его. На следующий день наместник слег от неизвестной болезни. Вспомнив о своем поступке и связав его со своей хворью, он послал за Исайей, чтобы извиниться перед ним.
А Исайе, между тем, в ночь было видение, что все произошедшее с ним — Божий знак, чтобы через Мануила попросить императора передать икону на Кипр, в специально для нее выстроенный храм.
Исайя вылечил наместника, и тот пообещал свое содействие. Старец и Мануил отправились в столицу. А тем временем, дочь императора заболевает той же болезнью, что и наместник. Как нельзя более кстати прибывший во дворец Исайя излечивает ее, и вместе с Мануилом они излагают императору свою просьбу. После чудесного исцеления дочери и всего услышанного от Мануила император соглашается перенести икону Милостивая на Кипр. Но ему жаль расставаться с чудесным образом, и он решает схитрить. Перед Исайей ставят два образа на выбор — подлинный и его точный список, выполненный искуснейшим иконописцем. И тут на оклад истинной иконы садится пчела, указывая Исайе, что выбирать нужно ее (теперь эта пчела — символ Киккского монастыря, она изображается на некоторых списках с иконы Милостивая).
Так Киккский монастырь обрел свою святыню.
Монастырь четыре раза горел, но икона Милостивая всегда спасалась.
Многие чудеса (зафиксированные в бытописаниях Киккского монастыря) являла эта икона. Это и дожди в засушливые лета, и чудесные исцеления, в числе которых дарование детей бесплодным, и прекращение эпидемий. Один раз при нашествии саранчи, после обращения к иконе Милостивая, откуда ни возьмись, прилетела стая птиц и полностью уничтожила вредителей.
К окладу иконы прикреплена кисть руки, выполненная из железа. Это память о том, как некий мавр дерзнул ударить «Милостивую» и тут же его руку парализовало.
На Руси списки иконы Милостивая стали появляться с конца XVI века.
Где же можно посмотреть этот дивный образ?
Лучшие два списка древней святыни принадлежат кисти царского изографа из Оружейной палаты Симона Ушакова (1626–1686).
Первая — икона Милостивая («Елеуса Киккотисса») (1668 г.) была написана для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского (Большая Полянка, д.29а). Оригинал иконы в 1935 году был перемещен в Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10, зал 62), в экспозицию отдела древнерусского искусства.
Образ подписан: «Лета господня 7176 писал Пименъ Федоровъ зовом Симонъ Ушаковъ». Младенец Иисус на иконе держит в руке свиток с надписью: «Дух Господенъ на Мне, Его же ради помаза Мя».
И вторая — икона «Богоматерь Елеуса Киккская» (1675 г.) из соборного храма Успения Флорищевой пустыни (теперь находится в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике).
Есть основания полагать, что в пору написания иконы во Флорищевой пустыни, игуменом был будущий митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион, который доводился родственником Симону Ушакову.
На иконе Милостивая сверху заключены в круги монограммы Христа и Богородицы, а в прямоугольнике написано по-гречески «Елеуса Киккотисса». Внизу рукой Симона начертано: «7183 писал Пименъ Федоровъ сынъ по прозванию Симонъ Ушаковъ со ученикомъ въ обитель Пресвятыя Богородицы на Красныхъ горахъ въ Гороховецкомъ уезде, поминать младенца Михаила некрещенаго».
В 1999 году в Зачатьевский женский монастырь Москвы (2-й Зачатьевский переулок, 2) была возвращена ее древняя святыня — икона Милостивая из храма Пророка Илии в Обыденском переулке, где она хранилась с 1927 года. Этот список датируется XVIII веком.
К этой иконе приходят молиться о даровании ребенка бесплодные пары. Само название монастыря — «Зачатьевский» вселяет в людей надежду.
Оклад иконы обрамляет лик Богородицы так, что видно левое ушко, в связи с чем в народе укрепилось название образа «Слушательница», будто Милостивая внимательно выслушивает возносимые к ней молитвы и по вере исполняет их.
Есть икона Милостивая и во Всехсвятском храме в Кулишках (Москва, Славянская площадь, д. 2). Характерной особенностью этого образа является изображение пчелы на окладе.
В Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г.Рыбинск, Волжская наб., д.2) находится икона «Богоматерь Киккская», выполненная иконописцем Тюменевым Леонтием Яковлевичем (конец XVII — начало XVIII вв.) из церкви Обновления храма Воскресения Христова (1787) (село Борзово Рыбинского района).
Молитва пред иконою Милостивая
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие!
Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость.
Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси его Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему.
О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя.
Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Дни празднования иконе Милостивая — 25 ноября и 8 января по новому стилю.
Икона Божией Матери “Взыграние Младенца”: значение, молитва, в чем помогает
Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле.
Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе «Взыграние младенца».
Икона Божией Матери «Взыграние младенца»
Рассматриваемая икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем. Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие.
На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.
Заметки специалистов
Согласно мнению исследователей, жанр иконы «Взыграние младенца» исходит из некоторых сцен, описанных в Евангелии. Образ напоминает нам Евангельскую тему «Сретения Господня», когда Спасителя Иисуса Христа на сороковой день после рождения принесли в Храм Иерусалимский для совершения обряда посвящения Богу. Здесь Спасителя передают на руки старцу Симеону, но Богомладенец тянется к Своей Святой Матери, проявляя детскую привязанность и любовь.
В Македонии сохранились наиболее ранние изображения иконы «Взыграние младенца», где они именовались «Пелагонитиссами» (по названию местности Пелагония). Здесь святой образ почитался с особой любовью и благоговением. В более позднее время иконы Богородицы, изображающие тему Материнства и будущих Крестных страданий Спасителя, стали распространены в поствизантийском искусстве, а больше всего – среди славянских народов.
Многие исследователи, занимавшиеся выяснением истории происхождения этой иконы, склоняются к мнению, что икона Божией Матери «Взыграние Младенца» происходит из Византии. Имеются точные сведения о том, что в Древней Византии сей образ почитался как великая христианская Святыня. Название «Взыграние младенца» эта икона получила уже на Руси, где наибольшую известность она приобрела только в XVI-XVII веках. Можно предположить, что она является списанной с Византийского образца копией.
Взгляд в прошлое
История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божья Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая.
Дмитрий Донской построил указанную обитель в честь победы, одержанной им на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году. Явление иконы святителя Николая Мир Ликийского вдохновило князя перед битвой. Донской дал обещание построить новый монастырь на месте ее обретения.
В XVI веке именно в этом монастыре и была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Взыграние младенца». Русская православная церковь празднует это событие 20 ноября (по новому стилю).
Икона в наши дни
В послереволюционный период икона исчезла, а ее местонахождение долгое время оставалось неизвестным. В 2003 году некая женщина пожертвовала монастырю икону Богородицы, похожую на чудотворный список. По словам очевидцев, этот образ привезли в монастырь. Его установили на то же самое место, где ранее стояла чудотворная икона. Все свидетели сего радостного события убедились в подлинности обретенной вновь чудотворной иконы. В настоящее время образ Богородицы хранится в алтаре Преображенского собора.
Чудотворные списки
Кроме угрешской известны и другие чудотворные списки иконы «Взыграние младенца». В настоящее время они находятся в Третьяковской галерее. Еще один образ хранится в Московском Новодевичьем монастыре. Также чудотворная икона «Взыграние младенца» находится в Ватопедском монастыре. Последний возвышается на святой горе Афон.
Икона «Взыграние младенца». Значение в христианском мире
Перед рассматриваемым образом многие супружеские пары приносят молитву о разрешении от бесплодия. Также принято просить Богородицу о помощи во время беременности, перед родами и после них.
Благочестивые матери-христианки просят Пресвятую Деву о даровании их чадам душевного и телесного здоровья и помощи родителям в воспитании детей. Некоторые отцы просят Богородицу о наставлении детей в православной вере, чтобы они выросли добрыми и любящими людьми. В подобных жизненных ситуациях всегда помогает икона «Взыграние младенца», значение ее очень велико. Пресвятая Богородица через икону подает всем просящим утешение, а также помощь, поддержку и защиту.
Все женщины, желающие родить здоровых детей или уже носящие под сердцем плод, должны особенным образом соблюдать чистоту помыслов и стремиться жить по заповедям Господним. Такой образ мыслей и благочестивое поведение необходимо для подготовки матери к величайшему таинству рождения малыша. На Руси полагали, что поведение женщины во время беременности непосредственно отражается на будущем характере малыша. Именно мать даст ответ перед Богом за христианское воспитание своего ребенка, поэтому во все времена женщины начинали молиться Богородице, еще только готовясь выйти замуж и стать матерью. Благочестивые христианки совершают молитву перед образом Пресвятой Богородицы, прося Ее о помощи в зачатии, при беременности и в родах.
Молитва о даровании детей
Бесплодные пары, не способные иметь потомство, молятся Богородице о ниспослании им желанного чада, нередко они бывают услышаны. Имеется множество примеров, когда бездетные семьи обретали великое счастье благодаря помощи Пресвятой Богородицы.
Кроме иконы «Взыграние младенца» существуют и другие изображения Божией Матери, перед которыми следует совершать молитву о даровании чад. Они не менее известны. Это такие иконы Богородицы, как «Умиление», «Скоропослушница», «Феодоровская» икона Божией Матери, «Блаженное чрево», «Толгская». Кроме молитвы можно приходить с просьбой о даровании детей к святым Праведным Иоакиму и Анне – родителям Пречистой Девы.
Родители Пресвятой Марии были много лет бесплодны, они всю жизнь молились Господу о даровании им ребенка. Святые богоотцы глубоко скорбели о своей бездетности, так как в еврейском народе бесплодие считалось наказанием за грехи. Господь услышал их молитву, и святая Анна зачала и родила благословенное чадо – Марию, ставшую Матерью Спасителя Иисуса Христа. Именно поэтому в христианском мире принято просить святых прародителей о разрешении от бесплодия.
Также бездетным парам можно совершать молитву Святой Матроне Московской, Захарии и Елисавете и другим святым.
Молитва Богородице при беременности
Многие верующие христианки во время ожидания ребенка произносят перед различными иконами особо теплые молитвы. Одной из самых известных помощниц в период беременности является икона Богородицы «Феодоровская», «Поможение в Родах», «Умягчение злых сердец» (другое ее название – «Семистрельная»), «Споручница грешных», «Умиление» и, конечно же, «Взыграние младенца».
Икона Божией Матери значение имеет при совершении перед ней чистосердечной молитвы. Также во время ожидания малыша молодые супруги молятся святым Иоакиму и Анне, святой мученице Параскеве, святому преподобному Роману Киржачскому и другим.
Молитва супругов перед появлением наследника
Многие женщины в ожидании малыша беспокоятся о том, насколько благополучно пройдут роды. Кроме появления беспокойных мыслей будущих мамочек посещает страх перед болью, который их очень смущает. При подготовке к родам в православной церкви принято просить о помощи Пресвятую Богородицу, которая всегда слышит искренние молитвы, а в особенности женские молитвы о благополучном появлении малыша на свет.
Благочестивая традиция просить Богородицу о помощи издавна известна на Руси. Русские женщины горячо молятся Пресвятой Деве Марии перед многочисленными Ее иконами («Помощница в родах», «Умиление», «Феодоровская» Пресвятая Богородица, «Взыграние младенца» и другими). Она, в свою очередь, дарует то, о чем Ее искренне просят.
Молитва после рождения малыша
После рождения младенца многие матери совершают молитву перед иконами «Млекопитательница» и «Воспитание», прося Богородицу о помощи в воспитании своего любимого ребенка.
Богородичная молитва «Взыграние младенца» имеет глубинный смысл. В ней прославляется Пресвятая Дева, испрашивается Ее помощь и поддержка во время родов. Также в тексте изложены просьбы о сохранении новорожденного младенца, о его просвещении в таинстве Крещения, о воспитании его в православной вере. Кроме молитвы перед иконой можно читать акафист.
«Взыграние младенца» – это чудотворная икона, перед которой многие христианки, просящие помощи у Богородицы, обретали Ее святую защиту и покровительство. Акафист содержит также различные прошения о поддержке.
Заключение
Угрешская икона «Взыграние младенца» отличается от других вариантов этого святого образа. В некоторых композициях имеются незначительные различия в изображении Богомладенца и Его Пречистой Матери. Тем не менее, все они носят одинаковое название – икона «Взыграние младенца».
Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах.
В России в день празднования Угрешского богородичного образа отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние младенца». Угрешская икона Божией Матери также почитается как чудотворный образ, к которому приходят многие верующие христиане для поклонения и молитвословия.
Икона “Умиление”: как молиться Божией Матери и о чем просить
Тип и икона Богоматери «Умиление» — одно из самых ярких и трогательных изображений Богородицы. Они обладают очень большой силой, поэтому молитвы к ним всегда сильны.
Есть несколько способов изображения Девы Марии на иконах. К одному из основных относится так называемая икона «Умиление», или «Елеус». На них пресвятая Богородица изображена с Младенцем на руках, заботливо склонившись к Нему. Младенец же соприкасается с Нею Щекой и ладонью. Но есть и отличающиеся изображения, также называемыми «Умилением». Изображения Девы Марии и младенца считаются необходимыми для верующих семей, поэтому икона «Умиление» буквально должна быть в вашем доме, как и некоторые другие. Чем же сильно это изображение, и о чем молить Богоматерь, что отображена на этой иконе?
О чем молиться перед иконой «Умиление»?
Богоматерь — это наша заступница перед Господом. Ее обязательно просят об искуплении грехов, ведь всей своей земной жизнью она показала, насколько праведным может быть человек. Поэтому у Девы Марии также просят покровительства и защиты.
Еще одна сфера, на которую сильно может повлиять эта икона — примирение между двумя враждующими сторонами и защита правых. Богоматери можно молиться о разрешении конфликтов на всех уровнях: чтобы в семье отношения между домочадцами были хорошими, чтобы не происходило ссор и скандалов между близкими вам людьми и даже о том, чтобы прекращались военные конфликты.
Поскольку на иконах этого типа Богоматерь изображена на руках с младенцем, ее можно просить о семейном счастье, а особенно — о детях. Икона «Умиление» отображает момент счастья матери и ребенка, поэтому правильное обращение к Деве Марии может даровать долгожданную беременность. В любом из вышеперечисленного вам помогут сильные молитвы к Божией Матери. Конечно же, молиться желательно в церкви, но если вы сделаете это дома, то дело не станет менее благим.
Как правильно обращаться к Богоматери?
Помните, что ваша молитва должна быть не просто от чистого сердца. Молиться надо осознанно и с полной верой в силу молитвы. Можно сказать, что обращение к Деве Марии, как и ко всем святым и к самому Господу Богу, включает в себя раскаяние в грехах и только после этого — просьбу о чем-либо. Для этого совершенно не обязательно вспоминать все свои нехорошие дела. Важно обращаться смиренно и сдержано, как бы признавая грешность.
Сама по себе просьба должна быть именно просьбой. Ведь человек молится о том, что его волнует: желание мира во всем мире, проблема отсутствия детей или ссоры с родственниками. Обращайтесь к Божией Матери не так, как будто вы правы в споре (даже если это действительно так), а так, что вы хотите разрешить саму проблему и помириться.
Известные иконы Божией Матери «Умиление»
Икона Киккской Божией Матери: эта икона находится на острове Кипр и является его главным духовным достоянием. По преданию эта икона написана апостолом Лукой с самой Богородицы. Интересно, что ее практически всегда закрывает серебряный оклад и риза. Саму икону никто не видел практически с тех пор, как она была написана. Но она послужила образцом и примером для многих других православных икон. Дни празднования этой иконы — 25 ноября и 8 января.
Владимирская икона Божией Матери: к типу икон «Умиление» относится одна из самых почитаемых икон в России: икона Владимирской Божией Матери. Она тоже была написана евангелистом Лукой. В тогда еще Киевскую Русь эта икона попала из Византии в ХII веке. Она названа Владимирской, потому что ее перенес во Владимир Андрей Боголюбский. Когда он ехал на княжество, во сне ему явилась Божья Матерь, в честь которой великий князь построил не один монастырь и перенес столицу во Владимир. Икона не раз защищала град от иногородних захватчиков. Посвященный ей праздник отмечается 32 июня, 6 июля и 8 сентября. На данный момент икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Икона «Умиление» Дивеевская : отличается от предыдущих двух икон своим изображением, хотя и называется «Умиление». На ней Дева Мария изображена со скрещенными руками в смиренной молитве, младенца на ее руках нет. Она принадлежала Серафиму Саровскому и находилась у него в келье. Перед иконой весела лампада с елеем, которым Серафим Саровский мазал больных для исцеления. Надо ли говорить, что Божья Матерь помогала всем просящим, и недуги сами отступали от людей. На данный момент оригинал иконы находится в домовом храме Патриарха Московского и Всея Руси. День этой иконы отмечается 1 и 10 августа.
Молиться очень важно. Одна из самых действенных молитв — это всегда обращение к Ангелу-хранителю. Наш бесплатный тест поможет вам узнать, как он вас оберегает и что для этого делает. Желаем вам добра, и не забывайте нажимать на кнопки и