Содержание
- Русь-Фронт
- В чем помогает молитва Амвросию Оптинскому?
- Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому
- Оптинские чудеса, или У Бога случайностей не бывает
- Тайная помощь Амвросия ради умаления собственного прославления
- Исцеление неизлечимых, хронических и опасных болезней
- Излечение Амвросием пьянства и зависимостей
Русь-Фронт
Случаи прозорливости старца из рассказов монашествующих. Преосвященнейший епископ Калужский Макарий изволил передать о себе следующее. Когда он был еще мирским священником, законоучителем в Орловском институте благородных девиц, пришлось ему, вместе с о. ректором Орловской Духовной семинарии архимандритом Н., быть в Оптиной Пустыни у старца Амвросия. Побеседовав с гостями, старец на прощание подарил им обоим по книжке одинакового содержания, именно – о монашестве. «Я, как священник, – говорил владыка, – подумал тогда, к чему мне такая книга?». И старец, как бы опомнившись, сказал: «Да, вам бы не то, – но затем присовокупил: – Ну, да так и быть». По времени овдовев, бывший священник и законоучитель, как известно, принял монашество.
Рассказывал бывший благочинный Оптиной Пустыни иеросхимонах Иларион: «Живя в миру, я ежегодно ездил в Оптину Пустынь, где в числе братства находился мой брат иеродиакон Пафнутий. В каждый из таких приездов я считал долгом быть у батюшки Амвросия и принять от него благословение. Однажды старец и говорит мне: «Пора к нам». Отвечаю ему: «Узы держат, батюшка – я женат». На это старец сказал: «Еще не дозрел!» В тот же год померла моя мать, а чрез два года я поступил в Оптину. Так исполнилось приглашение старца «пора к нам». Вместе со мною прибыла и жена моя, и жила почти тринадцать лет на скотном дворе монастыря. Скончалась в 1882 году, приняв келейно постриг в схиму».
Был в скиту уставщик иеромонах о. Палладий. Отслужил он, однажды, в скитской церкви в воскресный день Литургию, чувствуя себя здоровым. Но вот батюшка в тот же день присылает к нему келейника и велит ему немедленно собороваться и постричься в схиму. О. Палладий был очень этим удивлен и сказал келейнику, что он здоров. Батюшка еще в другой и третий раз присылает к нему келейника с тем же предложением, но тот продолжал отказываться. Наступил понедельник. Утром в этот день батюшка в четвертый и последний раз присылает к о. Палладию келейника опять с тем же предложением. Но пока он делал приготовления к соборованию, с ним сделался удар. Впрочем, хотя отнялся у него язык, однако он был в памяти. Его успели особоровать и причастить Св. Христовых Тайн. Вечером в тот же день он и скончался.
После кончины моего брата я, по благословению батюшки Амвросия, отправился домой и привез с собой двух сирот – племянника лет десяти и племянницу лет семи. Мальчика определил в монастырскую рухлядную, а девочку поместил в приют Шамординской общины. Спустя года полтора после этого, получил я из Шамордина известие, что девочка опасно заболела. Прихожу к старцу и сказываю ему свою печаль. Старец спрашивает об этом у сестер, приехавших в тот же день из Шамордина, но они сказали, что девочке лучше, и опасности никакой нет. Так я и ушел от батюшки. Но после узнал от других, что в тот же день, по уходе от старца братии, часов около одиннадцати вечера, он вдруг подошел к иконе и начал петь: «Со святыми упокой». Оказалось, что в это самое время скончалась моя племянница в Шамординском приюте.
Прозорливость старца Амвросия по рассказам мирских лиц. «В Тамбовской губернии, – пишет г-жа Шишкова, – родственница о. Амвросия была замужем за священником Троекуровского женского монастыря в двадцати верстах от нашего имения. При назначении мужа ее в эту обитель священником она ездила к батюшке испросить благословение построиться там, ибо до тех пор находилась в наемном неудобном помещении. Батюшка не дал ей на это благословения, сказав: «Подожди еще десять лет, а там – что Бог даст». Жена священника с нетерпением ожидала приближения этого десятого года. Ей прискучило жить в чужом доме, и она неоднократно говорила монахиням: «Что-то будет в нынешнем году, ведь это десятый год, не случилось бы чего с нами, как бы не умер муж мой». Он был болезненный. Но вот приблизился конец десятого года, и внезапно заболевает жена священника; делается жар, горячка, а на третьи сутки ее уже не стало. Священник, как вдовец, должен был оставить женскую обитель».
Приезжают к старцу из Петербурга две сестры. Младшая – невеста, с веселым настроением; старшая – тихая, задумчивая, богомольная. Одна просит благословения вступить в брак, а другая в монастырь. Старец невесте подает четки, а старшей говорит: «Какой монастырь? – Ты замуж выйдешь, да не дома – вот тебе что», – и назвал губернию, куда они никогда не ездили. Обе возвращаются в столицу. Невеста узнает, что жених ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, потому что ее привязанность была глубока. Она постигла суетность того, что прежде ее занимало, ее мысли обратились к Богу, и вскоре она поступила в монастырь. Между тем старшая получила письмо из дальней губернии от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с женским монастырем. Она звала ее присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе: живши у тетки, племянница познакомилась с человеком уже немолодым, очень подходящим к ней по характеру, и вышла за него замуж.
Случаи непослушаний старцу и последствия их. Молодой крестьянин из-под Тихоновой Пустыни, что около Калуги (верст шестьдесят от Оптиной), задумал жениться, потому что старуха-мать ослабела, а других женщин в доме не было. Пошел он на праздник Успения к старцу, а тот посоветовал ему подождать до Покрова, между тем, мать очень недовольна была советом старца. Пришел на Покров, а батюшка говорит: «Обожди до Крещения, тогда посмотрим». Старуха очень расстроилась – малому покоя от нее нет. Пришел он к старцу на Крещенье и объявляет, что брани матери уже не может терпеть. А батюшка ему в ответ: «Боюсь, что не послушаешь меня, а мой совет: никак тебе жениться не надо, обожди». Но крестьянин ушел и женился, а через два месяца после свадьбы умер.
Приведем теперь рассказ о жителе г. Козельска Капитоне. У него был единственный сын – взрослый юноша, ловкий, красивый. Отец решился отдать его в люди и привел его к старцу, чтобы получить от него благословение на задуманное дело. Сидят оба в коридоре и около них несколько монахов. Выходит к ним старец. Капитон, получив с сыном благословение, объясняет, что хочет сына отдать в люди. Старец одобряет намерение и советует отправляться сыну в Курск. Капитон начинает старца оспаривать: «В Курске, – говорит, – у нас нет знакомых, а благословите, батюшка, в Москву». Старец в шутливом тоне отвечает: «Москва бьет с носка и колотит досками; пусть едет в Курск». Но Капитон все-таки не послушал старца и отправил сына в Москву, где тот вскоре поступил на хорошее место. У хозяина строилось в это время какое-то здание, где находился только что нанявшийся к нему юноша. Вдруг упало сверху несколько досок, которые и раздробили ему обе ноги. Тотчас же телеграммой уведомлен был о сем отец. С горькими слезами пришел он к старцу поведать о своем горе, но горю этому помочь уже нельзя было. Больного сына привезли из Москвы. Долго он хворал, и хотя раны закрылись, но он уже остался на весь век калекой, неспособным ни к какой работе.
Исцеление сына учительницы от брюшного тифа и чудесное избавление от катастрофы. Московская учительница г-жа М. П-а имела к старцу великую веру. Ее единственный сын был при смерти от брюшного тифа. Оторвавшись от него, она полетела в Оптину и умоляла батюшку помолиться о сыне. «Помолимтесь вместе», – сказал ей старец, и оба стали рядом на колени. Через несколько дней мать вернулась к сыну, который встретил ее на ногах. В тот самый час, как старец молился за него, наступила перемена и выздоровление пошло быстро.
Опять эта госпожа, уже с выздоровевшим сыном, летом 1881 года была в Оптиной и прожила там более, чем думала. Ее муж, находившийся в южных губерниях, безпокоился о них и, наконец, назначил телеграммой день, когда за ними вышлет лошадей на станцию. М. П-а пошла проститься с батюшкой. О. Амвросий, никогда и никого без особенной причины не задерживавший, объявил, что не благословляет ей ехать. Она стала доказывать, что не может больше жить в Оптиной, а он сказал: «Я не благословляю ехать сегодня. Завтра праздник; отстойте позднюю обедню и тогда увидим». Она вернулась на гостиницу, где ожидавший ее сын был очень недоволен батюшкиным решением, тем более что не было никаких причин оставаться, но мать послушалась старца. На следующий день батюшка сказал: «Теперь с Богом, поезжайте». За Курском они узнали, что с поездом, который шел накануне и которым они хотели было ехать, случилась Кукуевская катастрофа.
Случай исцеления. Иногда старец Амвросий, во избежание людской славы, по примеру своего предшественника старца Льва, придерживался несколько как бы полуюродства. Если кому что предсказывал, то нередко, как выше было упомянуто, в шутливом тоне, так что слушатели смеялись; если хотел подать помощь кому-либо в болезни, ударял по больному месту рукой или иногда палкой, и болезнь проходила. Пришел, например, к старцу один монах с ужасной зубной болью. Проходя мимо него, старец ударил его изо всей силы кулаком в зубы и еще весело спросил: «Ловко?» – «Ловко, батюшка, – отвечал монах при общем смехе, – да уж больно очень». Но выходя от старца, он ощутил, что боль его прошла да и после уже не возвращалась.
Явление во сне и исцеление больной монахини. Монахиня Каширского женского монастыря Тульской губернии Илариона Пономарева передавала о себе письменно следующее: «Будучи сильно больна, дня за два до Николина дня (6 декабря 1888 г.), я скорбела и плакала о том, что в настоящий праздник, по болезни, буду сидеть в келье, не имея возможности пойти в храм Божий. И так сильно вся я разболелась, что в десять часов вечера легла в постель и заснула. Но вот вижу во сне: подходит ко мне батюшка о. Амвросий и говорит: «Что ты прежде времени скорбишь?». С тем вместе он так сильно ударил меня в правое ухо, что у меня кровь потекла из него. «Ступай, – прибавил он, – в церковь, дура, на праздники!» Проснувшись, я увидела, что подушка, на которой я лежала, и халат, в котором была одета, были залиты кровью. Но в тот же час я почувствовала себя совершенно здоровой – и следов болезни моей не оставалось».
Посмертное явление и исцеление. Отрывок из ненапечатанного письма к Людмиле Осиповне Раевской, живущей в Шамординской общине, от 23 февраля 1898 года:
«Вчера приезжал В. и рассказывал, что одна дама, родственница Л-го, ему писала из Москвы, что у нее муж был очень болен. Доктора отказались лечить, и он совсем умирал. В одну ночь видит он около себя у постели старца, который над ним молился, и говорит: «Отслужи молебен св. Амвросию Медиоланскому», – и скрылся. Больной сказал это жене, и они отслужили молебен. Он приобщился, и с тех пор начал поправляться, даже встал с постели, но никому не говорил об этом явлении старца. Когда же стал чувствовать себя совсем хорошо, ему опять явился этот же старец (бывший больной его узнал) и говорит: «Ты теперь совсем здоров, зачем же ты скрываешь и не говоришь о своем исцелении? Надо говорить, а старец пред тобой – Оптинский Амвросий», – и скрылся. Когда В. рассказывал, я позавидовала, а на душе какая-то радость стала, – я не могу высказать. Родной наш и нас, может быть, не оставляет.»
Приводимые случаи взяты из «Жизнеописания в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия», в двух частях, 1900 г.
Имя Амвросий означает «божественный», «бессмертный». Оно точно, но неполно характеризует образ жизни и духовных чаяний великого старца.
Преподобный Амвросий был рожден 21(23) ноября 1812 года в селе Большая Луговица Тамбовской губернии в благочестивой многодетной семье. В 1830-1836 годах прошел обучение в Тамбовской семинарии, где в последнем классе тяжело заболел. Там им и был дан обет постричься в монахи при условии выздоровления.
8 октября 1839 года прибывает в Оптину Пустынь. Через некоторое время приняв постриг, он был наречен Амвросием в память святителя Амвросия Медиоланского.
Следует знать и особо отмечаемые Православной Церковью дни памяти, посвященные преподобному Амвросию: 27 июня и 10 октября.
В чем помогает молитва Амвросию Оптинскому?
Во Введенском соборе Оптиной Пустыни находятся святые мощи преподобного Амвросия Оптинского. К его помощи и к молитвам святому в разных жизненных неурядицах прибегаем мы и сегодня. У раки с мощами происходят чудеса, верующие обретают здравие, отступают многие, в том числе неизлечимые болезни.
Молитвы Амвросию Оптинскому помогают всем просящим по многим бедам и нуждам. Ему молятся:
- об исцелении в разных болезнях, порой неизлечимых;
- в различных житейских и бытовых нуждах;
- о добром нраве и христианском воспитании детей, подростков;
- о даровании укрепления в православной вере.
Велико заступничество перед Богом за молящихся преподобному старцу Амвросию Оптинскому. Поместный Собор Русской Православной Церкви первым из всех Оптинских старцев причислил его к лику святых. Произошло это в 1988 году. После этого стали совершаться чудеса: мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия.
Молитва преподобному Амвросию Оптинскому об исцелении
Известно множество случаев исцеления Амвросием Оптинским приходящих к нему страждущих. Большое значение в этом он придавал молитве. Некоторым старец Амвросий являлся на большом расстоянии с целью исцеления или для избавления от бедствий. Помогал он и членам своей братии совершенно незаметно. Часто случалось так, что преподобный сам уже чувствовал, с каким недугом пришел к нему человек.
О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва Амвросия Оптинского на каждый день
Великое всегда несет на себе печать скромности и простоты. Так же просты слова молитвы Амвросия Оптинского на каждый день. Доступная и понятная каждому, она помогает с твердостью душевной встретить все заботы и известия текущего дня, настраивает на мудрое смирение, дает силы и укрепляет в вере.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому
Полезно? Поделись ссылкой!
Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.
Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе, темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.
О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да ниспослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.
О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя. А наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в нем же мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, ниспосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная, изобильно проистекаемая от единаго, всесвятаго и блаженнаго источника безсмертия, в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.
Господи! Молитвами угодника Твоего, преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово. Аминь.
Молитвенное правило первое преподобного Амвросия Оптинского
Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же. Господи, Заступник мой ecи, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил ecи вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил ecu. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.
Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь. И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша? И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.
Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.
Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме: внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его: умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть Небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.
Молитвенное правило второе преподобного Амвросия Оптинского
Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко aнгелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Bозвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.
Сайт нуждается в вашей помощи!
Оптинские чудеса, или У Бога случайностей не бывает
В общем, я очень люблю Оптину пустынь. Мое знакомство с ней было «банальным» для современного православного человека. В метро на каком-то «развале» я купила книгу «Пасха красная» – об убийстве трех оптинских монахов в 1993 году. «Загорелась» и вскоре уже была там. И сразу же влюбилась в это место. Сейчас мы с семьей стараемся туда ездить хотя бы раз в год. Снимаем «сарайчик» в соседней деревне и живем неделю-две.
В моей жизни бывали случаи, когда я получала явную, видимую помощь оптинских старцев. Например, история с картошкой.
Лет семь назад мы с мужем оставили нашу единственную тогда двухлетнюю Варвару бабушке и отправились в паломничество.
Мы ходили на долгие монастырские службы, исповедовались и причащались. Помню, я очень боялась пойти на исповедь к монаху, потому что мне тогда казалось, что в монастыре давно все святые и будут в шоке от моих признаний… Окунались в источник, плавали в Жиздре, собирали землянику, каждый вечер ходили крестным ходом и были несказанно счастливы.
Но была у нас одна проблема. Тогда в Оптиной либо не было трапезной, либо мы о ней не знали. В пределах досягаемости – один лишь крохотный магазинчик с сосисками, пирожками (которыми я, честно говоря, уже давилась), и чем-то молочным. А шел Петров пост.
Машины у нас тогда не было, и доехать куда-либо было проблематично. Благо, мы набрали с собой из Москвы всяких достижений науки, типа «ролтонов» и бульонных кубиков. Но где-то дней через пять лично мой желудок начал так сильно болеть, что я уже подумывала о возвращении в Москву.
И вот, идем мы с мужем как-то со службы. Он весь такой благостный, а я постная, унылая и ругаюсь про себя: «Господи, что же это такое. Сейчас придем и опять эту гадость в себя запихивать. Живот уже заранее болит. Хоть бы картошечки вареной что-ли…Нет, завтра точно домой».
Чуть не плачу от жалости к себе и вдруг вижу – перед нами на тропинке лежит порванный мешок с картошкой. Килограмма три. И тишина…
Помню я даже побоялась предположить, что это Господь услышал мой жалобный стон. В моем представлении тогда, подумать так было бы кощунством – где Бог и где картошка?!
Мы подождали минут 15, подумали. В итоге, взяли драгоценную находку и, прижав к груди, засеменили в свой сарай. И хозяйка нам ее сварила – с укропом, чесноком и ароматнейшим подсолнечным маслом. И все удивлялась, что мы до сих пор ее не попросили – у них и картошка есть, и овощи разные. Сколько хочешь… А мне до сих пор кажется, что ничего вкуснее той картошки я никогда не ела.
… А прошедшим летом мы познакомились в Оптиной пустыни с прекрасной семьей: папа, мама и годовалые с небольшим мальчики-тройняшки. Первыми «законтачили» папы. Посмотрели друг на друга, поулыбались и стали обсуждать, что круче – быть отцом трех сыночков или трех лапочек-дочек (своей четвертой дочерью я тогда была еще беременна). А пока они это выясняли, мама тройняшек рассказала о своем оптинском чуде.
У них с мужем долго не было детей. И не помню уже, то ли кто-то посоветовал, то ли они сами решили, но стали они читать акафист Амвросию Оптинскому. И через какое-то время женщина забеременела тройней, а потом благополучно родила. И вот теперь они приехали сюда благодарить. «Так что захотите тройню – рекомендую!» – смеясь сказала она. «Да нет, спасибо!» – невольно вырвалось у меня. И тут же спохватилась, засмущалась, но, к счастью, «мамочка» попалась с чувством юмора. И расхохоталась еще веселее.
… А теперь об озарении. Начало этой истории я уже описывала в одной из своих статей. Но тогда мне казалось, что это все. А оказалось, нет.
Именно в Оптиной пустыни со мной случилось мое первое чудо. Было это еще до замужества и до картошки.
После упомянутой «Пасхи красной», я отправилась туда на автобусе с паломнической поездкой. Зашла в Введенский храм, купила свечи и поставила одну у иконы Целителя Пантелеимона. У меня тогда болел раком отец.
Неожиданно ко мне подошел какой-то странный мужчина – бородатый, в телогрейке и высоких сапогах. Поговорил немного «о духовном», сказал, что живу я, видимо, неважно, потому что свечечка моя наклонилась и коптит, а потом он заявил, что мне необходимо взять с собой в Москву маслица из пантелеимоновой лампадки. «Пригодится, вот увидишь. Мало того, что от целителя, так еще и Оптинское!!!».
Я пыталась возразить: «Как-то неудобно»… Да и дядька какой-то «стремный» попался. Но незнакомец уже тянул меня к монаху за благословением на изъятие масла, а потом к свечному ящику – за пузырьком. Чудак чудаком… Но…
Не буду долго тянуть… Через какое-то время мой отец был уже при смерти. Врачи сказали, что «анализы его несовместимы с жизнью». Он буквально разлагался изнутри, но в больницу ложиться не хотел. К нам домой приходила медсестра делать уколы, а в квартире стоял страшный, непередаваемый запах.
Я рассказала моей маме о странном мужике и пузырьке с оптинским маслом. Она начала капать его отцу в рот.
«Скажите, а где запах?» – удивленно спросила медсестра, навестившая нас на следующее утро (или через день). А еще через какое-то время отец повторно сдал анализы – они были хорошими. Он прожил еще несколько лет.
Тогда я думала, что это, собственно, и есть конец истории. Но оказалось, что нет…
Несмотря на то, что я и Оптину очень люблю, и почитаю старцев, и со мной там случались такие вот удивительные вещи, я никогда не удосуживалась запомнить, когда же дни их памяти. Вот такая я «благоговейная». А в этом году я наконец-то поняла, что Собор преподобных старцев оптинских – 24 октября.
Двадцать четвертого октября!!! Это день рождения моего отца. Понимаете!?! Который, благодаря «оптинскому маслицу», которое меня буквально заставил взять чудоковатый мужик, на время вылечился от рака. Пусть не навсегда, но все же. А потом исповедовался и причастился. Впервые в жизни. Благодаря милости Божией и помощи моих любимых оптинских святых.
И, знаете, теперь я думаю, говорят же, что у Бога случайностей не бывает. А их, и правда, не бывает.
Тайная помощь Амвросия ради умаления собственного прославления
Фото взято с сайта http://www.optina.ru
Преподобный Амвросий нередко лечил людей непосредственными силами, но чтобы умалить молву о своих чудесных способностях, старец часто отправлял болящих на святые места, источники, родники, где они и обретали исцеление, советовал обращаться к иным святым и старцам, которые и даровали облегчение телу.
Особенно много известно случаев чудесного исцеления после посещения Калужской Тихоновой пустыни, куда Амвросий отправлял некоторых больных. Молитвы Тихону Калужскому и омовение в его святом источнике помогло многим излечиться от тяжких болезней тела. Впоследствии страждущие сами отправлялись в еще не так известную чудесными исцелениями пустынь, какой она стала к началу 20 века.
Один из посетителей Оптиной пустыни обратился к старцу с просьбой избавить его от сильных болей в ногах. На просьбу Амвросий ответил наказом ехать в Задонск, где велись поиски мощей подвижника Пахомия, отслужить панихиду за упокой подвижника и горстью земли с могилы отереть болящие ноги. Болящий сделал все в точности — и недуг отступил, но мощи подвижника в Задонске так и не были найдены, и поиски захоронения продолжились в других регионах.
Когда приходящие просили исцеления у преподобного, он всегда замечал, что не он исцеляет, и что не у него исцеления просить следует. Он лишь наказывал молиться Господу, Царице Небесной и Святым.
Женщину, болеющую горловой чахоткой, Амвросий лечил молитвами, святой водой из колодца за скитом и яичными белками. Когда неизлечимая болезнь прошла, старец сказал женщине, что исцелением она обязана святому Тихону Калужскому. Врачи уверенно заявляли, что излечение чахотки можно считать настоящим чудом, так как у женщины было тяжелая степень болезни, когда все лекарственные препараты были бессмысленны.
Все исцеления и предсказания старец Амвросий совершал во избежание людской славы. Если что и предсказывал, то непременно в шутливом тоне, как бы вскользь, ненавязчиво. А недуги нередко излечивал странными методами: ударял по больному месту рукой или палкой — и болезнь проходила. Так, например, Амвросий ударом кулака вылечил монаху Оптиной пустыни зубы. Крестьянки, страдавшие мигренями и знавшие методику лечения преподобного, приходили и прямо просили его побить их, чтобы избавить от головной боли.
Исцеление неизлечимых, хронических и опасных болезней
Мать 14-летнего сына оставила свидетельства чудесного излечения ребенка, который потерял слух и страдал неизлечимым заболеванием ушей и горла. Заболевание юноши прогрессировало и дошло до стадии, когда мать уже беспредельно отчаялась. Сильный жар, боль и постоянные страшные крики ребенка заставляли предполагать лишь приближение смерти. Прибыв к старцу Амвросию, женщина с удивлением слушала его наставления молиться и обещания, что все разрешиться вскоре. Получив от преподобного кресты с молитвенными поясками Тихону Задонскому и Николаю Чудотворцу, мать отправилась домой к сыну. К ее удивлению встретил ее выздоравливающий мальчик, утраченные жизненные силы которого преумножались изо дня в день.
Известен случай излечения от брюшного тифа ребенка, за которого к старцу приехала просить мать. Совместной молитвой ребенок выздоровел.
Женщине, страдавшей от болей в боку, преподобный указал принимать траву. После святого лекарства заболевание прошло. Этой же женщине Амвросий помог вылечить и мужа, страдавшего тяжелым заболеванием желудка. В молитвах жена просила старца явиться во сне и помочь избавить мужа от мук. Во сне старец наказал давать супругу пить укроп. Доверившись совету, женщина вылечила мужа.
Приезжавшая к нему женщина с сильной язвой получила от старца травяной сбор, который излечил болезнь полностью и избавил от необходимости делать сложную операцию. Очень много свидетельств оставили люди, которым молитвы старца помогли завести детей. Многие женщины, потерявшие надежду стать матерями, по молитвам преподобного беременели и рождали потомство.
Старец Амвросий не только исцелял, но и предупреждал людей об опасностях, не давая благословения отправляться в поездки или совершать действия, от которых их могла ждать беда. В Оптиной пустыни молодые монахи всегда обращались к преподобному за советом.
Скитского монаха Нестора Амвросий спас от смерти своим предупреждением. Молодой инок собирался посетить дом, на что Амвросий отреагировал нежелательно, хотя, как было в его характере, и не запретил, а по-отечески сказал, что лучше бы иноку отложить поездку. Монах послушал старца, но через несколько недель заболел тифом. Долгое время пребывая в горячке, 28-летний юноша уже потерял надежду на выздоровление и принял схиму, как и полагается умирающим монахам. Братия готовилась прощаться с Нестором, а монастырские врачи даже перестали проводить процедуры и давать лекарства. Амвросий дал умирающему Почаевской святой воды и наказал пить ее понемногу. К удивлению монастырских обитателей юноша выздоровел. Период восстановления после болезни длился очень долго, но несколько месяцев в больнице вернули монаха в состояние бодрости тела.
Излечение Амвросием пьянства и зависимостей
Пришедший к старцу крестьянин уже несколько раз пытался покончить с собой, так как никак не мог справиться со своим алкоголизмом. Преподобный дал ему травяной сбор и рассказал, по какой причине у него образовалась такая зависимость. Визит к Амвросию избавил мужчину от алкоголизма.
Обращались к старцу и курильщики. Один из них по наставлению Амвросия совершил исповедь, причастился, и уже через несколько дней не только не смог курить, но и запах дыма вызывал у него сильнейшее отвращение.
Послушнице Борисовской пустыни преподобный явился во сне и способствовал ее возврату к монашеской жизни. Старец помог монахине избавиться от чрезмерной привязанности к одному мирскому семейству, к которому девушка слишком привязалась и отвлекалась от своих духовных обязанностей.
Один из иеромонахов Оптиной пустыни, проходя поварское послушание, часто переживал от бесовских нападений в келье, которые постоянно ввергали его в страх. Амвросий строго наказал иеромонаху не бояться, а читать Иисусову молитву. После посещения старца и выполнения его предписаний вражеские нападки прекратились.
Плохие помыслы, податливость греху и слабоволие Амвросий излечивал разными способами, чаще — битьем, которое позже оказывалось на пользу страдающему.