Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.
Самые известные преподобные в Русской Церкви:
- преподобный Серафим Саровский
- преподобный Амвросий Оптинский
- преподобный Сергий Радонежский
Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:
- преподобный Силуан Афонский
- преподобный Паисий Святогорец
- преподобный Серафим Вырицкий
Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.
Преподобный — означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь — подобный ангельскому. Их подвиг — молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или — как в случае с Патриархом — целую Церковь).
Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство — как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…
Содержание
Кто такие святые?
Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?
Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.
Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.
(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация — то есть, признание его святым всей Церковью, — это вопрос времени)
Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.
Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:
- отдать дань святому;
- показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.
Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.
Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому
Какие бывают святые
Вот некоторые из самых известных ликов святых.
Апостолы это:
Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…
Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.
Благоверные это:
Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.
Блаженные (они же — юродивые) это:
Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…
Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.
Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.
Мученики это:
- Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
- Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
- Священномученики — это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
- Преподобномученики — убиенные преподобные.
- Новомученики — павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.
Преподобные это:
Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.
Равноапостольные это:
Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.
Святители это:
Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.
Страстотерпцы это:
Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.
Чудотворцы это:
Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.
В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.
Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.
Первые преподобные
Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали египетские и палестинские монахи-отшельники:
- Павел Фивейский, проживший в пустыне 91 год († 341 год);
- Пахомий Великий, которого принято считать основателем общежительного монашества († около 348 года);
- Антоний Великий, которого принято считать основателем пустыннического монашества († 356 год);
- Иларион Великий, которого принято считать основателем палестинского монашества († 371 или 372 год).
Впоследствии монашество начало распространяться и в другие страны, и в Египте, Палестине и других странах прославилось великое множество преподобных. Среди них можно упомянуть
- Ефрема Сирина, создателя знаменитой молитвы («Господи и Владыко живота моего…»), чаще всего читаемой Великим постом († около 373—379 гг.);
- Симеона Столпника, сирийского основателя новой формы аскезы — столпничества († 459 год);
- Марию Египетскую, беспримерное житие которой читается в православных храмах на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста;
- Савву Освященного, основателя Лавры Саввы Освященного († 532 год));
- Иоанна Лествичника, игумена Синайского, создателя «Лествицы» — знаменитого руководства по устроению духовной жизни для монашествующих, и не только для них;
- и великое множество других.
Благодаря трудам этих и тысяч других подвижников благочестия монашество распространилось по всему христианскому миру.
Преподобные на Руси
Преподобные Феодосий и Антоний ПечерскиеПреподобный Моисей Угрин
Основание монашества
На Русь монашество пришло через Святую Гору Афон, где получил постриг Антоний Печерский. Он и Феодосий Печерский стали первыми преподобными Русской церкви, основателями Киево-Печерской лавры. Хотя они не были, в полном смысле слова, первыми монахами на Руси (следы монашеской жизни обнаруживаются и до них), именно их почитают отцами русского монашества.
Среди монахов основанного ими монастыря в лике преподобных были прославлены
- Николай Святоша, первый князь-инок на Руси;
- Прохор Лебедник, который не ел никакого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды;
- безмездный врач Агапит;
- Иоанн Многострадальный, много пострадавший от искушений плоти;
- затворники Исаакий и Никита, ставшие жертвами бесовского обмана, но впоследствии достигшие святости;
- Пимен Многоболезненный;
- Моисей Угрин, то есть венгр, много пострадавший в польском плену от любовных домогательств знатной вдовы;
- Евфросиния Полоцкая, монахиня и и игуменья православного монастыря, просветительница;
- и другие (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских).
Принявший мученическую кончину Григорий Печерский почитается как преподобномученик.
В других местах Русской земли в домонгольский период прославились преподобные Авраамий Смоленский, Авраамий Ростовский, Никита Переяславский, Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин.
Монгольское нашествие
После монгольского нашествия, как отмечает Георгий Федотов, пострадала не только государственная и культурная жизнь Древней Руси:
Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков — преподобных. |
Возобновление монашеской жизни
Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века
Возобновление монашеской жизни на Руси после монгольского нашествия связано с именем преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры, духовного наставника великого множества учеников, многие из которых впоследствии стали основателями новых монастырей. К их числу, в частности, относятся:
- преподобный Авраамий Галицкий, основавший четыре обители (монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы);
- преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове;
- преподобный Мефодий Пешношский, основатель Николо-Пешношского монастыря;
- преподобный Павел Обнорский или Комельский, основатель общежительного монастыря во имя Живоначальныя Троицы;
- преподобный Роман Киржачский, основатель Благовещенского монастыря;
- преподобный Савва Сторожевский, который после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия, а затем основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы;
- преподобный Сергий Нуромский, который основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня;
- преподобный Феодор, в миру Иоанн, родной племянник преподобного Сергия, основатель Симонова монастыря.
В свою очередь, монастыри, созданные непосредственными учениками преподобного Сергия, взрастили новое, второе, поколение учеников, среди которых также немало основателей монастырей.
В их числе — Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Первый из них основал в 1397 году) в честь Успения Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерский монастырь, а второй — Ферапонтов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 году). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и основал в версте от города Лужецкий монастырь.
Деятельность преподобного Сергия и его учеников ознаменовали собой подъём духовной жизни русского народа. Однако в последующие века мы видим спад, и к концу XVII века наступает то, что Георгий Федотов называет «омертвлением» русской души.
Синодальный период
Важнейшие представители этого периода, прославленные в лике преподобных, — Серафим Саровский и преподобные старцы Оптинские, а важнейшие духовные центры — Оптина пустынь и Саровский монастырь.
Почитание преподобных
Почитание преподобных — практически необъятная тема: в церковном календаре не так уж много дней, на которые не попадает память кого-либо из преподобных. (Более того, нередко на один день выпадает несколько имен преподобных.) По этой причине можно рассказать лишь о почитании самых известных и почитаемых преподобных, но даже это непростая задача, поскольку в разных частях православного мира список наиболее почитаемых преподобных может существенно различаться. Поэтому рассмотрим почитание преподобных в Русской Православной Церкви.
По всей видимости, наиболее известные преподобные Русской церкви — Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
Сергию Радонежскому, согласно информации из базы данных сайта Храмы России (по состоянию на 29 октября 2012), в одной лишь Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 67 храмов (показать список по Москве), а по всей России — 591 храм (показать список по всем регионам России).
Серафиму Саровскому, согласно информации из базы данных Храмы России (по состоянию на 29 октября 2012), в Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 31 храма (показать список по Москве), а по всей России — 207 храмов (показать список по всем регионам России).
Следует, однако, иметь в виду, что статистика сайта Храмы России включает сохранившиеся, не сохранившиеся и строящиеся храмы и может включать храмы, принадлежащие старообрядцам. Кроме того, эта статистика включает в себя данные по домовым храмам (расположенным на территориях больниц и других социальных учреждений) и часовням.
К домовым храмам относится, например, храм Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии, который не занимает отдельного здания, а расположен в одном из корпусов этого медицинского учреждения.
> См. также
- Преподобномученики
Примечания
- Преподобный // Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов
- 1 2 3 4 Преподобные сайт «Закон Божий»
- Слово «преподобный», согласно словарю Даля, означает, во-первых, «весьма подобный, схожий» (Даль, 1880—1882). Такие значения, как «святой, праведный, угодник» или же «монах» и вообще тот, «кому усвоен почёт преподобия», развились, видимо, из первого значения и обозначают сходство со Христом того человека, к кому применяется наименование преподобного.
- Преподобный Павел Фивейский на сайте Православие.Ru
- Преподобный Пахомий Великий на сайте Православие.Ru
- Преподобный Антоний Великий на сайте Православие.Ru
- Преподобный Иларион Великий на сайте Православие.Ru
- Преподобный Ефрем Сирин на сайте Православие.Ru
- Преподобный Симеон Столпник на сайте Православие.Ru
- Преподобная Мария Египетская на сайте Православие.Ru
- Преподобный Савва Освященный на сайте Православие.Ru
- Преподобный Иоанн Лествичник на сайте Православие.Ru
- История Зверинецких Пещер
- Никон Рождественский, архиепископ, «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 405—422.
- Никон Рождественский, архиепископ, «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 416—417.
- Церковь Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии, учетная карточка Сайт Храмы России
Св. прп. Антоний Великий
Преподобный Антоний Великий.
Тропарь, Глас 4:
Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, Глас 2:
Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче Антоние.
Антоний Великий родился в Египте примерно в 250 г. н.э. Точная дата его рождения неизвестна. Родители мальчика были богатыми и очень благородными людьми, с детства приучали ребенка к вере, к духовности. В возрасте 18 лет отец и мать умерли, и Антоний остался один со своей младшей сестрой. Антоний старался жить по религиозным книгам, так, как его учили в детстве. В итоге он отказался от наследства в пользу нищих родного селения. Свою сестру Антоний оставил монахиням, ушел из дома и посвятил жизнь служению Богу, лишая себя любых людских искушений и соблазнов.
Порядка 20 лет Святой Антоний провел в полном уединении. Сначала жил в пещере недалеко от родного селения, а затем в бывшем военном сооружении у Нила. Предавался самым тяжелым обетам, с людьми разговаривал через узкую щелочку для того, чтобы не нарушать строгого постничества. По преданию, в самое трудное время к нему являлся Иисус Христос и помог преодолеть все духовные страдания. У праведника появилось немало учеников и последователей.
Примерно в 350 г.н.э. Антоний Великий приехал в Александрию. Он оказывал очень сильное влияние на людей. За ним готовы были идти толпы. Народ верил в его сверхспособности, ожидал от него чудес. И они действительно случались. Вернувшись вновь в пустыню, Антоний Великий в возрасте 105 лет скончался. Причем, своим двум последователям, которые сопровождали его последние годы, он приказал не раскрывать место своего захоронения.
Житие преподобного Антония Великого
Мощи преподобного Антония
Аббатство Святого Антония.
В 544 году, при византийском императоре Юстиниане, мощи преподобного Антония Великого были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке — в Константинополь (около 623 года). Из Константинополя в 980 году святые мощи были перенесены в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) близ Вьена (Франция), где хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день.
Еще до образования аббатства это место представляло собой центр католического ордена каноников-госпитальеров святого Антония. Сюда специально приезжали за помощью смертельно больные люди. Многим из них удавалось полностью исцелиться от недугов.
При монастыре бенедиктинцев был основан хоспис — domus elemosinariae. В 1247 году был основан отдельный монастырь св. Анония. Деревня, сменившая имя на Saint-Antoine-l’Abbaye, оставалась центром ордена, пока он не слился с мальтийским орденом в 1774 году.
Почитание святого Антония во Франции имеет глубокую историю и начинается с перевода на латинский язык жития преподобного, осуществленного вскоре после написания его на греческом языке святителем Афанасием Великим в IV веке. Существуют основания полагать, что латинский перевод возник по настойчивой просьбе первых галльских монахов, общавшихся со святым Афанасием во время его ссылки в Трир или в другие города на Западе. Латинское житие святого Антония стало одним из основных текстов, послуживших зарождению организованного монашества в Галлии.
Монастырь св.прп. Антония Великого
Иноческое делание древних монастырей Галлии имеет свое продолжение в современности. В 1978 году в 30 км к югу от аббатства Сент-Антуан было основано первое подворье афонского монастыря Симонопетра во Франции. Его основателем стал архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим ( Пиотт) принявшие Православие на Святой горе Афон. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь Сент-Антуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон.
Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия.
Сейчас в монастыре 6 монахов, включая игумена-основателя архимандрита Плакиду (Дезея), однако они активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов.
Св. прп. Агапит Печерский
Св.прп.Агапит, Печерский чудотворец, врач безмездный ( 11 век )
день памяти 14 июня ( в этот день святой почил )
***
К Антонию блажен пришёл,
В Печерские пещеры,
Агапит. Преисполнен он
Был сердцем чистой веры.
Душою он давно искал
Спасенья, исцеления.
В святой чин инока принял
Он скоро пострижение.
С усердием трудясь большим,
И следуя Антонию,
Случись – больной из братьев был,
Служил тому с любовью.
За многие труды, смиренье,
От Бога удостоен был
Он благодатью исцеленья –
Молитвою больных лечил.
Но от людей свой дар скрывая,
Всем за лекарство выдавал
Обед свой – то еда простая.
В миру он славы не искал.
В те времена жил врач один,
Родом и верой – армянин.
Его искусству врачеванья
Подобных прежде не бывало.
Но близких к смерти не лечил.
Им час кончины говорил.
Однажды первого боярина
Привёл тем самым он в отчаянье.
Князь Всеволод серьёзно заболел.
Предрёк врач смерть ему чрез восемь дней.
Агапит же молитву сотворил,
Дал зелье и больного исцелил.
Летела слава по всем землям.
А уязвлённый армянин
Послал смертельное дать зелье
Монаху. Только невредим
Остался, выпив, врач блаженный.
Ибо Господь так говорит:
«От искушений, кто Мне верный,
Спасу. Ничто не повредит!»
~ ~ ~
При смерти уж лежал Владимир,
Черниговский князь Мономах.
Игумена Пещер просили,
Чтоб он Агапита прислал.
Но твёрд святой: «Пойду я к князю –
Идти придётся мне ко всем.
Людской я славы бегать клялся.
Уйти куда-нибудь совсем?!»
Хоть зелье дать просил посланник.
Князь, выпив, снова был здоров.
Стал посылать врачу подарки
В знак благодарности, но тот
Вернул всё князю со словами:
«Не хочет если пострадать,
Во имя Бога, что меж нами,
Пусть нищим повелит раздать».
Теперь уж стало всем понятно,
Что преподобный есть святой.
Князь, в ослушания боязни,
Раздал всё щедрою рукой.
~ ~ ~
Прожив в делах, Отцу угодных,
Агапит, старец, заболел.
Узнав, явиться к преподобному
Врач — армянин сам захотел.
«Чем лечится недуг такой?» —
Расспрашивал Агапита. –
«Тем, что пошлёт, как врач, Господь
Телу с душой во здравие».
Тут армянин узнал о том,
Что не был, собственно, врачом
Агапит. И сказал тогда:
«От силы жить ему три дня!»
Но старец строго вопрошал:
«Что всё о смерти говоришь?!
Если искусен – дай мне жизнь,
А нет – зачем мне досаждал?»
Господь меня оповестил –
Три месяца мне отпустил».
Агапит так уж изнемог,
Что двигаться совсем не мог.
Но всё же, как и предсказал,
Прожил три месяца затем.
И к Господу его душа
Ушла в июня первый день. *
~ ~ ~
По смерти старца армянин
Пришёл в Печерский монастырь.
Игумену он говорил:
«Принять желаю святой чин.
Всю ересь оставляю я.
Истинно верую в Христа!
И верю, что Агапит – свят.
Был перед ним я виноват.
Если б он только пожелал,
Бог жизнь ему бы даровал».
И далее все годы жил
Угодно Богу армянин.
Во всём святому подражал,
Людские души исцелял.
Кончину принял в честь Врача –
Господа нашего, Христа.
Сыну же слава со Отцом
И Духом Пресвятым, Благим,
Ныне и присно и во всём,
Во веки вечные! Аминь.
~ ~ ~
Св.прп.Агапит, Печерский врач, моли Бога о нас!
* 1 июня — по старому стилю