Слава Тебе, Боже нашъ, слава Тебе.
⇐ Предыдущая12
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый, и вся исполняяй, Сокровище благихъ, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй насъ. (трижды, съ крестнымъ знамениемъ и пояснымъ поклономъ)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки вековъ. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй насъ, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки вековъ. Аминь.
Отче нашъ, Иже еси на небесехъ! Да святится имя Твое, да приидетъ Царствие Твое, да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлебъ нашъ насущный даждь намъ днесь; и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ; и не введи насъ во искушение, но избави насъ лукаваго.
Господи, помилуй. (12 разъ)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки вековъ. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (поклонъ)
Приидите, поклонимся и припадемъ Христу, Цареви нашему Богу. (поклонъ)
Приидите, поклонимся и припадемъ Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (поклонъ)
Псаломъ 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во славесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
Рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седящаодесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь
Канонъ
Молебный Господу нашему Иисусу Христу, певаемъ во общихъ напастехъ, и въ бездождии, въ гладъ и мятежъ и въ сопротивление ветромъ, и въ нашествие иноплеменныхъ, и о всякомъ прошении.
Тропари, гл. 6
Помилуй насъ, Господи, помилуй насъ; всякаго бо ответа недоумеюще, сиюТи молитву яко Владыце грешнии приносимъ: помилуй насъ.
Слава: Господи, помилуй насъ, на Тя бо уповахомъ; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий нашихъ, но призри и нын яко благоутробенъ, и избави ны врагъ нашихъ: Ты бо еси Богъ нашъ, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываемъ.
И ныне: Милосердия двери отверзи намъ, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнемъ, но да избавимся Тобою бедъ: Ты бо вси спасение рода христианскаго.
Гласъ 6
Песнь 1
Ирмосъ: Яко по суху пешешествовавъ Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поимъ вопияше.
Припевъ: Милостив Господи, услыши молитву рабъ Твоихъ, молящихся Тебе.
Общий плач составимъ, братие, возрастъ весь же, чинъ, родъ и племя, и горце воздохнемъ вкупе, и всехъ Творца милостива сотворимъ.
Благоутробия ради милости приведъ, не сущихъ, Владыко, естество древле тленныхъ, и обетшавшее спаслъ еси тления, погибающихъ, и ныне насъ помилуй.
Священствовавъ Свою кровь, Слово Божие, и умираеши яко человекъ, Богъ Сый, насъ ради. Но мы, благодати страшныя Твоея отступающ, зле ныне отриновени быхомъ.
Слава: Законовъ Твоихъ отрицающеся и уставовъ, Христе Боже, безстудне естество оскверняюще, достойныя подъемлемъ язвы, стихиямъ естественнаго изступльшимъ чина.
И ныне, Богородиченъ: Ужаса и колбания, и страха вся исполнь, праведный зрящи Владыки гневъ. Но Сего милостива намъ, яко Сына Своего и Бога, соделай, Владычице.
Песнь 3
Несть святъ, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рогъ верныхъ Твоихъ, Блаже, и утвердивый насъ на камени исповедания Твоего.
Адамъ первую заповедь Твою древле преслушавъ, Рая изгнан бысть, и жизни, и Бога. Мы же всехъ вкупе отступльше, ныне умерщвляемся.
Столпъ прежде явися лукавъ, Каин зависти злыя, брата убивъ. Ему же ревнующе ныне мы, стенати и трястися зле якоже онъ, вси осуждени быхомъ.
Зле тварь на ны, зверится и злобитъ чрезъ естество, движущи ополчения естественная, Божий владычний гневъ праведный всемъ возвещающи.
Слава: Скрыся, Владыко Христе, солнечная светлость, удержеся течение обычныхъ дождевъ, суша и тма держитъ, Ты же, Славы Солнце, отвратися.
И ныне: Крепость несть въ насъ, всякаго же дерзновения обнажени быхомъ, вси делы скверными. Ты же, яко Мати Чистая, премееши Владыку всемъ.
Песнь 4
Христосъ моя сила, Богъ и Господь, честная Церковь боголепно поетъ, взывающи смысла чиста, о Господе празднующи.
День, Владыко, гнева и скорби, и не бе день сей, ниже нощь. Иже ныне постиже всехъ насъ пророчески, и несть избавляющаго.
Содомляномъ первее зле разверзе небеса, вопль умножися. Сихъ же затворятъ согрешений множество, ныне намъ въ правду, Владыко.
Угасе солнце, облацы, Владыко, чрезъ естества удержаша дождь. Земля же, стенящи, страшится обнажения своего, и казни предзрящи.
Слава: Видя, Владыко, виждь озлобление людей Твоихъ, и вонми стенаниемъ. Маниемъ устави бурю, и духовомъ сопротивнымъ запрети.
И ныне: Утаившися первее болезней, родила еси всехъ Владыку паче естества. Его же ради болезнь разреши, Чистая, Своихъ людей, уставиши бурю.
Песнь 5
Божиимъ светомъ Твоимъ, Блаже, утренюющихъ Ти души любовию озари, молюся: Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, мрака греховнаго взывающа.
Утеснена мя всюду, Давидъ зря грядущ гневъ Божий, возопи. Мы же что сотворимъ, окаянии, пространными обретше, тесно обителище.
Руки якоже избавль фараони древле люди Своя, Благий, разверзъ напрасно бездну, и насъ поганскихъ рукъ исхити, и море утишивъ, ветры укроти.
Быстротамъ нужди, и злыхъ востаний, волнамъ и духовомъ сопротивнымъ запрети, и во утишие да приидутъ Твоимъ повелениемъ, и дерзость да уставится всяка, Человеколюбче.
Слава: Ти на и смрадъ сластей, и всяческихъ согрешений насъ покрыша волны, сего ради раздышут зелне Божественнаго гнева волны, и всехъ насъ потопляютъ.
И ныне: Иже древле, Владычице, Тобою избавльшиися смерти и тли, поганския нужды и скорби, и ныне сия разреши, молимся, людие бо Твои, и достояние мы есмы изрядное.
Песнь 6
Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, къ тихому пристанищу Твоему притекъ, вопию Ти: возведи тли животъ мой, Многомилостиве.
Плоти первее послужившии, предани быша скверно, потоплению безумнии, имже мы поревновавше ныне зле, плоти бывше тление возвратне подъяхомъ.
⇐ Предыдущая12
Преподобный Никон писал:
«В скорби и искушении Господь помогает нам, но не отнимает их от нас, а подает силу переносить их и даже их не замечать».
Старец учил в скорбях читать молитву, которая уврачует душевные раны:
«Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя! Эту молитву советуется произносить одну за другою не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и, стоя или сидя, произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души, оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву всё-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека».
Беседа XII. Наставление о терпении скорбей (из письма к некоему лицу)
Это было уже давно. Не помню по какой причине, покойный ныне о. протоиерей попросил меня однажды Великим постом отслужить за него позднюю литургию в соборе. Я с радостью согласился. Была 5-я Неделя Великого поста.
В свое время я начал служение литургии и спокойно служил. Настало время чтения Св. Евангелия. Вручив Св. Евангелие для чтения иеродиакону, я по обыкновению стоял у горнего места за престолом, приготовился внимать божественным глаголам живота вечного. И вот диакон зачитал: «Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереям и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (ср. Мк. 10:33-35).
Грешное сердце мое затрепетало во мне. Мне живо вспомнилось то, что было много лет назад. Мне вспомнился скит наш тихий, духовно воспитавший нас. Мне вспомнился почивший наш старец о. Варсонофий, дорогой старец, отец и наставник, окрылявший нас, старавшийся посеять в сердца наши благие семена духовной жизни и монашества, вникавший в смысл Священного Писания и понимавший его духовное, таинственное значение. Мне вспомнилось, как однажды, в 5-ю Неделю Великого поста, после литургии, придя в свою келию, он вопросил меня, обратил ли я внимание на то, какое читалось за литургией Евангелие, и указывая на слова: «Се восходим во Иерусалим и предан будет Сын Человеческий.., и поругаются Ему, и уязвят Его, и убиют Его, и оплюют Его», – сказал:
– Вот степени восхождения в горний Иерусалим, их надо пройти. На какой степени находимся мы?
Не помню точно, что было сказано еще, и, вообще, касалось ли сказанное духовного значения и смысла сих слов Евангельских, но помнится, как будто этим вопросом окончилась беседа. Таинственно, задумчиво был задан этот вопрос. Внимая словам старца, слагая их в сердце своем, я молчал.
И вот, не помню теперь, через сколько дней, а может быть и часов, настоятель объявил старцу о переводе его из скита в Московскую епархию.
Великую скорбь причинило это старцу. Ведь скорбью надо считать не то, что по внешности переживает человек, а то, насколько попускается ему Богом быть удрученным от этого переживания, причиняющего ему и сердцу его скорбь и страдания. Старец воистину тогда страдал. Делясь со мной скорбью своею, он однажды сказал мне, что от великой внутренней борьбы и скорби он боится, как бы не сойти с ума.
И ему и нам было вполне понятно, что такое распоряжение высшего начальства было для старца наказанием, что оно устроено его недоброжелателями, что тут навет, клевета, человекоугодие, ложь и многое другое, о чем кратко невозможно написать. Действительно, поругались над старцем, уязвили его, и оплевали его (нелепые клеветы и сплетни около его имени, обвиняли его даже в ереси хлыстовства), и убили его, ибо от всех скорбей и переживаний в последние дни пребывания в скиту и на месте нового служения подорвалось его здоровье старческое и без того уже слабое, и он ровно через год скончался. Назначенное ему служение при выполнении всех связанных с ним обязанностей и при переживании всего, что причиняли ему условия и обстоятельства жизни на новом месте, было для него крестом и крестом тяжелым.
Веруя, что крест посылается лишь Богом, старец все терпел, пребывая на кресте, предавшись воле Божией, и не прибегал к человеческим средствам. И пройдены были им степени восхождения во Иерусалим.
Все это мгновенно вспомнилось мне, наполнило мой ум и сердце чувствами и мыслями. До того времени я никогда не говорил слов и поучений в церкви (приходилось лишь читать по книге), но тут появилось желание поделиться с другими, сказать к народу слово. Воистину «от избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12:34). Одна мысль настойчиво требовала произнести слово, другая внушала опасение за мое внешнее благополучие. И первая мысль превозмогла. Но, не желая первого моего слова в храме сказать без благословения, я решил за неимением налицо никого иного в алтаре предложить это служившему со мною иеродиакону на рассуждение и благословение. Ответ его был утвердительным, и я после литургии вышел и сказал мое первое слово. Я умолчал о старце и всех воспоминаниях моих, и стал изъяснять смысл прочитанного Евангелия, смысл этих святых слов, которые наполняли мою душу. Не могу изложить всего, что было сказано мною, ибо не помню, но что наполняло мою душу, то и поныне живет в ней. Милостью Божией, из многого напишу немногое в назидание и тебе, и самому себе.
Иерусалим в духовном смысле означает Царствие Небесное. Восхождение в него есть жизнь земная каждого верующего человека, соделывающего свое спасение. Умилительно это изложено в стихире Великого Страстного Понедельника: «Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаша на пути, се восходим во Иерусалим и предается Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы очищенными смыслы шествуем Ему и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да оживем с Ним и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему и совознесшему вас в горний Иерусалим, в Царствие Небесное».
Спасающемуся о Господе необходимо преодолеть все степени восхождения в горний Иерусалим. На жизненном пути неизбежно встречают его скорби и искушения, – к ним нужно быть готовыми. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья. Обратите внимание, что даже св. апостолы до получения даров Духа Святаго и дара разуметь Писания не были чужды желаний временной славы и счастья, как, например, и повествуется в Евангелии: после слов Христа о грядущих скорбях и смерти сыновья Заведеевы просят у Христа почестей временного Царства Его, которого они тогда ожидали, но вместо той почести чашу смерти обещал Христос друзьям Своим (см. Мк. 10:35-40). Посему, если видим жизнь нашу исполненною скорбей и несбывшихся надежд и желаний, да не унываем. Так и должно быть. Жизнь христианина должна быть подобна жизни Христа. Возвещает нам св. ап. Петр: «Христос пострадал за нас, оставив нам образ, пример, дабы мы шли по следам Его» (ср. 1 Петр. 2).
Для сего Христос и святые заповеди дал, дабы мы в них пребывали и через то были действительно Христовыми учениками по самой жизни своей, а не потому только, что называемся христианами. «Потому узнают, что вы Мои ученики, если Мои заповеди соблюдаете» (ср. Ин. 13:35), – говорит Господь друзьям Своим, идя на страдания.
Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Св. Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет жизни нашей.
Между другими учениями и заповедями встречаем в Св. Евангелии учение о необходимости смирения, которое Христос подтвердил ученикам Своим пред самыми крестными страданиями, как о том повествуется в нынешнем Евангелии, а также и в других местах (см. Ин. 13:13-15). Без смирения сердце человека не примет, не усвоит себе Христова учения. Смирение сердца внушает человеку быть покорным воле Божией. Без смирения нельзя быть учеником Христовым, нельзя принять покорно все, что Господу угодно будет послать человеку на жизненном пути его, нельзя покорить свой ум, свое рассуждение, свои хотения в послушание Христово.
Опыт показывает, какие горькие плоды пожинают те, которые все делают по своему измышлению. Какое мучительство причиняет человеку разум самообразный! В какую бездну падения и погибели ввергает человека оставление учения и пути Христова! Тесным и прискорбным кажется путь Христов, но он дает человеку, идущему по нему, то, что он не променяет ни на какие суетные, временные сокровища и утехи мира сего. Так дорого то, что дает Христос Господь верующим!
Предадим же себя всецело воле Божией, чистосердечною молитвою умолим Христа, дабы быть с Ним, на Его пути и по этому пути войти в горний Иерусалим. Аминь.
составлено под редакцией архимандрита Романа (Лукина)
Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)
Пишу Вам, потому что Вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю Вам духовный рецепт, которым советую Вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особенно в минуты усиленных страданий, и душевных, и телесных. Не замедлится при употреблении обнаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве по наружности своей самом смиренном. Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник), следующее: «Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем». Так как сущность этого упражнения заключается в сосредоточенном внимании, то телу надо давать спокойное положение, чтобы движения тела и происходящие от них разгорячения крови не препятствовали уму сосредоточиваться. Лучшее положение – лежащего на одре. И в Евангелии сказано, что больной в таком положении представлен был Господу и получил милость от Господа. С той же целью удобнейшего внимания повелевается заключить ум в слова молитвы, должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут 5 или 10, доколе не ощутите Вашу душу успокоенной и утешенной. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключаются в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (см.: 1Фес. 5, 16).
«Господь, его же любит, наказует» (см.: Притч. 3,12), и кому приуготовляет блаженную вечность, тому посылает скорби и болезни. Поэтому тот, кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу, в славословии Бога. Благодарением душа содержится в терпении и мире и таким образом усугубляет мзду свою на Небесах.
Благодарить Бога надо так: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, за все, что Ты благоволил послать мне для очищения грехов моих. Буди воля Твоя».
Советую Вам в течение дня повторять почаще благодарение и славословие. С ними мало-помалу внидут в душу Вашу спокойствие и утешение, которые будут для Вас уже отселе залогом вечного утешения. Суетные же занятия отложите.
«Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь!»
Преподобный Никон Оптинский 25 июня / 8 июля Церковь вспоминает преподобного Никона Оптинского – последнего духовника Оптинской пустыни. Высокий духовный настрой, верность традициям Оптиной, ее духу старец сохранил и тогда, когда вынужден был после закрытия обители жить в миру, потом пребывать в заточении – в тюрьме и лагере.
Чтя память исповедника Божиего, мы публикуем его наставления и поучения. Идет Петровский пост – пост хотя и недолгий, но, пожалуй, в какой-то степени более трудный, ибо тяжко ограничивать себя летом, когда природа столь изобильна и радостна. Пусть слова старца укрепят нас.
О скорбях
«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».
***
«Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей, в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».
***
«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».
***
Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями
«Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями».
***
«Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству».
***
«Участь всех хотящих спастись – страдать. Поэтому, аще страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение».
***
«Скорбь отворяет вход в сердце благодати Божией».
***
Предайся воле Божией – обретешь мир скорбной душе своей и сердцу
«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, обретешь мир скорбной душе своей и сердцу».
***
Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!»
***
«За все Господа благодарю. Скорблю только тогда, когда размышляю о скорби тех, кто скорбит о мне… Но да будет воля Божия».
***
«Надо знать, что Божественное о нас Промышление не изымает нас от скорбей совершенно, не удаляет их от нас совсем и не избавляет нас от искушений, не исхищает от них полностью, но подает нам силу, твердость и мужество побеждать их».
О сообразовании воли человеческой с волей Божией
«Верую, что Господь спасение мое строит, посылая то или иное. Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь. Наблюдаю, как своя воля приносит человекам скорби и трудности. Да будет же воля благая и совершенная! Ей вручаю и себя, и всю жизнь и всех: принятие воли Божией мир приносит сердцу моему».
***
«Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а он выше всех добродетелей».
***
«Один мирянин спросил отца Никона:
– Скажите батюшка, как мне жить?
Отец Никон, подумав, ответил:
– Вы читали Псалтирь?
– Да, читал.
Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией
– Если читали, то должны помнить, что там есть в одном месте такие слова: Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим (Пс. 24: 9). Что же означают эти слова? А эти слова означают то, что путям Господним учит Сам Господь, а не человек. Да, путям Господним может научить только Сам Господь, но не всех людей учит Он, а только кротких, потому что кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной к принятию божественного научения. Только таких учит Господь».
***
«Найти Господа может только тот, кто в своей личной жизни исполняет заповеди Христовы. А если кому своя воля – “чтоб было по-моему” – дороже учения Христова – умолчу… Каждый пожнет, что посеял».
***
«Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией».
***
«Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо и неприятное будет приниматься как должное».
О молитве
Ни одного дня не оставайтесь без молитвы
«Исполняйте свои молитвенные правила; если нельзя почему-либо все правило исполнить, то хотя бы половину, хоть некоторую часть исполните, ни одного дня не оставайтесь без молитвы. Знайте, что если будете опускать правило, если оставите молитву, то незаметно дойдете до такого состояния, что при желании молиться, при сильной потребности обратиться к Богу не сможете этого сделать, сердце останется холодным и черствым и будете стоять, как чурка. Молитвою испрашиваются венцы Божии, привлекается Божие благословение. Будет человек призывать благословение, и придет оно к нему».
***
«Не забывай молитвы – она жизнь души».
***
«Молитва с преданием себя воле Божией чудеса творила и творит и невозможное делает возможным».
***
«Молись ежедневно и утром, и вечером о тех, к кому имеешь неправильные чувства, дабы вместо нерасположения вселилась в тебя по отношению к ним чистая любовь о Господе, ибо ближнего своего нужно любить о Господе и для Господа».
***
«Где мы бессильны, единственное средство – молитва».
***
«Зависть диавола и всех демонов возбуждает их к исканию гибели человеков и борьбе с ними, особенно во время молитвы рабов Божиих, ибо молитвою правильною человек может получить и получает всякое благо. Порядок борьбы вражией: помыслы благовидные – вниманием к ним ум лишается свободы; явно греховные помыслы – ум, утратив свободу при первых помыслах, побеждается и вторыми. Отсюда общее правило: во время молитвы отвергать всякий помысел».
***
«Отмолился, вычитал, что положено, и свободен – отбыл повинность свою. Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и освятила всю их жизнь, все их дела».
***
«Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому… Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов».
***
«Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно».
***
«Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»
***
«Страх – как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество – как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь».
О покаянии
«Ничто, ничто не помогает столько к получению исцеления от язвы, нанесенной грехом смертным, как учащаемая исповедь; ничто, ничто не содействует столько к умерщвлению страсти, гнездящейся в сердце, как тщательная исповедь всех проявлений, всех действий ее».
***
«Покаяние как начало духовной жизни. Покаяние необходимо для приятия Евангелия. Свойство покаяния открывает зрение грехов своих. Покаяние возводит к духовным видениям. Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимоблагодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение».
***
«Путь покаяния и сознания своей греховности безопасен от бесовской прелести. Увидеть себя святым есть признак прелести и самообольщения. Успех и радость инока в сознании своей греховности, в видении грехов своих. Нужно не только видеть свою греховность, нужно и все поступки свои, всю жизнь и деятельность построить в полном согласии с сознанием и видением своей греховности».
***
Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедоваться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная
«Кающийся грешник, будучи даже как бы забыт Богом, как ему кажется это, по чудному смотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние. Отложим уныние. Господь ведет нас ко спасению!»
***
«Укорение себя и сознание своей виновности – начало исправления и путь ко спасению».
***
«Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедоваться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная. Как тело мы стараемся мыть всегда, когда его как-либо запачкаем, так и душу необходимо всегда держать чистою, чтобы совесть ни в чем не упрекала».
О борьбе со страстями
«Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей».
***
«Победа над страстями совершается силою Божиею. Наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию».
***
«“Дочь Вавилона, опустошительница!.. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!” (ср.: Пс. 136: 8–9). Младенцами здесь, как объясняют святые отцы, названы возникающие страстные помыслы, страстные движения. Эти-то вот страстные помыслы и движения, как только они возникнут, как только они родятся, в самом начале их возникновения, так сказать, в их младенчестве, не давая им возрастать, но пока они еще малы и не укрепились, надо уничтожать, разбивать о Камень. А Камень есть Христос. Бей именем Иисусовым, уничтожай молитвой Иисусовой и вообще средствами благодати Христовой сих младенцев вавилонских».
***
«Кто желает видеть Бога, тот должен быть чист – как телом, так и душою и всеми мыслями. Ибо нечистые помыслы оскверняют образ Божий и изгоняют из души Божественную благодать».
Об отношениях с ближними
«Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий».
***
Возмездие за прощение обид больше возмездия за всякую добродетель
«Без терпения и снисхождения к ближним жить невозможно».
***
«Возмездие за прощение обид больше возмездия за всякую добродетель».
***
«Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий».
***
«Берегись осуждения, как огня, могущего попалить душевную храмину. Не обращай внимания на немощи людей, не жди их – себе внимай».
***
«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».
***
«Себе внимай и всех считай лучше себя – и Господь тебе поможет».
***
Не только делать, но и говорить нужно со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести
«Не только делать, но и говорить нужно со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести».
О правильном устроении жизни
«Да, великое душевное бедствие – рассеянная жизнь. Особенно ужасное впечатление производит она на тех, кто дозволит себе рассеянность, начав уже внимательную жизнь. Христианин благоговейный должен провождать жизнь во всяком внимании к себе и трезвении. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26: 41), – сказал Господь».
***
«Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид».
***
«Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность, Бог зрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что ко всякому доброму делу примешивается страсть!»
***
«Говеть – значит благоговеть. Вести себя благоговейно пред причащением Святых Тайн, ходить как бы в присутствии Божием».
***
«Литургия – это победный гимн христианства, пост – время плача и покаяния».
***
«Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все».
***
«Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит; напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. Иуда пал, находясь со Спасителем, а праведный Лот спасся, живя в Содоме».
***
«Безмолвие – дело отрекшихся от мира. Молчащий устами может и мечтать, умом и сердцем предаваться заботам и всякой суете, а безмолвник, если и скажет слово какое нужное, не перестает быть безмолвником, так как сердце его и жизнь его чужды суеты и многопопечительности».
***
«Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело – смиренно хранить веру Христову. Если вера сохранена – есть и надежда спасения».
***
«Прошу вас жить благочестиво, чтобы соблюсти веру православную, чтобы никто и ничто, никакие обстоятельства, никакие скорби не могли отторгнуть вас от нее, а для этого нужно непременно молиться, просить помощи Божией сохранить веру свою непорочною».