Содержание
- Прежняя жизнь
- Подвиг юродства Христа ради
- Похороны блаженной Матренушки Босоножки
- Обретение могилы Матренушки-Босоножки
- Блаженная Матронушка Босоножка (Петербургская)
- Вам поможет блаженная Матрона Босоножка
- БЛАЖЕННАЯ МАТРОНУШКА БОСОНОЖКА (ПЕТЕРБУРГСКАЯ)
- Отзыв: Скорбященская церковь (Россия, Санкт-Петербург) — На территории имеется могилка Матроны босоножки — скорой помощнице в бедах
Прежняя жизнь
Родилась Матрона в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Крестили девочку в храме Владимирской иконы Божией Матери соседнего села Оделево.
Памятный крест на месте бывшей деревни Ваниной
О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.
В. Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.
Подвиг юродства Христа ради
После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матрона носила легкую летнюю, обязательно белую одежду. Последние 30 лет своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этой часовне произошло прославление иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (чудо с грошиками), в этой часовне совершались исцеления по молитве к чудотворной иконе; и здесь же всегда можно было встретить Матренушку, единодушно всеми любимую прозорливую старицу. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала промысел Божий.
Портрет странницы Матрены-Босоножки
Фото ателье К. Буллы
С просьбами о помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах обращались к Матренушке, как ласково называли ее в народе, тысячи человек. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.
Известность Матренушки была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были люди самых разных сословий: и простолюдины и интеллигенция; приглашали ее и в дома высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Высокопоставленные государственные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.
Многие люди жертвовали ей деньги, иногда очень значительные. Все эти средства Матренушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.
Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Господь дал ей знать время своего ухода. С начала 1909 года Матренушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и стала слабеть на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 97-летняя блаженная старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон ее пришелся на Вербное воскресенье.
Похороны блаженной Матренушки Босоножки
О кончине Матренушки–Босоножки сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матренушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта тело ее было положено в красивый дорогой гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды.
Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало, по сообщениям газет, около 25 тысяч человек.
Похороны Матренушки-Босоножки
День похорон Матренушки-Босоножки пришелся на праздник Входа Господня в Иерусалим. Признанием высоких духовных достоинств блаженной старицы были наполнены прощальные слова, произнесенные над ее гробом архимандритом Александром, возглавившим отпевание: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матренушка, своими молитвами». Примечательно также, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.
Следует отметить, что Матренушку высоко чтила Царская Семья, императрица Александра Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.
Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками.
Круг почитателей Матренушки Босоножки
Блаженные не рассказывают о своей жизни. Иногда только она вдруг приоткрывается в репликах, коротких фразах, сказанных к случаю. Вот эти короткие фразы и немногие свидетельства близких к Матренушке людей были собраны и записаны в «Жизнеописании в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)», которое вышло в свет в 1912 г.
Кто были эти люди, с такой любовью хранившие память о ней, собравшие свидетельства о чудесах, происходивших по ее молитвам и сами бывшие свидетелями силы ее молитвы?
Обратимся к одному из немногих сохранившихся документов — фотографии, которая запечатлела круг близких друзей и почитателей Матренушки, собравшихся помолиться о упокоении ее души в день похорон, вспомнить ее молитвенное участие в судьбе каждого из них.
Почитатели Матренушки в день погребения в доме Д. Л. Логинова
В первом ряду – Елисавета Васильевна Киселева — деятельная почитательница Матренушки, устроительница ее похорон, непременная участница и организатор дней памяти Матренушки. Елизавета Васильевна взяла на себя вместе с А. Ф. Плотниковым все хлопоты и расходы, связанные с этим событием. Газеты упоминают красивый белый с позолотой гроб, заказанный ею для Матренушки. Елисавета Васильевна (и в ее лице все многотысячные почитатели Матренушки) получила телеграмму с выражением сочувствия от Обер Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера. Это было свидетельством признания ее деятельных забот и знаком внимания церковной власти к памяти блаженной старицы и ее почитателям.
Согласно адресной книге «Весь Петербург» за 1911 год, Елизавета Васильевна была купечского звания, жила на Измайловском проспекте, 7 рота, дом № 7. В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50. Вероятно, это был сын г. Киселевой, на фотографии он стоит рядом, положив руку на стул.
Рядом с Киселевой сидит сам автор жизнеописания Матренушки — Александр Федорович Плотников. В ответной телеграмме В. К. Саблеру, которая была отправлена от самого близкого круга почитателей Матренушки, он подписался как «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири». Есть основания полагать, что г. П-в, указанный в «Жизнеописании» уездный исправник, который был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь, — это и есть сам А. Ф. Плотников. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»
Великая Княгиня Елизавета Федоровна
Икона Успения Божией Матери была привезена Плотниковым в Петербург в сентябре 1910 года и передана Матронушке, которая завещала по ее смерти доставить икону в Москву Великой Княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено в мае 1911 года.
В жизнеописании А. Ф. Плотников указывает точную дату, когда он с семьей в день приезда из Сибири пришел к Матренушке (многозначительная деталь — семья приехала к Матронушке в тот же день!) — 26 сентября 1910 года. Во время визита Матренушка в иносказательной форме предсказала убийство Председателя Совета Министров П. А. Столыпина, сказав при этом, что Государь останется жив. Это пророчество исполнилось через год. Об этом пишет сам Плотников, но он тогда еще не мог знать, что убийство Столыпина — это только начало трагических событий в Российской истории. «А как вам приехать то у меня семь лампадочек погасло», «нехорошо будет в Расеюшке то», — именно через семь лет совершится Октябрьский переворот, и большевистская власть начнет культурно и духовно уничтожать прежнюю Россию.
В заключении «Жизнеописания» Плотников указывает, что Матренушка постоянно высказывала желание построить в честь рождения Его императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича женский монастырь и указала даже место для него. Желание было оформлено в особый акт, на основании которого составился кружок из почитателей покойной старицы, который стал заниматься ходатайством об устроении монастыря. Мы думаем, что эти два человека были, безусловно, его членами. Матренушка завещала перенести впоследствии ее останки в этот монастырь. Скажем словами самого А. Ф. Плотникова: «Дай Бог, чтобы молитвами Матренушки все это осуществилось!»
Василий Босоногий
Рядом с Плотниковым стоит Василий Ткаченко — странник Василий Босоногий, которого тоже, как и Матренушку, знал весь Петербург. В монашеской рясе, всегда босой, с непокрытой головой, странник Василий прошел сотни верст, был на многих церковных торжествах. Он появлялся среди богомольцев в Москве, Тифлисе, на Соловках, на Новом Афоне, поклонялся Гробу Господню в Иерусалиме. Молитвенник и нестяжатель, он никогда никому не отказывал в помощи, щедро творя милостыню. Когда в России в 1903 году происходила канонизация св. Преподобного Серафима Саровского, странник Василий своими словами способствовал привлечению многих христиан к сторонникам прославления, чем заслужил особую милость Государя-мученика Николая. Как и Матренушка, всей своей жизнью этот нищий-бессеребренник показал, что такое истинное богатство: это способность жертвовать, а не иметь. Вместе с Матронушкой в самый разгар строительства Скорбященского храма в 1896 он участвовал в сборе средств на его строительство. В марте 1911 года Промыслом Божиим он был приведен в Петербург проститься с почившей старицей. Василий вошел в состав общества памяти Матронушки, став одним из его учредителей.
Фотография сделана в доме купца Дмитрия Логиновича Логинова (сидит второй слева с сыном). Ему принадлежали мастерские художественной живописи и иконописи и другой церковной утвари, располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту в д. №58–3 и 77–79, т. е. вблизи церкви Всех Скорбящих Радости. Это была знаменитая мастерская, удостоенная высших наград на Всеросийской выставке, имевшая похвальные отзывы в печати. В поздравительной телеграмме по случаю 15-летия деятельности, полученной Логиновым от архимандрита Александра, старшего цензора С.-Петербургского духовного комитета объяснялся секрет процветания фирмы: «ибо фундамент ея — Покров Божией Матери и благословение о. Иоанна, очень прочен и надежен».
Отец Иоанн Кронштадтский в семье Логиновых
Сам же хозяин был тоже личностью примечательной. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следущий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.
У могилы Матренушки в день погребения
Выпускник Московской Духовной Академии, талантливый проповедник, пользующийся уважением Старший Цензор С.-Петербургского Духовного Комитета архимандрит Александр (Григорьев) возглавил литургию в храме Всех Скорбящих Радости в день похорон Матронушки и сказал замечательную надгробную речь. Он отметил, что Матронушка была не просто глубоко верующим человеком, она была подвижницей евангельской, многие страдания пришлось ей перенести, но при этом душа ее очистилась. «Знаменательно, что преставилась она в то время, когда Церковь празднует Вербное воскресенье — победу Христа над смертью. Вот и Матренушка идет теперь в Небесный Иерусалим.
После погребения Матренушки-Босоножки
А. Ф. Плотников слева у стены церкви
Погребение ее знаменует переход к новой жизни, победу над смертью. Уже теперь у могилы ее собралась большая толпа богомольцев. С течением времени память ее еще более окрепнет и привлечет богомольцев, которые будут молиться о ней… Будем молиться в надежде на то, что в ином мире по молитвам Матронушки, мы окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».
Так же архимандрит Александр напечатал в №№ 73–74 за 1911 г. «Ведомостей С.-Петербургского Градоначальства» статью «Кончина угодников Божиих и канонизация их». Архимандрит Александр также глубоко чтил память св. пр. Иоанна Кронштадтского. Статья писалась для того, чтобы дать исторические основания для его скорейшей канонизации. Но те же самые основания она давала и для прославления Матронушки. Не случайно она была напечатана во дни ее кончины.
Рядом с архимандритом Александром сидит Михаил Григорьевич Кривошлык — пожалуй, самая яркая фигура собравшегося общества. Михаил Григорьевич — человек примечательной судьбы, редактор газеты «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» — был отмечен не только глубоким уважением коллег и любовью людей, которые его знали, но и особенным пастырским благоволением о. Иоанна Кронштадтского.
Великим постом 1891 года, еще будучи студентом С.-Петербургского Императорского университета, он заинтересовался газетными публикациями о подвижнической жизни о. Иоанна Кронштадтского. Сильное впечатление производили на него описания чудесных исцелений, совершающихся по молитвам праведника. В это время он получил сообщение о безнадежно-тяжелой болезни отца и сестры.
О. Иоанн Кронштадтский и М. Г. Кривошлык
19 ноября 1902 г.
Скорбя о своих родных, Кривошлык решил поехать в Кронштадт и попросить о. Иоанна помолиться о их здравии. 3 апреля, в среду, когда служилась литургия Преждеосвященных Даров, Михаил Григорьевич впервые оказался в Андреевском соборе Кронштадта, где благоговейно молился и внимательно слушал каждое слово знаменитого пастыря, которого знал ранее только по описаниям.
Памятная фотография Кривошлыку М.Г.
10 декабря 1903 г.
В конце службы о. Иоанн вынес Св. Дары и, ко всебщему изумлению, подошел к М.Г. и сказал: «Ты печатью возвеличишь Россию… Ты много страдал… Я тебя причащу!» И тут же совершив краткую исповедь, причастил только его одного, затем ввел в алтарь и велел преклонить колена перед престолом Всевышнего. М.Г. со слезами радости благодарил батюшку и, целуя его руку, умолял его не оставлять молитвами и благословением. На что о. Иоанн ответил: «Твой слуга». Затем, поехав туда, где остановился М.Г., о. Иоанн отслужил молебен о здравии его родных. Отцу и сестре стало значительно лучше и, через некоторое время они поправились. Так началось знакомство М.Г. с великим святым, которое переросло потом в близкие духовные отношения. О. Иоанн не раз называл М.Г. своим другом, был посаженным отцом на его свадьбе.
Благословение новобрачным М.Г.
и А. А. Кривошлык. 1898 г.
Надо отметить, что невестой М.Г. была Анна Алекандровна Черепенникова, которую о. Иоанн также исцелил от тяжелой болезни горла.
Газета «Ведомости» почти в каждом номере печатала проповеди и слова Иоанна Кронштадтского, а также свидетельства чудес, которые совершались по его молитве.
За три дня до кончины М.Г. получил от батюшки с нарочным конверт, в котором был рукописный текст телеграммы, отправленной М.Г., когда он просил у о. Иоанна молитвенной помощи. Ответ был такой: «Сия есть победа, победившая мир, — вера наша — дерзай, уповай — и победишь. Протоиерей Иоанн Сергиев». Это было духовным завещанием о. Иоанна своему названному сыну.
Автограф о. Иоанна Кронштадсткого М. Г. Кривошлыку,
опубликованный в газете «Искры»
В «Жизнеописании» приведен рассказ, видимо, самого М.Г. о том, что когда обстоятельства грозили ему большими неприятностями по службе, к нему неожиданно приехала Матренушка и помолилась за него, как бы приняв от о. Иоанна эстафету духовной заботы о нем. Газета «Ведомости СПб градоначальства», редактором которой он был, напечатала 10 публикаций, посвященных Матренушке, печатала некрологи на все памятные дни, поместила публикацию через год по ее кончине. Думаем, что М.Г. ходатайствовал вместе с духовенством храма перед Санкт-Петербургским градоначальником о разрешении похоронить Матрону в ограде храма.
Действительно, благодать Божия почивала на этом глубоко религиозном, молитвенно настроенном человеке, так много сделавшего для столичной печати, бывшего щедрым благотворителем, попечителем, внимательным отцом и мудрым начальником для своих подчиненных. Как и он сам, большинство его сотрудников были почитателями памяти о. Иоанна Кронштадтского, а в последствие и Матренушки, и жизнь почти каждого из них отмечена молитвенным участием Батюшки.
На фото мы видим его друзей и сотрудников: С. П. Игнатьев — директор Киевского тюремного комитета, предположительно приехавший в Петербург вместе с генералом Клейгельсом, который стал непосредственным начальником М. Г. Кривошлыка. С. П. Игнатьев печатался под псевдонимом Сотрудник, его перу принадлежат несколько публикаций о Матренушке. Иван Генералов — редактор газеты «Искры», которая также часто печатала материалы, посвященные о. Иоанну Кронштадтскому.
Николай Буланов — корреспондент, написавший все статьи о Матренушке в газете «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства» Николай Иванович Бреев — талантливый журналист, сотрудник Ведомостей, жена которого и он сам исцелились по молитве Святого прав. Иоанна Кронштадтского. Н.И. был духовным чадом о. Иоанна, именно батюшка, зная хорошие нравственные качества Бреева, рекомендовал его на службу М. Г. Кривошлыку.
Из-за фигуры странника Василия выглядывает Илья Алексеев — человек, в 1911 году бывший редактором «Кронштадтского маяка» — пререкаемого журнала, который даже был осужден Св. Синодом за распространение иоаннитской ереси. Илья Алексеев принял на себя руководство журналом по «благословению» М. Г. Кривошлыка, и при нем журнал избавился от сектантского духа и печатал материалы, связанные с памятью о. Иоанна Кронштадтского и напечатал все материалы, связанные с кончиной Матроны Босоножки.
Как видим, все эти люди были искренними почитателями о. Иоанна Кронштадтского, благоговейно хранили память о нем, собирали материал для его канонизации. Логинов, Кривошлык и Бреев, кроме того, были его близкими духовными детьми.
К. К. Булла
Удивительным образом Матренушка оказывается в фокусе внимания учеников, последователей, почитателей кронштадтского пастыря. Даже знаменитые фотографии Матронушки сделаны первым столичным фотографом Карлом Карловичем Буллой, который будучи католиком по вероисповеданию, преклонялся перед пастырским подвигом о. Иоанна и испрашивал у него благословение на свою деятельность. Известно, что о. Иоанн освящал новое помещение фотосалона Буллы на Невском проспекте № 54. Серия Матренушкиных фотографий сделана именно там.
Обер Прокурор Св.Синода В. К. Саблер
Обер-Прокурор Св. Синода В. К. Саблер в день, когда был оглашен высочайший указ о назначении его на эту должность, В. К. Саблер поехал в Иоанновский монастырь и молился у могилы о. Иоанна Кронштадтского, потом бывал неофициально в Кронштадте на богослужении в Андреевском соборе и др. Местах, связанных с памятью о. Иоанна (доме Трудолюбия). После смерти о. Иоанна, Саблер был главным строителем Иоанновского монастыря.
Собранные материалы показывают, что в числе самого близкого круга почитателей и друзей Матроны находились люди, которые были духовными чадами и почитателями великого святого начала 20 века — св. праведного Иоанна Кронштадтского. Они видели в Матронушке человека той же веры, того же духа, того же высокого христианского подвига. Эти документы, а также свидетельства священников Андреевского собора В.О. дают основания считать, что о. Иоанн также знал Матронушку и благословлял общение с ней.
* * *
«По словам настоятеля церкви, отца Александра, который недавно только поступил на свое новое место служения, покойная произвела на него самое светлое впечатление своей искренностью и простотою. Жила она среди ужасных внешних условий, в маленькой каморке, среди убогой обстановки, несла свой крест смиренно, в полном смысле слова нестяжательный человек… Христа ради юродивая! Сильный духом человек! Каждое воскресенье исповедовалась и причащалась. Порывисто шла навстречу каждому, приходившему к ней»
«Покойная особой популярностью пользовалась среди петербургской бедноты, среди простонародья, которое охотно обращалось к ней за советом и утешением <…> облагодетельствовала много бедноты. Купит, бывало, огромную связку баранок и идет с нею по улице, раздавая встречным беднякам…»
Из публикации корреспондента «Петербургской газеты» А. А. Бахтиарова. Весна 1911 г.
* * *
В «Жизнеописании…» есть свидетельство некой госпожи К. о том, что она просила Матренушку помолиться, чтобы ее сын сдал выпускные экзамены в коммерческом училище. Матренушка помолилась и сказала госпоже К., что сын ее выдержит экзамены одним из первых. Молодой человек выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50 <…>
Александр Федорович Плотников (автор «Жизнеописания…») — «бывший крестьянский начальник и председатель уездного съезда крестьянских начальников в Сибири» был в начале января 1904 г. у Матренушки перед отъездом в Сибирь. Матренушка благословила его иконой Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима, сказав, что Царица Небесная Сама будет ему Заступницей и Покровительницей и, если он не будет расставаться с ней, его никто не убъет и никакая пуля его не заденет. Слова Матренушки удивили Плотникова, он ехал просто на службу, но, впоследствии оказалось, что слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и Плотникову — человеку, преданному долгу и присяге — пришлось на своих плечах вынести борьбу с революционерами в ввереном его управлению Ачинском, а затем Минусинском уездах. Революционеры вынесли ему смертный приговор, но Бог его хранил. И, действительно, «ни одна пуля не задела его»
Из «Жизнеописания в Бозе почившей Старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матренушки-Босоножки)». 1912 г.
Обретение могилы Матренушки-Босоножки
В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матренушки затерялась. Были версии, что останки ее где-то перезахоронили. Но наступили 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. Начались поиски могилки, которые, наконец, в 1997 году увенчались успехом. В церковном дворе, почти на самом берегу Невы, был обнаружен склеп с гробом старицы. Он находился примерно на одной глубине с подвалами церкви. Но при этом в подвалах было очень сыро, по стенам даже иногда сочилась влага, а в склепе, который располагался почти у самой воды, оказалось сухо. Гроб и погребальные украшения были совершенно не тронуты тлением, хотя пролежали в земле 86 лет! Его подняли, и некоторое время он был выставлен в церкви для поклонения. После этого гроб вновь захоронили на том же месте. Там и теперь находится эта благословенная восстановленная могилка блаженной Матренушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды.
Мраморное надгробие на могиле Матренушки
Вновь, как и тогда, когда Матренушка была жива, приходят к ней люди, молятся Богу, просят блаженную старицу помолиться о своих печалях и нуждах, берут масло из лампадки на могилке. И Матренушка никого не отвергает, молится за всех, кто обращается к ней за помощью и, по вере своей, получает ее. И сегодня не иссякает река чудесных исцелений и помощи, происходящих по молитвам блаженной старицы Матренушки-Босоножки.
В настоящее время собираются документы, свидетельствующие о святости жизни и чудесах Матронушки Босоножки. В дальнейшем эти документы будут представлены в комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.
Приглашаем Вас участвовать в этом богоугодном деле. Просим сообщать о случаях чудесных исцелений и помощи по молитве к блаженной старице Матроне по указанным на сайте контактным телефонам и адресам.
Блаженная Матронушка Босоножка (Петербургская)
Около часа дня 30 марта (12 апреля) 1911 года в Санкт-Петербурге тихо почила старица схимонахиня Мария, известная в народе под именем Матронушки-Босоножки.
Похороны состоялись 3 апреля. Утром церковь Скорбящей Божией Матери была заполнена пришедшим народом. Усиленный наряд полиции едва сдерживал огромную толпу. Вскоре не только ограда церкви, но и Шлиссельбургский проспект был заполнен странниками, фабричными работниками, купцами, чиновниками, богатыми дамами. Желая попрощаться с отошедшей в иной мир их общей утешительницей, они собрались возле её гроба.
«Как знаменательно! – сказал архимандрит Александр в своём прощальном слове. – Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея ещё более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».
Послышались громкие рыдания. Гроб накрыли крышкой и подняли на руки, относя тело к месту упокоения.
Через столетие
В ограде церкви позади часовни в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на скамейке сидела женщина. Её взгляд был затуманен слезами, губы беззвучно шевелились, а глаза неотрывно смотрели на могилу, покрытую белым мрамором. На могиле лежали свежие цветы, конфеты, шоколадки, яблоки. Дары людей, которые видимым образом выражали свою благодарность.
Женщина поднялась со скамейки и, перекрестившись, сделала поклон до земли. Обойдя могилку, поцеловала большой деревянный крест.
Мне стало жаль эту женщину, она была похожа на съёжившийся комочек боли, и я протянула ей ангелочка, вырезанного из бумаги племянницей. Она держала в руках ангелочка, рассматривая его, и улыбалась. «Она поможет!» – уверила я её.
Я зажгла свечу и поставила её на уличный подсвечник. Я тоже пришла просить о помощи. У меня очень сильно болел желудок, я не могла есть. К этому прибавилась общая слабость, и я практически не выходила из дома. Не было сил, и с работы пришлось уволиться. Ко всему прочему прибавились долги по квартплате. В притворе храма я увидела объявление о том, что требуется уборщица. «Что ж, – решила я, – если и помирать, то в церкви!»
Предупредила настоятеля о том, что больна, и никого не хочу подводить. К моему удивлению, отец Богдан согласился принять меня на работу со словами: «Вы же ещё не пробовали, вот и попробуйте».
Неделю меня штормило, тошнило, кружилась голова. Но я никому об этом не говорила и работала, стараясь выполнять всё добросовестно. Я не заметила, как за мытьём полов пролетел месяц, но самое удивительное – состояние моего здоровья заметно улучшилось. И что самое главное – я научилась мыть пол. Если вы улыбаетесь, то значит, не представляете, что такое мыть пол в храме.
Сон
– Где тут можно поставить свечку от избавления от страсти? – услышала я в один из дней моего дежурства. На меня смотрели измученные глаза мужчины очень высокого роста. Я подвела его к иконе «Неупиваемая Чаша».
– Я пришёл сюда, потому что она мне снится уже второй день! – взволнованно произнёс он.
От удивления я чуть не выронила на пол железную тарелку для сбора огарков от свечей.
– Матрёна снится! Я больше не могу!
– А Матрёнушка что-нибудь говорит вам? – спросила я.
– Ничего не говорит – стоит, молчит и так укоризненно смотрит и головой качает.
– Значит, поможет! – сказала я.
– Я надеюсь. Моя мать сюда ходит часто, а я в первый раз. Хочу бросить пить, но срываюсь.
– Наверное, страсть сразу не оставит, – предположила я.
– Да я знаю: нельзя, чтобы в одно мгновение произошло исцеление.
– Верю, что раз она вас сюда привела, значит, поможет.
– Я тоже верю, – сказал мужчина.
Он произнес эти слова с таким смирением и надеждой, что было понятно, что вместе с Богом можно всё победить и одолеть. Мы вышли на улицу, пахло весной, светило солнышко, и я вспомнила, как год назад мы с подругой шли вдоль Невы, направляясь на праздничную службу в храм. На Неве появились проталины. Глядя на взъерошенные льдины, мы увидели напротив храма две маленькие фигурки. Произошло это 15 февраля 2014 года.
Спасение на водах
Бригада МЧС вышла на хрупкий лёд со страховкой. Девочки уже были на середине реки. Переправиться по некрепкому льду было практически нереально, не говоря уже о том, что это было опасно, так как стояла оттепель. Сотрудники боялись спугнуть детей. Все стояли у могилки и молились Матрёнушке. Девочки перебрались на другой берег, пройдя этот опасный участок невредимыми.
– Семь лет назад, – сказал стоящий рядом с нами охранник, – чуть подальше от этого места по реке погибли два мальчика. Сначала один ушёл под лёд, потом другой.
Он с минуту стоял молча. Затем продолжил:
– Течение реки подо льдом в два раза сильнее, и если кто проваливается, то уже не может всплыть – его уносит под лед. То, что девочки спаслись, это чудо.
– Матерь Божия их спасла и Матрёнушка, – уверенно сказала подруга.
По вере чудо и даётся
Так говорит настоятель храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» иерей Богдан Полевой.
– Я священник, и неоднократно становился свидетелем того, как больные люди с последней стадией онкологии приходили с благодарностью через месяц-два, падали на колени совершенно здоровыми. По вере чудо и даётся.
…Матрёна Петровна Мыльникова родилась в семье крестьян-земледельцев. Отец Пётр Евстигнеевич Щербинин и жена его Агафия, урождённая Нестерова, кроме Матрёны имели трёх сыновей, которые занимались земледелием. Матрёнушка вышла замуж за мещанина Егора Тихоновича Мыльникова. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. Матрёнушка последовала за мужем, которого призвали на фронт, в качестве сестры милосердия. На войне муж погиб, а Матрёнушка после окончания войны продала свой дом в Костроме, имущество раздала нищим, а сама пошла странствовать.
– Это удивительный человек, – продолжал рассказывать отец Богдан. – К Матрёне приезжали самые разные люди, она всех принимала, за всех молилась, всем помогала. Она приняла на себя подвиг юродства – особая форма служения. Босая и зимой, и летом, она ходила в белом одеянии, с посохом в руке.
– Даже в самый непогожий день, в мороз, дождь, жару приходят люди и ставят свечи, а потом через какое-то время возвращаются с благодарностью. Приходите к Матери Божией, приложитесь к иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приходите к Матрёнушке и дарите эту любовь и эту радость окружающим. Чтобы все видели, что вот православный христианин, от него идёт тепло и радость, – закончил этими словами настоятель.
Бабуля
Одним из таких примеров является для меня женщина, с которой познакомилась я на работе в храме.
Маленькой девочкой она пережила блокаду. Несколько раз, провожая меня домой после работы, она показывала мне места, где они ели траву в блокаду.
– Мы всю траву съели здесь, – говорила она.
Я налила ей горячего чая, она бережно развернула просфору.
– Я ещё не завтракала, – сказала она. – К Матрёнушке я, можно сказать, приползла. Меня в трамвай посадили, а чтобы выйти, я спускалась, держась за поручни, ноги меня не держали. Совсем не могла ходить. Легла на могилу и плачу: «Матрёнушка, помоги». И – чудо! Встала с могилки и пошла своими ногами. Вот теперь хожу и всем рассказываю про неё.
Мы не заметили, как с нами рядом сел Геннадий, прихожанин.
– У меня тоже ноги болят, – пожаловался он.
– Снимай обувь, – сказала бабуля и первая ловко скинула с ног свои ботинки. – И пойдём за мной.
Геннадий разулся и, тяжело ступая босыми ногами, пошёл вокруг могилки за бабулей.
– Ноги стали легкими, и усталость куда-то улетучилась, – сказал он, улыбаясь.
– Ангел мой! – услышала я обращение ко мне сотрудницы. – Крещение будет через полчаса, надо приготовить всё.
Мне пришлось снова сковать свои ноги обувью, а Геннадий и бабуля стояли босые, продолжая своё лечение.
– Теперь я знаю дорогу к здоровью, – сказал Геннадий.
– Ангел мой, надо ещё успеть пол помыть! – сказала сотрудница, увлекая меня за собой. Эта женщина своих собеседников часто называет именно так. Имя её я вам не назову, а то больше никогда от неё такого не услышу. Но именно она научила меня мыть пол. Она никогда не уйдёт из храма, если он не убран. Пол она моет так, как моряки драят палубу своего корабля. Под ногами у неё мыльная губка, а в руках скребочек, и ни одно пятнышко, ни один восковой ошмёточек на полу не минует этого трудолюбивого «мойдодыра».
Вчера мы подошли под благословение к о. Владимиру, а она ему и говорит:
– Простите меня, отец Владимир.
– Да за что тебя прощать-то? Ты ведь ангел Божий.
Вот, оказывается, как других называешь – таков ты и сам.
Приходите ко мне на могилку
«Приходите ко мне на могилку, как к живому», – завещал Вырицкий старец Серафим. Так говорили и Матрёнушка Московская, и святой Серафим Саровский. Ежедневно я вижу, как приходят люди к могилке, плачут, радуются, молятся, просят. И невидимо из неземного иного мира откликается на скорбящие мольбы Матерь Божия – по молитвам Матрёнушки.
Однажды к могилке пришёл ребёнок, шестилетний мальчик Игнат, страдающий сахарным диабетом, инсулинозависимый. Его привела сюда его родная тётя. А потом он привёл сюда и свою маму Марию. Показал дорогу!
Мария рассказывала: «Он приехал от Матрёнушки такой счастливый и сказал, что почувствовал себя так хорошо, «как у мамы», и сразу же захотел ко мне. Но самое главное, что я увидела в его глазах радость. Несмотря на больницы, уколы, строгую диету, его глаза светились счастьем!»
Приходите и вы, и обнимет вас благодать, и воскликнете вы: «Видящее токи чудес, изливаемыя от святыя Твоея иконы, благая Богородительнице, яко Ты еси молящихся благая Помощница, обидимых Заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, алчущих Кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных Наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственнее вопием о Тебе Богу».
(Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Всех скорбящих Радость»).
Вам поможет блаженная Матрона Босоножка
Ольга Надеждина.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав
Молитва об упокоении
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставившуюся рабу Твою, блаженную Матрону, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная ее согрешения и невольная, избави ее вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благ, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимого, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив той буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда вовеки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Введение
Есть на свете особые места, где душа открывается Богу, а молитва льется будто сама собой. Такие места называются святыми, и одно из этих мест – могилка блаженной Матроны Босоножки в Санкт-Петербурге.
Какое благословенное место – могилка Матронушки! Все заботы и печали мира сразу куда-то отступают, успокоение, утешение и удивительная внутренняя тишина спускаются на мятущуюся душу. Она окутывается мягкой любовью и смирением… И тогда откуда-то изнутри, из самой глубины, от потаенных уголков совести сама собой начинает истекать та сокровенная молитва, в которой – искреннее сокрушение о своей греховной жизни, неподдельное раскаяние, благодарность Богу за помощь, за заботу, за то, что были на земле такие молитвенники, как блаженная старица Матронушка-Босоножка, что они и сейчас, после своей смерти, любят нас, утешают и помогают своими молитвами. Мое обращение к Господу здесь, на ее могилке, льется свободно, спокойно и внимательно, мысли не перескакивают с одного предмета на другой; подобная молитва – большая редкость. Благодарю тебя, матушка Матронушка, за такую помощь, низко кланяюсь, Тебе, Боже, за этот благословенный дар.
Серафима, Санкт-Петербург
Блаженную Матрону Босоножку просят о:
• исцелении недугов, даже самых тяжелых
• избавлении от пьянства
• благополучии сыновей в армии
• помощи в нужде и безработице
• благополучии брака и семьи
К блаженной Матроне уже много лет идут люди, и каждый несет ей свою скорбь или проблему. Никто не уходит, не получив утешения. Всем помогает праведница Матронушка, прозванная в народе Босоножкой. Поможет она и вам, если вслух или в мыслях расскажете ей о своей беде, а затем помолитесь за упокой души блаженной Матроны.
В приложении вы найдете молитвы о упокоении души – читайте их в память о Матроне, и она не оставит вас своими молитвами.
Матрона Босоножка – местночтимая святая
Почему же, обращаясь к Матроне Босоножке, обязательно нужно читать заупокойные молитвы? Дело в том, что блаженная Матрона Босоножка еще не прославлена всей Церковью в лике святых. Она почитается только частью Церкви – братией Зеленцкого монастыря, где покоится Матронушка, и теми мирянами, которым помогла блаженная старица.
Матрона Босоножка не канонизирована Церковью не оттого, что кто-то сомневается в ее святости. Просто канонизация, или причисление к лику святых, не совершается в один день. Вот как описывает этот процесс Е. Темниковский:
«Слава святой жизни того или другого подвижника не умирала вместе с ним; благочестивый подвижник… становился предметом народного чествования, сначала, быть может, в сравнительно незначительном районе, который с течением времени мог расширяться. Таким образом являлся культ святого. К нему постепенно присоединялись и церковные власти, прежде всего местные, затем иногда и центральные, соответственно с тем, как широко распространялся культ святого. Присоединение церковных властей к народному культу, дававшее последнему официальное значение, не было каким-либо формальным актом в роде современной канонизации, а совершалось постепенно…».
Канонизации почти всегда предшествует почитание святого как подвижника без всякой на то официальной санкции. На могилах таких подвижников и праведников, еще при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные Литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим перед Престолом Божиим.
Почитаемыми подвижниками прежде своего прославления были и блаженная Ксения Петербуржская, и такой великий святой, как преподобный Серафим Саровский.
Нужно понимать, что официальное признание святости человека всей Церковью – лишь документальное закрепление уже свершившегося факта. А фактов святости гораздо больше, чем известных святых. Христианство за тысячелетия своего существования дало миру великое множество святых. Многие из них прославлены, имена их известны и чтимы. Но Церковь знает, что есть немало святых, имена которых ведомы одному лишь Богу. Несмотря на то, что мы не поминаем их в своих молитвах, они молятся о нас и обо всех людях, живущих этой временной земной жизнью.
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче и светлее становится в благодарной памяти потомков религиозно-нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все свои силы на служение Святой Руси, самой жизнью своею исполнили евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Такие деятели становятся излюбленными народными героями, они составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Но еще выше значение тех подвижников, житие которых озаряется ореолом святости, имена которых блещут в великом сонме угодников Божиих, в земле Российской просиявших. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, ходатаями и предстателями за него перед светозарным Престолом Божиим. К ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, на их небесную защиту уповает во время скорбей и бедствий.
Митрополит Иоанн Снычев
Сестра святого милосердия
Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом, после Бога.
Преподобный Нил Синайский
В 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых родилась девочка, назвали ее Матроной. Кроме Матроны у Петра и Агафьи Щербининых были сыновья: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием. О детских годах ее ничего не известно. Дальнейший ее жизненный путь, казалось бы, не предвещал ничего великого. Замуж крестьянская девушка Матрена вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Жили хорошо, зажиточно: небольшая семья их имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она стала сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, все свое мизерное содержание раздавала бедным солдатам. В полевых госпиталях начиналось ее служение женщины-христианки, здесь она видела страдания и смерть.
Надо сказать, что война 1877–1878 гг. была не совсем обычной, это была война за независимость наших сербских братьев-христиан. Русские люди шли на войну с готовностью и желанием «умереть за други своя». Многие русские женщины ехали на фронт, чтобы служить сестрами милосердия.
Что такое сестра милосердия? Это не медицинская сестра, как думают многие: ведь у подавляющего большинства этих женщин не было медицинского образования. Сестрам милосердия доставался самый тяжелый труд.
Вот как современник тех событий В. И. Немирович-Данченко описывал рабочий день сестер в одном из госпиталей:
День сестры милосердия начинался очень рано. Еще все спит кругом, а дежурная сестра уже поднимает своих подруг, просит помочь ей… В госпитальных шатрах – смрад и духота. Тускло мерцают в душном воздухе свечи и лампы. Раненые не знают покоя. Стоны слышатся повсюду. В разных местах – зовут сестру. Нужно перевернуть больного, поправить ему подушку, покрыть его одеялом. Требуется при этом исправлять и самую черную работу, потому что больничная прислуга еще спит; она так умаялась за день, что ее не разбудишь громами небесными. Забывая прежние привычки, подавляя отвращение к неопрятному делу, сестры служат больным и ночью. Поработав накануне до позднего вечера, удалось наконец им отдохнуть, но не надолго: еще далеко до света, а их уже будят идти в палату. У многих раненых сошли перевязки, грей воду – отмывай корпию, накладывай опять бинты; другим нужно лекарство, у третьего от крови, проступившей насквозь, – заскорузло и коробится белье, надо переменить, сам раненый не в силах этого сделать. Раненные в голову страдают сильнее других; они ничего не сознают, им приходится силою разжимать зубы и вливать лекарства. За ночь у многих простыни испорчены – нужно очистить воздух, сменить постельное белье… Работы, пока настанет утро, по горло. Наконец являются врачи, но с их появлением сестрам не легче. Сестра, сделайте то и то, подержите больного… Сестра, принесите гигроскопической ваты, подайте шину… Где лубки? Сестра, дайте воды… Начинаются перевязки… Каждый вершок бинта снимается тщательно и осторожно, всякое место, пропитанное запекшеюся кровью, отмачивается; корпия снимается медленно, чуть ли не нитка за ниткой, чтобы не потревожить свежей раны. Промыть ее и перевязать вновь – уже более легкое дело. Но ранее этого нужно научиться преодолевать и стыдливость, и брезгливость, когда вид иных зияющих ран доводит мужчин до дурноты. На долю же сестер выпадали более тяжелые перевязки. Каждое прикосновение к живому месту крайне болезненно для больного: нужно все это сделать возможно нечувствительно для него и в то же время скоро, так как еще сотни больных ждут своей очереди.
«Что влекло их надевать эмблему милосердия – красные кресты на грудь, – писал в своем дневнике один офицер, – и что заставляло их бескорыстно жертвовать покоем, а иногда и жизнью? Если бы в рядах их стояли пожилые люди, для которых наступила пора думать об искуплении грехов и добрыми делами загладить свои ошибки, а то большинство была молодежь свежая и полная надежд. Искали ли они сильных ощущений, или рвались из будничной, неинтересной жизни, чтобы сознавать, что хоть раз в жизни они исполнили завет Бога-Человека?..»
Нет, русские женщины не искали сильных ощущений, они ехали по зову милующего сердца.
Понятие «милосердие» происходит от двух слов: «милость» и «сердце». Это – милующее сердце, милостивое сердце… Это – дар воистину Божий. Сердце, способное печалиться даже над падшим ангелом, может быть только у человека, любящего Господа всей душой. Оно не может не сострадать такому прекрасному Божиему творению, которое было создано первым пред Богом и которое, возгордившись, лишив себя возможности покаяния, гибнет безвозвратно. Милующее сердце не видит в человеке зла, грех оно воспринимает не как неотъемлемую часть души, а как внедряемое в нее извне зло, и потому милующий человек старается всеми силами души помочь и лицам нравственным, и грешникам. За всех он молится.
Митрополит Иоанн (Снычев)
И эти слова в полной мере относятся к сестрам милосердия, таким, какой была Матрона, жена простого лавочника. Ведь раненый есть раненый, грешник он или праведник, он одинаково нуждается и в уходе, и в молитве. И Матронушка, заботясь о раненых, не забывала и молиться об их душах, отдавала ближним своим не только физические силы, но и собственную душу. «Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех, – эти слова преподобного Исаака Сирина русские сестры милосердия воплощали в жизнь каждую минуту. – Милостивый не только дает людям из своего собственного, но с радостью терпит от других неправду и милует их. Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их. Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием».
– Кто такие милостивые? – говорил другой преподобный, святой Симеон Новый Богослов. – Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет – не это одно делает милостивым; надобно, чтобы при сем была милостивость сердечная. Или милостивы те, которые обнищали из любви ко Христу, нас ради обнищавшему, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что дать им, страдают милость о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Аз же о всяцем немощнем восплакахся»? (Иов.30,25) Они, когда имеют что, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют – дают им всеубедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: «Нелестне научихся, без зависти преподаю» (Прем. 7,13). Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом: они такою милостью, как лествицею, восходят к совершенной чистоте душевной.
Доброта и самоотверженность сестер милосердия поражала даже тех, кто был далек от Христа. Известны случаи, когда раненые турки, получив помощь в русском полевом госпитале, обращались в христианство и принимали Святое Крещение.
Как я спасла жизнь сыну Святым Крещением
Когда моему сыну было три месяца, он заболел двусторонней стафилококковой бронхопневмонией. Нас срочно госпитализировали. Ему становилось все хуже и хуже. Через несколько дней заведующий отделением перевел нас в одиночную палату и сказал, что маленькому моему недолго осталось жить. Горю моему не было предела. Позвонила маме: «Ребенок умирает некрещеным, что делать?» Мама тотчас же поехала в храм к священнику. Он дал маме крещенской воды и сказал, какую молитву надо читать во время совершения Крещения. Сказал, что в экстренных случаях, когда человек при смерти, Крещение может совершить и мирянин. Мама принесла мне крещенскую воду и тексты молитв.
В палате были стеклянные двери, по коридору все время сновали сестры. Неожиданно в три часа у них началось собрание. Наша медсестра поручила мне следить за состоянием сына, пока она будет присутствовать на собрании. Я спокойно, без помех окрестила сына. Сразу же после Крещения ребенок пришел в себя.
После собрания зашел врач и страшно удивился: «Что это с ним произошло?» Я ответила: «Бог помог!» Через несколько дней мы выписались из больницы, а вскоре я принесла сына в церковь, и батюшка довершил Святое Крещение.
Валентина, Москва
Чудесное обращение
С бабушкой был такой случай. Она веру свою скрывала от начальства. Как-то раз она шла с подругой-атеисткой мимо храма. В церкви шло богослужение, люди молились. Подружка решила поиздеваться над верующими. Она зашла в храм и во время пения молитв прокричала на всю церковь: «Что же вы молитесь Тому, Кого нет?» Бабушка пыталась ее увести, уговаривала ее: «Не нужно, пойдем. Ну, молятся – и пусть молятся». Но подружка не хотела угомониться и сказала так, чтобы все слышали: «Если Бог есть, пусть я упаду и не встану».
И она вдруг действительно упала и не могла встать. Ее вынесли, она попросила воды и тут же купила иконку. После этого, как рассказывала бабушка, та женщина стала очень верующей, но недуг у нее так и остался до конца ее дней. Вот такой случай…
Галина, Новосибирск
Среди сестер милосердия известно немало святых, достаточно вспомнить преподобномученицу великую княгиню Елизавету Феодоровну, которая после смерти мужа, великого князя Сергея Александровича, полностью посвятила себя делам милосердия и стала основательницей Марфо-Мариинской обители – монастыря, где осуществлялась и благотворительная, и медицинская помощь неимущим.
«Проявим дело любви к нашим во Христе братиям, – призывал святитель Григорий Палама, – принесем эту превосходную жертву – милость, которой жаждет от нас Господь, оказывая ее нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы ни было это заблуждение, какая бы это ни была нужда; заступаясь за обиженных, поддерживая в немощи лежащих, – будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или же по причине злых духов и страстей бесчестия; посещая заключенных в темнице, а также перенося против нас поступающих и угождая друг другу (в страхе Божием), хотя бы кто и имел на кого неудовольствия, потому что и Христос угождал нам всеми способами: делами и словами. Всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, дабы и от Бога получить нам любовь, и быть благословенными от Него, и наследовать обетованное нам от сложения мира – уготованное Небесное вечное Царство».
«Без любви и милости всякое дело нечисто, – вторил ему преподобный Ефрем Сирин. – Если хранит кто девство, если постится и пребывает в бдении, если молится и делает у себя приют бедным, если строит церкви или иное что большее делает: все это если без любви – ни во что вменится пред Богом, потому что неблагоугодно сие пред Богом. Итак, ничего не предпринимай без любви».
Моего сына забрали воевать в Чечню. Не могу описать, как разрывалось мое материнское сердце от одной мысли, что может там приключиться с моим мальчиком. Письма шли очень долго, и, читая очередное письмо, я не знала, жив мой сынок или нет. Я извелась до того, что не могла заставить себя кусок хлеба съесть. Исхудала, слабость была ужасная, а все равно ночью не спалось, все думалось про сына. Знакомая рассказала мне про Матронушку Босоножку, вместе мы сходили к ней на могилку. Посидели немного, молиться я тогда толком не умела, но после того посещения мне стало гораздо легче, какой-то покой опустился на душу. Я часто потом приходила к Матронушке, рассказывала ей о сыне. Молиться не молилась – не знала, что такое молитва. Просто поговорю, и легче становится. Потом заметила, что письма стали приходить чаще, и очень быстро доходили. Два года пролетели незаметно, сын вернулся живым и здоровым, за что век буду благодарить нашу блаженную Матронушку Босоножку.
Ирина, Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны
Их защитили Ангелы
На Кубани многие знают об этом чуде, так как много было свидетелей его, а эти свидетели рассказывали о нем своим родственникам и своим знакомым.
Девять монахинь на подводах привезли на расстрел. Поставили их плечом к плечу над обрывом с таким расчетом, чтобы потом не хоронить их, не делать лишней работы.
Комсомольцы приготовились открыть огонь, а монахини громко начали петь какой-то псалом.
И вот тут-то и произошло чудо. Внезапно засиял ослепительный свет, и появились три Ангела. Два Ангела опустились и стали слева и справа от монахинь, а третий Ангел опустился и стал перед комсомольцами, которые сразу все упали на землю и потеряли сознание.
От подвод прибежали ездовые, увидели лежащих, как трупы, комсомольцев, поющих живых и невредимых монахинь и поскакали в село «за подмогой».
«Подмога» в растерянности и страхе стала грузить на подводы комсомольцев.
– А что нам делать? – спросила одна монахиня.
– Разбегайтесь, – последовала команда, которую они и выполнили с молитвами.
Все комсомольцы-конвоиры очень быстро умерли, а вот их секретарь до смерти лежал парализованный (целый год).
Он худел с каждым днем все быстрее и быстрее. И вот когда остались только кости да кожа, появилось множество червей. Не успевала мать сгрести с него большую кучу, как они снова появлялись неизвестно откуда.
Мучился он страшно и все кричал, просил:
– Молитесь обо мне!
Молиться о нем было некому, так как кругом жили люди неверующие, не знающие молитв.
А вот те, которые могли бы ему помочь, все разбежались.
Иеромонах Трифон. Чудеса последнего времени
Венцы Богородицы
В 1922 году в станице Килермецкой (под Майкопом) произошло событие, которое показывает, как в те времена большевики расправлялись даже с потенциальными врагами.
А таковыми они считали всех богатых людей.
Так, в этой станице накануне православного праздника Дня Усекновения Главы Иоанна Предтечи они арестовали 120 человек. Среди них был и священник.
Всех загнали в подвал и выставили охрану. Охрана была слабой, и поэтому мужчины стали советоваться между собой, как перебить охрану и разбежаться, ибо надвигалась смерть.
Но батюшка обратился ко всем со своим предложением:
– Давайте пострадаем за Господа нашего Иисуса Христа так, как Он за нас пострадал.
Батюшку послушались. Утром всех вывели из подвала и отвезли в поле. С каждого сняли одежду и обувь. Причем, мужчин оставили в одних кальсонах.
Затем злодеи открыли огонь. Ни в чем не повинные люди без суда и следствия были расстреляны за несколько минут.
В живых остался лишь один мужчина. Он упал на землю еще до того, как его настигла пуля. Он притворился мертвым.
Когда вокруг него добивали раненых, он лежал, не шелохнувшись.
После того как душегубы уехали, он перешел к стогу соломы и зарылся в нее, однако глаз не мог отвести от погибших.
И вдруг он увидел Царицу Небесную, которая подходила к каждому мученику и надевала на его голову венец. Вот этот один-единственный чудом спасшийся страдалец и поведал людям об этой страшной трагедии. Видно, для того и спас его Господь, чтобы не осталось это беззаконие неизвестным.
Иеромонах Трифон. Чудеса последнего времени
Дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств. Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются ею. Страх и трепет обнимает меня, когда я размышляю о том, как один недуг немилосердия сделал бесполезными и негодными все добрые дела, а самих подвижников – безызвестными, потому что они услышали слова: «Аминь глаголю вам, не вем вас» (Мф. 25,12). Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас, но снисходит к нам по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет (принесение Ему жертв, собственно, в милости состоящих) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем благочестия. Если ты хочешь почтить Жертву, то принеси (в жертву) душу свою, за которую принесена Жертва; душу свою сделай золотою, если же она лучше свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? … Мы требуем в дар Богу ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Хочешь почтить тело Христово, – не презирай, когда видишь Христа нагим … сперва напитай Его, алчущего (в лице нуждающегося), и тогда уж употреби остальное на украшение трапезы Его (храма)… Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата: это храм превосходнее первого. Те украшения могут похитить … а что сделаешь для брата алчущего и странника, и нагого, того и сам диавол не может похитить, оно сберегается в неприступном хранилище.
страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
БЛАЖЕННАЯ МАТРОНУШКА БОСОНОЖКА (ПЕТЕРБУРГСКАЯ)
Главная / * БОГОХРАНИМАЯ КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ / БЛАЖЕННАЯ МАТРОНУШКА БОСОНОЖКА (ПЕТЕРБУРГСКАЯ)
Блаженная Матрона Босоножка (Петербургская)
Портрет Матронушки Босоножки
В 1814 году в деревне Ванино Костромской губернии в семье крестьянина Щербинина родилась дочка названная Матроной. Также у Петра и Агафьи ЩЕРБИНА были сыновья Макар, Александр и Иван, они были обычными крестьянами.
О детских годах её ничего неизвестно.
Замуж она вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877-1878 гг. муж её был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Уже тогда её смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, всё своё мизерное содержание раздавала бедным солдатам.
После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.
Матронушка Босоножка с посохом
Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет – у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Скорбящий храм и часовня. Конец 19 — нач. 20 вв.
Босая зимой и летом, в лёгком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.
Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося её о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва её, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По её молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьёзную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К её словам внимательно прислушивались.
Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.
Блаженная Матронушка Босоножка
Прозорливая старица помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. Высокопоставленные верноподданные государя, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.
С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таинств и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас».
Известно, что Матронушку высоко чтила царская семь. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала. По её распоряжению был прислан на могилу венок.
Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон Матронушки-босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию, в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым петроградским новомучеником.
Похороны блаженной Матронушки Босоножки.
На похороны блаженной старицы Матроны собралось около 25 тысяч человек. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной Церкви, её пастырям… . Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами».
Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).
В советское время большая и красивая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря.
В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки Босоножки, около неё по воскресеньям совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить её молитвенной помощи. Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает…
Перезахоронение блаженной Матронушки Босоножки в 1997 году
Могила блаженной Матронушки Босоножки
Отзыв: Скорбященская церковь (Россия, Санкт-Петербург) — На территории имеется могилка Матроны босоножки — скорой помощнице в бедах
Всем привет, дорогие читатели моих отзывов.
В этот раз хотела бы рассказать о …. в общем то, отзыв должен быть о церкви, но хочется писать о Матроне Мыльниковой или как её многие знают о Матроне-босоножке. Но правила есть правила, не буду их нарушать, о Матронушке, помощнице в людских бедах я вам расскажу после рассказа о церкви.
Неподалеку от Александро-Невской Лавры, что находится на пл. Александра Невского, всего в нескольких остановках по пр. Обуховской обороны расположилась, недавно отреставрированная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» с грошиками.
Интересное название, с грошиками?! Да меня оно тоже заинтересовало. Оказывается, икона изначально была без грошиков и название ей было — «Всех Скорбящих Радосте», а грошики у неё появились потом в 1888 году — интересный поворот — однако! Но и с данной иконой тоже не все так просто.
Изначально, на том месте, где сейчас церковь — находилась часовня во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. В ту пору незадачливый купец, возвращавшийся после торговли в Санкт-Петербурге по водам Невы попал в бурю, лодка обернулась и купец, потеряв всех спутников в водах Невы начал слезно молить о помощи Царицу Небесную. Божья Матерь услышала его молитвы и вынесла на берег как раз к данной часовне. Купец же, в благодарность пожертвовал семейную икону – образ Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте», которая в своё время была прибита волнами Невы к одному из членов его семьи.
В 1888 году в часовню ударяет молния и она сильно обгорает, многие иконы повреждаются но не икона «Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте». Потемневшая на тот момент от времени икона буд-то заново рождается, она светлеет, а ее поверхность начинают украшать медные грошики. Грошики, что ни на есть настоящие, они чудесным образом попали на икону из кружки для пожертвований, которая стояла подле иконы в момент удара молнии.
Удивительно, но монетки держатся сами по себе, тогда как на списках (копиях) с данной иконы они вдавлены в краску.
О необычной иконе разносится молва по всему Санкт-Петербургу и за его пределами, люди начинают течь рекой с просьбами и бедами. Икона помогает, есть даже случаи исцеления после молебна пред иконой с грошиками.
К огромному сожалению, оригинальная икона не располагается больше в часовне – так как на ее месте была построена церковь, которую мы можем посещать сейчас во имя Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте», с одной лишь оговоркой – оригинальная церковь не сохранилась – взорвали в 1933 году под предлогом нужд расширения территории речного порта. А икону в 40-х годах прихожане передали в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха».
Входим в церковь, в ней фотографировать нельзя. Поэтому фото только витража при входе:
предупреждения, юбки и платки для дам:
Все достаточно новое, по левую руку сидит батюшка с ноутбуком и работает.
В церкви можно купить свечи с изображением Матронушки
и образки c могилкой Матронушки и её фотографией
образок на веревочке, его можно носить на шее:
так же Иконы святых, ладан, книги
Вторая достопримечательность церкви
У самой Невы похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка или как её знают многие — Матрёна Петровна Мыльникова.
Почему это достопримечательность? Ну, я даже не знаю как назвать, дело в том, что Матронушку до сих пор не канонизировали, и пока это просто могилка старицы, которая помогает людям с их мирскими бедами и горестями.
Немного о жизни старицы
Родилась Матрона в 1814 году в крестьянской семье земледельцев проживавших в деревне Костромской губернии, в семье была 4-м ребенком и единственной девочкой.
Вышла замуж за мещанина г. Костромы Егора Мыльникова, у них был свой дом и бакалейная лавка. Но мужа призвали на турецкую войну, проходившую в период с 1877 по 1878 год. Матронушка следует за ним и становится сестрой милосердия, помогает раненым солдатам, раздаёт бедным все свое мизерное, что у нее есть. Но на этой войне муж Матронушки погибает, а она решает посвятить остаток своей жизни Богу. После окончания войны она возвращается обратно в Кострому, продает все имущество и, раздав его нищим, отправляется странствовать наложив на себя обет юродства Христа ради – ходит до окончания жизни (33 года) только босиком, в летней белой легкой одежде и даже лютой зимой.
Представьте только, Матронушка босиком ходила 4 раза в Иерусалим, в одном таком посещении она принимает схиму с именем Мария, но дает обет Богу срывать это от людей.
В Санкт-Петербурге Матронушка прожила последние 30 лет своей жизни, из которых 16 лет она прожила у часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» проводя свой день в молитвах. Много людей посещало блаженную Матронушку с просьбами помолиться о их бедах и нуждах. Матронушка была прозорлива, никому не отказывала в помощи и ее молитвы к Господу нашему имели огромную силу.
Иногда ей дарили огромные деньги, и она их тут же раздавала нищим и нуждающимся, покупала иконы и Евангелия, которыми потом благословляла людей.
Матронушка помогала и помогает до сих пор в таких бедах как:
— алкоголизм – она не любит алкоголиков, старается им помочь и наставить на путь истинный
— помогает найти свою половину
— в рождении детей
— боязни аэрофобии
— помогает в житейских нуждах
Матронушка во времена Государя кропила святой водой высокопоставленных верноподданных, когда они отправлялись в места ожесточенных боев или бушующей лихорадки — и они возвращались живыми и невредимыми.
Старица некоторым открывала промысел Божий, а кому то называла точную дату смерти.
За два года до своей смерти с 1909 году Матронушка начала готовиться, в течение 2-х лет она соборовалась и причащалась, и 30 марта 1911 года, как и возвестила, ушла на тот свет «Вместе с водой и льдом» — на Неве начался ледоход.
Похоронена старица сразу за церковью, под навесом.
Есть два алькова для свечей:
Один для обычных тонких, церковных свечей
Другой для кладбищенских
Есть урна для записок с просьбами и пожертвований, но он почему то одна?
Пожертвования собираются на часовенку над надгробием старицы
Так же висит просьба о том, что если имеются документально подтвержденные неизлечимые болезни и старица помогла – рассказать и куда обратиться, ведь старицу хотят канонизировать.
Обратите на надпись на кресту: — «слава Богу за всё»
Можно поставить у могилки цветочки
Цветы просят оставлять в церкви в зимнее время, что бы не померзли:
Можно рядом посидеть, лавочка перед кустиком, там сидела женщина, потому я фотографировала сзади:
Есть туалеты:
Можно спуститься к Неве к тому месту, куда видимо вынесло незадачливого купца
Как добраться:
у церкви останавливаются на остановке ул. Книпович:
автобусы: 8 и 8а
Маршрутка № 185,16
Тролейбусы № 14, №16
Или пешком от метро пл. А. Невского
Работает церковь с 9 до 19
Около церкви есть лавка, там можно купить столбушинский сбитень, но там он дорого стоит — но есть, магниты и сувенирку
Кстати сказать, в данную церковь и к могилке курсируют экскурсионные автобусы и не только из Санкт-Петербурга
Очень рекомендую посетить