Содержание
С.В. Рахманинов. Романсы
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка. У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха.»
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца
Сестра музыки это поэзия,
Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.
С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса , то есть все они созданы в российский период его жизни . По популярности они соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов первой половины 19 века – Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.
Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
ПОЭЗИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА-НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ
” Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Из раннего стихотворения «Звуки» (1830) , показывающее, как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы.
Кстати, Лермонтов вполне мог знать об этих первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление: «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». Тогда же, при жизни Лермонтова, его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта находим в письме Ник. Елагина (участника московского кружка Елагиных — Киреевских). 18 августа 1840 года он писал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве. Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера»( Речь идет о стихотворении «Горные вершины»)
Примечательна история обращения Глинки к стихам поэта. Еще в 1847 году, вовсе не думая о Лермонтове, он записал в своем смоленском дневнике 28 сентября: «. оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал Молитву без слов для фортепьяно. «
Спустя несколько лет Глинка решил прибавить слова к своей «Молитве» и выбрал лермонтовское стихотворение. Он с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше»
19 января 1855 года он сообщил Н. В. Кукольнику: «Инструментую теперь «Молитву», написанную мною для фортепьяно без слов, — к этой молитве удивительно подходят слова Лермонтова: «В минуту жизни трудную»
Как видно из более позднего письма, он переделал «Молитву», имея в виду предстоящий концерт своей ученицы Д. М. Леоновой: он создал партитуру для контральто и оркестра, прибавив хор — «для усиления эффекта и отдохновения главного голоса» (из письма К. А. Булгакову от 23 июня 1855 года5). Таким образом, в окончательном виде (в партитуре) романс «Молитва», по мысли автора, становился не простым соединением давно написанной фортепианной пьесы без слов с лермонтовским текстом, а должен был приобрести новое, более глубокое и выразительное звучание.
Романс Гавриила Ломакина вышел в нотном издании одновременно с “Молитвой”.
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Романсы и песни А. Е. Варламова
«Мелодии его… – по большей частью замечательные народностью, ясные, легко доступные… быстро расходились по всей России «А.С.Фаминцын
Александр Егорович Варламов (27 ноября 1801— 27 октября 1848) – известный русский композитор-дилетант.
Композитор замечательного мелодического дарования, выдающийся представитель бытового романса, он обогатил этот жанр произведениями высоких художественных достоинств. Искусство Варламова отвечало запросам самых широких демократических кругов и было на редкость популярным. По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными» .
Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, «введены» в произведения многих писателей — Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Лескова, Бунина и других. Сочинения Варламова не утратили своей жизненности и в наши дни — в этом неоспоримое доказательство их художественной ценности.
Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки.
Варламов оставил более 200 романсов и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы Красный сарафан, «Оседлаю коня» (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»), «Травушка», «Соловушко», «Что отуманилась», «Ангел», «Песнь Офелии», «Мне жаль тебя», «Нет, доктор, нет», дуэты «Пловцы», «Ты не пой» и т. д. Варламову принадлежит также первая русская «Школа пения» (Москва, 1840)
>Rtplay max.ru
Романсы на стихи М.Ю. Лермонтова
Лермонтов — один из самых «музыкальных» русских писателей. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта (1814—1841) музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Об этом есть немало свидетельств и в его творениях, и в дневниковых записях. В одной из них 16-летний Лермонтов вспоминает мелодию песни, которую он слышал от матери, умершей, когда ему было около трех лет: «. то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие». В те же ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах близ Пензы, пробудилась любовь юного Лермонтова к народным песням, а также сказкам и преданиям, услышанным от местных крестьян; позднее — на Кавказе.
В одном из писем (23 декабря 1834 года) поэт сам указал на ту роль, какую играют звуки в его мировосприятии: «. мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами», — так писал он М. А. Лопухиной.
Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше, это естественно. По множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту, кажется, никто не может сравниться с автором «Молитвы» и «Сосны». Причем это не только романсы, но и вокальные ансамбли, дуэты, трио, квартеты, хоры, мелодекламация.
Е. Шашина – Сергей Лемешев
А. Варламов – Сергей Лемешев
А. Варламов – Александр Огнивцев
А. Даргомыжский – Иван Козловский
П. Булахов – Надежда Обухова
Нет, не тебя так пылко я люблю
А. Шишкин – Елена Образцова
А. Даргомыжский – Евгения Гороховская
А. Даргомыжский – Евгений Нестеренко
А. Гречанинов – Ирина Архипова
Понравилось: 11 пользователям
- 11 Запись понравилась
- 38 Процитировали
- 0 Сохранили
- 38Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Ответ на комментарий Любовь_24051963
Любовь_24051963, спасибо большое за отзыв!
Ответ на комментарий ludnov
ludnov, пожалуйста! Рада, что пост понравился!
Ответ на комментарий Annakraj
Annakraj, спасибо!
Ответ на комментарий Ванджура
Ванджура, рада, что пост понравился! Спасибо!
Ответ на комментарий nattrety
nattrety, пожалуйста! Я тоже очень люблю романсы.
Ответ на комментарий Сирик
Сирик, спасибо за отзыв!
Ответ на комментарий ustava51
ustava51, пожалуйста! Очень приятно, что Вам понравилось!
Ответ на комментарий Amalia_2012
Amalia_2012, спасибо большое за отклик! Рада, что пост понравился!:give_rose
Ответ на комментарий Т34ТУРБО
Т34ТУРБО, пожалуйста! Рада, что пост понравился!
Ответ на комментарий evconst
evconst, большое спасибо!
Ответ на комментарий Надежда_Скарбовская
Надежда_Скарбовская, очень приятно, что Вам понравилось! Спасибо большое!
Молитва романс композитор
ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц) (1811-86), венг. композитор, пианист. Во время концертных поездок в Россию (1842, 1843, 1847) знакомился с рус. музыкой. В Петербурге встретился с М. И. Глинкой, сблизился с Мих. Ю. Виельгорским, бывал у В. Ф. Одоевского. Корнель Абраньи-младший, посетивший Листа в 1873 или 1874 в Веймаре, в своей книге фельетонов “Из пестрой жизни” (1875) писал об устойчивом интересе композитора к рус. музыке и лит-ре: “Я подумал, как внезапно возникли из тьмы литература и поэзия русской нации. Они поднялись к свету, как Минерва в шлеме и броне, и одним взмахом завоевали себе свое место в мировой литературе. Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гоголь, Кольцов и другие одновременно открыли новую эпоху. “. На домашних муз. вечерах у композитора часто звучала рус. музыка и, конечно, романсы рус. композиторов на лермонт. слова. Лист написал романс “Молитва” (“В минуту жизни трудную”) на стихи Л. в пер. Ф. Боденштедта, изд. Кантом в 1879 (есть еще изд.: Leipzig, 1905).
Лит.: Мильштейн Я., Лист, 2 изд., т. 2, М., 1971, с. 404.
- Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В. А. Мануйлов.- М.: ‘Советская энциклопедия’, 1981.- 784 стр. с илл. В надзаг.: Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательства.
При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Спустя несколько лет Глинка решил прибавить слова к своей «Молитве» и выбрал лермонтовское стихотворение. Он с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше».
Вслед за ним идет Лермонтов, если не по количеству, то по множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту.
Однако существуют и другие музыкальные сочинения к этому стихотворению, появившиеся позже музыки Варламова. Строчки Лермонтова положили на свои мелодии А. Г. Рубинштейн (вокальный квартет, 1849) и В. И. Ребиков (женский хор, 1899) — это два самые известные сочинения. Кроме их вариантов есть еще и других композиторов (например, с музыкой Ф. Г. Голицына). В 1938 году свою версию музыки создал композитор Г. В. Свиридов.
Одна из лучших интерпретаций лермонтовского стихотворения «Парус» — романс Зары Александровны Левиной (1906 — 1976). Романс был написан композитором в 1940 г.
Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.
Составители Л. И. МОРОЗОВА, Б. М. РОЗЕНФЕЛЬД