Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой новокайдакской иконе Божией Матери содержится в «Екатеринославских епархиальных ведомостях» за 1872 год, № 18-20, и принадлежат эти сведения перу епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия (Макаревского). Сочинение «Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери» является первым печатным трудом Архипастыря по прибытии его на Екатеринославскую кафедру.
Вопрос о происхождении иконы и ее появлении в Новых Кайдаках остается открытым. До наших дней сохранилось только распространенное запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь как особая святыня. Именно в «Истории о казаках запорожских» князя Мышецкого повествуется, что запорожцы всегда, но более всего будучи под властью крымских ханов, имели самые тесные отношения с Православным востоком. При них всегда находился греческий архимандрит, наносили визиты монахи и священники из Иерусалима и Афона, приходившие для сбора милостыни и дарившие запорожцам различные святыни. Известно лишь, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки, где — примерно около 1700 года — произошел ряд событий, связанных с Запорожской Сечью.
Во-первых, семейные казаки, подданные и крепостные казачества, стали селиться в этой роскошной и безопасной местности, образуя как бы связующее звено между запорожским Кошем и Самарским монастырем. Во-вторых, при уходе казачества из Сечи в Алешки, все больные и немощные казаки переселились частью в Самарский монастырь, а частью в Новый Кайдак. Один из кайдакских старожилов, ктитор Семен Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но, кем и когда была написана икона, когда от кого и по какому случаю принесен образ Пресвятой Богородицы в новокайдакскую церковь, в точности никто не знает.
С 1750 года Новые Кайдаки стали именоваться во всех бумагах городом, а Новокайдакская Свято-Николаевская церковь называться соборной. Когда же начались явления первой чудесной помощи от святой иконы, находившейся в этой церкви, то она была перенесена в алтарь, и находилась за престолом. В 60-х годах XVIII столетия икона уже находилась в алтаре Свято-Николаевской Новокайдакской церкви и почиталась как чудотворная.
В 1768 г. перед иконой молились казаки, отправляясь в Киевское воеводство по воззванию и приглашению послушника Чигиринского Матренинского монастыря, знаменитого Максима Железняка, отстаивать Православную веру и Церковь против ляхов и католиков. А по окончании «уманского» ратного дела, прибыв на родину, в той же Новокайдакской церкви благодарили Царицу Небесную за благополучное возвращение домой.
В 1770 году слухи о чудотворениях и благодатных исцелениях от новокайдакской иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только на все Запорожье, но и на всю Украину. Возникла необходимость дать делу законный ход, согласно указаниям Духовного регламента и другим предписаниям церковной власти в подобных случаях. В октябре 1770 года настоятель Новокайдакской церкви Федор Фомич официально донес в Кош низового Запорожского войска о чудотворной иконе, находящейся в алтаре.
По повелению кошевого атамана Петра Ивановича Калнишевского и распоряжению наместника, старокайдакского священника Григория Порохни Богородичная икона при многочисленном стечении людей была перенесена из алтаря и установлена посреди церкви у правого клироса в новоустроенном киоте. Сам атаман пожертвовал на серебряную с позолотой и разноцветными камнями ризу для чествуемой иконы. Факт перенесения иконы из алтаря на новое место стал, в сущности, открытым признанием ее чудотворности. Но запорожское духовенство опасалось гнева высшего духовного начальства на то, что допустило это признание без синодальных распоряжений. Священник Григорий Порохня пытался донести об этом в Консисторию Киевской митрополии, но кошевой атаман удерживал его.
В 1775 году волею императрицы Екатерины ІІ была упразднена Запорожская Сечь, а через два года архиепископ Евгений (Булгарис) повелел поместить икону в Архиерейский дом, который находился в Полтавском Кресто-Воздвиженском монастыре. Об этом свидетельствует рапорт Святейшему Синоду от Духовной консистории 2 сентября 1778 года.
Из Полтавского Кресто-Воздвиженского монастыря с перемещением Преосвященных Славянских Архиереев в Екатеринослав перенесена была и икона, и в 1804 г. поставлена на хранение в Архиерейской ризнице.
29 августа 1807 года эконом Архиерейского дома, он же управляющий Самарским Пустынно-Николаевским монастырем, иеромонах Иосиф просил разрешения у архиепископа Платона (Любарского) взять, находящиеся без употребления две иконы из Архиерейской ризницы, а именно: Новокайдакскую икону Божией Матери и древнюю икону святителя Николая Чудотворца, и перенести их в Самарский монастырь. Перенесение икон проходило при большом стечении народа, известно также, что по прибытии в обитель иконы установили на «приличном» для них месте.
Общая радость богомольцев Самарского монастыря вскоре была омрачена. 4 мая 1808 года причт Успенского кафедрального собора во главе с ректором семинарии и присутствующим Консистории протоиереем Иоанном Башинским представил архиепископу Платону (Любарскому) прошение о возвращении чудотворной иконы Божией Матери из Самарского монастыря в Успенский собор. Свое прошение он основывал тем, что Успенский собор является преемником Новокайдакской соборной церкви и уже получил от нее в наследство некоторую церковную утварь и даже колокола. Архиепископ Платон решил удовлетворить поданному прошению, отменить свою же резолюцию и вернуть икону. Священник Успенского собора Симеон Чемерисов отправился за иконой, но иеромонах Иосиф и братия монастыря иконы не отдали. Пробыв в Самарском монастыре несколько дней, он так и вернулся ни с чем. Насельников Самарского монастыря поддержало местное население Новомосковска, отправившее депутацию к Правящему Архиерею с просьбой оставить икону Божией Матери в монастыре и именовать ее отныне Самарской. После продолжительных колебаний Преосвященный Платон склонился на просьбу боголюбивых граждан Новомосковска и 23 июня 1808 года издал соответствующую резолюцию, определив местонахождение иконы в Самарском монастыре. Категоричность резолюции, в которой характеризовался неблагочестивым порядок перенесения святыни с места на место, положила конец спорам и волнениям, как среди духовенства, так и среди народа. С тех пор икона служила украшением и достоянием тихой, уединенной обители.
Размеры иконы таковы: высота около 48 см, ширина около 40 см, доска из липового дерева. Само изображение ее наподобие Ахтырской иконы Божией Матери. Справа написан распятый на Кресте Спаситель, а также Иерусалимский храм Соломонов и запечатанный гроб. Слева – столб, обвитый веревками, копье и трость, сверху на столбе петух. С правой стороны солнце, слева – луна. На иконе также изображены страстные орудия: гвозди, молот, клещи, розга терновая, кувшин, чаша, фонарь, риза со жребиями, терновый венец. Изображение на иконе потемневшее и местами обгорелая. В настоящее время на иконе есть надпись: «1) Икона сия Пресвятыя Богородицы славится с 1736 года. 2) Следовательно с того времени протекло до ныне сто лет (значит надпись сия сделана в 1836 г.). 3) Лик святой иконы потемнел от пожара, во пламени коего она уцелела».
После революции 1917 года Самарская обитель была закрыта и сведения об иконе потеряны. Сохранился ли оригинал чудотворного образа или он был уничтожен — достоверно сказать никто не может. Работники исторического музея Днепропетровска утверждают, что древняя икона в данный момент находится у них в архиве. Верующие же склонны предполагать, что, пройдя через черные годы гонений на Церковь и лихолетья войн, образ находится в Свято-Троицком кафедральном соборе города. В Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре в главном храме обители расположена точная копия иконы. (Образцы разных списков икон Самарской Божьей Матери представлены на фотографиях — http://eparhia.dp.ua/news.php?id_news=368 ).
По постановлению Священного Синода УПЦ от 12 марта 1998 года празднование местночтимой «Самарской» иконы Божьей Матери приходится на 6 ноября. Такова краткая история чудотворной иконы Божьей Матери Новокайдакской, впоследствии ставшей Самарской.
Публикация составлена на основе книг:
— Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, 1880.
— Екатеринославския Епархиальныя Ведомости. Часть неофициальная. № 18. Пятница, 15 сентября 1872 года. Сс. 287-296; № 19. Воскресенье, 1 октября 1872 года. Сс. 303-311; № 20. Воскресенье, 15 октября 1872 года. Сс. 319-327.
— Феодосий (Макаревский), еп. Самарский, Екатеринославской епархии, Пустынно-Николаевский монастырь. Екатеринослав, 1873.
Полное собрание и описание: самарская божья матерь молитва для духовной жизни верующего человека.
Содержание
Самарская божья матерь молитва
икона Богородицы «САМАРСКАЯ» (НОВОКАЙДАКСКАЯ)
По постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 12 марта 1998 года празднование местночтимой Новокайдакской Самарской иконы Божьей Матери совершается на 13 ноября (6 ноября по старому стилю).
Икона эта является изводом АХТЫРСКОЙ иконы Божией Матери. Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой Новокайдакской иконе Божией Матери, принадлежащее перу Высокопреосвященнейшего Феодосия (Макаревского), епископа Екатеринославского и Таганрогского (1871 – 1885), содержится в Екатеринославских епархиальных ведомостях за 1872 год, № 18-20. (Екатеринослав – дореволюционное наименование города Днепропетровска).
Вопрос о происхождении Самарской иконы Богоматери и её появлении в Новых Кайдаках остаётся открытым. До наших дней сохранилось только распространённое запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь, как особая святыня. Известно, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки.
Один из кайдакских старожилов, ктитор (староста) Семён Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона Богоматери стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но кем и когда была написана икона, когда от кого и по какому случаю принесён образ Пресвятой Богородицы, в точности никто не знает.
В конце 18-го века слухи о чудотворениях и благодатных исцелениях от Новокайдакской иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только на всё Запорожье, но и на всю Украину. В начале 19-го века икона была перенесена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, расположенный у реки Самары недалеко от города Новомосковска. С тех пор икона служила украшением и достоянием тихой, уединенной обители и стала называться Самарской.
После революции 1917 года Самарская обитель была закрыта и сведения об иконе Богородицы утеряны. Сохранился ли оригинал чудотворного образа или он был уничтожен, достоверно сказать никто не может. Работники исторического музея Днепропетровска утверждают, что древняя икона Божьей Матери в данный момент находится у них в архиве. Верующие же склонны предполагать, что, пройдя через годы гонений на Церковь и лихолетья войн, образ находится в Свято-Троицком кафедральном соборе города. В Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре в главном храме обители находится точная копия иконы.
Также читайте у нас на сайте:
Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.
Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.
Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.
Литература – Собрание некоторой Православной литературы.
Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.
Избранней от всех родов Божией Матери,/ Царице и Владычице нашей,/ похвальное пение приносим, яко Заступнице рода христианскаго./ Ты же, яко всеблагая Предстательнице наша пред Господом,/ умоли Сына Твоего и Бога нашего/ даровати нам наследие благ вечных/ да зовем Ти:
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Ангели на небесех непрестанно воспевают славу Тебе, Пречистая Богородице. Мы же, еще на земли пребывая, с любовию величаем Тя, Всенепорочная Дево Марие, ради всех милостей Твоих, от века всему роду христианскому Тобою дарованных. И просим Тебя, молитвами Твоими приведи нас в светлыя чертоги Отца Небеснаго, дабы и мы со всеми ангелами и святыми славословили Всемилосерднаго Бога нашего. Сего ради к Тебе, Заступнице нашей и Путеводительнице ко Отечеству Небесному, взываем:
Радуйся, небес и земли Царице, венцем звезд немеркнущих сияющая.
Радуйся, огнь любви ко Христу в сердцах наших воспламеняющая.
Радуйся, паче всего земнаго любити Сына Твоего нас научающая.
Радуйся, с радостию исполняти заповеди Его наставляющая.
Радуйся, ко исправлению жития неправеднаго взоры духа нашего направляющая.
Радуйся, в благочестии, целомудрии и правде Божией нас утверждающая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Радуйся, лучезарная Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Видяще, Премилостивая Матерь Христова, многоскорбное земное житие наше, немощи и болезни наша, благоволила еси дати нам в благословение и утешение, в радость и спасение и от всяких бед и напастей в избавление образ Твой Самарский, да вси молящиися пред ним отраду и утешение от Тебя, Всесвятая Богородице, получают и Сыну Твоему радостно воспевают: Аллилуия.
Разум человеческий не может постигнути всей полноты величия Твоего, Пресвятая Богородице, ибо Божественный Сын Твой, Творец и Спаситель мира, превознесе Тя превыше всего, на небесех и земли сущего. Мы же, очами веры созерцая славу Твою, просим Тебя, Всенепорочная Матерь Божия, удостоити и нас вместе со всеми праведными славити на небесех Иисуса Христа, Сына Твоего и Бога нашего. Сего ради приими сердечно приносимые Тебе величания сия:
Радуйся, от Архангелов поклонение принимающая.
Радуйся, от всех ангельских чинов превозносимая.
Радуйся, Серафимами и Херувимами величаемая.
Радуйся, от всех святых Божиих воспеваемая.
Радуйся, Церковью Христовою прославляемая.
Радуйся, от заблуждений духовных нас исцеляющая.
Радуйся, печали наши в радость претворяющая.
Радуйся, милосердием Твоим нас укрепляющая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Силу Божественныя благодати даруй нам, Всенепорочная Дево Марие, дабы возмогли всегда неукоснительно шествовати спасительным путем заповедей Христовых, чистым сердцем и нескверными устнами воспевая о Тебе Всемогущему Богу: Аллилуия.
Имущи промышление о всем роде людском, Богомати Пречистая, даровала еси ему велию надежду на всеблагомощное предстательство Твое. И доныне благоверныя христиане воспевают о Тебе псаломски Всемудрому Отцу Небесному: приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. И грядуще во след Тебе, своей Царице и Путеводительнице ко Отечеству Небесному, держатся Твоея руководящия десницы и веруют, яко Тобою введены будут в предвечный и нетленный храм Царев (Иерусалим Небесный), идеже со Ангелы и праведными воспоют Тебе хваления сия:
Радуйся, Бога Отца Дщи благословенная.
Радуйся, плоти Христовы неизреченное составление.
Радуйся, Духа Святаго прекрасное селение.
Радуйся, Богоносный Престоле Вседержителя.
Радуйся, нашествием Духа Святаго Бога Слова заченшая.
Радуйся, пророки прореченнаго в девственней утробе Твоей неизреченно понесшая.
Радуйся, во спасение и радость всему миру Христа Господа безсеменно зачавшая.
Радуйся, молитвами твоими бездну Милосердия Божиего христианом отверзающая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Бури греховныя избежати и в тихое пристанище покаяния приити помози нам, Пречистая Дево, Искупителя и Спасителя душ наших рождшая. Сего ради, просим Тебя: простирай непрестанно к Сыну Твоему и Богу Нашему Богоносныя руци Твои и умоли Его всех нас помиловати и спасти, да благодарно воспоем Ему: Аллилуия.
Слышавше, Пречистая Дево Марие, проречение Симеоново, яко «Тебе же Самой душу пройдет оружие», все упование Твое на Отца Небеснаго возложила еси, волю свою в послушание Господеви предавши. Сего ради просим Тя, Царице Небесная, всеблагомощным предстательством Твоим укрепи слабую веру нашу, оживотвори угасающую надежду нашу и в любви к Богу и ближним утверди нас, с умилением и радостию взывающих Ти сице :
Радуйся, о прощении грехов наших Сына Твоего умоляющая.
Радуйся, в добродетельном житии нас утверждающая.
Радуйся, хладность душевную благодатно согревающая.
Радуйся, богатых к благотворению пречудно подвизающая.
Радуйся, миром и кротостию души наша наполняющая.
Радуйся, от мрака ненависти нас освобождающая.
Радуйся, дух милосердия в сердцах наших воскрешающая.
Радуйся, во дни уныния надеждою вечных благ воодушевляющая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Божественнаго Света Светильниче златозарный, Пренепорочная Госпоже Владычице, души наша омраченныя мглою страстей, безстрастия светлостию озари, молимся, и окаянное сердце наше омый слезами покаяния, да смиренно вопием Богу: Аллилуиа.
Видевше Возлюбленаго Сына Твоего на кресте между двома разбойникома распятаго, Пречистая Дево, великую скорбь боголюбиваго и материнскаго сердца Твоего слезами надежды растворяла еси, об искуплении всего рода человеческаго помышляя. Мы же, вся сия ныне воспоминая, смиренне просим Тя, Мати Искупителя нашего, паки простри к Нему молитвы Твоя. Он же, яко милостив Сый и спасения нашего ради распятие и смерть лютую притерпевый, да помилует ны. Сего ради, мы, грешнии, благоговейно глаголем Ти:
Радуйся, скорбь о страстех Сына Твоего верою в Воскресение Его утолившая.
Радуйся, при Кресте Сына Твоего весь мир Себе усыновившая.
Радуйся, по Воскресении Христовом паче ученик Его о победе над смертию возвеселившая.
Радуйся, благодать и силу Свою первописанней иконе Своей излившая.
Радуйся, чрез иконы Твоя проливающая на землю токи благодати.
Радуйся, подобиям лика Твоего животворную силу чудес даровавшая.
Радуйся, силою Твоею демонские полки попирающая.
Радуйся, силою Божию козни дьявольския разрушающая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися град Cамара, в нем же Ты пребывати милостиво изволила еси иконою Своею чудотворною. Слышавше о дивном чудесе явления иконы Твоея, Владычице, многия верныя со всея земли войска Донскаго на поклонение сия Святыни притекоша, веры и упования исполненныя, яко Ты, Царице Небесная, грады и веси наша от всякия напасти ограждаеши, благочестивыя казаки на поле брани от внезапныя смерти исхищаеши, обители иноческия и жилища православных христиан защищаеши и вся благая и душеполезная нам посылаеши. Мы же, за вся сия благодаряще Тя, воспеваем Христу Богу нашему песнь славы: Аллилуиа.
Воссия благодать от пречудныя иконы Твоея, Пресвятая Богородице, в землех украинских, пред нею же и мы ныне со слезами припадающе молим Тя, Всененепорочная Владычице наша, не ввери нас человеческому предстательству, Мати Божия, но приими моления наша, скорбь бо обдержит нас, терпети не можем демонскаго стреляния, покрова не имамы, токмо на Твое милосердие уповаем и тако Тебе взываем:
Радуйся, кающихся милосердием Божиим ободряющая.
Радуйся, на покаяние время нам от праведнаго Судии испрошающая.
Радуйся, яко Тобою мы Творца величати научаемся.
Радуйся, яко Тобою от бед и скорбей избавляемся.
Радуйся, от беды и глада страждущих свобождающая.
Радуйся, вредоносное естество от растительнаго мира отгоняющая.
Радуйся, посевы и леса и все растущее на земли от гибели спасающая.
Радуйся, труд землевладельцев с небес благословляющая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Хотя Всещедрый Господь даровати милости Своя людем, благоволи явити икону Твою Самарскую, Пречистая Богородице, поражая сим Образом, яко незримыми стрелами духовными, всякое плотское мудрование в человецех и показуя единую истинную веру, научающую всех спасительно пети Богу: Аллилуиа.
Дивным и неисследимым промыслом Сына Твоего, Владычице Богородице, храниши вся православныя люди милостивою рукою Своею. И весь мир христианский восхваляет Тя, Пречистая Дево Марие, многократно от бед, болезней, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани избавлявшую страну Российскую и народы ея. Мы же, воспоминая, яко людие русския любящими сердцами своими благодарни Тебе быша, Царице Небесная, за великое милосердие и любовь Твою к ним, молим Тебя: паки воспламени пламень веры Христовой в России и настави всех, в ней живущих, славити Тебя:
Радуйся, под Покровом Твоим землю Российскую и ныне сохраняющая.
Радуйся, во дни древния велии чудеса в ней сотворившая.
Радуйся, и в наше время благоволение Твое нам явившая.
Радуйся, дух истины Христовой в сердцах обновляющая.
Радуйся, выну уповати на Сына Твоего нас наставляющая.
Радуйся, ревность о Славе Божией в души наша вселяющая.
Радуйся, из глубины греховныя к высоте духовной нас возводящая.
Радуйся, гнев Божий молитвами Твоими умягчающая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Все упование на Тебя возлагаем, Матерь Божия, и в скорбех и болезнех ко святому образу Твоему Самарскому с благоговением и верою притекаем, в надежде скорое утешение и исцеление от Тебе получити. О, Пресвятая Царице Богородице, воззри милостиво на нас, смиренных слуг Твоих, и ниспошли вся, на пользу нам потребная, в сей жизни и в будущей, да прославляя милосердие Твое к нам, во вся веки Господеви воспеваем: Аллилуия.
Все упование наше возлагаем на Твое милосердие, Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим, да просвещенныя от Тебе свыше, узрим путь ведущий в живот вечный и последуем ним, окормляемые под Твоим всемогущим Покровом. Дево Пречистая, услыши зовущих нас сице:
Радуйся, облаки сомнений и раздоров разгоняющая.
Радуйся, бури распрей в тишину прелагающая.
Радуйся, служащих Тебе во единомыслии сохраняющая.
Радуйся, с верою молящихся Тебе прошения исполняющая.
Радуйся, лепотою Пречистаго Лика Твоего вся люди возвеселяющая.
Радуйся, боголюбием Твоим вся христианы наставляющая.
Радуйся, вдов и сирот многомилостивая Покровительнице.
Радуйся, бедных и нищих людей всещедрая Питательнице.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Всех славословий и похвал, во всем мире христианстем благодарными людьми Тебе, Царице ангелов и святых, приносимых, несть довольно, дабы достойно и праведно возблагодарити Тя, Заступницу и Утешительницу нашу, всех Твоих милостей, нам ниспосланных ради. Мы же, недостоинство свое поминая, о Тебе, Любящей Матери Нашей, тако возвеличевшему Тебя Предвечному Богу Отцу поем: Аллилуия.
Вития многовещанные не довлеют по достоянию воспети и восхвалити вся милости Твоя, Пресвятая Владычице, чрез образ Твой Самарский нам дарованныя. Мы же, зная о Любви и милосердии Твоем к грешному роду человеческому, в смирении сердечнем и благоговении духовнем к Тебе взываем:
Радуйся, чистотою Твоею чистому житию нас научающая.
Радуйся, прежде всего о Боге помышляти нас наставляющая.
Радуйся, волю Его любити и творити нас подвигающая.
Радуйся, всем любящим Тебя отраду и утешение посылающая.
Радуйся, скорбящих супругов от уз бесплодия разрешающая.
Радуйся, отчаянным радость и надежду возвращающая.
Радуйся, от клеветы и злословия нас оберегающая.
Радуйся, материнскою любовию нас согревающая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Спасти желая весь род человеческий от беззаконий и вечныя муки, Человеколюбец Господь Тя, Матерь Свою, дарова в помощь, покров и защиту верующим в Него. Сего ради прославляя таковое милосердие о нас, грешных, благодарным сердцем и устами вопием Ему: Аллилуия.
Стена нерушимая и твердое упование наше, пристанище необуреваемое, утешение скорбящих, очищение согрешающих Ты еси, Мати Дево Владычице. Человеком Господа во спасение рождшая, ниспосли нам мир Твой и велию милость, да выну зовем Тебе хвалебно таковая:
Радуйся, росою Твоея благости всех нас освежающая.
Радуйся, источником Премудрости Христовой всех нас напояющая.
Радуйся, во младости и юности нашей благая Питательнице.
Радуйся, во зрелости и старости нашей пречудная Хранительнице.
Радуйся, иноков кротких образе богоуднаго воздержания.
Радуйся, архиереев Православных крепкое упование.
Радуйся, яко Тобою мы с Господом сочетаемся.
Радуйся, яко Тобою мы от искушений вражиих избавляемся.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Пение благодарственное Тебе приносим, Боголюбивая Царице, Ты бо одесную Бога стоиши и о спасении нашем присно молишися к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему, да причастницы Его блаженного наследия будем и выну воспеваем Ему усердно: Аллилуиа.
Божественным светом пречистыя души Твоея всю вселенную просвещаеши и пречудною и чудотворною иконою Твоею сердца всех веселия и радости исполняеши, благодать от нея всюду ниспосылая. Сего ради и старии и младии, и юницы и дети, с глубочайшим благоговением согласно Тебе зовут:
Радуйся, прародительнаго преступления разрешение.
Радуйся, Еюже сподобихомся прияти Творцу усыновление.
Радуйся, страну нашу и вся языки славянския усердно заступающая.
Радуйся, видети славу Божию нас сподобляющая.
Радуйся, правосудие с милостию благодатно сочетающая.
Радуйся, страхом Божиим нас пречудно вразумляющая.
Радуйся, от обычаев душевредных сердца наша отвращающая.
Радуйся, нравы добрыя в нас насаждающая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
Благодатию и щедротами Твоими, Премилосердная Владычице, не оставляеши христиан, имя Твое свято чтущих, даруя скорбящим утешение, обидимым заступление, болящим и всем сущим в бедах многоразличных избавление. Сего ради, прославляюще всеблагомощное предстательство Твое, благодарственне вопием Богу: Аллилуия.
Воспевая глубину Твоего Милосердия, Матерь Божия, веруем, яко молитвами Твоими восхищаеши и избавляеши нас от ада кромешнаго, и слезами Твоими отверзаеши нам, многогрешным, двери райския. Сего ради просим Тебя, Любвеобильная Матерь наша, помяни во святых Твоих молитвах всех нас и милостивно приими величания сия:
Радуйся, недуги телесныя и язвы душевныя исцеляющая.
Радуйся, слепым – зрение, глухим – слух возвращающая.
Радуйся, хромым радость хождения дарующая.
Радуйся, в час смертный тьму бесовскую от нас отгоняющая.
Радуйся, безболезненную и мирную кончину нам устрояющая.
Радуйся, супругам любовь и согласие дарующая.
Радуйся, священников и диаконов благодатно укрепляющая.
Радуйся, со всеми в мире жити нас научающая.
Радуйся, Владычице мира, образом Твоим Самарским благодать и милость нам являющая.
О, Всепетая Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа, милостиво приими сие малое моление наше, избави нас от всякия напасти, болезни и внезапныя смерти, сподоби всех нас наследниками Царствия Небесного быти и со всеми святыми во веки воспевати Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуия.
Сей Кондак читается трижды, Затем Икос 1 и Кондак 1.
О, Преблагословенная Владычице Богородице, милости и благосердия неисчерпаемая бездно и любве Божия присноживотный Источниче!
Предстояще пред святою Твоею иконою Cамарскою, юже в земли нашей чудно явити благоволила еси, и созерцающе очами веры и смирения слезы милости Твоея, от чудотворнаго образа Твоего обильно источаемыя, яко чада неразумныя со умилением молим Тя: отверзи покаянием ко Господу помраченныя сердца наша и сокрушенный дух наш паки созижди целомудрием; оживотвори любовию Божественнаго Сына Твоего вся наша помыслы, чувствия и начинания; страхом Господним укрепи расслабленную страстьми волю нашу; помози в терпении принести благословенныя плоды милосердия и братолюбия; да чистым сердцем и искреннею душею в любви Божией возрастающе, прочее время живота нашего в мире и благоденствии поживем, прославляюще в Троице Единаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое всемилостивое предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, всеми даровании Святаго Духа облагодатствованная; паче всякаго создания превысочайшая Святыня!
Пред чудною иконою Твоею умильно припадающе, молим Тя: приклони матерний слух Твой к сердечному воплю нашему. Ты едина веси вся потребы наши. Зриши скорби и беды обуревающия нас и искушения отвсюду облежащия достояние Твое. Тебе единой возможно сие преложити на радость и даровати вся потребная ко временной жизни и к вечному спасению. Всяка бо надежда на смертных тща и несть помогающаго: Ты же вся можеши, аще токмо восхощеши ущедрити нас, просящих Твоего Матерняго покрова в сем житии и в преставлении в страну Горняго Отечества, идеже Ты в неизреченной славе прославляешися от всех святых предстоящих Престолу Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление!
Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Cамарскою, Еюже дивныя и преславныя чудеса совершашася. Ты едина еси радости нашей Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных.
Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших к Тебе прибегающих.
Избави нас, Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси врази наша посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине.
Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианы.
Всех же нас огради от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянныя собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящия утеши.
Прежде отшедшия отцы и чада, и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Автор сего акафиста Евгений Владимирович Храповицкий
Самарская икона Божией Матери
Эту икону в 1736 г. запорожские казаки привезли с Востока, и это великое сокровище хранилось в Сечевой церкви. После 1770 года икону перенесли в местечко Новые Кайдаки вблизи Екатеринослава. Здесь она получила название Новокайдакской. В 1770 году слухи о чудотворениях и благодатных исцелениях от новокайдакской иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только на все Запорожье, но и на всю Украину. Возникла необходимость дать делу законный ход, согласно указаниям Духовного регламента и другим предписаниям церковной власти в подобных случаях.
- В октябре 1770 года настоятель Новокайдакской церкви Федор Фомич официально донес в Кош низового Запорожского войска о чудотворной иконе, находящейся в алтаре. По повелению кошевого атамана Петра Ивановича Калнишевского и распоряжению наместника, старокайдакского священника Григория Порохни Богородичная икона при многочисленном стечении людей была перенесена из алтаря и установлена посреди церкви у правого клироса в новоустроенном киоте. Сам атаман пожертвовал на серебряную с позолотой и разноцветными камнями ризу для чествуемой иконы. Факт перенесения иконы из алтаря на новое место стал, в сущности, открытым признанием ее чудотворности. Но запорожское духовенство опасалось гнева высшего духовного начальства на то, что допустило это признание без синодальных распоряжений. Священник Григорий Порохня пытался донести об этом в Консисторию Киевской митрополии, но кошевой атаман удерживал его.
- В 1775 году волею императрицы Екатерины ІІ была упразднена Запорожская Сечь, а через два года архиепископ Евгений (Булгарис) повелел поместить икону в архиерейский дом, который находился в Полтавском Кресто-Воздвиженском монастыре. Об этом свидетельствует рапорт Святейшему Синоду от Духовной консистории 2 сентября 1778 года. Из Полтавского Кресто-Воздвиженского монастыря с перемещением преосвященных архиереев в Екатеринослав перенесена была и икона, и в 1804 г. поставлена на хранение в архиерейской ризнице.
- 29 августа 1807 года эконом архиерейского дома, он же управляющий Самарским Пустынно-Николаевским монастырем, иеромонах Иосиф просил разрешения у архиепископа Платона (Любарского) взять, находящиеся без употребления две иконы из архиерейской ризницы, а именно: Новокайдакскую икону Божией Матери и древнюю икону святителя Николая Чудотворца, и перенести их в Самарский монастырь. Перенесение икон проходило при большом стечении народа, известно также, что по прибытии в обитель иконы установили на «приличном» для них месте.
Общая радость богомольцев Самарского монастыря вскоре была омрачена. 4 мая 1808 года причт Успенского кафедрального собора во главе с ректором семинарии и присутствующим Консистории протоиереем Иоанном Башинским представил архиепископу Платону (Любарскому) прошение о возвращении чудотворной иконы Божией Матери из Самарского монастыря в Успенский собор. Свое прошение он основывал тем, что Успенский собор является преемником Новокайдакской соборной церкви и уже получил от нее в наследство некоторую церковную утварь и даже колокола.
Архиепископ Платон решил удовлетворить поданному прошению, отменить свою же резолюцию и вернуть икону. Священник Успенского собора Симеон Чемерисов отправился за иконой, но иеромонах Иосиф и братия монастыря иконы не отдали. Пробыв в Самарском монастыре несколько дней, он так и вернулся ни с чем. Насельников Самарского монастыря поддержало местное население Новомосковска, отправившее депутацию к правящему архиерею с просьбой оставить икону Божией Матери в монастыре и именовать ее отныне Самарской.
После продолжительных колебаний преосвященный Платон склонился на просьбу боголюбивых граждан Новомосковска и 23 июня 1808 года издал соответствующую резолюцию, определив местонахождение иконы в Самарском монастыре. Категоричность резолюции, в которой характеризовался неблагочестивым порядок перенесения святыни с места на место, положила конец спорам и волнениям, как среди духовенства, так и среди народа. С тех пор икона служила украшением и достоянием тихой, уединенной обители.
Ежегодно с 15 апреля по 15 июня и с 15 августа по 15 октября по благословению преосвященнейшего Агапита, епископа Екатеринославского и Мариупольского, икону торжественно, крестным ходом переносили по селам и городам епархии. Размеры иконы таковы: высота около 48 см, ширина около 40 см, доска из липового дерева. Само изображение ее наподобие Ахтырской иконы Божией Матери. Справа написан распятый на Кресте Спаситель, а также Иерусалимский храм Соломонов и запечатанный гроб. Слева — столб, обвитый веревками, копье и трость, сверху на столбе петух. С правой стороны солнце, слева — луна.
На иконе также изображены страстные орудия: гвозди, молот, клещи, розга терновая, кувшин, чаша, фонарь, риза со жребиями, терновый венец. Изображение на иконе потемневшее и местами обгорелое. В настоящее время на иконе есть надпись:
- «Икона сия Пресвятыя Богородицы славится с 1736 года».
- С того времени протекло сто лет (значит надпись сделана в 1836 г.).
- Лик святой иконы потемнел от пожара, во пламени коего она уцелела.
После революции 1917 года Самарская обитель была закрыта и сведения об иконе потеряны. Сохранился ли оригинал чудотворного образа или он был уничтожен — достоверно сказать никто не может. Работники исторического музея Днепропетровска утверждают, что древняя икона в данный момент находится у них в архиве. Верующие же склонны предполагать, что, пройдя через черные годы гонений на Церковь и лихолетья войн, образ находится в Свято-Троицком кафедральном соборе города. В Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре в главном храме обители расположена точная копия иконы.
По ходатайству митрополита Иринея Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, благословил совершать чествование Божией Матери в честь иконы Ее Самарской, как местночтимой, во вторник недели жен-мироносиц. Первое празднование состоялось 24 апреля 2007 года. После архиерейского богослужения в Свято-Николаевском храме Самарского монастыря Владыка, духовенство и миряне прошли Крестным ходом до Свято-Троицкого собора г. Новомосковска, где икону встретили прихожане собора, а затем ее встречали и поклонялись ей во всех благочиниях епархии.
Известна Чудотворная икона
Матери Божией Самарская («Дарующая материнство») с 1736 года. Казаки привезли её в Ново-Кайдакский Свято-Николаевский храм с востока. На руках Богородицы нет младенца – Сына Божьего, как изображено на большинстве икон. Здесь уже всё свершилось – страшная скорбь и великое терпение. В то самое мгновенье, когда копьём пронзили тело Иисуса Христа, распятого на Кресте, им же (копьём) пронзили и Сердце Богородицы… Застыла Она в скорби глубокой, склонив голову и не глядя на нас…– «Пусть будет мне по слову Твоему» – говорит взгляд Божьей Матери.
В нашем монастыре по средам и субботам сразу после утренней службы совершаются молебны у иконы Божией Матери Самарской.
По четвергам, субботам и воскресным дням перед утренним богослужением читают акафисты Святителю Николаю и иконе Божьей Матери Самарской.
В далёком 1770 году по всех землях Сечи стало распространяться известие, что копия почитаемой Ахтырской иконы Божьей Матери (Самарской), которая в то время находилась в Свято-Николаевском храме небольшого местечка Новые Кайдаки, стала источать благодать чудес. Многочисленные богомольцы того времени оставляли на ней привески. А в 1772 году Петром Калнишевским — последним кошевым атаманом Сечи, для иконы была сделана серебряная риза. После этого архиепископ Славянский Евгений (Булгарис), праскойвивший архиерей на землях края в 1775-79 г.г., перевёз икону в свою резиденцию – в Полтавский Крестовоздвиженский мужской монастырь.
Через некоторое время
Святыню перевезли в г. Екатеринослав, а уже оттуда в 1808 году – торжественно передали в Самарский Пустынный Николаевский мужской монастырь. По благословению архиепископа Екатеринославского Платона 3 мая (16 по новому стилю) 1808 года в обитель были переданы сразу две святыни – икона Божьей матери Самарская и икона святителя Николая. В 1917 году икона исчезла и её местонахождение неизвестно до сих пор. Однако в обители в настоящее время помещён другой старинный список Иконы Ахтырской Божией матери. Эту копию тоже назвали Самарской. В 1998 году по возобновлению работы Пустынного Самарского мужского монастыря был установлен день почитания этих обоих святынь – 6 ноября. С 2007 года местное празднование перенесено. Ныне оно проводится во вторник третьей недели после Пасхи.
Митрополит ИРИНЕЙ
Дополнительные факты
Ранее епископ Феодосий писал, что во многих семьях жителей Екатеринославщины свято сохранялась и передавалась из рода в род память о всех полученных от икон Самарского монастыря чудесных благодеяниях. Имелись в виду икона Божьей матери Самарская и икона святителя Николая Чудотворца. Что многие от них исцелились от всяких болезней. Оставляли в знак благодарности многочисленные привески.
Изучая многочисленные старинные монастырские бумаги, Феодосий нашёл среди них скреплённые подписями и печатями книги, начиная с 1809 года. Так в них писалось, что в Новомосковске и уезде в 1831 году свирепствовала среди населения холера. Люди возжелали пройти крестным ходом с иконами Самарского монастыря – Богородицы и святителя Николая. Новомосковский протоиерей Феодосий Бершацкий разработал расписание крестных ходов по городу и уезду. Начиная с 28 июня 1831 г. такие крестные ходы начались и продолжались, пока холера скоро не ослабела и полностью не исчезла. Люди уверовали, что их усердные молитвы помноженные на благодать, источавшуюся от этих святых икон свершили чудо. Об этом было доложено вышестоящему епархиальному начальству. Подобные события происходили и описаны в 1848 и в 1872 годах.