Содержание
Заря как божество
Заря — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Время, во время которого на небе появляется заря, в славянской традиции считается одним из самых благоприятных моментов времени для совершения магических действий («Заговоры произносили, как правило, на утренней или вечерней заре, обращаясь утром — к востоку, а вечером — к западу.
При этом в заговоре описывался момент, когда уже показалось солнце, но месяц и звезды еще не исчезли и лишь постепенно тускнеют на небе: “Восстану я, (имярек), на заре, на утренней, на восходе солнышка, на закате месяца и на покрытие звезд…”»https://vk.com/wall-67741956_14061).
Если нам нужно провести какой-либо обряд, ритуал, сделать нечто условно «магическое» — то едва ли мы можем найти для этого лучший момент времени, нежели чем на (утренней) заре. Однако в данной статье речь пойдет об ином — о персонифицированной Заре, об образе Зари как божества.
Причем персонифицированная Заря (здесь и далее под Зарей будет пониматься прежде всего утренняя заря, если не оговорено обратное), Заря как божество — это не изобретение новоязычников. В народной культуре Заря явным и бескомпромиссным образом персонифицируется и традиционное обращение «Заря-заряница, красная девица» знакомо даже тем, кто далек от языческой культуры. Поклонение Заре известно нам прежде всего из фольклора (заговоры, песни и сказки). Древние источники о Ней умалчивают (есть, кстати, интересное предположение о том, что «богиня с кольцом/гривной» на одной из граней Збручского идола изображает именно Зарю https://vk.com/wall-67741956_17689), однако весь массив фольклорных данных вместе с данными сравнительной мифологии о божествах зари у различных индоевропейских народов (Эос, Аврора, Аушрине, Ушас и др.) убеждает нас в том, что данный культ существовал и в древнем славянском язычестве.
Этимологически славянское слово «Заря» связывают с др.-рус. зьрѣти «смотреть, видеть» ( «Общеслав. Суф. образование (суф. -j-) от зара, в др.-рус. яз. и др. слав. яз. еще известного. Зара — производное (с перегласовкой ь/а) от zьrěti «видеть». Заря буквально — «то, что позволяет видеть, свет». отсюда). Однако зрение, в свою очередь, само связывается с представлениями об исходящем из глаз свете. Согласно Фасмеру, родственно лит. žarijà, мн. žarýjos «раскаленные уголья», др.-прусск. sari ж. «жар», лит. žarà «заря», žėrė́ti, žėriù «сверкать, блестеть», žėrúoti «тлеть, светиться». В общем я вряд ли ошибусь, если переведу Ее имя как «сияющая, блестящая, сверкающая». что, в общем-то и естественно.
Облик Зари. Заря естественным образом (так как слово женского рода) персонифицируется в виде женщины (хотя, справедливости ради, замечу, что здесь, как и вообще с персонификациями, варианты все же возможны; так в мифологии известны и мужские персонажи, связанные с зарей — ср. балтский Усиньш или (по В.Н. Топорову) русский Усень/Авсень, но это все уже выходит за рамки данной статьи). По крайней мере если для Солнца и Месяца в славянской мифологии возможен как мужской, так и женский род, то Заря — Она всегда женского рода. Устойчивый эпитет Зари — Красная Девица, однако данный статус для Зари — не аксиома. Она может пониматься и как супруга (Солнца в мужском роде) и как Мать (ср. сближение в заговорах Зари с Богородицей): «Для нас интересно такое замечание А.Н.Афанасьева: «В гимнах «Вед» и в мифических сказаниях греков Заря изображается то матерью, то сестрою, то супругою или возлюбленною Солнца. Матерью она представляется потому, что всегда предшествует восходу Солнца, выводит его вслед за собою и таким образом как бы рождает его каждое утро» https://vk.com/wall-67741956_19835. Хотя в пользу молодости Зари говорит восприятие времени ее появления как чего-то ‘раннего’ (ср. «на заре жизни» — о детстве). Думаю, корни восприятия Зари как молодой девушки лежат именно в этом (ср. также непосредственно связанные с Зарей (морав. Krasopani) Венера и Афродита как вечно юные богини любви (то есть, Заря вполне может занимать ту же самую нишу, которую у многих родноверов до сих пор занимала вымышленная Лада).
Кстати, образ Девицы на Острове, который многие связывают с Зарей (из-за влияния заговорной традиции, где на острове Буяне (на камне Алатыре) сидит Красная Девица, отождествляемая с Зарей), на самом деле с Ней не связан. Как убедительно показывают Л.И. Горницкая и М.Ч. Ларионова, в славянской мифологии Девица на Острове — это не правительница, а, в первую очередь, пленница https://vk.com/wall-67741956_8552.
По моему мнению, эпитет Зари «красная» (см. про «красный» как цвет невестыhttps://vk.com/wall-67741956_6627) — это не обязательно указание на красный цвет неба во время зари, хотя данное обстоятельство не могло не учитываться, а, как и в случае с «красным солнышком», — скорее в значении ‘прекрасная, красивая’: «В фольклоре утренняя Заря обычно называется “ясной”, а вечерняя — “темной”. Согласно поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания греховных человеческих деяний, а ночью умывается в море и утром поднимается чистым и ясным. На древнерусских миниатюрах утренняя и вечерняя зори изображались в образах двух женщин — соответственно огненно-красного и зеленого цветов (ср. Вечорку. Зорьку и Полуночку в русской сказке).» https://vk.com/wall-67741956_14061.
Можно выделить три основных модели, связанных с образом Зари:
1. Заря — единственная богиня (например, в русских сказках — «Солнцева сестрица»);
2. Две сестры-Зари — Утренняя и Вечерняя;
3. Три Зари («В русских и польских заговорах упоминаются три зори: утренняя, полуденная и вечерняя» https://vk.com/wall-67741956_16750). Причем количество «Зорь» может увеличиваться и быть больше трех, что, на мой взгляд, происходит от отождествления зорь со звездами, но об этом ниже).
Причем третья модель, скорее всего, произошла из второй. В.Н. Топоров приводит в этой связи следующие «…данные типологического характера , как и русские народные представления о связи утренней зари с вечерней, более того, об их сродстве, дают основания полагать, что и заговоры в чем-то существенном отражают сходные представления о заре/зоре, ср.: Говорить по три раза на три зори: утреннюю, вечернюю и утреннюю /?/ , где повторение представляется логически неправомерным, если только вторую утреннюю зарю не понимать как ночь-полуночь или не видеть в приведенной формуле нечто аналогичное двум ведийским парам Ушас (утренняя заря) & Накта (ночь или вечерняя заря) и Накта (ночь) & Ушас (утренняя заря).»https://vk.com/wall-67741956_3553
В мифологии Заря непосредственно связана с Солнцем. «А.Н.Афанасьев отмечал: две зари есть и среди персонажей сербской мифологии. «По их сказаниям, царь-Солнце живет в солнечном царстве, восседает на златотканом пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы — Заря Утренняя и Заря Вечерняя». Подобные представления, по Афанасьеву, свойственны и украинцам, и эстонцам, и другим европейским и азиатским народам. «Заря олицетворялась у славян в образе богини и называлась сестрою Солнца, как это видно из песенного к ней обращения: Заря ль, моя Зоринька, Заря, солнцева сестрица!.. Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы, миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а вечерняя принимает их, когда оно, совершив свой дневной поезд, скрывается на западе». https://vk.com/wall-67741956_19835
Заря — и в сказках, и в песнях, и в заговорах — шьет и прядет, но я бы пока не стал делать из этого далеко идущих выводов. По моему, это может быть и простым указанием на типичные женские занятия женского же мифологического персонажа. Однако у Зари есть и иной (притом устойчивый) атрибут — это ключи. «Ключами Зари» в загадках называется роса. «Заря заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса).» — Словарь В. Даля https://vk.com/wall-67741956_16750. Это связывает Зарю с Водой и требует дальнейшего и самого тщательного осмысления. В то же самое время, Заря, как явление, предшествующее восходу Солнца и началу его пути по небу, связана с мотивом ‘Открывания Врат’ и вообще, мотивом ‘Дороги’: «Вечером солнце играло, добрую дорогу предвещало. Сегодня заря занялась, ключи берет, дверь отмыкает, полог подымает, солнце выпускает, добрую дорогу предвещает» (Минская губ., заговор «На хорошую дорогу». — Кляус, с.194)….»https://vk.com/wall-67741956_13849
Функции Зари. Так как заря считается благоприятным временем для любых магических действий, то в традиции к Ней обращаются, пожалуй, вообще с любыми просьбами. Защита (в том числе и от начальства), расположение людей, помощь, исцеление от самых разнообразных недугов (из-за цветовой гаммы Зари здесь выделяется все, что связано с кровотечением или даже покраснением при воспалительных процессах (например, от глазных болезней (см. про связь заря=зрение выше) — “Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны”. https://vk.com/wall-67741956_16884). К Ней обращаются за красотой, а также (причем очень часто https://vk.com/wall-67741956_17789) за помощью в том, чтобы вызвать чью-нибудь любовь (см. выше про связь Зари с Богиней Любви).
Помимо всего этого, с Зарей связана одна специфическая, присущая Ей, тема. Это — (детская) бессонница. Причем в данном случае это не банальное «доброе начало — Заря побеждает злое — бессонницу». Есть определенные указания на то, что сама Заря — это и есть бессонница: «Иногда в заговорах от детской бессоницы появляется образ ребенка зари, который сближается с образом ребенка, для которого просят у нее сна или которого просят не трогать: «Заря-зареница, красная девица, твоему дитяти гулять хочется, моему дитяти спать хочется», «Заря-зарница, красная девица, у тебя жених (имя), а у меня невеста (имя). Давай их положим спать до белой зари, до красного солнца»… Часто в заговорах образ болезни сближается с образом зари, которую просят избавить от недуга или обменять бессоницу на сон. Отсюда возникают названия бессоницы идентичные названиям зари: заря-заряница, заря красная девица, заря Марья, заря Дарья, заря Катерина и т.п. Недуг награждается отрицательными эпитетами: распроклятая, поганая, вредная,— и эпитетами, связанными со временем,— денная, полуденная, ночная, полуночная т.п…. Бессонница представляется в заговорах в образе девушки или женщины, которая приходит к младенцу и стоит либо у изголовья его кроватки, либо в ногах. Иногда в текстах появляются указания на то, что это молодая красивая женщина… В заговорах чаще всего данный персонаж фигурирует как одиночный. В основном бессонница контактирует с зарей, а иногда даже отождествляется с ней. Человек просит зарю взять бессонницу, унести ее в чистое поле, за синее море, снять, вынуть, отозвать. Иногда из текста можно понять, что болезнь подчиняется заре, может быть ею наслана и, соответственно, отозвана. Также может предлагаться обмен, когда у зари просят сна, покоя, угомона, а заре за это отдают бессонницу….Происхождение болезни из заговоров не совсем ясно: она может быть послана зарей…»https://vk.com/wall-67741956_4506
!!!DYBVFYBT!!! ВНИМАНИЕ.
Если вы — практикуете славянское (ново)язычество, то сказанного — достаточно. А дальше — начинаются уже какие-то заморочки, интересные только тому, кто хочет доковыряться до дна. Зачем? Все равно ведь не доковыряться… В общем, смотрите сами —
Так как Заря — находится в промежуточном положении между днем и ночью, — какие-то ее функции проистекают из связи с первым, какие-то — из связи с вторым. Так, можно заметить, что многие традиционные просьбы к Заре схожи с теми же самыми просьбами, с какими обращаются к Солнцу. Бессонница же — это проявление иной, «ночной» стороны Зари, и это подводит нас к следующему вопросу:
Зори и звезды
Исследуя образ Зари в славянской мифологии, мы неизбежно сталкиваемся с одной проблемой — образ Зари как свечения неба до восхода/после заката солнцапрактически невозможно отделить от образа Утренней/Вечерней звезды — планеты Венера.
В современном сознании эти понятия четко разделены, но разделяет ли их славянская традиция?
Фольклорные материалы как будто бы не позволяют нам ответить на данный вопрос утвердительно. Чего стоит хотя бы наименование звезд — «зори» (ср. укр. зоря́ «звезда, заря», болг. зора́ «утренняя звезда, утренняя заря»). Данная проблема усугубляется при использовании модели множества (три и более) Зорь. Так А. В. Юдин, в своем фундаментальном «Ономастиконе русских заговоров» прямо называет всех заговорных персонажей типа «…Заря Огрофена: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 482; первая Мария, вторая Прасковья, третья Ериса: б. м., Щапов, 58; заря-зарница, красная девица, Крикса, Фокса: б. м., Дерунов, 326; четыре звезды-сестры: Марья, Марфа, Марина, Макрида: Арх. г., Забыл., 311; …; утренняя заря Мария, вечерняя Маремьяния: там же, 388; заря Марья, заря Меремьяния: там же, 313; утренния заря Мария, вячерния Мармеания: Смол. г., Добр., 202; Марья утрена, Настасья вецерня: Олон. г., Мансикка, 194; утренняя заря Марья, вечерняя Анастасия, полуночная Варвария: Волог. о., Черепан., 77; три зори: ..» —ЗВЕЗДАМИ. https://vk.com/wall-67741956_17789. В самом деле, заговоры было принято произносить на границе дня и ночи, а это, в том числе и время исчезновения/появления на небе звезд. В общем, то, что в славянской традиции невероятно трудно, а порою и невозможно разделить звезды и зори — это факт. Остается один вопрос:
Такая слитность и нерасчлененность образов Зари и Звезды в славянской мифологии — это позднейшее смешение двух образов, или, наоборот, архаика?
Признаюсь, в настоящее время у меня нет какого-либо четкого ответа на данный вопрос. Например, А.Л. Топорков придерживается той точки зрения, что в заговорах таки смешиваются «два значения сущ. «заря/зоря»: «заря, световое явление» и «зоря, зорька, утренняя звезда, Венера» https://vk.com/wall-67741956_16674.
Я обратился с просьбой помочь мне разобраться в данном вопросе к известному исследователю традиционной белорусской культуры Дмитрию Скворчевскому, автору исследования «Планета Венера в традиционных белорусских представлениях». Он отделяет «Зарницу»( «Вечерницу») — планету Венера от непосредственно (утренней/вечерней) Зари. Его аргументы (на белорусском материале) таковы:
«Световое явление на небе» и планета Венера имеют свои собственные имена. Заря — Зара, утренняя и вечерняя звезды — Заранка, Зарница, Вечарница и т.п. То есть фольклорные тексты их уже разделяют;
2.Звезды в рядах текстов называются детьми Месяца и Зари;
3. В текстах Зарница и Вечарница часто прямо называются «зорачками», «зораньками» — то есть именно звёздами, а вот восприятие Зари нельзя назвать «звездным» на основании текстов (в белорусских текстах Заря звездой не называется, в отличие от Зарницы, которую напрямую называют звездой, Зарницу уверенно называли звездой. Зарю нет. Такого отождествления не было. Но Зарю сближали с Солнцем. А это значит, что их природу различали.
);
4. Заря в текстах иногда выступает взаимозаменяемой с Зарницей (например в качестве пары Месяца) . Что говорит не только о близости образов, но и о том, что все же это разные образы.
На мой взгляд, все вышеперечисленное несомненно заслуживает самого пристального внимания. Действительно, в образе «Зари» нет ничего «звездного». Как я писал выше, Она связана с Солнцем (например, открывает небесные ворота, выпускает Солнце на небо и т.п.). У «Зарницы» такой связи с Солнцем нет.
«Зарницу уверенно называли звездой. Зарю нет. Такого отождествления не было. Но Зарю сближали с Солнцем. А это значит, что их природу различали»
Однако, я бы не стал бы, вслед за Дмитрием, утверждать, что Заря (световое явление) «иерархически выше» чем Зарница/Вечерница (планета Венера). Именно планета Венера является участником одного из основных славянских мифов — т.н. «небесной свадьбы»: Солнце хотело выйти замуж за Месяца, но он изменил Ей с Утренней Звездой, из-за чего брак не состоялся. И именно планета Венера, как третье по яркости небесное тело участвует в этом мифе, а не «световое явление на небе», что было бы ни к селу, ни к городу… То есть, смысл в том, что планета Венера — персонаж одного из славянских мифов, равносущий Солнцу и Месяцу, наоборот, должен быть, по иерархии, выше, чем некое «световое явление на небе», чья функция в славянской мифологии, по сути, сводится лишь к прислуживанию Солнцу 🙂 .
Тем не менее, на стороне Дмитрия вроде бы как и сравнительная мифология и, что более важно, сама природа. Тут наверное, следуя нашей новоязыческойлогике, прежде всего на саму природу стоит смотреть: на время восхода и захода Венеры. И с этих позиций получается, что Венера все-таки предшествует Заре, то есть не равна Ей. Например, у греков, Эосфор (Венера)- это, все-таки, предвестник Зари (Эос). То есть, сначала Венера, потом — Заря. Сначала Заря, потом — Солнце. Наверняка и у славян была здесь какая-то иерархия типа «мать-дочь-…»… Однако это уже начинаются спекуляции. Призову вас все же вернуться в наши рамки. Легко рассуждать о том, что было. Но что касается нашего собственного культа, который не был — когда-то там, но, наоборот, есть — здесь-и-сейчас, — то готов ли я громоздить в моем собственном культе все эти сложные конструкции? Чтобы реально поклоняться, а не просто порассуждать о былом… В общем, вопрос риторический.
На русском материале мы вряд ли сможем отделить Зарю от Зар(е)ницы. В русских заговорах «Заря Зареница» —судя по всему, просто типичный заговорный эпитет, образованный путем редупликации имени, — как «Месяц Месяцович» или «Вихорь Вихоревич». Кроме того, в русской традиции в качестве планеты Венеры фигурирует еще такой персонаж как Денница(использованное затем в русском переводе Библии для имени Люцифер). Вопреки позднему отождествлению с «полуденной» (по аналогии с «полуночной») Зарей, данное Имя отражает глубокую архаику (ср. слав. * dьnь, как архаичное обозначение «рассеянного света», якобы независимого от света солнца (в природе ведь сначала становится светло, и лишь потом, намного позже, восходит солнце) — https://vk.com/wall-67741956_16776). См. также более позднее, по сравнению с этим, имя Утренница (польск. jutrzenka), — как противоположность «Вечернице».
P.S.: Раз уж пошли все эти заморочки (извините, кстати, мне этот мой простонародный слог — это я нарочно же, чтобы за что-то «научное» не принимали мною написанное) с Именами, то давайте вспомним фрагмент из статьи «Вода как божество»: «корень для данного мифологического персонажа — * mor— , связанный со смертью и водой-морем (» корень *mог-, с одной стороны, соотносился с общим именованием водоемов, а с другой — актуализировал мифологему смерти как перехода через водную преграду.»
Так вот, у Зорь тоже есть такое (Ср. «в заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией». https://vk.com/wall-67741956_14061 или «земля мать, небо отец, заря Мария, заря Маремьяния (чрезвычайно архаичная формула): Арх. г., Забыл., 378» https://vk.com/wall-67741956_17789), в общем см. у Юдина про Имена Звезд: «Исходя из удельного веса в парадигме различных согласных фонем и учитывая их относительное расположение, можно гипотетически реконструировать архетипическую последовательность согласных: * м … (к/т)р … н/к/с/j, которой соответствует последовательность гласных: * … а/о (…) р и/е … а. Интересна близость воссозданного архетипа к имени женского мифологического персонажа, известного славянским народам под именами, группирующимися «вокруг сходных сочетаний фонем * m…r…(k) и * m…k…r, ср. Маrа, Mo/arena, Markita, Makrina…» (Иванов, Топоров 1983, 156).» https://vk.com/wall-67741956_17789
Есть просто логика у некоторых родноверов типа «Есть некоторые основания предполагать, что Марене посвящали одну из самых ярких звезд небосвода… В русских заговорах часто упоминаются две или три зари (звезды!), утренняя, вечерняя и ночная, имена которых могут быть связаны с Мареной – «Утрена заря Морея, Вечерна Моревяна» (Москвина, № 79, 127), «при утренней звезде Марье, при вечерней – Марианне» (РЗЗ, № 1403), блр. «Ранiшняя зара Марыянна, вэчэрняя зара Марыя» (Замовы 2009, № 472); при том, что обычным для восточных славян названием Венеры являются: Вечерница, Вечерняя зарница/зарничка/заря/звезда, Зареница, Зарица, Зарница, Зарничка, Зарянка, Зорька, Зоря, Утренница, Утренняя заря/звезда (Рут, С. 24). Т.о. заговоры явно говорят о том, что Венера (Заря) сочетается с именем от корня *mar- / *mor-. Поскольку эта звезда имела некоторое воплощение в культе (как светило Иштар, Астарты, Венеры), то уместно данную информация привести в соответствующей главе. ..» — не надо так. Не в упрек лично автору текста, бог его В. с ним, — но, главное, вы сами — не думайте так. Пожалуйста. Это было типичное рассуждение «от имен» — логика типа «Венера называется похоже на имя Марена значит Венера имеет отношение к Марене». А я бы сказал, что раз у «Марены» и у Венеры есть одно из имен, сходное с * mar- — то, возможно, и у той и у этой в основе лежит один общий Образ. В общем, есть смысл именно Образами, а не Именами мыслить.
>Эко-мыло
Описание
Состав:
Омыленные масла – Кокосовое, Оливковое, Касторовое, Пальмовое, Миндальное, Ши (Карите)
Ухаживающие масла – Авокадо, Виноградных косточек, Бабассу, Грецкого ореха, Кунжутного ореха, Семян Мака, Жожоба
100% эфирное масло – Иланг-Иланга
Экстракт Алоэ Вера
Вода из природного источника
Описание:
Это нежное мыло сварено из Кокосового, Оливкового, Касторового, Пальмового, Миндального масел и масла Ши (Карите). Для того, чтобы мыло не просто очищало Вашу кожу, но и нежно ухаживало за ней, в него добавлен комплекс из растительных и эфирных масел, обладающих тонизирующим, питающим, смягчающим, регенерирующим и омолаживающим свойствами. Эти масла не омыливаются, а равномерно распределяются в мыле, сохраняя свои целебные качества. Поэтому, всякий раз, когда Вы будете умываться, на Вашей коже останутся масла Миндального ореха, Лесного ореха, Виноградных косточек, Авокадо, Кунжутного ореха и эфирного масла Иланг-Иланга.
Если Вы до этого времени пользовались увлажняющим кремом, то, скорее всего, через некоторое время это станет излишним. Ниже приводится краткое описание косметических свойств масел, входящих в состав этого чудесного мыла.
- Масло Авокадо содержит в высокой концентрации полиненасыщенные жирные кислоты, которые смягчают кожу, восстанавливают её защитные функции и иммунитет.
- Масло Виноградных косточек снимают раздражение кожи, оказывает противовоспалительное, регенерирующее и омолаживающее действие, повышает упругость и тонус кожи, питает её и увлажняет
- Масло Бабассу — один из лучших увлажнителей для любого типа кожи. Питает, увлажняет, смягчает и усиливает защитные функции кожи, делает ее мягкой и шелковистой.
- Масло Грецкого ореха — увлажняет, смягчает и снимает раздражение кожи. Обладает омолаживающим и противовоспалительным свойствами. Масло Кунжута является природным антиоксидантом, предотвращает появление признаков преждевременного старения, возвращает коже свежесть и молодость.
- Масло Мака семян — обладает регенерирующим, смягчающим, восстанавливающим, увлажняющим и защитным эффектом. Омолаживает, разглаживает морщинки и препятствует раннему увяданию кожи.
- Масло Жожоба в значительном количестве содержит витамин Е, отвечающий за молодость и красоту кожи. Обладает выдающимися регенерирующими свойствами. Смягчает,, питает и защищает кожу. Борется с воспалениями. Образует на коже лёгкую защитную пленку, при этом не оставляя жирного блеска. Активные вещества масла глубоко проникают в кожу, воздействуя на глубинные слои эпидермиса.
- Эфирное масло Иланг-Иланг — глубоко проникает в кожу, активируя рост новых клеток и придавая коже упругость, нежность и бархатистость. Является афродизиаком, то есть активно влияет на повышение полового влечения. В Индонезии издревле существует обычай усыпать новобрачным ложе лепестками этого чудесного дерева.
«Заря Заряница» — это мыло и шампуни ручной работы, производства семейной мыловарни из экопоселения Славное, Тульская область.
*********************************************************************************************************************************************************************
Купить эко-мыло, вы можете в нашем интернет-магазине skazzdorov.ru и в розничном магазине «Сказочное Здоровье».
Закажите доставку или заберите самовывозом в эко-лавке.
Это освежающее нежное мыло сварено из 14 различных масел: омыленных — являющихся основой состава (кокосовое, оливковое, касторовое, пальмовое, миндальное, ши) и дополнительных — эфирных (мяты перечной) и растительных масел миндальное, лесного ореха, хлопковое, бабассу, кунжутного ореха, виноградных косточек, оливковое масло extra virgin), а также размолотых листочков мяты, добавленных для интенсивного ухода за кожей. Ухаживающий комплекс масел не омыливается, он равномерно распределен по всему мылу, сохраняя и продолжая после умывания свое полезное действие. Кожа впитывает целебные масла, что очень благоприятно сказывается на ее состоянии. Применение такого эко-мыла снизит потребность в использовании дополнительных увлажняющих средств (кремов, лосьонов и т.п.), а возможно и вовсе ее исключит. Выраженный увлажняющий эффект происходит благодаря действию ухаживающих масел, входящих в состав этого чудесного мыла. Ниже приведено краткое описание его компонентов.
· Омыленные масла — это продукт, полученный путем соединения смеси растительных масел и щелока, что в результате и становится мыльной основой. Здесь используется «горячий» способ приготовления мыла:
1. Смесь кокосового, оливкового, касторового, пальмового, ши и миндального масел смешивается со щёлоком.
2. Полученную смесь выдерживают на водяной бане (сохраняя стабильную температуру) в течение 4-10 часов, пока реакция омыления полностью не завершится.
3. Затем в готовое мыло (в котором отсутствует щёлочь), добавляются ухаживающие компоненты. Это могут быть эфирные масла, косметические растительные масла экстракты трав и т.д.
Стоит отметить, что все эти ценные ингредиенты, растворяясь в мыле, сохраняют свои полезные свойства, а при его использовании благотворно действуют на кожу. Также в данном мыле отсутствует свободная щелочь, т.к. вся она при соединении с маслами превратилась в натриевые или калиевые соли жирных кислот и, как уже известно, образовала основу натурального мыла. Уровень РН в этом мыле соответствует норме (7-8 единиц).
· Молотые листья мяты дают лёгкий скрабирущий эффект, бережно очищают, питают и тонизируют кожу.
· Эфирное масло мяты перечной обладает антисептическим, противовоспалительным и обезболивающим действием, освежает, снимает раздражение и улучшает цвет кожи. Устраняет депрессию, нервное напряжение, восстанавливает силы, уравновешивает эмоции.
· Масло миндаля — легкое, питающее масло. Содержит в высокой концентрации витамин Е, который является естественным антиоксидантом, замедляющим старение клеток.
· Масло лесного ореха обладает сильными вяжущим действием, оно отлично «подтягивает» кожу. Отлично очищает, стягивает поры, разглаживает, восстанавливает водно-липидный барьер и обменные процессы, смягчает и питает кожу. Моментально впитывается, не оставляя следов.
· Масло хлопковых семян улучшает структуру кожи, повышает её защитные функции, обладает увлажняющими и восстанавливающими свойствами.
· Масло бабассу является одним из лучших увлажнителей, подходящим любому типу кожи. Оно предотвращает потерю влаги, а также усиливает защитные функции кожи. Масло бабассу отлично питает, смягчает и придает коже естественный блеск. После применения этого масла кожа становится мягкой и шелковистой.
· Масло кунжута помогает предотвратить преждевременное старение, а также борется с его первыми признаками. Благодаря ему кожа выглядит свежей и молодой. Масло кунжута является природным антиоксидантом.
· Масло виноградных косточек снимает раздражение кожи, оказывает противовоспалительное, регенерирующее и омолаживающее действие, повышает упругость и тонус кожи, питает её и увлажняет.
· Оливковое масло хорошо питает, увлажняет, делает кожу более упругой, способствует регенерации клеток и тормозит процесс появления морщин. Богато витаминами А, B, D, Е, K.
НЕ СОДЕРЖИТ: ПАВ-ов, искусственных консервантов, плавителей, загустителей, стабилизаторов, ароматизаторов, парфюмерных отдушек, антибиотиков, искусственных витаминов и прочих небезопасных добавок.
100% натуральный продукт.
Состав:
омыленные масла: кокосовое, оливковое, касторовое, пальмовое, миндальное, ши (карите);
ухаживающие масла: миндальное, лесного ореха, хлопковое, бабассу, кунжутного ореха, виноградных косточек, оливковое масло extra virgin;
100% эфирное масло мяты перечной;
размолотые листья мяты, вода из природного источника.
Самое подробное описание: молитва заря заряница красная девица по свету ходила слезу обронила — для наших читателей и подписчиков.
Сложная загадка про росу .
Заря-заряница, красная девица,
По свету ходила,
Месяц видел – не сказал,
Солнце увидало – подняло.
Ответ на загадку: Роса
Русская народная загадка о росе.
Категория:
сложная загадка.
Вечером наземь слетает ночь на земле пребывает утром опять улетает
Заря заряница красная девица по лугам ходила ключи обронила
Заря заряница красная девица по небу гуляла слезы потеряла
Матерь мария по полю ходила
Ночь спит на земле
Ночью на земле спит
Ночью спит на земле а утром убегает
Пошла баба в танец потеряла гребенец
Утром бусы засверкали
Утром падаю всегда не дождинка не звезда
Смотри также загадки про природу.
Скачать все загадки одним текстовым файлом (в формате RTF):
Скачать загадки про росу
Скачать загадки про природу
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект “Загадки № 1” ещё лучше.
Загадки про явления природы
Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча, облако)
Бегут кони буланы,
Все узды порваны,
Ни сесть, ни погладить,
Ни плёткой ударить. (Тучи)
Очи ясна-сокола. (Туча)
В слёзы ударится —
Ничего не останется. (Туча)
Сивые кабаны всё небо облегли. (Тучи)
Чёрная корова небо лижет. (Туча)
Не идёт, не скачет,
А плывёт и плачет. (Туча)
Стрелы на поле метала.
Нам казалось — шла с бедой,
Оказалось — шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
Летели серые гуси,
Нароняли белого пуха. (Снеговая туча)
Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
На поля, озёрушки
Белый пух да пёрышки. (Снеговая туча)
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)
Ни воды, ни берега,
Ни куста, ни дерева:
Будто молоком. (Туман)
Вечером родится, ночь живёт,
Утром умирает. (Роса)
Вечером на землю слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Роса)
По свету ходила,
Солнце скрало. (Роса)
А солнце увидало —
На небо подняло. (Роса)
Серебряные зёрна лежат. (Роса)
Слезала Алёна с печки,
Потеряла золотые колечки.
Солнце украло. (Роса)
По лугам гуляла
Слёзы подобрало. (Роса)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днём:
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)
Над землёю повисло. (Радуга)
Через поля, через луга
Стоит нарядная дуга. (Радуга)
Повис в небе яркий мост
На семь сёл, на семь вёрст.
Краше сказочных цветов —
Он раскрашен в семь цветов. (Радуга)
Посмотри-ка: в землю врос
Мост высокий без перил. (Радуга)
От края до края
Дорожка цветная. (Радуга)
Сама пить не даёт,
А всех заставляет. (Жара)
Я не сам по себе,
А сильнее всего
И страшнее всего,
Хоть все любят меня,
Но все губят меня. (Огонь)
Пока сидел в печи
Да поедал калачи,
А вырвался на волю —
Почернело поле. (Огонь)
Без зубов, а кусает.
С языком, а не лает,
Шипит и злится. (Огонь)
Наш дед Ермолай
Съест всё, что ни дай.
Ест, ест — не наедается,
А пьёт — умирает. (Огонь)
Без рук, без ног,
На дерево ползёт.
А водицы попьёт —
Зашипит и умрёт. (Огонь)
Напоишь — умрёт. (Огонь)
Чёрную корову лижет. (Огонь)
Рыжий зверёк по дереву ползёт,
Дерево гибнет — зверёк растёт. (Огонь)
Спать не привык:
Слизнул все дрова. (Огонь)
Золотые жар-перья роняет. (Огонь)
Жевать — не жуёт,
А все пожирает. (Огонь)
Брат горяч, сестра мокра,
Да сильнее брата. (Огонь и вода)
Родился в печке,
Завился в колечки,
И ушёл в облака. (Дым)
В небо устремляется. (Дым)
Вылетал из печки, завивал колечки. (Дым)
Отец горяч и красен,
Бывает он опасен,
А сын взовьётся птицей —
К отцу не возвратится. (Дым, огонь)
На улице столбом,
В избе скатертью. (Дым)
Родные братья с сестрицей:
Один ест — не наестся,
Другой гуляет — не нагуляется.
Третья пьёт — не напьётся. (Огонь, ветер, земля)
Чего на свете нет буйнее?
Чего на свете нет жирнее? (Ветра, воды, земли)
В дом не просится,
Бежит, торопится. (Воздух)
Он людям необходим,
Но людям невидим. (Воздух)
Что без ветра шумит? (Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто такая? (Вода)
Но, когда захочет,
Даже камень точит. (Вода)
Людям нужна всегда
Больше даже, чем еда. (Вода)
Никого не родила,
И все матушкой зовут. (Земля)
Меня бьют, колотят,
Всем добром отвечаю. (Земля)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
>Электронная библиотека
Зеленый вертоград
Слова поцелуйные
Он по садику гулял в свои гусли играл.
Я люблю! Я люблю!
Звонко в гусли играл царски песни распевал.
Я люблю! Я люблю!
Журчанье Белых Голубей
– Кто ты? – Кормщик корабля.
– Где корабль твой? – Вся Земля.
– Верный руль твой? – В сердце, здесь.
– Сине Море? – Разум весь.
– Весь? Добро и рядом Зло?
– Сильно каждое весло.
– Пристань? – Сон. – Маяк? – Мечта.
– Полноводье, а затем?
– Ширь пустынь – услада всем.
– Сладость, сон, а наяву?
– В безоглядности – плыву.
Из глубокого колодца, из-под той крутой горы,
Где гнезда не строит птица, где не строит зверь норы,
Протекала полноводно, и течет, поет века,
Непослушная, живая, влага-пламя, Втай-Река.
Там на дне – лишь белый сахар, алый бархат, жемчуга,
Из глазастых изумрудов расписные берега,
А порой, за крутизнами, поровнее бережки,
На отлогостях сверкают желто-рдяные пески.
От Востока до Заката Втай-Реки идет длина,
От холодных стран до жарких растянулась ширина,
Глубину никто не знает, измеряли мудрецы,
Опускали в воду тяжесть, потеряли все концы.
А и что ж нам ведать тайны – тех, кто хочет тайну скрыть
Втай-Река не с мудрецами, хочет с сердцем говорить,
Прикатилась и вселилась в полнозвучные сердца,
Из глубокою колодца, без начала и конца.
Уж и что я вам, братья, сегодня реку:
Не ходите вы, братья, на Шат-Реку.
Глубока ты Река шатоватая,
Плутовата она, вороватая
И сшибает она с ума-разума,
Подойдешь к ней, – судьба твоя сказана.
Подойдешь, изопьешь, зашатаешься,
По прибрежной глуши нагуляешься.
Опьянит она зыбью глубокою,
Завлечет шелестящей осокою.
Не ходите вы к ней, не пленяйтесь вы ей,
А уж если пошел, так себя не жалей.
Загляни, потони, значит так суждено,
Не видать с берегов, что скрывает там дно.
Под густыми под кустами протекает Тень-Река,
Ты побудь над ней ночами, в час как тают облака,
Загляни в нее очами, – в чем, спроси, твоя тоска.
Оттого ль, что вот, взглянувши, ты увидел свой двойник?
Оттого ль, что птица ночи, промелькнув, послала крик?
Оттого ли плачут очи, что, дрожа, шуршит тростник?
Отодвинься, – отраженье отодвинулось в воде,
Опрокинься, – и стремленье не к воде ушло, к звезде,
Разуверься, – птица ночи есть везде и все ж нигде.
Промелькнув над Тень-Рекою черно-бархатным крылом,
В гости к Солнцу улетела птица тьмы ночным путем,
Чтоб позвать к нам птицу-пламя и сменить печаль огнем.
И казавшийся зловещим расшуршавшийся тростник,
Под опаловой росою, как под ласкою поник,
Перед ним в воде трепещет ожемчуженный двойник.
За дневною Тень-Рекою тьма ночная далека,
Все ночное будь хоть вдвое, а растают облака,
И под Солнцем, как червонцем, золотится Тень-Река.
Сладим-река
Течет она, течет она,
Как сладость сна, идет весна,
Утрачен веснам счет.
Разъялся лед, нежна тоска,
Ключ Бездны заиграл.
Помчала всех Сладим-Река,
Белеет влажный вал.
Он хлещет всех, нас всех он взял,
Мы все в огне скользим.
Он мечет, крутит, пьяный вал,
Свирельник
Он Пророк и он Провидец, он Свирельник и Певец,
Он испил священной крови из раскрывшихся сердец.
Он отведал меда мыслей, что как вишенье цвели,
Что как яблоня светились и желаньем сердце жгли.
В белом свете, в алом цвете, в синем, в желто-золотом,
Был он в радугах вселенских освещен Огнем и Льдом.
Заглянул он в голубую опрокинутость зеркал,
Слышал шепоты столетий и нашел, чего искал.
Семиствольную цевницу он вознес, поет свирель,
Вековую он гробницу превращает в колыбель.
Торопитесь, насладитесь полнопевною волной,
Нарядитесь, освятитесь Морем, Солнцем, и Луной.
В стройном хоре дышит Море, в круге – блески всех светил,
Прикоснитесь в разговоре к собеседованию Сил.
Ангел встреч
Во зеленом саду, в сновиденной я мечте,
Птица райская поет на превышней высоте,
Птица райская велит быть в любовной чистоте.
Говорит она про наш неокованный закон,
Говорит она, поет, что раскрылся Небосклон,
И как будто бы звонит, и узывчив этот звон.
На престоле, в высоте, светлый Ангел наших встреч,
В золоту трубит трубу, золотой он держит меч,
Воссиянием своим он ведете очами речь.
Посылает он лучи на зеленые луга,
Он велит волнам морским восходить на берега,
Он велит волнам морским оставлять там жемчуга.
Он сияет для очей ярче Утренней Звезды,
Он дает тепло лучей для продольной борозды,
4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты)
Почитание сил Природы испокон веков было одной из важнейших основ наших предков.Предки наши зрели Божественное повсюду – в Солнце и Луне, Огне и Воде, Матери-Земле и Небесных Молниях… Чтили они и Зарю Заряницу, сестру Трисветлого Солнца, славили её и просили о помощи – как и всех прочих Богов и Богинь.
Вообще говоря, славянская Традиция знает две Зари: Утреннюю и Вечернюю. Согласно древним сказам, Зори произошли из глаз Первобога Рода («Зоря утрення и вечерняя – от очей Его» – говорит «Голубиная Книга»). В славянском фольклоре утренняя заря зовется Оком (или окном) Божьим. Отсюда понятна однокоренная родственность слов «заря-зори» с лексическим гнездом: «взор»; «зоркий»; «зрак», «зреть», «позор», «зариться». Иначе: слова, означающие небесный или огненный свет (ср.: «зарево»), родственны словам со смыслом «видеть-глаз».
Заря-заряница, художник Радомир Сёмочкин.
Ноченька зимняя, ночка морозная,
Синий над озером дым.
Зоренька алая небушко звёздное
Красит румянцем своим.
Тайно светясь изнутри, –
Ярко пылает над сонными елями
Красный румянец Зари.
В тереме горнем своём.
По небу мечутся сполохи алые –
Залит огнём окоём.
Небо светлей и светлей.
Ясное Солнце огнём поднимается
Над белоснежьем полей.
Нежная дева Заря –
Ласка небесная, жрица великая
Однако Предки наши почитали Утреннюю Зарю намного больше, чем Вечернюю.
Заря Заряница – образ из славянской традиции, к которому и сейчас обращаются в заговорах, славят и просят о помощи.
Она – Богиня Света, прогоняющая Тьму, Дева-Воительница. Она же – Небесная Заступница, защищающая от бед.
К ней обращались за помощью в любовных делах : «Заря-Заряница, Солнца сестрица! Ходишь ты высоко, зришь ты далёко! Пойди-позри, где мой любый, где мой суженный, где он ходит гуляет, где он ест да пьёт, да там его возьми. «
Заря символизирует взаимодействие светлых и тёмных сил. В этот день славят звёздное небо и всех Светлых Богов, почитают Богов Тёмных. Обряд проводится в доме, отец или старший в роду очищает дом четырьмя стихиями, после чего читается Славба Всем Богам. Дети готовятся к встрече Деда Мороза, представить ему свои умения и навыки, приобретенные за год.
Представление о жизнедарящей роли зари уходит своими корнями в самые глубины протоиндоевропейских верований.
В Ригведе собрано около 20 гимнов, посвященных Богине утренней зари Ушас — создательнице света, воспламеняющей своими лучами Небо, своего отца, с которым Богиня находится в кровосмесительном браке (слияние зари и неба воспринималось как акт совокупления). Ушас олицетворяет вечный свет, который был, есть и будет и если исчезает ночью, то на время; Ушас — гарант его неизбежного возрождения (в этом смысле в Ригведе она именуется «знаменем бессмертия»).
В русском языке и народно-поэтических воззрениях понятия «зари-зорьки» относятся к числу наиболее стойких и укоренившихся: от ласкательного эпитета «зоренька ясная» и сказочных имен Заря-богатырь, Иван-Зорькин (ср. также кличку животных — Зорька) до древнейших присловий и заговоров. Владимир Даль приводит пример подобных народных представлений. Так, о Солнце говорили: «По заре зарянской катится шар вертлянский — никому его не обойти, не объехать». Сохранился также текст заговора, с которым нагая бабка обносит нагого младенца вокруг бани. «Заря, зарина, заря скорина, возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные». По народным повериям, жизнь ребенка с момента рождения зависит от животворящей силы зари.
В фольклоре сохранились и другие осколки древнейшей общеиндоевропейской мифологемы: Заря — мать, Солнце — сын или дочь. «Без утренней зорюшки солнышко не взойдет», — гласит пословица. В Архангельской губернии записан заговор, обращенный к ночному небу и утренней заре: «Заря-зорница, красная девица, сама мати и царица, светел месяц, часты звезды. Среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью-царицей». В новгородской Хлудовской псалтири конца XIII века есть миниатюра: огнеобразная дева несет в руках Солнце, имя ее, как гласит подпись, «Зоря утрьняя».
К этой Богине часто обращались с просьбами об исцелении: «Заря, зарина, Заря скорина, возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные»;
«Зоря-Зоряница, красная девица! поди ко мне на помочь; помоги мне (…) из (имярек) золотуху выговорить(. ) Золотуха-красуха! поди из (имярек) в чистые поля, в синие моря: как чистые звёзды с неба сыплются, так бы золотуха из (имярек) выкатилась»;
её образ часто встречается в заговорах на остановку крови:
«На море на Окияне, на острове Буяне, лежит бел горюч Камень-Алатырь. На том Камне-Алатыре сидит красна девица, швея – мастерица, держит иглу булатную, руду жёлтую, зашивает раны кровавые».
Заря-заряница, художник Виктор Корольков
Зарю просили избавить от бессонницы, дать спокойный сон: «Заря-Заряница, красна девица, возьми свои ночницы от (имярек). Дай сон, дрёму, да доброе здоровье»;
«Заря-Заряница, красна девица, дай сну и угомону мне (имярек)». По-видимому, представление о том, что сон (и бессонница) находится в её власти, связано с тем, что в старину люди обычно вставали рано утром: их будила Заря…
Наконец, росу (целебную и дарующую силу) наши Пращуры называли слезами Зари, а, следовательно, эта Богиня мыслилась ещё и хозяйкой росы… Светом Зари освящали воду – Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Хозяйка с вечера ставила воду в траве посреди двора, «чтоб Заря посветила», а другие говорили, «чтоб Заря посвятила». Вероятно, последнее вернее».
Считается, что вышивать научила людей Заря.
Каждая мать, у которой есть дочка, должна свято чтить Богиню Ушас (Утреннюю Зарю), потому что это она вместе с Матушкой Ладой приносит в душу девочки мир. Именно Заря делает из дитяти девочку в три года, когда ей впервые надевают серёжки. На заре выливают первую детскую купель, чтобы ребёнок счастливым был и имел хорошую судьбу.
В день Зари готовили вареники, которые являются символом Бога Месяца (луны). В этот день нельзя стирать, белить и глину месить, а только вышивать и прясть. Считается, что вышивать научила людей Заря-Зоренька.
Заря – это красна девица, которая утром отпирает ключами небесные врата и выпускает Солнце, которое идет вслед за ней. А еще предшествует Утренняя Заря (Ушас) на небе Солнцу-Дажбогу, выводит на небосклон его белых коней; вторая сестра – Вечерняя Заря (Веста) – заводит коней на конюшню после того, как Дажбог закончил свой объезд. Образы зари и девушки тесно переплетаются, заменяют друг друга и воспринимаются, как единое целое.
В славянских сказках о сестрах Солнца тоже не забывали. В одной из них рассказывалось о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото. Оно превращалось в золотые и серебряные нити, спускавшиеся с неба. Это Утренняя Заря прял красно-желтую нитку и золотой иглой вышивала по небу розовую пелену, которую люди прозвали тоже Зарею. А Заря Вечерняя, обрывала нитку, заканчивала работу сестры. Считалось, что волшебные нити, сотканные сестрами, защищают человека от болезней и вражьих замыслов, залечивают раны. Недаром в старину родился такой заговор: «Как вечерняя и утренняя зори станут потухать, так бы и у моего друга милого всем недугам потухать».
На море, на океане
Сидит красна девица, швея-мастерица,
Держит иглу булатную,
Вдевает нитку шелковую, рудо-желтую,
Зашивает раны глубокие.
Заря прощается с землею. (1858)