Содержание
- Молитва язычника
- Традиции и история возникновения молитв
- Тексты молитв
- Обряды
- Заговоры
- Обращение к Перуну — кто его практикует и кому это нужно
- Гимн Перуну для защиты — пригодится и солдату, и гражданскому
- Молитва Перуну о защите — текст и подходящие для нее ситуации
- Как правильно приносить требы Перуну
- истукан
Молитва язычника
Теория
«Да ведь и Пифагор молился, и Платон, и любой другой, отмеченный богами; но ты-то полагаешь, что философ в молитве просит о том, чего ему недостает, а я считаю, что он беседует и разговаривает с богами о том, что у него есть, и являет свою добродетель. Или, по-твоему, Сократ о том просил, чтобы у него завелись деньги или чтоб править афинянами? Отнюдь нет! Но просил-то он у богов, а получал от самого себя, с их согласия, добродетельную душу, жизнь спокойную и безупречную и смерть с надеждой на лучшее — дивные дары, какие и даются богами» (Максим Тирский, 2 в. н.э., «О том, следует ли молиться»).
«Мы должны просить богов подсказать нам, как они желают, чтобы мы им молились, и внимательно слушать их ответ» (Ceisiwr Serith. A Book of Pagan Prayer. 2002. P. 5).
Молитва – самый распространенный жанр в религиозной литературе, доставшейся нам от язычников прошлых веков. Вавилонские псалмы, греческие гимны, прозаические молитвы римлян, бесконечные литургии Вед, заклинания и литании египетской Книги Мертвых – только верхушка айсберга, только наиболее известная современному человеку частица молитвенного опыта «языческого» человечества. Молитва появляется одновременно с речью: приношение дара духу или божеству с произнесением просьбы – уже молитва. Люди, по-видимому, одновременно учатся разговаривать друг с другом и со страшным и манящим Другим, окружающим их жизнь. Но молитва – не целиком утилитарна: в любом копрусе обращений к божествам всегда найдутся никак не связанные с повседневными нуждами человека, а просто прославляющие это Другое восторженные восклицания.
Почти каждое рассуждение о молитве – неважно, рассуждает о ней язычник или нет – начинается с вопроса «зачем молиться»? Этот вопрос волнует людей не первую тысячу лет. Если Другое действительно так велико, как мы себе представляем, если Оно знает о мире и о нас то, чего не знаем мы сами, если Оно блюдет нравственный и естественный закон вселенной и ведает будущее – чего мы можем просить у него, и что можем принести ему в жертву? Все наши слова в свете Его совершенства – бессмысленная болтовня идиота, все наши жертвы – жалкие попытки трусливого холопа получить от величайшего царя поблажку или подачку. Боги (а тем более Богини – женщины ведь куда острее чувствуют фальшь) должны отлично знать, когда мы молимся не из действительной привязанности к ним, а из корысти и прихоти – а такая молитва, особенно если в ней молящийся клянется в любви – предательство, иногда простительное (если человек не ведает, что творит), но гораздо чаще – нет. Мы сами не знаем, что нам нужно – чего нам просить? Мы чаще всего не можем разобраться в собственный чувствах – как нам славить богов? И зачем это им – не раздражают ли их наши молитвы?
Вопрос о молитве, конечно – инвариант другого вопроса: «любит ли меня Бог/любят ли меня Боги»? Если любят – то они хотят со мной общаться. Если нет – то я должен погибнуть, исчезнуть, истаять в ничто, меня не должно быть ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Мое наличие, каким бы зыбким оно не представлялось разуму, убеждает меня в любви ко мне моего божественного истока и в его благости. Любовь ищет общения. Молитва – одна из форм такого общения, простая, возможная всегда и везде.
Молитва совершенно естественна: если ты веришь в говорящее Невидимое Присутствие, то рано или поздно тебе придется заговорить с Ним, наплевав на сомнения в том, что Оно понимает твой язык. И, возможно, это – первый шаг к изучению Его языка.
Практика
Молитва, вопреки распространенному представлению, не сводится к произнесению слов. Невозможно провести грань между молитвой и другими формами поклонения – приношением, пением, жестом, движением. Часто слова, произносимые при совершении определенного жеста (в традиционной викке – принятия позы Бога или Богини), проясняют характер совершаемого поклонения, выражают его цель и адресата (во время приношения), служат средством достичь измененного состояния сознания (распевание «ведьминых напевов» во время танца в круге). Очень часто молитва «вынуждает» человека совершить то или иное телесное движение, тот или иной жест. Равным образом, жест или действие могут «вынудить» человека начать молиться словами – так вспыхивают огненные цветы священной поэзии, так боги учат нас своим песням.
Молитва – одновременно часть обряда и повседневное действо, превращающее жизнь в служение богам. Сама процедура молитвы может быть обставлена определенным церемониалом (очищение, создание священного пространства, призывание богов, собственно молитва, «отпускание» призванных сил) или быть совершенно спонтанной. Молитва может заключать прошение о чем-то вполне конкретном, может состоять просто в призвании божественной помощи, а может быть актом благодарности.
Ниже я привожу некоторые советы, почерпнутые мною в основном у Kейзира Сирта (Ceisiwr Serith. The Book of Pagan Prayer. 2002) и Скотта Каннингема (Living Wicca, 1997; Book of Shadows, 2009).
Приготовление к молитве
«Молитва – процесс резонанса и общения с Богом и Богиней. Мы можем обращаться к ним как к божествам Солнца и Луны, звезд и океанов, пустынь и пещер, звериных убежищ и самой Земли – но сначала наш зов должен изменить нас самих – мы должны прийти в контакт с Богом и Богиней внутри нас, прежде чем они ответят нам извне» (Cunningham. S. Living Wicca. P. 54).
Цель «приготовлений» — молитвенный настрой. Это состояние «спокойствия и надежды, основанных на незыблемом духовном фундаменте» (Ibid. P. 55). Каннингем рекомендует перед молитвой вспомнить о предыдущем позитивном опыте контакта с Богом и Богиней.
Во многих языческих религиях перед ритуалом, да и вообще перед всяким важным делом рекомендуется «заземлиться и встать в центр» (ground and center). Это означает, что человек настраивает свои чувства и мысли на ту связь, которая постоянно присутствует между ним и миром – а значит, и с божественным истоком этого мира. Вот примеры викканских приготовительных молитв:
«Именем Единого, Древнего Провидения,
сущего от начала и пребывающего вовеки,
источника всех вещей, всеведающего, всепроникающего,
всемогущего, неизменного, вечного; именами Бога и Богини;
именами стражей круга, духов стихий – будьте благословенны,
это место и это время, и все, кто присутствует с нами.».
* * *
«Я вхожу в самое сердце мира,
где соединяются Столп и Котел,
где не иссякает сила,
изливающаяся на все сущее.
Прежде, чем приступить к поклонению,
я становлюсь единым(ой) с этим Истоком,
чтобы, как и он, наполнять мир
благом и силой».
Уместна также небольшая медитация на элементы или очищение элементами – такое же, как перед началом ритуала. Это потребует некоторых инструментов (например, благовоний, воды и соли). Если ничего этого нет под рукой, однако есть потребность ритуально очистить себя или место вокруг себя, можно произнести:
«Да буду я чист
и достоин присутствия (имя божества)».
Тогда как очищение пространства уместно в обстановке, которая не очень способствует молитвенному состоянию (например, в офисе), молитве на природе скорее должна предшествовать настройка на окружающие энергии. Более чем уместна в таком случае молитва к духам места:
«Духи этого места (название места),
я приближаюсь к вашему жилищу с любовью и миром,
я думаю о вас и почитаю вас.
Будьте благословенны».
Молитва: тело
Поза и жест говорят о намерении человека. Молитвенный настрой предполагает уважительное и более чем почтительное отношение к собеседнику, будь он Богом, предком или духом. Во время молитвы тело участвует в ней наравне со словами.
Существует несколько основных молитвенных поз, принятых в европейской культуре: поза «оранта», коленопреклонение и простирание. В силу определенных стереотипов язычники обычно негативно воспринимают последние две (хотя обе происходят из древнего язычества и не имеют отношения к библейской религии). Коленопреклонение – поза покорности и ожидания; простирание (лат. prostratio, греч. proskynesis) – поза совершенной покорности. Она возникла в Египте, видимо, как ритуализация спонтанной реакции на явление божества (библейское «пал на лице свое»; греческие герои в присутствии богов ведут себя так же). В традиционной викке коленопреклонение заменено преклонением одного колена (поза посвящаемого в рыцари, согласно представлениям 19 века). Другим «неунизительным» субститутом можно считать позу лотоса – это тоже поза ожидания. Поза «оранта» использовалась в Средиземноморье на протяжение всей античности последователями всех религий: адорант (поклоняющийся) стоит прямо, с выставленными вперед ладонями, руки согнуты в локте.
Коленопреклонение часто сочетается с «молитвенным» сложением рук (ладонь к ладони на уровне груди). Это жест, принятый, помимо христианства, в индуизме и буддизме; шумерский культ знал жест не менее выразительный: обе ладони обхватывают друг друга поперек (иногда так складывают руки метродотели, выслушивающие жалобы клиентов).
Греки во время молитв божествам, связанным с небом и Олимпом, воздевали руки над головой ладонями вверх, а обращаясь к земным, подземным и морским богам, опускали вытянутые руки ладонями вниз. Последний жест также использовался в культе героев.
Из гарднерианской Книги Теней известны особые позы, связанные с Богом и Богиней викки. Поза Богини – ноги на ширине плеч, руки раскрыты над головой (тело образует «Х» – поперечный крест), голова чуть приподнята. Другой вариант этой же позы – «пентаграмма»: руки раскинуты по сторонам, голова держится прямо (тело образует пятиконечную фигуру). Поза Бога (поза Осириса) – ноги сдвинуты вместе, голова чуть опущена, руки скрещены на груди, одна поверх другой. Я использую во время молитв-призываний Богов также два жеста, разработанных Каннингемом. Для вызывания Богини – жест полумесяца (его выполняют левой рукой): большой и указательный палец образуют «полумесяц», дугу, остальные прижаты к ладони; для молитвы Богу – жест «рогов» (указательный палец и мизинец правой руки выставлены, остальные прижаты к ладони).
Священный танец, к сожалению, для меня пока тема совершенно неизведанная. Тем не менее, это, кажется, самый мощный способ пробуждения энергии нашего тела. Для молитвенных целей достаточным может оказаться «круговой обход» (circumambulatio), применявшийся в самых разных культурах для выражения почтения к тому предмету, который обходил адорант. Индусы, буддисты и греки почтительно обходили кругом могилы, храмы, алтари, священные деревья или водоемы и даже других людей. В церемониальной магии и гарднерианской викке «циркумамбулация» — обязательный компонент многих ритуалов. Обход совершается внутри Круга, по выражению Гарднера, «полубегом-полуплясом» (half-running, half-dancing step). Обычно обход совершают посолонь (deosil) – по часовой стрелке. Такое движение традиционно связывается с ходом Солнца, созиданием, творчеством, разумом и контролем. Обход противосолонь (widdershins) обладает силой высвобождать энергии Луны – иррациональные и часто разрушительные. Вместе с тем, «круг, начерченный противосолонь» — средство путешествия между мирами, привнесения в жизнь необходимого хаоса и хорошее место для пророчества. В некоторых традициях Круг создается движением посолонь, а открывается обратным движением.
Во время молитвы иногда возникает потребность начать по-особому двигаться – так тело участвует в общении с богами, а иногда и реагирует на их присутствие.
Молитва: слово
Молитва в самой простой форме состоит из воззвания к божеству или духу, основной части (просьба, благодарность, прославление) и «отпуста» — заключительной части, в которой благодарят адресата молитвы. Каждая из этих частей может быть сколь угодно сложной.
Воззвание определяет, кому мы молимся. Здесь мы перечисляем атрибуты и имена божества. Каннингем предлагает «расширять» компетенцию божества и его атрибуты:
«О, Богиня внутри меня!
О, Бог внутри меня!»
Т.е. сначала мы обращаемся к божественному в нас. Потом – к божественному в природе:
«О, Богиня Луны, вод и земли!
О, Бог лесов и гор!»
И еще более общее:
«О, Мать-Богиня!
О, Отец-Бог!»
Я предпочитаю обратный порядок, или отсутствие порядка вообще. Однако, предложенная Каннингемом структура воззвания логична.
Воззвание может стать самой большой частью молитвы, особенно, если в него добавить пересказ мифов, связанных с тем или иным божеством. Так поступали авторы Гомеровских гимнов. Клеанф вместо мифа включил в свой великий гимн Зевсу целую моральную теорию:
«Ты, из бессмертных славнейший, всесильный и многоименный,
Зевс, произведший природу и правящий всем по закону!
Зевсу привет мой!..
Ты повелитель всего, над всем величайший владыка.
Нет ничего на земле, что помимо тебя бы возникло…
Кроме того, что безумцы в своем безрассудстве свершают…
В зависти злобной они стремятся к владениям добрых,
Общий священный закон не видят, ему не внимают;
Если б ему покорились, то жили бы честно, разумно» и т.д.
В поздней античности популярными стали «ареталогии» божеств – перечислоение их атрибутов и имен. У виккан ареталогии сохранились в виде «Наказов» Бога и Богини. «Наказы» вполне можно использовать в качестве воззвания для молитв:
«Рогатый Бог,
Которого издревле призывали именами
Адонис, Осирис, Пан, Луг, Дионис, Кернуннос, Велес
И другими именами без счета.
Тайна тайн,
скрытый в бытии всех живущих.
Пламя, горящее в сердце каждого существа,
и в недрах каждой звезды.
Жизнь и Даритель Жизни» и т.д.
Воззвание к духу может быть составлено из атрибутов, которые традиционно связываются с ним:
«Страж Западного Камня,
Дух воды,
повелитель всего, что течет и изменяется,
облаченный в синие и серебряные одежды,
дух заката,
чей элемент – холодный и влажный» и т.д.
Наконец, воззвание к предку может состоять из объяснения своего родства с ним. Это своего рода частный миф – пересказ семейной истории.
Лучше общаться с божествами, которых знаешь. Однако, иногда молитва может оказаться хорошим средством узнать о божестве побольше. То же верно в отношении предка.
Просьба должна быть вежливой и почтительной. Не следует просить божество о «плохом» — т.е. о таком, против чего восстает совесть. Не потому, что это оскорбит божество или за это последует «воздаяние» — а потому что совесть не позволит молитвенному намерению быть искренним. Молиться нужно только тогда, когда к этому зовет сердце. Молитва – не средство достижения цели. Она и есть цель. Исполненная просьба – не доказательство собственного превосходства над окружающими, каких-то сверхъестественных способностей или особого расположения божества. Это просто значит, что твоя воля и воля Всего совпали (притом, скорее всего, у вас были разные мотивы). Боги не настолько глупы, чтобы не понимать, когда мы хотим просто использовать общение с ними в собственных корыстных интересах, а когда нас действительно влечет к ним. Хорошая новость в том, что влечение к богам – естественно для человека, и в определенной степени свойственно даже самым мелочным материалистам.
«Отпуст» или «аполисис» — благодарение. Он может быть слегка сокращенной весией воззвания, где перечисляются те же (не обязательно все) атрибуты божества или духа. Есть и стандартные формулы (для духов): «Возвращайся с миром в жилище твое»; «Пребывай с миром в жилище твоем», или «Коль хотите, оставайтесь, коли нужно — удаляйтесь»; «радуйся и прощай». Природа духа сама должна подсказать нужное обращение: «отпускать» духов воды, стоя у водоема, не только невежливо, но и абсурдно: духи воды оттуда никуда не денутся. С другой стороны, некоторых лучше «отпустить», чтобы не задерживать по пустякам. Боги, по моим представлениям, пребывают с нами всегда, и их следует просто поблагодарить. «Благословенны будьте» — викканский аналог христианского «аминь»; эти два слова никогда не будут лишними.
Молитва: разное
Молитвы благодарения могут быть объединены с прославлением божеств. Замечательное греческое приветствие «хайре» (радуйся) часто служит мне для этой цели. «Приветствовать» божество таким образом можно и на середине молитвы. «Славься», «слава тебе» и «благословен(на) будь» — тоже стандартные формулы.
Многие язычники и виккане на западе используют молитвенный жанр, популярные в русском православии – акафист:
«Радуйся, Богиня Триединая,
Радуйся, Невеста, Мать и Старуха,
Радуйся, всему миру желанная,
Радуйся, Бога, Сына и Супруга рождающая» и т.д.
Католическое наследие востребовано еще больше (по понятным причинам). Пример литании (групповое моление с «перекличкой» двух голосов):
«Королева Звезд-
Мы молимся тебе . Мы молимся тебе» и т.д.
Из католицизма в язычество пришел розарий – молитвенные четки и языческие «римейки» христианских молитв – «Отче наш», «Аве Мария», «Глория». Иногда .они звучат довольно смешно, иногда – вполне неплохо:
«Мать наша в нас и вовне нас.
Тобою живем, и движемся, и существуем.
Да святится имя Твое.
Храни нашу жизнь в день сей.
Веди нас тропою судьбы нашей в любви Твоей.
Мы Твои. Будь благословенна».
* * *
«Радуйся, Богиня благодатная,
Господь с Тобою.
Благословенна Ты и благословен Плод чрева Твоего,
Супруг и Сын Твой.
Люби нас, Богиня святая, Мать Земли,
Ныне и присно».
Наследие другой культуры не менее ярко представленное в современной языческой молитве – мантры. Это крайне удобные (для запоминания) и простые молитвы, цель которых – мгновенная связь с божеством или духом:
«Огонь Бригитты в моей груди».
«Рианнон, охрани! Охрани, Рианнон!»
«Кернуннос, Бог, веди!»
«Открой мне путь,
Открой мне путь,
Кернунн, Владыка,
Открой мне путь!»
«Тор, Змееборец, силу даруй!»
«Тебя зову, Исида, Мать».
«Хаос прекрати, Мардук».
«Прочь туман, и я пройду».
В викканском наследии также есть важные и распространенные молитвы и молитвенные формулы. Одну из них («Благословение Единого», записана в 1970-е) я уже приводил. Самая красивая традиционная формула (и, кажется, не происходящая из текстов Кроули): «Я призываю и умоляю тебя, о могущественная Матерь всякой жизни и плодородия. Семенем и корнем, стеблем и завязью, листом, цветком и плодом, Жизнью и Любовью заклинаю тебя…» Вот другая молитва Богине: «Укрепи наши сердца, пусть свет Твой обретет силу в нашей крови, воскрешая нас, ибо нет в нас ничего, что бы не происходило от Богов». Замечатльно подходит для отключения рацио «ведьмина песнь»:
«Эко, эко, Азарак
Эко, эко, Зомелак,
Эко, эко, Кернуннос,
Эко, эко, Арадия!»
Существует множество модификаций традиционного ритуала Пятикратного Поцелуя в молитву благословения собственного тела:
«Благословенны стопы мои, ведущие меня по пути моему,
Благословенны колени мои, которые преклонятся перед священным алтарем,
Благословенное лоно мое, источник жизни,
Благословенны груди мои, возросшие в красоте и силе,
Благословенны губы мои, которые произнесут священные имена»
В викканских вариантах ритуалов, заимствованных из церемониальной магии, «аминь» нередко заменяется греческим «Ио-эвоэ». В качестве мантр нередко используются «Песнь Богини» (АОУЭИ – притом каждый звук тянется до полного выдоха) и гностичнеское имя-формула ИАО.
Наконец, основа нашего наследия – языческая духовная литература. Мы еще слишком мало знаем, какие возможности скрывают для нас сокровищницы Греции, Угарита и Ханаана, Вавилона и Гангской долины. Литература древности только приоткрывается современным язычникам в своем духовном значении. Будем надеяться, что по мере знакомства с истоками и прототипами современного язычества, роль молитвы в магической и религиозной жизни виккан будет возрастать, и что роль эта будет плодотворной. В конце концов, молитва – это творчество. А творчество – источник радости.
Традиции и история возникновения молитв
Славянское язычество берет свою историю с 1-го тысячелетия до н. э., когда славяне стали кочевать по разным территориям и перенимать традиции у соседних племен. Из индоевропейской культуры они взяли образ земли-матушки, бога домашнего скота и бога грозы, из германо-скандинавской – образы драконов и разных мифических существ.
При составлении молитв древние славяне обращались к великим силам природы и мелким сущностям – лешим, домовым, кикиморам, русалкам и пр. Они поклонялись им, приносили жертвы и всячески задабривали, выпрашивая защиты и покровительства. Основными божествами для славян являлись Мать Сырая Земля и Перун. В земле народ усматривал богиню плодородия, которая одаривает хорошими урожаями, а бог-громовержец был назначен главным богом пантеона.
В зависимости от разных жизненных целей славянский народ обращался с молитвами и к таким божествам, как:
- Даждьбог – высшее солнечное существо, которое в язычестве считается прародителем русской нации;
- Сварожич – символ огня;
- Волос – покровитель скота;
- Сварог – бог-кузнец;
- Стрибог – божество, контролирующее ветры;
- Рожаница – богиня, отвечающая за судьбу матери и ребенка;
- Велес – покровитель писателей;
- Мокошь – пособница ткачеству и прядильному мастерству.
Тексты молитв
Часто чтением молитв язычники пытались решить проблему бессонницы, поскольку отсутствие сна у них считалось опасным заболеванием. Человека, страдающего расстройством сна, лечили в полночь. Положив руку на голову «больного», над ним произносили магический текст:
«Тук-тук! Пусть сон к тебе придет, а хвори отступят. Повелеваю тебе крепко спать и утопать в ночных грезах. Пусть все мрачные мысли пройдут мимо твоей головы! Будешь крепко спать, значит, и здоровым будешь! Наказываю тебе: спи (имя)».
После троекратного чтения такой молитвы бессонница исчезала.
Не менее важной задачей у древних славян была защита жилища. Разработав и внедрив в свою практику множество текстов, со временем они убедились в эффективности тех молитв, которые обращались к Домовому. Язычники верили, что задобренный дух будет надежно оберегать дом. Обращались к нему в вечерние часы с такими словами:
«Дедуля Домовой! Прошу тебя, не спи и за домом моим следи. Не допускай проникновения лихих людей, не давай ворам далеко убегать. Охраной стой, добро мое стереги».
После троекратного чтения молитвы Домовому оставляли блюдечко молока и сладости. Считалось, что после этих манипуляций он станет более добрым к хозяину жилого помещения.
А вот слова молитвы, которые должны призвать любовь суженого к девице:
«Береза белокожая, красавица моя! Помоги мне, послав любви и счастья. Как птицы сладкоголосые в твоих ветвях гнезда вьют, так и я, уподобившись им, создать свою семью хочу».
Текст на привлечение любви, обращенный к силам природы, барышни читали на рассвете 7 раз, ухватившись за стан березы. Затем они благодарили деревце и уходили домой в надежде на скорую встречу с будущим мужем.
Обряды
Проведение обряда на здоровье у древних славян было лучшим лекарством от недугов и плохого самочувствия в то время. Каких то особых условий для проведения таинство не требовало, человек лишь должен был обращаться к духам 7 дней подряд без пропусков сеансов. Высшие силы реагировали на искренние слова, составляющие такой магический текст:
«За далью дальней лежит заморский остров, а на острове том покоится камень белый, камень горючий. Подле глыбы стоит отец трех сыновей, подчиняющий себе всех. В поясе у него есть нож острый да булатный, режущий ломоту, сухоту и всякую немощность. Пусть же сей нож чудодейственный отсечет у (имя больного) недуги и хвори, да упрячет их под камень и запрет на ключ. Пусть бросит ключ тот в море, закрыв навеки ему обратную дорогу. Наделяю слова свои силой. Победит ее только та тварь Божья, которая собственными зубами белый камень изгложет».
Обряд на здорового младенца служил еще одним способом обретения полноценного члена общества. Проводили его над женщиной, у которой начались схватки. Знающий человек склонялся над страдающей роженицей и нашептывал фразы, обещающие удачное родоразрешение и появление на свет здорового малыша. Текст читался трижды.
«Мать Рожаница, ты наша сестра-сестрица! Не пропусти слов нашего молебна! Прими чистосердечные дары, а взамен дай роженице (имя женщины) здоровое потомство, чтобы не прервалась родовая ниточка ее семейства. За это славу мы тебе воздаем и под белые рученьки в дом тебя ведем. Окажи нам помощь, мы верим в тебя».
Заговоры
Придумывая заговоры и применяя их в разных условиях, язычники стремились получить помощь от сверхъестественных сил. Помимо здоровья древний народ желал добиться от природы хозяйственной пользы, пособничества в любовных делах, защиты на войне, оправдания на судебном разбирательстве и удовлетворения прочих обыденных потребностей.
Формулы языческих заговоров и заклинаний относятся к белой магии. В момент их внедрения в собственную жизнь человек должен иметь позитивный настрой и добрые намерения. Обращение к божеству требует от него максимальной сосредоточенности и искренности. Благие шепотки произносились в легкие дни – вторник и среду. Если же заговоры несли отрицательный посыл, их читали в понедельник или пятницу.
Интересное правило: чтец заговоров должен иметь хорошие зубы. Чтобы пустующие места не издавали свист, их затыкали мелкими камушками. Язычники верили, что отсутствие зубов или их плохое состояние понижает степень воздействия заговоров и заклинаний. Поэтому к колдуну, имеющему стоматологические проблемы, не ходили. Если же обряд был проведен здоровым магом по всем канонам, после получения нужного результата его благодарили вкусной пищей.
Обращение к Перуну — узнайте все нюансы получения помощи от славянского бога-громовержца. Ниже вы найдете тексты славлений, молитв и гимнов, а также правила подношения требы Перуну.
В статье:
Обращение к Перуну — кто его практикует и кому это нужно
В старину к Перуну обращались только волхвы, старейшины и главы государств, а также воины, которыми он особо почитался. Его считали покровителем князя и княжеской дружины. На капищах Перуна было принято давать воинские присяги, а также скреплять клятвами договора о прекращении военных конфликтов.
Славление Перуна
Мирные договора на капище бога-громовержца, казалось бы, лишены смысла. Однако этот бог не любит людей, которые нарушают свои клятвы. Он ценит честь и доблесть. Поэтому в старину верили, что если нарушить данную на капище бога Перуна клятву, воинская удача отвернется от нарушителя.
В современном мире Перуна чтят люди, которые занимают руководящие должности или стремятся их занять, а также военные и люди, которые желают победы в важном деле. Обращение к этому богу требуется для защиты, в том числе и для солдата, а также от сглазов и порч. Кроме этого, контакт с этим божеством поможет достичь вершины карьерной лестницы и укрепить здоровье. Но помогать этот бог готов только тем людям, которые отличаются смелостью и упорством. Он не любит нытиков и слабохарактерных людей.
Гимн Перуну для защиты — пригодится и солдату, и гражданскому
Древнеславянский Бог Перун является одним из проявлений Рода всевышнего
В старину верили, что гимн Перуну перед боем может защитить от гибели в сражении. Современным солдатам не чужды такие верования. Гимн можно читать перед боем, как это делали наши предки. Если верить современным легендам, он не дает пасть в сражении. Знающий эти слова солдат вернется домой целым и невредимым. Культ Перуна силен по сей день, не стоит недооценивать дары этого божества.
Кроме этого, данный гимн наговаривают на воду для снятия сглазов и порч, а также для защиты от злого колдовства и происков врагов. Если вы подозреваете, что на вас наводят негатив, попробуйте читать этот гимн. Делать это нужно утром, до завтрака и умывания. Гимн громко начитывается на чашку с водой, читать нужно 33 раза:
Перун, божественный ратник золотых вед,
Перун, дарующий силу вещую, силу звонкую, благородную,
Перун, ты — священный огонь,
Ты — живой огонь, воссиявший радостно многоцветьем цветов первозданных.
Перун — Бог искрометный, ведо небесное, Бог бесстрастной правды небесной.
Ты всегда первый во чести борения,
Ты слышишь зовущих тебя.
Мое сердце честное в сердце твоем вещем.
И храню я честь и достоинство, вспоминая о честной доблести твоей.
Ты вложил в мое тело оружие, чистоту души моей светлой.
Тот божественный дар сохраню я, огнь вещий, священный.
Хлебом сытным своим я тебя одарю.
Появись в моей жизни оком пламенным, чтобы видеть мне все.
Проявись в моей жизни словом пламенным, словом мудрости, и пусть правит оно моей жизнью.
Велика твоя суть, Родом данная,
Ты открыл мне путь, и пусть будет так,
И пусть будет так и на все века.
Слава тебе, родич Перун.
Слава тебе, родич Перун.
Слава тебе, родич Перун.
Бог чистоты жизни моей,
Бог славного огня вечного,
Бог, соединяющий силы мои в благодать великую, истинную,
Слава тебе, гои Перун.
Бог, и ночью, и днем ты всегда со мной,
Ты сияешь всегда разноцветьем огня.
Это адаптированный для современного русскоязычного человека вариант гимна. Существует еще древневедический текст, однако он достаточно сложен в произношении и понимании.
Молитва Перуну о защите — текст и подходящие для нее ситуации
Перун – в славянской мифологии бог-громовержец, чье имя является главным в пантеоне богов князя Владимира
Молитва Перуну может читаться во многих ситуациях. Например, она довольно популярна среди матерей, жен и сестер военнослужащих, которые желают, чтобы их родной человек вернулся домой невредимым. Читают этот священный текст и люди, которые стремятся обойти всех врагов и конкурентов — не важно, на карьерной лестнице или еще где-либо.
Но, в первую очередь, молитва Перуну необходима военному. Она убережет от смерти и ранения в бою, а также поможет совершить подвиг, получить повышение звания или достичь иной цели, которую бы одобрил этот бог. Молитва Перуну о защите может читаться и перед сражением.
Молитвы к этому славянскому богу обычно читаются в полный голос:
Перуне, Отче наш! Гремят во Сварге Синей твой Меч и Щит. Мы, верные дети Твои, слышим Силу Твою несказанную, Силу Праведную, Родом данную, в Коле Живого явления Ты лад оберегаешь, род Руський и нас православных всегда защищаешь. Защити души наши Святыми Перуницами, а тела наши — Огненными Громницами, пусть они нас не трогают, а врагов отгоняют. Горит в душах наших Огонь Сварожий, Огонь Веры Праведной, Святой Божий. Посему с Тобой мы всегда едины, в Триглаве Великом объединены, прибудь к нам на призыв наш! Слава Перуну!
Как правильно приносить требы Перуну
Треба — это обязательный для каждого язычника способ выразить свою веру, преданность, почтение и благодарность божеству. В старину требы приносили по соответствующим каждому богу праздникам, а также «в частном порядке» перед просьбой и после получения помощи от божества.
Подготовка Требы для принесении её Перуну
Каждое божество имеет свои предпочтения, и если вы обращаетесь к одному из них, об этих предпочтениях следует знать. Не забывайте о том, что любая сила, к которой вы обращаетесь в заговорах или молитвах, требует платы. При работе с темными силами это откуп в виде крепких спиртных напитков, табака и монет, оставляемый на перекрестке. А при обращении к Перуну и другим славянским божествам таким откупом становится треба. Боги не станут помогать вам, если вы забываете выразить им свою веру и благодарность, особенно, если речь идет о посвященных им праздниках.
Требы Перуну приносятся ближе к вечеру, когда стемнеет. Соответствующее этому богу дерево — дуб, к тому же, посвященные ему капища предпочитали устанавливать в дубовых рощах и лесах. Поэтому приносить дары Перуну полагается возле дуба. То, что вы решили поднести в качестве требы, можно положить просто на землю под дубом.
Если неподалеку от вашего места жительства имеется капище или идол Перуна, можно принести требу туда. Перед тем, как положить ее перед идолом, обойдите вокруг него один раз по часовой стрелке, держа требу в руке.
В качестве требы для бога-громовержца в старину часто брали железо — подковы и оружие. Сейчас эти предметы стали слишком труднодоступными, поэтому приносят в дар божеству обычно напитки и продукты питания. Традиция человеческих жертвоприношений на Перунов праздник сошла на нет, как и принесение в жертву быков и петухов в честь этого божества. Впрочем, петухов иногда все же приносят в дар в особых случаях.
Идол Перуна в Киеве
В качестве даров подходит практически любое мясо — баранина, курица, говядина, дичь и даже сало. Яйца, каша, орехи и мед, борщ, зерно и пироги — вот краткий список пищи, которая может стать требой этому богу. Из напитков хорошо подойдет молоко, пиво или красное вино. Выбирайте то, что доступно в данный момент, но треба всегда куплена специально, а не найдена дома в холодильнике.
В целом, помощь Перуна пригодится военному, упорному карьеристу или просто упорному человеку с храбрым сердцем. Обращенные к нему молитвы и гимны помогут выжить на войне и одержать победу в любом деле. Защита, которую может даровать это божество, способна уберечь от любой порчи или сглаза.
истукан
языческая статуя
Альтернативные описания
• идол на славянском капище
• любой из идолов острова Пасха, или тот, кто стоит в задумчивости
• окаменевшее божество
• языческий божок, идол, статуя
• застывший идол
• языческий божок
• «стоит как …»
• застывшее изваяние
• статуя, идол
• божок, статуя
• статуя язычников
• идол
• идол, застывший на века
• исваяние и бесчуственный человек
• тупой и бесчувственный человек
• языческий божок в роли идола
• статуя, которой поклоняются
• невозмутимый охранник, постовой
• статуя, идол, манекен
• идол с острова Пасхи
• идол язычника
• деревянный божок
• божок
• он же идол
• каменный божок
• изваяние и бесчувственный человек
• Языческий божок, статуя, идол
• Статуя, идол, манекен
• «стоит как …»
• м. (истюкать, насечь тюкая, церк. истукати) статуя, изваянный образ, изображенье; болван; идол, кумир, языческий божок круглой работы, не плоской резбы. Истуканный, к истукану относящ.; истуканов, ему принадлжщ. Истуканова головища. Истуканщик м. ваятель, ревдик, камнетес, литейщик, делающий истуканы. Истукановатый, истукану подобный, глуповатый, тупой
• статуя, манекен