Содержание
ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»
Многие знают молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» и ее короткую форму «Господи, помилуй!». Но не все получают милость, произнося ее. А почему? Да потому что на самом деле не понимают, что именно они просят у Бога. Если кто повторяет ее просто по привычке, то едва ли милость Божия коснется его.
В чем же суть Божьей милости? Господь сотворил человека свободным и разумным, дав ему свободу выбора. Бог не хочет властвовать над человеком, совершать что-либо против его воли. А господствует и защищает Он только тех, кто сам этого желает. Адам нарушил заповедь и вкусил запретный плод древа познания добра и зла. Он сделал свой выбор и остался без Бога, который предоставил ему возможность жить и поступать по своей воле, не желая нарушать его свободу. Под свободой надо понимать, что человек сам решает, хочет ли он быть с Богом, быть соединенным в любви со своим Творцом или нет. Таким образом, Господь, будучи Господом и Создателем всех живых существ, видимых и невидимых, после грехопадения перестал быть Господом для людей, которые от Него отделились. Человек выбрал зло и во зле и остался. Дьявол прельстил его в Эдеме и продолжает прельщать его на протяжении всей жизни.
И если в таком падшем состоянии человек хочет освободиться от рабства греха и соединится с Господом в любви неслитно и нераздельно, оставив прежний образ жизни, то он взывает «Господи, помилуй!». И Бог дарует ему милость, так как будучи многомилостивым, Он сжалился над людьми и дал им путь ко спасению. Путь этот – Иисус Христос, Который вочеловечился и пострадал на кресте, пролив Свою святую кровь за грехи человечества, за освобождение людей от греха, чтобы дьявол не имел больше над ними власти.
Бог дал человеку все необходимое, чтобы снова быть нераздельно с Ним:
Евангелие – в нем написано, как угождать и служить Богу.
Крещение – через него человек возрождается и омывается от грехов.
Святое Причастие – дает небесное питание и благодать.
Господь никого не принуждает идти этим спасительный путем, а дает возможность сделать свой выбор – либо быть с Богом, либо оставаться под игом греха. Поэтому одни спасаются, выбирая путь спасения, а другие погибают.
Если после крещения, после принятия воли Божьей, христианин, под влиянием мира и плоти, вновь начинает грешить и тем самым отдаляться от Господа, ему вновь и вновь нужна помощь Божья в освобождении от рабства греху. Вновь нужна милость и благодать Божья, которая вернет ему свободу. Если христианин понял, что отдалился от Бога и молит Его «Господи, помилуй!», он получит, что просит, и дальше сможет жить угодно Богу, соблюдая Его заповеди. Поступая так, человек дойдет до спасения. Те же, кто молится Иисусовой молитвой без должного понимания, без желания освободиться от греха и снова прилепиться к Богу, – не получат милости.
Святитель Симеон Солунский приводит следующие примеры для понимания сути Иисусовой молитвы. Представим себе бедного и нищего человека, который пришел к богатому и просит у него милостыню, взывая: «Помилуй меня! Пожалей меня и помоги устроить свою жизнь». Теперь представим должника, который не имеет средств, чтобы выплатить долг. Он идет к тому, у кого одалживал, и пытается упросить простить долг, взывая: «Помилуй меня! Сжалься над моей бедностью и прости мне долг». Представим себе и третьего человека, который провинился перед другим и желает получить его прощение. Он идет к тому, против кого согрешил, и просит: «Помилуй меня! Прости за то, в чем я виновен пред тобой». Все эти три человека знают, о чем они просят и для чего просят. И они получат то, что просят.
А теперь представим себе грешника, который и беден духовно, и должен перед Богом, и оскорблял Его многократно. И просит он как будто у Бога: «Помилуй меня!». При этом сам и не знает, что просит и для чего, не понимает, в чем состоит эта милость, которую просит, а просто по привычке повторяет: «Господи, помилуй!». Получит ли такой человек милость Бога? Скорее всего, нет. Он ведь даже не сможет понять, получил ли он то, что просил.
Раскрывая суть Иисусовой молитвы, святой отец говорит, что молясь, мы должны непрестанно просить у Бога следующего: «Помилуй меня! Прояви Свою милость ко мне грешному и опять прими меня в Свою благодать; дай мне дух силы, чтобы противостоять искушениям и грешным моим привычкам; дай мне мудрости, чтоб исправиться; дай мне дух страха, чтоб я боялся грешить и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и более не отдалялся от Тебя; дай мне дух мира, чтобы я умиротворился и мысли мои упорядочились; дай мне дух чистоты, который сохранит меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, чтобы быть спокойным и нераздражительным в общении с людьми и не гневаться; дай мне дух смирения, чтобы я не был высокомерным и гордым».
Если кто молится именно так, осознавая, что нуждается в просимом, то наверняка получит милость от Бога. А если какой христианин молится Иисусовой молитвой лишь по привычке, не вдумываясь в ее смысл и без цели, то такой и не получит милости. Ведь каждый из нас и так уже получил много милостей от Бога, за которые стоит благодарить. Бог наделил человека высшим достоинством – создал его по Своему образу и даровал власть господствовать над тварным миром (Быт. 1:26-29). Созданный по образу Божию, человек может беседовать с Богом. Кроме того, мы получили милость Божию, когда крестились и воссоединились с Богом, став православными христианами. Получаем милость мы всякий раз, когда причащаемся пречистых тайн, получая прощение грехов.
Поэтому если мы будем взывать «Господи, помилуй!», помня, что уже получили от Бога, и понимая, что за милость мы просим у Него, то получим благодать и спасемся.
Истолкование молитвы – Господи помилуй!
Блаженнейший Симеон Архиепископ Солунский
О МОЛИТВЕ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ».
Митрополит московский Макарий.
Что всего дороже? Всего дороже — душа.
Что всего нужнее на этом свете? Всего нужнее — спасение души.
Что нужно делать, чтобы — спасти душу? Прежде всего нужно — МОЛИТЬ Бога, чтобы Он — НАУЧИЛ нас и ПОМОГ нам — спасти свою душу.
Почему это нужно прежде всего?
Потому, что без помощи Божией НЕВОЗМОЖНО — спасти душу. А помощь Божия дается тому, кто ПРОСИТ у Бога — помощи. Поэтому, кто хочет спасти свою душу, тот должен – УЧИТЬСЯ молиться. Это самая ВАЖНАЯ — наука!
Главное, — НЕ ЛЕНИТЬСЯ, понуждать – ЗАСТАВЛЯТЬ себя, как можно ЧАЩЕ старательно молиться – тогда и молиться — НАУЧИТЕСЬ. Господь лодырей – не любит.
А через молитву – МОЖНО помочь всем — своим ближним, в любой — их беде, и жизнь свою по доброму — устроить! А главное – душу спасти и к Богу в Рай — прийти!
Какой молитвой — лучше молиться?
Хороша всякая молитва, если произносят ее с пониманием, да с усердием. Хорошо — прочитывать все молитвы, какие кто знает, только нужно читать их – НЕ СПЕША, вникая в каждое слово, чтобы понять, что оно значит.
Что делать тому, кто НЕ ЗНАЕТ — никаких молитв, НО ЖЕЛАЕТ — молиться, чтобы спасти душу свою?
Если бы нашелся такой человек, который бы никогда — не молился, и тот, наверное, знает одну молитву, потому что слышал ее часто, хотя сам и не молился ею. Эта молитва так невелика, что ее может заучить всякий безпамятный человек и малый ребенок.
Какая это молитва? Это — та молитва, которую можно ЧАЩЕ всего слышать — в церкви и в доме. Она состоит только из двух слов: Господи, помилуй.
Кто не знает, кто не слыхал этой молитвы? И малый, и старый, все ЗНАЮТ — эту молитву. Вот этой молитвой и МОЖЕТ — молиться всякий человек.
Немного — в ней слов, но очень МНОГО — она содержит в себе. Только два слова в ней, но о многом ею можно — молить Бога. Коротка эта молитва, но долго ею можно — молиться.
Посмотрите, как произносится эта молитва в церкви. Пусть церковь и будет нашей учительницей в этом деле.
Когда священник приглашает всех прихожан молиться и напоминает им, о чем должна быть молитва, то народ отвечает на каждое его воззвание только двумя словами: Господи, помилуй. Правда, у нас теперь не народ отвечает, а только стоящие на клиросе; но это — все равно: клиросные отвечают за всех, стоящих в церкви.
Когда священник говорит: помолимся — о свышнем мире и о спасении — душ наших, народ отвечает: Господи, помилуй.
Священник говорит: помолимся о всем мире, о всех церквах, о соединении всех, народ ответствует: Господи, помилуй. Помолимся о царе, епископе и пресвитерах, о властях, о воинстве, о городах, и о всех верующих, говорит священник; народ возглашает — ту же молитву.
Те же два слова — Господи, помилуй — произносятся, когда священник приглашает молиться о плавающих, путешествующих, о болящих и страдающих.
Значит, этой молитвой МОЖНО молиться — о всём и за всех.
Обратите внимание и на то, что эта молитва «Господи, помилуй» произносится иногда сряду — три раза, иногда двенадцать раз, иногда сорок, а иногда сто раз. Для чего это? Для того, чтобы мы могли – УСЕРДНЕЕ, старательней молиться.
Если скажешь однажды: Господи, помилуй, то, пожалуй, и не вникнешь в смысл сказанного. Когда же скажешь — два и три раза одно и то же слово, то скорее обратишь внимание на то, что ты говоришь; вспомнишь, что ты умоляешь — Господа.
А когда, произнесешь эти слова – ТРИЖДЫ — по трижды, или четыре раза — по трижды, то вспомнишь, что ты СТОИШЬ — пред Господом и при этом, быть может, почувствуешь или радость, или страх. А когда с таким страхом и радостью ты будешь — умолять Господа, то Он услышит — твое моление, помилует тебя — поможет.
В церкви иногда указывается, о чем должно молиться, как сказали мы. А иногда не упоминается об этом, а только произносится: Господи, помилуй, 12 или 40 раз. Для чего это? Для того, чтобы дать нам возможность самим молиться о том, что нам нужно.
Это вот, что значит. Положим, что тебе особенно нужно ПОМОЛИТЬСЯ — о прощении какого-либо греха. Ты слышишь, в церкви произносится: Господи, помилуй, несколько раз.
Употреби же это время на то, чтобы ВЫСКАЗАТЬ — пред Богом — свой грех. Скажи и ты: Господи, помилуй — и раз, и два, и три, для того, чтобы УСИЛИТЬ — покаяние и усерднее просить о прощении — греха.
В течение дня мы много — СОГРЕШАЕМ то делом, то словом, то мыслию. Если за всякий грех мы будем — ВЗЫВАТЬ с покаянием: Господи, помилуй, то много раз нам придется произнести эту молитву. Вот для этого и положено церковью произносить: Господи, помилуй иногда, сорок раз. Так поступая, будем учиться – ПОКАЯНИЮ и молитве.
Итак, эта молитва НУЖНА — нам для того, чтобы КАЯТЬСЯ — во грехах и молить Бога о прощении их.
А иной имеет на душе — скорбь; другому нужно помолиться — о больном своем; иному нужно ПРОСИТЬ — помощи Божией в каком-нибудь деле. Вот и этим дается возможность ПОВЕДАТЬ пред Господом — свои НУЖДЫ и прошения и многократно — говорить всем одно и то же: Господи, помилуй, т.е. сотвори с нами — по милости Твоей, яви нам, Господи, милость Твою. Помоги — нам Господи.
Как учит нас церковь молиться в храме, так нужно — делать и дома. Всё, что тебе — НУЖНО, проси у Бога — этой молитвой. Когда ты стоишь пред святой иконой утром, вставши от сна, или вечером, пред сном, молись — этой молитвой.
Говори: Господи, помилуй – НЕ СПЕША, со вниманием, скажи это раз пять, десять, сорок, сто раз. Влагай в нее твои — ПРОШЕНИЯ о всех нуждах.
Не привыкший дома молиться и редко бывающий в церкви, пожалуй, сперва сам и не знает, о чем ему нужно молиться. Поэтому скажем несколько слов, о чем должно молиться дома, наедине.
Прежде всего молись о СПАСЕНИИ — души; говори: Господи, помилуй, а на уме думай: Господи, спаси мою душу, Господи, НАУЧИ — меня, как спастися мне. Произнеси: Господи, помилуй — о спасении души раз десять и более.
Потом молись о ПРОЩЕНИИ — грехов; вспоминай, в чем согрешил ныне или грешил прежде, и говори: Господи, помилуй — тоже раз десять или двадцать.
Потом молись о рае, чтобы НЕ ЛИШИЛ тебя Господь — Царствия Своего Небесного, и произнеси тоже: Господи, помилуй — раз десять.
Потом молись, чтобы Господь ИЗБАВИЛ — тебя от вечных мучений. Вспомни, как грешники мучатся в аду, и говори: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, а на уме думай: избавь меня от этих мучений. Взывай это «Господи, помилуй» так, как бы ты уже находился в аду, в огне, между грешниками и как бы простираешь руки к Богу с воплем: «Господи, помилуй, Господи, выведи меня отсюда».
Затем молись — о Благочестивейшем Государе и всем Его Доме, о своем – Отечестве и народе, об епископах и всем церковном причте; молись о родителях своих, об отце — духовном, о всех — сродниках твоих и за всякого из них говори: Господи, помилуй.
Молись о семье — своей, молись, чтобы Господь ДАЛ — тебе и родным твоим — здоровье; молись, чтобы Господь ПОМОГ — тебе в делах твоих вообще; помолись и о том деле, которое ты сегодня — хочешь делать. Молись так же и за всех — усопших.
Из сказанного можно понять, что можно молиться всякому, не только учившемуся грамоте, но и неграмотному; можно молиться — много и незнающему многих молитв; можно НАУЧИТЬ — молиться и малых детей, потому что «Господи, помилуй» может произнести и малое дитя, только что умеющее произнести имя отца или матери.
Из сказанного видно, о чем должно — молиться; видно, что прежде всего НУЖНО — молиться о спасении души, о прощении — грехов, о рае, об избавлении — от ада; потом молиться — о людях, и наконец о всех — житейских нуждах.
Когда верующий ощущает свою вину и раскаивается, он читает молитву «Господи, помилуй». Как и для любой молитвы, здесь важно произносить слова искренне, а не заунывно-заученно. Ведь вера основана на чувствах, а не на памяти. Не стоит повторять эту молитву бездумно, на «автомате» — это не принесет результатов, а напротив только навредит. Ведь неискренняя молитва сродни лицемерию.
Текст молитвы
Молитва «Господи, помилуй, текст которой имеет несколько вариантов, одна из самых часто используемых православными христианами. Зачастую используется короткий вариант или русский перевод. А официальный церковнославянский текст выглядит так:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души нашя.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Господи, если что можешь…
Святое Евангелие нынешнего воскресения, десятого по Пятидесятнице, от святого апостола Матфея, рассказывает о чудесном исцелении ребенка, страдавшего лунатизмом. Об этом сообщают также апостолы Марк и Лука, и они некоторым образом восполняют сказанное святым евангелистом Матфеем. О значении этого чудесного исцеления и о важности веры в нашей жизни я и попробую сказать в этом слове. Конечно, используя толкования святых отцов Церкви.
Чудо исцеления отрока-лунатика произошло сразу же после Преображения Спасителя Иисуса Христа и незадолго до того, как Господь добровольно пострадает, будет распят и воскреснет. Святой евангелист Матфей говорит, что Спаситель спустился с горы Фавор вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. Оказавшись внизу, у подножия горы, Он увидел, что апостолы ругаются с книжниками – теми самыми книжниками, которые всегда находили в Спасителе повод к преткновению. Спаситель спросил их:
– Что вы спорите между собой?
И один отец, измученный болезнью своего сына, подошел к Спасу Иисусу Христу, преклонил колени и попросил Его, говоря:
– Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мк. 9: 16; Мф. 17: 15).
То есть он был лунатиком. А что это значит? Это значит, что бес в нем проявлял себя с гораздо большей силой в определенные фазы луны. Зачем? Именно затем, чтобы заставить людей поверить, будто зло идет не от бесов, а каким-то образом исходит от луны, как утверждают сегодня астрологи, будто звезды управляют нашей жизнью, и кое-кто из нас, к сожалению, верит им и руководствуется в жизни тем, что называется гороскопами.
Итак, он был лунатиком. Бес проявлялся, как я сказал, особенно в определенные фазы луны, скрывая тем самым свою идентичность. А почему он это делает?
Кто-то прекрасно выразился, что у диавола есть одно очень коварное искушение для нынешних людей: он искушает их, стараясь внушить им, что его не существует. А если диавола не существует, тогда уже не существует и зла, и мы можем называть зло добром и делать всё что угодно, ведь зла и добра больше нет. И в случае с этим ребенком-лунатиком диавол тоже скрывал свою идентичность, чтобы люди думали, будто это луна на него как-то влияет, и не видели в этом силу нечистого.
Здесь похвальна любовь отца. Он бросился к Спасителю как к своей последней надежде, как к Врачу душ и телес, прося помиловать его сына. И сегодня мы тоже видим, что есть родители, которые очень заботятся о телесном здоровье своих детей. Они очень внимательны к тому, чтобы не появилось и малейшей болезни, у них, как у античного Аргуса, находятся тысячи глаз, чтобы разглядеть болезни детей, но они почти слепы, когда дело касается душевных болезней, не молятся об исправлении детей, им это почти безразлично: «Ну и что, что мой сын блудник? Да другие такие же!»; «Ну и что, что мой ребенок не ходит в церковь? Успеет еще!»; «Ну и что, что он врет? Надо же как-то выкручиваться!»; «Ну и что, что он гордый? А зачем позволять, чтобы об тебя вытирали ноги?» – и так далее, забывая, что душевные болезни гораздо серьезнее, потому что заканчиваются вечным осуждением и ввергают в ад уже сейчас, в этой жизни.
Итак, этот отец заслуживает похвалы, потому что помолился о своем ребенке и пришел к Спасу Иисусу Христу, хотя, говорит святой евангелист Марк в дополнение к Евангелию святого Матфея, не имел достаточной веры. Он сказал:
– Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли (Мк. 9: 18).
И что же отвечает ему Спаситель? Евангелист Матфей рассказывает дальше:
– О, род неверный и развращенный!.. доколе буду терпеть вас? (Мф. 17: 17).
Род неверный – то есть вы лукавому служите больше, чем Богу. Развращенный – то есть привыкший ко греху, потому что кто привыкает ко греху, тот лишается веры, становится неверующим. И Он говорит дальше:
– Приведите его ко Мне (Мк. 9: 19).
И привели ребенка. Святой евангелист Матфей повествует здесь очень кратко, он говорит: И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час (Мф. 17: 18), как вы и слышали это в сегодняшнем Евангелии. Святой евангелист Марк, однако, более щедр на детали. И посмотрите, какие красивые слова он приводит сверх всего и как они полезны для нас.
Святой евангелист Марк говорит, что до того, как отрок исцелился, отец сказал еще:
– Господи, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9: 22).
Поэтому я и говорил вам, что он все-таки не с должной верой подходит к Спасу Иисусу Христу. Он ведь не говорит, как некогда прокаженный: Господи, если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5: 12). Он не говорит и как сказал сотник в Капернауме: Господи, скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8: 8). Он так не сказал. Он сказал: если что можешь…
Несчастный, он не знал, Кто перед ним стоит, не знал, что это Спаситель Всесильный – Пантократор, каким Он изображается под куполом церкви, осеняющим всех. Он Вседержитель, Он может сделать это.
Однако Спаситель, и в этом видна Его благостыня, Его неизреченная любовь, не хочет исцелять лишь ребенка, но и его маловерующего отца. Ведь чудо Божие состоит не только в исцелении ребенка, но и в исцелении отца. Что же говорит ему Спаситель?
– Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9: 23).
И в этот момент отец отдает себе отчет в том, что у него нет сильной веры. Он бросается на колени и говорит:
– Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9: 24).
Он признаёт, что у него нет сильной веры, но слезы покаяния, которые он излил, произнося эти слова, омыли его неверие, растопили лед его окаменения. Ведь слезы покаяния – это единственно спасающие слезы.
Наша вера не может быть стойкой и сильной без Божией помощи – если Бог не подкрепит нашу веру
Из этих слов мы учимся еще одному: наша вера не может быть стойкой, сильной без Божией помощи, если Бог не подкрепит нашу веру.
А Спаситель, рассказывает дальше святой евангелист Марк, более подробно сообщающий нам об исцелении этого лунатика, Спаситель просит, чтобы ребенка привели к Нему, и запрещает злому духу, духу немому. И злой дух в последней конвульсии злобы, попущенной Богом, с силой сотрясает его и бросает еле живым, так что некоторые уже стали говорить, что он мертв, – может, книжники, которые так и ждали увидеть, что произойдет что-нибудь плохое.
Однако было не так. Спас Иисус Христос взял ребенка за руку, и тот встал исцеленным, выздоровевшим, навсегда избавившимся от лютого беса, мучившего, говорит евангелист Марк, с самого младенчества этого единственного у отца ребенка.
А когда Он исцелил его, говорит нам на этот раз евангелист Лука, толпы, собравшиеся вокруг, поразились силе Спаса Иисуса Христа. Апостолы же, оставшись одни с Господом, подошли к Нему и спросили:
– Господи, почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9: 28).
Они задавали этот вопрос вполне по праву: они ведь получили от Господа нашего Иисуса Христа власть изгонять из людей всяких злых духов и поэтому теперь недоумевали, почему не смогли изгнать его. И Спаситель говорит:
– По неверию вашему (Мф. 17: 20).
То есть «ваша вера умалилась, а поскольку ваша вера умалилась, то умалилась и ваша сила». Видите, какая связь между верой человека и его силой? И говорит Спаситель дальше:
– Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17: 20).
Если бы у вас была вера хотя бы с горчичное зерно! Зерно, вы знаете, очень маленькое, но его аромат пропитывает всё блюдо. Пусть же у нас будет хотя бы такая малая вера, чтобы она пропитала всю нашу душу и тело.
Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения?!
Вы могли бы сказать горе сей: «перейди отсюда туда»… Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения? Душу человека даже ночью, когда спит, гнетет забота о завтрашнем дне. Она огромна, как гора, и человек уже не может расслабиться от этой горы на душе, если у него нет достаточной веры.
Поэтому, как говорил Спаситель, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6: 31–33). Еда и питие тоже очень важны, но не ищите первым делом их, бросая духовное!
Спаситель сказал апостолам еще одно:
– Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29).
То есть вера должна проявляться и в нашей молитве к Богу, и в воздержании, посте. Когда человек воздерживается от злых похотений, когда человек воздерживает глаза от того, чтобы смотреть на всякие мерзости, которые с такой щедростью предлагает нам нечистый, когда человек воздерживается от того, чтобы смотреть на картинки в этом волшебном ящичке, называемом телевизором, когда человек перестает искать в таблоидах всякие «диковинки», убийственные для души, когда человек воздерживается не только от еды, потому что не только это значит поститься, тогда он приготавливает свою душу к тому, чтобы она приняла Спаса Иисуса Христа в сердце, и тогда вера его становится крепче, тогда вера его становится способной сдвинуть горы.
Казалось бы, без всякой связи с этим чудом в конце нынешнего Евангелия святой апостол Матфей говорит, что Спаситель Иисус Христос, идя по Галилее, стал рассказывать апостолам о Своих Страстях, которые приближались, говоря:
– Сын Человеческий предан будет в руки человеческие (Мф. 17: 22).
И отсюда мы тоже кое-что узнаём: что не надо ждать, делая какое-нибудь добро, что люди ответят нам на это добром же. Напротив, некоторые люди даже звереют, когда делаешь им добро. Сколько добра сделал им Спаситель! Вот, исцелил этого ребенка! А каким злом воздали они Спасителю, распяв Его на горе Голгофе? Поэтому Он и говорит им, что предан будет людям, которые убьют Его, но в третий день воскреснет (ср.: Мф. 17: 22–23).
И завершается Святое Евангелие так: И они весьма опечалились (Мф. 17: 23).
Почему же Спаситель сказал им эти слова, и какая между ними и чудесным исцелением ребенка-лунатика связь? Он сказал их именно потому, что эти события приближались. И именно для того, чтобы они, видя исполняющимся всё это – как Его поймают, будут судить, бичевать, распнут, – не поколебались в вере, но имели веру хотя бы с горчичное зерно и помнили слова Спасителя, что на третий день Сын Человеческий воскреснет, и чтобы они верили, надеялись и не впадали в отчаяние, – что, как вам известно, апостолы и сделали. Вот смысл слов Спаса Иисуса Христа, которые Он говорит сразу же после исцеления сына-лунатика.
Я рассказал вам в целом, как толковали это Евангелие отцы Церкви, святой Николай (Велимирович) и другие. А теперь мне хотелось бы, чтобы мы немного задумались, порефлексировали, исследуя свою душу: а сколько веры мы находим в ней, и насколько крепка вера в нашем сердце, насколько она сильна? Ведь наша вера не только просвещает нам ум, то есть делает нас просвещенными умом, но и придает нашей воле силу.
К сожалению, мы знаем это, сегодня бывают христиане исключительно конъюнктурные, то есть оказавшиеся крещеными только в силу каких-нибудь обстоятельств. А поскольку они крещены, то и называются христианами, но только совсем не знают веры, в которую крещены. Они скорее разбираются в других религиях. Не знают сокровищ своей веры, святости христианской веры, давшей миру святых, не знают разницы между своей верой и другими. Поэтому некоторые христиане и смешивают разные веры: одни читают гороскопы, другие верят диву даешься в какие учения, занесенные другими религиями, чуждыми христианству.
А веру они не знают потому, что не исследуют Писаний, не исследуют книг духоносных отцов и святых Церкви, потому что не приходят в церковь, чтобы послушать слово Божие, не знают, как драгоценно духовничество и Таинство Исповеди, потому что не понимают, зачем священник выходит с Чашей и лжицей, какой в этом смысл. Ничего из этого они не понимают, зато пышные свадьбы, крестины устраивают, чтобы люди их видели, и похороны тоже – не задумываясь о той вечной участи, которую себе зарабатывают, не готовя свои души фактически ни к чему. Таковы некоторые из нынешних верующих, из нынешних маловеров.
О силе веры, о том, какой огромной она у нас должна быть, рассказывает Ардяльский митрополит, блаженной памяти Антоний (Плэмэдялэ), следующее.
Одна очень больная женщина послала свою школьницу-дочку в аптеку купить ей лекарство, поскольку не в состоянии была пойти сама. Девочка поспешила к аптекарю, надеясь, что мать от этого выздоровеет. А аптекарь был несколько в возрасте. Он принял девочку, болезнь матери знал и дал ей скляночку. Но при этом не очень внимательно посмотрел, что он дает. Мы бы сказали, что он не был большим профессионалом, но он был уверен, что эта та скляночка, которую ей надо дать, и дал ее.
Когда девочка ушла, фармацевт посмотрел и понял, что дал ей как раз то, чего давать нельзя было, и пришел в ужас. Вы представляете себе, что с ним творилось? «Что же я сделал?! Я ведь своей бестолковостью убью человека!»
Он бросился на колени и стал горячо молиться, обливаясь слезами: «Господи, соверши чудо! Пусть что-нибудь произойдет, только бы эта склянка не попала к ее матери!»
И вот, не успел он как следует помолиться, как девочка вернулась! Открыв дверь в аптеку, она, опустив голову и плача, пролепетала:
– Прошу вас, простите меня! Я бежала бегом и не знаю, как это случилось, но я споткнулась и разбила вашу склянку! Прошу вас, простите меня, у меня больше нет денег, чтобы дать вам. А мама так страдает…
Он подал ей склянку, какую надо было, и, как только девочка ушла, снова бросился на колени в слезах – на этот раз в слезах благодарности и радости.
Вот это вера! Вот это вера, которую и вы можете насадить или уже насадили в своей душе.
Но, чтобы больше не затягивать слово, хорошо было бы, чтобы мы, христиане крещеные и христиане не только по имени, но и по делам, больше исследовали Священные Писания. Спаситель говорит: Исследуйте Писания (Ин. 5: 39)!
Будем же иметь больше ревности о духовном, будем чаще исповедоваться, а не только когда наступают посты, как делают все, но и тогда, когда наша душа отяготится грехом, когда гора грехов образуется в нашей душе. И будем молить Бога подать нам веру, умножить нашу веру!
Будем же молить Бога дать нам больше веры – с зерно горчичное хотя бы
Вспоминаю один случай, кажется из Патерика, где говорится, что у одного монаха не было дара слез, как у других. И он так сильно страдал оттого, что не имеет дара слез, что на молитве плакал, говоря:
– Господи, дай и мне дар слез, чтобы я тоже плакал…
А сам, того не зная, имел его!
Будем же молить Бога дать нам больше веры. С зерно горчичное хотя бы, чтобы она просветила всю нашу жизнь и чтобы мы, имея больше веры, делали добро, во славу Божию и себе во спасение, в ожидании дня грядущего Воскресения, то есть Воскресения мира сего. Аминь.
Толкование на «Господи, помилуй»
Молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или сокращеннее — «Господи, помилуй » — со времен апостольских дарована христианам с тем, чтобы они произносили ее непрестанно. Но что значит сие: «Господи, помилуй», — весьма немногие знают ныне и взывают каждый день бесполезно и напрасно: «Господи, помилуй», — а милости Господней не получают, потому что не знают, чего ищут.
Мы должны знать, что Сын и Слово Божие, с тех пор как воплотился и, сделавшись человеком, пострадал на Кресте, пролитием Пресвятой Своей Крови искупил человека из рук диавола, — с того времени по преимуществу соделался Господом и Властителем человеческого естества. Ибо хотя и прежде вочеловечения он был Господом всех созданий видимых и невидимых, как Творец и Создатель их, но для людей и демонов, которые сами от себя не захотели иметь Его Господом и Властителем своим, не был и Он — Господь всего мира, Господом. Ибо Всеблагий Бог сотворил Ангелов и людей самовластными и даровал им разумность, как праведный и истинный, Он не восхотел их лишать самовластия и господствовать над ними по принуждению, против их желания; но теми, которые желают быть под властью и управлением Божиим, теми управляет и охраняет их, а тех, которые снова не хотят, их оставляет исполнять собственную их волю, как самовластных. Потому и Адама, который был прельщен отступником диаволом, сделался и сам отступником от Бога и не захотел послушать Его заповеди, Бог предоставил его самовластию и не восхотел господствовать над ним насильственно; а завистливый диавол, обольстивший его сначала, не переставал более и более обольщать его, пока не сделал человека в неразумии подобным скоту бессмысленному. Многомилостивый же Бог, умилосердившись над человеком, приклонил Небеса и снисшел на землю, сделался человеком ради человека и Пречистою Своею Кровию искупил его из рабства греха, посредством Священного Евангелия наставил его жить богоугодно и, по слову Иоанна Богослова, «даде нам область чадом Божиим бытии» (Ин. 1; 12), возродил и воссоздал нас Божественным Крещением, и Пречистыми Таинами ежедневно питает нашу душу и оживляет ее; вкратце сказать, превысочайшей Своей мудростью изобрел средство пребывать всегда неразлучно с нами и нам с Ним, чтобы диавол не имел в нас более никакого места. Итак, те из христиан, которые после того, как удостоились стольких благодеяний, полученных ими от Владыки Христа, опять обольщены были диаволом, чрез мир и плоть удалились от Бога и подпали господству греха и диавола, исполняя волю его, однако не совсем бесчувственны, понимают свою греховность и сознают рабство, в котором находятся, но не могут сами собою избавиться, потому и прибегают к Богу и взывают: «Господи, помилуй», чтобы Многомилостивый Господь умилосердился над ними, помиловал их, принял их, как блудного сына, и дал им снова Божественную благодать Свою, дабы посредством ее они избавились от рабства греха и диавола, получили бы снова свою свободу и таким образом были в состоянии жить богоугодно и сохранять заповеди Божии. Христиане, с таким намерением взывающие: «Господи, помилуй», получат милость Всеблагого Бога и благодать Его, чтобы освободиться от рабства греха и спастись. А тем, которые вовсе не имеют познания о сказанном нами, и взывают: «Господи, помилуй» — более по привычке, без внимания, — им гораздо лучше не получить милости Божией, нежели получить и снова потерять, ибо погрешность таковых двойная. Если кто даст какой-либо драгоценный камень в руки малому дитяти или человеку грубому, который не знает ему цены, а они, получив камень в свои руки, потеряют его, то ясно, что не они потеряли его, но тот, кто дал им камень.
Чтобы лучше понять сказанное нами, размысли: как в этом мире тот, кто беден и хочет получить милостыню от кого-либо богатого, идёт к нему и говорит: «Помилуй меня!», т.е. «пожалей обо мне, ради моей бедности, и помоги мне!» Так же и тот, кто имеет долг и хочет, чтобы заимодавец простил ему этот долг, идет к нему и говорит: «Помилуй меня!», т.е. «пожалей обо мне, ради моей недостаточности, подари мне то, чем я тебе должен!» Подобно и виновный в чем-либо, желая, чтобы простил его тот, пред кем он сделался виновным, идет к нему и говорит ему: «Помилуй меня!», т.е. «прости меня в поступке, который я сделал!»
А грешник взывает к Богу: «Господи, помилуй» — и не знает даже, что такое милость Божия, которой он просит у Бога, не знает, для чего ему нужна эта милость, которой он ищет, но только по привычке взывает: «Господи, помилуй!» Как же подаст ему Бог милость Свою, когда он, не зная ее, не ценит, снова скоро теряет ее и согрешает еще более?
Милость Божия есть нечто именно, как благодать Всесвятаго Духа, которой должны мы, грешники, искать от Бога, взывая непрестанно: «Господи, помилуй!» — т.е. «умилосердись, Господи мой, надо мною, грешным, и приими меня снова в благодать Твою! Дай мне дух силы, чтобы он укрепил меня противостоять искушениям диавола и злой привычке ко греху! Дай мне дух целомудрия, чтобы я уцеломудрился, пришел в чувство самого себя и исправился! Дай мне дух страха, чтобы я боялся Тебя и хранил Твои заповеди! Дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и не отлучался более от Тебя! Дай мне дух мира, чтобы он сохранял душу мою мирной, дабы я собирал все свои помыслы и был тих и несмущен! Дай мне дух чистоты, чтобы он сохранил меня от всякого осквернения! Дай мне дух кротости, чтобы я был кроток с братиями моими, христианами, и удерживался от гнева! Дай мне дух смиренномудрия, чтобы я не думал о себе высоко и не гордился!»
Итак, кто знает нужду, какую он имеет во всем этом, кто ищет сего от Многомилостивого Бога, взывая: «Господи, помилуй», тот, несомненно, получит просимое и достигнет милости от Господа и Божественной Его благодати. Но тому, кто ничего не знает из сказанного нами, а только по привычке взывает: «Господи, помилуй», никогда невозможно получить милости Божией, ибо и прежде многие дарования получил он от Бога, но не познал их и не благодарил Бога, их даровавшего. Получил милость Божию, когда был создан. Получил милость Божию, когда воссоздан был святым Крещением и сделался православным христианином. Получал милость Божию, когда избавлялся от стольких опасностей душевных и телесных, испытанных им в жизни. Получал милость Божию столько раз, сколько удостоился приобщаться Пречистых Таин. Получал милость Божию столько раз, сколько согрешал пред Богом и преогорчал Его грехами своими, но не был погублен и даже не наказан, как бы следовало. Итак, как получит милость Божию подобный христианин, не чувствуя и не познавая, что получает он такую благодать от Бога, не зная даже, что он произносит, но взывая только: «Господи, помилуй» — без всякого понятия и цели, по одной только привычке?
(Из книги «Житие и писания старца Паисия Величковского»)
>
ДОБРОТОЛЮБИЕ
Том пятый
святитель Симеон Солунский
«ИСТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ – ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!»
«Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» и сокращеннейше: «Господи помилуй!» от Апостольских времен даровано христианам, и определено, чтоб они непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма не многие ныне знают, что значит: «Господи помилуй!» Потому взывают бесплодно; вопиют: «Господи помилуй!» а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут. Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа Иисуса? – Какая?! – Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падшем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он, с тех пор, как воплотился и сделался человеком, как пострадал такие страсти, и излиянием всесвятой крови Своей искупил человека из рук дьявола, – с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества особенным неким образом. Все наше и стало таким образом в Его руках. Господь и прежде воплощения искони был Господом всех тварей, видимых и невидимых, как Создатель их и Творец.
По бытию так это и есть и будет, но не по свободной деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем своим, и отторглись от Него, сущая Владыки всяческих. Ибо всеблагой Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Почему, которые из них хотят быть под властью и управлением Божиим, над теми Он господствует и тех защищает, а которые не хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных. Посему и Адама, когда он, прельщенный Богоотступником дьяволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел слушаться заповеди Его, оставил Он произволению его, не желая властительски господствовать над ним. Но завистливый дьявол, прельстивший его в начале, не перестал и далее прельщать его, пока не сделал его по неразумию его подобным скотам несмысленным, и он стал жить подобно неразумным животным.
Тогда сжалился над ним многомилостивый Бог, и преклонив небеса, сошел на землю и сделался человеком человека ради, и пречистою кровью Своею искупив его, устроил для него спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как благоугождать Богу, Божественным крещением возродил и воссоздал его, в пречистых тайнах питание небесное учредил ему, и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел способ, как Ему быть нераздельно с человеком и человеку с Ним, чтоб дьявол не имел более места в человеке. Но и после сего Он все же никого не приневоливает, но оставляет всем на произвол спасаться, как им предлагается, или гибнуть. Так это и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении; из коих иные совсем не веруют в Евангелие, а иные и веруют, но не живут по Евангельски. Которые теперь христиане, после стольких даров благодатных, после стольких благодеяний Божиих, опять прельстились дьяволом и по действию мiра и плоти отдалились от Бога, и подпали под иго рабства греху и дьяволу, творя волю его, но не совсем еще сделались бесчувственными, чтоб не чувствовать зла, какое пострадали, а понимают ошибку свою и сознают рабство, какому подпали, сил же на то, чтоб избавиться от него, в себе не видят; те прибегают к Богу и вопиют: «Господи помилуй», чтоб сжалился над ними многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов, и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии. Итак, те христиане, которые с такой целью вопиют: «Господи помилуй!» всеконечно сподобятся милости Божией, и получат благодать, чтоб освободиться от рабства греху и спастись. Те же, которые совсем не имеют сказанных помышлений и не сознают бедственности своего положения и своего порабощения воле плоти и мiрским обычаям, и даже времени не имеют подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели, просто по одной привычке вопиют: «Господи помилуй!» Эти как могут получить милость Божию? и особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше не получать ее, нежели, получив, опять потерять, потому что тут уж будет двойное прегрешение. Поясняю теперь тебе тоже примерами. Представь себе человека бедного и нищего, желающего получить милостыню от кого-либо из богатых.
Что говорит он, пришедши к богатому? – Ничего, как помилуй мя! Сжалься над моею бедностью, и благоустрой мой жизнь. – Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от тяготы сей, приходит к решению – упросить того, кому должен, простить ему долг. Приходит к нему, и что говорит? – Тоже только: помилуй мя! сжалься над моею бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда кто провинится в чем-либо пред другим, и желает получить от него прощение; что делает? Приходит к тому, против кого погрешил и говорит: помилуй мя! Прости мне, в чем я погрешил пред тобою. Все такие знают, о чем просят и для чего просят, и получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо себе. – Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен пред Богом, и оскорблял Его многократно. Если он вопиет будто к Богу: помилуй мя! А между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему она ему благопотребна, а просто по привычке взывает: Господи помилуй! – как Бог подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, потому внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще прежнего сделается грешником? Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы грешные, непрестанно вопия к Нему: Помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою: дай мне духа силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии искушениям дьявола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более отблиз Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями; дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержан от гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд. Кто знает и чувствует, сколь потребно все сказанное и, прося того у многомилостивого Бога, взывает: Господи помилуй! тот наверное получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и благодати Его. Но кто не знает ничего из того, что мы сказали, и только по привычке взывает: Господи помилуй! тому нет возможности получить когда-либо милость от Бога. Ибо и прежде он уже получил много милостей от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога, даровавшего ему их. Получил он милость Божию, когда создан был и стал человеком; получил милость, когда воссоздан был в крещении и стал православным христианином; получил милость, когда избавился от стольких бед, душевных и телесных, испытанных им в жизни; получал милость Божию, всякий раз, как сподоблялся причащаться пречистых тайн; получал милость Божию всякой раз, как согрешал пред Богом и огорчал Его грехами своими, а не был погублен и не наказан, как подобало; получал милость Божию, когда многообразно благодетельствован был от Бога, но или не сознавал того, или забывал.
Такому христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует, что получил столько милостей от Него? – И теперь если и взывает: Господи помилуй, то не знает, что говорит, и произносит слова сии, без всякой мысли и цели, по одному лишь обычаю.