Ольга Карчевская
журналистка
Я пишу в «Домашний очаг» всего лишь пятый текст, но, по‑моему, издание уже пора переименовывать в «Очаг возгорания». Не то чтобы я любила набрасывать на вентилятор, просто жизнь настолько ритмично подкидывает темы для очередного пламенеющего холивара, что… не ну а как. Что-то странное и тревожное происходит с общественным сознанием россиян по отношению к материнству и детству. Только за последние дни мы выяснили, что , в общественных пространствах, но к этому мы уже вроде как попривыкли. Тем не менее, останавливаться на достигнутом мы не готовы, необходимо поставить матерей с детьми на место пуще прежнего. Например, ? Или доказать отсутствие у них беременности?
Эти удивительные инициативы, столкнувшись с негативной реакцией матерей, так и не были внедрены, но сами попытки таких нововведений будто пытаются нам что-то сказать. Например, «Благословен плод. Да разверзнет Господь!» — приветствие из антиутопии «Рассказ служанки» про то, .
Какие предпосылки есть среди ментальности и тенденций российского общества для возникновения всех этих ограничительных инициатив? Когда я думаю об этом, я вспоминаю недавний пост голливудской сценаристки Лилии Ким, вот цитата из него:
«Чтобы понять как целые социальные группы и даже нации становятся одержимы деструктивными идеологиями, нужно загуглить следующее:
-
легендарные эксперименты Соломона Эша о конформности. Он показывал картинки, надо было сказать какие линии одинаковой длины, контрольной группе, где на испытуемых не оказывалось никакого давления и все отвечали правильно. И те же самые картинки он показывал группе, где испытуемые были обложены большинством из подсадных уток, которые громко и уверенно давали заведомо и очевидно неправильный ответ. В 75% случаев — испытуемые, которые никак не зависели ни материально, ни психологически от результата!!! — выдавали такой же ответ как большинство. А если от этого зависело их вознаграждение, даже символическое — соглашались все 95%. Эш провел еще ряд экспериментов и все они доказали одно и то же — человек, который озвучивает правильное решение, но не совпадающее с мнением большинства, испытывает чудовищный дискомфорт и вынести который способны очень немногие. Не более 5%;
-
«спираль молчания» Элизабет Ноэль-Нойман. Она провела эксперименты, которые доказали, что угроза социальной изоляции подсознательно воспринимается людьми как смертельная, поэтому человек скорее всего не выскажет свое мнение, если оно не совпадает с господствующими социальными установками. СМИ играют решающую роль в процессе формирования господствующего мнения. Спираль молчания не запускается, если общество здорово и может разрешать противоречия путем переговоров. Темы, запускающие спираль молчания, — это явления, которые имеют потенциал его уничтожить. Чем их больше — тем слабее общество. До полной потери способности к самоорганизации. Тогда возникает запрос на тоталитарное государство и внешнего врага.
-
эксперименты Стэнли Милгрэма о подчинении авторитету. Когда испытуемые по приказу подсадной утки, заявленной как авторитетная фигура, доводили силу ударов током для человека, который по легенде имел проблемы с сердцем до летальной, не то что не протестуя, а даже не задавая вопросов. Про это снят фильм Obidience (подчинение);
-
и наконец, любимый наш Филипп Зимбардо, доказавший, что охрану для концлагеря и зондер-команду можно легко набрать из обычных обывателей любого милого городка. Стэнфордский тюремный эксперимент. После этого он написал книгу «Эффект Люцифера и почему хорошие люди превращаются в злодеев», в которой сформулировал принципы развития нравственной стойкости. Как не стать охранником в концлагере или солдатом зондер-команды, даже если из каждого утюга рассказывают как это хорошо и подавляющее большинство людей вокруг уверены что это их долг, шанс и счастье».
Мне кажется, что сгущающиеся над головами матерей и малолетних детей тучи — следствие конформности: чем больше детоненавистников — тем больше детоненавистников. Здесь же можно вспомнить советских бихевиористов, исследовавших конформное поведение. В частности, , в котором дети демонстрируют склонность соглашаться с окружающими, даже если они сами осознают, что окружающие заблуждаются.
Причина наблюдаемого нами состояния российского общественного отношения к материнству понятна — это патриархат: «так в этом лесу заведено». По-другому здесь никогда не было, и привитие гуманистических ценностей происходит по принципу «два шага вперёд — один назад». Прямо сейчас мы наблюдаем очередной откат к первоначальным настройкам. Это крайне печально, и надо бы снова начать движение вперёд. Что мы можем для этого сделать?
Лилия Ким приводит также и антикризисный лист-инструкцию:
«Программа стойкости Филиппа Зимбардо:
- Признавайте свои ошибки. Первый шаг противостоять злу — понять, что в мире нет идеальных людей.
- Сохраняйте бдительность. Не совершайте фундаментальной ошибки атрибуции, помните что людей действуют исходя из ситуации, а не своих личных качеств.
- Учитесь брать на себя ответственность. Большинство людей слепо подчиняются авторитету, но в Нюрнберге «я всего лишь выполнял приказ» не было оправданием для операторов газовых печей.
- Цените и отстаивайте свою уникальность. Секретность, анонимность, масса — разрушают отношения между людьми и способствуют сокрытию преступлений. «Я как все» — такое же неоправдание как «я выполнял приказ»
- Не подчиняться несправедливой власти. Не поддаваться принуждению несправедливого авторитета, который склоняет к нарушению нравственных и этических норм.
- Ценить свою свободу и независимость. Не позволять манипулировать своим естественным желанием быть принятым в группу и построить крепкие социальные связи. Ставить свое человеческое достоинство и достоинство других людей выше, чем страх одиночества. Лучше быть одному, чем частью зондер-команды.
- Ищите суть, игнорируйте обрамление. «Триумф воли» и «Олимпия» фильмы за эмоциональностью и художественными достоинствами которых стояла самая отвратительная идеология в истории.
- Дистанцируйтесь от аффектов. Люди, которые под влиянием эмоций, участвовали в геноциде, массовых убийствах, резне — через несколько дней не могли поверить, что действительно делали все это.
- Никогда не жертвуйте личными и гражданскими свободами ради иллюзии безопасности. Защита в обмен на свободу — всегда процесс становления тоталитаризма и фашизма.
- Верьте, что можете сопротивляться неэтичной и несправедливой системе. «Я ничего не могу сделать» — такое же неоправдание как «я выполнял приказ», «я делал как все».»
Многие энтузиасты гуманистической педагогики и визионеры позитивных общественных изменений любят говорить про «эффект сотой обезьяны» — феномен, который якобы предполагает автоматическое распространение инновации на всю популяцию в момент накопления некой критической массы адептов. К сожалению, . Для того, чтобы новый образ мышление распространился на большинство, должна произойти смена поколений. Ригидное мышление старшего поколения мешает инновации стать всеобъемлющей — нужно, чтобы нововведение подхватила молодёжь (это так в случае с обезьянами и бататом, а в случае с новыми стандартами чадолюбия думаю дело не возрасте, а в открытости новому, которая просто может коррелировать с возрастом). Образно говоря, прямо сейчас Моисей водит свой народ по пустыне, чтобы родилось новое поколение, свободное от рабства устаревших представлений. И уже они, люди с новыми идеями о допустимом и нет в отношении самых уязвимых слоёв общества, смогут обрести землю обетованную, где никто не будет поражать матерей в правах и свободах.
Должно пройти какое-то время, чтобы люди забыли заветы доктора Спока, унаследовавшего свои идеи от так называемой «чёрной педагогики», о которой пишет Алис Миллер в «Воспитании, насилии и покаянии». Должно пройти какое-то время, когда взращивание детей в «стиле сближения» по Сирсам или в духе теории привязанности Боулби станет золотым стандартом. Должно пройти какое-то время, прежде чем общество пройдёт четыре стадии созревания, который описывают в своих книгах Дженей и Берри Уайнхольд: описываемая ими модель развития отношений диады (мать и дитя, партнёры или институции и их члены) предполагает постепенное прохождение стадий от симбиоза до взаимозависимости, с которой приходит зрелость. По Уайнхольдам, российское общество находится на стадии контрзависимости — в которой всем руководит импульс к разъединению. В возрастной периодизации развития детей этой стадии соответствует подростковый бунт с присущими ему эмоциональными качелями, вспышками гнева и отчаянным стремлением к близости, которая прячется где-то глубоко внутри. Наше общество похоже сейчас на ощетинившегося дикобраза или на медоеда — существо с крайне дрянным и агрессивным характером.
Нам нужно время и какое-то количество добрых усилий, чтобы мы все вместе эволюционировали до следующей стадии, на которой мы будем понимать, что мы все плывём в одной лодке, и никто не должен оказаться за бортом. Зрелость общества означала бы всеобщее понимание, что каждый его член, даже слабый, уязвимый и нестандартный, важен и достоин всего хорошего.
В следующий раз, когда вы почувствуете раздражение в сторону матерей и детей, вспомните о дикобразе. Попробуйте на этот раз поступить немного иначе. Мозг человека пластичен, привычки поддаются изменениям, и отношение к матерям и детям как к недолюдям — подлежит скорейшему изменению. Давайте, пожалуйста, приложим все усилия, чтобы стать носителями новой этики и на собственном примере демонстрировать, что лучший и единственный способ взаимодействия с теми, от кого зависит каким будет наше общество через пару десятков лет — это терпимость, тепло, поддержка и стремление помочь. Другие рано или поздно последуют вашему примеру.
Религиозное чтение: молитва богородице плод чрева твоего в помощь нашим читателям.
Содержание
Пресвятая Богородица в православии
Мало кто из людей не слышал про Богородицу. Её место в церковной иерархии особое: она Матерь Господа — Иисуса Христа, который пришёл в мир спасти каждого человека. С самого её рождения была заметна её избранность и отличие от других людей. Она не хотела выходить замуж, а желала посвятить свою жизнь Богу, но он приготовил для неё особое служение — избрал Пресвятую Деву Матерью Спасителя человечества. Мария всю жизнь так и осталась Девой — зачатие Иисуса произошло чудесным образом, от Святого духа.
Иисус Христос в течение всей своей земной жизни относился к своей Матери с большим почтением, что передалось и всем верующим. В православии благодатная Богородица почитается выше ангелов и всех святых, люди верят, что она способна творить настоящие чудеса. Это подтверждается многочисленными случаями исцелений после молитв перед образами Девы Марии.
Она всю жизнь была рядом с Иисусом Христом, разделяя все его тяготы и страдания, поэтому Пречистая Матерь как никто понимает людские скорби.
Иверская икона Богоматери
Молитва «Богородице Дево, радуйся»
В православии установлено несколько церковных праздников, посвящённых событиям из земной жизни Богородицы:
- Рождество Пресвятой Девы;
- Успение;
- Благовещение;
- Введение во храм.
Первым по хронологии является праздник Благовещения Пречистой Богородицы, отмечаемый ежегодно 7 апреля — за 9 месяцев до Рождества Христова. Суть Благовещения: Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что Она зачала Господа Иисуса Христа, который будет Спасителем людей. Прочитать об этом можно в Евангелии от Луки, это ангельское приветствие — Богородица Дево, радуйся — стало молитвой. Дословно эти слова на русском языке звучат следующим образом:
На латыни аналогичные слова называются Аве Мария. Обращение «Богородице, радуйся» встречается в акафистах Деве Марии и указывает на их радостный и воодушевляющий характер, способный вернуть к жизни отчаявшегося человека. Обращённая к Богородице Деве такая молитва свидетельствует о первостепенной важности этого события, явившегося благой вестью о спасении человеческого рода.
Значение слов в священном тексте
Священный текст имеет глубокий смысл. Каждое слово очень важно:
- Богородице Дево — указание на непорочность Марии, она была девственной до Благовещения и оставалась таковой после рождения Иисуса в течение всей своей жизни;
- радуйся — означает то, что Марии не следует смущаться, что она станет матерью, она принесёт радость всем людям;
- Благодатная Марие — означает, что на Ней Божья благодать, без которой невозможно было бы исполнить ту великую миссию, на которую избрал её Господь;
- Господь с Тобою — говорится о том, что всё совершается по воле Божией; Благословенна ты в Женах — Мария выделялась среди своих сверстниц набожностью и смирением, с которым она приняла новость о том, что станет Матерью Господа, этим она возвысилась среди других женщин;
- Благословен Плод Чрева Твоего — означает, что появление ребёнка, которым беременна Мария, благословлено Богом, эти слова были услышаны Богородицей впоследствии от матери пророка Иоанна Крестителя — праведной Елизаветы;
- яко Спаса родила еси душ наших — беременность Марии важна, потому что в результате на свет появился Господь Иисус, который пришёл в мир спасти душу каждого человека.
Семистрельная икона Богоматери
История появления
Эта молитва по сути своей является хвалебным гимном благодатной Богородице, который появился примерно в V в. Он прочно занял своё место в богослужебной практике:
- поминается на всенощном бдении (вечерняя служба);
- употребляется на литургии (утренняя служба).
Также это обращение к Божией Матери включается в текст утренних и вечерних молитв из молитвослова.
Когда и как читать
Святой Серафим Саровский при нехватке времени на полное молитвенное правило советовал читать:
- 3 раза молитву «Отче наш»;
- 3 раза «Богородице Дево, радуйся»;
- единожды «Символ веры».
Читать молитву Богородица Дева в виде молитвы можно в различных случаях, она обладает большой силой и помогает многим:
- когда одолевает тоска, в т. ч. без причины, рекомендуется 40 раз подряд проговорить текст молитвы;
- при непонятных жизненных ситуациях, когда непонятно, как правильно поступить;
- когда нападают грешные мысли;
- при серьёзных болезнях;
- для защиты дома от нечистых духов и злых людей;
- чтобы наладить отношения с родственниками;
- научиться проявлять милосердие по отношению к ближним;
- уменьшить гнев со стороны близких людей;
- приносит мир в семьи, улаживает конфликты;
- помогает понять волю Божию о себе;
- способствует замужеству одиноких девушек;
- выступает как эффективная молитва матери о детях;
- направляет на богоугодную жизнь;
- является благословением на путешествие;
- освящает приём пищи.
Обращение Богородица Дева в молитве помогает тем, кто читает её вдумчиво, с вниманием, задерживаясь на каждом слове, пропуская его через душу и сердце.
Перед началом чтения необходимо разобрать все церковнославянские слова, если их смысл трудно понять, то следует обратиться к толкованию. Читать молитву на современном русском языке лучше дома вслух в полной тишине перед образом Девы Марии. При необходимости можно проговаривать её про себя в дороге, когда на душе тяжело и тревожно.
Державная икона Богоматери
Любая молитва — это общение с Богом, в данной ситуации — ещё с Богородицей, нельзя вести это общение дерзко и требовательно, просить о чём-либо следует терпеливо, со смирением ожидать просимого и спокойно принять тот факт, что не всё исполняется так, как мы хотим. Если человек молится не только за себя, а за родных и близких, то ему понадобится ещё больше душевных сил и стойкости, чтобы отражать возможные нападения тёмных сил.
Помимо чтения молитвы Богородице Дево, необходимо посещать храм (там тоже нужно читать эту молитву пред иконами Богоматери), участвовать в церковных таинствах, стараться не грешить, не ссориться с окружающими, ко всем проявлять снисхождение, как учит нас Пресвятая Богородица. Она исполняет прошения тех, кто старается очистить от зла своё сердце и искренне верит в силу молитвы.
Живет он тут же, при доме, над гаражом. Статус низкий: ему не выделили женщины, даже одной. Он не котируется: какой-то дефект, недостаток связей. Но ведет себя так, будто не в курсе или ему плевать. Слишком легкомыслен, недостаточно подобострастен. Может, глуп, но что-то я сомневаюсь. Пахнет жареным, говорили раньше; или: чую запах паленого. Непригодность как аромат. Я невольно представляю, как он пахнет. Не жареным и не паленым: загорелая кожа, влажная на солнце, подернутая дымом. Я вздыхаю, вдыхаю.
Он смотрит на меня, видит, что я смотрю. У него французское лицо, узкое, капризное, сплошь углы и плоскости, складки вокруг рта, где он улыбается. Он в последний раз затягивается, роняет сигарету на дорожку, давит каблуком. Насвистывает. Затем подмигивает.
Я опускаю голову, отворачиваюсь – белые крылышки прячут мое лицо – и шагаю дальше. Он рискнул – но для чего? А если бы я настучала?
Может, это он просто из любезности. Может, увидел мое лицо и решил, что я думаю не о том. Вообще-то я хотела сигарету.
Может, это была проверка – посмотреть, что я сделаю.
Может, он Око.
Я открываю ворота и затворяю за собой, глядя в землю, не назад. Тротуар – из красного кирпича. На этом пейзаже я и сосредоточиваюсь – поле прямоугольников, еле волнистое там, где земля вздыбилась после десятилетий зимних морозов. Цвет кирпичей древен, но свеж и ясен. Тротуары ныне чистят гораздо лучше, чем прежде.
Я останавливаюсь на углу и жду. Я раньше не умела ждать. Не меньше служит тот Высокой воле, кто стоит и ждет, говорила Тетка Лидия. Она заставила нас это вызубрить. Еще она говорила: не все из вас дойдут до конца. Некоторые падут на сухую землю или в терние. Некоторые не имеют корня. У нее была родинка на подбородке, эта родинка скакала, когда Тетка Лидия открывала рот. Говорила: считайте, что вы семена, – и голос ее заговорщицки ластился, как у женщин, что преподавали детям балет, они еще говорили: а теперь поднимите руки; вообразим, что мы деревья.
Я стою на углу, воображая, что я дерево.
Силуэт, красный с белыми крылышками вокруг лица, такой же, как мой силуэт, неопределимая женщина в красном, с корзинкой, шагает ко мне по кирпичному тротуару. Подходит, и мы глядим друг другу в лицо, в белые тканые тоннели, что обрамляют нас. Да, это она.
– Благословен плод, – говорит она. Так у нас принято здороваться.
– Да разверзнет Господь, – говорю я. Так у нас принято отвечать. Мы вместе идем мимо больших домов к центру. Нам разрешается туда ходить только парами. Якобы ради нашей безопасности, хотя это абсурд: мы и так прекрасно защищены. Правда же такова: она шпионит за мной, а я за ней. Если одна ускользнет из сетей из-за того, что случится в одну из наших ежедневных прогулок, расплачиваться будет другая.
Эта женщина – моя спутница последние две недели. Не знаю, что случилось с предыдущей. В один прекрасный день она просто не появилась, а на ее месте возникла эта. О таких вещах не спрашиваешь, поскольку возможного ответа обычно не хочешь знать. Да и не будет никакого ответа.
Она чуть пухлее меня. Кареглазая. Ее зовут Гленова, и больше я о ней почти ничего не знаю. Ходит скромно, опустив голову, стиснув руки в красных перчатках, крошечными шажками, словно дрессированная свинья на задних ногах. В наши прогулки я не слышала от нее ни единого неортодоксального слова – но и она от меня ничего такого не слышала. Может, она и впрямь правоверная, Служанка до мозга костей. Я не могу рисковать.
– Я слышала, война протекает хорошо, – говорит она.
– Хвала, – отвечаю я.
– Нам ниспослана хорошая погода.
– И я с радостью ее принимаю.
– День прошел, и вновь поразили мятежников.
– Хвала. – Я не спрашиваю, откуда она знает. – Кто они были?
– Баптисты. У них была цитадель в Синих холмах. Выкурили их оттуда.
– Хвала.
Порой мне хочется, чтоб она заткнулась наконец и дала мне мирно прогуляться. Но я жажду новостей, любых новостей; даже вранье наверняка что-то значит.
Мы подходим к первой заставе – вроде ограды вокруг дорожных ремонтников или раскопанной канализации: деревянная полосатая крестовина, черно-желтая, красный шестиугольник, означающий «Стоп». У ворот фонари – не горят, потому что не ночь. Я знаю: над нами прожекторы на телефонных столбах, на случай ЧП, а по обочинам люди с автоматами в дотах. Я не вижу прожекторов и дотов, у меня на лице шоры. Я просто знаю, что они там.
Позади заставы подле узких ворот нас ждут двое в зеленой форме Хранителей Веры, с гербами на плечах и беретах: два скрещенных меча над белым треугольником. Хранители – не настоящие солдаты. Их отряжают на полицейские задания и прочую лакейскую работу – перекапывать сад Жены Командора, например, – и они глупы, либо стары, либо покалечены, либо слишком молоды, не считая тех, которые тайные Очи.
Эти двое очень молоды: у одного усы еле пробиваются, у другого все лицо в прыщах. Их юность трогательна, но нельзя поддаться на обман, я знаю. Молодые, как правило, всех опаснее, фанатичнее, дерганее с оружием. Еще не научились жить ползком сквозь время. С ними нужно медленно.
На той неделе где-то здесь застрелили женщину. Марфу. Она шарила в карманах, искала пропуск, а они решили, что она сейчас вынет бомбу. Думали, она переодетый мужчина. Случались такие инциденты.
Рита и Кора ее знали. Я слышала, как они разговаривали в кухне.
Работают, чего уж, сказала Кора. Ради нашей безопасности.
Что уж безопаснее мертвяка, огрызнулась Рита. Она никуда не лезла. Нечего было в нее палить.
Это ж нечаянно вышло, сказала Кора.
Нечаянно не бывает, сказала Рита. Все нарочно. Я слышала, как она грохочет кастрюлями в раковине.
Зато кто-нибудь еще дважды подумает, стоит ли этот дом взрывать, сказала Кора.
Все равно, сказала Рита. Она трудилась как пчелка. Нехорошая смерть.
Бывает и похуже, ответила Кора. Эта хоть быстрая.
На вкус и цвет, сказала Рита. Мне бы лучше чуточку времени до того. Чтобы все уладить.
Два молодых Хранителя отдают нам честь – три пальца к берету. Нам полагаются эти знаки внимания. Вроде как уважение – такова природа нашей службы.
Мы извлекаем бумаги из карманов на «молниях» в широких рукавах, наши пропуска изучаются и штампуются. Один Хранитель отправляется в дот направо вбить наши номера в Комптроль.
Возвращая мне пропуск, Хранитель – тот, который с персиковыми усами, – склоняется, пытаясь заглянуть мне в лицо. Я поднимаю голову, помогаю ему, и он видит мои глаза, а я его, и он вспыхивает. Длинная скорбная физиономия, будто овечья, но с большими собачьими глазами – спаниеля, не терьера. Кожа бледная, на вид нездорово нежная, будто под струпьями. И все равно я думаю, как прикоснулась бы ладонью к нему, к этому оголенному лицу. Первым отворачивается он.
Это событие, крохотное ослушание, такое крохотное, что неразличимо, но подобные мгновения – моя награда, я храню их, будто конфеты, что копила в детстве в глубине ящика стола. Каждое мгновение – шанс, малюсенький глазок.
А если б я пришла ночью, когда он один на дежурстве, – хотя никто не позволит такого одиночества, – и допустила бы его за белые свои крылышки? Если б содрала с себя красный саван, показалась ему – им – в неверном свете фонарей? Вот, наверное, о чем они думают порой, беспрерывно торча на заставе, где никто не появляется, лишь Командоры Праведников в черных шелестящих авто или их голубые Жены и дочери под белыми вуалями, что послушно устремились на Избавление или Молитвонаду, или их унылые зеленые Марфы, или изредка Родомобиль, или их красные Служанки пешком. А иногда черный фургон с белым крылатым глазом на боку. Окна фургонов затемнены, а мужчины на передних сиденьях носят черные очки: двойная тьма.
Интересные исторические факты про жертвоприношение
Люди, как показывает история человеческого общества, существа очень жестокие. Можно понять, если чья-то кровь льется ради защиты своей родины или близких людей, но когда убивают, чтобы принести в жертву…
Жертвоприношение, ацтеки
Подобная чудовищная традиция существовала много веков назад у многих древних цивилизаций, да и сейчас некоторые народы мира практикуют жертвоприношение богам.
Жертвоприношение – обряд, существующий во многих религиях. Цель его – задобрить богов или служителей Дьявола (в зависимости от ситуации).
Нельзя сказать, что абсолютно все народы во все времена были кровожадны, например, в Китае в последние века в жертву стали приносить не людей и животных, а символические бумажные фигуры. Тогда как в древности и как дань богам, и при кончине императора убивали огромное количество людей и животных.
Но в большинстве своем люди верили, что чем больше жертва, тем более милостливыми к ним будут существа, которых они хотят задобрить.
Очень многие народы делали «кровавые» жертвоприношения (животных или людей), полагая, что именно кровь дарует им благополучие, мир и достаток. Ведь она – основа жизни человека. Именно поэтому жертву приносили способом, при котором кровь лилась ручьями. Нельзя было просто удушить или утопить жертву, нужно было ее либо зарезать, либо вырвать сердце…
Люди часто считали, что богам недостаточно принесенных в жертву животных, поэтому приносили в жертву людей, причем очень часто в очень больших количествах.
Народы, жившие за счет земледелия, приносили в жертву богу плодородия одного человека — им становился царь-жрец. Интересный факт. Настоящий царь, стоявший во главе того или иного народа, зачастую не хотел быть убитым ради блага своего же народа, поэтому за некоторое время до обряда на его место сажали простолюдина, которого и приносили в жертву вместо настоящего царя-жреца.
Такой обычай характерен и для некоторых племен Африки, причем зачастую вместе со жрецом убивали несколько сотен его рабов, чтобы царю в загробном мире комфортно жилось.
Некоторые народы (карфагеняне и финикийцы) пошли еще дальше – вместо царя они приносили в жертву маленьких детей. Читайте об этом в статье «Ящерица молох — необычное животное Австралии».
Почему детей? Потому что люди верили, что дети с их чистыми душами – лучший подарок и богам, и хозяевам загробного мира.
Жертвоприношение детей
Приносили в жертву детей и древние инки. Готовить ребенка начинали за несколько месяцев: его мыли, откармливали и всячески ублажали. Затем детей отводили в специальные места в Андах, где оставляли живыми, предварительно скрутив.
Обычай жертвоприношения был очень распространен у народов майя и ацтеков. Жертвы приносились на праздниках, при большом скоплении народа. У этих цивилизаций были специальные высокие пирамиды, состоящие из множества ступеней. На их вершине была площадка, на которой и разворачивалось кровавое действо. Жертву как правило клали на каменную плиту, пронзали ее ножом, вырывали сердце, а затем отрубали голову. Обезглавленное тела сбрасывали вниз со ступеней, и оно падало вниз, окропляя их своей кровью. Люди верили, что Солнце, без которого нет жизни на Земле, питается человеческой кровью.
Наблюдавшая за кровавым жертвоприношением толпа ликовала. Тела жертв затем либо скармливали зверям, либо вешали на деревьях, либо … съедали. Доказано, что случаи каннибализма, по крайней мере, у ацтеков были.
Только ацтеки в дань Солнцу ежегодно приносили в жертву тысячи людей.
Жертвоприношение в карстовые воронки
Майя в качестве жертвоприношений еще практиковали прыжки в карстовые воронки. Они верили, что эти воронки – вход в преисподнюю. И чтобы задобрить живущих там злых духов, прыгали в них. Археологи нашли очень много карстовых воронок, в которых лежало множество черепов и костей периода существования цивилизации майя.
Нужно сказать, что майя полагали, что жертвам уготован короткий и самый легкий путь в Рай, поэтому ими как правило становились добровольно.
Древние монголы делали жертвоприношение — сульдэ. Они верили, что непобедимость и сила их народа воплощена в знамени и если окропить его кровью перед боем, то победа останется за ними. Многие века в жертву приносились люди, но позднее стали убивать животных.
Древние кельты верили, что если умирает хозяин, то его семья должна уйти вместе с ним в мир иной. Ежегодные жертвоприношения тоже приносились, правда, кельты выбирали бескровный способ умерщвления. Если жертву приносили Богу грома – ее сжигали в плетеной корзине, если главному Богу – топили в бочке с водой, если Богу растений – вешали на деревьях.
Плетеный человек. Жертвоприношение
Также древние кельты часто приносили в жертву плетеного человека. Это очень жестокий способ. Сначала из прутьев изготавливалась очень высокая, прочная и полая внутри скульптура в виде человека. Затем внутрь помещали либо людей, либо животных (иногда тех и других), а потом сжигали.
Жертвоприношение было распространено и у древних германцев. Если умирал господин, то убивали всех его наложниц.
В Древней Японии существовал обычай человеческого жертвоприношения — «хитобасира», когда жертву замуровывали в строящееся здание или опору моста. Причем, чем больше строение, тем больше жертв приносилось. Иной раз жертвами становились люди высокого сословия. Например, однажды при строительстве крупного моста в опору был замурован наследный принц.
Некоторые народы Малой Азии практиковали самооскопление, а некоторые племена Южной Америки и народы Кавказа в жертву приносили девственность девочек.
Жертвоприношение альбиносов
В некоторых странах Африки (например, в Танзании) и раньше, и в наши дни в жертву приносят альбиносов. Негров со светлой кожей и волосами считают подходящим средством для колдовства. Африканцы верят, что часть тела альбиноса может принести и большую прибыль, и удачу, и здоровье. Находится немало желающих поживиться, которые ради денег могут не только искалечить ни в чем не повинных альбиносов, но и убить их.
Суеверные люди, к сожалению, находятся и в наши дни, причем иной раз в большом количестве. Например, в 1960 году в Чили произошло очень мощное землетрясение, а затем и цунами, унесшие жизни громадного количества людей. Некоторые чилийцы решили, что чем-то прогневали Бога моря, и принесли ему в жертву маленького мальчика. Они отрезали ему ноги и руки и повесили их на шестах возле моря, дабы бог увидел это и больше не причинял чилийцам вреда.
Мы уже упоминали, что жертвы приносились в угоду либо богам, либо темным силам. Техника жертвоприношения была разной. Если в жертву приносился не человек, а животное, то оно должно быть именно домашним и обязательно молодым. Причем в зависимости от того, кому даровалась жертва, нужно было принести в жертву определенную часть тела животного, а другую отдать людям (или священнику).
Жертвоприношение животных
Древние греки перед убийством животного посыпали его голову солью и жареными зернами, надевали венок, покрывали позолотой рога. Если жертва приносилась богам, животное перед убийством переворачивали ногами вверх, если силам Ада – опускали вниз.
Еще короткие исторические факты о жертвоприношениях в некоторых странах в древности.
В Древнем Египте одно время в жертву приносился жрец, тело которого расчленяли и закапывали в разных частях страны. Греки верили, что это – залог высокого урожая.
В Южной Индии второго тысячелетия до нашей эры правителю отрубали голову и бросали ее в толпу. Кто ее ловил, тот и становился новым правителем на следующую пятилетку.
А в Греции того же времени периодически в жертву приносили младенца, которого съедали, чтобы ублажить Бога Диониса.
В средневековом Таиланде при строительстве города ловили четырех попавшихся под руку людей, убивали их и закапывали в четырех разных местах будущего города, соответствующих четырем сторонам света.
В первые века нашей эры в Африке в день равноденствия либо мотыгой убивали человека и закапывали его на только что вспаханном поле, либо убивали девушку и сажали ее на кол.
Сколько людей и животных за всю историю существования человечества принесено в жертву тем или иным силам – подсчитать невозможно. Остается лишь надеяться, что жертвоприношение останется в далеком прошлом и мы будем вспоминать о нем, как о еще одной страшной истории прошлых лет.
Что означает «принести себя в жертву»
Что означает «принести себя в жертву»? То, что написано. Речь ведь идёт о битве со Змеем? А Змей олицетворяет жизнь, земную жизнь.
Когда герой приносит себя в жертву земной жизни, тогда он побеждает Змея земной жизни — ум.
Если вы следуете какому-нибудь религиозному учению или занимаетесь духовной практикой, если вам небезразлично понятие «духовного совершенства», то, заглянув прямо сейчас в себя, вы увидите, что жизнь на земле вам безразлична, может быть, глубоко безразлична. Вы смотрите на неё как на промежуточный этап по пути в какой-то свой рай, то есть, по сути, вы используете её для своих духовных целей.
Это указывает на раскол между духом и плотью. И в этом желании поскорее освободиться от земных пут заключается главная ошибка всех идущих по Пути. Чем больше человек пренебрегает жизнью на земле, чем больше старается освободиться от её пут, тем больше они его опутывают, затягиваясь на горле мёртвой удавкой.
Вернёмся к теме.
Теперь вспомним отношения Иисуса Христа и Иуды Искариота. Как мы увидели выше, Иуда Искариот олицетворяет Великого Змея и жар желаний ума. В Евангелии битвы между Христом и Иудой — удом в явном виде нет, но она присутствует в скрытом виде: в виде противостояния и битвы противоположностей — духа и плотьных желаний, как мы поняли.
Иисус знает, что Иуда собирается предать его, и идёт вдоль этого предательства, течёт вместе с этой Силой, отдаётся ей. То есть, по сути, он приносит себя в жертву Иуде, принимая полностью его действия, — он отдаёт всего себя земной жизни, принимая её целиком и безусловно.
Он позволяет схватить себя — вручает себя жизни. Помните, как Геракл обнял Кербера? Схватить и обнять — это один и тот же процесс, но только видимый с разных сторон. Это не солдаты схватили Иисуса, это он обнял жизнь, отдавшись ей полностью.
Солдаты и толпа, олицетворяющие мир вокруг и жизнь на земле, издеваются над ним, а он терпит, то есть поёт свою песню жизни. Далее следуют суд и распятие — душа его, познавая суть (суд — сут — суть), расправляется, соединяя противоположности (крест — вертикаль и горизонталь), а он в это время страдает: наступила страда — пора сборки урожая. Вслед за тем как он познал суть жизни, пропев песню жизни, он собирает урожай посеянных мыслей и дел. Платой за жертвенную жизнь на земле, за служение жизни на земле является единство с Богом — единство души и тела, духа и плоти, небесной и земной жизней.
Ещё раз о жертве. Что сделал Иисус? ОН ПРИНЁС СЕБЯ В ЖЕРТВУ ЖИЗНИ! В битве с Иудой — Змеем Иисус, чтобы победить Змея земной жизни Иуду, принёс себя в жертву этой самой жизни. Служа жизни, его «я» умирает, то есть умирает сам Змей.
Жрети — приносить жертву; поглощать. Тот, кто приносит жертву, тот и поглощает её, то есть пользуется её плодами. Когда добро приносит себя в жертву злу, умирают оба и добро пожинает плоды своей жертвы. Так рождается третье, совершенное Целое, в котором нет борьбы, а только любовь. Это и есть шапка земли греческой. Шапка имеет форму чаши, то есть здесь мы имеем дело с чашей Грааля — Великой Жертвой.
Очень хорошо этот момент жертвы собой показан в третьем фильме «Матрицы». Герой Нео — Новый — приносит себя в жертву в последней схватке с агентом Смитом. Он умирает, а вместе с ним умирает и его злой двойник Смит. Потому что Добро и Зло всегда идут рука об руку, они — пара. Соединившись, Добро и Зло рождают любовь и мудрость.
Герой приносит себя в жертву Змею — злу, которое олицетворяет земную жизнь, они умирают вместе, в результате на этом месте из пепла рождается Свет и Любовь. Герой приносит себя в жертву жизни на земле (это и есть змей), служа ей и полюбив всем сердцем, и тогда жизнь одухотворяется. В этом суть жертвы.
«Кинуть шапку земли греческой» означает принести себя — своё «я» — в жертву земной жизни: зачерпнуть её полной горстью и испить до конца.
Чтобы «я» принесло себя в жертву, оно должно созреть для этого важного шага. К этому шагу «я» подготавливает себя всю жизнь, точнее, тридцать три года.
Когда человек приносит себя в жертву, его «я» умирает, а горловой центр открывается. Открывается дорога в рай.
Можно сделать заключение, что человек, жертвующий собой во имя жизни на земле, всегда попадает в рай. Так видели это предки.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Странная антирелигиозная тенденция в новых американских сериалах
Обратила внимание, что в последние пару лет (на мой взгляд) в сериалах частенько присутствует религиозная тема в негативном свете. Верующие люди показаны ненормальными, фанатиками, жестокими. Разные религиозные темы обыгрываются наизнанку — хорошие стали плохими, а плохие — хорошими. Что за тенденция такая? Ладно, если бы это был один или два случая, можно было бы списать на личную позицию режисера. Но их больше. Вот, например, что вспомнилось:
Грешница — родители главной героини верующие, особенно мама. Она очень требовательна, даже деспотична. Обвиняет маленькую дочку, что из-за ее грехов болеет ее младшая сестренка. Разве можно представить такого верующего человека? У меня не получается, если честно.
Но сюжет сериала довольно интересный, посмотрели до конца. Хорошо, что он короткий.
— — —
Миднайт Техас — довольно детский сериал, посмотрели частично. В целом, он вообще не стоит внимания. Один из персонажей — ангел, который когда-то боролся с демонами, но потом встретил «хорошего» демона и вместе с ним дезертировал))) И вот они живут вместе, но вынуждены скрываться, ведь их теперь ищут другие ангелы, чтобы покарать. И находят! Прилетает злющая-презлющая ангелица (да, у них есть пол, первый ангел мужского пола) и начинает все крушить, угрожает всех в городе порешить, ведь она, оказывается, крошила демонов ради удовольствия! Короче, она всем угрожает, беглый ангел сдается, она его бьет, бедный несчастный демон не выдерживает и, утирая слезы, выходит к ней тоже, начинается бой между добрым демоном и злющей ангелицей, и… Демон побеждает, все радуются, все его обнимают, капец! Какой-то диссонанс просто, я даже не знаю, как это понимать… Они все хотят перевернуть с ног на голову, но зачем? Дальше мы не смотрели.
— — —
Люцифер — это тоже капец. Я не смотрю, но иногда натыкаюсь, когда муж смотрит. Как можно догадаться из названия, главный герой — Люцифер, который устал от своей работы и решил отправится на землю. Устроился помогать детективу в полиции, ходит за ней и помогает расследовать. И при знакомстве всем говорит «Я люцифер Утренняя звезда». И все такие: «Ну ОК, а я Джон Смит», и все нормально, подумаешь — Люцифер. Присутствуют и другие ангелы, демоны и прочие персонажы типа «Мамы», которая тоже была в аду, куда ее отправил «Отец», а она сбежала. В общем, взрыв мозга.
— — —
Конец детства — сериал по роману Кларка, который я не читала. Судя по краткому содержанию книги, сюжет немного подправили, но общий смысл такой: на Землю прилетели пришельцы, устроили всем сладкую жизнь, люди перестали воевать, болеть и пр. Но пришельцы не выходят из кораблей, скрываются. Через много лет один из них наконец-таки выходит, и тогда оказывается, что выглядит он точь-в-точь как Дьявол. И что вы думаете, кто-то испугался? Нет, к нему бегут дети с цветами, его все любят, все счастливы. А еще через несколько лет всех детей забирают, а Землю уничтожают. Вот и сказочке конец)
Мне этот сериал напомнил старый фильм «Последнее искушение Христа» — типа, последнее искушение человечества.
Прочитала, что в книге немного другой исход — люди теряют физическую оболочку и присоединяются к вселенскому разуму в виде энергетических существ — в сериале этого нет.
— — —
Рассказ служанки — посмотрели лишь одну серию, но уже странное впечатление. Сериал снят по книге, у него высокие рейтинги, но я даже не знаю, смотреть ли дальше. В будущем большинство женщин стали бесплодными, из-за этого власть в США захватили религиозные фанатики, которые рассортировали людей по рангам и всех женщин, способных родить, назвали «служанками» и распределили по семьям офицеров. Их задача — родить ребенка, оставить его и перейти в новую семью. Почему именно так? — За основу взяли историю Рахиль, которая не могла родить ребенка, поэтому попросила свою служанку родить ей дитя. Но в Библии все было добровольно, насколько я помню. А здесь женщин, способных родить, силком загоняют в какие-то приюты, заставляют отказаться от своих семей, детей, непослушным удаляют глаз(!), забивают их до полной потери воли. Короче, полная тирания и бессмысленная жестокость. Какое-то средневековье, даже хуже. В результате эти «служанки» ходят от дома до магазина как сомнамбулы и с умирающим видом говорят заученными фразами из Библии: «Хвала!», «Благословен плод!» или «Да разверзнет Господь!», боятся всех вокруг, в каждом подозревают шпиона. На каждом углу автоматчики, повсюду слежка. Впечатление абсолютно нереалистичное. Система, показанная в сериале, абсолютно нежизнеспособна, нелогична, бессмысленна. Такое ощущение, что автор понятия не имеет ни об устройстве мира, ни о различных формах правления, поэтому просто изобразил свое субъективное видение религиозного государства.
Почему у них всегда в фильмах об альтернативной реальности господствует тирания, сегрегация и беспредел? Других вариантов не могут придумать? Или это из разряда: «Посмотрите, как плохо может быть»? Полнейший бред и ахинея.
— — —
Единственный сериал, в котором верующий человек показан адекватно — «Детство Шелдона», история детства Шелдона Купера из «Теории большого взрыва». Кстати, из последних сериалов этот понравился больше всех)
Смотрели что-нибудь из этого? Особенно интересно, кто смотрел «Рассказ служанки» — стоит его смотреть вообще?