Золотое шитье в Узбекистане достигло особого расцвета в XIX в. Центром золотошвейного промысла была Бухара. Из литературных источников известно, что во 2-й половине XIX в. в резиденции бухарского эмира Арке существовала большая придворная мастерская золотошвеев. Кроме того в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Исторические материалы свидетельствуют о том, что золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было слишком много, то в роли помощниц нередко выступали и женщины — близкие родственницы мастеров.
Работали мастера, сидя на полу, на ватной подстилке. Изделия вышивались на особых деревянных пяльцах в виде прямоугольной рамы. Особый интерес представляют бухарские парадные золотошвейные халаты — зарчапаны, которые поражают декоративностью и орнаментальным разнообразием — ни один халат не повторяет другого. Такие халаты носили бухарские эмиры и знать. Шились и так называемые подарочные халаты, которые дарились эмиром в знак милости, входили в перечень посольских даров. Эмир и его приближенные во время парадных выездов одевались в золото буквально с головы до ног. Тюбетейка-кулох, чалма, халат, камзол, штаны, пояс, сапоги-махси, кауши и даже портянки были покрыты золотыми узорами. Случалось, что повелитель надевал на себя разом два или три халата, для чего они специально шились объемной формы. Золотом сверкали попоны и чепраки на лошадях.
Золотошвейные халаты шили из местного или привозного однотонного бархата разных цветов — синего, красного, бордового, зеленого. Вышивка производилась металлическими нитями — калебатун — очень узкая тонкая полоска металла или серебряная тонкая расплющенная проволока, в ряде случаев покрываемая позолотой, туго накрученная на шелковую или бумажную нить. Золото издревле символизировало солнечный свет, бессмертие, поэтому и было очень популярно в высших слоях общества. Кроме металлических нитей, применялся цветной крученый и некрученый шелк, аппликации из бархата и шелка, рельефные розетки — кубба и кубба олмаси, выполняемые из золотых нитей и имитирующие ювелирные украшения. Нити накладывались поверх ткани параллельными рядами и прикреплялись к основе шелковыми или бумажными нитками.
Кроме одежды, золотым шитьем украшали и предметы домашнего обихода: лула-болиш — подушки-валики, такяча — наволочки для подушек, джойпуш — покрывала на свадебную постель, тахмонпуш — занавеси для ниш, джойнамоз — молитвенные коврики, чимиллик — занавески для отделения части помещения.
Орнаменты золотого шитья чрезвычайно богаты и разнообразны. Среди них распространены как растительные, так и геометрические мотивы. Некоторые элементы узоров имеют в своей основе природное или космогоническое представления. Таковы кубба (куполок), мох (луна), ситора (звезда), нишон (круг) и др. С большим художественным вкусом вышивались каллиграфические надписи, которые размещали в кайме отдельных композиций.
Изготовлялась также и женская золотошвейная одежда — более легкая, облегающая. Славились бухарские золотошвейные жилеты, которые женщины надевали поверх платья. Платья украшали тесьмой пешкурта, представляющей собой золотошвейную полоску длиной 110-120 см, шириной 8-10 см, разрезанную пополам по продольной оси.
Большое внимание уделялось и украшению головных уборов, наиболее распространенным видом которых были тюбетейки. Специфической бухарской разновидностью тюбетеек является золотошвейная тюбетейка — каллапуши зардузи, одна из составляющих костюма придворной знати, а позже ставшая обязательным элементом свадебного костюма и наряда мальчика по случаю обрезания.
Роскошные золотошвейные изделия украшали драгоценными и полудрагоценными камнями: бриллиантами, изумрудом, жемчугом, топазами, рубинами, сапфирами. Широко применяли и ювелирные украшения: золотые, серебряные и позолоченные бляшки различной формы. Популярны были круглые куполки «куба» из серебра с позолотой и украшенные блестками «пулякчи».
Золотые узоры бухарских умельцев украшают экспозиции музеев Узбекистана, хранятся в музеях зарубежных государств — в России, Индии, Индонезии, Китае, Шри-Ланка и других. Бухарские зардузы — непременные участники международных выставок. Их изделия восхищали зрителей Великобритании, США, Индии, Японии, Бельгии, Сирии, Шри-Ланка, Германии, Франции, потому что созданная руками мастеров и мастериц роскошь золотого шитья на фоне вишневого или темно-синего бархата живо напоминает о сказочном богатстве живых традиций узбекского народного искусства.
В настоящее время, с возрождением национальных традиций и ремесленничества, золотошвейное искусство обретает новую жизнь. Сейчас этим видом искусства заняты в основном женщины. Золотошвейные мужские халаты стали обязательной частью свадебного костюма жениха, их надевают в особо торжественных случаях, дарят почетным гостям и т.д. Золотым шитьем украшают детали парадного туалета: нарядные тюбетейки, женские безрукавки, туфли, сумочки, а также футляры для очков, чехлы для диванных подушек, переплеты для альбомов, декоративные покрывала, а также изделия крупных монументальных форм — большие настенные панно с изобразительными мотивами из современной жизни, театральные занавеси.
Разрешите представить вам цикл статей по лицевому шитью. «Живопись иглой» — так по-другому называется лицевое шитье.
Фрагмент плащаницы
Лицевое шитье — «живопись иглой», представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений. Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. Произведения лицевого шитья использовались только и исключительно в богослужебных целях. Это плащаницы, хоругви, облачения священнослужителей, подвесные пелены под иконы, воздухи, походные иконостасы и прочее.
Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века — одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого.
Занимались этим видом шитья чаще всего особо зажиточные и знатные люди. Овладение лицевым шитьем входило в обязательное воспитание девушки-аристократки. Все великие княгини, а в последствии царицы, были искусными мастерицами в этом деле. Такое положение дел сложилось потому, что материалы для лицевого шитья были исключительно дорогими, а сам процесс работы очень долог и тяжел, требовал много свободного времени.
Казанская икона Божией Матери.
В каждом знатном доме существовала мастерская, в которой содержались мастера всех видов искусств, в том числе и швейного. Швейная мастерская называлась «светлицей». В светлицах были собраны лучшие крепостные мастерицы-вышивальщицы, а сами работы светлиц были и остаются эталоном лицевого шитья. как в древнее, так и в настоящее время.
Шить и вышивать должна была уметь каждая женщина Древней Руси. Прилежание к рукодельям почиталось за особую добродетель. «Добрые жены рукодельны» — пишет «Домосторой» (знаменитое произведение 16 века, содержащее различные правила «житейской мудрости»). Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. Вменялось в подвиг, если женщина «по вся нощи без сна пребывала, в молбах и рукоделии, в подвиге и в ея личном деле».
Наиболее известные мастерские по лицевому шитью Старицких, Строгановых, царицы Анастасии Романовны, Годунова, великой княгини Соломонии Сабуровой и Софьи Палеолог.
Кроме того, существуют еще така называемые школы лицевого шитья, связанные с местностью, в которой они развивались. Различают византийскую, московскую и новгородские школы. Новгородская школа характеризуется пастельным колоритом и минимумом золота, московская — сочностью и многоцветностью; в ней тоже мало используется золото. Для византийской характерно обилие золота и серебра с цветными прикрепами и шитьем в лом.
Плащаница XVII века. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Размер: 135 х 189
Обычно «личнОе», то есть лицо и обнаженные части тела, вышивались шелком телесного или серого тона «атласным швом», при котором стежки плотно прилегают друг к другу, или швом «в раскол», когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. В мелких изображениях (особенно в 15 веке) лики шиты обычно вертикальными или горизонтальными стежками. В более крупных и монументальных работах мастерицы стремятся путем шитья по направлению мускулов, так называемого шитья «по форме», передать объем лица и тела. Этот получил развитие главным образом с середины 16 века, когда объем начинают подчеркивать также и употребление шелков разных оттенков.
Барма (широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия. Древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения)
Выше представлены фотографии старинной вышивки. Но и сейчас этот вид искусства возрождается и развивается. А вот некоторые работы современных мастеров. Всё вышито вручную!
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент.
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы.
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент.
Плащаница Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент.
Казанская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери.
Фрагмент Плащаницы.
Продолжение следует.