Введение
1. Женские образы в эпической древнерусской литературе
2. Женские образы в житийной литературе Древней Руси
3. Женские образы в древнерусской литературе второй половины XVII века
Список использованной литературы
Введение
Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь часто. В соответствии с принципами создания человеческого характера в средневековье персонаж мог быть показан либо с положительной, либо только с отрицательной стороны. Героини древней книжности не стали исключением. С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ «злой жены» – сварливой и некрасивой (как у Даниила Заточника в XIII веке) или блудницы и любодеицы (как у митрополита Даниила в XVI веке). С другой стороны, русскими книжниками созданы высокие идеальные характеры женщин: это мудрая княгиня Ольга, поэтичная Ярославна, святая Феврония. В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят Ульяния Лазаревская и сестры Марфы и Мария, которые стали героинями произведений, написанных в первой половине XVII века.
В рамках данной работы рассмотрены следующие вопросы:
развитие различных жанров в древнерусской книжности, чтобы понять механизм формирования легендарно-агиографической повести;
обзор доступной исследовательской литературы о произведениях и сделать выводы о степени изученности женских образов в них;
черты, определяющие святость и праведность героинь.
Этот аспект обращения к персонажу древнерусской литературы вообще представляется актуальным на современном этапе развития национальной духовности, когда стало возможным изучение православных основ отечественной культуры и литературы.
Содержание
- Женские образы в эпической древнерусской литературе
- Правительница Елена Глинская
- Правительница Софья Алексеевна
- Правительница Наталья Кирилловна
- Правительница Анна Леопольдовна: не из волчьей стаи
- Софья-правительница
- София-правительница (1682–1689)
- Елена Глинская — правительница России
- 31. АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА, правительница Российской империи
- Правительница
- IX. Правительница Анна Леопольдовна
- Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси
- Изображение человека в летописях
- Идеал человека в житиях
- Идеал женщины в древнерусской литературе
- Герой литературы 17 века
Женские образы в эпической древнерусской литературе
Женские образы в древнерусской литературе, как известно, немногочисленны, но при этом чаще всего они оказываются достаточно яркими и очень запоминающимися, чему во многом способствует оригинальное художественное воплощение женской темы (хотя у некоторых исследователей можно найти мнение, что древнерусская литература — это литература, написанная о мужчинах, мужчинами и для мужчин).
В ранних текстах древнерусской литературы авторы при трактовке женской темы обращаются к фольклорным традициям. Очень многие женщины в ранней древнерусской литературе напоминают такие традиционные сказочные типы, как мудрая дева и разборчивая невеста в волшебной сказке. Былевой эпос дал замечательные образы не только героев,, защищающих Русь, воплотивших в себе идеал мужества и красоты, не только тех, кто не был удовлетворен существующей жизнью и нарушал ее законы и правила, не только одаренных в разных областях людей, покоряющих даже силы природы, но и замечательные женские образы. Среди этих образов — особенно выделяются образы матери богатыря и его верной жены.
Мудрая мать, наставница сына, окружающая его заботой и всегда ожидающая его, — такова мать богатыря. Но нельзя сказать, что эпическая мать, наделенная этими чертами, не имеет своеобразных черт, различающих ее в разных былинах. Мать Дюка, мать Добрыни, мать Василия Буслаева — каждая имеет свои особые черты.
В былине о Дюке Степановиче образ 4матери в то же время образ градоправительницы. Она — хозяйка города, глава его. Как и других матерей русских богатырей, ее нередко зовут Мамелфа (вариант Амелфа и т. д.) Тимофеевна; с первого же появления чувствуется ее властность и независимость, противостояние киевскому двору Владимира. Она не хочет отпустить сына в Киев, говоря, что там живут хитрые люди, они изведут молодого Дюка, воспользовавшись его неопытностью; и только когда Дюк собирается ехать в Киев против воли матери, она дает ему напутствие — благословение. Когда Дюк поспорил с Чурилой, кто кого перещеголяет, и послал коня Бурушку с запиской в «Галич-то красную, Галич богатую», мать Дюка помогает сыну в его споре, послав ему дивные наряды. Полностью же образ матери Дюка — властной градоправительницы — обрисовывается в конце спора Дюка с киевлянами, когда послы князя Владимира приезжают в Галич описывать Дюково имущество.
«Самая встреча с матушкой Дюка послов Владимира, принимающих за мать богатыря сначала портомойницу, затем каравайницу, затем ияшошку, выразительно обрисовывает величественный образ градоправительницы. Введение сатирических элементов в рассказ о поведении послов в Галиче, которые оказались не в состоянии описать имущество Дюка, оттеняет — основные черты Мамелфы Тимофеевны: чувство собственного достоинства, сознание своей независимости; уменье держать себя, как полагается властной и богатой хозяйке, большой ум и такт в обращении с людьми.
Сочетание любовного, заботливого отношения к сыну со свободным, равноправным отношением к городскому люду характерно для матери Васьки Буслаева и в какой-то мере сближает ее образ с образом матери Дюка. Самое начало былины, говорящее о смерти Буслая и о том, что на руках матери осталось буйное неразумное чадо, молодой Василыошко Буслаевич, которого она удерживает от бесчинств, ставит ее в особые отношения с горожанами и выделяет ее положение, как главы семьи. Не забитой, зависимой от горожан, а равноправной с ними обрисована новгородка — мать Василия. Многими вариантами это подчеркивается особенно ясно в эпизоде попытки матери примирить новгородцев с Васькой. Богатые дары несет мать новгородцам, лишь бы они не бились кулачным боем с Васькой; когда же новгородцы, посмеявшись, отказываются от этих даров, рассчитывая завладеть всем Васькиным имуществом, мать Василия гневно возвращается домой и так ударяет ногой тынину, что та улетает с места, а дверь распахивается, едва не сорвавшись с петель. В образ матери Василия привносятся черты богатырки, которые роднят ее с сыном. Она успокаивает разошедшегося во время кулачного боя Василия и уносит его на руках с моста через Волхов-реку, спасая мужиков новгородских от поголовного истребления. К ней же — хозяйке дома, властной новгородской женщине — возвращается Васькина дружина после его гибели, и мать Василия рассчитывается с дружинниками и отпускает всех по домам.
Несколько иной характер имеет образ матери в богатырских былинах: мать богатыря рисуется менее самостоятельной в отношениях с киевлянами, сфера ее действий более ограничена семейными отношениями и она более зависима от князя. Такова мать Добрыни Никитича. Она многое предвидит, многое знает; она предостерегает богатыря от неразумных поступков и спасает его в опасных случаях жизни (например, дает ему чудесный платок, восстанавливающий силы, плеть, придающую силы коню, — варианты былины «Добрыня и Змей»; она заставляет Маринку, обернувшую Добрыню туром, возвратить ему человеческий облик и сама превращает колдунью в сороку — «Добрыня и Маринка»). Но мать Добрыни безропотно подчиняется решениям князя даже в тех случаях, когда он творит насилие над богатырем и его семьей («Добрыня и Алеша»). Глубока, сильна любовь матери; нередко эта любовь охраняет богатыря от несчастья. И куда бы ни уехал богатырь, как долго бы он ни отсутствовал, мать его ждет, смотрит в поле через окошко косивчатое.
Русские былины создали не только прекрасный образ матери, но и образ верной, любящей жены. В былине о Добрыне и Алеше рядом с матерью богатыря встает образ верной жены Настасьи Микуличны. Она ждет любимого мужа* уехавшего в долгую поездку богатырскую, гонит от себя сватающегося к ней Алешу, и только когда князь Владимир насильно заставляет ее, она идет замуж.
Тема любви и верности — основная в показе отношений богатыря и его жены. Эта тема определяет развитие действия многих былин, говорящих о судьбах жены и мужа. Она раскрывается в сюжете возвращения мужа на свадебный пир жены, так своеобразно разработанном былиной «Добрыня и Алеша». Она трагически окрашена в «Даниле Ловчанине» и имеет несколько приключенческий характер в «Ставре Годиновиче». И несмотря на различную трактовку этой темы, несмотря на различие в обрисовке самого образа верной жены, все эти былины (и другие, примыкающие к ним) говорят о стойкости женщины в любви и верности.
Былина «Данила Ловчанин» рисует деспотический образ князя Владимира. Князю полюбилась Василиса, жена Данилы, и он приказал Данилу убить, чтобы взять Василису себе в жены. Тема женитьбы на чужой жене получает, таким образом, трагедийную разработку. Обличительные слова Ильи Муромца не останавливают Владимира. Но смерть Данилы не приводит к исполнению желания князя. Василиса убивает себя над телом мужа. Так исполнились слова Ильи: «Изведешь ты ясна сокола, не увидишь белой лебеди». Образ Василисы, любившей мужа и принявшей смерть, лишь бы не стать женой князя, более глубок, чем образ Настасьи, которая помнила мужнин наказ и все ж «не по его наказу сделала», побоялась князя Владимира и «его грозы великия».
Иные черты идеального женского характера раскрываются в былине о Ставре, в которой жена, тоже Василиса переодевшись в мужское платье и приехав под видом иноземного богатыря (иногда жениха княжеской племянницы), обманывает князя Владимира и выручает мужа, посаженного в тюрьму. По образному выражению былины, проведенный Василисой князь Владимир «наделал много смеху-хохоту по всему по Киеву, по Киеву, по Чернигову».
Все эти женские образы былин отражают народные представления о том, какой должна быть женщина. Противореча утверждению церковников о том, что женщина — «сосуд дьявольский», и бытовым правилам Московской Руси, ограничивавшим сферу действий женщины домом и двором, народный эпос создавал идеальный образ женщины — всеми уважаемой матери, мудрой, способной возглавить семью и управлять городом; жены, преданной мужу, любящей и тихой, способной в годину испытаний сохранить верность и выручить из беды мужа. Большие чувства, глубокие переживания характеризуют эпический образ женщины — идеальный характер, живший в сознании народа.
Таким образом, в целом ряде случаев мы имеем дело с явным влиянием фольклорной традиции, которая используется литературой. Обращаю внимание, что такая ситуация достаточно характерна для древнерусской литературы, по большей части на раннем периоде, но такие тенденции сохраняются вплоть до конца древнерусского периода.
Правительница Руси
Что, например, мы доподлинно знаем о такой замечательной личности, как княгиня Ольга?
Легенды говорят, что она была простой крестьянкой из-под Пскова и однажды перевозила князя Игоря через реку в челноке. Он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорелся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал за полюбившейся девушкой, после чего и женился на ней.
Легенды говорят, что, оставшись вдовой с маленьким сыном, она жестоко отмстила древлянам – убийцам своего мужа: закопала живьем в землю одно посольство, пришедшее мириться, сожгла в бане второе, приказала изрубить пять тысяч знатных древлян, пригласив их на тризну Игоря и напоив допьяна; наконец, сожгла главный город врагов Искростень с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажженную паклю с серой.
По преданию, она отправилась в Константинополь, желая принять христианство. Император Византии, подивившись ее разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда ее поспешно окрестили. Но когда царь снова стал добиваться княгини, она обратила внимание царя, что теперь приходится ему крестной дочерью. Тогда тот богато одарил ее и отпустил домой.
Что же из этого правда, а что выдумка?
Мы не знаем ничего ни о происхождении Ольги, ни об обстоятельствах ее свадьбы с Игорем. Известно лишь, что к тому времени, когда Игорь пошел в поход на древлян и погиб в бою, у него с Ольгой был малолетний сын Святослав, что позволило княгине стать регентшей при наследнике Игоря. Ее поход на древлян был не столько местью, сколько политическим шагом – приведением к покорности мятежного племени, которое отказывалось платить дань. Легенда о сожжении города с помощью птиц является калькой с аналогичных скандинавских преданий и чистым вымыслом – проделать что-то подобное на практике абсолютно нереально.
Усмирение древлян было только первым шагом в обширной политической программе Ольги. Она основательно перетряхнула и привела в порядок земли Киевской Руси. В 947 г. она отправилась с войском в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (размеры дани), и установила систему погостов – центров, в которых происходил сбор податей, а так же торговля и обмен. Затем по погостам начали строиться храмы, а при храмах закладывались кладбища, поэтому со временем слово «погост» стало означать «кладбище».
В 945 г. Ольга назначила размеры «полюдья» – податей в пользу Киева; а также сроки и периодичность их уплаты – «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор – «тиун». По приказу Ольги в Киеве появились первые гражданские каменные здания (городской дворец и загородный терем Ольги).
В 957 г. Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, желая, по всей видимости, завязать торговые и дипломатические отношения с богатым и могущественным соседом. Скорее всего, для этого она и просила императора крестить ее. Маловероятно, что история о сватовстве абсолютно достоверна, так как Ольге к тому времени было около семидесяти лет, и вряд ли она могла вызывать столь безудержную страсть у византийского императора. Так или иначе, но своих целей Ольга не достигла, поскольку с послами императора общалась в Киеве очень холодно.
Умерла Ольга в 969 г. и была похоронена по христианскому обряду.
Легенды представляют нам княгиню Ольгу то романтичной и чистой девушкой, то пылающей жаждой мести вдовой, то хитрой красавицей, сумевшей обманом выманить благословение у незадачливого византийского императора. Однако факты говорят другое: перед нами расчетливый и мудрый политик (или, если угодно, политикесса), которая сдала государство сыну в большем порядке, чем приняла его от мужа.
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Правительница Елена Глинская
Правительница Елена Глинская Сразу же после смерти Василия III среди бояр началась отчаянная борьба за власть. Опале были подвергнуты братья Василия III, Юрий и Андрей Ивановичи – бояре им не доверяли, хотя сразу после смерти Василия III они целовали крест и клялись
Правительница Елена Глинская Перед смертью Василий III просил Глинского позаботиться о безопасности своей семьи. «Пролей кровь свою и тело на раздробление дай за сына моего Ивана и за жену мою…» — таково было последнее напутствие великого князя. Князь Михаил не смог
Правительница Елена Глинская Перед смертью Василий III просил Глинского позаботиться о безопасности своей семьи. «Пролей кровь свою и тело на раздробление дай за сына моего Ивана и за жену мою…» — таково было последнее напутствие великого князя. Князь Михаил не смог
Правительница Софья Алексеевна
Правительница Софья Алексеевна От имени царей Ивана и Петра были направлены посольства в Стокгольм, Варшаву, Вену, Копенгаген, Стамбул, Исфахан — известить об их восшествии на престол и о том, что они подтверждают все прежние договоры. Хотя власть братьев сразу стала
Правительница Наталья Кирилловна
Правительница Наталья Кирилловна Хотя Софью свергли, Петра мать считала слишком легкомысленным для государственных дел. Но и перевоспитать его было уже трудно. И Наталья, кажется, не очень-то и старалась. Царь остался чисто представительной фигурой для торжеств и
Правительница Анна Леопольдовна: не из волчьей стаи
Правительница Анна Леопольдовна: не из волчьей стаи Анна Леопольдовна явилась плодом брака повелителя Мекленбург-Шверинского герцогства Карла Леопольда и русской царевны Екатерины Иоанновны. Выдавая, как уже сказано ранее, свою племянницу Екатерину за герцога
Софья-правительница
Софья-правительница Царь Федор правил семь лет и показал себя рассудительным и деятельным юношей, подающим большие надежды, которым, однако, не суждено было воплотиться в реальность. После его смерти партия Нарышкиных на некоторое время взяла верх, им удалось
София-правительница (1682–1689)
София-правительница (1682–1689) По общему мнению, София Алексеевна была «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужеского ума исполненная дева». Она прекратила волнения раскольников, обуздала бунтовавших стрельцов, заключила выгодный для России «вечный мир» с
Елена Глинская — правительница России
Елена Глинская — правительница России Не только красотой пленила когда-то Елена Глинская Василия III. Она явно отличалась от застенчивых, скромного поведения русских барышень европейской манерой общения, которую получила в доме своего знаменитого дяди. Но она не была
31. АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА, правительница Российской империи
31. АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА, правительница Российской империи Родилась 7 (18) декабря 1718 г. в г. Ростоке от второго брака Карла-Леопольда, герцога мекленбург-шверинского, с царевной Екатериной Ивановной, дочерью царя Ивана V Алексеевича, племянницей императора Петра I, родной
Правительница
Правительница С 16 мая 1682 года началось правление Софьи Алексеевны. В тот день были произведены важные назначения. Князь Василий Васильевич Голицын стал начальником Посольского приказа, князь Иван Андреевич Хованский — Стрелецкого, боярин Иван Михайлович Милославский
IX. Правительница Анна Леопольдовна
IX. Правительница Анна Леопольдовна Нет ничего пристрастнее и одностороннее отзывов современников об исторических личностях, на какой бы высоте они ни стояли, и чем выше положение, занимаемое этими личностями, тем отзывы о них пристрастнее: один возводит такую личность
Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси
Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси Легендами овеян образ княгини киевской Ольги, но ее деятельность действительно оставила заметный след в восточнославянской истории X века. Древние летописцы, несомненно, симпатизировали княгине – жене Игоря
Определение 1
Летопись — это погодовая запись исторических событий, осуществляемая их современником.
Изображение человека в летописях
Особенностью древнерусской литературы, отличающей ее классической, является изображение героя. В древнерусской литературе не встречаются привычные образы литературы 19-20 столетий. Средневековый писатель обладал своим художественным видением человека и особыми способами его изображения.
Так же, как и в новой, в древней русской литературе воспроизведение человека зависело от жанра и стиля произведения. Без их понимания представить художественное своеобразие памятников древнерусской литературы невозможно.
Академик Д. С. Лихачев выделяет следующие стили древнерусской литературы:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Стиль монументального историзма;
- Эпический стиль;
- Экспрессивно-эмоциональный стиль;
- Стиль психологического умиротворения.
Герой древнерусских литературных произведений воспроизводится в соотношении с жанрами и стилями. В соответствии с ними же создаются и идеалы, определяется нравственный облик человека. монументальный стиль представлен в воинских повестях, летописях, повестях о княжеских свершениях. Здесь изображение идеального героя связано с феодальным устройством, с кругом общественно-социальных понятий, а также с представлениями о чести, о долге и правах феодала, о его обязанностях перед государством.
Идеальным героем в летописях был князь, которого летописец создавал в «монументальном величии». Его интересовал официальный образ князя и его поступки как исторического деятеля, человеческие же качества как правило оставались за пределами внимания.
Создание идеального образа героя подчинялось определенным канонам. Летописец перечислял добродетели и достоинства князя, которые должны были вызывать поклонение. Князь изображался независимым, могучим, красивым внешне, храбрым, искусным в ратном деле, мужественным сокрушителем врагов и хранителем государства. Князь в таких произведениях представлен в ореоле славы и власти. Это государственный деятель, воин. Одной из черт идеального героя является презрение к смерти и бесстрашие в бою. Он всегда впереди своего войска, бесстрашно выходит на поединок с врагом и бросается в схватку. В летописи князь является олицетворением могущества и достоинства страны. Идеал князя выражал любовь летописца к родной земле, его патриотические чувства. Князь служит своей стране и готов умереть за Русь. Патриотизм был не только долгом, но и убеждением князей. Действующие лица летописей были реальными историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.
Идеал человека в житиях
В житиях прославляются подвиг служения отечеству, подвижничество, святость, «светлость» жизни русских святых. В их образах сочетается пример самоотверженности, страстное служение идее, выражается народный идеал духовный красоты русского человека (Сергий Радонежский, Феодосий Печерский и т.д.).
В повествованиях о святых в экспрессивно-эмоциональном тоне передается их идеальность, их величие. Именно это создает экспрессивно-эмоциональный стиль древнерусской литературы. Особенно ярко он проявляется в житийной литературе, которая возвышает жизнь святого до идеала, до подвига. Святой в древнерусской литературе называется «воином Христовым». Святой – подвижник, главное в нем – это его подвиг, который он совершает как воин.
Эпический стиль в изображении героев особенно ощутим в произведениях, связанных с устным народным творчеством. Действующие лица повести и летописи, как и в фольклоре, характеризуются по одном деянию (например, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о полку Игореве»). В этих произведениях коллективный герой – защитник родины, отличающийся мужеством и силой. На этого героя авторы переносят и подвиги дружины (Евпатий Коловрат, Святослав, Буйтур Всеволод). Образ героя здесь соединяется с дружиной, вырастает в былинного богатыря. Так появляется собирательный образ.
Идеал женщины в древнерусской литературе
Древнерусская литература создала и героические характеры женщин – матерей, жен, которые провожают своих близких в воинские походы и благословляют на битвы с врагами, вдов, которые оплакивают погибших. Владимир Мономах с большой любовью и теплотой пишет о вдове убитого сына. Удивителен и образ Евпраксии, жены рязанского князя Федора, которая вместе с грудным младенцем бросилась со стены, чтобы не попасть в плен («Повесть о разорении Рязани Батыем»).
Идеал женщины Древней Руси выражается в любви к родине, служении близким, презрении к врагу. Он воплощен в воинских повестях и летописях. Образ Ярославны – это образ верной, любящей женщины.
Гимн любви и верности, нравственный идеал древнерусской литературы олицетворен в образе мудрой девы Февронии. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» проявляется эмоциональная созерцательность, «психологическая умиротворенность» автора, создающего образ русской женщины. Героиня произведения – высокий нравственный идеал. Сила ее люби не позволяет разлучить Февронию с любимым даже в смерти.
Герой литературы 17 века
В литературе 17 века происходит открытие человеческой личности. Происходит изменение героя, меняется и его изображение. В литературе предшествующих столетий не было вымышленных героев, все действующие лица существовали на самом деле (князья, святые). В 17 веке в литературе появляется обычный человек: купеческий сын, порвавший с семьей и отправившийся на поиски своего места, мужик, селянин. Это безвестные, ничем не примечательные, не имеющие совершенно никакого отношения к истории вымышленные герои, но они близки читателю. С этого момента герой произведений стал безымянным. Как правило, в произведениях их называют «богатый», «бедный», «девица», «крестьянский сын», «купец некий».
Герой демократической литературы не идеален. Он будничен, лишен всего того, что возвышало героев в литературе предшествующих периодов. Он затерян среди нищеты, потерял связь с близкими и родными, лишен родительского благословения, но по мысли автора, даже опустившийся человек нуждается в сочувствии.