Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Сегодня в одних семьях муж пользуется непререкаемым авторитетом, в других — супруги строят отношения на основе равенства мнений. Мне не раз задавали вопрос: какое устроение семьи более соответствует православию? Считается, что Церковь признает исключительно патриархальный тип семейных отношений, поскольку апостол Павел писал о главенстве мужа над женой (см. 1 Кор. 11, 3). Здесь есть два «но».
Во-первых, в Римской империи женщина не имела экономической и социальной независимости. Она всегда оставалась в рамках семьи, как чья-то дочь, сестра, жена, мать. Овдовевшие женщины были самыми бесправными и незащищенными. Упоминание о том, что вдовицам надо помогать, есть в Евангелии, в Деяниях апостольских и у святых отцов. Но нигде не сказано, что надо помогать вдовцам, потому что вдовец мог себя обеспечить, а вдова нет.
По причине полной самостоятельности мужчины на заре христианской эры апостол первое слово обращает к мужьям, возлагая на них ответственность за христианскую семью. Святитель Феофан Затворник также подчеркивает, что «апостол Павел больше наседает на мужей». При этом апостол наставляет проявлять о жене такую же искреннюю заботу, как о собственном теле (см. Еф. 5, 28).
Надо подчеркнуть, что христианство кардинально изменило отношение к женщине, утвердив равенство полов. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — пишет апостол Павел (Гал. 3, 28). Таким же новаторским стало и учение о семье, ибо апостол соединяет мужское главенство не с подавлением другой личности, а с самопожертвованием. Подобно Христу, который принес Себя в жертву за обновленное человечество — Свою Церковь, глава семьи жертвует собственным эго из любви к жене.
Апостол поднимает семейные отношения на ту высоту, о которой пишет в другом послании, раскрывая ее свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—7). Жена, со своей стороны, отлагает эгоистические притязания ради страха разрушить эту любовь.
Таким образом, в главенстве мужа и послушании жены в равной степени для каждого супруга проявляется самоотречение, отказ от себялюбия и других пагубных качеств личности. Из этого следует, что православная семья — это путь духовного совершенствования супругов, объединяющий их во Христе. Какой тип семьи более отвечает этому идеалу?
В патриархальной семье муж задает тон отношениям, основывая их на христианской любви. Если же супруг потребительски относится к браку, нарушает евангельские принципы, то требовать от жены безоговорочного послушания будет неправильно. Иначе апостольские слова можно довести до абсурда: признать, что женщина обязана подчиняться мужу, а он не обязан ее любить и заботиться о ней.
По этому поводу в IV веке между двумя святыми отцами Церкви возник спор. Святитель Василий Великий в одном из канонических правил зафиксировал существовавшую в то время практику, согласно которой основанием для развода могла быть измена жены, но не мужа. Святитель Григорий Богослов, во многом опережая свое время, возразил, что подобные законы и традиции отражают привилегии тех мужчин, которые их устанавливали.
С христианской точки зрения, семейное право должно быть одинаковым для обоих супругов. Разумеется, оба должны соблюдать верность друг другу, и ответственность супругов за брак должна быть равной. Другой вопрос, что в те времена, когда спорили святители, муж, бросив жену, экономически не страдал. А вот жене, которая оставляла своего неверного супруга, выжить в одиночку было гораздо труднее, особенно с детьми.
Сейчас иные условия. Женщины самостоятельны, имеют равные конституционные права с мужчинами. Жены вполне способны конкурировать с мужьями в разных сферах жизни: общественной, экономической, политической. Но остается духовная сфера, для которой по-прежнему необходима гармония евангельской любви.
Назвать любовью можно даже диаметрально противоположное ей, пнуть ногой щенка и сказать: «Я сделал это любя». Но дело не в словах, а в реальности. Если муж проявляет те качества, о которых говорит апостол Павел (1 Кор. 13, 4—7), значит, в нем действует любовь. В таком случае жене будет нетрудно соглашаться с мнением мужа, ее послушание будет естественным.
Есть еще одно «но». Жена не должна слушаться даже мужа, если тот подталкивает ее к греху или требует отказаться от веры. Например, женщина слышит: «Дай мне быть свободным в жизни. Относись ко всему проще, мы же с тобой — современные люди». В этом случае слепое повиновение жены явно повредит ее душе.
Супругам надо иметь рассуждение так же, как и монахам в духовной жизни. Вот почему желательно, чтобы супруги имели одного духовника и советовались с ним. И для общения с духовником надо не только приходить в храм, но и приглашать его к себе домой. В домашней обстановке его беседа больше будет способствовать укреплению внутреннего единства семьи, и он лучше будет понимать возникающие проблемы в отношениях.
Долгая семейная жизнь удерживается не на страстных чувствах, которые со временем изживаются, и не на холодном расчете, который превращает живого человека в инструмент достижения той или иной цели. Настоящая любовь порождает потребность отказаться от своих интересов ради блага другого, освободиться от тех шероховатостей своего характера, которые ранят любимого человека.
Как достигается отказ супругов от эгоизма — на основе патриархального главенства мужа или на основе взаимного согласия, не столь важно. Главное, чтобы все члены семьи возрастали во Христе через единство в евангельской любви. Именно эти устремления должны закладываться в основу отношений мужчины и женщины, которые хотят построить православную семью.
Доклад слушателя Библейско- Богословских курсов г.Вятки, Мамедовой Любови Васильевны, 3 курс.
Быть истинно любящей Женой и мудрой матерью, обладающей такими богатствами, как сострадание, нежность, чуткость и благородство – самое сложное и ответственнейшее искусство на земле, к которому Самим Творцом от начала своего создания призвана женщина. Однако сегодня современное общество диктует совсем иные идеалы и стремления, культивирует и насаждает такие образы, как женщина- блудница, фотомодель, карьеристка, бизнесмен и политик, а образ женщины- жены и матери – это что-то такое, что лишает женщину свободы и развития своих талантов, то, что ограничивает её жизнь и делает её скучной и однообразной. Такая смена ориентиров объясняется сильным заболеванием и оскудением человеческой духовности. Образ женщины изменился до неузнаваемости совсем не из-за того, что «время стало другое», но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса.
К истокам
Во все времена воспитанию девочки уделялось очень большое внимание. Богобоязненность, скромность, целомудрие, сострадание, аккуратность, умение вести домашнее хозяйство – вот какие качества старались привить мудрые матери своим дочерям, начиная с их рождения. К девочкам всегда было более строгое отношение, чем к мальчикам, в которых сызмальства поощрялись смелость и инициативность. От девочки же требовалась осмотрительность и благоразумие, считавшееся очень важным женским качеством, которое проявлялось и в общении с молодыми людьми. Женихам разрешалось только ухаживать, чинно, деликатно, без грубых прикосновений.
Безрассудство, легкомыслие, беспечность, взбалмошность однозначно воспринимались в качестве недостатков, и девушке, обладающей ими, было очень тяжело выйти замуж, так как будущих жен для своих сыновей родители подбирали весьма тщательно, задолго присматриваясь к возможной невесте, прежде чем идти свататься. Потеря же девственности, безусловно, была наивысшим позором для девушки, после чего она считалась неспособной создать семью.
Такое строгое отношение к девочкам, к их воспитанию показывало, насколько важной, основополагающей жизненной ценностью являлась семья для человека во все времена, насколько люди стремились сохранить её крепкой и здоровой. Сердцем такой полноценной семьи всегда считалась духовно- нравственная, сильная женщина, воспитывающая самые лучшие качества не только в своём муже и детях, но и во всем обществе. Ведь,фактически, семья – это живая лаборатория человеческих судеб, личных и народных, причем каждого народа в отдельности и всех народов сообща.
И если мы подумаем, что «следующее поколение» все время вновь нарождается и воспитывается и все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение уже теперь слагается и созревает вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем себе отдать отчет в том, как много значит слово «жена» и слово «мама», какая ни с чем не сравнимая ответственность, данная Самим Господом лежит на женщине.
О прекрасных Божиих дарах и способностях, которыми наделена именно женщина с той целью, чтобы она смогла понести свой крест, выстоять перед трудностями, выпадающими на её долю, быть полезной для многих людей, встречающихся на её пути, совершать тяжелые повседневные подвиги, очень точно и глубоко сказал один из известных русских старцев нашего времени – архимандрит Кирилл (Павлов):
«На долю женщины выпадает поприще небольшое по пространству,но весьма великое по влиянию. И способности женщины в семейном кругу гораздо более значительнее способностей мужчины. Каждодневно в семье женщина обнаруживает всю доблесть своей души, здесь проявляются такие высокие её дарования, качества, какие присущи только ей одной. Мужчина этих качеств не имеет. И эти качества даны Творцом только женщине, а именно: практический взгляд на вещи, способность проникать в сердца людей неизвестными путями для мужчины, её ежеминутное пребывание везде, если не телом, то душой, её проницательность, острота её ума, постоянные пружины управления всем домом, её способность сочувствовать всякому горю, её способность откликаться на цепкий зов, её нежность, её мягкость, сочувствие, аккуратность в работе, даже аккуратность во всякой мелочи, её проворство в рукоделии, способность утешать утомлённых душой, проникать в сердца, открывать, пробуждать уснувшую совесть- все эти способности присущи только женскому полу. И если такова природа женщины, то, естественно она говорит, что её призвание — в любви.
Любовь составляет сущность и основу её бытия. Любить и жертвовать собою во имя любви – это потребность её души, это закон её существования. Закон, к которому никто её не принуждает. Все народы всех времен согласны с этим назначением. Какое чувство берется за образец чистой любви , любви нежной и живой ,у всех народов? Любовь женщины, любовь матери, которая не иссякает во всю жизнь, которая после всех страданий, после дневного труда, после ночного бодрствования считает достойным для себя вознаграждением ласку или улыбку своего ребенка. Поэтому любовь женщины, матери воспета всеми поэтами, всеми писателями и всем миром. И даже сам Господь взял любовь женщины к своему ребенку за образец любви к избранному Им израильскому народу. «Если,- говорит,- забудет жена свое отроча, то я не забуду тебя».
Но что же предлагает женщине современный мир? К какому идеалу стремится сегодня женщина, в чем выражается её красота, какова система её ценностей и какими качествами она должна обладать?
На распутье
Сегодня женщины ориентированы на саморазрушение, на истребление своего тонкого и богатого внутреннего мира. Очень глубоко распространилась такая нравственная порча, как духовная бездомность, так сказать, отсутствие «чувства дома» у женщины, что фактически сильно подорвало институт семьи. Все стремления, все интересы и смысл жизни женщины выведены сегодня далеко за рамки семейной жизни, она все рвется вон из дома. А дома не убрано, дети голодные и хватают что попало из холодильника, растут, как трава. Муж ходит в мятой одежде и тоже полуголодный, она же все «созидает», «общается», «имеет друзей».
Более того, созданию теплого очага и воспитанию детей резко противопоставляется карьерный рост, престижная работа, хорошая зарплата. Именно эти критерии определяют успешность женщины сегодня и, по мнению большинства , дают ей свободу.
А если задуматься, какое определение можно дать такого рода свободе? Никакого другого, как нежелание быть женой и матерью, рассматривая «сидение дома», как тяжелейшее непривлекательное бремя, которое не дает женщине раскрыться, развить свои таланты и почувствовать себя наравне с мужчинами. Другими словами, двигателем таких идей является ничто иное, как феминизм. Сегодня это явление и есть самый разрушительный грех против семьи.
Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «В поисках истины» описывает свои диалоги со старой дворянкой. Умудренная жизненным опытом женщина, сказала: » Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины моего круга. Феминизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские племена сооружали около дороги изваяния — высеченные из каменных глыб человеческие фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук и лица у них не было. Нельзя было разобрать мужчина это или женщина; их называли «каменные бабы». Феминизм представлялся мне производством каменных баб. Женщины хотели сравняться с мужчинами и превращались в какие-то грубые, бесформенные существа. Теряя женскую красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистки, которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что ездили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне предательницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами»(2,стр.64-65). Это довольно жесткий и вместе с тем очень точный образ эмансипированных женщин, болезненный для многих её представительниц и, тем не менее такой узнаваемый в наши дни.
Сегодня можно часто услышать, как жёны жалуются на своих мужей, обвиняя их в безынициативности , бесхарактерности и нежелании что-то делать по хозяйству. Но это, опять же, одно из проявлений феминизма: такая пассивность мужчин связана именно с тем, что многие из них вырастали в тех семьях, где верховодили женщины. И после того, как произошел взлом семейной природы, семейного очага, когда произошел распад семейного уклада жизни, когда все перемешалось, сегодня у нас получаются такие эфемерные бесформенные мужчины, которые сами ничего не делают. Но женщина должна понимать, что она призвана Богом к миру семейному. И поэтому, если мужчина ничего не делает, то надо не заставлять его, а надо молиться за него, молиться на коленях, с горячими слезами.
Один из подвижников ХХ века игумен Никон (Воробьев) пишет своей духовной дочери, как ей относиться к пьющему мужу. Это замечательное руководство для многих женщин.Ведь как часто жена уверена в том, что она правильно поступает со своим мужем. Но это совсем не так. Прочитав это письмо, мы увидим, какая там благодать и какое христианское отношение. Именно молитва и большая искренняя любовь жены , её терпение и мудрость могут привести мужа к обращению и вразумлению.
Такой образ жены- христианки, с большой любовью относящейся к своему супругу, очень глубоко отражен в рассказе преподобномученика архимандрита Кронида(Любимова; 1859- 1937 г.г.)
«Я ГОТОВА ТЕРПЕТЬ ВСЁ : СКОРБИ,ПЕЧАЛИ,НУЖДУ…»
Однажды на станции Бородино при возвращении из родительского дома в Лавру,- рассказывает отец архимандрит Кронид,- за час до отхода поезда я вышел на платформу и сел на скамью. Не прошло и 5 минут, как дверь вокзала отворилась ,и робкой поступью вышла на платформу молодая женщина лет 30. Лицо её и все движения были весьма скромны и смиренны.С робостью она присела около меня. Проходит еще несколько минут. Дверь вокзала с шумом распахивается и на платформе появляется какая-то разряженная по последней моде горожанка.
Проходя мимо бедной и смиренной женщины , она воскликнула: «Анна,это ты?».Та ответила: «Да, Дарья Семеновна, это я!»- » Что же ты, неужели до этого времени живешь со своим гнилым , пархатым мужем?- продолжала горожанка. Смиренная женщина скромно ответила ей: «Ах, Дарья Семеновна, ведь муж мне дан Богом и церковью. Если я покину его, кому же он будет нужен? И дети мои останутся беспризорными .Нет , мужа своего я не сменяю до его смерти ни на какие сокровища.Пусть совершится надо мной Воля Божия, но я готова терпеть все: скорби,печали и нужду.» — «Дура ты! Видишь,как я живу? Все на мне не купленное, а подаренное моими друзьями”. Покачала головой раба Божия Анна и сказала ей: «Пусть будет все это при тебе, но я не желаю никаких сокровищ получать незаконно и незаслуженно». Гордо кивнула головой на прощание городская женщина и с иронией промолвила: «Ну и живи со своим тухлым мужем, если не хочешь лучшей жизни». При этом она круто повернулась и оставила собеседницу.
По уходе щеголихи в моей душе возникли чувства глубокого расположения и особенного уважения к сидевшей вблизи от меня скромной женщине. Вот истинная жена-мироносица, достойная всякого уважения, христианской любви и почитания. Вскоре прибыл поезд. Мы уселись в вагон и поехали в Москву. Образ этой бедной женщины до сих пор неизгладимо хранится в моей памяти, как образ истинной жены-ХРИСТИАНКИ.
Размышления о женской красоте
Говоря об образе женщины невозможно не затронуть и тему женской красоты. Сегодня женская красота неразрывно ассоциируется со всевозможными косметическими средствами. И если выразить современный , прочно сложившийся взгляд на тему применения косметики и ее важности в жизни девочки, девушки и зрелой женщины, то он звучит примерно так: «Женщина без косметики, что пища без соли!».
Стало быть, образ красивой женщины без косметики, применение которой вменяется ей в обязанность и является залогом успеха, в современном мире просто немыслим.
Косметика стала сегодня для женщины как бы второй одеждой, без которой появиться в обществе просто неприлично. Более того, отказ от косметических средств расценивается сегодня как элементарное неуважение к себе самой. В связи с этим сколько раз приходилось сталкиваться с мнением и девушек-подростков и женщин о том, что мужчиной быть гораздо легче, поскольку ему не нужно краситься и тратить на это большие денежные средства и время.
Если суммировать «рецепты красоты», собранные в нынешние женские журналы и умы, то все они будут сводиться примерно к следующему:
Для того, чтобы быть красивыми, девушкам необходимо пользоваться различной косметикой, сидеть на диетах, подбирать соответствующие предметы гардероба, всячески соответствовать и многое вовремя успевать, чтобы не прослыть «синим чулком» и неудачницей.
Губная помада, тушь для ресниц, лак для ногтей, тональный крем – это лишь основные орудия косметики, которыми приходится виртуозно владеть и пользоваться женщинам каждый день для того,чтобы очаровать и впоследствии удержать своего любимого мужчину.
Приходится следить за постоянно меняющейся модой, обновляя свой гардероб, носить обувь на высоких каблуках, на которых мужчина и двух шагов пройти не сможет, проводить эпиляции, носить короткие юбки, тонкие капроновые чулки, превозмогая холод в зимнее время, чтобы подчеркнуть красоту ног.
Конечно ко всему этому можно добавить и то, что современная женщина должна иметь хорошее образование и обладать интеллектом, но при этом вы нигде не найдете хотя бы слово о том, насколько важно для женщины быть красивой душой и сердцем. «Все для тела и ничего для души»,- вот нынешний лозунг красоты, вот в чем её смысл.
Теперь обратимся к христианскому видению красоты женщины. Здесь хотелось бы привести отрывок из «Слова к современной женщине» архимандрита Тита (Бородина): «Послушай, какие дивные, высокого смысла слова говорит святой апостол Петр всем женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые узоры или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ,что драгоценно перед Богом» (Пет.3;3-4). Слышишь , что говорит апостол? Велит заботиться о преисполнении сердца любовью, сострадательностью, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, словом, нужно наблюдать за своим сердцем, чтобы никакие нечистые пожелания не коснулись его. С таким любящим и чистым сердцем женщина и в простом одеянии превзойдет всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво внешне, но бедных душевными качествами».
Наиболее полно и глубоко о том, что есть женская красота, размышляет архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст, почитаемый Православной Церковью как один из трех Вселенских святителей и учителей:
Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души – таковы признаки истинной красоты… Сколько (таких мужей), которые жили с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь. Напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.
Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело. Не столько золотые украшения делают тебя любезной и приятной для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него…
Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жен, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь. Для этого потребно веселое и спокойное состояние духа. Но когда все золото расходуется на украшение жены и вместе с тем появляются в доме недостатки, тогда нет никакой приятности для супруга. Поэтому, если хотите быть любимыми своими мужьями, доставляйте им удовольствие, а это сделаете тогда, когда перестанете украшаться и убираться более надлежащего. Все эти украшения и уборы имеют некоторую приятность в первые дни брака, но впоследствии время уменьшает им цену. Ибо если на небо , столь прекрасное, и на солнце столь светозарное, по привычке мы не всегда смотрим с равным удивлением, то будем ли удивляться телу, украшенному искусством? Говорю это для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядающую, которой украшаться заповедует апостол Павел, то есть не золотом или жемчугом или одеждами многоценными, но добрыми делами (1 Тим. ,2, 9).
Ты хочешь нравиться посторонним людям и приобретать от них похвалу? Нет, целомудренная жена не может иметь такого желания. Да и никто степенный и скромный не похвалит её за то, разве одни невоздержанные и сластолюбивые, да и эти не скажут о ней доброго, а еще осудят её за то ,что сама дает повод устремлять на неё нечистые взоры. Но жену воздержанную и те , и другие, и все похвалят, так как, смотря на неё, не только не чувствуют никакого вреда, но еще заимствуют от неё урок добродетели. Велика ей похвала и от людей, велика награда и от Бога.
Сравнивая приведенные выше понятия о красоте, которые ценятся сегодня, и те, о которых говорит христианство, невольно задумаешься о резко бросающемся в глаза контрасте между ними. Конечно, никто не говорит о том, чтобы внешний вид женщины был неаккуратный и неопрятный, но современность пропагандирует сегодня не столько эти упомянутые качества, сколько культ внешности, искажение образа Божьего, заложенного в женщине, а значит и » поправление» ошибок, которые » совершил» Господь, создавая женский пол.
В наши дни культ украшения тела сделал образ женщины вульгарным, нескромным. Одежда, изначально предназначавшаяся для того, чтобы скрыть тело, теперь существует для совершенно противоположной цели – как можно больше тело оголить. И если скромность и целомудренное поведение девушки являлись раньше её достоинством и украшением, то сегодня это недостаток, который мешает ей в жизни и «отпугивает» женихов. Но ведь успех женщины не в том, чтобы иметь много мужчин, а в том, чтобы обрести одного верного и любящего супруга.
От сердца
В заключение хотелось бы вам, дорогие жены, матери, дочери, сестры, сказать: не стремитесь к плоской, временной, бесстыжей, а значит, и не украшающей, а наоборот, уродующей женщину красоте, но созидайте красоту неувядаемую, истинную, наполненную глубочайшим смыслом и данную каждой из вас самим Творцом для того, чтобы вы смогли исполнить ваше высочайшее, установленное им предназначение – стать любящей супругой, и благочестивой матерью –христианкой своим милым детям. Помните о том, как сильно может женщина повлиять на все, что существует вокруг неё, ведь мир управляется из детской…
Приложение
Устав семейной жизни в свете Писания
По статье иерея Александра Шестопалова, настоятеля храма Св.мч. Иоанна Воина в Свято- Духовой пустыни г.Алатыря и матушки Анастасии Шестопаловой в православном журнале » Бог и человек» , вестнике Чувашской мтрополии №2 (02) 2013г.
Православие невозможно ограничить своими личными представлениями. Православие намного богаче и шире, чем мы Его представляем! Также и православных женщин наша вера не ограничивает дресс-кодом. Есть только одно требование: чтобы женщины одевались целомудренно. А для этого надо иметь соответствующие целомудрию мысли, которые в зависимости от любви к Богу у женщины будут выражаться во внешнем облике.
Исключения пока еще встречаются, но их так немного. А правило везде и всюду остается тем же. Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу.
Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины — вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».
Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.
Обратимся к Священному Писанию. В книге «Второзаконие» читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом.
Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.
Книга «Второзаконие» написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь: «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную».
Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова. 62-е правило:
Так называемые календы, вота, врумалиа и народное сборище в первый день месяца марта желаем совсем исторгнути из жития верных.
Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических: при давлении винограда в точилах не возглашати гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производити смеха, и по невежеству, или в виде суеты не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергати из священнаго чина, аще же миряне, отлучати от общения церковнаго. (Трул. 24, 51, 65; Лаод. 54; Гангр. 13; Карф. 15, 45, 63).
Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.
Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!» Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их.
Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины и при этом не понимают, что происходит.
Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».
Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.
Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен. Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.
Кризис общественной нравственности пришел и в Россию. Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды. Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность — быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте. Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины — на трактор!», «Женщины — к станку!», «Женщины — на стройку!» Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?
Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.
Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных — необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом — в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличиться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.
Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви митрополит Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», — говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка. Архиепископ Викентий призывает женщин оставить «свою страсть к ношению брюк и ходить в той одежде, что разрешена Господом». Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека.
Женщинам, по мнению специалистов, вредно ходить в брюках и с медицинской точки зрения (а некоторые дамы, как ни в чем не бывало, легкомысленно продолжают носить брюки и во время беременности).Постоянное ношение брюк приводит к еще более печальным результатам. Врачи утверждают, что хронический застой крови вызывает инфекционные заболевания и негативно отражается на способности к деторождению. Ношение женщинами мужской одежды плохо отражается и на воспитании детей. По одежде родителей младенец не может отличить, где мама, а где папа.
Вспомним библейское повествование о грехопадении прародителей. Ева, поддавшись наущению диавола, первой вкусила запретный плод и побудила Адама сделать то же самое вслед за ней. Был совершен грех, который привел к разрыву союза, изначально установленного между Богом и человеком. Губительные последствия грехопадения первых людей не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий. Произошла всемирная катастрофа. А началась она, казалось бы, с малого — с проявления женской слабости, с желания отведать вкусный и приятный для глаз плод, не считаясь с волей Божией. Не просматривается ли тут известная аналогия с современной модой?
Напрасно полагают некоторые, что одежда и духовное состояние личности не связаны друг с другом. Одежда, с одной стороны, отражает внутренний мир человека, а с другой — воздействует на него. Это уже давно подмечено в святоотеческой литературе.
«Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском смятении и погибели, спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни», — пишет святитель Василий Великий. И призывает: «Не покушайся изменять что-либо в уставах доброй жизни и собственным своим своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов: не делай сего ни в постели, более мягкой, ни в одеждах, или в обуви, или в другой какой принадлежности…»
Прислушаемся и к словам Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека».
Полезно было бы поразмышлять и об эстетической стороне проблемы. Брюки в худшую сторону меняют стиль поведения женщин, делают их манеры угловатыми, резкими, грубоватыми, размашистыми, стимулируют чувство самоуверенности, воинственность, агрессивность. Неужели представительницы прекрасного пола хотят выглядеть именно такими, а не женственными, изящными, грациозными?
Конечно, говоря о прискорбном увлечении современных женщин мужской одеждой, не надо забывать и о других проблемах, связанных с их нравственным обликом. Достаточно горьких слов сказано и написано о том, каким страшным симптомом разложения являются, например, мини-юбки, прозрачные блузки и другие легкомысленные одежды, пришедшие к нам с Запада. Понимают ли носящие их девушки и женщины, что своим видом они вводят в соблазн окружающих и прежде всего детей и подростков? Напомним слова из Священного Писания: «Горе тем, кто соблазнит малых сих…»
Грозную опасность для общества представляет увеличение числа курящих и пьющих женщин. По данным статистики, в нашей стране курят около 30 процентов представительниц прекрасного пола, причем около половины из них впервые закурили, когда им не было 18 лет. Что касается женщин, страдающих хроническим алкоголизмом, то их число Научно-исследовательский институт наркологии определяет примерно в 2 миллиона. Однако независимые эксперты приводят другую цифру — 5 миллионов.
Священное Писание говорит, что Бог сотворил женщину как помощницу мужчине (Быт. 2, 18).Но, как указывает святой апостол Павел, жена, прельстившись, впала в преступление. Впрочем, продолжает Апостол, женщина спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). В этих словах Библии ясно очерчено христианское понимание роли женщины. «Две обязанности — супруги и матери, одинаково важные, ожидают девиц на поприще их жизни», — писал в полном согласии со Священным Писанием старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий (Левашов). Все ли наши современницы осознают, какие обязанности на них лежат? А если осознают, исполняют ли их на деле? Может ли быть достойной помощницей мужу, примерной супругой и матерью пьющая и курящая женщина, щеголяющая в безнравственных нарядах?
Об ответственности женщин хорошо сказал иеромонах Порфирий (Левашов): «Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».
За поведение и внешний вид замужних женщин отвечают не только они сами, но и их мужья. Святитель Тихон Задонский предупреждает: «Видим в историях, что многия жены своих мужей развратили, и за собою в погибель свели; того ради не должны мужи женам своим послаблять, и что хотят, позволять делать, но стремление безчинных прихотей удерживать, да не подобное постраждут. К Еве приступил змий, и прельстил ее. Ева, прельстившися, Адама прельстила и за собою в погибель свела. Тако и ныне бывает. Тойжде древний змий к жене приступает, и ее прельщает, и чрез жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж осторожен буди, и не волю и совет жены исполняй, да не обладает тобою, и поведет куда хощет». Резюмируя эти суждения, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»: «Жена более удобопреклонна к искушениям. Муж не должен исполнять прихоти жены».
Пусть никто не заблуждается — нарушение божественных заповедей не останется без наказания. «Путь нечестивых погибнет», — читаем мы в Псалтири и слышим на богослужении в храме (Пс. 1, 6). Наказание рано или поздно настигнет грешника, если он, конечно, не раскается в содеянном зле. «Грех без казни не бывает», — учит великий святитель XIX века Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Наказание ждет не только отдельных грешников, но и целые страны и народы, в среде которых распространяется грех. Свидетельством тому — вся история человечества. Войны, экономические и политические потрясения, стихийные бедствия поражают те общества, в которых воцаряется зло. Да сохранит нас Господь от такой участи!
Расплатой за отход от веры отцов, за отступления от нравственных норм в личной и общественной жизни стала большевистская революция, гражданская война, кровавые репрессии против ни в чем не повинных людей, нападение гитлеровской Германии, унесшие миллионы человеческих жизней.
Подобные катастрофы происходили и в других странах. Падение религиозности и нравов привело в XVIII веке к так называемой «великой» французской революции, которая обернулась неисчислимыми жертвами и резким сокращением численности населения страны. Если до «великой» революции во Франции насчитывалось в три раза больше жителей, чем в Великобритании, то теперь по численности населения Франция уступает последней.
Демографическая катастрофа последних лет в нашей стране является следствием глубокого духовно-нравственного кризиса российского общества, отражением которого служит и рост в несколько десятков раз числа венерических заболеваний. Как не задуматься над причинами такого страшного явления! Господь посылает нам катастрофы и бедствия, чтобы вразумить нас и наставить на путь истинный.
Чем, как не карой Божией за грехи блуда и прелюбодеяния и грозным предостережением является новая страшная болезнь — СПИД, все больше поражающая и наших соотечественников? Темпы распространения СПИДа в России — самые высокие в мире. Около полутора миллионов человек уже инфицированы ВИЧ, и при неблагоприятном развитии событий смертельным вирусом будут заражены, как ожидается, до 10% взрослого населения страны. Такие выводы делают независимые эксперты в России и за рубежом. Эпидемия СПИДа, по мнению специалистов, достигла таких размеров, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. СПИД — не единственное новое заболевание последнего времени. Медики утверждают, что в наши дни в мире возникает в среднем по одной ранее неизвестной болезни в год, а старые заболевания приобретают новые, смертельно опасные формы. При этом вновь появившиеся инфекции распространяются с необыкновенной скоростью.
Во всем мире неуклонно растет количество природных катастроф. За 20 лет, по данным исследователей, оно увеличилось в четыре раза. В результате стихийных бедствий за десять лет в мире в целом погибли 622 тысячи и пострадали 2 миллиарда человек. В России количество природных катастроф в России ежегодно прибавляется более чем на шесть процентов. Ежегодный ущерб от стихийных бедствий составляет в нашей стране до 60 миллиардов рублей. Не следует ли задуматься и о причинах этих явлений?
Для нашего вразумления послан нам и нынешний финансовый и экономический кризис. Идея достижения материального благополучия ценой забвения нравственных норм и безразличия к духовным основам жизни находит в российском обществе немало сторонников. Хотя, казалось бы, драматическая история нашей страны в ХХ веке должна была бы убедить всех и каждого в эфемерности надежд на построение счастливой жизни на земле без Бога, без опоры на вековые традиции народа. Понадобились новые потрясения, чтобы помочь заблудшим избавиться от застарелой иллюзии.
Н.В. Маслов,
магистр Богословия, доктор педагогических наук. Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского.
- Где познакомиться
- Советы до никяха
- Нужно ли принимать Ислам?
- Если родители мужа против
- Помолвка
- Требования к жене
- Послушание мужу
- Ведение домашнего хозяйства
- Быть красивой только для своего мужа
- Интимная близость
- Выходить из дома
- Многоженство
- Если разводятся
- Никях
Замуж за мусульманина сегодня мечтает выйти достаточно много девушек других вероисповеданий. Форумы и сайты знакомств, особенно русские сайты, достаточно часто демонстрируют объявления и статьи о том, что девушка ищет мужа мусульманина, а также публикуют немало историй о таких браках. Современные девушки из подобной статьи узнают, что мусульманин будет хорошей, выгодной партией со многих точек зрений, если учитывать те правила и предписания веры Ислама, которые формируют личность мусульманского мужчины. Муж мусульманского вероисповедания не будет пьющим человеком, поскольку исламская религия запрещает алкоголь, он будет прекрасным семьянином, любить детей, поскольку для мусульман понятие семьи – это святое.
Но брак мусульманина и христианки или представительницы другого вероисповедания все-таки могут сопровождаться рядом трудностей, поскольку девушка, которая собирается выйти замуж за мусульманина, должна знать об определенных особенностях такого брака, о том, какие имеет права женщина в мусульманском браке, от каких привычных вещей и поступков, особенностей образа жизни ей придется отказаться, если она соберется уехать в мусульманские страны, откуда родом будет ее муж мусульманин.
Где познакомиться
Познакомиться с мусульманином можно в любом месте: как в пределах страны, так и во время отдыха за рубежом – много историй знакомств христианок с мусульманскими мужчинами происходит именно за границей. После такого знакомства девушке стоит присмотреться к этому человеку, к тому, как соблюдает ее избранник правила мусульманской веры и подумать, сможет ли она сама соблюдать эти правила, ведь даже при условии того, что женщина имеет права сохранить за собой свое вероисповедание, на семейную жизнь все равно требования шариата накладывают свой отпечаток. Поэтому обычаи и традиции мусульманской семьи после свадьбы молодая жена будет обязана чтить и учиться любить и уважать.
Правила жизни в мусульманской семье в соответствие с законами шариата и веры Ислама не пугают христианских женщин, и поэтому в мусульманских странах – в Турции, в Объединенных Арабских Эмиратах или в Азербайджане – можно встретить женщин христианок, вступивших в брак с мусульманином, довольно часто.
Мусульманские мужчины привлекают христианских женщин своей порядочностью, уважением к институту семьи, к родителям, к вере Ислама, а также своей респектабельностью, поскольку мужчина мусульманин, когда берет женщину в жены, берет на себя и ответственность по обеспечению ее всем необходимым.
Встречаются счастливые мусульманские семьи, где жена христианка сменила свою веру после того, как вышла замуж, и стала посещать мечеть уже будучи замужем, хотя имела право этого не делать, и эти шаги были продиктованы ей большой любовью.
Принимая решение выйти замуж за мусульманина и строить свою любовь, женщина христианка тщательно взвешивает все плюсы и минусы не только этого человека, но и жизни в мусульманском браке, в мусульманской стране, в которой ей предстоит жить. К мусульманским странам относятся азиатские и некоторые африканские страны, из которых самой крупной страной является Индонезия. Самой богатой страной мусульманского мира можно назвать Катар, который располагается на Персидском заливе и имеет неполных два миллиона населения, но ВВП в этой стране на одного человека равно почти девяноста тысячам американских долларов. Тоже очень обеспеченной мусульманской страной с высоким уровнем жизни являются Объединенные Арабские Эмираты, а также Саудовская Аравия и Оман, Бахрейн.
Советы до никяха
Женщинам христианкам, которые выходят замуж за мужчину мусульманина, следует ближе познакомиться и с культурой того народа, к которому принадлежит жених – мусульманские обычаи – это одно, но у каждого мусульманского народа существуют и свои особенные традиции, которые могут вам не понравиться или показаться попросту неприемлемыми.
Большая проблема женщин христианок, которые выходят замуж за иностранца, – это языковой барьер, поэтому следует начинать учить язык мужа еще до замужества, чтобы избежать недомолвок и двусмысленностей. В помощь невесте будут языковые курсы или видеоуроки, которые надо найти в интернете – их представлено очень много. Невесте мусульманина следует понимать, что дети в билингвальной семье также должны обучаться двум языкам сразу, что является и трудностью, но и преимуществом.
Бывает и так, что со временем, особенно после рождения ребенка, та большая разница, которая существует между двумя религиозными культурами, становится причиной все более обостряющихся разногласий. Если женщина христианка планирует выйти замуж за мусульманина и уехать в мусульманские страны, то ей следует изучить тонкости и международного законодательства, чтобы избежать нескольких неприятных сюрпризов – речь идет о продлении визы, получении вида на жительство, что может предполагать не только хлопоты, но и финансовые затраты.
Нужно ли принимать Ислам?
Часто задают вопросы о том, какие женщина имеет права, которая собирается выйти замуж за мусульманина, обязана ли она принимать веру мужа или женщина-христианка в таком браке имеет права оставить христианскую веру.
Здесь сразу же стоит пояснить, что менять веру никто женщину заставлять не должен, и настаивать на этом муж-мусульманин не вправе, но воспитывать детей женщине придется не в христианской вере, а в мусульманской.
Священная Книга Коран предписывает относиться с терпимостью к другим вероисповеданиям, и Пророк Мухаммад ﷺ не наставлял принуждать мусульман своих жен-представительниц других вероисповеданий к смене веры.
Если родители мужа против
В мусульманском обществе очень почитаются родители, поэтому женщина, которая собирается выйти замуж за мусульманина, должна понимать, что если родители ее будущего мужа будут против его брака с христианкой, то он не пойдет на этот брак: перечить своим родителям мужчина мусульманин не будет, даже если будет любить свою невесту очень сильно.
Помолвка
Прежде, чем принять окончательное решение, стоит ли идти на такой важный шаг и выходить замуж за понравившегося человека, женщине христианке важно хорошо присмотреться – поспешность в таких вопросах недопустима. В Исламе предусмотрена помолвка или аль-хитба, которая прекрасно защищает интересы женщин: за год помолвки молодые узнают друг друга ближе, обсудят все вопросы, касающиеся их дальнейшей жизни, а потом девушка сможет принять более взвешенное решение – вступать в брак с этим человеком или нет.
Важно познакомиться с семьей жениха ближе, бывать у них в доме, наблюдать, как ведут себя близкие родственники будущего мужа и в каких он с ним отношениях. Обязательно выясните, что думают его родственники, как относится семья и особенно родители к тому, что их сын вступает в брак с женщиной немусульманкой, каково их отношение к этому браку.
Не допускается интимная близость до заключения никяха, иначе такое сожительство будет считаться по Исламу прелюбодеянием.
Требования к жене
Бракосочетание с мусульманином является для многих девушек прекрасной возможностью и поводом поправить свое финансовое положение, обеспечив себе и своим детям безбедную жизнь. Но существуют моменты, к которым женщинам немусульманкам следует быть готовым и о которых полезно узнать еще до свадьбы, поскольку, когда семья начнет жить, любой из них может стать неприятной неожиданностью и поводом для развода.
У мусульманской семьи есть ряд особенностей, уклад семейной жизни, который диктует исламская религия, во многом отличается от уклада жизни христианских семей, и до того как выйти за муж женщина-христианка к этому тоже должна быть готова. Если женщина готова к тому, чтобы учесть все эти вопросы и перестроить свою жизнь в соответствие с требованиями исламской религии ради любимого человека, то она может начать поиск потенциального жениха мусульманина.
Послушание мужу
Первым правилом мусульманской семьи является то, что для жены слово мужа – это закон, и ослушаться своего мужа жена права не имеет, если он не выходить за рамки Шариата или требует совершения греховных поступков. В таком случае используется правило «нет послушания творению в ослушании Творца», жена должна в мягкой форме переубедить своего супруга приведя доказательства и доводы из Корана и сунны Пророка Мухаммада ﷺ.
Муж тоже должен прислушаться к тому, что говорит ему жена, слушать ее советы, но последнее слово всегда в мусульманской семье остается за мужем.
В мусульманской семье, если жена проявляет непослушание, муж имеет право жену наказать, и даже пойти на физическое наказание как на крайнюю меру. Но если такое физическое наказание оставит на теле следы или, не дай Бог, травмы, то жена на этом основании может потребовать от мужа развода. Физическое насилие над женщиной в мусульманской семье — не допускается и запрещено Шариатом.
Ведение домашнего хозяйства
Задача жены в мусульманской семье – это вести домашнее хозяйство и стараться угождать во всем своему мужу. Женщина может пойти работать, но она должна спросить разрешение у своего мужа, и только с его согласия может устроиться на работу. Но женщина должна помнить, что никто не снимает с нее ответственности за домашние дела.
Быть красивой только для своего мужа
Важное правило Ислама, которое следует соблюдать женщине, собирающейся выйти замуж за мусульманина, — это то, что красота жены в мусульманской семье предназначается для мужа, а не для всех окружающих, и радовать и любить она должна только его глаза, а от всех остальных скрываться. Это значит, что женщина при встрече с другими мужчинами должна опускать глаза и носить такую одежду, которая будет скрывать ее прелести. А также не привлекать посторонних мужчин нарядами, украшениями, макияжем или благовониями — все, что привлекает мужчину, должно быть использовано только внутри семейного очага.
В мусульманской счастливой семье для женщины это условие является обязательным, и мужчина мусульманин вполне может потребовать соблюдения такого правила и от своей жены христианки.
Интимная близость
Еще одно правило по Исламу, которое должна соблюдать жена мусульманина, — это то, что отказывать своему мужу в близости, если этот день не является днем менструации, жена не имеет права. Также она может отказать мужу в близости, если она болеет, во время хаджа или в период после родов.
Выходить из дома
Мусульманка или жена мусульманина не покидает своего дома, если муж не дал на то ей согласия. Она не должна входить в чужой дом, если муж не дал ей на то разрешения и все свои дела, которые необходимо решать за пределами дома, будь то покупки или визит к своим родителям, жена обязана согласовывать с мужем.
Многоженство
Христианка, которая собралась выйти замуж за мусульманина, должна понимать, что она может стать не единственной женой в семье этого человека уже будучи замужем – у мусульман есть по Исламу право завести до четырех жен, но такое возможно только при условии того, что муж в состоянии прокормить всех четырех жен и их детей, а также муж должен гарантировать, что относиться к четырем свои женам он будет одинаково. Но перед тем, как завести вторую и последующих жен, мужу мусульманину желательно узнать мнение первой жены, не против ли она того, чтобы он взял еще одну жену.
В современном мусульманском мире многоженство – не такое уж частое явление, и если мужчина берет себе еще одну жену, то по веской причине: если его первая жена бесплодна или больна. Но такие вопросы лучше оговаривать до свадьбы, особенно если мусульманин собирается жениться на представительнице другого вероисповедания.
Если разводятся
Если женщина христианка решилась на развод с мужем мусульманином, то у нее не получится оставить ребенка себе, поскольку мусульманские законы предполагают, что после развода дети должны остаться с отцом, если их мать мусульманкой не является. Если же мать является мусульманкой, то обычно дети до 5-10 лет остаются с матерью, при условии, что она не выходит замуж за другого человека. После достижения определенного возраста дети могут перейти к отцу, если прежний муж в состоянии содержать детей и относиться с ними по-доброму, прилагая все свои усилия в воспитании детей и позволяя им видеться со своей матерью.
Никях
Коран разрешает мужчине мусульманину вступать в брак с женщинами, которые происходят из людей Писания, то есть с иудейками и христианками. Коран также предписывает не принуждать замужнюю женщину христианку к смене религии, нужно оставаться терпимым к религиозной культуре своей супруги. Если муж является этническим мусульманином, то есть склонности к Исламу не имеет и религиозной практики не придерживается, то посещать мечеть такой мужчина периодически будет и традиции своего народа соблюдать тоже, но по праздникам и особым случаям.
Но если же девушка христианка решила выходить замуж за правоверного мусульманина, то для легализации брака необходимо прочитать никах. Во время никяха у женщины христианки обязательно должен быть опекун (валий) из числа авторитетных или знающих мусульман, это может быть и имам мечети, но беря опекунство над женщиной, мусульманин-опекун выдающий замуж женщину должен понимать всю степень ответственности и представлять себе эту женщину, как свою родную дочь. Он должен выяснить все подробности о будущем супруге, которые будут важны в семейной жизни (возможность обеспечения будущей супруги, справедливого и хорошего отношения к ней). Лучше всего, чтобы родители невесты обязательно присутствовали на никяхе и дали свое согласие на такое бракосочетание.