Яшин Анатолий Николаевич
ИДЕЯ ПРАВДЫ В РУССКОМ ПРАВОСУДИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ XI-XVI ВЕКОВ
Автором рассматривается в религиозно-философском контексте с историко-философской позиции идея Правды как смыслообразующая идея в русском средневековом правосудии, нравственный идеал и духовная потребность, отражающие теоцентризм и этикоцентризм русской правовой культуры. Правда в русском правосознании, по утверждению автора, — это не поиск истины в гносеологическом ее понимании, а наивысшее метафизическое начало, высшее благо, наполненное божественным содержанием, общественный идеал, сподвигнувший развитие русской философской мысли в период XI-XVI веков. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/12-1/61 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 213-216. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/
© Издательство «Грамота»
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
варианта — с перцем халапеньо . К началу 90-х гг. практически каждый американский город имел ресторан с японской кухней, бум на которую совпал с интересом к «здоровой пище» в противовес фастфуду. По факту же, большинство таких заведений принадлежало не японцам, а китайцам, использующим лейбл «японская кухня» для повышения продаж. Это, конечно, оказывало влияние на саму кухню, создавая в итоге новый, японо-китайско-американский продукт, весьма далекий от стандартов любой из этих кухонь.
Суммируя вышесказанное, стоит отметить, что, несмотря на то, что США уже достаточно долгое время контактируют с азиатами, последние до сих пор воспринимаются как Чужие, и это касается даже собственно американцев азиатского происхождения. События ХХ в. показали, что в случае военных действий именно это население попадает под удар как недостаточно «свое». Анализ кинематографа же отражает лишь незначительные подвижки в восприятии азиата, который до сих пор ассоциируется с боевыми искусствами и ниндзя, а иные поведенческие паттерны проявляются достаточно редко.
Список литературы
2. Chan J. Chinese American Masculinities: from Fu Manchu to Bruce Lee. N. Y.: Routledge, 2001. 196 р.
4. Kim H. Distinguished Asian Americans: a biographical dictionary. L.: Greenwood, 1999. 430 р.
6. Okihiro G. Y. Encyclopedia of Japanese American Internment. Santa Barbara: Greenwood, 2013. 342 р.
8. Song Y. Encyclopedia of Chinese-American Relations. L.: McFarland & Company, 2009. 367 р.
9. Sun W. Minority Invisibility: An Asian American Experience. Lanham: University Press of America, 2007. 87 р.
THE ASIAN LIKE A STRANGER: SOME CASES OF AMERICAN HISTORY
Yakushenkova Olesya Sergeevna, Ph. D. in Philosophy Astrakhan State University jestershadow@mail. ru
УДК 1(091) Философские науки
Автором рассматривается в религиозно-философском контексте с историко-философской позиции идея Правды как смыслообразующая идея в русском средневековом правосудии, нравственный идеал и духовная потребность, отражающие теоцентризм и этикоцентризм русской правовой культуры. Правда в русском правосознании, по утверждению автора, — это не поиск истины в гносеологическом ее понимании, а наивысшее метафизическое начало, высшее благо, наполненное божественным содержанием, общественный идеал, сподвигнувший развитие русской философской мысли в период XI-XVI веков.
Яшин Анатолий Николаевич, к. филос. н., доцент
Мурманская академия экономики и управления yashin58@mail. ги
ИДЕЯ ПРАВДЫ В РУССКОМ ПРАВОСУДИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ Х1-ХУ1 ВЕКОВ
В период X-XI веков на почве славянской мифологии и православия формируются особенности русской правовой культуры, в которой зарождается идея Правды в контексте религиозного мировоззрения.
У русских племен дохристианского периода словом «закон» обозначались определенные нормы-регуляторы отношений сторон, в том числе, например, регулирующие договоры Руси с Византией. С принятием христианства закон все более наполняется нравственно-этическим содержанием, последствием чего становится вытеснение его в обыденно-повседневной лексике XI-XVI веков термином «правда». Как справедливо заметил профессор В. Н. Синюков, «ценность права в русском правосознании не в обеспечении формальной законности, а в достижении ею тождества с глубинным образом собственного жизнепонимания. Поэтому массовое правосознание в России может легко отказаться от правовой формы, если она перестает быть формой именно его жизненного уклада» .
Правда для русского человека имеет особый смысл, и тому достаточно примеров в нашей истории. Так, Русской Правдой был назван первый свод законов, отражавший коллективные представления людей о справедливом государстве; спустя несколько веков Правдой назвал свой конституционный проект декабрист П. И. Пестель. Ф. М. Достоевский, намереваясь издавать литературный журнал, писал брату: «Что же касается до названия «Правда», то оно, по-моему, превосходно, удивительно и можно чести приписать выдумку названия. Это прямо в точку. И мысль наиболее подходящую заключает, и к обстоятельствам идет, а главное -в нем есть некоторая наивность, вера…» .
По В. И. Далю, Правда — это «.. .истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость» . Похожее определение дает С. И. Ожегов: «.то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Справедливость, честность, правое дело. То же, что правота» . Обоснованием положительного значения слова «правда» приемлемо считать его связь со словом «правый», поскольку в русской культурной традиции добро ассоциировалось с правой стороной, а зло — с левой. Мы находим немало подтверждений этому в народных приметах: войти в дом, одеть и снять обувь, встать с постели нужно с правой ноги; креститься правой рукой, носить обручальное кольцо на правой руке, а сплевывать от дурных знаков — через левое плечо и т.п. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, в описании картины мира присутствуют бинарные оппозиции универсального характера, причем считается, что правая часть оппозиции всегда маркирована положительно, а левая — отрицательно .
Идея Правды всегда была для русского человека выше идеи закона, и римское классическое «dura lex sed lex» («закон суров, но это закон») не принималось и не принимается поныне русской душой как абсолют. Если в западном правовом менталитете правда отождествляется с идеей закона, то в русской идее Правды отражается теоцентризм и этикоцентризм национальной правовой культуры, непринудительный характер право-послушания, иррациональное восприятие, нравственный идеал и духовная потребность.
Правда — это не законы материального благополучия и внешнего принуждения формального права, а преобладание религиозно-нравственных доминант в мотивациях правового поведения, основанных на вере и духовности. «Русский человек, — писал философ права Н. Н. Алексеев, — с величайшим подъемом ищет правды и хочет государство свое построить как государство правды» . Правда в русском правосознании — это наивысшее метафизическое начало, вне воли и желания индивида. Правду русский человек не просто понимает, он ее чувствует.
В русских старинных книгах равнозначно употреблялись «правосудие» и «правдосудие»; своеобразие русского менталитета в части отношения к правосудию проявлялось в ориентировании его «не столько на правосудие, сколько на правдосудие… в России высший ориентир в регулировании отношений между людьми — это правда и справедливость, а высший судья — совесть» . Сосредоточением русской философии права феодального периода стал судебник XI века «Русская Правда», органично синтезировавший в себе нравственные и правовые нормы, поднявший вечные темы отношения к праву, закону и праведному суду.
В средневековой Руси практически любой поступок или бездействие человека можно было оценить по критерию «правды — неправды»: Правду можно было дать (принести присягу в суде), взять (в суде по жребию, по воле Божьей), потерять, совершив грехопадение, преступление, но самым важным считалось — жить по Правде, поскольку она Божья заповедь. В понятие «неправедные деяния» мыслители XI-XVI веков включали поступки, нарушающие как нормы права, так и нравственности, противные православной совести, например недоброжелательство, злословие, злорадство и др.
Первым мыслителем, наполнившим в середине XI века термин «правда» юридической характеристикой и нравственной мотивацией, стал митрополит Илларион, утвердивший идею реализации верховной власти на основе закона-правды: князь «правдой обличен, крепостью перепоясан, истиной обут и смыслом венчан» . Закон и Благодать Илларионом противопоставляются, и, как он считает, с появлением православия «уже не теснится человечество в Законе, а в Благодати свободно ходит» . Бесспорно, Благодать сходна со значением, вкладываемым русским человеком в Правду.
Соотношение Благодати и Правды подчиняется онтологической трактовке и показывает, что Правда для русского человека в результате христианизации становится атрибутом Бога. Примат Благодати над законом характеризует отношение Иллариона к государству. Противопоставляя властно-государственные законы и возможность спасения, Илларион вторит логике Августина Блаженного, дифференцирующего социальную реальность на «град земной» и «град божий».
Отдавали приоритет Правде и русские князья. Так, Владимир Мономах (1053-1125) важнейшую задачу видел в вершении правосудия, основывающегося на Правде. Например, в его «Поучении» (в «Повести временных лет») понятия «правда» и «закон», «неправда» и «беззаконие» — полные синонимы ,
С принятием Судебников 1497 и 1550 годов в юридической и бытовой лексике укрепляется термин «закон» -повелительное правило, содержащее санкцию государства за его неисполнение. К XVI веку русские мыслители привносят новый смысл в категорию Правды, трактуя и понимая ее как организацию общественных отношений на законных основаниях: законность (а значит, праведность) верховной власти; исключение практики внесудебной расправы и вершение правого суда, основанного на идее возмездия, жестокого наказания за неисполнение законных (праведных) государственных предписаний. При этом нравственная составляющая Правды, изначально заложенная в нее, не только не умаляется, а напротив, усиливается тем, что «соблюдение правды во всем» и есть высшее назначение справедливого правосудия . А ведение правосудия «по правде» в общественном сознании воспринимается одним из основных критериев мудрости правителя.
Относительно Правды в правосудии высказывался еще Аристотель, доказывая, что нравственность и справедливость гораздо шире категории «право», не всегда между ними может быть совпадение «в правде». В частности, по Аристотелю, это несовпадение находит проявление в том, что «охотнее обращаются к суду посредников, чем к суду публичному, потому что посредник заботится о праве, судья — о законе, для того и изобретен суд посредников, чтобы могла торжествовать правда» .
Иосиф Волоцкий (1439-1515) определяет обязанность государевой власти строго соблюдать законы, «в заповедях и правдех ходити», а «неправдой» он называет нарушение правовых и нравственных норм, а также отсутствие правосудия. Он обосновывает необходимость уголовной ответственности и за отступление от православных заповедей, а не только за нарушение законов . Подобные взгляды на закон и Правду были и у другого иосифлянина, старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (1465-1542). Отождествляя мораль и право, он трактует Правду как справедливость, а законом называет государственную волю, которая является всего лишь частью Правды .
Для нестяжателя, религиозного публициста Максима Грека (1470-1556) Правдой являются все формы деятельности властей по закону, особенно правосудие. В его понимании Правда, прежде всего, в том государстве, в котором «справедливый и немздоимный суд» . Похожая позиция прослеживается в трудах боярина, дипломата и публициста Федора Карпова (1470-1545), убежденного в том, что Правда реализуется в правосудии, где должно не только применять закон, но и являть милость, ибо «правда без милости есть мучительство» . Правду как «правый суд» понимали московский митрополит Макарий (1482-1563) и новгородский богослов XVI века Зиновий Отенский (?-1568). Так, по Зиновию, государь всегда должен поступать по закону, а «выполнение закона царем» заключается в обеспечении справедливого правосудия .
Идею Правды недопустимо рассматривать вне религиозного контекста, что осознавалось русскими мыслителями, неоднократно отмечавшими влияние на православное сознание Ветхого Завета, в котором с Правдой связаны справедливость и правосудие. Например, профессор А. Л. Юрганов указывает, что в Ветхом Завете слово «правда» встречается около трехсот раз, из чего исследователь делает вывод о ветхозаветных корнях русской Правды . В русских переводах текстов Священных Писаний слова, суть которых искренность, истинность, справедливость, обозначались словом «правда». Правда, правдолюбие, правдоискательство, праведность для русской ментальности — это не поиск истины в гносеологическом ее понимании; это высшее благо, наполненное божественным содержанием, общественный идеал.
В православии разводятся понятия «Правда Божья» и «Божественная Правда», где Правда Божья определяется как субъективно-внутренняя, а Божественная Правда — как абсолютная. Бог дал человеку законы (заповеди Божьи), предписав ему жить по этим законам, то есть определил парадигму поведения, указав, что есть Правда. Человек идет путем праведной жизни, если соблюдает Божьи законы. Но, создавая человека по образу и подобию своему, Бог даровал ему свободу воли, которая позволяет последнему искать и видеть свою правду, отличную от Божественной. В этом случае правда его не будет истинной, а жизнь праведной. В православной парадигме всегда одна Правда — Божья.
Правда — это беспрекословно соблюдаемый мировой порядок, нарушение которого посягает не только на стабильность общества, но и в конечном итоге — мироздания. Поэтому отчасти объяснима жестокость наказания в русском правосудии, особенно в XVI веке, когда казнь преступника представлялась устранением его из земного бытия как угрозы общественной гармонии, а правосудие воспринималось безусловно праведным. Здесь Правда государевого суда понималась подданными как истинно православная Божественная Правда, которую воплощает на земле помазанник Божий — Царь. С православием в русском правосознании утвердилась идея праведности царской власти как претворения Божьей воли и гаранта стабильности.
В русской православной культуре идея Правды тесно переплетается с идеей святости, укоренение которой происходит в Х^-ХУ1 веках, когда формируется образ «Святая Русь». Именно в этот период поиск русским человеком смысла жизни — жить по правде, по совести и справедливости — приводит к становлению Святой Руси, а идея Правды становится определяющей и центральной по отношению к иным ценностям жизни. Также оформляется и находит теоретическое обоснование русскими мыслителями в начале XVI века идея государства Правды (православного Царства). Так, в концепции «Москва — третий Рим» предполагается примат трансцендентного божественного начала, ради и во имя которого Царем, помазанником Божьим, необходимо организовать земную жизнь.
Л. Н. Гумилев, описывая русскую культуру XVI века, отметил, что вся общественная мысль того периода была, по сути, мыслью церковной. «Вопросы веры, — писал он, — имели огромное значение, ибо форма исповедания отождествлялась с определенным поведением, определенной идеологической программой и легко переходила в политику и быт» . Смысл иосифлянского и нестяжательского разногласия заключается в споре о ценностях, где нет борьбы «неправды» с «правдой»; как точно заметил Г. В. Флоровский, здесь пришли к столкновению две Правды . В целом период XI-XVI веков русской культуры можно смело назвать эпохой борьбы за Правду.
Тема Правды, несомненно, актуальна для философско-правовой мысли современной России, когда проявляется ущербность узконормативистского подхода в правопонимании и возрастает интерес к религиозно-философским идеям русских мыслителей прошлых веков, затрагивающим нравственно-правовые проблемы правосудия. В сложнейший период развития современного Отечества требуется возрождение в общественном сознании смыслообразующих идей, не раз спасавших Россию в переломные эпохи. Невозможно возродить Россию, игнорируя духовность ее культуры, в основе которой феномен Правды как неоспоримая ценность национальной культуры.
Список литературы
1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 520 с.
2. Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2015. 320 с.
3. Гумилев Л. Н. От Руси до России. М.: Айрис-пресс, 2003. 318 с.
4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2007. 640 с.
6. Ефимов В. Т. Введение в этосологию: нравы и нравственность. М.: Москва, 1993. 484 с.
7. Иванов В. В. Чёт и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978. 184 с.
8. Илларион. Слово о законе и благодати. М.: Скрипторий, 1994. 146 с.
9. История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 1997. 736 с.
10. История политических учений / под ред. О. В. Мартышкина. М.: Норма, 2002. 899 с.
11. Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 304 с.
13. Послания Иосифа Волоцкого. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 394 с.
14. Семигин Ю. Г. Российские политико-правовые доктрины. М.: Мысль, 2005. 926 с.
15. Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов: Полиграфист, 1994. 498 с.
18. Флоровский Г. В. Пути русского богословия / предисл. протоиерея Иоанна Мейендорфа. Киев: Путь к истине, 1991. 600 с.
19. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. 468 с.
IDEA OF TRUTH IN RUSSIAN JUSTICE AND SOCIAL THOUGHT OF THE XI-XVI CENTURIES
Божья справедливость
В любой религии справедливость, это равное отношение ко всем людям, и к бедным, и к богатым, она создает равновесие. Справедливость, считается нравственным достоинством в Исламе, и в Христианстве. Всем воздастся по их делах.
Один старик очень долго молил Бога о справедливости на Земле. Он молил Бога и спрашивал: » Почему одним людям везет, их сопровождает удача и благополучие, а других людей преследует бедность и неудача. Когда же на Земле воцарится справедливость?»
Бог слушал его молитвы, слушал и наконец, смилостивился.
Он послал к нему своего Посланника, и тот, сказал ему:
– Если ты закроешь глаза, и помолчишь немного, тогда все узнаешь.
Старик закрыл глаза и когда открыл их, оказалось,что он в дупле на дереве, а рядом проходит большая дорога.
– Здесь ты пробудешь три дня, сказал Бог. Смотри и все увидишь.
Наступил первый день. Мимо дерева проскакал богатый вельможа на коне, а к седлу было привязано несколько тяжелых мешков. Около дерева, от седла, случайно отвязался мешок и упал на землю. Вельможа этого не заметил и поскакал дальше.
На второй день, мимо дерева шел крестьянин, он решил перекусить. Развернул скатерть, разложил на ней еду и только начал есть, как вдруг заметил мешок. Он заглянул в мешок и увидел, что в мешке деньги, обрадовавшись он схватил мешок и побежал, оставив еду и забыв про обед.
На третий день, мимо дерева проходил бедняк, увидев еду, он стал ее с жадностью есть. Он еще не закончил есть, как прискакал вельможа на коне и стал требовать вернуть ему деньги. От злости на бедняка, вельможа убил его, когда понял, что у того нет денег, и деньги ему никто не вернет.
Тогда старик не выдержал и сказал: «Боже, я хотел получить ответ на свой вопрос о справедливости во все мире, а твой Посланник, только еще больше запутал меня»
– Подожди – сказал ему Божий Посланник. Смысл увиденного состоит в том, что не все лежит на поверхности.
Вельможа собирал дань со своих подданных. Он потерял один из мешков с деньгами. И никакие просьбы и уговоры на него не действуют потому, что других ценностей, кроме денег и золота он не знает.
Крестьянин, который нашел мешок с деньгами, был должен тому богатому вельможе много денег, и именно вчера, пришел срок расплаты. Он должен был отдать тому вельможе деньги или свой дом, который он заложил за долги. Если бы тот крестьянин не нашел мешок с деньгами, он бы и его семья лишились всего, и оказались бы на улице. Крестьянин смог заплатить дань вельможе, деньгами, которые он нашел, и тем самым, спас себя и свою семью.
Бедняк, который был убит: в молодости, убил человека будучи пьяным. Он очень сожалел о содеянном, его тяготила эта ситуация, и он молился и просил Бога о смерти, что бы искупить этот грех.
Бог исполнил его желание, дав ему смерть, тем самым он принял его раскаяние и искупление его вины сделав из него еще и Святого Мученика. Вельможа же, убивший его, теперь будет мучиться от ночных кошмаров. В итоге, он поймет другие ценности, примет их, и будет оказывать благотворительную помощь беднякам.
Жизнь — это последовательные испытания, которые человек проходит день за днем. Человек должен пройти все испытания с честью и тогда, он заслужит благодать Божью.
Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон «О разведке», который Верховная Рада приняла 17 сентября 2020 года.
Об этом сообщила пресс служба Офиса президента, пишет «Европейская правда».
«Этот закон — не только новые возможности и новые возможности для разведки, но и большая ответственность для государства, которая требует значительного усиления стратегической и оперативной составляющих разведдеятельности, совершенствование аналитической работы и качества полученной информации», — подчеркнул Владимир Зеленский.
Закон о разведке является одним из проектов, необходимых для евроатлантической интеграции Украины.
Его разработали с учетом опыта регулирования деятельности разведывательных органов в странах ЕС и НАТО.
Закон определяет правовые и организационные основы функционирования разведки, правовой статус и социальные гарантии сотрудников разведывательных органов и порядок осуществления контроля за разведкой.
Согласно его положениям, разведывательными органами в Украине являются разведывательный орган Министерства обороны Украины, Служба внешней разведки Украины и разведывательный орган Государственной пограничной службы.
Их основные задачи — своевременное обеспечение разведывательной информации, содействие реализации национальных интересов Украины и противодействие внешним угрозам национальной безопасности в определенных законом сферах.
Общее руководство разведывательными органами осуществляет президент Украины, а непосредственное — их руководители, которых назначает и освобождает от должности президент.
Читайте также: Донбасс как Крым: на что дал согласие Зеленский в новой стратегии безопасности Украины.