Дед был религиозный человек, но четырех сыновей и дочку воспитать верующими не смог. Атеистическое, пионерско-комсомольское окружение оказалось сильнее. Так что папа, убежденный атеист, повторял вслед за главным советским безбожником, братом первого президента, Емельяном Ярославским, все те же набившие оскомину аргументы: «Бога придумали попы, чтобы дурачить народ и держать его в повиновении”.
Но вместе с тем папа был фаталистом и верил в судьбу. Верил, что всё в этой жизни предопределено: «Как суждено, так тому и быть. Ничего изменить нельзя”. Когда я вырос, поверил в Бога и однажды указал отцу на это противоречие: «Если Бога нет, то откуда же судьба, в которую ты веришь? Ведь судьба это и есть Божественное предопределение”, он отмахнулся: «Ты, Лёва, что-то путаешь. Судьба — одно, а несуществующий Бог — совсем другое. Они никак не связаны. Ты ещё скажешь, что и Земля вращается вокруг Солнца, потому что этого захотел Бог?”
В отличие от папы, мудрецы и философы всех времён понимали, что отмахнуться от непонятного и загадочного парадокса невозможно. С одной стороны, Бог всё знает и всё может. С другой, Он, который есть Добро и Любовь, допускает в мире зло. Порой кажется, что если бы удалось парадокс этот разрешить, то всё происходящее на Земле, включая наше прошлое и будущее, мы бы увидели в совершенно другом свете.
Московский приятель, доктор наук, по религиозным взглядам агностик, допускает, что Всевышний сотворил вселенную, но категорически отказывается верить, что Он вмешивается в человеческие дела:
Это вы, верующие, придумали, чтобы было легче жить.
— Почему легче? — спрашиваю.
— Да потому что кто-то твои проблемы решает за тебя.
Итак, вмешивается Бог в человеческие дела или нет? А если вмешивается, то до какого предела? Для меня всегда было важно получить ответ на эти вопросы, а значит, и на вопрос, вынесенный в заголовок. В течение веков самый удивительный парадокс всех времён и народов пытались осмыслить величайшие мудрецы — от древнегреческих до современных. Как в иудаизме, так и в христианстве, исламе, буддизме. Попробуем кратко резюмировать их выводы:
Иудаизм
У евреев, как обычно, большой разброс мнений. Одни считают, что всё зависит от слепого случая, человеческого выбора, стечения обстоятельств и отрицают роль Божественного провидения, другие, напротив, не верят в свободу воли человека и полагают, что всё предопределено. Талмудические тексты не только не вносят ясность в этот вопрос, но ещё больше его запутывают. С одной стороны, там постоянно встречаются указания, что ничего в мире не происходит без высшего предопределения, а с другой, человек сам свободен творить добро и зло. Известный в Германии раввин на мой вопрос о его отношении к нашему парадоксу ответил примерно так:
«Всевышний объяснил человеку, что есть добро и что есть зло и одновременно дал ему свободу выбора, свободу воли. Бог знает, что будет, но не вмешивается”.
Итак, в иудаизме две противоположные доктрины сталкиваются, борются, вышибают искры, но прийти к общему мнению не могут. Наличие неразрешимого парадокса подтвердил великий еврейский мудрец, раввин Акива:
«Всё предвидено, но свобода дана”.
Позднее в том же ключе высказался и крупнейший раввинистический авторитет, философ и учёный Маймонид (ХII в.), более известный как Рамбам:
«Бог предвидит все действия человека, но свободы не ограничивает”.
Однако среди еврейских мудрецов встречались и такие, которые считали, что парадокса не существует. Его попросту нет. Так, например, известные раввины Саадия Гаон и Иехуда Леви, жившие в разное время, рассуждали так:
«Божественное провидение не может ограничить свободу выбора человека, так как не является его причиной”.
Долго вдумывался в эти слова, но понять их до конца так и не смог. Особенно затрудняет понимание их сути сакральный и неразрешимый вопрос, который возник из глубины рассматриваемого парадокса во второй половине ХХ века и сам по себе носит парадоксальный характер:
Бог есть благо, добро и любовь. Почему Он допустил такое страшное зло как Холокост?
Редко привлекается внимание к тому печальному факту, что тысячи, десятки тысяч евреев после Катастрофы перестали верить в Бога. Мой близкий родственник, живущий в Израиле, сказал об этом так:
«Стало ясно, что Бога нет. Как можно верить в Бога, который разрешил уничтожить треть избранного Им народа? Ты можешь? Я не могу”.
Думаю, что если бы мы ответили на вопрос, заданный родственником, то приблизились бы к разрешению парадокса.
Христианство
Христианство возникло из иудаизма, но разброс мнений в оценке соотношения свободы воли и Божественного провидения в протестантской, католической и православной церквях хотя и существует, но не так значителен. Согласно христианским догматам, Бог, создав человека как свободное, разумное существо, тем самым намеренно ограничил своё влияние. Причём граница эта проходит именно там, где начинается свободная воля человека. Только в отдельных, особых случаях Всевышний вмешивается и поступает так, как Он считает необходимым. Известный христианский философ Пол ван Бюрен считает даже, что «Бог должен по Своему собственному решению жить с тем миром, который Он создал”.
Согласитесь, что само понятие: «должен!” в отношении ко Всевышнему звучит необычно. Впрочем, парадокс рассматриваемых противоречий и тут сохраняется.
Некоторые христианские философы полагают, что Всевышний дал человеку свободу действий, но может изменить ход событий, если они противоречат Его намерениям. Он позволяет человеку идти путём, который тот выбрал, но при этом контролирует ход его жизни. Другими словами, если человек делает зло, то Бог его не останавливает, но в конечном итоге наказывает тем, что исключает из царства Божия. Таким образом, хотя Бог дал человеку свободу воли, но последнее слово остаётся за Ним и своё творение Он может снова отправить в небытие. На мой взгляд, наиболее точно и кратко выразил суть христианского отношения к парадоксу известный богослов, архиепископ Константинопольский (IV в.н.э.) Иоанн Златоуст:
«Бог всё предвидит, но не всё предопределяет”.
Ислам
В мусульманстве краткое и афористичное определение сути нашего парадокса несколько отличается от приведённого выше христианского:
«Бог предопределяет, но не определяет”.
В основе такого отношения лежит идея пророка Мухаммеда о полном и исчерпывающем предопределении всех действий человека.
«Если ты бросил камень, — записано в Коране, — то это его Аллах бросил”.
Большинство мусульман, независимо шиитов или суннитов, придерживаются этого изречения и верят, что, хотя человек может делать то, что пожелает, в конечном итоге все его действия полностью зависят от воли Аллаха. Парадокс, как мы видим сохраняется, хотя и приобретает несколько иную окраску.
Буддизм
В буддизме наш парадокс приобретает необычную форму, так как в этом удивительном учении свобода воли отдельного человека сведена до минимума. Собственно, согласно буддизму, человека как личности вообще не существует. А что же есть? Есть некий бесконечный процесс, который развивается независимо от действий и поступков человека, по законам причины и следствия, т. е. по законам кармы. Если мы совершаем какое-то действие, то выбор наш, согласно буддийским представлениям, не свободен в любом случае. Он обусловлен прошлым опытом и текущим состоянием, т. е. той же кармой. Парадокс в буддийском варианте выглядит так: от человека, от его деятельности ничего не зависит, но, сама карма — это следствие наших прошлых поступков. Как говорится, просто и со вкусом. О Божественном предопределении, как и о существовании Бога, в буддизме речь вообще не идёт.
Послесловие
Для того чтобы прийти к какому-то обоснованному, объективному решению, судья выслушивает разные точки зрения: прокурора, адвоката, свидетелей обвинения и защиты. Я, познакомившись с разными вариантами отношения к парадоксу всех времён и народов, к твёрдому решению не пришёл и по прежнему плаваю в море Сомнений. Впрочем, для меня это обычное состояние. Слишком неустойчив и противоречив окружающий нас мир. Один из комментаторов на мою статью написал: «Лев, как-то странно. Вы ничего не утверждаете и трудно понять вашу собственную позицию”.
Это правда. Я больше ищу, чем утверждаю. Особенно в вопросах связанных с религией. Истина чуть слышно звучит мало разборчивыми и подчас диссонирующими аккордами, мерцает где-то вдалеке смутными вспышками, струится, как песок между пальцами. Ухватить её, понять и осмыслить трудно, практически невозможно. Во всяком случае мне, простому смертному…
Источник: «Еврейский мир»
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта
10.05.2007
С апреля в исторической мастерской Минского международного образовательного центра действует проект «Обеспечим достойную старость свидетелям военных событий». Цель проекта — организация помощи пострадавшим от нацизма.
Сегодня в Беларуси насчитывается около 100 тысяч жертв нацизма. В большинстве своем это люди преклонного возраста. Оказание социальной поддержки, амбулаторный уход на дому за больными и немощными, организация горячих обедов для малоимущих — это лишь несколько направлений деятельности проекта. По мнению организаторов, историческая мастерская должна стать местом встреч и общения пожилых людей друг с другом, с молодежью, историками и писателями. Чтобы правда о той войне не ушла в небытие вместе с поколением ее пережившим.
Тихая улочка в центре Минска. Совсем не столичный пейзаж. Большой сквер, разбитый на месте старого еврейского кладбища и деревянные домики, чудом пережившие войну. В годы войны — это была территория Минского гетто. Сегодня в одном из домов размещается Историческая мастерская Минского международного образовательного центра.
Руководитель проекта «Обеспечим достойную старость свидетелям военных событий» Марина Бачило рассказывает: «Этот дом имеет очень большую историю, ему в этом году исполняется 107 лет. Это настоящий еврейский дом, в котором до войны и во время войны жила семья. Он такой теплый и многим пожилым людям напоминает об их молодости и детстве».
Мастерская – это то место, где люди творят. В исторической мастерской творят историю. История войны — это не только количество битв и побед. Марина Бачило уверена, что есть и другая сторона истории: «Есть люди, которые непосредственно не сражались на фронтах, но их жизнь была затронута более трагическими сторонами войны. Это узники концлагерей, насильно угнанные на работу в Германию, узники гетто. А еще есть праведники — люди, которые во время войны, рискуя своей жизнью, своими семьями, своим домом, спасали евреев. Жизнь этих людей тоже делает историю».
Накануне дня победы в Исторической мастерской встретились два поколения — свидетели той страшной войны и молодежь.
Студентка исторического факультета Белгосуниверситета Светлана говорит, что случайно узнала о праздничном вечере для узников концлагерей: «Мы с подружками услышали, что организаторам требуется помощь, поэтому мы здесь».
Андрея с товарищами на встречу привели организованно: «Мы — студенты колледжа легкой промышленности. Пришли, чтобы из первых уст услышать, что довелось пережить этим людям».
Его однокурсница Валерия подхватывает разговор: «Молодежь все-таки далека от этого. А мы хотим быть поближе. Здесь собираются участники военных событий, и мы хотим от них все услышать, не где-то там, в книгах, газетах почитать, а именно от них узнать, что тогда происходило».
Открывая встречу, руководитель Минского международного образовательного центра Виктор Балакирев сказал: «Нам радостно, что в этот день историческая мастерская живет, и что сегодня здесь встречаются представители разных поколений. Людей, которые ковали победу, страдали ради победы и людей, которые могут мирно жить под этим голубым небом благодаря старшему поколению. Спасибо, что вы есть, спасибо, что вы готовы делиться воспоминаниями».
Ветеранам есть что рассказать. Многие из них в войну были младше присутствовавших на встрече школьников и студентов. И хотя от воспоминаний щемило сердце, они говорили:
«…Что я помню… Маму угнали на работу в Германию, когда я была совсем крохой. Но я хорошо запомнила, как мы вернулись домой в Беларусь. И тут соседи нам говорят, что и наш отец жив, работает на восстановлении железной дороги. Мама сразу же кинулась ему звонить, и конечно же передала трубку мне. Я начала с ним разговаривать на немецком языке, по-русски я практически не умела говорить. Ведь в Германии я росла, там я училась говорить и ходить».
«…Перед войной нашу семью — отец, мать и четверо детей — пересилили в Карело-Финскую АССР. В мае мы туда приехали, а уже в июне началась война. Отец ушел на фронт, нас эвакуировать не успел. Нас прихватили финско-немецкие войска… А дальше был концлагерь. Мне тогда только исполнилось десять лет».
«…Меня освободили в Освенциме. Нас, около 300 детей, отняли от родителей и поместили в отдельный барак. Когда немцы бежали от приближающейся Красной Армии, мы несколько дней находились в бараке без еды и воды. Нас выносили на руках бойцы Красной Армии. Своего освободителя я помню до сих пор: светлые волосы, голова перебинтована. Держит он меня на руках — полуслепую, ослабленную, а я ему песенку пою».
В этот день звучало много воспоминаний, стихов, музыки. И конечно поднимали тосты за самый счастливый праздник для переживших войну — за победу.
Чуть более шестидесяти лет прошли после войны. Для истории — это миг. Для человека — большая часть отмеренного ему века. Связывает эти исторические даты лишь тонкая ниточка памяти. «Должны ли мы помнить? Не пора ли уже забыть обо всем? Но без прошлого не бывает настоящего и не может быть будущего», — рассуждает Николай Игнатьевич, десятилетним мальчишкой угнанный в концлагерь.
Какой будет эта память, каким будет это будущее, сегодня зависит только от нас.
This browser does not support the video element.
Тысячелетиями человечество задается вопросом, на который, скорее всего, нам никогда не суждено будет получить ответа: что такое судьба – неизбежность или свободный выбор? Подробнее читайте в документальном расследовании телеканала «Москва Доверие».
«Судьба – это не двойная сплошная и даже не одна сплошная. Это какая-то прерывистая. То есть она идет вот так, сплошняком, а потом раз – и появился штрих-пунктир и можно выйти на встречку, можно совершить двойной обгон, можно куда-то уйти, но потом вдруг раз – и опять приходит сплошная. И вот к этому надо быть всегда готовым», – считает доцент Центра изучения религии РГГУ Алексей Юдин.
Довлеет ли над нами определяющий все рок или каждый из нас – значимый элемент Вселенной, от которого зависит ее будущее? Способны ли научные открытия кардинально изменить отношения человека к жизни в ближайшем будущем? И возможно ли переписать судьбу еще до рождения?
Проблемы, поражения, удача, предательство, поддержка, невезение и случай – все это предначертано нам свыше или это последствия сделанного когда-то выбора? Десятки ученых пытались ответить на эти вопросы, сотни все еще надеются разгадать тайну судьбы.
Всех людей можно условно разделить на два типа: одни верят в судьбу и предопределенность, другие – в свободу своего выбора и будущее, которое создают сами. Многие исследователи считают, что тема судьбы сформировалась в человеческом сознании еще в доисторические времена. Сложно поверить, но, по всей видимости, тысячи лет назад наши далекие предки задавались теми же вопросами, что и мы сегодня.
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
«В каком-то варианте это представление начинает формироваться вместе с человечеством. Если мы считаем, что самая ранняя стадия развития человеческого общества в период кроманьонцев – это прежде всего охотники и воины, то без сомнения идея судьбы связана с охотой», – отмечает заместитель заведующего кафедрой философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Винокуров.
Именно исход охоты часто определял ход жизни не только отдельно взятого человека, но и всего сообщества. Хорошая охота сулила комфортное и сытное существование на ближайшее время, неудачная – стоило многих жизней, лишало сообщество охотников и защитников.
«У древних людей не было науки, может быть, у них не было столь развито абстрактное мышление, но это были охотники. И будучи наблюдательными людьми, они увидели, что в охоте есть фактор, который не преодолевается ни развитием умений, ни развитием его навыков, ни его физической подготовкой, ни искусством владения оружия. Этот фактор может быть минимизирован, но не исключен полностью. Да, это фактор удачи. И когда встал вопрос о том, можно ли воздействовать на этот фактор – вот я думаю, с этим моментом и связано формирование идеи судьбы», – считает Винокуров.
Какие артефакты могут рассказать нам, современным людям, о жизни наших древних предков? Мы находим черепа, орудия труда и убийства и картины, изображающие процесс охоты. До сих пор исследователи не пришли к единому мнению, чем были эти достаточно примитивные рисунки и для чего они служили? Одни предполагают, что это своеобразные мишени, которые помогали охотнику тренироваться перед боем. Но тогда почему помимо животных, на которых шла охота, изображены люди? Другие причисляют рисунки к ранним проявлениям творческого начала человека. Но почему тогда на них обнаруживают удары от реальных камней, копий и стрел?
«Вот встает вопрос о значении этой картины. Прежде всего, мы сразу должны сказать, что есть охота реальная и есть охота на картине. Значит, есть охота реальная и есть воображаемая. Какова цель воображаемой охоты? Я думаю, именно повлиять на удачу, поскольку мы знаем, что у древних охотников была магия. Принцип магии – подобное воздействует на подобное, подобное притягивается к подобному, или, как сейчас говорят, клин клином вышибают. Поэтому чтобы была успешной реальная охота, нужно было провести ее в воображении или на картине», – рассказывает Винокуров
По одной из версий, люди в своем воображении будто становились персонажами с этой картины. Они действовали как будто от лица героев рисунка об охоте. Казалось, проведя бой со зверем мысленно, можно улучшить свою сноровку и на реальной охоте ничего плохого не произойдет.
Многие философы считают, что с этого момента начинает развиваться идея о том, что будущее и прошлое взаимосвязаны. Если человек считает, что прошлое – то, что уже свершилось, и его не изменить, то ничего не остается, как жить по законам фатума – будущее предопределено. Но если верить, что прошлое или хотя бы отношением к нему можно управлять, то и судьба становится управляемой, временами предсказуемой и даже может подвергаться серьезным коррективам. Именно таких взглядов придерживались наши далекие предки.
Подобно тому, как мы сегодня работаем со своими проблемами и страхами на приеме у психотерапевта, кроманьонцы побеждали неуверенность, отрабатывали навыки охоты и волю к победе, заставляя себя поверить в то, что они герои картины.
Фото: ТАСС/Валерий Бушухин
«Какую задачу ставят психотерапевты? Ты должен вспомнить какое-то событие в своей жизни, которое продолжает на тебя влиять, но находится за порогом сознательного восприятия и сознательной памяти. И вот с большим трудом через методы ассоциации, анализов сновидений, интерпретаций ошибок, оговорок, опечаток этого человека психотерапевт должен обнаружить ядро проблемы. И это ядро будет вскрыто в воспоминаниях. И он должен позволить пациенту это ядро осознать. И, как только он его понял, он освободился от влияния того, чего он не понимал. То есть перед нами действительно вспомнивший какое-то событие в своей жизни человек – это другой человек, чем тот, который не помнил об этом событии. Вот первый был подчинен судьбе, а второй – осуществил свой выбор», – пояснил Винокуров.
Выходит, еще в древности люди отказывались принимать судьбу как неизбежность. Уже тогда они пытались доступными способами повлиять на случай, удачу, рок. Казалось, что судьба – это, скорее, результат выбора и действий человека, чем непредвиденная и неизбежная данность, ниспосланная свыше.
Со временем отношение человека к своему месту в мире и смыслу жизни меняется вместе с появлением первых религиозных течений. С того момента, как в сознании людей появляются фигуры всемогущих богов, им все сложнее воспринимать судьбу как нечто, что можно изменить.
В античности человек находился под гнетом рока, фатума. Конечно, он мог принимать решения и делать выбор, но только если тот не противоречил планам богов. Мало кому могло прийти в голову идти против воли богов или оспаривать их решение. Всем было прекрасно известно, какая незавидная судьба ждет непокорных. Мало того, сами боги жили с оглядкой на законы, которые устанавливали еще более могущественные существа – богини судьбы. В древнегреческой мифологии они звались мойрами, в древнеримской – парками. Они не диктовали богам их действия, но воспринимались как необъяснимый закон природы – непредсказуемый и не всегда логичный. Даже всемогущие боги не могли пойти против воли случая и судьбы. Это сложное отношение человека к законам жизни стало основой для большинства античных пьес и материалом, который дает нам сегодня возможность судить о взглядах наших предков.
Несмотря на то что со времен существования Эллады и Древнего Рима прошли тысячелетия, люди не сильно продвинулись в вопросах изучения и трактовки понятия судьбы. Конечно, сегодня мы можем рассуждать шире и смелее, не боясь, что нас за это поразит молния разгневанного Зевса. Но и сегодня никто не может сформулировать четкую концепцию понятия «судьба». Много столетий это пытались сделать философы, поэты, религиозные деятели, генетики и даже физики. Пока безрезультатно.
«Я думаю, что нет абсолютных фаталистов и нет абсолютных эквилибристов, так назовем. Есть люди, склоняющиеся к одной точке зрения, но при этом оставляющие место для «бон шанс», есть те, которые считают: «А я сам себе закон. Я – начало и конец. А всего остального нет». Но рано или поздно они понимают, что есть все-таки и начало помимо него самого», – считает доцент Центра изучения религии РГГУ Алексей Юдин.
Мы начинаем задумываться о судьбе и неслучайности всего, что с нами происходит, когда сталкиваемся с необъяснимыми событиями и совпадениями. Кажется, что столь замысловатые петли жизни просто не могут образовываться сами по себе.
Совсем недавно интернет-сообщество обсуждало невероятный случай: кардиохирургу Роберту Кинкейду из «Мемориал Хоспитал» города Сакраменто предстояло провести непростую операцию на сердце одного пожилого пациента. В ходе беседы доктор узнал, что оперировать ему придется коллегу – врача-акушера, который к тому же проработал несколько десятков лет в его родном городе. Вернувшись домой, Кинкейд нашел медицинскую справку о своем рождении, которая была подписана Джимом Аффлеком – тем самым пожилым человеком, которому предстояло на следующий день лечь на операцию по протезированию сердечного клапана.
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Роберт Кинкейд провел успешную операцию и подарил тому, кто 45 лет назад помог появиться ему на свет, еще не один год активной жизни. Круг замкнулся. Как объяснить такое почти кинематографическое совпадение? Обыкновенной случайностью? Или судьбой, которая искусно переплела жизни двух совершенно разных людей в тугой узел. Восточные религиозные течения в этом случае говорят о некоем воздаянии, карме: за добрые дела воздается позитивом и удачей, за дурные – бедами и трудностями. Причем неважно, когда это произойдет – в нынешней жизни или в следующих воплощениях.
«Есть понятие дхармы (дхарма – это космический закон), а карма – это то, что связывает дхарму с человеческой судьбой. Но при этом как бы можно представить себе, что все уже предопределено, все жестко, все пассивно. Ты в предшествующих перерождениях наработал отрицательную карму – и все, ты навеки погряз. На самом деле не всегда так. Остается все-таки судьба. Ты должен отрабатывать. У тебя есть шанс. Ты можешь вырваться из этого колеса сансары. Ты всегда можешь и должен что-то делать. То есть ты все равно делаешь свою судьбу», – рассказывает Юдин.
В восточных религиозных течениях человеку, безусловно, дается определенная свобода – свобода отработать свою карму, свобода проживать жизнь так, чтобы в следующем воплощении наслаждаться последствиями своих нынешних действий и решений. И все же над каждым довлеет бремя кармы – предначертанных заранее испытаний и проблем, которые посылаются человеку за проступки, совершенные в прошлых жизнях. Другой взгляд на свободу воли человека и предопределенность событий его жизни мы находим в христианской культуре.
«Все христианство на самом-то деле по большому счету – это просто следование за Христом. В принципе-то, конечно же, христианство у нас достаточно рациональная религия, как ни крути. На Западе более, на Востоке менее, но человеческий разум в свете благодати – за ним решающее слово. Но судьбы мы не увидим. То есть вот такого жесткого предопределения никакая традиционная христианская вера в ее исповедании, в ее практике не приемлет», – считает Юдин.
Немного по-своему трактовал законы, по которым должна разворачиваться жизнь и судьба христианина, Августин Блаженный. В его послании один грех мог определить всю дальнейшую судьбу человека.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
«К проблеме судьбы имеет отношение закон возрастания греха, который вводит Августин, а именно что ваш первый выбор будет диктовать вам следующий и т.д. И у Августина идея, что весь ужас вот этой греховности человека не в том, что он делает какой-то очень плохой поступок, в том, что он накапливает много нехороших мелких. И вот они-то, пусть даже незаметные, – они и формируют для него его фатум и предопределят, по Августину, распад его личности», – пояснил Владимир Винокуров.
К большой радости христианской паствы, традиционный подход к пониманию греха и его влияние на жизнь в целом гораздо мягче установленного Августином. Грех можно искупить, в грехах можно раскаяться и таким образом изменить свою судьбу. Гораздо четче и строже определяет жизнь, все события в ней, воздаяние и покаяние ислам. Чаще всего в исламских странах религия приобретает особенную форму влияния на человека. Это не просто духовное учение, это закон – системный и тотальный.
Иудаизм объединил в себе идею духовных постулатов, возведенных в закон, и в то же время идея очищения, стряхивания прегрешений в дни религиозных праздников. Решение кому жить, а кому умирать, кого наградить, а кого казнить выносит Творец – все в его руках. Но человек все же может очиститься, чтобы повлиять на это решение и, соответственно, на свою дальнейшую судьбу.
Религия дает нам варианты взглядов на жизнь, понимание судьбы, осознание свободы воли или ее отсутствие. По понятным причинам привести материальные доказательства той или иной религиозной точки зрения невозможно. Такие постулаты просто принимаются на веру. Другими принципами и довольно серьезной доказательной базой с подбором фактов и анализом конкретных событий обладает наука. С точки зрения ученых, человеческая судьба серьезно ограничена рамками законов нашего мира. Их невозможно изменить или игнорировать.
К примеру, каждый человек рождается и умирает – таков порядок. И не в наших силах его поменять. Но что определяет наши жизни помимо законов природы? Можем ли мы маневрировать на пути из точки А в точку Б? Одним из первых, кто попытался дать ответ на вопрос, до какой степени предрешены события в нашей жизни, стали физики. В XIX веке была популярна идея полного тотального детерминизма. Французский математик, механик и физик Пьер-Симон Лаплас был уверен, что, если бы можно было бы узнать положение и скорость всех частиц в мире в некий момент, мы могли бы со стопроцентной точностью предсказать все мировые события до конца существования Вселенной.
Теория Лапласа основывалась на сложных вычислениях и подтверждалась конкретными результатами – тем страшнее его современникам было осознавать весь ужас того подхода к пониманию мира. Ведь это означало, что жизнь каждого отдельно взятого человека, как и жизнь Вселенной в целом, предопределена заранее. Все изменило развитие науки и появление квантовой физики. Лапласу для предсказания каких-то физических событий или реакций требовалось определить положение и скорость заданных частиц. Для этого следовало их измерить. В классической механике это не представляет труда. Ученый проводит замеры и получает данные. При этом они никак не воздействуют на сам изучаемый объект.
Проще говоря, если вы решите определить точные географические координаты Ниагарского водопада, это никак не повлияет на их значение – они имели это значение до того, как вы решили произвести измерения, и будут иметь те же значения после. Разница лишь в том, что теперь они стали вам известны. Совсем иначе обстоят дела в квантовом мире. Любое взаимодействие с квантовой частицей коренным образом меняет ее исходное состояние, то есть как только мы попытаемся измерить какое-то ее значение, она тут же изменится.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
«Вы не можете абстрагироваться и, как в случае Ниагарского водопада, стоять в стороне и наблюдать за процессом. Хорошо известно выражение, что мы в этой жизни одновременно и зрители, и актеры. И вот в данном случае мы не можем над квантовой системой микроскопической просто подсмотреть, не изменив ее состояния. Мы в этом случае получим состояние более сложной системы, взаимные части которой взаимодействуют друг с другом. Это принципиально разное положение в классической механике и в квантовой», – считает заведующий лабораторией физики квантовых компьютеров Физико-технологического института РАН Юрий Богданов.
Квантовая физика каждым своим законом опровергает идеи детерминизма. Квантовый мир размыт. Мы не можем стопроцентно предсказать, что произойдет с нами в следующий момент и как мир будет развиваться. Квантовая физика высчитывает лишь вероятностное значение того или иного состояния, события или величины. Ученые убеждены: ничего не предопределено, все события вероятностны в определенных пределах.
Каждый из нас – часть невероятно сложной системы квантового мира, который меняется постоянно, ежесекундно, всякий раз, когда частицы взаимодействуют между собой. Более того, наш мир содержит в себе такое количество информации, которое не способен обработать ни один компьютер, даже если представить, что он питается всеми мощностями, существующими в нашей Вселенной. Все вокруг нас пронизано информацией, но мы не в состоянии ее воспринять и уж тем более хотя бы частично обработать. Поэтому ученые-физики уверены: представить существование некой системы, которая заранее просчитывает судьбы живых существ на земле, просто невозможно.
Наше будущее изменяется постоянно, и то, к чему мы придем в итоге, зависит только от нас самих. Как часто мы слышим выражение «не судьба» или, наоборот, «судьбой предначертано». Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые, казалось бы, совершенно необъяснимы с точки зрения здравого смысла и логики. Истории известны десятки случаев, когда люди внезапно принимали решения покинуть самолет или не плыть в круиз, а через несколько часов выяснялось, что их судно потерпело крушение.
Что отводит людей от катастроф? Возможно ли, что для каждого из нас уготованы свои персональные испытания и определен срок жизни? Действительно ли случаи счастливого спасения людей, решивших отказаться от какой-то поездки, носит массовый характер или это исключения?
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
Ответить на эти вопросы взялась наука статистика. Американский социолог Джеймс Стаунтон проанализировал данные о железнодорожных и авиакатастрофах за несколько лет и выяснил, что все самолеты и поезда, потерпевшие аварию, обычно заполнены на 61 процент, тогда как благополучные – на 75 процентов и больше. Возможно, люди с наиболее развитой интуицией предчувствуют трагические события. Если согласиться с таким объяснением, то придется признать, что события будущего предопределены заранее и некоторым из нас просто удается заглянуть на шаг вперед. Подобным образом можно объяснить феномен ясновидения или предвидения конкретного будущего людьми с экстрасенсорными способностями.
Наука не может отрицать существование таких феноменов, хотя и объяснить их механизм она пока тоже не в состоянии. Сильнейших экстрасенсов не раз исследовали ведущие мировые ученые, но сделать вывод об их возможностях, достоверности и способах получения информации из предполагаемого будущего никому еще так и не удалось. С другой стороны, не так давно ученые пришли к выводу, что даром предвидения так или иначе обладает большинство из нас.
Международная группа исследователей провела необычный тест. Группе людей показывали различные фотографии. Большинство из них носило нейтральный характер, меньшая часть вызывала те или иные эмоции – как положительные, так и отрицательные. Состояние организма испытуемых замерялось в течение всего тестирования. Результаты эксперимента были невероятны. Испытуемые реагировали на фотографии на 10 секунд раньше того, как им их показывали. Их организм безошибочно определял, какой тип фотографии будет показан в следующий момент. Нейтральные фотографии не вызывали никаких реакций, эмоциональные – ускоряли сердечный ритм, увеличивали мозговую активность и объем циркулирующей крови.
Выходит, практически каждый из нас обладает даром предвидения, просто не умеет им пользоваться. Но если признать такую возможность, то придется смириться и с идеей существования предопределенного будущего. А если это действительно так, то встает пугающий каждого вопрос свободы собственной воли. Если все заранее предрешено, то зачем ежедневно мучиться проблемой выбора, зачем строить планы на будущее, переживать за наше завтра? Может, тогда вообще ничего не делать в этой жизни, а лишь ждать, куда нас приведет судьба? Однако большинство мыслителей и исследователей сходятся во мнении, что хоть мы и не выбираем свою судьбу, но маневрировать на пути, который нам кем-то предначертан, возможно.
Одной из известнейших предсказательниц XIX века была Шарлотта Кирхгоф. О ее способностях шла молва по всему Петербургу, а ее заключениям доверял сам царь. Фрау Кирхгоф гадала на картах, читала судьбу по ладони и кофейной гуще. Однажды на сеанс к гадалке попал Александр Сергеевич Пушкин с приятелями. Ее предсказаниям он тогда не поверил, как выяснилось позже – зря. Будь поэт чудь более суеверным и внимательным к деталям, возможно, его жизнь сложилась бы совсем иначе.
«Она ему рассказала все в деталях: что нужно опасаться блондина, чем это чревато и чем это ему грозит. Но при этом она сказала, что ему нужно, во-первых, бояться блондинов, во-вторых, она ему говорила, что в возрасте 37 лет ему нужно будет соблюдать очень большую осторожность – и в плане конфликтов, и в плане ссор, в плане каких-то необдуманных поступков. И, если он переживет вот это период благополучно (возраст 37 лет), дальше он доживет до глубокой старости – это то, что говорила Шарлотта Кирхгоф, на предсказания которой сейчас очень многие ссылаются, говоря о том, что все было детерминировано для Пушкина. То есть все-таки какой-то люфт и какая-то возможность что-то изменить – она, в общем-то, даже при этом существует, даже если говорить строго о судьбе», – рассказывает врач-психоневролог Наталья Ласкова.
Как не поверить в предначертанность событий, когда сталкиваешься с подобными историями. Вот еще несколько занятных фактов, которые заставят любого скептика задуматься и допустить, что все происходящее с нами – не случайно.
К примеру, вот поразительный факт из жизни Марка Твена. Писатель родился в 1835 году – в тот день, когда рядом с Землей пролетела комета Галлея, и скончался в 1910 году в день ее следующего появления около земной орбиты. В 2010 году мультимиллионер Джимми Хеселден – владелец компании, которой принадлежит право изобретения знаменитых самобалансирующихся самокатов с двумя колесами – погиб, сорвавшись с утеса в реку во время прогулки на своем же собственном двухколесном изобретении – сегвее.
А самой неубиваемой девушкой на планете считается Барбара Роля, живущая в польском городке Калиша. Ее занесли в Книгу рекордов Гиннесса, потому что она избежала гибели 127 раз. Ее игра со смертью началась в три года, когда Барбара выпала из окна пятого этажа, но благополучно приземлилась на кучу картонных коробок. С тех пор судьба ее испытывает на прочность постоянно: девушка побывала в четырех авиакатастрофах и семи автомобильных авариях, под ней проламывались пол и балкон, тонули катера, в ее присутствии взрывался газ – и это далеко не полный список того, что удалось пережить Барбаре.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
Можно по-разному относиться к идее предопределенности событий, которые ждут каждого отдельно взятого человека на жизненном пути. Но нельзя отрицать тот факт, что наша судьба начинает формироваться еще до нашего рождения.
Можно уверенно сказать, что как минимум частично наша судьба действительно предопределена генами. Они даются человеку раз и навсегда – от зарождения и до смерти. Они находятся в каждой клетке, и пока корректировать их мы не умеем. Еще в утробе матери формируются гены, которые определяют нашу внешность, пол и другие физические данные. Более того, в геноме человека заложены сотни возможностей и способностей, отклонений и болезней, которые могут реализоваться в течение жизни, а могут и спать до самого последнего дня.
Предначертано ли было Моцарту стать великим музыкантом или этого хотел и добился он сам, приложив весь свой талант, стремление и силы? Смог бы великий музыкант добиться таких высот, если бы родился в семье ремесленника и обучался бы этому мастерству? Генетики считают, что для реализации генетической информации нужны соответствующие условия. Чтобы узнать, что он великий полководец, Александру Македонскому потребовалась война. Без нее он был бы малоизвестной исторической личностью. И Моцарт не смог бы реализовать свою генетическую информацию, не будь у него музыкального окружения.
Пока что мы не можем с точностью объяснить, как и в каких конкретно условиях будет развиваться та или иная генетическая информация. Но можно с уверенностью констатировать, что наша генетика – основа, стержень, на который нанизываются остальные условия и события нашей судьбы. То есть наш геном содержит множество вероятностей будущего, но какая из них реализуется на самом деле, будет во многом зависеть именно от культурной и социальной среды, в которой нам предстоит развиваться.
«Я четко придерживаюсь одного мнения, что не может быть стопроцентной предопределенности. Судьба человека, может быть, в какой-то мере зависит от генов, но в очень малой степени. Она все-таки зависит от воли. Культура, вот вся социальная биологическая сущность человека – она создает его судьбу. И какой элемент больше будет оказывать влияние – фактор культуры или фактор генетический, зависит от случая. Возьмите двух близнецов: и у одного судьба пойдет по одному плану, у другого – совершенно по другому плану», – считает профессор кафедры генетики биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Марлен Асланян.
Ученые считают, что самые громкие открытия в области генетики еще впереди. Совсем недавно люди смогли целиком расшифровать геном человека, и только сейчас начинают подходить к разгадке и чтению информации, заложенной в каждом гене.
Если мы научимся понимать и расшифровывать активность генов, сможем ли мы создавать идеальных людей, заменяя плохие гены на хорошие, добавляя по своему усмотрению таланты или способности к определенным наукам? Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был самым способным, красивым и здоровым. Возможно ли будет заказывать внешность будущего ребенка, собрав, как из мозаики, его четкий генетический рисунок?
«Сама генетика – это наука стохастическая. Значит, существует так называемый генетический детерминизм. Мы вот надеемся на то, что расшифровка генома позволит нам прямо по заказу готовить брюнетов, блондинов. Ну, это, наверное, может быть, и можно. Или гениев создать. Или выдающихся математиков, музыкантов», – отмечает Асланян.
Попытки редактировать тот или иной набор генов проводятся уже сегодня. Ученые пытаются таким образом бороться с определенными болезнями. Но пока прогнозы не слишком утешительные. Изменение одного гена может привести к необратимым последствиям в организме и вызвать еще более серьезные проблемы со здоровьем. Так что мечта о выбранной себе судьбе все еще остается фантастикой.
Многие столетия тысячи ученых и мыслителей пытаются ответить на вопросы о загадках судьбы. И здесь интересно не только то, каков будет этот ответ и будет ли он найден вообще. Интересна еще и мотивация. Почему человека это так интересует? Что изменится в нашем понимании мира, если когда-нибудь эта загадка будет разрешена?
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
«Давайте представим, что этот мир – это как машина, механизм, а тогда человек – винтик в нем, и он не может осуществить какое-то свободное движение, пока машина, по крайней мере, не поломается. Это вот у нас один вариант. Давайте представим себе второй вариант: человек абсолютно свободен, нет никакой машины, он всегда делает выбор, а потом этот выбор делает выбор его. То есть он действует свободно. Что мы имеем в обоих случаях? Как ни странно, и там и там он будет задаваться вопросом о смысле жизни. В первом случае, с машиной, он скажет: «Это совершенно бессмысленный вопрос. Все как идет – так и идет», а во втором случае этот вопрос будет полон смысла, но непонятен ответ. И тогда он попытается занять какую-то позицию посередине», – считает Владимир Винокуров.
Так уж устроена человеческая психика: чтобы двигаться вперед, нам нужна мотивация, задача, смысл. А смысл жизни появляется именно где-то на стыке двух полярных взглядов на проблемы судьбы и предопределенности. Мы балансируем между отношением к жизни как к написанному заранее сценарию и верой в то, что все в наших руках.
Вопрос: Длина жизни человека является изначально предопределенным параметром или изменяющимся в зависимости от поступков человека? Все ли происходящее в жизни предопределено? Например, если человек заболел какой-нибудь болезнью, должен ли он через это пройти?
Да. Все, что должен пройти человек, ему предназначено, кроме одного: достигнет ли он цели жизни в течение этой жизни или нет. Написано, что Творец смотрит на каплю семени и определяет: этот будет мудрецом, этот трудолюбивым, этот лентяем и т.д. Только не говорит, будет ли он праведником или грешником, потому что это зависит от человека: или он останется в своей природе и проживет свою жизнь, как животное, или достигнет правильным использованием своей жизни места, куда необходимо прийти — вечной духовной жизни. И мы видим на примере близнецов, разлученных в детстве, что они проживают похожую жизнь: женятся, воспитывают детей, обустраивают дом. Как родились, так и живут, не зная друг о друге – все заложено внутри нас, все предопределено заранее.
Ведущий: В вопросе отмечены два факта жизни: возраст человека и некая болезнь. Вы говорите, что все изначально предопределено, кроме одного: достигну я духовную цель, разовьюсь духовно или нет.
И тут ты хочешь спросить: достижение духовной цели изменит мою материальную жизнь или нет? – Только это изменяет жизнь! Но наша слушательница спросила о материальных вещах. В материальном мире мы живем, как животные. В нём ничего нет, как сказано, что «все подобны животным». Судьба каждого предписана при условии, что он не изменит свою судьбу за счет занятия своим духовным развитием. Но когда ты связан с остальными душами и привлекаешь в этот мир свет, то у тебя есть другая роль. Этим ты изменяешь себя, добавляешь своей душе дополнительные силы, что обычные люди в этом мире не делают.
Ведущий: И тогда сценарий моей материальной жизни на уровне фактов меняется? Скажем, я умру в более позднем возрасте и не заболею раком, не дай Бог, если это было предопределено?
Безусловно. Ты изменяешь свою жизнь, но тоже согласно закономерности, ведь ты связан со всеми душами и должен вместе с ними достичь некоей цели. Ты находишься среди этих душ в общей структуре Адама Ришон в «голове» системы, «ноге» или «руке». Исходя из этого, у тебя есть роль, и то, как ты ее исполняешь, насколько от тебя зависят другие, насколько ты зависишь от них, тоже является определенной судьбой. Но эту судьбу осуществляешь и меняешь ты сам. Поэтому написано, что «Исраэль (тот, кто идет «прямо к Творцу» в духовном подъеме) выше звезд и судьбы».
Ведущий: Я знаю, что в духовном развитии есть 125 ступеней. Я могу быть ниже первой ступени, т.е. полностью в материальном мире, и проживать жизнь, утвержденную изначально. Скажем, я начал развиваться и достиг ступени номер один. Сценарий моей жизни на первой, восьмой или сто двадцать четвертой ступени тоже утвержден изначально?
Да, все утверждено изначально. Но важно, в каком кадре ты находишься. Ты можешь быть в чем-то плохом и подниматься выше и выше. Но каждое состояние заготовлено для тебя изначально при нисхождении души вниз. Ты поднимаешься и взбираешься соответственно тем формам, которые были при спуске души сверху вниз. Ты сейчас поднимаешься снизу вверх к тому месту, точно к тому «сценарию». Но этот «фильм» ты создал, наслаждаешься им, находишься в нем. Ты его сотворил и получил духовную жизнь. А поскольку твое тело, находящееся в материальном мире, и душа, находящаяся в духовном мире, связаны друг с другом, то ты меняешь судьбу своего тела. Я не говорю, что все будет замечательно, ведь ты все-таки связан со всеми душами, а потому будут и болезни, и проблемы. Но ты меняешь свою материальную судьбу, и будь уверен, что выиграешь!