вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя
Что такое человеколюбие? Спасти Божий образ от того, что не от Бога, против Бога, а таковы – порок, грех, смерть и дьявол. Освободить человека от самого большого врага – дьявола, смерти. Такое человеколюбие проявил Господь Христос. А какое человеколюбие требуется от самого человека? – Вот какое: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Это ответ на вопрос: что такое человеколюбие, как мы с тобой должны относиться к людям? Это непогрешимый закон Божий: после Бога – человек; после любви Божией, любви Христовой – любовь к человеку; после боголюбия – человеколюбие. Любовь к человеку действует тогда, когда освобождает его от самого грозного противника – греха и смерти. Это Христова любовь к человеку – освобождение от смерти. Вторая заповедь гласит: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Когда мы любим человека, когда его истинно любим? – Тогда, когда спасаем его от его греха, от ада… Это настоящая любовь к человеку. Ты лжешь себе, если думаешь, что любишь человека, но угождаешь его греху, его страстям: тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Лишь когда любишь человека во Христе: всей душой своей, всей силой своей, – только тогда ты его истинно любишь.
Вопрос: а любовь родителей к детям? А любовь супругов? А любовь человека к отечеству? Разве это не любовь? – Мы это называем любовью, но любовь ли это? Все это не любовь, если Христос не есть та сила, которой мы любим. Если отец не любит детей Христовой любовью, если их не воспитывает в добре, если их не наставляет на добрый путь, чтобы они спаслись от греха, а только их обхаживает и балует, то он их ненавидит, убивает. И если супруги любят друг друга только телесно, то они – убийцы друг друга. Такова и всякая другая земная, плотская любовь.
Когда мы проникнемся любовью к человеку, имея посредником Господа, тогда любовь обретает вечность и бессмертие, тогда это христолюбие. — Если имеешь друга и думаешь, что любишь его, однако потакаешь ему во грехе, то ты становишься его убийцей. И если желаешь любить его, то скажи ему: «Друг, тот грех твой, говорю тебе, убивает тебя, отторгает тебя от Бога». Если этого не сделаешь, то ты – убийца. Лжешь себе…
Вторая заповедь подобна первой. Только когда душа вся во Христе, обрати ее к человеку и знай, что будешь любить его вечной любовью… Без этого твоя любовь ложна и убийственна… Только христолюбие – сущность и источник истинной любви. Если человек не любит Господа Христа, то не может любить никого… – Это дивное и страшное благовестие. Дивное, ибо человека возносит на небо, в вечность. Страшное, ибо если его не соблюдаем, то любим бога ненависти — дьявола. Бог – это любовь, дьявол – это ненависть. Вот тогда в чьих ты объятиях. Тогда – ужасно быть человеком, ибо он себя преображает в дьявола. Сегодня Европа гудит от так называемой «любви к человеку»… И что же мы видим? Что натворили без Христа, без Христовой любви: резня, войны, столкновения, уничтожения. Что представляет собой сегодняшняя Европа без Христа? Ведь дьявол, бог ненависти, не дает, чтобы люди, восставшие против Христа, возлюбили друг друга. Клевещут таковые и на себя, и на человека, ибо не любят человека.
Из проповедей.
См. также Толкование на Мф. 22:34
Заповедь «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ»
(Евангелие от Луки 10:25-37)
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
«Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18).
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44).
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39).
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3).
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16).
«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:22–23).
«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8–9).
«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22).
«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Иоан.4:21).
«Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2).
«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» ( Пс.100:5).
«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» ( Притч.11:12).
«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» ( Притч.14:21).
«Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом» ( Сир.10:6).
«Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18).
«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его» ( Сир.22:26).
«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2).
«Помни заповеди и не злобствуй на ближнего» ( Сир.28:7).
«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» ( Сир.29:23).
«Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах.8:17).
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Втор.5:20).
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10).
«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9).
«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим.15:2).
«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14).
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25).
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39)
Как эту фразу понимают наши современники?
Дарья Терехова, 37 лет, преподаватель детской воскресной школы:
— Возлюбить — значит со-переживать, со-чувствовать и со-страдать другому, как самому себе. Если есть любовь к ближнему, то я испытываю сердечную боль, когда узнаю, что у кого-то скорбь. Причем все время, ежедневно и ежечасно. Проще мобилизоваться один раз при страшном горе, скорби.., но всегда, каждодневно быть чувствительному к жизни и состоянию ближнего, того, кто рядом, – неимоверно трудно.
Потому любовь — это дар Божий. Она не в наших силах. У нас может быть только намерение возлюбить, а помогает в этом Господь.
Владислав Козачок, 30 лет, пономарь:
— Возлюби ближнего своего? Я так понимаю, что здесь имеется ввиду не только те, кто окружают нас — семья, дети, а все люди, которые нуждаются в нас. Любой сердечный отклик наш человеку — это и есть любовь к ближнему!
Эвелина Каравай, 38 лет, юрист:
— Возлюби ближнего твоего, как самого себя? Вроде бы, знакомая и понятная фраза, но для каждого в ней скрыт свой глубинный смысл. Что значит – возлюбить ближнего? Во-первых, это значит не делать другому того, чего не пожелаешь себе. Во-вторых, если ближний мне брат или сестра, значит я отношусь к нему/ к ней с той же любовью, с той же жертвенностью, что и к себе. Но тут есть маленькое, но существенное «но». А если я к себе плохо отношусь, то как могу к ближнему относиться хорошо?! Значит начать надо с себя. Надо очистить свое сердце и душу. И тогда в ближнем мы увидим не конкурента, не соперника, не врага, а брата или сестру, Образ Божий. Ибо как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»!
Марина Горная, 28 лет, инженер:
— Прошение у Бога сил и терпения быть с людьми и в радости, и в горе. Стараться смиренно терпеть и принимать достоинства и недостатки человека. Есть возможность помочь — помогай, нет – молись. Случилась у человека радость — проси Бога от всей души порадоваться вместе с человеком. Сложно, но постепенно шаг за шагом. Это именно то, что я чувствую и стараюсь делать, помня о словах Господа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя”.
Сергей Дудка, 38 лет, аудитор:
— Человек создан по образу и подобию Божию, соответственно, образ Божий есть в каждом человеке.
Каждый человек — это Христос, только покрытый сверху пеленой греха. Но под этой пеленой все равно — Христос.
Идешь по улице и видишь: идет тебе Христос навстречу, Христос садится в маршрутку, Христос ведет в школу маленького Христа, Христос просит милостыню, и тот же Христос едет на BMW X5 или выступает по телевизору.
Наша задача, несмотря на пелену греха, которой покрыт каждый человек, — увидеть в каждом человеке Христа.
И любить любого человека, даже врага, без лицеприятия. Но мы слабы и немощны, любить всех и без лицеприятия — удел совершенных. Мы же лицемерим, одних любим больше, других меньше.
Зная немощь нашу, Господь дал нам заповедь относительно любви к ближним. Все, что я хочу и желаю самому себе, все то же, без сожаления, я должен отдавать ближнему своему.
Если я люблю бутерброд с маслом, то и ближнему должен маслом намазать, а не просто кусок хлеба дать. И ноги ему умыть, прежде чем за стол посадить.
Поступаем ли мы так в жизни по отношению к ближним — вопрос, который пусть каждый задаст сам себе, но поступать так мы обязаны.
Толкование Церкви.
Блаж. Феофилакт Болгарский:
Любящий ближнего исполняет все заповеди; исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди («возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя») соединяются, друг друга поддерживают и содержат в себе все прочие заповеди. Кто, любя Бога и ближнего, будет красть, помнить зло, убивать, прелюбодействовать или блудодействовать? Законник этот сначала пришел с целью искусить, а потом, вследствие ответа Христова образумившись, получил похвалу Христа, как святой