Надо сказать, личный транспорт считался тогда роскошью: не всякий мог себе его позволить. Наш «почвенник» много трудился, вел большое количество уроков, классное руководство, почти все складывал в кубышку и за два года сумел накопить на «Жигули». Да еще установить в салоне японскую магнитолу с реверсом, что считалось верхом шика!
Сегодня трудно представить, чтобы молодой педагог из сельской глубинки за пару лет заработал себе на авто. В лучшем случае может рассчитывать на велосипед с передним багажником в качестве бонуса.
Конечно, учителя и раньше жили небогато, но отношение к профессии было уважительным — хотя бы по социальным благам и гарантиям государства. Труд учителя славили в кинематографе, литературе, в стихах и песнях. Конкурс в педагогические вузы был одним из самых высоких, а выпускников сразу же обеспечивали бесплатной квартирой и даже земельным участком. Преимуществом являлось и 48 рабочих дней оплачиваемого летнего отпуска. Поэтому молодежь охотно уезжала в село, где даже старики к ним обращались непременно по имени-отчеству. То есть учитель — была особая, почитаемая каста.
Сегодня это не так, хотя власти пытаются улучшить материальное положение учителей, предпринимают для этого какие-то шаги. И даже гордятся тем, что довели среднюю зарплату учителя по стране до 30–35 тыс. рублей. Однако не стоит обманываться: эта средняя цифра — ни о чем. Она выводится из дележа окладов руководства и сотрудников Минобразования, директоров школ и педагогов, вместе взятых.
А если говорить конкретно об учителях, ведущих уроки в классах? Молодой специалист в лучшем случае может рассчитывать на 15–18 тыс. руб., а в сельской местности выходит и того меньше — 8–10 тыс. И как на такие деньги прожить? Давайте спросим у руководителей этих ведомств: а сами вы смогли бы на них прожить? Ответ очевиден.
А вот картинка не из сельской, а высшей школы. По статистике, средние зарплаты ученых тоже растут и уже составляют чуть ли не 100 тысяч рублей в среднем. Но почему-то они продолжают уезжать из России, как с тревогой констатировали недавно в Национальном докладе об инновациях. Причем отток наблюдается среди высокоцитируемых специалистов мирового уровня. В чем же дело?
Недавно довелось обсуждать эту проблему с известным юристом, профессором, опытным преподавателем со стажем в несколько десятилетий. Он с горечью признался, что преподавателей вузов в приказном порядке принуждают самостоятельно зарабатывать деньги. На некоторых кафедрах есть даже план — сколько ты должен получить. То есть задачу повышения заработной платы государство решило переложить на плечи самих ученых. Ректора, получив право самостоятельно определять себе оклады, лично оказались заинтересованными в подобных «инновациях». У многих руководителей он в десятки раз превышает средний уровень по вузу.
Сегодня большая часть студентов обучается на платной основе, но преподавателям эти деньги не засчитывают в качестве взноса. Ни монографии, ни учебники, ни работа со студентами, аспирантами, ни активная деятельность в диссертационных советах никого не интересует. Главное требование — «делайте деньги». Из-за этого работа их стала невыносимо сложной. Обеспечить вуз дополнительными доходами для ученого — задача невыполнимая.
— Вряд ли, занимаясь коммерцией, можно продвигать науку, — сокрушается профессор, пожелавший сохранить свое инкогнито из-за возможных неприятностей с руководством своего вуза. — И следует ли рассчитывать, что российские университеты выйдут на передовые рубежи при таком подходе?
Не потому ли в России не стало нобелевских лауреатов, ярких ученых, исследователей и глав отраслей уровня Келдыша, Королева, Янгеля, Челомея, Глушко? Не только по своему дарованию, но и масштабам личности. Вместо того чтобы заниматься наукой, вузовские работники озабочены зарабатыванием денег.
Зато в последнее время растет число профессоров и даже академиков среди чиновников высшего звена, депутатов Госдумы, губернаторов, представителей силовых структур. Козырять степенью доктора хоть каких-нибудь наук стало буквально поветрием. В науке о них никто не слышал, но им до лампочки — главное, чтобы звание на визитке присутствовало и ласкало слух и зрение.
Вот начнет кто-то упражняться в красноречии на публичном мероприятии, и тут же понимаешь, кто сам защитился, а кто слямзил с чужой диссертации. Уличенные в плагиате даже не парятся и не стремятся обелить свое доброе имя. Потому что никто не устраивает публичный разнос, показательную порку и чистку рядов. По всей видимости, чтобы «не выносить сор из избы». Да и вообще, так много стало этого «сора», что весь не вынести! Разве что вычистить, как авгиевы конюшни…
Упадок в средней и высшей школе — прямое следствие культивируемого неравенства во всех сферах жизни. Молодые ученые вынуждены корпеть в лабораториях и цехах буквально за пару десятков тысяч рублей в месяц. А разного рода топ-менеджеры имеют официальные оклады с пятью–шестью нулями. Эта несправедливость в том числе ведет к деградации нашей науки, школьного образования, культуры и общего уровня взаимоотношений. Вовсе не случайно в ноябрьском соцопросе ВЦИОМ именно социальную несправедливость россияне поставили на первое место среди беспокоящих их проблем — ее назвали 68% опрошенных.
Может, нашим чиновникам покажется странным, но наука начинается не в «Газпроме», не в Роскосмосе, не в Росатоме и не в Роснано, а в студенческой аудитории и даже за школьной партой. Именно здесь прорастают зерна знаний и интеллекта, которые потом вызревают в учебных аудиториях, лабораториях НИИ и в научных центрах, продвигая страну к новым технологиям.
Беда в том, что сегодняшние школьники в массе своей не хотят учиться, не читают литературу, не интересуются поэзией, точными науками. И недостаточно просто их призывать — учитесь! В жизни они видят другие картинки — благополучия и успеха добиваются не благодаря знаниям, а вопреки. У самых хамоватых, отвязанных, но умеющих приспособиться и выполнять любые приказы начальства больше шансов чего-то добиться, чем у «ботаников» с интеллектом и знаниями. И вообще, самые богатые люди сегодня — футболисты и бойцы без правил, коррупционеры и воры в законе.
Все это во многом следствие того, что статус педагога за последние десятилетия сильно снизился. Сама профессия перестала быть престижной и достойной. Не обещания властей формируют отношение к учителям и к учебе, а реальная жизнь, которую мы наблюдаем каждый день.
Подсознательно чувствуют это и сами дети, поэтому не сильно напрягаются. Чтобы при сдаче экзаменов угадать правильный вариант из трех предложенных, достаточно просто поднатаскаться с репетитором — не обязательно утруждать себя глубинным пониманием предметов. С этим набором фрагментарных познаний приходят они в вуз, где ситуация повторяется. А затем, выпустившись из стен высших учебных заведений, эти «митрофанушки» наших дней нехотя отрабатывают часы на службе. Какое «инновационное будущее» они построят для страны? Вопрос риторический.
В фойе старейшего Стелленбосского университета (ЮАР) висит плакат: «Уничтожение нации не требует использования ядерных бомб или ракет. Достаточно снизить качество образования и разрешить обман при сдаче экзаменов. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания рушатся от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов. Справедливость утрачивается в руках таких прокуроров и судей. Крах образования — это крах нации».
Где Южная Африка и где мы? Но, может быть, стоит этот плакат перепечатать и повесить в кабинеты наших высоких начальников от образования. Пока краха не случилось…
Читайте также: Надежды на глобализацию не оправдались: ошибочка вышла
Саид Бицоев
Подпишитесь на наши новости в Google News
Итак, портал «Пропроф.ру” на основе данных о количестве вакансий и средней заработной плате с крупнейших источников по поиску персонала и работы составил рейтинг самых востребованных профессий в России. В исследовании участвовали только вакансии с указанной заработной платой, другие специализированные фильтры не использовались.
Анализ и рейтинг профессий будет интересен как работающим специалистам, так и будущим / нынешним студентам при выборе конкретной специализации.
Работодатели к названию вакансий подходят очень творчески. Зачастую одна и та же профессия может иметь до 14 разных наименований. Такое разнообразие затрудняет статистический анализ. Поэтому мы постарались унифицировать подобные вакансии с помощью алгоритмов.
Мы увеличили охват по количеству профессий, а именно изучили востребованность 120 специализаций, как в России в целом, так и в 72 регионах. Если Ваш регион не попал в отчет, можете написать об этом в комментариях и мы внесем коррективы.
Не все специализации востребованы и присутствуют во всех регионах. Есть такие профессии, которые попали только в 1 из 72 регионах. Также стоит отметить, что рейтинг профессий составлен из топ-10 профессий, а не всех 120 специализаций, поэтому не стоит удивляться, если та или иная профессия будет отсутствовать в таблицах.
При цитировании ссылки на статью обязательны.
Содержание
- Востребованность учителей в России
- Самые востребованные учители в России
- Динамика средней зарплаты учителей
- Средняя зарплата учителей
- Топ-10 учителей по средней заработной плате
- Низкооплачиваемые учители в России
- Редкие профессии учителей в России
- Востребованность учителей по регионам России
- Средняя зарплата учителей в регионах России
- Высокие зарплаты учителей
- Общий список учителей и их зарплата
- Список востребованных учителей и их зарплата в России, 2019 год
Востребованность учителей в России
На момент написания статьи открытых вакансий 1207, при этом средняя зарплата по стране 31290 рублей. Эти цифры даны без учета специализации, т.е. усреднены для всех видов учителей.
Самые востребованные учители в России
Топ-1 рейтинга востребованных профессий в 2019 году занимает преподаватель английского языка. Страна нуждается в 296 учителях этой специализации.
Второе место занимает учитель английского языка с 102 вакансиями.
Третье место занял учитель начальных классов — 55 вакансий.
Более расширенный перечень учителей можете посмотреть на следующем графике:
Динамика средней зарплаты учителей
Вопрос динамики заработных плат по-прежнему остается актуальным. Оценить изменение зарплат учителей за текущий и предыдущий годы можно на следующем графике.
Средняя зарплата учителей
Конечно, востребованность профессии — это хорошо, но только тогда, когда за нее хорошо платят. Зарплата учителей в 2020
Средняя зарплата в нашей стране растет не настолько стремительно, как многим хотелось бы. Однако, средняя зарплата учителей на достойном уровне. Конечно, средняя зарплата редко отражает реальную ситуацию в стране. Особенно, если есть топовые вакансии.
Топ-10 учителей по средней заработной плате
Полный список учителей и их заработных плат в 2019 году можете посмотреть в конце статьи. Чем меньше профессия востребована, тем выше она оплачивается. С другой стороны, небольшое количество вакансий может говорить о хорошей занятости среди этих специалистов.
Низкооплачиваемые учители в России
Все профессии нужны, только вот почему-то на рынке труда все оцениваются по-разному. Итак, рейтинг самых низкооплачиваемых профессий учителей в России. Обратите внимание, что некоторые из них попали в список востребованных.
Редкие профессии учителей в России
К редким профессиям можно причислить невостребованные профессии учителей в 2019 году, так как на рынке труда мало таких вакансий, то и трудоустроиться по специальности будет крайне трудно.
Стоит отметить, что редкие профессии зачастую бывают высокооплачиваемыми. Хотя, если таких специальностей несколько штук на всю страну, то будущим специалистам нужно хорошо задуматься о приобретении такой специальности.
Востребованность учителей по регионам России
Абсолютным лидером по количеству вакансий является Москва, а именно 222 вакансии.
Аутсайдером по количеству вакансий стал регион Республика Калмыкия – 1 вакансия. Тамбовская область, Курганская область, Чеченская республика также находятся в конце списка.
Средняя зарплата учителей в регионах России
№ п/п | Регион | Средняя зарплата |
---|---|---|
1 | Камчатский край | 52200.0 |
2 | Республика Калмыкия | 49590.0 |
3 | Смоленская область | 48525.5 |
4 | Ямало-Ненецкий АО | 47850.0 |
5 | Москва | 47850.0 |
6 | Республика Хакасия | 47850.0 |
7 | Ненецкий АО | 47415.0 |
8 | Республика Саха (Якутия) | 42955.5 |
9 | Мурманская область | 41325.0 |
10 | Новгородская область | 41107.5 |
Лидирует Камчатский край. Новгородская область замыкает список зарплат учителей.
Высокие зарплаты учителей
В нашей стране, как и в США, хотят стимулировать внутреннюю миграцию населения. Родился в одном регионе, учился в другом, а работать вынужден в третьем. Особенно, если в родном городе или поселке, полученная специальность не в цене или отсутствует вовсе. Тогда ничего не остается, как найти регион с наибольшей зарплатой и переехать туда. Для этого мы составили рейтинг профессий и регионов, где готовы заплатить самую большую сумму в России по конкретной специальности. Со списком можно ознакомиться ниже.
Общий список учителей и их зарплата
Список отсортирован по средней заработной плате.
Список востребованных учителей и их зарплата в России, 2019 год |
|||
№ п/п | Специалист | Средняя зарплата | Вакансии |
---|---|---|---|
1 | преподаватель английского | 82650.0 | 8 |
2 | director of studies senior teacher методист | 73950.0 | 3 |
3 | методист | 69600.0 | 4 |
4 | тренер | 60900.0 | 3 |
5 | english teacher | 58725.0 | 10 |
6 | esl teacher | 56550.0 | 2 |
7 | преподаватель французского языка | 54375.0 | 3 |
8 | педагог по вокалу и фортепиано | 53287.5 | 2 |
9 | хореограф | 53287.5 | 6 |
10 | преподаватель ментальной арифметики | 52200.0 | 7 |
11 | преподаватель вуза по направлениям подготовки высшего образования технической направленности | 49590.0 | 24 |
12 | монтессори педагог | 47850.0 | 5 |
13 | demo teacher со знанием китайского и английского языков | 47850.0 | 7 |
14 | косметолог эстетист | 47850.0 | 2 |
15 | педагог по скорочтению и развитию интеллекта | 46762.5 | 2 |
16 | преподаватель по вокалу | 46762.5 | 2 |
17 | педагог по гитаре | 45675.0 | 2 |
18 | преподаватель кафедры теории и методики футбола и хоккея | 44851.0 | 25 |
19 | учитель английского и испанского языка | 43626.0 | 2 |
20 | парикмахер | 43500.0 | 4 |
21 | учитель химии и биологии | 43500.0 | 4 |
22 | учитель истории | 42412.5 | 6 |
23 | педагог по вокалу | 41325.0 | 2 |
24 | преподаватель кафедры адаптивной физической культуры и бжд | 41060.0 | 20 |
25 | педагог хореограф | 39150.0 | 20 |
26 | преподаватель японского языка | 39150.0 | 3 |
27 | няня педагог | 38280.0 | 2 |
28 | ассистент монтессори педагога | 37410.0 | 2 |
29 | преподаватель иностранных языков | 36975.0 | 2 |
30 | репетитор английского языка | 36975.0 | 3 |
31 | персональный тренер педагог дошкольников | 36540.0 | 2 |
32 | преподаватель английского языка для детей | 35887.5 | 2 |
33 | руководитель группы преподавателей групповых уроков | 35670.0 | 3 |
34 | менеджер по адаптации преподавателей | 35670.0 | 2 |
35 | педагог по английскому языку | 34800.0 | 3 |
36 | инструктор преподаватель | 34800.0 | 2 |
37 | педагог начальных классов | 34800.0 | 5 |
38 | преподаватель корейского языка | 34800.0 | 2 |
39 | руководитель группы преподавателей английского языка | 33495.0 | 3 |
40 | менеджер по сопровождению персонала | 33495.0 | 3 |
41 | преподаватель немецкого языка | 33060.0 | 4 |
42 | репетитор по математике | 32625.0 | 20 |
43 | педагог по раннему развитию | 32625.0 | 8 |
44 | преподаватель математики | 32625.0 | 19 |
45 | преподаватель физики | 32625.0 | 2 |
46 | преподаватель | 32625.0 | 22 |
47 | педагог английского | 32625.0 | 2 |
48 | педагог | 32625.0 | 23 |
49 | художник педагог | 32407.5 | 2 |
50 | преподаватель тренер | 32190.0 | 2 |
Возможно, Вам будет интересно: Самые востребованные профессии учителей в 2018 году