Каждый год полторы сотни священников в России смогут получить отсрочку от армии. Соответствующий указ президента распространится уже на осенний призыв. До его начала правительство должно определить, как религиозные организации будут подавать заявки на отсрочки для своих священников и делить «квоту» между конфессиями.
Российские священники вновь получили отобранное у них в 2008 году право на получение отсрочки от службы в армии. Документ под названием «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу» был опубликован в пятницу на сайте президента России.
Отсрочку, на которой религиозные организации настаивали последние несколько лет, удостоятся лишь 150 человек в год.
Она будет предоставляться по просьбе религиозных организаций, говорится в президентском указе. Отсрочку от исполнения воинского долга могут получить священнослужители, имеющие духовный сан и занимающие должность в религиозных организациях, но с условием, что духовные лица прошли или проходят специальную подготовку на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими (так официально называются священники, которые сейчас работают в Российской армии).
Право на получение такой отсрочки от военной службы начнут предоставлять с 1 октября 2012 года, то есть с начала осеннего призыва.
Указ предусматривает отсрочку и для тех, кто уже стал военным священником. Она предоставляется «на время исполнения обязанностей по указанной должности», говорится в документе.
Эта отсрочка не распространяется на студентов семинарий. Они призываются в армию на общих основаниях и могут воспользоваться другими отсрочками, предусмотренными законом «О воинской обязанности».
Справка:
Содержание
Какие есть отсрочки
Согласно статье 24 закона «О воинской обязанности», отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в…
Проблема места священнослужителей в Российской армии вновь возникла в 2008 году. До этого шесть лет, согласно соответствующему указу Владимира Путина, священнослужителям четырех традиционных российских конфессий (православия, иудаизма, ислама и буддизма) предоставлялась отсрочка — правда, при условии, что их некому заменить на работе. Тогда под действие указа подпадало около 300 человек. Но в 2008 году Путин отменил свой собственный указ «в целях упорядочения предоставления гражданам отсрочки от призыва» и в связи с сокращением срока службы призывников. Священников вновь стали призывать в армию, что вызвало негативную реакцию у духовенства — в частности, она была отражена на Архиерейском соборе РПЦ летом 2008 года. Тогда представители рабочей группы собора «Церковь, государство и общество», в котором приняли участие 24 архиерея, пришли к выводу: «Подобные инициативы властей говорят о недопонимании частью политической элиты роли духовного образования и Русской православной церкви в целом в деле утверждения в обществе нравственности». По мнению иерархов, гораздо большую пользу стране могло принести служение священника в армии в качестве капеллана.
Дмитрий Медведев, заняв президентское кресло, взял курс на воссоздание института военного духовенства. В 2009 году в армии появилась должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Идея заключалось в том, чтобы священнослужители работали в войсках в качестве гражданского персонала и «окормляли верующих во внеслужебное время». В 2011 году военных священнослужителей в армии приравняли к должности замполита, впредь они должны были еще и взять на себя воспитание военнослужащих, и инструктировать «в нравственном смысле» караул.
Но воплощалось все это в жизнь с трудом: на сегодняшний день некомплект священнослужителей составляет 90%.
Как сообщали в первой половине 2012 года в Минобороны, всего в армии предусмотрено 224 ставки для священнослужителей, но из них заняты были только 24, передавало РИА «Новости». Проблема крылась в завышенных требованиях: военный священник должен был до этого прослужить в армии не менее пяти лет, иметь высшее образование, хорошую физическую подготовку, готовность к смене места службы и так далее.
«С институтом священнослужителей в армии ничего не вышло. Его как такового нет, хотя Медведев говорил о необходимости его создания», — рассказал «Газете.Ru» игумен Савва Молчанов, который с 2002 года был зампредом синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
По его словам, сейчас есть несколько десятков священнослужителей, которые хотели бы пойти работать в армию, но там слишком жесткий отбор.
Возможно, теперь требования к военным священникам все-таки снизятся, и вакансии наконец удастся заполнить. А у молодых священнослужителей появится дополнительный стимул отправляться работать в войска.
В Министерстве обороны «Газете.Ru» оперативный комментарий в пятницу дать не смогли. Зампред комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич считает, что решение об отсрочках для священников президент принял после обсуждения этого вопроса с патриархом Кириллом. «В России есть сложные приходы, и с учетом этой ситуации правительство позволяет священникам решить свои проблемы», — заявил Клинцевич, пояснив, что некоторые священники служат в очень бедных деревенских приходах и им нужно содержать свою семью, а некоторые пострижены в монахи, что также затрудняет службу в армии. «Как правило, в воинских частях очень много церквей и священники по призыву просто там работают. Днем они служат наравне с солдатами, а утром и вечером отправляют религиозные ритуалы», — говорит он. Правда, по его мнению, 150 отсрочек на четыре конфессии — это «капля в море».
Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин охарактеризовал решение президента как «правильное и давно ожидавшееся». «Согласно правилам, священник не может брать в руки оружие и упражняться в воинском деле. Поэтому священноначалие не раз ставило этот вопрос перед руководством, — заявил он. — А теперь, не нарушая экономических требований страны, священник может служить отечеству в том деле, в котором он призван». По его словам, 150 отсрочек соответствует примерному числу священнослужителей, которые были рукоположены, не отслужив в армии, или еще не достигли предельного возраста службы. «На самом деле таких людей немного, большинство либо отслужили, либо находятся в возрасте, в котором службу уже не несут», — добавил он.
Выяснить, что думают по поводу предоставления отсрочек представители других конфессий, пока не удалось.
Определить, как именно будет набираться «квота» на религиозную отсрочку и как будет проходить спецподготовка тех, кому эта отсрочка предоставляется, теперь должно правительство своим постановлением.
В соответствии с аналогичным документом, действовавшем с 2002-го по 2008 год, религиозные организации за три месяца до призыва отправляли просьбы об отсрочках своих священников в правительство. «В случае необходимости распределения между религиозными организациями квоты, установленной указом президента, поступившие просьбы рассматриваются на заседании комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве», — говорилось в постановлении. Окончательно сформированные списки за месяц до призыва направлялись в Минобороны, которое затем рассылало их по военкоматам. Ежегодно священник должен был предоставлять военным справку с работы. Отсрочка аннулировалась «в случае назначения священнослужителя на другую должность или утраты им статуса священнослужителя».
Москва. 5 сентября. INTERFAX.RU — При главном храме Вооруженных сил России, строительство которого начнется в ближайшее время в подмосковном парке «Патриот», будет действовать центр подготовки военного духовенства, сообщил журналистам замминистра обороны — начальник Главного военно-политического управления Андрей Картаполов.
«Воинский элемент станет основной направленностью этого храма. Мы хотим, чтобы в этом храме нашли отражение не только чисто канонические, церковные вещи. Мы хотим, чтобы этот храм стал не только центром духовного воспитания, но и исторического просвещения», — сказал генерал-полковник в среду на первой встрече с прессой в новой должности.
По его словам, исторически в русской и российской армии роль военного духовенства была очень велика, и ее необходимо вернуть.
Отмечая необходимость такой работы, Картаполов заявил, что «дух военнослужащего, дух солдата — это тоже оружие, мы это можем видеть на примере наших военнослужащих, которые воюют в Сирии, и этот дух надо воспитывать, поскольку он не появляется на пустом месте». «И этим должны заниматься военные священники», — сказал он.
Картаполов выразил уверенность, что посещать новый храм будут не только военнослужащие, члены их семей и сотрудники структур Минобороны, но и другие граждане. Он надеется, что этот храм «станет очередным примером единения всего нашего народа вокруг идеи патриотизма, любви и преданности нашей Родине».
Накануне министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что военное ведомство построит в подмосковном парке культуры и отдыха Вооруженных сил России «Патриот» главный храм ВС РФ.
В вооруженных силах идет набор военных священнослужителей. Потребности в таких пастырях у армии большие, но массово направлять их в войска генералы не торопятся.
Дело это новое, и в минобороны к нему подходят очень деликатно. После краткосрочных сборов и подготовки назначение в части получили только четыре священнослужителя. Двое поедут в Северо-Кавказский военный округ, по одному — на Черноморский флот и российскую военную базу за пределами страны.
Появление в армейских штатах новой должности — помощника командира части по работе с верующими военнослужащими — эксперты называют знаковым событием. Не только потому, что директива начальника Генштаба открыла перед служителями религии ворота КПП. Де-факто священники работают в наших гарнизонах многие годы. Теперь их военно-церковная служба признана де-юре. Но главное, что верующим солдатам и офицерам наконец-то официально предоставили право отправлять религиозные культы, что называется, без отрыва от погон.
А что с самими священниками, чем определяется их военно-правовой статус? Ответить на этот вопрос помогло специальное Положение о помощнике командира части по работе с верующими военнослужащими, которое утвердил статс-секретарь оборонного ведомства Николай Панков. Прежде всего там нет никаких конфессиональных ограничений. Армейским священником может стать и православный батюшка, и мулла, и раввин. В минобороны к этому вопросу подходят здраво и говорят: в каком пастыре будут нуждаться солдаты, такого и получат. Хотя должность священнослужителя в части всего одна, военному капеллану, по-видимому, придется работать с представителями разных религий. К такой практике в РПЦ и Духовном управлении мусульман России относятся спокойно. Возражений от руководства других конфессий тоже не слышно.
Поскольку назначение религиозных представителей в воинские части идет только по рекомендации конфессионального объединения, интересы церкви в любом случае учтены. Но при этом сохранен принцип свободы вероисповеданий — насильно привлекать солдат и офицеров к религиозным обрядам в армии запрещено. Это не вправе делать ни командиры, ни капелланы. Зато у последних появятся новые, чисто армейские обязанности. Военные священники, в частности, будут вместе с подразделениями выезжать на стрельбища и полигоны, участвовать в дальних походах и учениях. Кому это позволяет религия, при желании возьмут в руки автомат. Но главной обязанностью, конечно, станет духовно-просветительская работа с военнослужащими, их патриотическое и нравственное воспитание, профилактика правонарушений и суицидов. Среди других требований минобороны к духовным пастырям солдат — как минимум 5-летний церковный стаж, наличие хотя бы среднего образования и крепкое здоровье.
Поскольку войсковым пастырям погоны не положены, их положение будет сродни тому, какое сейчас занимают гражданские служащие Российской армии. Согласно Трудовому кодексу их приему на работу должно предшествовать заключение трудового договора или контракта с командиром части. Правда, сходство со штатским персоналом этим в основном и ограничится. Должностной статус, а следовательно, и зарплата у военных священников будут выше, чем у цивильных коллег. По некоторым данным, армейским капелланам положат оклад от 25 до 40 тысяч рублей в месяц — в зависимости от места службы. Жить они, скорее всего, станут в офицерских общежитиях или служебных квартирах. Кроме того, в штабе части каждому предоставят кабинет. А вот покупку религиозной утвари и других культовых принадлежностей армия на себя не берет. С этой проблемой духовным наставникам солдат придется обращаться в местные религиозные объединения.
Справка «РГ»
По данным социологического центра Вооруженных сил, сегодня более 70 процентов солдат и офицеров причисляют себя к верующим.
Священник из D&D. Добрым словом и булавой можно сделать гораздо больше…
Священник, или жрец, клирик (англ. cleric, priest) — один из традиционных классов в классовых системах жанра фэнтези.
Впервые этот класс был введен в самой первой настольной ролевой игре — D&D, и основные положения сформированы именно этой системой. Традиционный фэнтезийный священник — служитель божества (как правило — одного из многих в игровом мире), обладающий дарованной этим божеством способностью чудотворства (являющейся разновидностью магии), обычно в первую очередь лечебно-защитного характера, а также набором связанных с его верой ограничений. Ещё одна традиционная область деятельности священника — влияние на нежить (обычно — изгнание неупокоенных духов и уничтожение телесных оболочек восставших мертвецов).
Кто сказал, что боевые священники характерны только для фэнтези?
Во многочисленных системах и сеттингах, выходивших после D&D, были свои попытки трактовки образов священников. Если стандартный образ священника в компьютерных ролевых играх обычно строится на стереотипах D&D, то в других системах довольно быстро были предприняты попытки найти иную нишу и отойти от взгляда D&D (особенно при появлении сеттингов негероической направленности).
Наиболее типичны следующие варианты:
- Отделение статуса священнослужителя от роли чудотворца и вообще от класса или его аналога. (В некоторых сеттингах, напротив, класс священника может быть связан только со статусом — например, в игре Dark Heresy карьера священника дает персонажу положение в обществе, но никаких сверхъестественных умений).
- Усиление роли веры и религии в описании священника.
- Адаптация священника под иные реалии мира. Если класс D&D создавался под условия политеизма с пантеоном олимпийского типа, то, допустим, роль священника в монотеистическом мире — как общественная, так и духовная — будет существенно иной.
Священники в D&D
Ранние редакции
Изначально класс священника подразумевал не просто служителя божества, но религиозного воина (в связи с общей боевой направленностью D&D). Именно поэтому этот класс достаточно слабо походил на NPC-служителей божества — в рамках христианских аналогий этот класс скорее описывал крестоносца в походе, чем приходского священника или миссионера. (После образ крестоносца был частично перекрыт классом паладина, но появившиеся в этот период основные черты — богатый выбор доступного оружия и доспехов, уступающие только воинам боевые способности — закрепились за этим классом). Тогда же появилось и одно из характерных ограничений класса — так как для священника считалось запретным «пролитие крови», то персонажи этого класса могли сражаться только тупым оружием (булавами, молотами и тому подобным).
Вторая редакция AD&D
В этой редакции была сделана попытка увеличить разницу между служителями различных божеств. В данной редакции священник, в зависимости от своего божества, получал доступ к нескольким тематическим сферам заклинаний (Spheres of Influence), включающим наборы заклятий схожей направленности (существовали сферы погоды, лечения, защиты, растений и так далее). Доступ мог иметь несколько градаций — от малого до полного.
AD&D2: Players’ Options
Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.
Третья редакция D&D
Базовые правила третьей редакции включают понятие доменов (domain) — сфер влияния божества. Священник выбирает два домена из списка своего покровителя (из-за чего священники одного и того же бога могут иметь разный набор способностей) и получает связанные с этими доменами заклинания в дополнение к общему списку, а также особую способность, свою для каждого домена (например, последователь бога обмана может получить способность менять внешность, а почитатель бога силы — способность раз в день демонстрировать чудеса физической мощи). Было переработано одно из проблемных мест предыдущих редакций — хотя священник ранее имел большой набор различных заклинаний, необходимость держать в памяти большое число лечебных заклятий (потому что роль священника в партии сводилась обычно к роли лекаря) приводила к тому, что воспользоваться ими священник не мог или почти не мог — для них просто не оставалось места. В третьей редакции священник получил возможность спонтанного применения — «сбросив» любое заготовленное заклинание, он мог превратить его в заклятие лечения или нанесения ран соответствующего круга. (Выбор определялся богом или мировоззрением священника — служители злых сил могли только ранить (или восстанавливать нежить), добрых — лечить (или ранить нежить).
Другим моментом третьей редакции стала унификация магии — если ранее магия волшебников делилась на 9 кругов, а священников — на 7, то теперь каждый вид магии получил 9 кругов со сравнимыми по силе эффектами. Из-за этих изменений священник долгое время считался одним из сильнейших классов Третьей редакции — по-прежнему оставаясь способным к ближнему бою (в отличие от волшебника), он имел сравнимую по силе способность к магии (пусть в основном и не атакующей направленности). Другим существенным плюсом было то, что священнику, не в пример волшебнику, не было нужды отыскивать заклинания — повышаясь в уровне, священник автоматически получал доступ ко всем заклинаниями новых кругов.
Так как настройка священника во многом определяется доменами и божеством, то этот класс получил меньше вариантов, чем типовой базовый класс в 3.5. Тем не менее, в разных источниках выходили следующие вариации класса:
- Говорящий с предками (Ancestral Speaker) из Dragon 311 — жрец примитивных культур, не имеющий знания о загробных мирах, способности изгонять нежить и доступа к доменам, но имеющий улучшенный набор навыков, не нуждающийся в священном символе, способный задавать вопросы духам предков (получая ограниченное число ответов в день) и имеющий бонусы к общению с нежитью.
- Мистик (Arcane Disciple) из того же источника. Имеет меньше хитов, не может изгонять нежить и ограничен в использовании тяжёлых доспехов, но вместо этого получает дополнительные метамагические фиты, использование магических устройств как классовый навык, а также каждый уровень делает одно из заклинаний волшебника доступным для себя (превращая его в заклинание божественной магии, то есть получая возможность применять его в доспехах и так далее). Заклинания при этом должны быть как минимум на один круг заклинаний ниже, чем максимальный доступный жрецу.
- Возвышающийся (Aspirant) оттуда же. Не имеет доступа к доменам и изгнанию нежити, но получает бонус к классу защиты, сохраняющийся даже если священник теряет сознание, развивающуюся способность заменять одно подготовленное заклинание на другое и способность отменять чужие заклинания божественной природы. В конце развития становится сверхъестественным существом, как монах.
- Благодетель (Benevolent) оттуда же. Не имеет доступа к доменам и изгнанию нежити, но может «сбрасывать» подготовленные заклинания не только в лечебные\поражающие, но и в иные из более широкого списка, а также может давать обладателям схожего мировоззрения (но не себе) дарующее удачу благословение, позволяющее переброс проверки или дающее бонус к броску.
- Крестоносец (Crusader) оттуда же. (Не имеет отношения к классу из Tome of Battle) Не имеет доступа к доменам и изгнанию нежити, но получает набор навыков близкий к воинскому, владение одним видом воинского оружия, бонусы в бою с последователями одного из врагов божества-покровителя, а также способность изгонять последователей этого враждебного божества как если бы они были нежитью и схожую с паладинской способность карать, но не зло, а неверных (всех, кто не поклоняется божеству крестоносца, либо не имеет мировоззрения совпадающее с мировоззрением божества или священника).
- Проповедник (Evangelist) оттуда же. (Как и в случае выше, совпадение названия с престиж-классом случайное). Не может изгонять нежить и не может «скидывать» заклинания в лечебные, а также ограничен в выборе доспехов. Вместо этого колдует заклинания спонтанно, как чародей (или, скорее, богоизбранный) и получает доступ к дополнительным доменам с ростом уровня.
- Яростный жрец (Rage Cleric) из Dragon 333 представляет собой промежуточный вариант между священником и варваром. Вместо ношения тяжёлых и средних доспехов, доменов и изгнания нежити, яростный жрец получает боевую ярость варвара и её прогрессию по уровням (которая складывается с уровнями варвара). В дополнение к обычным ограничениям, яростный жрец не может быть законопослушным.
- Монастырский жрец (Cloistered Cleric) из Unearthed Arcana — вариант священника-интеллектуала вместо священного воина. Базовый бонус атаки растёт как у волшебника, ношение брони ограничено лёгкой, но увеличен набор навыков и число очков навыков на уровень, впридачу к двум обычным доменам всегда добавляется домен Знания, расширен набор применяемых заклинаний, а также священник получает аналог бардовского знания.
- Священник с фокусировкой на домене (Cleric variant, Domain focus) — вышел в Dragon 347. Вместо двух доменов такой священник получает один, но с удвоенным эффектом: либо количеством применения способности в день, либо бонусом от способности.
- Священник со спонтанным доменным колдовством (Cleric variant, Spontaneous domain casting) — вышел в PHB 2. Вместо способности менять любые свои заклинания на лечебные или причиняющие раны, он может «сбрасывать» их в заклинания из списка одного своего домена (который выбирается в начале и не меняется). В доменных «слотах» могут быть подготовлены лечебные или причиняющие раны заклятия.
Четвёртая редакция D&D
В D&D 4 священник вошёл в базовые правила, представляя боевую роль лидера. Как и ранее, священник прежде всего концентрируется на лечении (в отличие от другого лидера из PHB — военачальника, ориентированного больше на тактические манёвры). Пути совершенства, связанные с классом — ангельский мститель (angelic avenger), избранный священный боец, получающий владение тяжёлым клинком и «ангельские» типы урона, оракул (divine oracle), получающий набор способностей связанных с предсказанием, сияющий служитель (radiant servant), получающий способности, связанные со светом и лечением, и боевой священник (warpriest), чьи способности сближают его с воином.
Дополнение Divine Power ввело новый вариант билда священника, пацифистичный вариант, подразумевающий персонажа, боевая роль которого в первую очередь сводится к поддержке и лечению, а не нанесению урона.
Элементы D&D 4 | |
---|---|
Классы: | |
PHB I: | Воин (Fighter) — Волшебник (Wizard) — Разбойник (Rogue) — Жрец (Cleric) — Чернокнижник (Warlock) — Паладин (Paladin) — Военачальник (Warlord) — Рейнджер (Ranger) |
PHB II: | Бард (Bard) — Варвар (Barbarian) — Друид (Druid) — Заклинатель (Invoker) — Мститель (Avenger) — Колдун (Sorcerer) — Шаман (Shaman) — Защитник (Warden) |
PHB III: | Сияющий (Ardent) — Разум битвы (Battlemind) — Монах (Monk) — Псион (Psion) — Рунный жрец (Runepriest) — Искатель (Seeker) |
Прочие: | Изобретатель (Artificer) — Наёмный Убийца (Assassin) — Маг меча (Swordmage) |
Роли: | |
Атакующий — Защитник — Контроллер — Лидер | |
Расы: | |
PHB I: | Дварфы — Драконорождённые — Люди — Полурослики — Полуэльфы — Тифлинги — Эльфы — Эладрины — Дроу |
PHB II: | Дэв — Гномы — Полуорки — Голиафы — Зверолюди (Shifter) |
PHB III: | Гитзераи — Минотавры — Shardmind — Wildren |
Пятая редакция D&D
В пятой редакции священник несколько откатился назад, к традиционному виду. Как и прежде, священник может лечить товарищей и изгонять нежить. Домен (выбор которого играет роль выбора архетипа у прочих классов) у священника в D&D 5 один; вместе с бонусными заклинаниями он также определяет, что священник может делать за счёт способности к изгнанию нежити, помимо собственно изгнания: к примеру, жрец с доменом Знания может читать мысли и временно обретать умение обращения с разными инструментами, а с доменом Обмана — становиться невидимым и создавать иллюзии.
Персонажи-священники и NPC-священники
Так как в любой из редакций D&D священник рассматривался в первую очередь как PC-класс, ориентированный на типичный стиль приключений D&D (с большим количеством сражений, героическими деяниями и прочим), то NPC-священники отличались от них достаточно сильно. Уже в ранних источниках появились упоминания про то, что далеко не всякий священнослужитель описывается данным классом; более того, в большей части сеттингов далеко не всякий священник наделен даром чудотворства (и немалая часть обычно является просто проповедниками, храмовыми администраторами и так далее). Вместе с этим часто персонажи сталкивались с необходимостью обращаться за помощью к специалистам, обладающим традиционными силами священников (наиболее явный пример — исцеление или воскрешение убитого героя). Всё это породило традиционный для высокомагических миров феномен «заклинательных услуг» (spellcasting service) — во многих сеттингах D&D персонажи могут обратиться за применением нужных заклинаний (причём традиционным местом оказания таких услуг для священников становятся храмы). Это породило изначально неявный третий подвид священника — специалиста без боевых и «приключенческих» способностей персонажа, но владеющего магическими способностями соответствующего плана. В Третьей редакции роль таких священников отчасти приняли на себя NPC-классы.