28 ноября начинается Рождественский пост. Его продолжительность составляет 40 дней. Он начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа и поэтому часто именуется Филипповым.
Откуда взялся этот пост? Как он связан с Рождеством Христовым? Как нужно поститься? На эти вопросы мы попытаемся ответить.
Первые упоминания о посте перед Рождеством мы встречаем в проповедях свт. Иоанна Златоуста (нач. V в.), хоть он напрямую и не говорит о воздержании от пищи, но указывает на необходимость особого очищения перед праздником.
В это же время возникает особый период подготовки к Рождеству Христову в западной Церкви – некоторые указание на это мы встречаем, например, в проповедях свт. Григория Двоеслова.
Как на Западе, так и на Востоке у этих периодов менялась и форма, и продолжительность. Окончательно эти периоды сложились только к Х веку. На Западе время перед Рождеством носит название Адвент и продолжается четыре недели, а на Востоке – Рожественский пост, который длится сорок дней.
Почему постных дней столько? Еще в Ветхом Завете пост пророка Илии длился сорок дней (3 Цар. 19:8). Спаситель перед выходом на общественное служение тоже постился 40 дней. Именно поэтому сначала был установлен Великий пост, а потом в подражание ему – сорокадневный Рожественский пост. Вероятно, это связано с тем, что Рождество Христово почиталось как Малая Пасха, а Рождественский пост – как малая Четыредесятница (именно так этот пост иногда называется в наших богослужебных книгах).
Как богослужения Великого поста готовят верующих к празднованию Светлой Пасхи, так и в период Рождественского поста многие песнопения посвящены грядущему празднику.
Уже в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря н. ст.) на праздничном богослужении звучат рождественские песнопения – ирмоса рождественского канона «Христос рождается – славите, Христос с небес – срящите (рус. встречайте)». В богослужениях других дней Рождественского поста также очень часто встречаются предрождественские мотивы. Вот, к примеру, одно из песнопений праздника свт. Николая Мирликийского (19 декабря н. ст.) в переводе на русский язык: «Пещера, благоукрашайся, ибо Агница идет, неся во чреве Христа; ясли же, принимайте словом Освободившаго от неразумных деяний нас, на земле рожденных. Пастухи, играя на свирелях, свидетельствуйте о чуде страшном; и волхвы из Персии / золото, и ладан, и смирну Царю принесите». И таких предрождественских меток в богослужениях периода Рождественского поста очень много.
Не случайно, что и память нескольких ветхозаветных пророков празднуется именно в этот период ожидания Спасителя. Также всем пророкам, и праведным отцам, и матерям Ветхого Завета посвящены два последних воскресенья перед Рождеством, они носят название Неделя (по рус. воскресенье) святых праотец и Неделя святых отец.
Больше всего предрождественских песнопений поется в последние пять дней поста, которые называются предпразднством Рождества Христовы, они и по форме, и по содержанию напоминают песнопения Страстной седмицы.
Что же касается гастрономической составляющей Рождественского поста, то указания нашего Устава достаточно сложны. Они формировались с учетом различных монастырских практик и даже сегодня оставляют место для различных трактовок. Если же говорить в общем, вкушение рыбы разрешено в субботу и воскресенье, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в какой бы день недели он ни выпал. Рыбу также можно есть во вторник или в четверг, если в этот день будет какой-нибудь праздник. Если же праздника нет – тогда едим пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу Уставом предписано есть пищу без масла, а если выпадет праздник, тогда вкушать пищу с растительным маслом. При решении вопроса, как поститься, нужно не забывать, что наш Устав имеет монастырское происхождение, следовательно, он составлен для монахов, и поэтому решать, с какой строгостью поститься, нужно исходя из своего состояния здоровья и советуясь с духовником или священником в вашем храме.
Однако не нужно забывать, что гастрономическая часть поста не есть самоцель, гораздо важнее внутреннее состояние души. Не зря же преподобный Иоанн Дамаскин писал, что если пост заключался бы только в еде, святыми были бы даже коровы.
Александр Адоменас
Выпускник ПСТГУ, бакалавр богословия
Великий пост в его сегодняшнем виде появился не раньше 4–5 веков, ранее последователи христианского вероучения постились так, как сегодня постятся мусульмане.
— Ни Христос, ни его апостолы не знали о существовании Великого поста (центральный пост в православной и ряде других церквей), — заявил православный деятель дьякон Андрей Кураев. — Дело в том, — пояснил он, — что Великий пост это скорее нажиток христианской истории конце 4–5 веков и более позднейших столетий, — заявил Андрей Кураев в прямом эфире программы «Особое мнение» радио Эхо Москвы.
По словам дьякона, христианский пост времен Христа и нескольких последующих поколений был подобен сегодняшнему мусульманскому посту.
— А христиане первых столетий постились так, как постятся сегодня мусульмане. То есть, если пост, то это ничего: ни воды, ни еды никакой, но в течение только светового дня — от восхода Солнца до заката. И соответственно в первые столетия христианской истории не было понятия «постная пища» или «постная каша». Если пост — то ничего (не употребяется в пищу-ред.), — сказал Андрей Кураев.
― В Библии наш Великий пост никак не описывается хотя бы по той причине, что Великий пост установлен в честь событий, описанных в Библии. То есть он вторичен, собственно, к самой библейской истории. Грубо говоря, в работах Ленина вы не найдете описания Мавзолея Ленина никак. Точно так же сейчас соотносится Великий пост и жизнь Христа. Великий пост — это нажитки. Потому что христианин не может быть пленником даже одной книги, даже такой великой, как Библия. Есть опыт народов тысячелетий. И вот этот опыт показал, что пост — а пост это общерелигиозная практика, она упоминается и в Ветхом Завете и в Новом Завете — пост не может быть однодневным, — разъяснил свою позицию Кураев.
Также дьякон объяснил, почему современные христиане в отличие от мусульман не разговляются по ночам:
— …Стало понятно, что если я пощусь весь день, а вечером наелся — казан плова навернул, — то в общем-то, накопления какого-то моего изменения не происходит. Да, сила воли укрепляется, конечно. Тяжело выдержать световой день, тем более, в жарком климате. Но от поста потребовалось еще что-то другое. Назначение поста, главное назначение поста — это посадить на цепь альфа-самца во мне самом. И оказывается, что качество и содержание моих снов даже зависит от того, что я скушал на ужин, — объяснил дьякон и тут же заявил, что появление постов в христианской церкви — признак того, что христиане только десятую часть года пытаются стать лучше, и это является «неудачей»:
— В некотором смысле появление постов в церкви — это признак катастрофы, неудачи. . Нам не удалось вообще стать нормальными христианами, поэтому одну десятую часть года мы делаем лихорадочную попытку стать чуть лучше, чем обычно. Точно так же это касается того, что появились храмы, то что появились какие-то отдельные праздники, святыни. Христианство рождается как идея такой мистической анархии: вот Бог везде и всюду в каждую секунду с нами, и ты помни о Боге каждую секунду. А оказалось, что это только единицы могут понести такое переживание Бога — каждую секунду в каждом человеке видеть Христа, образ божий, — заявил Кураев.
Справка:
Андрей Кураев — российский религиозный и общественный деятель, протодиакон Русской Православной Церкви; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Творчество и деятельность Андрея Кураева вызывают различные оценки: от наград за миссионерскую деятельность и усилия в деле единения, солидарности и терпимости до обвинения в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов и отрицательных оценок со стороны представителей как православия, так и других христианских конфессий. Решением заседания учёного совета Московской Духовной Академии от 30 декабря 2013 года был отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Духовной Академии за эпатажную, в ряде случаев скандальную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере.
История Великого поста таит в себе множество загадок. Мы называем его Святой Четыредесятницей, но на самом деле он продолжается 7 недель или 48 дней, не считая Пасхи. Почему святые отцы называли этот пост «десятиной года», как нужно правильно поститься по Уставу, почему Церковь считает, что в субботы и воскресенья Великого Поста христиане не постятся. Обо всем этом в материале журнала «Фома».
Содержание
Когда в Церкви появился Великий пост?
Фото Владимира Ештокина
До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15)
По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.
В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».
В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.
Сколько длится Великий пост?
Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.
Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года». Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. Если из семи недель вычесть все субботы и воскресенья, когда пост отменяется, то мы получим 35 дней + еще несколько часов поста во время пасхальной ночи.
Уже в IV –V веке Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».
Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, — это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.
Что такое Великий пост по уставу Церкви?
Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).
То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).
В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.
Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.
Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.
Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.
Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.
На заставке: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1862
Суть поста
Решив поститься, мы должны иметь представление о том, что же такое пост. В чем его суть?
Издревле пост являлся средством для того, чтобы приблизиться к Богу, очиститься, приготовиться к чему-то важному. Пост – это усиленная молитва, когда мы ставим наши естественные потребности на второй план, для того, чтобы подчеркнуть важность нашей молитвенной нужды. Во время поста мы учимся говорить себе «нет», учимся быть ведомыми не заложенными в нас плотскими потребностями, а Богом. Пост окрыляет нашу молитву, учит нас воздержанию. По сути дела, многие святые отцы смотрели на первый грех, который случился в Эдемском саду, как на нарушение заповеди поста, данной Адаму и Еве. Невоздержанность, неумение сказать себе «нет» в духовной жизни приводит к катастрофе.
Мы должны понимать, что в посте самое главное — это наше устремление к Богу. Великий пост – это в первую очередь не воздержание в пище, а духовное упражнение. Во время Великого поста христиане не просто отказывают себе в тех или иных продуктах, они стремятся высвободить больше времени и сил для молитвы, Костела, добрых дел. Если человек не ест мяса, но не стал больше времени проводить с Богом, больше молиться, исследовать Священное Писание, чаще бывать на Святой Мессе, то в чем же смысл, его поста? Без духовной составляющей пост превращается в обычную диету.
Святой Иоанн Златоуст говорил о том, что во время поста человек должен те деньги, которые раньше тратил на мясо, тратить на добрые дела и милостыню. Многие святые на время Великого поста старались уединяться для более углубленной молитвы, покаяния.
В богатой копилке церковного Предания есть несколько постов, и они приурочены к определенным событиям. Скажем, Рождественский пост — это радостный пост ожидания Спасителя, который приходит в этот мир для того, чтобы спасти грешников. Пост Великий — это пост предпасхальный. Он как будто проводит нас, путем страданий Иисуса Христа, на пути к святой Пасхе, к Его чудесному воскресению, когда вся земля ликует и восклицает: «Христос Воскрес». Великий пост помогает нам вместе со всей Церковью пройти путем Христовым, вспомнить о том, как тяжел был этот путь, какие страдания перенес наш Спаситель. Это время глубокого покаяния перед Богом, время вопля к Богу об очищении для того, чтобы радость воскресения Христа наполнила нашу жизнь.
Великий пост формировался не один век. Не сразу он появился в Церкви в том виде, в котором мы знаем его теперь. И длительность поста, и то, как он проходил, в древности отличались от того, как это делаем мы сегодня. Церковь, осмыслив свой древний опыт, предложила наиболее эффективный способ, как проводить Великий пост. В древности христиане крестили новых учеников на Пасху, и великий пост с одной стороны был подготовкой крещаемых к самому важному событию в их жизни, с другой стороны — был призван приготовить их к Пасхе.
Сегодня для нас время великой благодати. Любой, кто пожелает сделать пост частью своей духовной жизни, имеет перед собой облако свидетелей, которые прошли этим путем перед ним, и оставили множество замечательных свидетельств о том, как лучше поститься. Поэтому, дорогой друг, давай не будем пренебрегать этим даром, а вместе с великими святыми войдем в пост.